Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПРАВОВЕДЕНИЕ » Административное право: учебное пособие

Тема 3. Федеральные органы исполнительной власти
31.01.2012, 14:41

3.1. Система федеральных органов исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту систему существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение ее государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из краеугольных прин­ципов организации и деятельности органов государственной власти является разделение их на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ обусловливает наличие единой ветви исполнительной власти в стране, а в ее структуре — федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ в пределах ведения Россий­ской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, возглавляемую Правительством РФ. Отметим в этой связи, что ст. 78 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ обязанность обеспечивать в соответ­ствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Статья 11 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ осуществление государственной власти в Российской Федерации, а ст. 110 — осуществление исполнительной власти Российской Федерации, поскольку Правительство РФ одновременно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 111 и 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ.

3.2. Правительство Российской Федерации как субъект административного права

Правительство Российской Федерации — высший орган государ­ственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ Правительство РФ состоит из Пред­седателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2, ст. 110).

Основными направлениями деятельности Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ являются:

• разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

• обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществление управления федеральной собственностью;

• осуществление мер по обеспечению обороны страны, государ­ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Фе­дерации;

• осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит также право законодательной инициативы. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Пра­вительства РФ.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Фе­дерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Фе­дерации».

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется прин­ципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституцион-ных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ призвано в пределах своих полномочий организовывать исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Рос­сийской Федерации, осуществлять систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ руководит работой соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Эти федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В этой связи Правительством РФ:

• утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти;

• устанавливается предельная численность работников аппаратов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

• устанавливается порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

• назначаются на должность и освобождаются от должности заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, и их заместители, руководители органов и организаций при Пра­вительстве РФ, утверждаются члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов, а также учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ. Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации подразделил полномочия данного высшего органа исполнительной власти на несколько категорий:

— общие;

— в сфере экономики;

— в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной по­литики;

— в социальной сфере;

— в сфере науки, культуры, образования;

— в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

— в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

— по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

— в сфере внешней политики и международных отношений;

— иные полномочия.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, федеральному законодательству. На основании соответствующих соглашений Правительство РФ может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В сфере экономики Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной поли­тики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Госу­дарственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способ­ствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государ­ственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государ­ственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Пра­вительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологиче­ской безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их по­следствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Рос­сийской Федерации Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Рос­сий­ской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Во­оруженных сил РФ, других войск и воинских формирований Россий­ской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответ­ствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Го­су­дарственной границы РФ; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Прави­тельство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Рос­сийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации, а также обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Кон­ституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим несущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются и форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Прави­тельства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Пра­вительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимо­сти немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Поста­новления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Прави­тельства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Кроме того, Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров они информируют об этом Председателя Правительства РФ. В соответствии с федеральным законодательством в заседаниях Правительства РФ вправе участвовать представители палат Федерального Собрания РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ и другие лица.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на открытых или закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Пра­вительства РФ.

Материалы заседаний Правительства РФ и принятые по ним решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по ним решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

• принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

• устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

• устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

• принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

• рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

• рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

• рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

• рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации;

• принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• образуется Президиум Правительства РФ;

• утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

• устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

• утверждается Регламент Правительства РФ;

• утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Его решения принимаются большин­ством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Прави­тельства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Пре­зидиума Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о его кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государ­ственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ:

— по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке;

— в случае невозможности исполнения Председателем Прави­тельства РФ своих полномочий.

Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ об освобождении от должности Пред­седателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Пра­вительства РФ в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. В случае освобождения Председателя Правительства РФ от должности Президент РФ вправе до назначения нового Пред­седателя Пра­вительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Прави­тельства РФ и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы.

Члены Правительства РФ не вправе:

• быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления;

• занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

• быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

• использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

• получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

• получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

• принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

• выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство РФ и определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, а также систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ. Кроме того, Председатель Правительства РФ:

• представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за ее пределами;

• ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

• подписывает акты Правительства РФ;

• представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя Правительства РФ:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;

• участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Прави­тельства РФ, обеспечивают их исполнение;

• координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;

• предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры:

• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правитель-ства РФ;

• принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

• принимают участие в выработке и реализации политики Прави­тельства РФ;

• обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Пре­зидента РФ, и Президенту РФ.

Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете отдельной строкой. Члены Правительства РФ за свою служебную деятельность получают денежное содержание, размер которого устанавливается федеральным законодательством. Медицинское обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов Правительства РФ осуществляются на основании федерального законодательства в пределах расходов федерального бюджета на содержание Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Пре­зидента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Возглавляет Аппарат Правительства РФ руководитель Аппарата Пра­вительства РФ — заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр. Положение об Аппарате Правительства РФ утверждается Правительством РФ. Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства РФ производится в пределах расходов на содержание Правительства РФ.

Прекращение деятельности действующего состава Правительства РФ возможно по нескольким основаниям:

1. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Прези­дентом РФ.

2. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

3. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе.

4. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Го­сударственная Дума в течение двух месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Пра­ви­тельства либо распускает Государственную Думу.

5. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госу­дарственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госу­дарственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти государства взаимодействует с Президентом РФ, системой федеральных органов исполнительной власти, органами судебной системы, законодательной властью Российской Федерации, а также органами государ­ственной власти многочисленных субъектов Российской Федерации.

3.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

В Российской Федерации органы исполнительной власти функционируют как на федеральном уровне, так и на уровне каждого субъекта Российской Федерации. При этом федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные представительства в субъектах Российской Федерации, которые действуют наряду с органами исполнительной власти, созданными самими субъектами федерации в рамках реализации своих полномочий.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти определены упоминавшимся выше Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с положениями данного нормативного правового акта в системе федеральных органов исполнительной власти выделяются 15 федеральных министерств с подведомственными им федеральными агентствами (27) и федеральными службами (23), а также другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие статус федеральных служб (11) и федеральных агентств (4) и находящиеся в непосредственном ведении Президента РФ или Правительства РФ.

К примеру, в непосредственном ведении Президента РФ в настоящее время находятся такие федеральные органы исполнительной власти, как:

— Министерство внутренних дел РФ с подведомственной ему Федеральной миграционной службой;

— Министерство иностранных дел РФ;

— Министерство обороны РФ вместе с рядом подведомственных служб (по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, техническому и экспортному контролю) и Федеральным агентством специального строительства;

— Государственная фельдъегерская служба РФ;

— Служба внешней разведки РФ;

— Федеральная служба безопасности РФ;

— Федеральная служба охраны РФ и другие органы.

В ведении Правительства РФ находятся, в частности:

— Министерство здравоохранения и социального развития РФ (а также подведомственные последнему федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по труду и занятости и федеральные агентства по здравоохранению и социальному развитию, по физической культуре, спорту и туризму);

— Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (вместе с тремя федеральными агентствами и федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия);

— Министерство образования и науки РФ (с соответствующими агентствами и службами);

— другие федеральные министерства;

— ряд служб и агентств, непосредственно подведомственных Пра­вительству РФ (например, Федеральная антимонопольная служба и Фе­деральное агентство атомной энергии).

Полный перечень органов исполнительной власти Российской Федерации федерального уровня содержится в вышеозначенном Указе Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314. Этим документом также определено, что функции федерального органа исполнительной вла-сти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ,— постановлением Правительства РФ.

Федеральные органы исполнительной власти в зависимости от организационно-правовой формы и их административно-правового статуса осуществляют следующие функции:

а) по принятию нормативных правовых актов;

б) по контролю и надзору;

в) правоприменительные;

г) по управлению государственным имуществом;

д) по оказанию государственных услуг.

Правовой статус федерального министерства определяется названным Указом Президента РФ:

• оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

• возглавляется входящим в состав Правительства РФ министром Российской Федерации (федеральный министр);

• на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;

• в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ;

• осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

• осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Координационные полномочия федеральных министерств обусловливают наделение их руководителей — федеральных министров — следующими функциями:

• утверждают ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их испол­нении;

• вносят в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

• вносят в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

• вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере их деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в их ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

• во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Пра­ви­тельства РФ дают поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролируют их исполнение;

• имеют право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

• назначают на должность и освобождают от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

• назначают на должность и освобождают от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

• вносят в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

• принимают нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

• вносят в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

• вносят в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

• назначают проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Статус федеральной службы определяется следующими аспектами:

• служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государ­ственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

• возглавляется руководителем (директором) федеральной службы (федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа);

• в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Прези­денту РФ или находиться в ведении Правительства РФ;

• не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Краткая характеристика федерального агентства выглядит следующим образом:

• оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные, за исключением функций по контролю и надзору;

• возглавляется руководителем (директором) федерального агент­ства (оно может иметь статус коллегиального органа);

• в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства (федеральное агентство может быть подведом­ственно Президенту РФ);

• ведет реестры, регистры и кадастры;

• не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Следует, однако, иметь в виду, что установленные ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и во­просов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти. Порядок взаимодей­ствия между федеральными органами исполнительной власти, руковод­ство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители прочих федеральных служб, федеральных агентств назначаются на должность и освобождаются от должно­сти Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей таких федеральных служб, федеральных агентств назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств (это положение вступает в силу со дня вступления в силу федерального конституционного закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Прави­тельством РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Задания для самоконтроля

1. Распространяется ли принцип единства системы органов исполнительной власти на все сферы ведения Российской Федерации и ее субъектов или только на какие-то части?

2. Могут ли органы государственной власти субъектов РФ наделяться соответствующими полномочиями по предметам ведения федерации или предметам совместного ведения?

3. Каковы полномочия Президента РФ, осуществляемые им в области государственного управления.

4. Назовите состав Правительства РФ и порядок его формирования.

5. Устанавливаются ли для членов Правительства РФ ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства РФ?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0