Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ » Планирование на предприятии: курс лекций

1. Понятие и сущность планирования
27.12.2011, 13:16

1. Планирование как центральная функция управления

2. Виды и принципы планирования

3. Объекты и формы организации планирования на предприятии

4. Процесс планирования

 

1. Планирование — центральная функция управления. Управление - определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности; процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1.    В каком состоянии организация находится в настоящее время?

2.    В каком направлении хочет двигаться организация?

3.    Каким образом организация собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Основная цель - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование  систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернатив в ожидаемых условиях.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях и фирмах состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

2. Виды планирования:

- По степени охвата

общее планирование и частичное планирование

- По содержанию предпринимательской политики

стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование

- По объектам (сферам функционирования)

планирование сбыта, планирование производства, планирование персонала, планирование заготовок, инвестиционное планирование, планирование финансов

- По глубине планирования

глобальное, контурное, ограниченное по заданным рамкам и детальное

- По временному горизонту планирования

краткосрочное планирование, среднесрочное планирование и долгосрочное планирование

- По координации во времени

планирование по календарным срокам (последовательное) и скользящее (перекрывающее) планирование   

- По методам реализации

 директивное и индикативное

жесткое и гибкое

Классификация Р.Л. Акоффа
(временная ориентация планирования)

Планирование

Ориентация

Реактивное

На прошлое

Инактивное

На настоящее

Преактивное

На будущее

Интерактивное

Взаимодействие прошлого, настоящего и будущего

Основополагающие принципы планирования:

- Полнота планирования

- Детализация планирования

- Точность планирования

- Простота и ясность планирования

- Непрерывность планирования

- Эластичность и гибкость планирования

- Экономичность планирования

3. Объекты планирования:

К обособленным специфическим объектам планирования относятся (на примере предприятия по изготовлению и выпуску продукции):

•научно-техническая подготовка производства;

•основное производство (выпуск продукции);

•вспомогательное и обслуживающее производство;

• качество продукции;

• труд и заработная плата;

• кадры;

• маркетинг;

• материально-техническое снабжение;

• сбыт продукции;

• финансы;

• инвестиции;

• социальное развитие и т. д.

Формы организации планирования:

«сверху вниз»

«снизу вверх»

встречное планирование:

«цели – вниз, планы – вверх»

4. Процесс планирования:

В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).

В бизнесе принято выделять четыре основных этапа или уровня планирования:

•                 разработка общих целей,

•                 определение конкретных задач,

•                 выбор основных путей и средств их достижения,

•                 контроль за их выполнением.

Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.

Методологической основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации

План является хорошей основой для организации работ, контроля за достижением целей, а также для разработки бюджета (оценивания). Процесс планирования и оценивания можно представить в виде схемы

Содержание и этапы планирования деятельности фирмы:

Планирование с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:

- анализ потребностей в планировании и планах;

- формулирование задач планирования;

- формулирование критериев планирования;

- выработку альтернатив;

- проверку физической реализуемости плана;

- проверку экономической реализуемости плана;

- проверку финансовой реализуемости плана;

- оптимизацию плана, оценку и выбор наилучшего решения;

- реализацию этих решений;

- использование обратной связи и управление

 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0