Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПРАВОВЕДЕНИЕ » Конституционное право: курс лекций

Лекция 1. Конституционное право как отрасль права и как юридическая наука
31.01.2012, 16:20

1.1. Конституционное право как отрасль права. Его соотношение с государственным правом.

1.2. Место конституционного права в российской правовой  системе.

1.3. Конституционно-правовые нормы.

1.4. Конституционно-правовые отношения.

1.5. Система конституционного права.

1.6. Источники конституционного права.

1.7. Конституционное право как наука.

1.1. Конституционное право как отрасль права.  Его соотношение с государственным правом

Можно выделить как минимум два определения конституционного права применительно к его правоотраслевому статусу.

Во-первых, конституционное право как общая часть российского права — это совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Во-вторых, конституционное право как отрасль российского права — это совокупность конституционных и обычных норм, закрепляющих устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.

Каково соотношение конституционного и государственного права? Правовое упорядочение государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли так называемого государственного права. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами.

Во-вторых, в обществе назрела необходимость лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в поле ее деятельности.

1.2. Место конституционного права  в российской правовой системе

Конституционное право занимает центральное место в российской правовой системе. Оно объединяет, интегрирует все иные правовые отрасли. Конституционное право в сжатом, «свернутом» виде содержит нормы, которые получают развитие в иных правовых  отраслях.

1.3. Конституционно-правовые нормы

В общей теории права под правовыми нормами понимают исходящие от государства или санкционируемые им общеобязательные, формально определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют их права, обязанности, определяют объекты, по поводу которых люди взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

— значительная их часть содержится в Конституции РФ, Кон­ституциях (Уставах) субъектов РФ, то есть в первичных учредительных актах;

— они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;

— они детально определяют устройство институтов народо­властия, таких, как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, то есть непосредственно выражают исходные интересы  общества, программирующие его развитие;

— они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, гражданского, уголовного, иных отраслей права призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнить их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

В качестве одной из особенностей норм конституционного  права называют отсутствие санкций в их структуре. Однако кон­ституционное законодательство содержит внушительный набор  конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, ликвидация политической партии по суду и т. д.

1.4. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения (конституционные правоотношения) — это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя ее. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, админи­стративные и т. д.).

В составе конституционных правоотношений выделяются субъекты, объекты и содержание.

Субъекты — это участники конституционно-правовых отношений. К ним относятся российский народ в целом, этносы, национальные меньшинства, Российская Федерация, субъекты федерации, административно-территориальные единицы, российские граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, а также органы государственной власти и лица, уполномоченные выступать от их имени. Особенностью именно конституционно-правовых отношений является то, что с одной стороны (в качестве одного из субъектов) всегда выступает либо государство, либо орган государственной власти, либо лицо, уполномоченное государством (или властным органом).

Объекты конституционно-правовых отношений — это те предметы или явления, по поводу которых конституционные правоотношения возникают. Основными видами объектов конституционно-правовых отношений являются:

1) государственная территория и ее границы;

2) материальные блага (природные ресурсы, средства государства);

3) поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т. д.);

4) деятельность органов и должностных лиц государства, не­государственных организаций;

5) правовые акты;

6)  личные неимущественные блага (честь, достоинство, неприкосновенность).

Содержание конституционно-правовых отношений — это взаимные права и обязанности их субъектов.

1.5. Система конституционного права

Система конституционного права — его устройство, деление  на подотрасли, институты и их целостное соединение. В рамках конституционного права обособляется его Общая часть — совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним, в частно­сти, относятся положения гл. 1 и 2 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов России, государственных органов, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию. Указанные положения, интегрируя общество, государ­ство, национальное право, объединяют в единое целое и само кон­ституционное право.

В рамках Особенной части обособляются две группы норм.  Одна из них — государственное право, вторая — гражданскопубличное. Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено относительным размежеванием государственных форм верховной власти — форм внегосударственного существования индивидов, общественных объединений, социальных общностей.

1.6. Источники конституционного права

Под источниками конституционного права понимаются акты, содержащие юридические нормы, направленные на регламентацию правоотношений, составляющих предмет конституционного права.

Систему источников конституционного права можно условно поделить на следующие семь групп: конституционные, законодательные, подзаконные, судебные, договорные, международные и локальные. В четырех первых группах выделяются, кроме того, по две подгруппы: федеральные и региональные источники.

Конституционные источники являются наиболее значимыми источниками отрасли. Они носят учредительный характер и обладают наивысшей юридической силой по сравнению со всеми остальными нормативными актами. В качестве федерального конституционного источника выступает Конституция РФ. К числу региональных конституционных источников относятся Конституции российских республик и Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.   

К законодательным источникам прежде всего относятся законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы. К ним же относятся декларации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и региональные  законы.

Подзаконные и локальные источники. К федеральным подзаконным источникам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов  исполнительной власти. Все они не должны противоречить Конституции РФ.

В качестве региональных подзаконных источников выступают акты высших должностных лиц субъектов федерации (президентов республик, губернаторов краев, областей и т. д.), высших органов исполнительной власти субъектов федерации (правительств, администраций) и акты иных органов власти этих субъектов (мини­стерств, департаментов, управлений). Они принимаются на основе и во исполнение региональных Конституций (Уставов) и законов,  а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — на основе Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов.

К локальным источникам относятся нормативные акты органов местного самоуправления. Эти органы вправе принимать собственные нормативные акты, которые в случаях регулирования ими отношений в сфере конституционного права выступают в качестве источников данной отрасли. Примерами могут служить уставы муниципальных образований, акты, утверждающие положения об органах местного самоуправления, акты, расширяющие права и  свободы граждан, проживающих на соответствующей территории, усиливающие их гарантии, и т. п.

Судебные источники бывают федеральными (решения Конституционного суда РФ) и региональными (решения конституционных, уставных судов субъектов федерации). В качестве судебных источников в ряде случаев могут выступать решения судов общей юрисдикции, например Верховного суда РФ.

Договорные источники подразделяются на две большие группы: международные договоры Российской Федерации и внутригосударственные договоры и соглашения.

Международные договоры относились к источникам конституционного права и ранее, а внутригосударственные договоры и соглашения в качестве таковых оформились относительно недавно. Они включают в себя горизонтальные договоры и соглашения (между субъектами федерации) и вертикальные договоры и соглашения (между федерацией и ее субъектами), которые в зависимости от числа сторон могут быть двусторонними, трехсторонними и т. п.

Международные источники. Конституция РФ 1993 года впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Это обстоятельство имеет существенные правовые по­следствия, так как предполагает прямое применение судами, другими правоохранительными органами норм международного права  в рамках своих полномочий. Признавая в целом позитивность данного конституционного нововведения, нужно обратить внимание на необходимость учета ряда факторов при таком применении.

Во-первых, частью правовой системы России в соответствии  с ч. 4 ст. 15 Конституции являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Россий­ской Федерации. Таким образом, в Конституции закрепляется принадлежность к отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и договорных. Причем в отношении последних указан источник — международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ не  определяет, какие именно принципы и нормы являются общепризнанными. Согласно постановлению Пленума Верховного суда  от 10 октября 2003 года под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом и отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права относятся, в частности, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного  права следует понимать правило поведения, принимаемое и  признаваемое международным сообществом государств в целом  в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Кроме того, необходимо признание таких принципов и норм самой Российской Федерацией. В противном случае они не могут входить в ее правовую систему в качестве составной части. Резолюции международных конференций и организаций, если иное специально не оговорено, юридической силой не обладают и не подлежат применению правоохранительными  органами. Они могут использоваться лишь при толковании норм международного права.  

Относительно международных договоров РФ как источников конституционного права необходимо сказать следующее. В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ следует понимать международное соглашение, заключенное Российской  Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение).

1.7. Конституционное право как наука

Конституционное право как наука — это система взглядов, принципов, идей, представлений о конституционном праве как об отрасли права и регулируемых им отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

Источниками науки конституционного права являются все источники, что относятся к отрасли права, плюс устаревшее законодательство, проекты законов, результаты социологических исследований, труды ученых и практика деятельности государственных органов.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0