Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Административное право: учебное пособие

Тема 5. Система исполнительной власти субъектов Российской Федерации
31.01.2012, 14:43

Объективный анализ развития различных сфер общественной жизни России за последнее десятилетие позволяет говорить о постоянном возрастании роли органов исполнительной власти субъектов РФ в единой системе государственного управления и процессе осуществления системных преобразований в России. Это обусловлено прежде всего тем, что формирование организационно-правовых механизмов практической реализации закрепленного ч. 3 ст. 5 Конституции РФ принципа единства системы государственной власти в России невозможно без повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, что, в свою очередь, является одним из главных условий успешного проведения реформы системы государственного управления, укрепления единого правового и экономического пространства Российской Федерации.

Для формирования концепции развития системы органов исполнительной власти субъектов РФ и установления их роли в системе государственного управления в масштабах всей России важно определение самого понятия «система исполнительной власти» и условий, влияющих на ее нормальное функционирование. Таким образом, не­обходимо остановиться на следующих параметрах: название системы, определение ее составных частей (элементов), признаки и назначение системы.

На сегодняшний день проблема однозначного и единообразного понимания системы органов исполнительной власти как на теоретическом, так и на практическом и правоприменительном уровне в законодательстве субъектов РФ до конца не нашла своего решения. Как представляется, пока не вполне проработан и вопрос о структурнофункциональном представлении системы органов исполнительной власти субъекта РФ. Однако его решение тесно связано с проблемой окончательного разграничения полномочий в системе органов исполнительной власти в масштабах всей России.

Объединяющим фактором по обозначенной проблематике для различных научных точек зрения является, на наш взгляд, единообразное понимание назначения, целей и решаемых задач органами исполнительной власти субъекта РФ как главных элементов конструкции системы в целом. Оно заключается в осуществлении государственного управления на региональном уровне. Решение этой задачи воплощается через определение и достижение целей системы и ее функций, реализующих компетенцию и ее главную составляющую — полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ.

Так, Д. Н. Бахрах определяет систему исполнительной власти субъекта федерации «как совокупность органов субъектов федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления».

Система органов исполнительной власти субъекта РФ является прежде всего составной частью (подсистемой) единой государственной власти России. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни и звенья; а как следствие этого — виды и формы органов исполнительной власти субъекта РФ. При этом орган исполнительной власти субъекта РФ является первичной и основной структурной единицей системы органов исполнительной власти субъекта РФ.

Конституция РФ особо выделяет систему государственных органов, действующих в субъектах РФ. Важнейшее значение при этом имеет ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, которая устанавливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государ­ственной власти, установленными федеральным законом.

Таким образом, можно резюмировать следующее:

● совокупность органов исполнительной власти субъекта федерации является системой органов исполнительной власти субъекта РФ;

● система органов исполнительной власти субъекта РФ устанавливается субъектом федерации самостоятельно, но в строгом соответ­ствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Понятие «система исполнительной власти субъекта Российской Федерации» можно определить как совокупность исполнительных органов субъекта федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также как систему связей и взаимоотношений между всеми органами исполнительной власти субъекта федерации. При этом система органов исполнительной власти субъекта РФ является прежде всего составной частью (подсистемой) единой системы исполнительной власти в России в целом. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни и звенья, а значит, виды и формы органов исполнительной власти субъекта РФ.

Особенности организации властных институтов Российской Феде­рации не могли не повлиять на организацию системы властных отношений и на региональном уровне. Кроме того, данные особенности непо­средственно повлияли и на процесс определения роли и места органов исполнительной власти субъектов РФ в системе государственного управления в масштабах всей России.

Ориентация субъектов РФ на федеральную модель разделения властей проявилась прежде всего в лидирующей роли главы субъекта РФ в системе региональных органов власти, что особенно явно прослеживается в сравнении с другими органами государственной власти субъекта федерации.

Федеративное устройство России предопределило еще одну особенность правового статуса органов исполнительной власти субъекта РФ в единой системе государственной власти России, а именно «двой­ственность» их статуса, которая заключается в том, что органы исполнительной власти субъекта РФ, с одной стороны, выполняют предписания федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, а с другой,— являясь органами государственного управления региона, осуществляют непосредственное управление соответствующей сферой общественной жизни и подчиняются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта.

Отсюда и особенности их правового положения, связанные с подчинением иногда как по вертикали соответствующему органу исполнительной власти Российской Федерации, так и по горизонтали — высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ.

Так, Правительство РФ координирует работу органов исполнительной власти субъектов федерации, а федеральные министерства и ведомства взаимодействуют с аналогичными структурами в системе органов исполнительной власти субъектов федерации. Нормативные акты Правительства РФ, касающиеся деятельности как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти, в этой части обязательны для исполнения на всей территории России. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации могут по соглашению между собой взаимно делегировать часть своих полномочий.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что на территории субъектов РФ действуют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов федерации, а подчиняются непосредственно министерствам и ведомствам Россий­ской Федерации.

На сегодня правовой базой для определения системы исполнительной власти субъекта РФ в структурном плане является Конституция РФ, федеральное законодательство, Конституция (Устав), законодательные и иные нормативные правовые акты субъекта федерации.

Согласно действующей редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государ­ственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Конституцией (Уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ только при условии совмещения им и руководства высшим органом исполнительной власти субъекта федерации.

Самостоятельность субъекта РФ в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в следующем:

— осуществление собственного правового регулирования организации и деятельности органов исполнительной власти;

— установление видов органов исполнительной власти, их наименования и правового положения в системе государственной власти субъекта;

— определение территориальных пределов осуществления исполнительной власти и структуры органов исполнительной власти, подчиненности между различными органами;

— распределение функций и компетенции исполнительной власти субъекта РФ между различными видами органов и т. д.

Системы исполнительной власти в субъектах РФ достаточно разнообразны как по видам органов, так и по структурно-функцио-нальным взаимосвязям между ними. Большинство Конституций (Уставов) субъектов РФ не дают полного представления о действую-щих на их территориях системах исполнительной власти, уделяя внимание лишь некоторым ее элементам — статусу высшего должностного лица или полномочиям органа исполнительной власти общей компетенции.

Обычно в систему органов исполнительной власти субъекта РФ включаются:

— глава исполнительной власти субъекта РФ [президент (глава) республики, губернатор, глава администрации и т. д.];

— исполнительный орган государственной власти субъекта РФ общей компетенции (правительство, администрация);

— исполнительные органы государственной власти субъекта РФ специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

— территориальные органы государственной исполнительной власти субъекта РФ специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов.

Задания для самоконтроля

1. Составьте схему исполнительных органов Челябинской области.

2. Каково соотношение понятий «администрация Челябинской области» и «Правительство Челябинской области»?

3. Какие территориальные федеральные органы находятся в област­ном центре?





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ