Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » ПРАВОВЕДЕНИЕ » Конституционное право: курс лекций

Лекция 8. Избирательное право и право референдумов. Референдум как основная форма прямой демократии в РФ
31.01.2012, 17:06

8.1. Понятие избирательного права.

8.2. Понятие прямой демократии.

8.3. Понятие референдума, происхождение и развитие института референдума.

8.4. Референдум в Российской Федерации: проблемы правового регулирования.

8.1. Понятие избирательного права

При характеристике избирательного права необходимо учитывать, что оно традиционно рассматривается в двух значениях. Во-первых, это разновидность субъективного права, представляющая собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 23) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право. В совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.

8.2. Понятие прямой демократии

Прямое народное правление — демократия — получило теоретическое осмысление уже в античности в трудах Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Полибия, Цицерона и других мыслителей. В част­ности, характеризуя общественный строй афинян, Аристотель писал: «Народ сам сделал себя владыкой всего, и все управляется его постановлениями и судами, в которых он является властелином…» В период Нового времени, в преддверии крушения абсолютизма, прямое народовластие привлекало внимание философов-просветителей, реформаторов. Главным идеологом стал Жан-Жак Руссо. В работах французского мыслителя обрисовывается образ «подлинной демократии», «правления без правительства». Ключевая идея его концепции, согласно которой суверенитет принадлежит не частной воле отдельных индивидов или корпораций, а общей воле всего народа, становится обоснованием прямого, а не представительного народного правления. Поскольку суверенитет народа,  по Руссо, неделим и неотчуждаем, народ сам должен осуществлять высшее руководство в государстве, которое он рассматривал  в качестве «Гражданской общины», «Республики», «Политического организма».

Научный взгляд на прямую демократию предполагает, что прямая демократия есть демократия синкретическая, не предполагающая разделения властей.

В силу автократического характера «чистая демократия» — демократия синкретическая. Она предполагает слитность, нерасчлененность публично-властных функций, осуществляемых народом. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти в системе прямого народовластия народ должен осуществлять сам, отмечал Л. Дюги. Разумеется, народ не может проводить все свое время в собрании, поэтому, как полагал Руссо, к компетенции народных собраний должна относиться прежде всего законодательная власть: «Суверен, не имея другой силы, кроме власти законодательной, действует только посредством законов». Народные собрания должны решать важнейшие и принципиальные вопросы жизни  общества. Решение же частных вопросов (исполнение закона, отправление правосудия и других) не требует выявления общей воли и может быть поручено «правительственному корпусу» — магистратам, которые являются уполномоченными народа, исполнителями его воли.

Таким образом, прямая демократия как непосредственное народное правление — это форма осуществления власти, характерными особенностями которой являются:

— принадлежность неотчуждаемых и непередаваемых властных полномочий непосредственно народу, выступающему един­ственным источником и главным субъектом власти;

— наличие основного легитимного органа власти — народного собрания, образуемого самим народом и самостоятельно принимающего публично-властные решения по любому общественно значимому вопросу;

— принятие публично-властных решений всем народом или его подавляющим большинством, не разделенным на «частные ассоциации»;

— осуществление самим народом законодательной, исполнительной и судебной власти.

В связи с развитием современной теории демократии рассмотренное понятие следует отличать от близких по содержанию понятий «плебисцитарная демократия», «партисипаторная демократия», «энтисипаторная демократия» и «делиберативная демократия».

Понятие «плебисцитарная демократия» характеризует такую политико-правовую реальность, в которой находящийся у власти  харизматический лидер стремится заручиться поддержкой народного большинства. Механизм плебисцита (выявления мнения большинства граждан путем голосования) используется и для того,  чтобы преодолеть сопротивление представительного (законодательного) органа государственной власти при принятии ответственных политических решений. В отличие от прямой демократии народ  в данном случае не выступает субъектом принятия решений. Он лишь манифестирует собственное мнение, к которому и апеллирует политик.

Понятие «партисипаторная демократия» (демократия участия) обозначает политико-правовую реальность, характерной чертой которой является активное участие народа в осуществлении публично-властных функций. Это широкое по своему содержанию понятие охватывает множество активных и пассивных форм такого участия. К числу первых относится информирование общественности должностными лицами в целях обеспечения общественной поддержки проектам, выдвигаемым органами власти. Активными формами участия общественности в выработке решений, принимаемых органами власти, являются: участие общественности в различных комиссиях, комитетах, коллегиях, совещательных органах общественные слушания, добровольчество и т. д. К ним же относятся и институты, обеспечивающие принятие публично-властных решений самими гражданами (референдум, народная законодательная инициатива, отзыв депутатов и должностных лиц).

Понятие «энтисипаторная демократия» (демократия ожидания) обозначает политико-правовую реальность, предполагающую по­стоянную переоценку направлений развития общества народом, а не политиками, учеными, элитарными кругами общества. Это система непрерывных плебисцитов о будущем, реализуемых через созыв  ассамблей, представляющих промышленность, интеллектуальные сообщества, искусство, церковь, женские и этнические группы и др. Только эти ассамблеи и должны определять конкретные социальные цели на длительный период.

Понятие «делиберативная демократия» (демократия обсуждения) обозначает такую систему правления, в рамках которой формируются институциональные предпосылки делиберативного принятия решений: «все, кого может затронуть предполагаемое решение, должны иметь равные шансы на участие в обсуждении». Принцип обязательного участия в обсуждении свободных и равных граждан, ассоциаций гражданского общества, СМИ, является основанием легитимности институтов и норм демократического общества.

8.3. Понятие референдума, происхождение и развитие института референдума

Референдум — всенародное голосование граждан, проживающих в границах конкретного государства, субъекта федеративного государства, административно-территориальной единицы или территории местного самоуправления, для принятия публично-властных решений по вопросам соответствующего уровня.

Это один из наиболее известных и распространенных институтов непосредственной демократии. Институты, подобные референдуму, были известны еще во времена греко-римской античности. Из них наиболее известны постановления плебейских собраний — плебисцитум. Менее известен другой сходный институт — постановления патрицианско-плебейских собраний — популисцитум. С 339 года до нашей эры за популисцитумами признавалась сила закона.

Родиной референдума считается Швейцария. Еще в XV веке  в Бернской республике имели место многочисленные «народные  опросы». Первый состоялся в 1449 году, тогда народ дал согласие на введение подушной подати для погашения военного долга республики. Но это были опросы народных представителей. На заседание большого совета — особого выборного органа — приглашались представители общин, которые и опрашивались. С XVI века в Европе известны близкие к нынешним референдумам голосования всех жителей общин.

В Новое время референдумы в Европе впервые состоялись во Франции. В 1793 году всенародным голосованием была принята Конституция страны. Впоследствии — в 1795, 1800, 1802, 1815 годах — таким же путем принимались новые Конституции Франции. Но наибольшее распространение референдум получил в Швейцарии. Здесь он впервые был проведен в мае 1802 года. В условиях французской оккупации население проголосовало за Конституцию Гельветической Республики.

8.4. Референдум в Российской Федерации:  проблемы правового регулирования

Референдум в Российской Федерации является сравнительно новым политико-правовым институтом, хотя некоторые исследователи полагают, что он имелся в законодательстве советского периода истории нашей страны практически с первых дней установления советской власти. Действительно, в то время Советским правитель­ством предусматривалось проведение референдумов, в частности по вопросу о принадлежности территорий. Один из них — Декрет СНК от 11 января 1918 года о Турецкой Армении. Однако в то время институт референдума во многом отождествлялся с институтом народных опросов. Подробно практика применения народных опросов освещена В. Ф. Котоком. Знакомство с ней позволяет сделать вывод, что в советском законодательстве до конца 1980-х годов институт референдума в том его виде, в каком он сложился в зарубежном законодательстве, отсутствовал.

Закон РСФСР от 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» устанавливал, что путем всеобщего, равного и тайного народного голосования могут приниматься публично-властные решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики.

Принятие данного документа явилось существенным шагом вперед и может рассматриваться как начальный этап становления института референдума в Российской Федерации. Впервые в нашей стране он вводился с учетом основных его особенностей, известных мировой практике. Необходимо особо отметить, что оба указанных выше документа предусматривали порядок проведения референдума, который мог быть реализован на практике.

На основании союзного закона от 17 марта 1991 года состоялся единственный Всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, а на основании закона РСФСР от 25 апреля 1993 года был проведен Всероссийский референдум по четырем вопросам: о доверии Президенту Б. Н. Ельцину, об одобрении социально-экономической политики Президента и Правительства РФ, а также о необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ.

Учитывая накопленный опыт, Конституция РФ от 12 декабря 1993 года прямо предусмотрела возможность принятия гражданами РФ публично-властных решений на референдуме. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конституции референдум наряду с выборами рассматривается как высшее непосредственное выражение  власти народа. Положения Конституции конкретизированы в ФКЗ от 10 октября 1995 года «О референдуме Российской Федерации», а также в ФЗ от 12 июня 2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Федеральный закон закрепляет право на участие в референдуме субъекта федерации граждан РФ, а также право на участие в местном референдуме. Таким образом, в РФ, как и в ряде других федеративных государств, референдум может проводиться на трех уровнях: общегосударственном, уровне субъекта и муниципальном.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0