Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




Лабораторная работа №7
19.10.2015, 11:46

Лабораторная работа № 7. Международная миграция рабочей силы

Задание 1. Рассчитайте миграционный прирост и назовите причины международной миграции. Используя данные демографического ежегодника России табл. 16, охарактеризуйте миграционный прирост населения субъектов Российской Федерации в результате обмена населением с зарубежными странами.

Таблица 16

Миграция населения в России (чел.)

Годы

Прибывшие из зарубежных стран

Выбывшие в зарубежные страны

Миграционный прирост

1

2

3

4

1990

913223

729467

 

1991

692238

675497

 

1992

926020

673143

 

1993

923280

483028

 

1994

1191355

345623

 

1995

866857

347338

 

1996

647026

291642

 

1997

597651

232987

 

1998

513551

213377

 

1999

379726

214963

 

2000

359330

145720

 

2001

193450

121166

 

2002

184612

106685

 

2003

129144

94018

 

2004

119157

79795

 

2005

177230

69798

 

2006

186380

54061

 

2007

286956

47013

 

2008

281614

39508

 

2009

279907

32458

 

2010

191656

33578

 

2011

356535

36774

 

2012

417681

122751

 

 Источник: Демографический ежегодник России. 2013: Стат.сб./ Росстат.–M., 2013. – 543 c.

 

Задание 2. Используя данные табл. 17,18, найдите долю прибывших в Россию из стран СНГ от общего числа прибывших. Охарактеризуйте структуру миграционных потоков в Россию и из нее.

Таблица 17

Международная миграция по странам. Прибывшие в РФ.

Страны

2000

2005

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

Прибывшие в РФ – всего

359330

177230

191656

356535

417681

Азербайджан

14906

4600

14500

22316

22287

Армения

15951

7581

19890

32747

36978

Беларусь

10274

6797

4894

10182

16564

Казахстан

124903

51945

27862

36474

45506

Киргизия

15536

15592

20901

41562

34597

Республика Молдова

11652

6569

11814

19578

23594

Таджикистан

11043

4717

18188

35087

41674

Туркмения

6738

4104

2283

4524

5442

Узбекистан

40810

30436

24100

64493

87902

Украина

74748

30760

27508

43586

49411

Австралия

27

30

49

83

78

Афганистан

288

60

236

604

727

Болгария

245

118

214

371

353

Германия

1753

3025

2621

4520

4239

Греция

182

200

298

614

835

Грузия

20213

5497

5245

7325

7728

Израиль

1508

1004

814

1240

1091

Канада

50

99

110

192

207

Китай

1121

432

1380

7063

8547

Латвия

1785

726

811

1350

1427

Литва

945

360

433

790

770

Польша

61

55

105

187

200

США

439

396

653

947

1122

Финляндия

83

129

178

266

342

Франция

56

40

150

322

326

Чехия

65

24

112

157

193

Швеция

14

23

44

69

95

Эстония

786

432

637

1588

1537

другие

3148

1479

5626

18298

23909

Источник: Демографический ежегодник России.2013: Стат.сб./  Росстат.–M., 2013. – 543 c.

 

Таблица 18

Международная миграция по странам. Выбывшие из РФ

Страны

2000

2005

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

Выбывшие из РФ – всего

145720

69798

33578

36774

122751

Азербайджан

3187

1274

1111

1255

4185

Армения

1519

620

698

1000

4980

Беларусь

13276

6034

2899

2622

6315

Казахстан

17913

12437

7329

6176

8843

Киргизия

1857

473

641

976

10489

Республика Молдова

2237

786

617

771

4949

Таджикистан

1158

434

694

1070

10281

Туркмения

676

125

105

191

1555

Узбекистан

3086

595

834

2207

31559

Украина

35601

12640

6278

6300

12416

Австралия

176

209

184

249

220

Афганистан

25

11

14

37

99

Болгария

180

124

110

194

222

Германия

40443

21458

3725

3815

3781

Греция

314

155

92

105

148

Грузия

1802

691

459

416

801

Израиль

9407

1745

947

977

1104

Канада

841

628

497

471

494

Китай

658

456

248

507

4358

Латвия

365

211

139

181

431

Литва

376

213

153

173

268

Польша

135

76

81

81

114

США

4793

4040

1461

1422

1561

Финляндия

1142

737

517

480

572

Франция

139

204

268

272

447

Чехия

234

215

309

298

292

Швеция

195

110

128

136

113

Эстония

385

225

206

266

613

другие

3600

2872

2834

4126

11541

Источник: Демографический ежегодник России.2013: Стат.сб./  Росстат.–M., 2013.  С. 543 c.

 

Задание 3. Используя данные статистической службы Германии https://www.destatis.de/DE/Publikationen/StatistischesJahrbuch/Bevoelkerung.pdf?__blob=publicationFile  проанализируйте миграционную ситуацию: число выбывших, число прибывших, охарактеризуйте миграционный прирост населения Германии в результате обмена населением с зарубежными странами.         

 

Задание 4.

Используя данные платежного баланса (www.cbr.ru) сделайте вывод о балансе оплаты труда России с внешним миром.

     

Задание 6. Ознакомьтесь с материалами кейса и ответьте на вопросы.

Кейс. «Международное движение рабочей силы. Мигранты в Германии»

Одной из самых скандальных изданий в Европе 2010 года стала книга бывшего берлинского сенатора и одного из директоров Бундесбанка Тило Саррацина «Германия: самоликвидация, или Как мы ставим на кон свою страну». На почти пяти сотнях страниц автор пугает немцев скорым крахом страны, которую, считает он, вот–вот захлестнет поток необразованных, агрессивных и фанатичных мигрантов–мусульман.

Еще до того как труд Тило Саррацина появился в продаже, немецкие СМИ и немецкие политики обрушились на него с сокрушительной критикой. Было заявлено, что книга работает на разделение общества, разжигает межнациональную ненависть и глубоко оскорбляет всех жителей Германии.

Прежние скандальные высказывания Саррацина, сделанные без оглядки на принятые в немецком обществе приличия, настроили против него практически весь политический истеблишмент. В толерантной Германии Саррацин известен своими крайне резкими высказываниями по вопросам интеграции мигрантов и идея о том, что невозможно совмещать социальное государство и массовую иммиграцию, вызвала негодование общественности. Уже спустя три дня после представления книги Совет директоров Бундесбанка отстранил его от занимаемой должности — «за нанесение ущерба имиджу банка». Канцлер Германии Ангела Меркель «с большим уважением» встретила это беспрецедентное решение банка, увольнение Саррацина поддержали и другие ведущие политики.

Впрочем, отторжение немцами тезисов Саррацина не настолько однозначно, как может показаться из выступлений ведущих политиков. Согласно опросу Der Spiegel, около 35% простых граждан с одобрением восприняли выступления Саррацина, посчитав его смельчаком, решившимся сказать о давно наболевшем.

Недовольство немецких бюргеров положением вещей растет тем больше, чем больше мигрантов–мусульман в стране. В 2007 году, согласно данным немецкой Федеральной статистической службы, на территории ФРГ проживало 15,4 млн граждан иностранных государств или граждан Германии в первом поколении. Таким образом, иностранцы и «имеющие иностранное прошлое» жители составляли около 18% населения страны. Не менее 4 млн иностранцев, или чуть меньше 5% населения, составляли выходцы из исламских стран, в первую очередь из Турции, но также из стран Ближнего Востока, Африки, Албании и Боснии–Герцеговины.

Во многих случаях отторжение мусульман немецким обществом имеет вполне конкретные причины. Мало какой немец — даже симпатизирующий мусульманам — готов воспринимать распространенный в турецкой и арабской общинах обычай «убийства чести» или мириться и с тем, что в его стране 15–летних девочек насильно выдают замуж. Никакая другая группа мигрантов не практикует обычаев, настолько контрастирующих с немецким образом жизни, как живущие в Германии мусульмане, создающие настоящие «параллельные сообщества» и не желающие знать о стране проживания ничего, кроме адреса ближайшего бюро социальной службы.

Классическим примером такого эмигрантского гетто с турецко–исламским колоритом является берлинский Нойкелльн. Расположенный в самом центре Берлина, этот район традиционно был малопривлекательным. В годы разделения города кварталы Нойкелльна, принадлежавшие Западному Берлину, примыкали к Берлинской стене. Неудивительно, что здесь жили преимущественно мигранты и бедные слои населения. Сегодня 50% нойкелльнцев составляют иностранцы или граждане Германии в первом поколении, прежде всего турки. Среди детей, живущих в этом районе и посещающих школы, доля иностранцев составляет от 80 до 100%. 35% взрослого работоспособного населения Нойкелльна не имеет работы и живет на пособие, среди 25–летних жителей безработных 60%.

Настоящая трагедия Берлина состоит в том, что социальная апатия, охватывающая турецкое население Нойкелльна, поддерживается обеими сторонами. Турчанки, приезжающие в Германию в статусе невесты из турецкой провинции (зачастую не умеющие читать и писать и довольные грядущим статусом многодетной безработной матери на социальном обеспечении) воспитывают детей в презрении к образованию и европейским ценностям. В свою очередь, чиновники немецкой образовательной системы не следят за качеством образования в школах, переполненных турецкими детьми, и считают, что «мигрантам достаточно получать второсортное образование». В  более или менее открытой форме такая дискриминация по национальному признаку наблюдается на всех ступенях немецкого общества: точно так же, как турецкому первокласснику крайне сложно попасть в «хороший» класс, а носящей платок выпускнице вуза почти невозможно найти хорошую работу.

Взаимное отторжение и недоверие все чаще пронизывают отношения немецких турок и этнических немцев. Согласно опросам, более 40% проживающих в Германии турок не воспринимают канцлера Меркель как «своего канцлера». Зато десятки тысяч турок собирались на стадионе в Кельне, чтобы поприветствовать приехавшего с визитом в Германию премьер–министра Турции. В свою очередь, немецкое государство с подозрением смотрит на проявляющих хотя бы минимальную религиозность мусульман. Носящим платок турчанкам запрещено преподавать в школах, а студентки–мусульманки даже не допускаются до учительской практики, в то время как католические монахини спокойно преподают в школах, облачившись в орденские хабиты.

Неготовность немецкого общества видеть в числе своих членов граждан–мусульман приводит к резкому сокращению карьерных шансов для турецкой молодежи. В свою очередь, семьи мусульманских мигрантов, часто отличающиеся крайне низким уровнем образования, не считают необходимым убеждать своих детей прилежно учиться. Немецкая социальная система обеспечивает легально находящимся на территории страны мигрантам уровень жизни, считающийся в странах Ближнего Востока вполне высоким. Объем социальных субсидий сохраняется вне зависимости от успехов социализации той или иной семьи. Все это довершает дело, создавая и поддерживая целые маргинальные слои населения, в которых единственной реальной карьерой для юноши является карьера в уличной банде, а для девушки — карьера послушной домохозяйки.

Неудивительно, что безработным является каждый третий проживающий в Берлине иностранец и каждый второй турок. Согласно данным городских социальных служб, в особо неблагополучных районах города есть семьи, где на пособие по безработице живет уже третье поколение мигрантов, привыкших к такой жизни и считающих ее нормой. Именно поэтому слова Саррацина и его сторонников о том, что немецкая социальная система привлекает худших представителей стран Ближнего Востока, находят поддержку среди многих добропорядочных немецких бюргеров. Но, как показала история с книгой Саррацина, немецкие политики предпочитают не обсуждать наболевшие вопросы по существу, делая вид, что проблема в книге, а не в устройстве немецкого общества. [По материалам журнала «Эксперт», №35, 2010].

Хватит кормить Германию

Скандал в европейском семействе: спустя четыре года после запрета на строительство минаретов граждане Швейцарии на референдуме поддержали введение квот на мигрантов не откуда–нибудь, а из стран Европейского союза. Успех очередной антииммигрантской инициативы ультраправых свидетельствует о том, что при наличии прямой демократии возникают серьезные проблемы с политкорректностью. Страна просто наполнена иностранцами. — Белорус Александр Уснич несколько лет прожил в Цюрихе и не понаслышке знает, о чем говорит. — Можно годами жить в Швейцарии и не сталкиваться с ее гражданами. По большому счету швейцарский паспорт для полноценной жизни здесь не нужен.

Если перевести это утверждение в цифры, то общее число иностранцев неуклонно приближается к 25% всего населения — наряду с Австралией это самый высокий показатель в мире. И это притом, что в Швейцарии одна из самых жестких в Европе систем натурализации приезжих: сначала нужно стать членом коммуны, потом гражданином кантона и только после этого гражданином всей Конфедерации. Причем получение гражданства на одном уровне вовсе не гарантирует, что заявка будет удовлетворена уровнем выше. К примеру, в прошлом году Конфедерация отклонила 2% заявок, поданных кантонами.

При этом, в отличие от большинства других европейских стран, «понаехали» в Швейцарию в основном не африканцы или азиаты, а самые что ни на есть коренные европейцы, которые составляют 65% всех здешних иностранцев. Основные волны «рабочей» миграции, начавшейся с экономического бума 80–х, состояли здесь из португальцев, испанцев, итальянцев и даже богатых немцев. И это делает нынешний референдум особенно скандальным, заставляя серьезно усомниться в громких словах о «братстве европейских народов».

Дело в том, что с 2002 года между Швейцарией и ЕС действует договор о свободном перемещении, в соответствии с которым граждане Евросоюза могут находиться на территории Швейцарии до 90 дней по внутренним документам и свободно устраиваться здесь на работу. А также претендовать на социальное пособие в случае увольнения.

Такой «социальный туризм» вызывает у швейцарцев понятное недовольство — почему их налоги идут на иностранцев? Тем более что «туризм» этот постоянно ширится. За неполных полтора десятилетия сальдо между теми, кто уехал из Швейцарии в Евросоюз и приехал оттуда сюда, увеличилось вдвое: с 26 тысяч человек до 54,4 тысячи. Инициатива ультраправых, по сути, дезавуирует этот договор, требуя ограничить число перебирающихся в страну граждан ЕС.

Понятно, что больше всего швейцарцев пугает наплыв выходцев с депрессивного юго–востока Европы — из Болгарии и Румынии (хотя эти страхи не очень–то обоснованны, ведь как минимум до лета 2016 года соглашение о свободном перемещении на них не распространяется). Но, как ни странно, недовольство вызывает и пребывание в стране хорошо обеспеченных граждан Германии, и это несмотря на то, что крупнейшую этническую группу в многонациональной Швейцарии составляют именно немцы. Кстати, нынешнюю инициативу ультраправых поддерживают многие сторонники левых партий.

Швейцарцам не впервой игнорировать принципы международной политкорректности, которыми так дорожит «большая Европа», — такова прямая демократия в действии. Что бы ни решил народ на референдуме, все немедленно вступает в силу. К примеру, в отличие от большинства западных стран, однополые союзы здесь хоть и регистрируются, но не имеют статуса брака, а врачам, которые помогают таким  семьям в искусственном оплодотворении, грозит лишение лицензии. Еще более красноречивый пример: женщины в Швейцарии получили избирательное право только в 1971 году, а один из кантонов — Аппенцелль–Иннерроден успешно сопротивлялся вплоть до 1991–го. Ну, против было общество — и ничего тут не сделаешь.

Но самый, пожалуй, резонансный случай — референдум 2009 года, когда 57,5% швейцарцев поддержали запрет на строительство новых минаретов как не вписывающихся в историко–культурный ландшафт страны. Причем, что интересно, международная общественность негодовала, правительство, как и сейчас, было против, а в крупнейшей акции протеста приняли участие всего 800 человек, хотя ислам исповедуют порядка 400 тысяч жителей Швейцарии.

Что касается результатов, то статистика 2011–2013 годов отчетливо свидетельствует о том, что выходцы из таких мест, как Турция или Косово, стали покидать Швейцарию заметно более активно. Хотя пока приезжающих оттуда все равно больше, чем уехавших домой [«Русский репортер» №6 (334) 13 фев 2014].

Страны Евросоюза

Великобритания ограничит социальные выплаты для безработных мигрантов из Евросоюза

Британское правительство продолжает ужесточать политику по отношению к трудовым мигрантам, в том числе из ЕС. Как заявил министр труда и по делам пенсий Иан Дункан Смит, в ближайшее время приезжим, кто не способен найти в стране работу, будут сокращены социальных выплаты.

С апреля государство больше не будет оплачивать расходы на проживание безработных мигрантов из Евросоюза, отметил министр. «Таким образом мы намерены сэкономить бюджетные средства, а также ограничить приток в страну лиц, злоупотребляющих нашими социальными программами», – подчеркнул Дункан Смит. «Нынешняя система, когда для иностранцев создается режим наибольшего благоприятствования – предательство по отношению к британским работникам, – считает он. – Правительство понимает, что существующий порядок вещей необходимо менять, и предпринимает шаги в этом направлении».

Ранее премьер–министр Дэвид Кэмерон выступил с инициативой ограничить свободное передвижение рабочей силы внутри ЕС. С 1 января 2014 года граждане Болгарии и Румынии получили право свободно проживать и работать на территории Соединенного Королевства. По прогнозам, в предстоящие пять лет всего лишь из двух этих стран в Великобританию приедут более 400 тысяч человек.

 В результате сейчас правительство страны вводит все новые меры, которые призваны снизить привлекательность королевства для трудовых мигрантов из других стран. Так, начиная с 1 января этого года приезжие из ЕС могут получить пособие по безработице только по прошествии трех месяцев с момента въезда в страну [http://demoscope.ru].

За период миграционной амнистии около 4 миллионов мигрантов узаконили свой статус в Саудовской Аравии

В столице Саудовской Аравии полицейские задержали более тысячи нелегальных мигрантов. Как сообщили представители полиции, 1323 человека, проживавшие на территории королевства без соответствующего на то разрешения, будут в ближайшее время депортированы на родину. Полиция арестовала 27 иностранцев, подозреваемых в совершении преступлений.

 Рейд против нелегальных мигрантов был организован правоохранительными органами совместно с департаментом уголовного розыска, а также саудовского филиала Красного Полумесяца. По словам полицейских, среди задержанных – граждане Бангладеш, Египта, Индии, Йемена, Пакистана, в основном занятые в сфере обслуживания и выполняющие низкоквалифицированную работу.

Кампания по выселению мигрантов, проводимая властями Саудовской Аравии, направлена на снижение уровня безработицы среди коренного населения, а также призвана сократить зависимость страны от иностранной рабочей силы. Полицейским рейдам предшествовала семимесячная амнистия – так называемый льготный период, во время которого иностранные рабочие с просроченными визами могли беспрепятственно покинуть страну. Этим шансом воспользовались около 1 миллиона бангладешцев, филиппинцев, индийцев, непальцев, пакистанцев и йеменцев. За период амнистии около 4 миллионов приезжих узаконили свой статус в стране [http://demoscope.ru].

В 2013 году норвежские власти депортировали рекордное число иностранцев

Власти Норвегии в прошлом году установили рекорд по числу депортированных из страны иностранцев. Статистика норвежского управления по делам иммигрантов (УДИ) подтверждает, что в 2013 году из Норвегии выслали 5198 человек по сравнению с 4 тысячами в 2012 и 3,1 тысячи в 2011 году.

Как отмечают в управлении, это объясняется увеличением числа правонарушений среди иммигрантов. «Большинство депортированных – осужденные преступники. В последние годы полиция осознала эффективность депортации как метода борьбы с преступностью, чем в значительной мере объясняются нынешние цифры», – заявил в интервью норвежским СМИ директор УДИ Фруде Форфанг. Большинство депортированных – граждане Румынии, вслед за ними в списке значатся выходцы из Нигерии, Польши, Литвы и Афганистана.

 Как ранее отмечала газета Dagsavisen, в 2014 году совместные усилия управления по делам иммигрантов и полиции могут дать еще более впечатляющий результат. Дело в том, что в прошлом году правительство социал–демократов увеличило размер фонда, из которого покрываются затраты на депортацию нелегальных мигрантов и преступников–иностранцев.

 В свою очередь, газета Aftenposten отмечает, что полицейское управление норвежской столицы ведет войну с наркоторговцами из числа нелегалов, которые порой открыто распространяют легкие наркотики на улицах города. С 2009 по 2013 год в стране были арестованы 2,5 тысячи мигрантов, занимавшихся наркоторговлей. При этом за последний год число таких арестов выросло на 15% [http://demoscope.ru].

Кувейт планирует выдворить из страны сотни тысяч нелегальных рабочих

МВД Кувейта объявило о начале реализации кампании по выдворению из страны сотен тысяч иностранных рабочих, нарушающих визовый режим и не имеющих необходимой профессиональной квалификации, цитирует заявление министерства кувейтское информагентство КУНА.

«Это стратегический проект, нацеленный на оздоровление и регламентирование обстановки среди иностранных рабочих в Кувейте, проводится в интересах самих рабочих, желающих легально работать в нашей стране. Кроме того, он также продиктован международными обязательствами Кувейта по соблюдению прав человека», – говорится в документе.

Кувейт, где проживают 3,8 миллиона человек (из них 1,2 миллиона граждан) много лет страдает от наплыва нелегальной неквалифицированной рабочей силы, в основном из стран Азии (Индонезия, Индия, Филиппины) и Африки (Эфиопия). По данным МВД, только число иностранных домработниц в стране достигает полумиллиона человек, большая часть которых пребывает в Кувейте нелегально.

Международные правозащитные организации неоднократно обвиняли кувейтские власти в нарушении прав человека и в том, что иностранным рабочим не обеспечиваются необходимые условия труда и проживания. Кувейт в свою очередь утверждает, что приезжающие в страну неквалифицированные рабочие очень быстро и сознательно попадают на нелегальное положение, не оформляя необходимую рабочую визу, и, соответственно, оказываются в условиях, когда их права не соблюдаются работодателями, а закон о труде не работает. Источник: [http://demoscope.ru].

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные причины, обеспечивающие приток мигрантов в Германию.

2. Какие условия трансграничной мобильности рабочей силы способствуют притоку в Германию мигрантов из Турции и стран Ближнего востока?

3. Оцените влияние миграции на экономику и благосостояние Европейского Союза и стран базирования.

4. В какой мере, с вашей точки зрения, описанная ситуация может быть отнесена к другим странам Европейского Союза?

5. Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации?

 

Задание 7. Ознакомьтесь с материалами кейса и ответьте на вопросы.

Денежные переводы мигрантов: их роль в мировой экономике и в экономике различных стран

В 2013 году сумма денежных переводов международных мигрантов, по предварительной оценке Всемирного банка, составит 549 миллиардов долларов США, из них 414 – в развивающиеся страны.

В последние годы объемы денежных переводов международных мигрантов быстро росли как за счет быстрого роста самой международной миграции, так за счет значительного расширения возможностей совершения таких операций. Эти финансовые потоки привлекают все большее внимание как со стороны частного сектора, так и со стороны национальных правительств и международных организаций.

Потоки международных денежных переводов стали важнейшим источником внешнего финансирования для развивающихся стран. За последнее десятилетие темп прироста объема денежных переводов превысил прирост объема частного капитала и официально предоставляемой международной помощи в развитии. Для некоторых стран денежные переводы мигрантов являются основным источником иностранной валюты, часто превосходят по своему размеру объемы прямых иностранных инвестиций и обладают значительным потенциалом для снижения уровня бедности и развития национальной экономики.

Объемы потоков денежных переводов мигрантов по странам, регионам мира и в целом по миру регулярно оцениваются специалистами подразделения Всемирного банка по вопросам миграции и денежных переводов на основе данных статистики платежного баланса Международного валютного фонда (МВФ), центральных банков и национальных статистических служб стран мира, а также базы данных Всемирного банка. В качестве денежных переводов международных мигрантов в настоящее время рассматриваются «личные переводы», представляющие сумму трех показателей платежного баланса: «личные трансферты», «чистая оплата труда» и «капитальные трансферты между домашними хозяйствами». Данные по этим показателям доступны по всем странам–членам МВФ и в наибольшей степени соответствуют задаче оценки объемов денежных переводов международных мигрантов. Для сопоставимости значения показателей они пересчитываются в доллары США по текущему (номинальному) обменному курсу.

По уточненной оценке Всемирного банка, в 2012 году совокупный объем учтенных денежных переводов международных мигрантов составил 519 миллиардов долларов США против 506 в 2011 году, 454 в 2010 году и 418 миллиардов долларов США в 2009 году (рис. 1). За счет перехода на новую методику расчета оценка денежных переводов мигрантов в 2009 году была снижена на 7,1 миллиарда долларов США и в меньшей степени в 2010–2012 годах (на 1,5 миллиарда долларов в 2010 году, на 0,2 в 2011 году и на 2,2 в 2012 годах).

По предварительной оценке, в 2013 году сумма денежных переводов международных мигрантов достигнет 550 миллиардов долларов США, а в ближайшие три года превысит 700 миллиардов долларов США.

Если в 2009 году совокупный объем денежных переводов мигрантов снизился на 6,3% (в основном из–за начавшегося в 2008 году мирового финансово–экономического кризиса), то уже в 2010 году увеличился на 8,7%, превзойдя, таким образом, уровень 2008 года. В 2011 году прирост оказался еще выше – на 11,5%, но в 2012 году он снизился до 2,5%. Ожидается, что в ближайшие годы прирост объема денежных переводов мигрантов вновь ускорится, составив 5,8% в 2013 году и увеличившись до 9,4% в 2016 году.

Основной объем денежных переводов мигрантов направляется в развивающиеся страны, к которым Всемирный банк относит страны со средним и низким уровнем валового национального дохода на душу населения. В совокупном объеме денежных переводов мигрантов доля трансфертов, направляемых в развивающиеся страны, быстро возрастает. Если в 1990 году она составляла около 45%, то в начале 2000–х годов – уже 65%, в 2009 году – 72%, в 2012–2013 годы – 75%. Тенденция роста денежных переводов в развивающиеся страны сохранялась, несмотря на сокращение числа развивающихся стран за счет перехода 6 стран (Антигуа и Барбуда, Латвии, Литвы, России, Чили и Уругвая) в группу с высоким доходом. За счет этого величина денежных переводов в развивающие страны была снижена на 8,1 миллиарда долларов США в 2012 году и на 9,2 миллиарда долларов в 2013 году. В результате, совокупный объем учтенных денежных переводов в развивающиеся страны составил в 2012 году 389 миллиардов долларов США, в 2013 году, по предварительной оценке, увеличится до 414 миллиардов долларов США (на 6,3% больше). К 2016 году он может возрасти до 540 миллиардов долларов США.

 Причем это лишь официально учтенные суммы денежных трансфертов. Истинный размер учтенных и неучтенных денежных переводов, совершаемых через официальные и неофициальные каналы, возможно, больше в 1,5 раза или даже больше.

Рис. 1. Сумма денежных переводов мигрантов по странам с разным уровнем валового национального дохода на душу населения, 2009–2016* годы, миллиардов долларов США

* 2013 год – предварительная оценка, 2014–2016 годы – прогноз.

[Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank.  Migration and Remittance Flows: Recent Trends and Outlook, 2013–2016 / Migration and Development Brief 21. October 2, 2013. P. 3].

Объем учтенных денежных переводов в развивающиеся страны сейчас почти втрое превышает объем официально предоставляемой международной помощи в развитии и нередко превышает объем частной задолженности и портфель ценных бумаг (рис. 2). Денежные переводы мигрантов являются крупнейшим внешним источником финансирования для многих беднейших стран. При этом он менее изменчив, чем иные источники поступлений в пересчете на иностранную валюту. По крайней мере, в 14 развивающихся странах объем денежных переводов мигрантов превышает валютные резервы, а еще более чем в 26 странах превышает половину объема имеющихся валютных резервов. Для многих развивающихся экономик со слабым платежным балансом денежные переводы международных мигрантов становятся важнейшим источником валютных поступлений.

Рис. 2. Денежные переводы и потоки капитала в развивающиеся страны, 1990–2013* годы, миллиардов долларов США. * 2013 год – предварительная оценка

[Источник: Migration and Remittance Flows: Recent Trends and Outlook, 2013–2016 / Migration and Development Brief 21. October 2, 2013. P. 2].

Основная доля денежных переводов приходится на небольшое число стран. На 20 крупнейших стран–получателей приходится около 70% от их общемирового объема (в 2012 году – 69%, в 2013 году, по оценке, – 68%). Примерно треть глобального объема денежных переводов приходится в последние годы на Индию, Китай, Филиппины и Мексику. В Индию и Китай в 2011–2012 годах поступало до 60 миллиардов долларов США и более.

По обновленным оценкам, в 2013 году список стран, в которые поступили наибольшие объемы денежных переводов мигрантов, вновь возглавили Индия (71 миллиард долларов США) и Китай (60), за которым следовали со значительным отрывом другие развивающиеся страны – Филиппины (26), Мексика (22), Нигерия (21) и Египет (21) (рис. 3). На них пришлось более половины (53%) всех денежных переводов, направленных в развивающиеся страны.

Наряду с этим, в группу стран – крупнейших получателей денежных переводов мигрантов входят и некоторые развитые страны – Франция, Германия, Бельгия, Испания и Южная Корея, – в которые эти финансовые потоки поступают в основном из других развитых стран. Однако, будучи весомыми по своей абсолютной величине, эти средства незначительны для данных стран по отношению к объему произведенного в них валового внутреннего продукта (ВВП), составляя от 0,4 до 0,8% от ВВП и только в Бельгии более значимую величину – 2,1% от ВВП.

Рис. 3. Пятнадцать стран мира с наибольшим объемом получаемых денежных переводов мигрантов, 2012 год и предварительная оценка за 2013 год, миллиардов долларов США

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Inflows (US$ million), October 2013 Version

В странах с низким уровнем экономического развития объемы поступающих денежных переводов от мигрантов, напротив, составляют, весьма существенную величину по сравнению с общим объемом ВВП (рис. 4). Денежные переводы, направляемые мигрантами в Таджикистан, эквивалентны почти половине производимого ВВП, в Киргизии – почти трети, в Непале, Лесото и Молдавии – почти четверти. Большинство из 22 стран, денежные переводы в которые составляют не менее 10% ВВП, представлены сравнительно небольшими развивающиеся страны.

Рис. 4. Пятнадцать стран с наибольшим относительным объемом полученных денежных переводов мигрантов, 2012 год, % от ВВП соответствующих стран

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Inflows (US$ million), October 2013 Version

Помимо трех уже перечисленных стран – бывших союзных республик СССР в эту группу входят также  Армения и Грузия (рис. 5). Объем денежных переводов международных мигрантов в Армению превышает 20% от величины ВВП, в Грузию – 10% ВВП. Объем денежных переводов в другие страны – бывшие союзные республики СССР не достигает 5% ВВП.

Важно отметить, что среди представленных Всемирным банком оценок денежных переводов мигрантов нет данных по Узбекистану и Туркмении (ни входящих, ни исходящих потоков), хотя, как будет показано ниже, личные переводы из России в Узбекистан вышли в последние годы на первое место по своему объему.

Отсутствие данных о денежных переводах международных мигрантов характерно и для ряда других стран мира, прежде всего, развивающихся. Для многих стран, включая даже такие развитые, как Канада, отсутствуют данные о потоках денежных переводов за рубеж и из–за рубежа за годы, предшествующие началу регулярного сообщения сведений о денежных переводах.

Рис. 5. Денежные переводы мигрантов в страны – бывшие союзные республики СССР*, 2012 год, % от ВВП соответствующих стран. * Туркмения, Узбекистан – нет данных

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Inflows (US$ million), October 2013 Version

По семи странам, получившим в 2013 году наибольшие объемы денежных переводов мигрантов, имеются данные за продолжительный период времени. Индия возглавляет список стран–лидеров с середины 1990–х годов, хотя тогда объемы поступающих в Индию денежных переводов мигрантов не очень заметно отличались от объема денежных переводов во Францию (рис. 6). В предшествующие годы неоднократно лидировал Египет с наибольшими объемами денежных переводов мигрантов.

С начала 2000–х годов безусловными лидерами становятся Индия, Китай и Мексика. Кризис, начавшийся в 2008 году в США, ухудшил условия занятости для трудовых мигрантов из Мексики, в результате чего объемы денежных переводов в Мексику стали снижаться. А денежные переводы в Китай и особенно в Индию продолжали быстро нарастать. Продолжался рост объема денежных переводов на Филиппины, но он был более умеренным.

Рис. 6. Объемы денежных переводов в семь стран мира с наибольшим объемом полученных денежных переводов в 2012 году, 1990–2013 годы,  миллиардов долларов США

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Inflows (US$ million), October 2013 Version

Данные об объемах денежных переводов в страны, где они составляют наибольшую величину по отношению к ВВП, свидетельствуют о наиболее значительном росте объема денежных переводов в Непал. Объемы денежных переводов в Таджикистан сократились в результате кризиса 2008 года, но затем быстрый рост возобновился. Снижение объемов поступающих денежных переводов мигрантов отмечалось и в других странах – бывших союзных республиках СССР (Киргизии, Молдавии, Армении), но уже в 2011 году уровень 2008 года был превышен.

Мировой экономический кризис мало отразился на объеме денежных переводов не только в Непал, но и на Гаити, хотя прирост был очень умеренным. Объем денежных переводов в Лесото увеличивался еще медленнее (рис.7).

Рис. 7. Объемы денежных переводов в семь стран мира с наибольшим относительным объемом полученных денежных переводов ( % от ВВП) в 2012 году, 1985–2013 годы,  миллиардов долларов США .

[Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Inflows (US$ million), October 2013 Version].

Больше всего денежных переводов посылается международными мигрантами из США – в 2012 году их общий объем превысил 51 миллиард долларов США (рис. 8). На второе место после США в 2012 году вышла России (31,6 миллиарда долларов США), за которой следовали Саудовская Аравия (29,5) и Швейцария (28,5). Таки образом, из России было послано в 1,6 раза меньше денежных переводов мигрантов, по сравнению с США, из Саудовской Аравии – в 1,7 раза меньше, из Швейцарии – в 1,8 раза меньше. Денежные переводы из других стран были, по крайней мере, втрое меньше.

Тем не менее, к числу крупнейших поставщиков денежных трансфертов мигрантов относятся Кувейт и Германия (по 15–16 миллиардов долларов США), Франция, Люксембург, Катар, Италия, Нидерланды, Испания и Южная Корея (по 10–12 миллиардов долларов США).

При безусловном лидерстве США ранги стран по объему посылаемых денежных переводов мигрантов менялись год от года. Так, в 2011 году второе место занимала Швейцария, третье – Саудовская Аравия, а Россия – четвертое.

Рис.8. Пятнадцать стран мира, из которых в 2012 году мигрантами было послано больше всего денежных переводов за рубеж, 2011–2012 годы, миллиардов долларов США

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Outflows (US$ million), October 2013 Version

Данные об объемах посылаемых международными мигрантами денежных переводов из стран–лидеров за более продолжительный период показывают, что опережающий рост денежных переводов из США начался в 1990–е годы (рис. 9). Кризис, начавшийся в 2008 году, привел к спаду и стабилизации показателя на уровне около 50 миллиардов долларов против 55,5 миллиардов долларов в 2008 году.

Кризис явно сказался и на величине денежных переводов мигрантов из России, совокупный объем которых, по оценке Всемирного банка, достиг почти 30 миллиардов долларов США в 2008 году, а в 2009 году снизился до 21,1 миллиарда долларов США. Уровень 2008 года был превзойден в 2012 году.

Мировой кризис в меньшей степени отразился на объеме денежных переводов из Саудовской Аравии и Швейцарии. Объемы денежных переводов из Германии и Франции увеличиваются умеренно, быстрее растут объемы денежных переводов из Кувейта.

Рис.9. Семь стран мира, из которых в 2012 году мигрантами было послано больше всего денежных переводов за рубеж, 1985–2012 годы, миллиардов долларов США.

Источник:  Migration and Remittances Team, Development Prospects Group, World Bank. Migrant remittance Outflows (US$ million), October 2013 Version

Учитывая растущее значение международной миграции, которая безусловно войдет в повестку дня мирового развития после 2015 года, мировое сообщество международных мигрантов полагает, что важнейшим вопросом этой повестки дня должно стать снижение расходов, связанных с миграцией (в том числе и снижение стоимости международных денежных переводов).

Источник: Щербакова Е. Стоимость оплаты денежных переводов снижается, но в целом остается высокой, особенно в коридорах «Юг–Юг» // Демоскоп. –№583 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0583/barom05.php.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие страны являются странами–донорами?

2. Какие страны являются странами–реципиентами? Как экономика стран–реципиентов зависит от стран–доноров?

3. Какую роль играет Россия для стран СНГ?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0