Присутствие в правовом статусе главы государства — Президента РФ — элементов административно-правового статуса связано прежде всего с тем, что Президент РФ занимает в системе органов государства совершенно особое место. Он обладает рядом полномочий, позволяющих оказывать существенное (часто решающее) влияние на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основы правового статуса Президента РФ содержит Конституция РФ, которая в ст. 11 определяет, что наряду с другими органами власти государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Субъектом административного права Президента РФ делает то обстоятельство, что в Основном Законе нашей страны закреплен ряд полномочий Президента РФ в области исполнительной власти:
• Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
• совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
• принимает решение об отставке Правительства РФ;
• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
• формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
• утверждает военную доктрину РФ;
• формирует Администрацию Президента РФ;
• назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
• назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;
• назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
• может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
• вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
• осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
• ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
• подписывает ратификационные грамоты;
• принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
• является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ;
• в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
• при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
• решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
• награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Кроме того, перед вновь избранным Президентом РФ Правитель-ство РФ слагает свои полномочия. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ отставка Правительства РФ принимается и отклоняется также Президентом РФ. Президент РФ может и самостоятельно принять решение об отставке Правительства РФ.
Президент РФ играет важную роль в сфере исполнительной власти. В частности, Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а также осуществляет непосредственное руководство блоком так называемых силовых органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, СВР России и др.).
Президент РФ — это высшее должностное лицо государства и одновременно государственный орган. Статус Президента РФ в качестве органа может вызвать определенные сомнения, поскольку Президент РФ — это конкретное физическое лицо, отвечающее определенным конституционным критериям, победившее на выборах Президента РФ. Однако осуществление президентских полномочий, что совершенно очевидно, невозможно одним лицом, пусть даже Президентом РФ. Аппарат Президента РФ включает в себя централизованные и территориальные органы управления, реализующие функции Президента РФ как на уровне федерации, так и на местах.
Должность Президента РФ является выборной. Избирается Президент РФ на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, в которой клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Он может также по собственной воле досрочно прекратить исполнение полномочий в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Примечатель-но, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Президент РФ обладает неприкосновенностью, что является важнейшей гарантией его независимости. Неприкосновенность Президента РФ проявляется прежде всего в таких особенностях его правового статуса, как невозможность легитимного привлечения Президента РФ к уголовной, административной, любой другой ответственности, за исключением политической, меры которой закреплены в Конституции РФ. Такого рода меры ответственности — это отрешение от должности, так называемый импичмент.
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении уста-новленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государствен-ной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при нали-чии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Президент РФ осуществляет свою деятельность посредством издания следующих правовых актов: указы Президента РФ, носящие ярко выраженный нормативно-правовой характер, то есть содержащие нормы, в том числе и административного права, а также распоряжения Президента РФ, не имеющие нормативного характера и отвечающие признакам индивидуальных управленческих актов. В соответствии с Конституцией РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ руководствуется в своей деятельности принципом законности. Следовательно, его акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Итак, организационная структура института Президента РФ сложна и закреплена непосредственно в Конституции РФ. Среди многочисленных полномочий Президента РФ, отраженных в ней,— полномочия по формированию Администрации Президента РФ и назначению полномочных представителей Президента РФ, закрепленные в ст. 83 Конституции РФ.
Администрация Президента РФ является центральным органом управления в системе института Президента РФ согласно Указу Президента РФ от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. В состав Администрации Президента РФ помимо традиционных структур также входят помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном суде РФ, управления Президента РФ и т. д.
Цели деятельности Администрации Президента РФ:
• обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства;
• осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ;
• подготовка предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
• содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
• разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;
• разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;
• обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации;
• содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
• содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
• обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:
• организация подготовки законопроектов в порядке законодательной инициативы;
• подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
• подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
• подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;
• обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;
• подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;
• обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного Совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
• осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
• подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный суд РФ;
• подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
• обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
• обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
• обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
• содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
• обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации;
• организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;
• сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;
• учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ;
• обеспечение хранения официальных текстов (оригиналов) федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.
Задания для самоконтроля
1. Перечислите полномочия Президента РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти.
2. Вправе ли Президент РФ исполнять обязанности Председателя Правительства РФ?
3. Дубов обратился в суд с заявлением о признании недействительными Указов Президента РФ об освобождении его от должности председателя Федеральной энергетической комиссии и о назначении на эту должность Верховцева, поскольку согласно ФКЗ «О Правительстве РФ» и Указа Президента РФ о системе ФОИВ решение этого вопроса отнесено к ведению Правительства РФ.
В ответ на аргументы представителей Президента РФ о том, что он действовал в пределах предоставленных ему ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» полномочий, Дубов заявил, что решение этих вопросов произошло без участия Председателя Правительства РФ, который в это время находился в заграничной командировке, поэтому не мог внести Президенту РФ соответствующие представления.
Разрешите дело по существу.
(ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года; Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года; ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14 апреля 1995года.) |