Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа



Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Социальная статистика: конспект лекций. Шерстнева Г.С.

ЛЕКЦИЯ № 4. Статистика уровня жизни населения (2)
21.12.2011, 00:02

Индекс развития человеческого потенциала основывается на отображении трех сторон жизнеобеспечения человека:

1) долголетия, которое рассчитывается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении на конкретную дату;

2) образования – по доле грамотного взрослого населения, детей и подростков, обучающихся в различных учебных заведениях в соответствующей возрастной группе;

3) дохода – по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения с учетом паритета покупательной способности национальной валюты, пересчитанной в доллары США. Он применяется для осуществления сравнительного анализа социально-экономического развития стран.

В РФ индекс развития человеческого потенциала за годы реформ до настоящего времени не достиг уровня 1990 г. (0,817), а в 2005 г. его значение было равно лишь 0,766. Если с 2001 г. индекс материального благосостояния стал устойчиво расти (но малыми темпами), то индекс долголетия с 2003 г. понемногу снижается, что подтверждает низкую эффективность российских реформ в области улучшения условий и качества жизни населения[31].

Сосредоточение внимания на человеке в начале 1990-х гг. начало «соперничать» с направлением исследований на рост доходов. ВВП не дает оценку сторонам развития человеческого потенциала, потому что они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).

В соответствии с теорией экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс увеличения возможностей для выбора личности и достижение увеличения уровня благосостояния людей. Увеличение выбора, которым обладает население, или возможность его использования достаточно велики (практически безграничны). Благодаря этому в рамках данного подхода максимальное внимание уделяется главным возможностям, при отсутствии которых люди утрачивают многие жизненные перспективы: вести долгую и здоровую жизнь, получать знания, доступ к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни.

На четырех основных элементах создана концептуальная схема развития человеческого потенциала.

1. Продуктивность. Люди обязаны иметь возможность применения своих знаний и умений для повышения результата выполнения своих функций (деятельности), полновесно участвовать в образовании дохода и получать вознаграждение за свой труд.

Следственно, для формирования человека необходимы экономический рост и динамика занятости и дохода.

2. Равенство. В целом всем людям надлежит давать изначально одинаковые возможности.

3. Устойчивость. Вероятность самореализации необходимо обеспечивать не только сегодняшним, но и будущим поколениям. Тут предусматривается правильное распределение возможностей формирования между поколениями и внутри каждого поколения.

4. Расширение возможностей. Это обозначает увеличение ответственности людей за судьбы своей семьи, государства и народа в целом.

При отображении определенных индексов вместе с величиной фактического уровня показателей применяются установленные минимальные и максимальные величины, которые называются реперными точками.

Для каждой произвольной составляющей совокупного ИРЧП находятся определенные индексы (индекс достигнутого уровня образования, индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс ВВП на душу населения) по соответствующей формуле:



где факт, min и max – фактическое, минимальное и максимальное значения показателя.

При исчислении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения определен возраст 85 лет, минимального – 25 лет, для индекса среднедушевого реального ВВП – 100 долларов США., по паритету покупательной способности (ППС) – 40 000 долларов США в год ППС, для индекса уровня образования населения соответственно – 0 и 100%. Показатели, которые являются компонентами ИРЧП, сближаются на базе этой формулы к относительным уровням (нормализуются перед усреднением), следствием этого является единая шкала измерений.

Следовательно, ИРЧП включает три компоненты и исчисляется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что подтверждает равенство составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.

Величина индекса изменяется от 0 до 1, к тому же чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и меньше путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых направлений. Государства с величиной ИРЧП 0,8 и больше являются группой стран с большим уровнем развития. Если значение ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, то эти страны относятся к группе со средним уровнем, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.

ПРООН стабильно улучшает методику расчета ИРЧП и разделяет по группам страны с различными уровнями развития.

Этот показатель определялся для России в целом, но в связи с разнообразием региональных различий и совершенствованием региональной статистики появилась возможность применения данной методики для нахождения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ.

Слабые стороны наиболее популярного интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) обширно обсуждаются в отечественных и зарубежных работах. В основном указывают на неточность оценки степени материальных возможностей людей на базе произведенного ВВП. Рассмотренные факторы развития человеческого потенциала не открывают всю полноту, глубину и качество этого значимого показателя, но представляют собой первые попытки измерения и сравнения возможностей для реализации потенциала личности.

Наиболее важный недостаток методики расчета ИРЧП следует из его опоры на средние показатели[32]. Дальнейшую разработку системы показателей стоит осуществлять в направлении более полного учета структурных элементов национального человеческого потенциала, характеризующих возможности реализации и развития человеческого потенциала. В их состав входит распределение потенциала образования и здоровья между всевозможными категориями населения, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, вынужденных безработных и других уязвимых категорий.

ИРЧП дает возможность ранжировать не только страны, но и регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать его динамику, сравнивать достижения. ИРЧП может применяться для нахождения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.

Сопоставление отдельных составляющих, входящих в состав ИРЧП, позволяет при прочих равных условиях обнаружить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития. Динамика ИРЧП и его компонентов в целом по России представлена в таблице 3.



Данные таблицы подтверждают некоторое снижение ИРЧП за счет сокращения индекса ВВП на душу населения.

Все время улучшается способ расчета ИРЧП. Например, улучшаются формулы определения индексов по элементам, осуществляется работа по увеличению круга показателей. Существенным направлением совершенствования ИРЧП является его дезагрегирование. Начиная с 1993 г. для ряда стран определялись значения ИРЧП для различных групп населения, например с учетом тендерных различий.

Значение ИРЧП в общем по стране нивелирует различия (например, тендерные) в уровне развития для отдельных групп населения. Так как различия между полами в разных государствах по-разному отображаются на рейтинге (в государствах, где женщины располагают доходами наряду с мужчинами, показатели формирования будут выше по сравнению с государствами, где существуют различия в делении доходов между мужчинами и женщинами, и т. п.), появилась надобность в разработке особого показателя, который характеризует формирование человека в определенных странах с учетом гендерного фактора (ИРГФ). О данном показателе впервые говорилось в Докладе о развитии человека за 1995 г.

Этот индекс состоит из тех же элементов, что и ИРЧП, но с той лишь разницей, что средние показатели продолжительности жизни, полученного уровня образования и дохода каждого государства скорректированы (корректируются) в соответствии со значением разрыва среди женщин и мужчин. Таким образом, благодаря данному индексу можно установить те же перспективы, что и с помощью ИРЧП, применяя те же переменные для того, чтобы передать несоразмерности в положении среди женщин и мужчин. Чем больше степень тендерных неравенств в районе формирования человеческого потенциала в государстве, тем меньше величина индекса ИРГФ при сравнении его с ИРЧП.

Исследования, осуществленные по 163 странам, представили, что степень достижений женщин в области формирования человеческого потенциала существенно ниже должного уровня мужчин в любом государстве, и уменьшение ИРГФ в отношении ИРЧП показывает данное различие.

Показателем расширения возможностей женщин (ПРВЖ) представлен иной показатель, который определяет отсутствие одинаковых вероятностей для участия женщин в экономической и политической жизни. Данный показатель применяется для нахождения степени участия женщин в ходе принятия заключений в профессиональных экономических и политических областях. ПРВЖ состоит из трех индексов: представительность на административных и управленческих должностях, на должностях специалистов и технических сотрудников; представительность женщин в законодательных органах; доли заработанного дохода. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) представляет собой простую среднюю арифметическую из трех перечисленных индексов.

Произведем сопоставление рейтинга 10 лидирующих государств (табл. 4).

Благодаря ранговым коэффициентам корреляции Спирмена (ρ) видно, что даже для государств с высоким уровнем социально-экономического развития совокупные показатели человеческого потенциала не повторяют друг друга. Предельная слаженность рангов отмечается по показателям ИРГФ и ИРЧП (р = 0,6), максимальная разлаженность – по показателям ИРГФ и ПРВЖ (ρ = 0,26)[33].

Следовательно, отображение обобщающих интегральных показателей, которые воспроизводят уровень социально-экономического формирования, дает возможность осуществлять межстрановые и региональные сопоставления, давать сопоставительную оценку всевозможных перспектив социального прогресса. В то же время мало разработанными остаются вопросы отражения злободневных тенденций социального развития, определение социальной напряженности в социальной области и разработка наилучших сценариев по воплощению и дальнейшему увеличению вероятностей для совершенствования личности и исполнения ее созидательного потенциала.



Гендерный подход нужно использовать в нескольких направлениях:

1) как исследовательский в области управления персоналом для выявления основных проблем;

2) для выработки оптимальной половозрастной структуры персонала вузов, обеспечивающей максимальную эффективность процесса обучения, воспитания и приобщения молодежи к научной работе и воспроизводство высококвалифицированных научно-педагогических кадров, необходимых в современных условиях реформирования системы высшей школы;

3) в направлениях совершенствования системы мотивации, установления наиболее благоприятного климата в первичных трудовых коллективах для повышения эффективности труда.

http://lib.rus.ec/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПР. И ФИН. УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ИНВЕСТИЦИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0