Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по информационному праву. Якубенко Н.О.

Вопросы 56-63
21.12.2011, 22:40

56. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В качестве субъектов информационных правоотношений института персональных данных выступают:

• субъект персональных данных (субъект) – человек, к которому относятся соответствующие персональные данные;

• держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (обладатель) – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые Правительством РФ, осуществляющие работу с массивами персональных данных на законных основаниях; ^ получатель персональных данных (получатель) – юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются (передаются массивы) персональные данные.

К объектам информационных правоотношений относятся:

• информация персонального характера (персональные данные) – зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности;

• перечень персональных данных – список категорий данных об одном субъекте, собираемых держателем (обладателем) массива персональных данных;

• массив персональных данных – упорядоченная и организованная совокупность персональных данных неопределенного числа субъектов персональных данных.

Вводятся следующие понятия:

• режим конфиденциальности персональных данных– нормативно установленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и условия хранения персональных данных;

• сбор персональных данных – документально оформленная процедура получения на законных основаниях персональных данных держателем (обладателем) массива персональных данных от субъектов этих данных либо из других источников в соответствии с действующим законодательством;

• согласие субъекта персональных данных – свободно данное конкретное и сознательное указание о своей воле, в том числе письменно подтвержденное, которым субъект данных оповещает о своем согласии на проведение работы с его персональными данными;

• передача персональных данных – предоставление персональных данных их держателем (обладателем) третьим лицам в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами;

• трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных их держателем (обладателем) другим держателям, находящимся под юрисдикцией других государств;

• актуализация персональных данных – внесение изменений в персональные данные в порядке, установленном действующим законодательством;

• блокирование персональных данных – временное прекращение передачи, уточнения, использования и уничтожения персональных данных;

• уничтожение (стирание или разрушение) персональных данных – действия держателя (обладателя) персональных данных по приведению этих данных в состояние, не позволяющее восстановить их содержание;

• обезличивание персональных данных – изъятие из персональных данных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным человеком.

57. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ

Формы государственного регулирования работы с персональными данными Государство регулирует работу с персональными данными в следующих формах:

• лицензирование работы с персональными данными;

• учет и регистрация массивов персональных данных и их держателей (обладателей);

• сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных;

• заключение межгосударственных соглашений и соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с зарубежными организациями о трансграничной передаче персональных данных.

Лицензирование работы с персональными данными

1. Лицензия на проведение работы с персональными данными выдается в порядке, установленном законодательством РФ.

В лицензии указываются: цели сбора и использования персональных данных, режимы и сроки их хранения; категории или группы субъектов персональных данных; перечень персональных данных; источники сбора персональных данных; порядок информирования субъектов о сборе и возможной передаче их персональных данных; меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности персональных данных; лицо, непосредственно ответственное за работу с персональными данными; требования к наличию сертификатов на информационные системы, информационные технологии, предназначенные для обработки персональных данных, средства защиты информационных систем, информационных технологий и персональных данных.

2. Информационные продукты, содержащие персональные данные, а также информация, предоставляемая субъекту персональных данных, должны содержать указание (ссылку) на выданную лицензию.

Уполномоченный по правам субъектов персональных данных хранит сведения о держателях (обладателях) массивов персональных данных, которые получили лицензию,

Отзыв лицензии

Лицензия подлежит отзыву уполномоченным органом, выдавшим лицензию, в случаях:

• нарушения условий лицензии;

• подачи держателем (обладателем) массива персональных данных заявления о прекращении лицензируемой деятельности;

• ликвидации и реорганизации в установленном действующим законодательством порядке юридического лица – держателя массива персональных данных;

• по представлению органа по сертификации информационных систем, информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных; по решению суда.

Регистрация массивов и держателей (обладателей) персональных данных

Массивы персональных данных и держатели (обладатели) этих массивов подлежат обязательной регистрации в уполномоченном органе государственной власти по персональным данным. При регистрации фиксируются:

• наименование массива персональных данных;

• наименование и реквизиты держателя (обладателя) массива персональных данных, осуществляющего работу с массивом персональных данных (адрес, форма собственности, подчиненность, телефон, фамилия, имя, отчество руководителя, электронная почта, факс, адрес сервера в телекоммуникационной сети);

• цели и способы сбора и использования персональных данных, режимы и сроки их хранения;

• перечень собираемых персональных данных; категории или группы субъектов персональных данных.

58. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Уполномоченный по правам субъектов персональных данных реализует государственные гарантии прав субъекта на защиту прав личности в области персональных данных в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, законами РФ.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий необходимую квалификацию и опыт работы в сфере информационных технологий и юриспруденции.

Уполномоченный назначается на должность указом Президента РФ. Уполномоченный назначается сроком на 5 лет.

Уполномоченный действует в пределах установленной компетенции и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции держателей (обладателей) массивов персональных данных.

Уполномоченный рассматривает конфликтные ситуации между держателем (обладателем) и субъектом персональных данных с использованием согласительных процедур.

Уполномоченный осуществляет: ^ регистрацию обращений к нему субъектов персональныхданных;

• расследования по фактам нарушения порядка работы с персональными данными по обращениям субъектов, а также на основании анализа других источников информации;

• информирование органов государственной власти и общественности о положении дел в области защиты персональных данных;

• представление Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации предложений по развитию и совершенствованию нормативной базы, регламентирующей работу с персональными данными;

• регистрацию массивов и держателей (обладателей) персональных данных – федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, осуществляющих работу с персональными данными по лицензии;

• ежегодную публикацию в средствах массовой информации с тиражом не менее 100 тыс. экземпляров объединенного Реестра держателей (обладателей) персональных данных Российской Федерации, включающего держателей (обладателей), осуществляющих работу с персональными данными по лицензии;

• информирование Правительства РФ через Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о фактах работы с персональными данными вне компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, о дублировании в сборе персональных данных. Служба уполномоченного по правам субъектов персональных данных.

Деятельность Уполномоченного осуществляется с помощью рабочего аппарата – Службы уполномоченного по правам субъектов персональных данных.

В составе Службы уполномоченного по правам субъектов персональных данных действует Научный центр по регистрации массивов персональных данных и заявлений (жалоб) субъектов персональных данных.

Научный центр по регистрации персональных данных осуществляет: регистрацию массивов персональных данных и их держателей (обладателей); получение и регистрацию заявлений субъектов персональных данных; подготовку и издание реестров массивов персональных данных и держателей (обладателей) массивов; контролирует полноту регистрации массивов персональных данных; готовит и представляет уполномоченному информацию для принятия решений в соответствии с установленной компетенцией.

59. ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО

Уполномоченный имеет право:

• беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;

• запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и материалы;

• проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности держателей (обладателей) массивов персональных данных, относительно которых уполномоченный располагает информацией о нарушениях прав субъекта;

• вносить предложения об отзыве лицензии на проведение работ с персональными данными;

• снимать или устанавливать режим конфиденциальности персональных данных;

• блокировать персональные данные. Уполномоченный обязан:

• известить заявителя о результатах рассмотрения его заявления;

• принять и направить держателю (обладателю) массива персональных данных, в действиях которого он усматривает нарушение прав субъекта, свое решение или рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав;

• обратиться в суд с иском в защиту прав субъекта, нарушенных действиями или решениями держателя (обладателя) массива персональных данных;

• вносить в компетентные органы представления о возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых предусматриваются нарушения прав субъектов персональных данных;

• по результатам работы представлять Президенту РФ, Федеральному собранию РФ и Председателю Правительства РФ ежегодный доклад о состоянии защиты прав субъектов персональных данных в Российской Федерации.

Уполномоченный не вправе заниматься публичной политической деятельностью, состоять членом политической партии или движения, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Уполномоченный не может являться депутатом Федерального Собрания РФ, другого органа представительной власти в течение всего срока полномочий.

Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе производства сведения о частной жизни субъекта и других лиц без их согласия.

Решение уполномоченного, принятое по результатам производства, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий необходимую квалификацию и опыт работы в сфере информационных технологий и юриспруденции.

Уполномоченный назначается на должность указом Президента РФ.

Уполномоченный назначается сроком на 5 лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность уполномоченного более двух сроков подряд.

Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности указом Президента РФ в случаях:

• прекращения гражданства Российской Федерации;

• неспособности по состоянию здоровья или иным причинам выполнять свои обязанности;

• вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении уполномоченного;

• личного заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения уполномоченного от должности назначение нового уполномоченного должно состояться в течение 3 месяцев.

60. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи».

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи – продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.

Сеть связи общего пользования предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи.

Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор – физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема сообщений пользователей связи в коммерческих целях.

Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией РФ, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.

61. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.

Задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи являются: ^ разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование и другие связи; ^ межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи; ^ организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи; ^ разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи – исключительное право государства.

Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.

Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии.

Сертификация средств связи в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи при помощи уполномоченных на то испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в установленном порядке в федеральных органах исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации.

На территории РФ предприятия связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.

Сети и средства связи в РФ могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также собственности физических и юридических лиц, выступающих в качестве операторов связи, включая иностранные организации и иностранных граждан.

Федеральные органы исполнительной власти в области связи, действуя совместно с федеральными органами исполнительной власти в области антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур, обязаны поощрять и поддерживать добросовестную конкуренцию при предоставлении услуг связи посредством применения нормативных документов и выполнения условий лицензирования в соответствии с законодательством РФ.

Операторы связи несут установленную законодательством РФ ответственность за злоупотребление своим положением или какие-либо иные действия, препятствующие конкуренции или ограничивающие ее.

Тарифы на услуги связи устанавливаются на договорной основе.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг связи, оказываемых предприятиями связи, тарифы могут регулироваться государством.

Экстренные оперативные службы (пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, горноспасательная служба и др.) всеми физическими и юридическими лицами вызываются бесплатно.

Плата за межсетевые соединения устанавливается на основе договоров, условий и положений, согласованных между соответствующими предприятиями связи. Споры по данным вопросам рассматриваются в суде или арбитражном суде.

62. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВЯЗЬ

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.

Все пользователи связи на территории РФ на равных условиях имеют право передавать сообщения по сетям электрической и почтовой связи. Никакому пользователю связи на территории РФ не может быть отказано в доступе к услугам сети связи общего пользования.

Пользователи и операторы связи имеют право подключения к сети связи общего пользования своих сетей связи и оконечного оборудования с соблюдением установленных Правительством РФ условий подключения, которые выдаются соответствующими операторами связи или оговариваются в лицензии.

Владельцы сетей и средств связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений; телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ.

Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.

Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Должностные и иные лица, работники связи, нарушившие указанные положения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения Федерального закона «О связи», других федеральных законов, а также иных правовых актов, принимаемых в РФ, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Операторы связи несут материальную ответственность за утрату, повреждение ценных почтовых отправлений, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности.

Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования и регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие ненормированные помехи теле– и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, включая возмещение возможных затрат по устранению повреждений и возмещение предприятиям связи упущенной выгоды.

63. АВТОРСКИЕ ПРАВА И СМЕЖНЫЕ С НИМИ ПРАВА

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует информационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием(распространением) таких информационных объектов, как произведения науки, литературы и искусства (авторское право), фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Основными субъектами информационных правоотношений являются автор произведения (производитель или создатель информации по информационному праву) и пользователь исключительными правами или неисключительными правами (обладатель информации по терминологии информационного права). К сожалению, институт авторского права оставляет за пределами своего внимания потребителя информации или конечного получателя информации, содержащейся в произведениях.

К объектам информационных правоотношений в системе авторского права (объект авторского права) относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения. Напомним, что с точки зрения информационного права это – информационные объекты.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

• письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.). Такие объекты обладают двуединством информации (ее содержания) и носителя;

• устной(публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.). Эти объекты обладают только содержанием, не фиксируемым на материальном, твердом носителе;

• звуко– или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.). Имеет место сочетание содержания и носителя информации;

• изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео– или фотокадр и т. д.).

Имущественные права на ноу-хау могут быть переданы их обладателем полностью или частично другому лицу либо как отдельный объект гражданского права по договору о передаче ноу-хау, либо в составе комплекса исключительных прав по лицензионному договору, договору о купле-продаже предприятия как имущественного комплекса, договору коммерческой концессии и др.

В договоре, заключенном в письменной форме, должны быть указаны порядок передачи ноу-хау, обязательства сторон по установлению и соблюдению режима коммерческой тайны, объем и способы иполь-зования ноу-хау, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора, а также другие существенные условия договора.

Имущественные права на ноу-хау, принадлежащие физическому лицу, переходят по наследству в установленном федеральным законом порядке.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ