Главная » Учебно-методические материалы » ЮРИСПРУДЕНЦИЯ » Шпаргалка по информационному праву. Якубенко Н.О.

Вопросы 71-77
21.12.2011, 22:42

71. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Конечная цель распространения информации – доведение содержания до потребителя.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете.

Первая группа – те, которые создают программно-техническую часть информационной инфраструктуры Интернет, включая средства связи и телекоммуникаций, обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами первой группы выступают: разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе их технических средств (компьютеров), средств связи и телекоммуникаций, программных средств разного уровня и назначения, другого оборудования, составляющего инфраструктуру Интернета.

Вторая группа – субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернете, предоставляющие услуги по подключению к Интернету (как бы «генераторы» информации, информационных продуктов и услуг). В число субъектов второй группы входят специалисты, производящие исходную информацию, формирующие информационные ресурсы (наполняющие информацией базы данных, входящие в состав Интернета) и предоставляющие информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляющие возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно.

Третья группа – потребители информации из Интернета, т. е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернету для получения необходимой им информации и используют ее в собственной деятельности.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются:

• программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

• информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

• доменные имена;

• информационные права и свободы;

• интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

• информационная целостность и информационный суверенитет государства;

• информационная безопасность.

Информационные объекты в Интернете обладают той отличительной чертой, что они, как правило, представляются в виртуальной форме. В этой связи правоотношения, возникающие по их поводу, существенно отличаются от действующих в отношении информационных объектов на материальных, жестких носителях. Наиболее типичным примером здесь может служить доменное имя, предоставляемое для именования сайта (области памяти в Интернете для размещения информации и информационных ресурсов) и обозначения адреса этого сайта в Интернете.

Доменное имя представляет собой особый информационный объект, обладающий и содержанием, и формой исходя из принципа двуединства информации и ее носителя. Применение доменных имен в виртуальном пространстве Интернет ставит много вопросов перед правом.

Тем самым оно может состоять из любого набора букв, цифр, знаков и других способов обозначения адреса.

B целом структура информационных правоотношений в виртуальной среде информационной сферы аналогична их структуре в материальной среде. Однако их особенности определяются особенностями представления и обращения информации в Интернете.

72. ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Основными субъектами здесь выступают потребители информации и услуг, вступающие в информационные отношения с поставщиками информации или предоставляющими услуги по хостингу (по размещению информационных ресурсов в памяти компьютера).

Они разделяются на следующие виды:

• потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации в Интернете;

• потребители услуг по хостингу (по размещению информации в Интернете на серверах);

•потребители услуг информационной почты.

Потребители информации и услуг Интернета вступают в общественные отношения с субъектами других областей информационной сферы, к которым относятся производители информации, т. е. субъекты, действующие в области производства исходной и производной информации, а также в области формирования информационных ресурсов, предоставления информационных продуктов и информационных услуг.

Субъекты – производители информационных ресурсов, информационных продуктов информационных услуг в Интернете выполняют следующие действия (в порядке реализации прав или исполнения обязанностей):

• разрабатывают и размещают свою информацию в сети (производители, в том числе авторы информации, информационных продуктов и услуг). Размещение информации в сети следует рассматривать как предложение к распространению, по сути дела как функцию распространения этой информации по сети;

• предоставляют доступ к информационным ресурсам неограниченному кругу лиц (или, если доступ к информации платный или ограниченный, – строго определенному кругу лиц).

• производители услуг по подключению и работе с Интернетом, в том числе предоставление хостинга и услуг электронной почты (провайдеры). Они действуют в области информационных технологий и средств их обеспечения как производители этих объектов или лица, арендующие их. Эти субъекты осуществляют сервис по подключению пользователей к сети Интернет, предоставляют электронный адрес и место под хранение писем электронной почты, а также услуг по приему и передаче полученных сообщений;

• производители услуг по навигации в Интернете – субъекты области информационных технологий и средств их обеспечения – собственники и обладатели информационных поисковых систем. Общественные отношения, возникающие между потребителем информации, с одной стороны, и производителем информации и услуг, с другой, чаще всего регулируются традиционными нормами гражданского права или публичного права.

Первые основаны на традиционных договорных отношениях, вторые – на отношениях конституционного или административного характера (в порядке исполнения обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов и предоставлению информационных продуктов и информационных услуг).

Однако при этом основные трудности регулирования отношений связаны с защитой содержания получаемой потребителем информации (авторское право, доказательственная способность документа в электронной форме, доменные имена и т. п.).

Важная группа общественных отношений связана с защитой потребителя от вредной, опасной, некачественной информации и защиты прав и свобод каждого в информационной сфере (например, защита чести и достоинства личности). Здесь у потребителя возникает право на защиту от воздействия такой информации.

73. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Можно выделить основные направления правового регулирования отношений в Интернете:

• защита от вредной и незаконной информации;

• соблюдение авторских и смежных прав;

• вопросы электронного документооборота, доменные имена, правовое регулирование отношений при использовании электронной цифровой подписи;

• вопросы киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации, ЭЦП;

• информационная безопасность;

• правонарушения в Интернете.

При правовом регулировании отношений в Интернете важно соблюдение баланса:

• между свободой слова и интересами несовершеннолетних;

• свободы доступа к информации и информационной безопасностью личности, общества, государства. Защита государственной тайны, коммерческой тайны, других видов тайн не должна накладывать запрет на распространение и свободный доступ к информации, затрагивающие свободы и права человека и гражданина;

• свободы производства информации и ограничения производства и распространения опасной информации, информации, оскорбляющей личность. Свобода – не вседозволенность. Потребители имеют все больший доступ к он-лайновым банковским операциям, каталогам и прочим услугам. Оплачиваться услуги могут как традиционными методами, так и электронными – с использованием «электронных денег›. Системы электронных денег разрабатывают несколько компаний. Сами электронные деньги – эквивалент банковского депозита, либо выданный в виде зашифрованной серии цифр компьютерным сетям, либо записанный на карточку со встроенным микропроцессором.

Важным моментом на пути формирования основ информационного общества на международном уровне следует считать принятие в Окинаве Хартии Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения мирового сообщества в такое общество на основе единой информационной инфраструктуры, базис которой составляет Интернет.

Основные направления законодательства, имеющие наиболее тесную связь с отношениями, возникающими в Интернете:

• законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать);

• законодательство об интеллектуальной собственности (законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау);

• законодательство о СМИ;

• законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах;

• законодательство об информации ограниченного доступа;

• законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

• законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере. Именно нормы актов этих направлений могут быть рассмотрены на предмет дополнений и изменений для приведения в соответствие с особенностям среды Интернета.

Кроме того, важнейшее значение сегодня приобретает работа по формированию актов международного законодательства, ибо именно на этом уровне необходимо регулировать основную группу отношений, возникающих в виртуальной среде Интернета, не имеющей географических границ.

74. СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС»

В современной России справочно-правовые системы занимают важное место. Ни одно предприятие не представляет существования без точного знания правовых основ законодательства, которые в полном объеме представляютсистематизированные спра-вочно-правовые системы. Одной из данных систем является «Консультант Плюс».

Для сотен тысяч российских специалистов марка «Консультант Плюс» неразрывно связана с понятием надежного информационно-правового обеспечения. Многие российские предприятия заключают с представителями данной компании договоры на обеспечение комплектом законодательства с торговой маркой «Консультант Плюс».

Программные продукты «Консультант Плюс» охватывают все федеральное законодательство и международное право, архивные правовые акты и законопроекты, содержат справочную и консультационную информацию по бухгалтерскому учету и налогообложению, комментарии законодательства, типовые формы документов и многое другое. Разработаны информационные банки, включающие судебные акты всех 10 федеральных арбитражных судов округов РФ, информационные банки по региональному законодательству содержат правовые акты 82 субъектов РФ.

Вся информация представлена в виде единого информационного массива, который имеет четкую структуру. Документы включаются в информационные банки, которые образуют следующие разделы:

• «Законодательство»;

• «Судебная практика»;

• «Финансовые консультации»;

• «Комментарии законодательства»;

• «Формы документов»;

• «Законопроекты»;

• «Международные правовые акты»;

• «Правовые акты по здравоохранению».

«Консультант Плюс» – первая российская правовая система, сертифицированная Microsoft на совместимость с Windows NT, Windows 95, Windows 98, Windows 2000 и Windows XP. Одной из причин, по которой системы «Консультант Плюс» используются как опытными, так и начинающими пользователями, является легкость и простота в работе. Система «Консультант Плюс» предоставляет широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации.

В системе «Консультант Плюс» реализованы все современные средства навигации по тексту, которые помогают быстрее ориентироваться в тексте, существенно облегчая изучение больших документов. К таким инструментам относятся, в частности, эффективные способы поиска в тексте необходимых фраз, а также фрагментов (статей) документа, относящихся к заданной тематике.

Программная технология «Консультант Плюс» обеспечивает пользователю множество других удобных инструментов, наглядно представляющих связи документа и всю дополнительную информацию, полученную в результате юридической обработки.

Кроме того, технология «Консультант Плюс» обеспечивает быстрый и удобный доступ к справочной информации и новостям законодательства. В системе содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое.

В систему «Консультант Плюс» оперативно включаются новости законодательства, которые позволяют пользователю постоянно быть в курсе последних изменений нормативной базы и узнавать о выходе новых документов. Обновление возможно в различных формах (по желанию фирмы-заказчика): с помощью работника компании «Консультант Плюс» либо через Internet.

75. СПС «ГАРАНТ»

В современной России справочно-правовые системы занимают важное место. Деятельность сотен тысяч российских предприятий сегодня неразрывно связана с использованием компьютерных справочных правовых систем. Для юристов, бухгалтеров, менеджеров, директоров они являются таким же необходимым инструментом в повседневной работе, как текстовый редактор или веб-браузер. Одной из данных систем является «Гарант».

СПС «Гарант» на сегодняшний день включает в себя более 900 тыс. нормативных актов федерального и регионального уровня, а также комментарии к ним. Еженедельное пополнение базы составляет порядка 4000 документов.

Основными качествами и преимуществами СПС «Гарант» перед другими справочными правовыми системами, представленными на российском рынке, являются:

• единый информационный банк данных, позволяющий получить не только документы федерального и регионального уровня, но и аналитические материалы, охватывающие данную проблему;

• многоэтапная юридическая обработка документов в виде комментариев и ссылок на цитируемые нормативные акты, которая исключает неоднозначную трактовку материала, делает его актуальным и более понятным;

• уникальный поиск по ситуации, с помощью которого можно найти документы без знания их реквизитов. Пользователь формулирует проблему, система выдает ему результат;

• наличие в базе в виде отдельных блоков материалов ведущих экономических изданий, книг с комментариями по налогам и бухучету, электронной версии Практической Энциклопедии Бухгалтера – бераторов, законодательства в виде схем и информации по налоговым судебным делам. Производство и оказание информационных правовых услуг под маркой «Гарант» находятся на высочайшем уровне и по многим показателям превосходят не только российские, но и мировые аналоги. Только в справочной правовой системе «Гарант» существует сегодня возможность совершать переходы в правовом пространстве с помощью Машины времени, работать с текстами российских нормативных документов на английском языке, быстро разбираться в хитросплетениях законодательства на наглядных схемах, брать с собой на любое совещание или в командировку комплект системы на рабочем диске.

«Гарант» является своеобразным ориентиром для остальных разработчиков справочных правовых систем. Как показывает опыт прошлых лет, его уникальные возможности становятся стандартом для правовых систем и рано или поздно копируются компаниями-конкурентами. Так движется прогресс: желание одного создать самую удобную и совершенную систему заставляет других стремиться не отстать от лидера. Законы эти давно известны, и компания-первопроходец хорошо понимает свою роль.

Компания «Гарант» в РФ действует 15 лет. С момента выхода первой версии «Гаранта» многое изменилось и в самой справочной правовой системе, и в системе обслуживания ее пользователей. Увеличился банк данных – число документов с одной тысячи выросло до полутора миллионов, выпущено несколько версий системы, последняя из которых – система «Гарант Платформа F1» – вышла осенью прошлого года, значительно расширилась популярность системы – она по достоинству оценена почти 90 тыс. пользователей, которые находятся не только во всех регионах России, но и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья.

76. ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

Электронно-цифровая подпись – цифровое представление информации об отправителе электронного сообщения, созданное с использованиемзакрытого ключа подписи, и позволяющее при использовании открытого ключа подписи подтвердить неизменность и целостность электронного сообщения.

Свидетельство электронно-цифровой подписи – документ, содержащий сведения о пользователе закрытого ключа, выдаваемый ему Удостоверяющим центром.

Средство электронно-цифровой подписи – совокупность программных и иных средств, позволяющих создавать электронно-цифровую подпись и осуществлять ее проверку.

Проверка электронно-цифровой подписи – действия получателя электронного сообщения, позволяющие с применением средств электронно-цифровой подписи подтвердить неизменность и целостность электронного сообщения после его подписания электронно-цифровой подписью.

Электронно-цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи и используется с целью подтверждения неизменности и целостности электронных сообщений, а также идентификации их отправителей.

Электронное сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью, признается документированной информацией (документом) при наличии всех иных реквизитов, позволяющих его идентифицировать.

Свидетельство электронно-цифровой подписи выдается Удостоверяющим центром пользователю закрытого ключа по получении от него открытого ключа и сведений, подлежащих включению в Свидетельство.

Срок действия Свидетельства электронно-цифровой подписи определяется договором между пользователем закрытого ключа и Удостоверяющим центром и не может составлять менее 3 лет.

Свидетельство электронно-цифровой подписи, выданное за пределами Российской Федерации, приравнивается к Свидетельствам, выдаваемым в соответствии с законом, при условии подтверждения правомерности деятельности организации, выполняющей функции Удостоверяющего центра и выдавшей Свидетельство электронно-цифровой подписи, в соответствии с законодательством страны ее местонахождения, и наличия в Свидетельстве электронно-цифровой подписи обязательных атрибутов, предусмотренных законом.

Обмен электронными сообщениями, подписанными электронно-цифровыми подписями и выражающими содержание гражданско-правовой сделки, признается заключением договора в письменной форме.

Лицо, получившее электронное сообщение, подписанное электронной подписью, вправе обратиться в Удостоверяющий центр для проверки электронно-цифровой подписи либо самостоятельно осуществить проверку, получив открытый ключ от отправителя сообщения или Удостоверяющего центра.

Лица, неправомерно использующие электронно-цифровую подпись другого лица и иные лица, виновные в нарушении законодательства об использовании электронно-цифровой подписи, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Споры между лицами, участвующими в отношениях, связанных с использованием электронно-цифровой подписи, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом условий договоров между такими лицами.

77. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЗА РУБЕЖОМ

Формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Информационное общество «размывает» государственные границы, тем самым правовое регулировании информационных отношений обладает международной составляющей.

США являются пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. Именно здесь была создана основа информационного общества (Internet).

В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры. Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры была создана Рабочая группа по строительству информационных супермагистральных сетей.

Информационные супермагистральные сети – совокупность всех технологий, связанных с информацией (телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании).

В специальном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации.

В феврале 1996 г. был издан закон «О телекоммуникации».

Европа. В 1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество. Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах.

Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном обществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

Кроме того, каждая из стран Европы обязана иметь программу, посвященную формированию национальной политики в целях построения информационного общества.

Япония. В 1998 г. была принята программа, основными положениями которой являются:

– создание сети Internet;

– внедрение информационных технологий в открытых сетях;

– проведение терминалов кабельных сетей во все школы;

– реорганизация законодательной системы;

– развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобализации информационной инфраструктуры;

– развитие глобальных стандартов взаимодействия. Таким образом, проблема формирования информационного общества в современном мире выражается в том, что дальнейший прогресс зависит не только от достижений собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым изменениям старые правовые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ