Главная » Учебно-методические материалы » ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ » Математические методы. Попова Н.В.

Тема 2.6. Методы составления опорного плана транспортной задачи
22.12.2011, 14:13

Метод северо-западного угла

Пусть условия транспортной задачи заданы таблице 2.3.
Не учитывая стоимости перевозки единицы груза, начинаем удовлетворение потребностей первого потребителя B1 за счет запаса поставщика А1. Для этого сравниваем a1 = 100 с bi = 200, a1< b1 меньший из объемов, т. е. = 100 ед. записываем в левый нижний угол клетки А1B1. Запасы первого поставщика полностью израсходованы, по этому остальные клетки первой строки прочеркиваем. Потребности В остались неудовлетворенными на 200–100=100 ед. Сравниваем этот остаток с запасами поставщика А2: так как100<250, то 100 ед. записываем в клетку А.B1, чем полностью удовлетворяем потребности потребителя B1, а оставшиеся клетки в первом столбце прочеркиваем.

Таблица 2.3

У поставщика А2 осталось 150 ед. груза. Удовлетворяем потребителя B2 за счет оставшегося у поставщика А2 груза. Для этого сравниваем этот остаток с потребностями потребителя B2: 150<200, записываем 150 ед. в клетку А2B2 и, так как запасы А2 полностью израсходованы, прочеркиваем остальные клетки второй строки. Потребности B2 остались неудовлетворенными на 50 ед. Удовлетворяем их за счет поставщика А3 и переходим к удовлетворению B3 за счет остатка, имеющегося у поставщика А3, и т. д. Процесс продолжаем до тех пор, пока не удовлетворим всех потребителей за счет запасов поставщиков. На этом построение первоначального опорного плана заканчивается.
Таким образом, в табл. в правых верхних углах клеток стоят числа, определяющие стоимость перевозки единицы грузов, а в левых нижних углах — числа, определяющие план перевозок, так как их сумма по строкам равна запасам соответствующего поставщика, а сумма по столбцам — потребности соответствующего потребителя. 
Проверим, является ли план, построенный в табл. 2.2, опорным. Видим, что, начиная движение от занятой клетки A1B1, вернуться не только в нее, но и в любую другую занятую клетку, двигаясь только по занятым ячейкам, невозможно. Следовательно, план является опорным. В то же время план невырожденный, так как содержит точно m + n -1 = 4 + 5 - 1 = 8 занятых клеток. 
При составлении первоначального опорного плана методом северо-западного угла стоимость перевозки единицы груза не учитывалась, поэтому построенный план далек от оптимального, получение которого связано с большим объемом вычислительных работ. Поэтому рассмотренный метод используется при вычислениях-с помощью ЭВМ. 
Найдем общую стоимость составленного плана как сумму произведений объемов перевозок, стоящих в левом углу занятых клеток, на соответствующие стоимости в этих же ячейках: 
Z = 100 *10 + 100*2 + 150 *7+ 50 *5 + 100*3 + 50*2 + 50*16+ 250*13 = 6950 (eд. стоимости) 
Если при составлении опорного плана учитывать стоимость перевозки единицы груза, то, очевидно, план будет значительно ближе к оптимальному.

Пример 2.6.1

Метод минимальной стоимости

Суть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку, которая ей соответствует, помещают меньшее из чисел ai, или b. Затем, из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя. Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены. 
Составим с помощью этого метода опорный план уже рассмотренной задачи. Запишем ее условие в таблицу (табл. 2.5). Выбираем в таблице наименьшую стоимость (это стоимость, помещенная в клетке A1 , B) так как A1 = b4100 ед. груза помещаем в этой клетке и исключаем из рассмотрения первую строку и четвертый столбец. В оставшейся таблице стоимостей наименьшей является стоимость, расположенная в клетке A, B1 и в клетке A, B5. Заполняем любую из них, например A, B1. Имеем 200 < 250, следовательно, записываем в нее 200 и исключаем из рассмотрения столбец B1. В клетку A, B5 записываем 200 ед. и исключаем из рассмотрения строку A. В оставшейся таблице стоимостей снова выбираем наименьшую стоимость и продолжаем процесс до тех пор, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены. В результате получен план 
X = (X14 = 100; X21 = 200; X22 = 50; X35= 200, X42 = 150; X43 = 100; X45 = 50), 
остальные значения переменных равны нулю.

Таблица 2.5

План не содержит циклов и состоит из семи положительных перевозок, следовательно, является вырожденным опорным планом. Определим его стоимость: 
Z = 100*1+200*2+50*7+200*2+150*8+100*12+50*13= 4300 (ед) 
Стоимость плана перевозок значительно меньше, следовательно, он ближе к оптимальному.

Пример 2.6.2

Метод аппроксимации Фогеля

Данный метод состоит в следующем:

  1. на каждой итерации находят разности между двумя наименьшими тарифами во всех строках и столбцах, записывая их в дополнительные столбец и строку таблицы;
  2. находят max Δcij и заполняют клетку с минимальной стоимостью в строке (столбце), которой соответствует данная разность.

Процесс продолжается до тех пор, пока все грузы не будут развезены по потребителям. Данный метод в ряде задач приводит к оптимальному плану. Решим этим методом задачу из примера 2.6.1 (см. табл.2.7).

Таблица 2.7

На первом шаге заполняем клетку AB (max Δc = 5 и min cij = 6), исключаем 1-ый столбец, отметив в дополнительной строке буквой «В» факт выполнения заказа пункта B. Находим новые разности минимальных тарифов по строкам (в столбцах они не изменились) и max Δc = 2 в 1-ой строке и в 4-ом столбце. Заполняем клетку A1B4 и исключаем 4-й столбец и т.д. В конце остается последовательно заполнить клетки 3-го столбца остатками запасов в A, AA. Составленный опорный план дает значение Z= 909 < Z2.

Метод двойного предпочтения

Если таблица стоимостей велика, то перебор всех элементов затруднителен. В этом случае используют метод двойного предпочтения, суть которого заключается в следующем. 
В каждом столбце отмечают знаком V клетку с наименьшей стоимостью. Затем то же проделывают в каждой строке. В результате некоторые клетки имеют отметку VV. В них находится минимальная стоимость, как по столбцу, так и по строке. В эти клетки помещают максимально возможные объемы перевозок, каждый раз исключая из рассмотрения соответствующие столбцы или строки. Затем распределяют перевозки по ячейкам, отмеченным знаком V. В оставшейся части таблицы перевозки распределяют по наименьшей стоимости.

Пример 2.6.3.

http://matmetod-popova.narod.ru/




БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ТВ и МС, МАТ. МЕТОДЫ
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНВЕСТИЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГ
МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЭО
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
СТАТИСТИКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УЧЕБНИКИ, ЛЕКЦИИ, ШПАРГАЛКИ (СКАЧАТЬ)
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА, ОРГ-ЦИЯ И УПР-НИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (МИКРО-, МАКРО)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЭКОНОМЕТРИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ