Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Теория статистики: конспект лекций. Дружинина И.В.

ТЕМА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА
16.01.2012, 17:39

1. Понятие сводки и группировки, их виды

·  Процесс упорядочения, систематизации и обобщения данных статистического наблюдения называется СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКОЙ.

Сводка включает комплекс операций: 1) группировка единиц наблюдения; 2) разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; 3) подсчёт итогов по каждой выделенной группе и по всему объекту; 4) представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.

Отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки.

·  ГРУППИРОВКОЙ называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы (подсистемы, классы, подгруппы) по определённым существенным для них признакам.

·  Признак, по которому производится разбивка единиц совокупности на отдельные группы, называется ГРУППИРОВОЧНЫМ ПРИЗНАКОМ (или, основанием группировки).

В зависимости от целевого назначения выделяют следующие виды статистических группировок.

1. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ группировка служит для выделения социально-экономических типов в разнородной совокупности (группировка государств по уровню экономического развития; населения по принадлежности к общественным группам)

2. СТРУКТУРНАЯ группировка используется для разделения однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру, по величине (значению) варьирующего признака.

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ группировка служит для исследования взаимосвязи между явлениями и их признаками. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значений факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение результативного признака. Особенности аналитической группировки: в основу группировки положен факторный признак; каждая выделенная группа характеризуется средним значением результативного признака.

В зависимости от количества группировочных признаков группировки бывают простые и сложные (комбинационные) группировки.

По очерёдности обработки информации выделяют первичные и вторичные группировки.

2. Принципы определения числа групп (интервалов) группировки

Число групп в группировке зависит от вида группировочного признака (атрибутивный или количественный), характера его вариации, а также от задач исследования.

ü  Если в качестве группировочного выбран атрибутивный признак, то число групп в группировке будет таким, каково число разновидностей (видов, градаций) этого признака. В случаях, когда атрибутивный признак имеет большое число разновидностей (профессия, наименование выпускаемой продукции, наименование товара) и перечислить их все невозможно или нецелесообразно, то используют классификации.

ü  Если группировка проводится по количественному признаку, то число групп определяется исходя из объема совокупности (числа единиц исследуемого объекта) и степень вариации группировочного признака:

а) при группировке по дискретному признаку, принимающему небольшое число значений, число групп будет равно числу этих значений (напр., разряд рабочего);

б) если дискретный признак принимает много значений, и выделение такого числа групп невозможно, или группировочный признак – непрерывный, в этом случае для определения числа групп (n) можно использовать формулу Стерджесса:

 n = 1 + 3,322 lgN, где N - число единиц совокупности.

После определения числа групп определяют интервалы группировки.

·  ИНТЕРВАЛ – промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе. Интервалы бывают: равные и неравные (в свою очередь, могут быть произвольными, прогрессивно возрастающими или убывающими, специализированными); открытые и закрытые.

Если строится группировка с равными интервалами (т.е. разность между максимальным и минимальным значением признака для каждой группы одинакова), то величина интервала (h) определяется по формуле:  , где xmax и xmin – соответственно, максимальное и минимальное значение группировочного признака в совокупности.

3. Статистические ряды распределения

После определения группировочного признака и границ групп строится ряд распределения (табл. 3).

·  ВАРИАНТА (ВАРИАНТ) – это отдельные значения признака, которые он принимает в ряду распределения.

·  ЧАСТОТА – число единиц совокупности, принимающих данное значение признака, численность каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот определяет численность всей совокупности, её объём.

·  Частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу, называют ЧАСТОСТЯМИ (относительными частотами).

 

Таблица 3 - Понятие и виды статистических рядов распределения

·  СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЯД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ – это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определённому варьирующему признаку.

Ряд распределения представляет собой простейшую группировку, в которой каждая выделенная группа характеризуется только одним показателем – числом единиц объекта (статистической совокупности), попавших в каждую группу.

Ряды распределения принято оформлять в виде таблиц.

В зависимости от того, по какому признаку построен ряд распределения, различают следующие их виды.

·  АТРИБУТИВНЫЙ ряд распределения – ряд, построенный по атрибутивному (качественному) признаку.

Его элементы - значения атрибутивного признака и число единиц, принимающих данное значение

·  ВАРИАЦИОННЫЙ ряд распределения – ряд, построенный по количественному признаку.

Вариационные ряды, в свою очередь, в зависимости от характера вариации группировочного признака могут быть дискретными и интервальными.

· ДИСКРЕТНЫЙ ряд построен по дискретному признаку, его элементы -  варианты и частоты.

· ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ряд построен по непрерывному признаку, его элементы интервалы признака и частоты.

 

Для анализа рядов распределения используется их графическое изображение, позволяющее судить о форме распределения. Для изображения дискретного ряда применяется ПОЛИГОН ЧАСТОТ (ЧАСТОСТЕЙ), а интервального – ГИСТОГРАММА.

УПРАЖНЕНИЯ

Задача 3.1. Для выяснения зависимости уровня издержек обращения от величины розничного товарооборота по совокупности магазинов произведите их группировку.

№ магазина

Издержки обращения, млн. руб.

Объем розничного товарооборота, млн. руб.

№ магазина

Издержки обращения, млн. руб.

Объем розничного товарооборота, млн. руб.

1

1,6

20

14

3,9

67

2

3,8

59

15

3,8

74

3

4,7

83

16

3,7

56

4

3,9

47

17

2,7

34

5

1,5

25

18

2,9

56

6

2,7

39

19

4

70

7

3,1

51

20

3,7

59

8

3

41

21

1,7

27

9

4,5

64

22

2,8

38

10

3,7

43

23

4

46

11

3,9

57

24

3,9

53

12

2,9

47

25

4

66

13

1,8

28

 

 

 

Для этого: 1) постройте ряд распределения магазинов с равными интервалами; 2) каждую выделенную группу охарактеризуйте числом магазинов, объемом розничного товарооборота (всего и в среднем на один магазин), уровнем издержек обращения (всего и в среднем на один магазин). Результаты группировки представьте в таблице.

Вспомогательная таблица:

 


Группы магазинов по величине розничного товарооборота, млн. руб.

№ магазина

Объем розничного товарооборота, млн. руб.

Издержки обращения, млн. руб.

 

от 20 до 33

1

20

1,6

 

 

5

25

1,5

 

 

21

27

1,7

 

 

13

28

1,8

 

 

Итого по группе

4

100

6,6

 

В среднем по группе

25

1,65

 

 

от 33 до 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по группе

 

 

 

 

В среднем по группе

 

 

 

 

от 46 до 59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по группе

 

 

 

 

В среднем по группе

 

 

 

 

от 59 до 72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по группе

 

 

 

 

В среднем по группе

 

 

 

 

 

72 и более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по группе

 

 

 

 

В среднем по группе

 

 

 

 

Итого по совокупности

 

 

 

 

В среднем по совокупности

 

 

 

 

Итоговая таблица:

Группы магазинов по объему розничного товарооборота, млн. руб.

Число магазинов

Объем розничного товарооборота, млн. руб.

Издержки обращения, млн. руб.

всего

в среднем на 1 магазин

всего

в среднем на 1 магазин

от 20 до 33

 

 

 

 

 

от 33 до 46

 

 

 

 

 

от 46 до 59

 

 

 

 

 

от 59 до 72

 

 

 

 

 

72 и более

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ