ВГУЭС, экономическая теория (практикум, темы 1-10)
Узнать стоимость этой работы
19.11.2015, 17:34

Тема 1. Введение в экономическую теорию

1. Известно высказывание Б. Шоу: «Даже, если всех экономистов сковать одной цепью, то и тогда они не придут к единому мнению». Что общего и какие различия Вы видите в определении предмета экономической теории представителями различных течений? Кем и когда были созданы эти теории?

2. Известный английский экономист Д.М. Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются, – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста». Прокомментируйте эту мысль.

3. Все богатые и развитые страны Запада в 80–90-е годы использовали в экономической политике рекомендации неоклассической теории. Россия тоже стремиться стать богатой и развитой страной. Методы каких теорий необходимо использовать для подъема экономики России?

4. Какой раздел теоретической экономики представляет научный труд А. Пигу «Экономическая теория благосостояния»? Выделите основную идею учения А. Пигу.

5. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода в экономике? В каких случаях предпочтительнее первый подход, а в каких – второй?

6. В чем сущность методов индукции и дедукции? Приведите примеры использования этих методов в экономической теории.

7. Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции, приведите примеры.

8. Объясните, в чем заключаются различия между экономическими и производственными отношениями, по каждому из указанных направлений:

а) по характеру возникновения;

б) как целое и часть;

в) как общее и особенное.

9. В чем состоит суть методологической функции предмета экономической теории? Приведите конкретные примеры других наук.

10. Каковы, на Ваш взгляд, взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой?

 

Тема 2. Основные проблемы экономической организации производства

1. Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – сбор кокосовых орехов и ловля рыбы. Робинзон может за один час собрать 10 кокосовых орехов или поймать 2 рыбы. Пятница может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?

2. Госпожа Сидорова всегда мечтала иметь собственное ателье. Известно, что издержки, связанные с содержанием ателье, включают следующие затраты: на покупку оборудования (изнашивается за 5 лет) – 100 000 руб.; на зарплату персоналу – 200 000 руб. в год; на сырье – 700 000 руб. в год. В настоящее время годовое жалование Сидоровой составляет 60 000 руб. (она собирается оставить службу и работать в собственном ателье). На покупку оборудования она собирается использовать свои сбережения, которые приносят 6% годовых. Сидорова ожидает получать выручку, равную 985 000 руб. Является ли открытие ателье выгодной операцией? Стоит ли предпринимать это дело?

3. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического развития?

4. Отказавшись от работы маляром с заработной платой 12000 руб. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 10000 руб., Иван поступил работать плотником за 9000 руб. в год. Одновременно работать и учиться не получается, так же как и одновременно работать на двух работах. Найдите альтернативную стоимость его решения в данном году и определите упущенную выгоду. При определении альтернативной стоимости не принимайте в расчет различную привлекательность сфер деятельности для Ивана.

5. Павлу предложили работать столяром с заработной платой, равной 12000 руб. в год, или работать водителем за 13000 руб. в год. Тем не менее, он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6000 руб. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 400 руб. в месяц?

6. Как Вы думаете, возможно ли в стране с бедными экономическими ресурсами более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? Если да, то укажите возможные пути достижения этого.

7. Опишите, каким образом три основные вопроса экономики решают следующие экономические системы. Заполните табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные вопросы
экономики

Экономические системы

традиционная

командная

рыночная

Что и сколько производить?

 

 

 

Как производить?

 

 

 

Для кого производить?

 

 

 

8. Согласны ли Вы с утверждением о том, что ни одной стране не удалось пока достичь оптимального сочетания рынка и государства? Как в связи с этим можно оценить программы денационализации во многих развитых странах мира (например, в Англии, Франции, России и др.).

9. Используя наилучшим способом два своих поля, фермер имеет кривую производственных возможностей.

Найдите верные утверждения среди следующих. Ответ обоснуйте:

а) Альтернативной стоимостью производства первых 600 т пшеницы является производство 600 т картофеля.

б) Альтернативной стоимостью производства последних 300 т картофеля является производство 300 т пшеницы.

в) При производстве картофеля в размере 250 т альтернативной стоимостью одной тонны пшеницы будут три тонны картофеля.

г) Кривая производственных возможностей показывает максимально возможное производство картофеля при заданном уровне производства пшеницы.

д) Нельзя произвести 500 т пшеницы и 700 т картофеля.

е) При производстве 300 т пшеницы альтернативной стоимостью одной тонны картофеля будет одна тонна пшеницы.

ж) Для увеличения производства пшеницы с 500 т до 700 т нужно пожертвовать снижением урожая картофеля на 400 т.

..................

10. Иван может получить на своем поле либо 400 т пшеницы, либо 1000 т картофеля. Для Петра альтернативной стоимостью выращивания одной тонны картофеля будет производство 0,25 т пшеницы при максимальном урожае картофеля, равном 1200 т. Два фермера – Иван и Петр – решили объединить свои усилия. Это не увеличит их производительности.

а) Построить кривую производственных возможностей «коллективного» хозяйства.

б) Верно ли, что альтернативной стоимостью производства первых 1200 т картофеля является производство 400 т пшеницы?

в) Верно ли, что при производстве 1700 т картофеля альтернативной стоимостью увеличения производства картофеля на 20 т является отказ от 8 т пшеницы?

г) Верно ли, что для увеличения производства пшеницы с 200 т на 550 т нужно пожертвовать снижением урожая картофеля на 1100 т.

 

Тема 3. Собственность и предпринимательство

1. Предположим, Вы самостоятельно занимаетесь производством какого-либо товара. Убедившись, что Ваш товар имеет хороший сбыт, Вы решаете преобразовать свое единоличное предприятие в партнерское. К каким последствиям может привести данное решение? На каком этапе и при каких условиях станет возможным создание акционерного общества на основе Вашей фирмы?

2. Объясните, почему в нашей стране после установления Советской власти возникли две формы собственности а не одна, или три, или четыре? Назовите их, объясните, как они возникли.

3. Какова роль частной собственности в условиях экономи­ческой свободы?

4. Каково значение государственной собственности в совре­менном рыночном хозяйстве?

5. Могли бы Вы привести контраргументы – частная соб­ственность объединяет людей, а общественная – разъединяет?

6. Каковы основные правовые формы организации бизнеса? В чем преимущество и недостатки каждой из них?

7. «Выбор правовой формы, которую принимает предприятие, диктуется в первую очередь финансовыми потребностями конкретного направления производства». Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

8. В конце 80-х–начале 90-х началось возрождение предпринимательства в России. В чем Вы видите особенности современного российского предпринимательства? Какие моменты сдерживают развитие предпринимательства в нашей стране?

9. В зависимости от степени концентрации производства фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Как Вы думаете, что заставляет крупных предприятий «терпеть» многочисленные мелкие фирмы, делясь таким образом частью своей прибыли?

10. Назовите достоинства и недостатки приватизации и разгосударствления.

 

Тема 4. Становление и сущность товарного производства

1. Установите причины, которые обусловили сосуществование натурального и товарного производства на протяжении тысячелетий и в современных условиях.

2. В австрийской экономической школе товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. К. Менгер относит к экономическим благам те, которые являются объектом и результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Что общего между этими определениями и чем они отличаются?

3. Назовите отличительные черты товара от услуги.

4. Что в качестве товара рассматривала марксистская теория? Что под товаром понимает современная экономическая наука?

5. Что собой представляет потребительская стоимость и меновая стоимость товара? В каких случаях речь идет о потребительской стоимости товара, а в каких – о меновой? Приведите примеры.

6. Некоторые экономисты заявили: «Деньги – это все то, что принимается в обмен на товары и услуги». Как Вы понимаете это высказывание?

7. Каковы главные признаки товара, способного играть роль денег?

8. Дайте характеристику основных теорий денег.

9. Еще в XVI в. известный британский финансист сэр Томас Грэшем подметил в мире денег тенденцию, которую он сформулировал следующим образом: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Что именно он имел в виду?

10. Дайте характеристику современных концепций денег.

 

Тема 5. Рыночные отношения: сущность, функции, структура

1. Объясните, каким образом рыночная система служит средством обмена информацией о решениях и реализации в жизнь решений, касающихся распределения ресурсов экономики.

2. Что понимается под недостатками рынка. Приведите примеры того, как недостатки механизма усложняют процесс принятия решений управляющими фирмами и государственными служащими.

3. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен. Какое влияние оказывает конкуренция на равновесную цену в соответствии:

а) с теорией равновесия Л. Вальраса;

б) с теорией равновесия А. Маршалла.

4. «Олигополистические отрасли имеют и средства, и склонность к техническому прогрессу». Объясните данное положение.

5. В чем Вы видите достоинства и недостатки монополистической конкуренции?

6. Что является решающим фактором процесса монополизации: доля рынка или поведение фирмы? Приведите примеры из практики развитых стран.

7. Действительно ли антимонопольное регулирование необходимо и выгодно с точки зрения общественного благосостояния?

8. В чем Вы видите особую роль и значимость антимонопольного регулирования в современной российской экономике?

9. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему «да» и почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких – о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

10. Объясните, всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным, а в каких нет? Когда соглашение эффективно?

 

Тема 6. Механизм функционирования рынка

Вопросы и задачи по теме «Спрос и предложение»

1. Покажите графически, как на кривой спроса отразятся следующие ситуации:

а) изменение цены на товар – заменитель;

б) изменение доходов населения;

в) изменение моды на товар;

г) изменение цены на товар – дополнитель;

д) реклама;

е) ожидания покупателей;

ж) сезонные изменения.

2. Покажите графически, как на кривой предложения отразятся следующие ситуации:

а) изменение цен на факторы производства;

б) изменение технологии производства;

в) природно-климатические условия;

г) налоги;

д) дотации;

е) изменение спроса на другие товары;

ж) ожидания производителей.

3. В табл. 6.1 приведены шкалы спроса и предложения мыса. Заполните графы табл. 6.1 и отметьте строчку, соответствующую положению равновесия на рынке.

Таблица 6.1

P, тыс. руб./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыточное предложение

Избыточный спрос

Объем продаж

Выручка

1

210

10

 

 

 

 

1,5

180

30

 

 

 

 

2

140

55

 

 

 

 

2,5

80

80

 

 

 

 

3

40

100

 

 

 

 

3,5

30

130

 

 

 

 

4

20

160

 

 

 

 

4. В табл. 6.2 приведены шкалы спроса и предложения некоторого продовольственного товара.

а) Заполнить графы табл. 6.2 и отметить строку, соответствующую положению равновесия на рынке.

Таблица 6.2

P,тыс. руб./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыточное предложение

Избыточный спрос

Объем продаж

Выручка

Прибыль

1

160

10

 

 

 

 

 

2

130

30

 

 

 

 

 

3

110

55

 

 

 

 

 

4

80

80

 

 

 

 

 

5

60

100

 

 

 

 

 

6

40

130

 

 

 

 

 

7

20

160

 

 

 

 

 

5. Допустим, функция спроса задана уравнением Qd = 2800-6P, а функция предложения Qs = -800+3P.

а) Определить точку равновесия.

б) Найти избыточный спрос при цене Р=300 и избыточное предложение при цене Р=420.

6. Допустим, функция спроса представлена уравнением Qd = 200-3P, а функция предложения Qs = 2P-100, где Р – цена товара.

а) Найти равновесную цену товара и равновесное количество.

б) Если правительство решит снизить цену до 55 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, есть ли избыток предложения или избыточный спрос, каковы объем продаж и выручка?

7. Функция спроса на товар Qd = 100-2P, функция предложения Qs = -2+P. Определите:

а) равновесную цену и объем продаж;

б) излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш;

в) спрос на товар сократился на 15%. Определите равновесную цену и объем продаж;

г) как изменятся излишки потребителя и производителя в результате сокращения спроса?

д) является ли равновесие на рынке товара стабильным.

8. Функция спроса на товар Qd = 200-P, функция предложения
Qs = -20+P. Определите:

а) равновесную цену и объем продаж;

б) излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш;

в) правительство ввело потоварную дотацию производителям в размере 10 тыс. руб. на единицу продукции. Определите новые равновесные объем спроса и цену;

г) сумму дотации, направленной из государственного бюджета;

д) рассчитайте излишки потребителя и производителя после установления дотации. Определите сумму чистых потерь общества, связанных с введением дотации;

е) является ли равновесие на рынке товара стабильным или нет?

9. Функция спроса на товар Qd = 13-P, функция предложения
Qs = -7+P. Определите:

а) равновесную цену и объем продаж;

б) излишки потребителя и производителя. Чистый общественный выигрыш;

в) правительство установило предельную цену на уровне 8 тыс. руб. за единицу. Определите объем дефицита на рынке;

г) как изменятся излишки потребителя и производителя? Рассчитайте, чему будут равны чистые потери общества;

д) является ли равновесие на рынке товара стабильным или нет?

10. Кривая спроса на рынке масла выражена уравнением Qd=90-P, а величина предложения Qs = 2P-60.

а) Найти точку рыночного равновесия.

б) Государственные чиновники решили ввести ограничение: масло должно продаваться на рынке по цене не выше 40 руб. за кг. К чему это приведет с точки зрения продавцов и покупателей масла?

в) Предыдущие расчеты показали, что данное ограничение невыгодно губернатору перед выборами. Поэтому решено было продать некоторое количество масла из государственных запасов. Сколько нужно продать на рынке масла из государственных запасов, чтобы цена на масло установилась на уровне 40 руб. за килограмм?

г) На сколько тысяч тонн вырастет потребление масла после продажи из государственных запасов по сравнению с ситуацией невмешательства государства на рынке масла?

Вопросы и задачи по теме «Эластичность спроса и предложения»

1. В середине 70-х годов страны-экспортёры нефти согласованно повысили цены на нефть и нефтепродукты. Какова связь между возможностью осуществления такой политики и эластичностью спроса на нефть? Могут ли принять аналогичные меры страны, экспортирующие: а) бананы; б) алмазы. Поясните ответ графически.

2. Если два блага X и Y имеют положительное значение коэффициента перекрестной эластичности спроса, то можно сделать определенное заключение о характере этих благ и их взаимосвязи: а) объясните, какие блага имеются в виду и приведите примеры; б) приведите примеры благ, имеющих отрицательное и нулевое значение перекрестной эластичности спроса.

3. Эластичность спроса является чрезвычайно важным показателем для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния изменения цен на полученную ими выручку. Какая существует взаимосвязь между эластичностью спроса по цене и совокупной выручкой? Почему полученный доход является своеобразным тестом на степень эластичности спроса?

4. Экономисты вычислили кривые спроса и предложения газа в США в 1975г.: функция предложения Qs = 14+2Pг+0,25Рн, функция спроса Qd = -5Pг + 3,75Рн, где Рг – цена газа в долларах за 1 тыс. куб. футов, Рн – цена нефти за баррель в долларах.

а) Найти равновесную цену газа при Рн = 8.

б) Определить эластичность предложения и эластичность спроса по цене в точке равновесия при Рн = 8.

в) Принесет ли дополнительный доход производителям газа уменьшение цены на 3%?

г) Найти перекрестную эластичность спроса по цене на нефть в точке равновесия.

5. Допустим, что известны кривые спроса и предложения сливочного масла: функция предложения Qs = -19+2Pм+0,4Рз, функция спроса Qd = 130 – 3Pм – 0,5Рз, где Рм – цена масла в рублях за килограмм, Рз – средняя цена заменителей масла в рублях за килограмм.

а) Найти равновесную цену газа при Рз = 10.

б) Определить эластичность предложения и эластичность спроса по цене в точке равновесия при Рн = 10.

в) Принесет ли дополнительный доход производителям заменителей масла увеличение его цены на 5% при Рз = 10?

г) Найти перекрестную эластичность спроса по цене на масло в точке равновесия при Рз = 10.

6. Производители телевизоров перепрофилировали часть мощностей предприятия на выпуск деталей для компьютеров, полагая, что новое производство будет более прибыльным. Это привело к изменению на 100 руб. средней цены на телевизоры, составляющей первоначально 1000 руб. По старой цене производители реализовали ежедневно 5000 телевизоров. Сколько телевизоров в день продается по новой цене, если коэффициент дуговой эластичности спроса на них равен 2,5?

7. Почему хорошая погода и большой урожай сокращают доходы фермеров, а неурожай и дождливое лето сказываются благоприятно на их благосостоянии?

8. Перекрестная эластичность спроса измеряет чувстви­тельность спроса на один товар к изменениям цены на дру­гой товар. Что показывает положительная и отрицатель­ная перекрестная эластичность спроса? Где может исполь­зоваться этот показатель в целях регулирования экономи­ческих процессов?

9. Можно ли в реальной жизни встретить крайние случаи абсолютно эластичного или абсолютно неэластичного пред­ложения?

10. Допустим, что эластичность спроса на товар равна – 0,7, а эластичность предложения – 2,5. При введении налога на каждую единицу товара как будет распределяться налого­вое бремя между субъектами экономических отношений?

 

Тема 7. Основы теории потребительского поведения

1. Докажите, что кривые безразличия одного рационального потребителя друг с другом не пересекаются.

2. Построить линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 динаров в месяц с учетом цен: яблоки – 2 динара за килограмм, а мясо – 10 динаров за килограмм. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 динара и при росте цены мяса на 25%? Выписать уравнения обеих бюджетных прямых.

3. Построить карты кривых безразличия полезности для двух абсолютно взаимодополняемых товаров в пропорции 3:1и для двух абсолютно взаимозаменяемых видов товаров в той же пропорции 3:1.

4. Построить кривую безразличия Маши для варенья и мороженного, если для нее предельная норма замещения мороженного вареньем равна нулю. Ответ аргументируйте.

5. Найти цены товаров Х и У, если известно, что доход индивида равен 100 денежным единицам, объем потребления товаров Х и У равен соответственно 10 и 30, а цена товара Х в два раза выше цены товара У.

6. В чем сходство и отличие кардиналистического и ординалистического подходов к определению полезности?

7. Постройте кривые безразличия для товаров – субститутов и товаров – комплементов. Объясните, почему эти кривые имеют различный вид.

8. Какая существует зависимость между ценой товаров и наклоном бюджетной линии?

9. Ираклий решил израсходовать 35 руб. на покупку пирожных. Полезность он оценивает деньгами, предполагая два способа использования пирожных – для гостей и для семьи (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Количество
пирожных

Гостям

Семье

TU

MU

TU

MU

1

8

8

12

 

2

14

 

 

9

3

19

5

 

6

4

23,5

 

30

 

5

 

3,5

31

 

Заполните пропуски в таблице 7.1 и определите наилучший способ использования Ираклием этих денег, если цена пирожного 4 руб.

10. Потребитель расходует 20 долларов в неделю на покупку товаров А и В (табл. 7.2).

Таблица 7.2

 

Цена

Количество покупаемых единиц

Общая полезность

Предельная
полезность

А

70

20

500

30

В

50

12

1000

20

Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:

а) покупать меньше товара А и больше товара В.

б) покупать прежнее количество товара А и больше товара В.

в) покупать больше товара А и меньше товара В.

г) покупать больше товара А и прежнее количество товара В.

д) не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.

 

Тема 8. Производство и издержки в рыночной экономике

1. Почему средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти?

2. Почему кривая предельных издержек пересекает кривые средних общих и средних переменных издержек в точках минимального значения каждой из них?

3. Почему кривая предельных издержек круто опускается вниз, достигает своего минимума, а затем довольно круто поднимается вверх?

4. Заполните табл. 8.1 на основании следующих данных о затратах фирмы в краткосрочном периоде:

Таблица 8.1

Q

AFC

VC

AC

MC

TC

0

 

 

 

 

 

1

 

 

8

 

 

2

 

 

 

4

 

3

2

 

 

 

15

4

 

11

 

 

 

5. Можно ли восстановить табл. 8.2 по отдельным данным о затратах?

Таблица 8.2

Q

AVC

VC

AC

MC

TC

1

 

 

 

25

 

2

20

 

 

 

 

3

 

50

 

 

 

4

 

55

 

 

 

5

 

 

11

 

 

6. Произведите необходимые расчеты и заполните следующую табл. 8.3.

Таблица 8.3

Продукт

Издержки на единицу продукции

Цена реализации, руб.

Объем продаж, ед.

Общая выручка от продаж, руб.

Общие издержки, руб.

Прибыль (убыток), руб.

Прибыль с вложенного рубля, %

А

170

230

185

 

 

 

 

Б

160

210

200

 

 

 

 

В

140

190

218

 

 

 

 

7. Известны следующие данные о динамике переменных затрат фирмы и объема ее продаж (табл. 8.4).

Таблица 8.4

Объем производства и продаж, Q

Общая выручка, TR

Переменные затраты, VC

Заполните таблицу, выбирая нужные для расчетов показатели

 

 

 

180

10 000

8 200

 

 

 

190

10 800

8 600

 

 

 

200

11 400

8 900

 

 

 

210

11 600

9 200

 

 

 

Определите объем продаж фирмы, максимизирующий прибыль, и цену, которую она выберет.

8. Представьте себя на месте предпринимателя. Допустим, что ваша прибыль составила 1 млн руб. при капиталовложениях, равных тоже 1 млн руб. Кроме того, вам предлагали сдать производственные помещения за 700 тыс. руб. в год. Но вы отказались от этого предложения. Банковский процент составил 40% годовых. Определить бухгалтерскую и экономическую прибыль.

9. При каких условиях действует закон убывающей производительности фактора производства?

10. Означает ли, что если фирма получала бухгалтерскую прибыль, то она получила и экономическую прибыль?

 

Тема 9. Производство и ценообразование в условиях рыночной конкуренции

1. Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Цена установилась на уровне 10 руб. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Выпуск, шт.

Общие затраты, руб.

10

80

11

86

12

93

13

102

14

113

15

125

Какой объем производства выберет это предприятие, если оно максимизирует прибыль?

2. Зависимость общих затрат предприятия от выпуска представлена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Выпуск в единицу времени, Q, шт.

Общие затраты, ТС, руб.

0

100

1

140

2

200

3

300

4

440

5

600

На рынке установилась цена на уровне 110 руб.

а) Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли?

б) Не следует ли прекратить производство (ответ докажите)?

в) Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие прекратило производство данного товара?

3. В отрасли совершенной конкуренции установилась цена Р = 30. В эту отрасль входит фирма с общими издержками TC = ½Q2 + 10Q + 100. Найти ее объем производства в краткосрочном периоде.

4. Функция издержек фирмы TC = Q2 – Q + 3, где Q – объем производства. Рыночная цена на продукцию фирмы составляет 7 руб. и не зависит от объема продаж этой фирмы. Найти объем выпуска продукции, максимизирующий прибыль фирмы.

5. Общие затраты фирмы, действующей на рынке вершенной конкуренции, составляют 0,5Q3 – 15Q2 + 300Q + 250000. При какой цене фирме становится невыгодным работать на этом рынке в краткосрочном периоде.

6. Функция общих издержек конкурентной фирмы описы­вается уравнением ТС = 2000 + 1600Q – 20Q2 + 0,5Q3. При каком уровне цены фирма прекратит производство и уйдет с рынка?

7. Конкурентная фирма находится в состоянии равнове­сия в долгосрочном периоде и производит дискретный про­дукт, т.е. Q является целым числом. Отрасль состоит из 248 таких же фирм. Заполните табл. 9.3 на основании представленных данных о затратах фирмы в долгосрочном периоде.

Определите цену на этом рынке в долгосрочном периоде.

Таблица 9.3

Q

VC

AC

MC

TC

0

 

 

 

 

1

 

 

 

50

2

 

45

 

 

3

 

 

30

 

4

160

 

 

 

5

 

 

 

210

8. В конкурентной отрасли действуют 200 одинаковых фирм. Общие затраты каждой из них в коротком периоде выражаются функцией = 16 + 2Q + Q2. Дана функция рыночного спроса: Qd(P) = 2400/P.

а) Найти функцию предложения каждой из фирм и функцию рыночного предложения.

б) Определить равновесную цену.

в) Определить объем выпуска каждой фирмы и получаемую прибыль.

9.Функция издержек фирмы – совершенного конкурента
TC = 2Q2 – 20Q + 800, где Q – объем производства в миллионах единиц.

а) Если рыночная цена на продукцию фирмы составляет 32 денежные единицы, чему будет равна экономическая прибыль (убыток)?

б) Стоит ли фирме покинуть отрасль в краткосрочном периоде, если она несет убыток?

10. Цена равна 75 руб., а общие затраты конкурентной фирмы составляют TC = 1/3Q3 – 25Q2 + 600Q + 2500. Найти оптимальный выпуск фирмы.

 

Тема 10. Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии

1. В чем сущность проблемы эффективности монополистически конкурентных рынков? Назовите способы ее решения.

2. Опишите основные модели поведения фирмы на олигополистическом рынке.

3. Почему фирма – монополистический конкурент допустила ошибку, установив цену, равную ОР? Что нужно сделать фирме, чтобы исправить эту ошибку?

4. Олигополист вынужден продавать свою продукцию по цене 200 тыс. руб., диктуемой ведущей фирмой на рынке. Он может выпустить в месяц до 100 единиц продукции. Размер его выпуска не отразится на цене. Сколько он должен предложить в месяц на продажу, чтобы получить максимум прибыли при общих затратах TC = 2000+100Q, если за месяц он не может изменить постоянные затраты?

5. В отрасли действует фирма – лидер, которая устанавливает цену, и мелкие фирмы, которые предлагают на рынке все вместе 1,5Р единиц продукции. Отраслевой спрос задан функцией Qd = 100 – 0,5P. Сколько продукции поставит на рынок фирма – лидер и сколько остальные фирмы и по какой цене, если предельные издержки фирмы – лидера равны 30?

6. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет «ломаную» кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли;

д) одна из конкурентных фирм в отрасли.

7. Охарактеризуйте поведение фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном и краткосрочном периодах. Когда фирма будет иметь максимальную прибыль?

8. Всегда ли, в условиях монополистической конкуренции фирма получает положительную экономическую прибыль? Ответ аргументируйте.

9. Две фирмы объединяются в картель с разными квотами на производство продукции. Первая фирма имеет функцию затрат TC1 = 200 + 8Q + Q2, а вторая – TC2 = 100 + 2Q + 3Q2. Владельцы фирм договорились о равных квотах на выпуск продукции. Найти выпуск каждой фирмы, если спрос на продукцию задан уравнением Q = 100–2P, а других фирм в отрасли нет. Учтите, что совладельцы картеля сумеют разделить прибыль, лишь бы она была максимальной в сумме.

10. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 10.1 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

а) Какая цена установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Если сохраняется данное предложение, то какой объем выпуска выберет фирма?

в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

Таблица 10.1

Цена (долл.)

Объем спроса (ед.)

Объем выпуска (ед.)

Общие издержки (долл.)

10

5

5

45

9

6

6

47

8

7

7

50

7

8

8

55

6

9

9

65

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика