· ИНДЕКС – это относительный статистический показатель, который характеризует соотношение во времени (динамический индекс) или в пространстве (территориальный индекс) уровней социально-экономических явлений, или выражает соотношение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз, норматив и т. п.).
Результат расчёта индексного отношения (индекса) выражается в коэффициентах (с точностью до 0,001) или в процентах (с точностью до 0,1), в некоторых случаях требуется большая точность вычислений.
Для определения индекса необходимо сопоставить не менее двух величин: в числителе индексного отношения приводится сравниваемый уровень (текущий, отчётный), а в знаменателе – уровень, с которым производится сравнение (базисный, база сравнения).
· Основной элемент индексного отношения – ИНДЕКСИРУЕМАЯ ВЕЛИЧИНА – это значение признака статистической совокупности, изменение которого является объектом изучения. Индексируемая величина указывается около знака индекса подстрочным символом.
Значение индексного метода состоит в следующем:
1 – индексы позволяют измерить изменение сложных явлений.
2 – индексы позволяют проанализировать изменения сложных явлений, т. е. выявить роль отдельных факторов в этом изменении, дать количественную оценку степени влияния отдельных факторов в изменении сложного явления.
3 – индексы позволяют сравнивать показатели не только во времени, но и в пространстве или с нормативом.
В теории индексов разработана определённая символика, каждая индексируемая величина имеет своё символическое обозначение:
q – количество (физический объём) какого-либо продукта в натуральном выражении; p – цена единицы продукции (товара); pq – стоимость продукции данного вида (товарооборот); z – себестоимость единицы продукции данного вида; zq – затраты на производство продукции данного вида; t – трудоёмкость изготовления единицы продукции данного вида; T=qt – затраты труда (рабочего времени) на изготовление всего объёма данного вида продукции, или численность рабочих; w=q / T – выработка продукции в единицу времени (на 1 рабочего).
ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРИЗНАКАМ.
1. По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные индексы и общие.
· ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ характеризуют изменение индивидуальных уровней отдельных единиц статистической совокупности (изменение цены отдельного товара; изменение количества выпускаемой продукции отдельного вида и т.п.).
· ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ выражают сводные обобщающие результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность.
Общие индексы применяются, когда итоги по отдельным элементам сложного явления непосредственно несоизмеримы. В качестве соизмерителей могут быть использованы тесно связанные с индексируемыми величинами показатели. Так, для объёма производства в натуральном выражении могут использоваться в качестве соизмерителей цена, себестоимость, трудоёмкость; для цены и себестоимости – физический объём продукции.
В развитии индексной теории сложились два направления: обобщающее (или, синтетическое) и аналитическое.
Обобщающее (или, так называемое, синтетическое) направление трактует индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого показателя.
В аналитическом направлении индексы – это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины.
2. По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы:
ДИНАМИЧЕСКИЕ |
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ |
Отражают изменение явления во времени, для чего сравнивается значение показателя в отчётном периоде со значением этого же показателя в предыдущем периоде (базисном).
В качестве базы сравнения могут быть использованы и прогнозные, и плановые показатели.
Динамические индексы могут быть цепными и базисными. |
Применяются для межрегиональных сравнений (при сопоставлении уровней социально-экономического развития различных стран).
например, индекс стоимости потребительской корзины в Москве по сравнению с Санкт-Петербургом. |
3. По виду весов выделяют индексы с постоянными и с переменными весами.
4. По форме построения различают: АГРЕГАТНЫЕ индексы и СРЕДНИЕ, последние делятся на АРИФМЕТИЧЕСКИЕ и ГАРМОНИЧЕСКИЕ.
Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов.
Средние индексы – производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.
5. По характеру объекта исследования общие индексы делятся на ИНДЕКСЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ (ОБЪЁМНЫХ) ПОКАЗАТЕЛЕЙ и КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. К первой группе индексов относятся, например, индексы физического объёма продукции, индексы объёма продаж долларов на ММВБ; ко второй группе – индекс цен, индекс себестоимости продукции, индекс курса немецкой марки.
6. По объекту исследования выделяют: индексы производительности труда, стоимости продукции, физического объёма продукции, себестоимости, фондоотдачи, издержек производства и т. д.
7. По составу явления можно выделить две группы индексов: ПОСТОЯННОГО (ФИКСИРОВАННОГО) СОСТАВА и ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА. Эти индексы используются для анализа динамики средних качественных показателей.
УПРАЖНЕНИЯ
Задача 7.1. По данным об импорте товаров вычислите индивидуальные и общие индексы товарооборота (стоимости), цен, физического объема и абсолютные изменения стоимости импорта товаров - всего и в т.ч. по факторам: за счет роста цен и за счет изменения физического объема импорта.
Код
ТН ВЭД |
Наименование импортируемого товара |
Базисный период |
Отчетный период |
тыс.тонн |
млн.долл. |
тыс.тонн |
млн.долл. |
1801 |
Какао-бобы |
22,6 |
64,0 |
24,3 |
66,0 |
1806 |
Продукты, содержащие какао |
54,7 |
170,1 |
53,6 |
164,9 |
Макет расчётной таблицы для анализа динамики импорта группы товаров
Наименование товара |
Базисный период |
Отчетный период |
Стоимость в текущем периоде в ценах базисного периода, млн. долл. |
Количество, тыс.т |
Стоимость, млн. дол. |
Цена, дол. за ед. |
Количество, тыс.т |
Стоимость, млн. дол. |
Цена, дол. за ед. |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 7.2. В отчетном году в регионе было продано кожаной обуви на сумму 500 млн. руб., резиновой – на 200 млн. руб. и комбинированной – на 100 млн. руб. Определите общий индекс цен, если известно, что цены были повышены на кожаную обувь на 3%, на резиновую – на 15% и на комбинированную – на 20%. Как изменилась стоимость реализованной обуви, если физический объем реализации вырос на 2,5%?
Задача 7.3. По данным трёх предприятий, выпускающих однородную продукцию, определите относительное среднее изменение себестоимости единицы продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным. Рассчитайте относительное и абсолютное изменение затрат на производство по трём предприятиям вместе, если в отчётном периоде по сравнению с базисным совокупный объём производства (физический объём) сократился на 4,3%.
Номер предприятия |
Себестоимость единицы продукции, д. ед. |
Затраты на производство в отчётном периоде, тыс. д. ед. |
Базисный период |
Отчётный период |
1 |
28 |
27 |
25,6 |
2 |
59 |
55 |
76,7 |
3 |
15 |
12 |
17,4 |
Задача 7.4. По заводу имеются данные об объёме производства и себестоимости единицы продукции двух видов изделий.
Изделие |
Себестоимость единицы продукции, д. ед. |
Произведено продукции, тыс. шт. |
в базисном периоде |
в отчётном периоде |
в базисном периоде |
в отчётном периоде |
А |
75 |
77 |
200 |
150 |
Б |
30 |
32 |
100 |
160 |
Определите: 1) индивидуальные индексы себестоимости, физического объёма и издержек производства; 2) общие индексы себестоимости, физического объёма и издержек производства; 3) абсолютное изменение затрат на производство в целом по заводу, в том числе по факторам (в результате изменения физического объёма производства и себестоимости единицы продукции).
Задача 7.5. Изделие А производится на двух предприятиях. Определите: индивидуальные индексы себестоимости по каждому из предприятий; среднюю себестоимость изделия А в каждом периоде по двум предприятиям вместе; абсолютное и относительное изменение средней себестоимости в отчётном периоде по сравнению с базисным, разложите его по факторам.
№ предприятия |
Базисный период |
Отчетный период |
Индекс себестоимости, % |
Себестоимость изделия, д.ед. |
Выпуск продукции |
Себестоимость изделия, д.ед. |
Выпуск продукции |
в тыс. шт. |
в долях ед. |
в тыс. шт. |
в долях ед. |
1 |
50 |
500 |
|
45 |
600 |
|
|
2 |
60 |
700 |
|
61 |
650 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|