При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития. Она является мощным орудием преобразования рыночных социально-экономических отношений, важным фактором оперативного, предприимчивого и эффективного их совершенствования.
Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки. Практическая реализация этих навыков предполагает овладение комплексом статистических методов, умение правильно и адекватно их применять в соответствии с типологией, характером и содержанием решаемых задач.
Ядром статистической системы знаний выступает теория статистики, обеспечивающая теоретическую и методологическую подготовку профессиональных статистиков, экономистов высшей квалификации, финансистов, менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров, социологов, а также лиц других профессиональных интересов. Теория статистики рассматривает вопросы организации статистики, сбора статистической информации в условиях рыночной экономики. Излагает методологию расчета относительных и средних величин, их применение в экономико-статистическом анализе. Особое внимание уделяется статистическим методам изучения взаимосвязей, группировкам, анализу рядов динамики, выборочному и индексному методам анализа.
Логически продолжением теории статистики является статистика коммерческой деятельности – важный раздел статистической науки и вида деятельности органов государственной статистики, призванный обеспечить правительственные учреждения и общественность информацией о развитии экономики и связанных с ней социальных процессов. Коммерческая статистика изучает важнейшие понятия и показатели анализа социально-экономических процессов, включая оценку основных факторов и уровня экономического развития страны, показатели затрат и результатов в сфере материального и нематериального производства, методологию расчета показателей коммерческой деятельности.
Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является развитие научно-исследовательской компоненты статистического мышления. Задачами дисциплины является овладение знаниями основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результатов.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина ориентирована на развитие у выпускника исследовательских и предпринимательских навыков в изучении современного состояния экономики, в том числе многоаспектности предпринимательства, как экономического явления.
Взаимосвязь с другими дисциплинами
Статистика представляет собой самостоятельную научную дисциплину, которая тесно связана с рядом экономических дисциплин: экономической теорией, анализом хозяйственной деятельности, основами высших финансовых вычислений, теорией вероятностей и математической статистикой.
Требования к уровню освоения дисциплины, соотнесенные с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление о содержании статистики как научной дисциплины, ее основных понятиях, методологии и методике расчета важнейших статистических показателей;
- знать вопросы применения статистики в прикладных исследованиях социально-экономических процессов;
- уметь анализировать массивы статистических данных, исчислять и интерпретировать статистические показатели, формулировать выводы, вытекающие из проведенного анализа, осуществлять консалтинговые услуги заказчикам и потребителям обобщенной статистической информации;
- приобрести навыки обобщения результатов статистических исследований и принятии на их основе аргументированных решений;
- овладеть основными положениями, методами и приемами, обеспечивающими надлежащее решение ключевых задач теории статистики и статистики предпринимательства. |