Главная » Учебно-методические материалы » СТАТИСТИКА » Теория статистики: конспект лекций. Дружинина И.В.

Тема 7. ИНДЕКСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
16.01.2012, 18:19

·  ИНДЕКС – это относительный статистический показатель, который характеризует соотношение во времени (динамический индекс) или в пространстве (территориальный индекс) уровней социально-экономических явлений, или выражает соотношение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т. п.).

Результат расчёта индексного отношения (индекса) выражается в коэффициентах (с точностью до 0,001) или в процентах (с точностью до 0,1), в некоторых случаях требуется большая точность вычислений.

Для определения индекса необходимо сопоставить не менее двух величин: в числителе индексного отношения приводится сравниваемый уровень (текущий, отчётный), а в знаменателе – уровень, с которым производится сравнение (базисный, база сравнения).

·          Основной элемент индексного отношения – ИНДЕКСИРУЕМАЯ ВЕЛИЧИНА – это значение признака статистической совокупности, изменение которого является объектом изучения. Индексируемая величина указывается около знака индекса подстрочным символом.

Значение индексного метода состоит в следующем:

1 – индексы позволяют измерить изменение сложных явлений.

2 – индексы позволяют проанализировать изменения сложных явлений, т. е. выявить роль отдельных факторов в этом изменении, дать количественную оценку степени влияния отдельных факторов в изменении сложного явления.

3 – индексы позволяют сравнивать показатели не только во времени, но и в пространстве или с нормативом.

В теории индексов разработана определённая символика, каждая индексируемая величина имеет своё символическое обозначение:

q – количество (физический объём) какого-либо продукта в натуральном выражении; p – цена единицы продукции (товара); pq – стоимость продукции данного вида (товарооборот); z – себестоимость единицы продукции данного вида; zq – затраты на производство продукции данного вида; t – трудоёмкость изготовления единицы продукции данного вида; T=qt – затраты труда (рабочего времени) на изготовление всего объёма данного вида продукции, или численность рабочих; w=q / T – выработка продукции в единицу времени (на 1 рабочего).

ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ.

1. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные индексы и общие.

·          ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ характеризуют изменение индивидуальных уровней отдельных единиц статистической совокупности (изменение цены отдельного товара; изменение количества выпускаемой продукции отдельного вида и т.п.).

·          ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ выражают сводные обобщающие результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность.

Общие индексы применяются, когда итоги по отдельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы. В качестве соизмерителей могут быть использованы тесно связанные с индексируемыми величинами показатели. Так, для объёма производства в натуральном выражении могут использоваться в качестве соизмерителей цена, себестоимость, трудоёмкость; для цены и себестоимости – физический объём продукции.

В развитии индексной теории сложились два направления: обобщающее (или, синтетическое) и аналитическое.

Обобщающее (или, так называемое, синтетическое) направление трактует индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого показателя.

В аналитическом направлении индексы – это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины.

2. По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы:

ДИНАМИЧЕСКИЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

Отражают изменение явления во времени, для чего сравнивается значение показателя в отчётном периоде со значением этого же показателя в предыдущем периоде (базисном).

В качестве базы сравнения могут быть использованы и прогнозные, и плановые показатели.

Динамические индексы могут быть цепными и базисными.

Применяются для межрегиональных сравнений (при сопоставлении уровней социально-экономического развития различных стран).

например, индекс стоимости потребительской корзины в Москве по сравнению с Санкт-Петербургом.

3. По виду весов выделяют индексы с постоянными и с переменными весами.

4. По форме построения различают: АГРЕГАТНЫЕ индексы и СРЕДНИЕ, последние делятся на АРИФМЕТИЧЕСКИЕ и ГАРМОНИЧЕСКИЕ.

Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов.

Средние индексы – производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.

5. По характеру объекта исследования общие индексы делятся на ИНДЕКСЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ (ОБЪЁМНЫХ) ПОКАЗАТЕЛЕЙ и КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. К первой группе индексов относятся, например, индексы физического объёма продукции, индексы объёма продаж долларов на ММВБ; ко второй группе – индекс цен, индекс себестоимости продукции, индекс курса немецкой марки.

6. По объекту исследования выделяют: индексы производительности труда, стоимости продукции, физического объёма продукции, себестоимости, фондоотдачи, издержек производства и т. д.

7. По составу явления можно выделить две группы индексов: ПОСТОЯННОГО (ФИКСИРОВАННОГО) СОСТАВА и ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА. Эти индексы используются для анализа динамики средних качественных показателей.

УПРАЖНЕНИЯ

Задача 7.1. По данным об импорте товаров вычислите индивидуальные и общие индексы товарооборота (стоимости), цен, физического объема и абсолютные изменения стоимости импорта товаров - всего и в т.ч. по факторам: за счет роста цен и за счет изменения физического объема импорта.

Код 

ТН ВЭД

Наименование импортируемого товара

Базисный период

Отчетный период

тыс.тонн

млн.долл.

тыс.тонн

млн.долл.

1801

Какао-бобы

22,6

64,0

24,3

66,0

1806

Продукты, содержащие какао

54,7

170,1

53,6

164,9

 

Макет расчётной таблицы для анализа динамики импорта группы товаров

Наименование товара

Базисный период

Отчетный период

Стоимость в текущем периоде в ценах базисного периода, млн. долл.

Количество, тыс.т

Стоимость, млн. дол.

Цена, дол. за ед.

Количество, тыс.т

Стоимость, млн. дол.

Цена, дол. за ед.

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 7.2. В отчетном году в регионе было продано кожаной обуви на сумму 500 млн. руб., резиновой – на 200 млн. руб. и комбинированной – на 100 млн. руб. Определите общий индекс цен, если известно, что цены были повышены на кожаную обувь на 3%, на резиновую – на 15% и на комбинированную – на 20%. Как изменилась стоимость реализованной обуви, если физический объем реализации вырос на 2,5%?

 

Задача 7.3. По данным трёх предприятий, выпускающих однородную продукцию, определите относительное среднее изменение себестоимости единицы продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным. Рассчитайте относительное и абсолютное изменение затрат на производство по трём предприятиям вместе, если в отчётном периоде по сравнению с базисным совокупный объём производства (физический объём) сократился на 4,3%.

 

Номер предприятия

Себестоимость единицы продукции, д. ед.

Затраты на производство в отчётном периоде, тыс. д. ед.

Базисный период

Отчётный период

1

28

27

25,6

2

59

55

76,7

3

15

12

17,4

 

Задача 7.4. По заводу имеются данные об объёме производства и себестоимости единицы продукции двух видов изделий.

Изделие

Себестоимость единицы продукции, д. ед.

Произведено продукции, тыс. шт.

в базисном периоде

в отчётном периоде

в базисном периоде

в отчётном периоде

А

75

77

200

150

Б

30

32

100

160

Определите: 1) индивидуальные индексы себестоимости, физического объёма и издержек производства; 2) общие индексы себестоимости, физического объёма и издержек производства; 3) абсолютное изменение затрат на производство в целом по заводу, в том числе по факторам (в результате изменения физического объёма производства и себестоимости единицы продукции).

 

Задача 7.5. Изделие А производится на двух предприятиях. Определите: индивидуальные индексы себестоимости по каждому из предприятий; среднюю себестоимость изделия А в каждом периоде по двум предприятиям вместе; абсолютное и относительное изменение средней себестоимости в отчётном периоде по сравнению с базисным, разложите его по факторам.

№ предприятия

Базисный период

Отчетный период

Индекс себестоимости, %

Себестоимость изделия, д.ед.

Выпуск продукции

Себестоимость изделия, д.ед.

Выпуск продукции

в тыс. шт.

в долях ед.

в тыс. шт.

в долях ед.

1

50

500

 

45

600

 

 

2

60

700

 

61

650

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 





БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ