Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Административное право: учебное пособие

Тема 10. Административная ответственность и административное правонарушение
31.01.2012, 14:50

10.1. Понятие и основные черты административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической от-ветст­венности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, законодатель не называет их в отличие от преступлений общественно опасными деяниями. Между тем некоторые исследователи либо прямо высказывают мнение, что административные правонарушения тоже общественно опасны (хотя степень этой опасности меньше, нежели у преступлений), либо термин «опасность» используют применительно к административным правонарушениям [7]. Такая позиция вполне приемлема, что подтверждается вероятностью административных правонарушений, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на окружающую природную среду, правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике, на транспорте, в области дорожного движения и т. п.

Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В то же время институту административной ответственности присущи специфические, характерные только для этого вида юридиче­ской ответственности черты:

• в большинстве случаев она является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или соответствующими коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

• назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

• поскольку административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания менее суровы, чем уголовные;

• применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

• существенной особенностью института административной ответ­ственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

• в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (Уголовным кодексом РФ), административная ответственность устанавливается Кодексом об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим крайне важен вопрос о распределении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательства об административных правонарушениях;

• к ведению Российской Федерации относятся следующие установления: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

• административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливается законами этих субъектов. При этом в одних субъектах принимается единый закон, касающийся вопросов административной ответственности и административных правонарушений, а в других (в частности, в Москве) — законы об административной ответственности за правонарушения, совершаемые в различных сферах деятельности.

10.2. Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение
наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, то есть противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного тре­бования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Так, например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации; а невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых опе-раций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие этого должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких по­следствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем — умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим послед­ствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умы­слом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не остановил транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не различил, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза) и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является также нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ), осуществление же дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ) может быть правонарушением как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Пример, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел вовремя притормозить и выехал на перекресток на красный свет,— типичный образец неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же водитель, отвлекшись от обстановки на малознакомой дороге, проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал, что там установлен светофор), то в этом случае речь идет о неосторожном правонарушении в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности, и ему не следовало притуплять внимание.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судам или другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств без разрешения таможенного органа (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежным). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести еще немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, то есть казуса — случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких ситуациях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно случался инфаркт, появлялись судороги, они теряли сознание и т. п., а потому не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех таких случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и административная ответ­ственность лица не наступает.

Юридическое лицо согласно ст. 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо Кодексом об административных правонарушениях, либо законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях обязательно установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответ­ственность, например дисциплинарная. К сожалению, есть немало примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусматривается ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением. Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия — потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел или неосторожная форма вины (когда сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за совершение этого деяния ни Кодексом об административных правонарушениях, ни законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок не является административным правонарушением. Это дисциплинарный проступок, а стало быть, за него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к административным относятся правонарушения:

— посягающие на права граждан;

— посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

— в области охраны собственности;

— в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования;

— в промышленности, строительстве, энергетике;

— в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;

— на транспорте;

— в области дорожного движения;

— в связи и информации;

— в предпринимательской деятельности;

— в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

— в таможенном деле;

— посягающие на институты государственной власти;

— в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

— против порядка управления;

— посягающие на общественный порядок и общественную без-опасность;

— в области воинского учета.

Законами субъектов Российской Федерации предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах. Это, в частности, правонарушения в архивном деле, в области благоустройства населенных пунктов, в области соблюдения нормативов и жилищных стандартов и др.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости — для устранения опасно­сти, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный вред.

10.3. Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуе-мость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения админи-стративных проступков от других видов правонарушений, в частности от нередко схожих с ними преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние признается административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате,— административное правонарушение (ст. 11.18 КоАП РФ), которое совершается сопровождающим ребенка лицом. Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, дорожного движения, правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект админи-стративного правонарушения, регулируются не только нормами админи-стративного, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологиче-ского, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Одна­ко охраняются они только нормами Кодекса об административных правонарушениях и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого кодекса и законов субъектов федерации об административных правонарушениях, то в этом случае нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения нарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и т. п. Вредными последствиями таких действий может быть создание опасности в дорожном движении, помеха другим участникам движения, аварийная ситуация, совершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных послед­ствий, третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными по­следствиями. Установить такую связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и т. д. Однако в установлении наличия причинно-след­ственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, и проявляются они только в виде общественного вреда или общественной опасности, а потому причинно-следственная связь между противоправным деянием и его послед­ствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответ­ствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, наступили вредные материальные последствия или нет. Например, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Другое административное правонарушение с формальным составом — превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ) и пр.

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом, который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 той же статьи за нарушения, следствием которых стали материальные последствия в виде возникновения пожара (материальный состав).

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Например, ч. 1 ст. 4 Закона Республики Татарстан «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах и в других общественных ме­стах, а ч. 2 той же статьи — за те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного наказания.

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Ко­декса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактиче­ских мероприятий.

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, то есть необязательными. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должност­ные лица, водители, несовершеннолетние, лица, ранее подвергнутые административному наказанию, и т. п., а также особые субъекты — лица, имеющие особенности правового статуса: военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе; иностранные граждане и лица без гражданства. Для одних субъектов этих категорий законом установлены дополнительные основания для административной ответ­ственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем военнослужащие (особые субъекты) в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Должностные и юридические лица как субъекты административного правонарушения будут рассмотрены далее.

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях Кодекса об административных правонарушениях и в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответ­ственности (ст. 12.16 КоАП РФ). При ненадлежащем управлении юридическим лицом, то есть при использовании полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, что повлекло уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков, вина должностного лица может быть как умышленной, так и неосторожной. Однако это не влияет на квалификацию данного деяния должностного лица (ст. 14.21 КоАП РФ).

В ряде случаев форма вины законодателем прямо не установлена, но косвенно она ясна из самого характера деяния. Так, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 КоАП РФ установлена ответственность за утрату материалов и данных Государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присут­ствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также за оборот их аналогов. Но если у деяния была именно такая цель, возможность его квалификации по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Задачи для самоконтроля

Задача 1

Водитель Ломов был пристегнут ремнем безопасности, а его пассажир Косарев — нет. Сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения, остановив автомобиль Ломова, назначил и пассажиру, и водителю административные наказания в виде штрафа в размере 1/2 МРОТ.

Справедливо ли наказание Ломову?

Что, на ваш взгляд, является объектом этих правонарушений?

Задача 2

Военнослужащий старший лейтенант Сергеев был задержан на улице сотрудниками милиции за то, что находился в нетрезвом состоянии, нецензурно выражался, приставал к гражданам. За совершение данного правонарушения начальник отдела милиции назначил Сергееву административное наказание в виде штрафа в размере 10 МРОТ, а командир войсковой части, где он проходил службу, объявил ему о неполном служебном соответствии.

Какие нарушения закона вы усматриваете в этой ситуации?

Что является объектом этого правонарушения?

Какие признаки включает в себя объективная сторона этого правонарушения?

Задача 3

Пятнадцатилетний школьник, выбежав на проезжую часть улицы, оказался виновным в создании аварийной ситуации, однако дорожно-транспортного происшествия удалось избежать. Сотрудником ГИБДД в соответствии со ст. 12.30 КоАП РФ подростку был назначен административный штраф в размере 1 МРОТ.

Правильно ли назначено наказание?

Подобное правонарушение имеет материальный или формальный состав?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ