Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Лекционные материалы для студентов заочной формы обучения. Фесина Е.Л.

Тема 3. Индексный метод в статистических исследованиях коммерческой деятельности
30.10.2012, 10:40

1. Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа

2. Индексы количественных показателей

 

3.1. Общее понятие об индексах и значение индексного метода анализа

В практике статистики индексы наряду со средними величи­нами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие нацио­нальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализиру­ются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследуется роль отдельных факто­ров в формировании важнейших экономических показателей, вы­являются резервы производства, индексы используются также в международных сопоставлениях экономических показателей, определении уровня жизни, мониторинге деловой активности в экономике.

Индекс представляет собой относительную величину, полу­чаемую в результате сопоставления уровней сложных социаль­но-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом. Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное сумми­рование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Напри­мер, промышленные предприятия выпускают, как правило, раз­нообразные виды продукции. Получить общий объем продукции предприятия в таком случае нельзя суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении. Здесь возникает проблема соизмерения разнородных элементов. В качестве меры соизмерения разнород­ных продуктов можно использовать цену, себестоимость или тру­доемкость единицы продукции.

В развитии индексной теории в нашей стране сложились два направления: обобщающее, или синтетическое, и аналитическое. Различие между этими направлениями обусловлено двумя воз­можностями интерпретации индексов в их приложении.

Обобщающее, или так называемое синтетическое, направ­ление трактует индекс как показатель среднего изменения уров­ня изучаемого показателя. В аналитической теории индексы - это показатели изменения уровня результативной величины под вли­янием изменения индексируемой величины. Например, величина индекса цен продукции, равная 1,1536 может быть истолкована в обобщающем значении как величина, указывающая на то, что цены на продукцию возросли в целом на 15,36% или в 1,1536 раза, а в аналитическом значении как показа­тель того, что в связи с изменением цен стоимость продукции (или размер выручки) увеличилась на 15,36%. Развитие второго на­правления было обусловлено применением индексного метода в экономическом анализе. Аналитическое направление в развитии индексной теории в значительной степени сформировалось бла­годаря работам российский статистиков В.Н. Старовского, Н.М. Виноградовой, Л.В. Некраша, И.Ю. Писарева. В настоящее время индексный метод продолжает успешно развиваться в тру­дах многих отечественных статистиков и получил широкое при­менение в практике статистической работы.

Таким образом, с помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:

1) характеристика общего изменения сложного экономического показателя (например, затрат на производство продукции, стоимости произведенной продукции) или формирующих его отдельных показателей-факторов;

2) выделение в изменении сложного показателя влияния одного из факторов путем элиминирования влияния других факторов (например, увеличение выручки от реализации продукции, связанное с ростом цен или выпуска продукции в натуральном выражении). В качестве самостоятельной можно выделить зада­чу обособления влияния изменения структуры явления на индек­сируемую величину (например, при изучении динамики среднеот­раслевой себестоимости продукции исследуется влияние изме­нения в распределении объемов выпуска продукции по предпри­ятиям отрасли).

Способы построения индексов зависят от содержания изуча­емых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя стати­стических данных и целей исследования.

Для удобства восприятия индексов в теории статистики раз­работана определенная символика. Каждая индексируемая вели­чина имеет свое символическое обозначение.

По степени охвата элементов совокупности различают инди­видуальные и сводные (общие) индексы. Индивидуальными на­зываются индексы, характеризующие изменение только одного элемента совокупности (например, изменение выпуска легковых автомобилей определенной марки). Индивидуальный индекс обо­значается У. Сводный индекс отражает изменение по всей сово­купности элементов сложного явления. Если индексы охватыва­ют не все элементы сложного явления, а лишь часть, то их назы­вают групповыми, или субиндексами. Например, общий индекс характеризует динамику объема промышленной продукции. К су­биндексам в этом случае могут быть отнесены индексы продук­ции по отдельным отраслям промышленности.

Индексные показатели в статистике вычисляются па высшей ступени статистического обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического наблюдения. Итоги по группам элементов в условиях их несоизмеримости получа­ются расчетным путем, являются производными. Например, объ­ем продукции предприятия может быть представлен в стоимост­ном или трудовом выражении. В любом из этих случаев показа­тель объема продукции представляет собой сложный производ­ный показатель, изменение которого синтезирует различный ха­рактер изменения отдельных элементов этого показателя и тех факторов, которые его формируют. В зависимости от содержания и характера индексируемой величины различают индексы ко­личественных (объемных) показателей (например, индекс физи­ческого объема продукции) и индексы качественных показате­лей (например, индексы цен, себестоимости).

При вычислении индексов различают сравниваемый уровень и уровень, с которым производится сравнение, называемый ба­зисным. Выбор базы сравнения определяется целью исследова­ния. В индексах, характеризующих изменение индексируемой ве­личины во времени, за базисную величину принимают размер по­казателя в каком-либо периоде, предшествующем отчетному. При этом возможны два способа расчета индексов - цепной и базис­ный. Цепные индексы получают сопоставлением текущих уров­ней с предшествующими. Таким образом, база сравнения непре­рывно меняется. Базисные индексы получают сопоставлением с уровнем периода, принятого за базу сравнения.

При территориальных сравнениях за базу принимают данные по какой-либо одной части территории, например, при региональ­ных сопоставлениях внутри России, или итоговый показатель по всей изучаемой территории в целом, как это имеет место в меж­дународных сопоставлениях.

При использовании индексов как показателей выполнения плана за базу сравнения принимаются плановые показатели.

В зависимости от методологии расчета различают агрегатные индексы и средние из индивидуальных индексов. Последние, в свою очередь, делятся па средние арифметические и средние гар­монические индексы.

Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы переменного состава и индексы фик­сированного (постоянного) состава. В индексах переменного со­става сопоставляются показатели, рассчитанные на базе изменя­ющихся структур явлений, а в индексах фиксированного состава - па базе неизменной структуры явлений.

 

3.2. Индексы количественных показателей

Необходимость в применении особых приемов построения ин­дексов количественных показателей возникает, когда итоги по от­дельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы. Например, предприятие экспортирует станки, металл, товары широкого потребления. Если имеются сведения об экспор­те продукции только в натуральном выражении, то динамику экспорта продукции предприятия в целом нельзя охарактеризовать показателем, где q - количество продукции данного вида в натуральном выражении, экспортируемой в отчетном периоде, а q1 - количество продукции того же вида, отправленной на экспорт в базисном периоде.

Различные виды продукции неравноценны по количеству за­траченного на них общественного труда и имеют разные потре­бительные стоимости. Поэтому было бы неправильно непосред­ственно суммировать итоги по этим видам продукции. Для полу­чения общего итога необходимо данные по различным видам про­дукции привести к единой, общей мере, например, использовать стоимостную оценку экспорта продукции. Такой переход от одних единиц измерения к другим в теории ин­дексов называют соизмерением. При построении индексов объ­емных показателей в качестве соизмерителей применяют те или иные качественные показатели. Например, цену, себестоимость или трудоемкость единицы изделия. Выбор коэффициента соиз­мерения в каждом конкретном случае зависит от цели исследова­ния. Универсальное значение в индексах физического объема име­ют стоимостные соизмерители. Стоимость всей выработанной на предприятии продукции получаем умножением на цену количе­ства выпущенной продукции каждого вида и суммированием про­изведений по всем видам продукции. Если разделить стоимость продукции отчетного периода на стоимость продукции базисного периода, получим индекс стои­мости продукции. Он характеризует изменение стоимости продукции, которая зависит от изменения уровня цен и количе­ства выпускаемой продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. Поэтому индекс стоимости не дает количественного представления об изменении объема выпуска. Это представление мы получим, если элиминируем влияние изменения цен, для че-го количество продукции, произведенной в отчетном и оазисном периодах, умножают на одинаковые для обоих периодов цены. такой индекс называют агрегатным индексом физического объема. При вычислении индекса физического объема продукции воз­можны разные решения в зависимости от выбора коэффициента соизмерения.

Если принять за коэффициент соизмерения цены базисного периода, то индекс физического объема продукции будет называться индексом Э. Ласпейреса. Внешней отличительной особенностью агрегатного индекса является то, что в числителе и в знаменателе меняется индекси­руемая величина, значения же другой, являющейся соизмерителем, остаются неизменными. В приведенном варианте индекса ко­личественных показателей значения соизмерителей принимают­ся на уровне базисного периода. Используя коэффициенты соиз­мерения базисного периода, берут базисные соотношения по уров­ню цен, но зато полностью элиминируют влияние на изменение стоимости продукции изменения самих цен.

В практике планирования при проведении экономико-стати­стического анализа не ограничиваются исчислением отдельных, изолированных индексов, характеризующих изменение показа­теля за какой-то один период времени. Исчисляют, как правило, не один индекс, а несколько индексов за последовательные пери­оды времени. При таком исчислении обычно применяют во всех индексах в качестве соизмерителей цены одного и того же перио­да. Например, для динамических сопоставлений роста выпуска объема продукции в промышленности, строительстве. Та­кие цены называются сопоставимыми (фиксированными или не­изменными); в условиях стабильной экономики они применяют­ся на протяжении длительного периода времени. При существен­ных различиях в соотношении уровней действующих и фикси­рованных цен производится пересмотр последних, и они меня­ются время от времени с изменением особенностей самого цено­образования. В настоящее время в странах СНГ, учитывая неста­бильное состояние экономики, при расчетах динамики валового внутреннего продукта, национального богатства в качестве фик­сированных используют цены предыдущего года.





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0