ВоГТУ, химия (контрольная работа, часть 1, задачи 1-150)
Узнать стоимость этой работы
24.11.2014, 12:35

Каждый студент выполняет вариант конт­рольной работы, номер которой совпадает с двумя пос­ледними цифрами номера его студенческого билета (шиф­ра).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ

1. Сравните число молекул, содержащееся в 4 кг H2SO4, с числом молекул, содержащемся в 4 кг HNO3. В ка­ком случае и во сколько раз число молекул больше?

2. Масса 10–3 м3 газа (н.у.) равна 1,175x10–3 кг. Вычис­лите молекулярную массу газа и массу одной молеку­лы газа.

3. Масса 87x10–6 м3 пара при 620С и давлении    1,01x105 Па равна 0,24x10–3 кг. Вычислите молеку­лярную массу вещества и массу одной молекулы вещества.

4. Какой объем оксида азота (II) образуется при взаимо­действии 0,5x1021 молекул азота с кислородом?

5. Где содержится больше молекул: в 10–3 м3 хлора при 230С и давлении 98 500 Па или в 10–3 м3 оксида угле­рода при 550С и давлении 10 600 Па?

6. Газовая смесь состоит из 5x10–3 м3 азота, находя­щегося под давлением 95 940 Па, и 3x10–3 м3 кис­лорода. Объем смеси 8x10–3 м3. Общее давление газо­вой смеси 104 200 Па. Под каким давлением взят кис­лород?

7. Газовая смесь состоит из оксида и диоксида азота. Вы­числите объемные доли газов в смеси, если парциаль­ные давления газов соответственно равны 39 990 и    66 650 Па.

8. На восстановление 3,6x10–3 кг оксида металла израс­ходовано 1,7x10–3 м3 водорода (н.у.). Рассчитайте эк­вивалентную массу оксида металла.

9. Олово образует два оксида. Первый содержит 78,8%, второй - 88,2% олова. Вычислите эквивалентную мас­су олова в этих соединениях и эквивалентную массу оксидов.

10. Из 1,35 г оксида металла получается 3,15 г его нит­рата. Вычислите эквивалентную массу этого металла.

11. Из 1,3 г гидроксида металла получается 2,85 г его сульфата. Вычислите эквивалентную массу этого металла.

12. Оксид трехвалентного элемента содержит 31,58% кис­лорода. Вычислите эквивалентную, мольную и атом­ную массы этого элемента и эквивалентную массу оксида.

13. Избытком гидроксида калия подействовали на раст­воры: а) дигидрофосфата калия; б) нитрата дигидроксо­висмута (III). Напишите уравнения реакций этих ве­ществ с КОН и определите их эквиваленты и эквива­лентные массы.

14. В каком количестве Cr(OH)3 содержится столько же эквивалентов, сколько в 174,96 г Mg(OH)2?

15. Найдите эквивалентную массу двух металлов по сле­дующим экспериментальным данным: навеска первого металла массой 2,0000 г и навеска второго массой 1,0582 г образуют оксиды массой соответственно рав­ной 2,5036 и 2,0000 г.

16. Определите эквивалентную массу алюминия и коли­чество выделившегося газа, если известно, что для растворения 5,4 г алюминия потребовалось 99,6 мл 20%-ного раствора соляной кислоты, плотностью  ρ=1,1 г/см3.

17. Эквивалентная масса некоторого элемента равна  24,99 г/моль. Вычислите: а) массовую долю (%) кис­лорода в оксиде этого элемента; б) объем (м3) водо­рода, который потребуется для восстановления 4,95x10–3 кг его кислородного соединения.

18. Вычислите эквивалентную массу цинка, если 1,168x10–3 кг его вытеснили из кислоты 438x10–9 м3 водорода, измеренного при 170С и давлении 98 642 Па.

19. При восстановлении 5,1x10–3 кг оксида металла (III) образовалось 2,7x10–3 кг воды. Определите эквива­лентную массу металла.

20. Определите эквивалентную массу двухвалентного ме­талла, если 14,2x10–3 кг оксида этого металла обра­зуют 30,2x10–3 кг сульфата металла.

21. Рассчитайте эквивалентную массу металла, если при получении средней соли некоторого металла на каж­дые 2x10–3 кг металла расходуется 3,27x10–3 кг Н3РО4; 0,006 кг этого металла вытесняет из Н3РО4 такой объем водорода, сколько его вытесняет 2,7x10–3 кг алюминия.

22. 4,086x10–3 кг металла вытесняют из кислоты 1,4 л во­дорода, измеренного при н.у. Эта же масса металла вытесняет 12,95x10–3 кг свинца из растворов его со­лей. Вычислите эквивалентную массу свинца.

23. В лаборатории имеются два различных хлорида желе­за. Анализ их показал, что в одной соли содержится 34,5% железа, в другой - 44,1%. Определите эквива­лентную массу железа в этих соединениях, если из­вестно, что 2,24 л (н.у.) хлора соединяются с 2,24 л (н.у.) водорода.

24. Для растворения 8,43x10–3 кг металла потребовалось 0,147 кг раствора с содержанием H2SO4 5 массовых до­лей (%). Рассчитайте эквивалентную массу металла и объем выделившегося водорода (н.у.).

25. Определите массу металла, вытеснившего из кислоты 0,7x10–3 м3 водорода (н.у.), если молярная масса эк­вивалента металла равна 28 г/моль.

СТРОЕНИЕ АТОМА И СИСТЕМАТИКА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

26. Какой элемент имеет в атоме три электрона, для каж­дого из которых n=3 и 1=1? Чему равно для них зна­чение магнитного квантового числа? Должны ли они иметь антипараллельные спины?

27. Укажите значения квантовых чисел n и 1 для валент­ных электронов в атомах элементов с порядковыми но­мерами  11, 14, 20, 23, 33.

28. Какое значение имеет: а) орбитальное квантовое число  для энергетических подуровней, емкость которых равна 10 и 14; б) главные квантовые числа для энергетичес­ких уровней, суммарная емкость которых равна 32, 50 или 72?

29. Составьте таблицу, в которой укажите для s-, p-, d- и   f-энергетических подуровней: значения 1; число АО;   энергетическую емкость. Напишите электронную фор­мулу подуровней.

30. Учитывая емкость энергетических уровней, покажите, сколько энергетических уровней содержит электронная оболочка атома из 18, 36, 54 или 86 электронов.

31. В атоме элемента находится 5 энергетических уров­ней, на 5-м энергетическом уровне - 7 валентных элек­тронов. Какими квантовыми числами они характери­зуются?

32. Каждой сумме n+1 соответствует n значений для каж­дого  квантового числа, например, если n+l=5, то n и 1 могут   иметь значения: n = 1, 2, 3, 4, 5; 1 = 4, 3, 2, 1, 0. Все ли из  этих сочетаний n и 1, дающих сумму 5, возможны? Сколько АО и какие дадут реализуемые сочетания n и 1?

33. Масса ядра атома некоторого изотопа равна 181 уг.ед. В электронной оболочке атома содержится 73 электро­на. Указать: а) сколько протонов и нейтронов содер­жится в ядре атома; б) электронную формулу эле­мента; в) какой это элемент.

34. Энергетическая емкость атома некоторого элемента   35 электронов. Сколько протонов содержится в ядре   атома? Указать порядковый номер элемента и его наз­вание. Составить электронную формулу.

35. Указать число электронов, отдаваемых электронейт­ральным атомам при следующих превращениях: Mg ... Mg2+; A1 ...A13+;  Pb ...Pb2+; Cr ...Cr3+.

Составить электронные формулы атомов и ионов.

36. К каждому из перечисленных ниже ионов прибавлено по 2 электрона: As5+;  Ti4+; V5+. Написать электрон­ные формулы исходных ионов и образующихся частиц.

37. Представить по правилу Клечковского электронные формулы атомов и отвечающих им ионов следующих элементов: а) S, S2–, S4+, S6+; б) N3–, N, N3+, N5+.

38. Напишите электронные формулы атомов элементов и назовите их, если значения квантовых чисел (n, l, m1, ms) электронов наружного (последнего) и предпослед­него электронных слоев следующие: а) 6, 0, 0, +1/2; 6, 0, 0, –1/2; 6, 1, –1, +1/2; б) 3, 2, –2, +1/2;      3, 2, –1, +1/2; 4, 0, 0, +1/2; 4, 0, 0, –1/2.

39. Какова энергетическая емкость s-, p-, d- и f-орбитали данного энергетического уровня? Почему? Напишите электронную формулу атома элемента с порядковым номером 31.

40. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 14 и 40. Сколько свободных   d-орбиталей у атомов последнего элемента? Опреде­лите валентность и ковалентность элементов.

41. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 15 и 28. Чему равен макси­мальный спин р-электронов у атомов первого и d-элек­тронов у атомов второго элемента?

42. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 21 и 23. Сколько свободных   d-орбиталей в атомах этих элементов? Определите валентность и ковалентность элементов.

43. Сколько и какие значения может принимать магнитное квантовое число m1 при орбитальном числе l = 0, 1, 2 и 3? Какие элементы в периодической системе называ­ют s-, p-, d- и f-элементами? Приведите примеры.

44. Какие из электронных формул, отражающих строение невозбужденного атома некоторого элемента неверны: а) 1s22s22p53s1; б) 1s22s22p6; в) 1s22s22p63s23p63d4;  г) 1s22s22p63s23p64s2; д) 1s22s22p63s23d2. Почему? Атомам каких элементов отвечают правильно состав­ленные электронные формулы?

45. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 24 и 33, учитывая, что у пер­вого происходит “провал” одного 4s-электрона на 3d-подуровень. Чему равен максимальный спин d-элект­ронов у атомов первого и р-электронов у атомов вто­рого элементов?

46. Квантовые числа для электронов внешнего энергети­ческого уровня атомов некоторого элемента имеют сле­дующие значения: n = 4; l = 0; m1 = 0; ms = +/-1/2. Напишите электронную формулу атома этого элемента и определите, сколько свободных 3d-орбиталей он со­держит.

47. В чем заключается принцип Паули? Может ли быть на каком-нибудь подуровне атома р7 или d12-электронов? Почему? Составьте электронную формулу атома эле­мента с порядковым номером 22 и укажите его валентные электроны.

48. Пользуясь правилом Гунда, распределите электроны по орбиталям, отвечающим низшему энергетическому сос­тоянию атомов: марганца, азота, кислорода, кремния, кобальта.

49. Пользуясь правилом Гунда, распределите электроны по орбиталям, отвечающим высшему энергетическому сос­тоянию атомов: фосфора, алюминия, кремния, серы, никеля.

50. Пользуясь правилом Гунда, распределите электроны по орбиталям, соответствующим низшему энергетичес­кому состоянию, для атомов элементов с порядковыми номерами 21, 35, 37, 73, 58.

51. Как изменяются радиусы атомов, ионизационные по­тенциалы, сродство к электрону и электроотрицатель­ность элементов внутри периода и при переходе от од­ного периода к другому в пределах данной группы? Атомы каких элементов имеют максимальные и мини­мальные значения этих величин?

52. Какую информацию о месте элемента в периодической системе и его свойствах можно получить, зная по­рядковый номер элемента? Покажите это на примере элементов с порядковыми номерами 20, 24, и 25.

53. Атом элемента имеет электронную формулу 1s22s22p6 3s23p5. Определите место элемента в периодической системе и напишите для него электронные формулы иона Э и условного иона Э7+.

54. Из двух элементов один образует ион Э+3, а другой - Э3–. Оба иона имеют одинаковую электронную кон­фигурацию, которая выражается формулой 1s22s2 2p63s23p6. Определите период, группу, подгруппу, и порядковый номер каждого элемента.

55. Конфигурация валентных электронов в атомах двух элементов выражается формулами: а) 3s23p2 и 3d24s2; б) 3d34s2 и 4s24p3. В каких периодах и группах находятся эти элементы? Должны ли они отличаться по своим свойствам, имея одинаковое число валентных электронов?

56. Укажите, какое из сравниваемых двух соединений яв­ляется более сильным основанием: а) NaOH или CsOH; б) Са(ОН)2 или Ва(ОН)2; в) Zn(ОН)2 или Сd(ОН)2. Почему?

57. Какое строение электронных слоев у элементов под­группы скандия при степени их окисления +3? Как из­меняются основные свойства гидроксидов этих ме­таллов по подгруппе сверху вниз? Почему?

58. Объяснить, как меняются окислительные свойства и сила кислот в ряду HClO, HClO2, HClO3, HClO4?

59. У какого из элементов пятого периода - молибдена или теллура сильнее выражены металлические свойства и почему?

60. Исходя из положения германия и технеция в периоди­ческой системе, составьте формулы мета-, ортогерма­ниевой кислот и оксида технеция, отвечающие их выс­шей степени окисления. Изобразите формулы этих соединений графически. Определите степень окисления и валентность германия и технеция в этих соедине­ниях.

61. Что такое энергия ионизации? В каких единицах она выражается? Как изменяется восстановительная актив­ность s- и p-элементов в группах периодической сис­темы с увеличением порядкового номера? Почему?

62. Что такое электроотрицательность? Как изменяется электроотрицательность р-элементов в периоде, в груп­пе периодической системы с увеличением порядкового номера? Почему? Приведите примеры.

63. Исходя из положения германия, молибдена и рения в периодической системе, составьте формулы водород­ного соединения германия, оксида молибдена и ре­ниевой кислоты, отвечающие их высшей степени окис­ления. Изобразите формулы этих соединений графи­чески и определите валентность данных элементов.

64. Что такое сродство к электрону? В каких единицах оно выражается? Как изменяется окислительная актив­ность неметаллов в периоде и группе периодической системы с увеличением порядкового номера? Ответ мотивируйте строением атома соответствующего элемен­та.

65. Составьте формулы оксидов и гидроксидов элементов третьего периода периодической системы, отвечающих их высшей степени окисления. Как изменяется кис­лотно-основной характер этих соединений при пере­ходе от натрия к хлору? Напишите уравнения реакций, доказывающих амфотерность гидроксида алюминия.

66. Какой из элементов четвертого периода - ванадий или мышьяк - обладает более выраженными металличес­кими свойствами? Какой из этих элементов образует газообразное соединение с водородом? Ответ мотиви­руйте, исходя из строения атомов данных элементов.

67. Марганец образует соединения, в которых он прояв­ляет степень окисления +2, +3, +4, +6, +7. Составьте формулы его оксидов и гидроксидов, отвечающих этим степеням окисления. Напишите уравнения реакций, доказывающих амфотерность гидроксида марганца (IV).

68. У какого элемента четвертого периода хрома или селе­на - сильнее выражены металлические свойства? Ка­кой из этих элементов образует газообразное соедине­ние с водородом? Ответ мотивируйте строением ато­мов хрома и селена.

69. Какую низшую степень окисления проявляют хлор, се­ра, азот и углерод? Почему? Составьте формулы соеди­нений алюминия с данными элементами в этой сте­пени окисления. Как называются соответствующие со­единения?

70. У какого из р-элементов пятой группы периодической системы - фосфора или сурьмы - сильнее выражены не­металлические свойства? Какое из водородных соеди­нений данных элементов более сильный восстанови­тель? Ответ мотивируйте строением атома этих эле­ментов.

71. Исходя из положения металла в периодической сис­теме, дайте мотивированный ответ на вопрос: какой из двух гидроксидов более сильное основание: Ва(ОН)2 или Mg(ОН)2; Cа(ОН)2 или Fe(ОН)2; Cd(ОН)2 или

Sr(ОН)2?

72. Исходя из степени окисления атомов соответствующих элементов, дайте мотивированный ответ на вопрос: какой из двух гидроксидов является более сильным основанием: СuOH или Сu(ОН)2; Fe(ОН)2 или Fe(ОН)3; Sn(ОН)2 или Sn(ОН)4? Напишите уравнения реакций, доказывающих амфотерность гидроксида олова (II).

73. Какую низшую степень окисления проявляют водород, фтор, сера и азот? Почему? Составьте формулы соеди­нений кальция с данными элементами в этой их сте­пени окисления. Как называются соответсвующие со­единения?

74. Какова современная формулировка периодического закона? Объясните, почему в периодической системе элементы аргон, кобальт, теллур и торий помещены соответственно перед калием, никелем, йодом и про­тактинием, хотя и имеют большую атомную массу?

75. Какую низшую и высшую степени окисления прояв­ляют углерод, фосфор, сера и йод? Почему? Составьте формулы соединений данных элементов, отвечающих этим степеням окисления.

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

76. Что называют линией связи и углом связи, или ва­лентным углом? Как называют связь, которая обра­зуется перекрыванием электронных облаков вдоль ли­нии связи? Приведите примеры образования σ-связи.

77. Почему при наличии одной связи между атомами она может быть только σ-связью? При каких условиях об­разуются π-? Для всех ли форм электронных облаков возможно образование этих связей?

78. Приведите примеры молекул, которые содержат между соседними атомами: а) только σ-связи; б) одну σ- и одну π-связи, в) одну σ- и две π-связи. Сколько σ- и  π-связей содержат молекулы: CC14, SO3, C2H4, C2H2?

79. Перечислите возможные типы гибридизации s- и p-ор­биталей. В каком из них гибридные орбитали по энер­гии и форме в наибольшей степени приближаются к исходной s- или p-орбитали?

80. Какие АО не могут участвовать в гибридизации? Воз­можна ли гибридизация орбиталей: а) 3p- и 4s-; б) 4s- и 5р-; в) 4s- и 4р-; е) 4s-, 4p- и 4d-? Почему?

81. Какое влияние оказывает не поделённая электронная пара на углы между связями? Как это можно объяс­нить? Почему угол НОН в молекуле Н2О меньше угла HNH в молекуле NH3?

82. Какую связь называют водородной и почему ее об­разуют только те атомы водорода, которые связаны с атомами наиболее электроотрицательных элементов? Назовите их.

83. Почему для молекул H2S и НС1 в отличие от Н2О и НF образование водородных связей не характерно?

84. Чем объяснить значительно более высокие температу­ры плавления и кипения воды и фтороводородной кис­лоты по сравнению с теми, которые должны соответст­вовать их молярным массам?

85. Покажите схемами два возможных механизма обра­зования ковалентной связи. При какой структуре элек­тронных оболочек атомов возможен тот и другой слу­чай? Влияет ли механизм образования ковалентной связи на ее свойства?

86. Какие атомы или ионы называют донорами и акцеп­торами электронных пар? Приведите примеры.

87. Кроме таких параметров, как энергия и длина связи, какими тремя свойствами характеризуется ковалентная связь? Что понимается под насыщаемостью ковалент­ной связи и чем она определяется?

88. Чем объясняется способность многих элементов к об­разованию числа связей, превышающего число неспа­ренных электронов в их атомах? Какое состояние ато­ма называют основным и возбужденным? Приведите примеры.

89. Сравните возможности промотирования электронов в атомах азота, кислорода и фтора с теми же воз­можностями в атомах аналогов по группе, например, фосфора, серы и хлора.

90. Сколько валентных электронов и валентных АО имеют атомы: С и Si; N и Р; О и S? Чему равна макси­мальная ковалентность элементов 2-го и 3-го пе­риодов?

91. На примере ряда соединений объясните, как влияет на устойчивость гибридного состояния центрального атома плотность гибридизируемых облаков. Ряд соединений: NH3...PH3...AsH3...SbH3.

92. Что такое sр3-гибридизация электронных облаков? Ка­кую пространственную конфигурацию имеют молекулы веществ с таким типом гибридизации? Приведите при­меры соответствующих соединений.

93. Какую ковалентную связь называют полярной? Что служит количественной мерой полярности ковалентной связи? Исходя из значений электроотрицательности атомов соответствующих элементов определите, какая из связей: HJ, JCl, BrF - наиболее полярна.

94. Распределите электроны атома серы по атомным ор­биталям. Сколько неспаренных электронов имеет атом серы в основном и возбужденном состояниях? Чему равна валентность серы, обусловленная неспа­ренными электронами?

95. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулы He2 и молекулярного иона He... по методу МО и объясните невозможность существования молекулы He2?

96. Какую химическую связь называют ионной? Каков ме­ханизм ее образования? Какие свойства ионной связи отличают ее от ковалентной? Приведите два примера  типичных ионных соединений. Напишите электрон­ные уравнения превращения соответствующих ионов в нейтральные атомы.

97. Что следует понимать под степенью окисления ато­ма? Определите степень окисления атома углерода и его валентность, обусловленную числом неспаренных электронов, в соединениях СН4, СН3ОН, НСООН, СО2.

98. Какие силы молекулярного взаимодействия называют ориентационными, индукционными и дисперсион­ными? Когда возникают эти силы и какова их при­рода?

99. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулярного иона Н... и молекулы Н2 по методу моле­кулярных орбиталей. Где энергия связи больше? По­чему?

100. Нарисуйте энергетическую схему образования моле­кулы О2 по методу молекулярных орбиталей (МО). Как метод МО объясняет парамагнитные свойства мо­лекулы кислорода?

ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

101. Определите количество теплоты, выделяющейся при взаимодействии 50 г Р2Ос водой по реакции Р2О5 + Н2О = 2НРО3, если тепловые эффекты реакции равны:

2Р + 5/2О2 = Р2О5;           ∆Нр =–1549,0 кДж;

2P + Н2 + 3О2 = 2НРО3;    ∆Нр =–1964,8 кДж.

102. Процесс гашения оксида кальция представлен сле­дующим термохимическим уравнением: СаО + Н2О = Са(ОН)2 + 16 ккал.

Сколько теплоты выделится при гашении 1 т извести, содержащей 20% посторонних примесей.

103. Вычислите тепловой эффект реакции восстановления оксида железа (II) водородом, исходя из следующих термохимических уравнений:

FeO(к)  + СО(г) = Fe(к) + CO2(г); ∆Н=–13,18 кДж;

СО(г)  + 1/2О2(г) = СО2(г); ∆Н=–283 кДж;

Н2(г)  + 1/2О2(г) = H2O(г); ∆Н=–241,83 кДж.

104. Тепловой эффект какой реакции равен теплоте об­разования гидроксида кальция? Вычислите теплоту образования гидроксида кальция, исходя из сле­дующих термохимических уравнений:

Ca(к) + 1/2О2(г) = СаО(к); ∆Н=–635,6 кДж;

Н2(г) + 1/2О2(г)  = Н2О(ж); ∆Н=–285,84 кДж;

СаО(к) + Н2О(ж) = Са(ОН)2(к); ∆Н=–65,06 кДж.

105. Тепловой эффект какой реакции равен теплоте обра­зования метана? Вычислите теплоту образования ме­тана, исходя из следующих термохимических урав­нений:

Н2(г)  + 1/2О2(г)  = Н2О(ж); ∆Н=–285,84 кДж;

С(к) + О2(г) = СО2(г); ∆Н=–393,51 кДж;

СН4(г) + 2О2(г) = 2Н2О(ж) + СО2(г); ∆Н=–890,31 кДж.

106. Углерод аморфного угля сгорает по термохимическо­му уравнению

С + О2 = СО2 + 97,8 ккал (409,2 кДж).

Сколько тепла выделится при сгорании 1 т кокса, со­держащего 12% негорючих примесей?

107. Горение ацетилена выражается уравнением:  2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О.

Вычислить величину ∆Н298, если известно, что при сгорании 1л ацетилена выделяется 13,88 ккал (58,07 кДж) тепла.

108. Вычислить теплоту сгорания ацетилена С2Н2 + 2 1/2О2 = 2СО2 + Н2О(Ж).

Вычислить, сколько тепла выделится при сгорании:

а) 1 м3 ацетилена, взятого при нормальных условиях;  

б) 20 кг ацетилена.

109. Вычислить тепловой эффект реакции восстановления хрома алюминием:

Cr2O3 + 2Al = 2Cr + Al2O3.

Сколько тепла выделится, если для реакции взять 1 кг исходной смеси? Ответ выразить в килоджоулях.

110.  Вычислить тепловой эффект образования 1 т чистого карбида кальция СаС2: СаО + 3С = СаС2 + СО 

Теплота образования СаС2 равна 15 ккал/моль (62,76 кДж/моль).

111. Сколько килоджоулей выделится при сгорании 1 кг октана С8Н18? Теплота образования октана 49,82 ккал/моль (воду в продуктах сгорания считать парообразной)?

112. Вычислить стандартную энтальпию образования крис­таллического оксида железа (III) по известным стан­дартным энтальпиям реакций:

1) Fe2O3 (Т) + 3CO (Г) = 2Fe (Т) + 3CO2 (Г), ∆Н0 = –6,74 ккал;  

2) С (ГРАФ) + О2 (Г) = СО2 (Г),      ∆Н0 = –94,1 ккал;  

3) С (ГРАФ) + 1/2О2 (Г) = СО (Г),  ∆Н0 = –26,42 ккал.

113. Вычислить стандартную энтальпию образования крис­таллического сульфата цинка на основании сле­дующих данных:

1) ZnSO4 (Т) = ZnO (Т) + SO3 (Г), ∆H...= +58,27 ккал;

2) 2ZnS (Т) + 3O2 (Г) = 2ZnO (Т) + 2SO2 (Г), ∆H...= –211,88 ккал;

114. Вычислите ∆H...хлорида аммония, если для реакции

NH3 (Г) + HСl (Г)= NH4Cl (К),  ∆H...= –176,93 кДж/моль.

115. При растворении 16 г СаС2 в воде выделяется 31,3 кДж теплоты. Определите стандартную теплоту образования  Са(ОН)2.

116. Определите ∆H...Fe2O3, если при реакции

2Fe + Al2O3 = Fe2O3 + 2Al

на каждые 80 г Fe2O3 поглощается 426,5 кДж теп­лоты.

117. Тепловой эффект реакции

SO2 (Г) + 2H2S (Г)  = 3S (ромб) + 2Н2О (Ж)

равен –234,50 кДж. Определите стандартную теплоту образования Н2S.

118. При получении азотной кислоты из KNO3 протекают следующие реакции:

KNO3 (К) + H2SO4 (P) = KHSO4 (К) + HNO3(Р)  (а),

2KNO3 (К) + H2SO4 (P) = K2SO4 (К) + 2HNO3 (Р) (б).     Сколько теплоты выделяется (или поглощается) при получении 1 кг азотной кислоты. если 80% ее обра­зуется по реакции (а), ∆H...= –133,90 кДж/моль.

119. Разложение гремучей ртути при взрыве идет по урав­нению

Hg(ONC)2 = Hg + 2CO + N2, ∆H...= –364,2 кДж. Определите объем выделившихся газов (н.у.) и коли­чество теплоты, выделившейся при взрыве 1,5 кг Hg(ONC)2.

120. Вычислите количество теплоты, которое выделяется при сгорании 20 л диборана В2Н6 (н.у.), если  ∆H...B2O3 (К) и В2Н6 (Г) соответственно равны –1264 и  +31,4 кДж/моль. Целесообразно ли использовать в качестве топлива диборан вместо этана, если стандартная теплота сгорания этана –1559,88 кДж/моль?

121. Окисление аммиака протекает по уравнению

4NH3 (Г)  + 3O2 (Г) = 2N2 + 6H2O (Ж),

∆H...= –1528 кДж. Определите стандартную теплоту образования NH3 (Г) и NH3Н2О, если теплота раст­ворения NH3 (Г) в воде равна –34,65 кДж.

122. Рассчитайте ∆H...ZnSO4, если известно, что:

2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2, ∆H...= –890,0 кДж;   

2SO2 + O2 = SO3, ∆H...= –196,6 кДж;  

ZnSO4 = ZnO + SO3, ∆H...= +234,0 кДж.

123. Используя значение ∆H...реагирующих веществ, оп­ределите тепловой эффект реакции восстановления оксидом углерода (II) диоксида свинца до образования оксида свинца (II) и диоксида углерода:

PbO2 + CO = PbO + CO2

124. Вычислить стандартную энтальпию образования крис­таллического среднего фосфата кальция, если извест­но, что при сгорании 12 г кальция выделяется 45,57 ккал, при сгорании 6,2 г фосфора - –37 ккал, а при взаимодействии 168 г оксида кальция с 142 г фосфорного ангидрида - –160,5 ккал.

125. Рассчитайте тепловой эффект реакции

СН4 (Г)  + С12 (Г) = СН3С1 (Г) + НС1(Г),

если известны тепловые эффекты реакций:

1) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О,  ∆H...= –892,0 кДж; 

2) 2СН3С1 (Г) + 3О2 (Г) = 2СО2 (Г) + 2Н2О (Ж)+ 2НС1, ∆H...= –1374 кДж; 

3) 2Н2О (Г) = 2Н2О (Ж), ∆H...= –571,7 кДж;

4) Н2 (Г) + С12 (Г) = 2НС1(Ж), ∆H...= –185,0 кДж.

ЭНТРОПИЯ. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОТЕНЦИАЛЫ. УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИ ПРОЦЕССОВ. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ

126. Подсчитав ∆S0 реакций, определите, какая из двух реакций термодинамически возможна:

FeO + CO = Fe + CO2; FeO + H2 = Fe + H2O(г).

127. По известным значениям стандартной энтропии для приведенных ниже реакций определите, какие из этих реакций являются термодинамически возмож­ными в изолированой системе:

а) CS2(ж) + 3O2(г) = CO2(г) + 2SO2(г);  

б) А12(SO4)3(к)  = А12О3(к) + 3SO3(г).

128. Энтропия реакции зависит не столько от химической индивидуальности реагентов и продуктов, сколько от агрегатного состояния веществ и их количеств, участвующих в реакции. Укажите, какое значение (>0,<0) имеет стандартная энтропия реакций:

а) 2О3(г) = 2О2(г);

б) SO2(г) + 2H2S(г) = 2S(т) + 2Н2О(ж);

в) J2(г) = 2J(г).

Подтвердите Ваш ответ расчетом с использованием справочных данных.

129. В изолированной системе протекают следующие про­цессы:

3Fe(т) + 4Н2О(г) = 4Н2(г) + Fe3O4.

На основании определенного значения ∆S укажите направление реакции.

130. Вычислите значение ∆Н..., ∆G..., ∆S... для про­цесса МеСО3(к) ...МеО(к) + СО2(г) и составьте ряд термической стабильности карбонатов MgCO3, BaCO3, CaCO3. Как влияет на течение этих процессов температура?

131. В каком направлении будет протекать реакция: 

Fe2O3(k) + 3H2(г) = 3H2O(г) + Fe(k).

132. Как ведет себя магний в атмосфере кислорода, угле­кислого газа, паров воды? Ответ подтвердите рас­четами.

133. Вычислите ∆Н0, ∆S0, ∆G... реакции, протекающей по уравнению

TiO2(k) + 2C(k) = Ti(k) + 2CO(г).

Возможна ли реакция восстановления TiО2 углеродом при температурах 1000 и 3000 К?

134. Определите, при какой температуре начинается реак­ция восстановления Fe3O4, протекающая по уравне­нию:   Fe3O4(k) + 4CO(г)  = 3Fe(k)  + 4CO2(г)

∆Н = +34,55 кДж.

135. Тепловой эффект и изменение энергии Гиббса при 250С для реакции

 СО2(г) + 4Н2(г) = СН4(г) + 2Н2О(ж)

соответственно равны –253,02 кДжмоль–1; –130,1 кДжмоль–1. Определите ∆S0 для этой реакции.

136. Установите возможность или невозможность самопро­извольного протекания реакции при температуре 298 К: СО2(г) ...СО(г) + 1/2O2(г).

137. Установите возможность самопроизвольного протека­ния реакции ВаО + СO2 = BaСO3 при температуре 298 К.

138. Установите возможность самопроизвольной реакции разложения сульфатных соединений  CaSO4 ... CaO + SO3; CaSO4 ...CaO + SO2 + 1/2O2.

139. Образование какого оксида СО или СО2 - наиболее вероятно при сгорании угля. При ответе используйте данные ∆Н0, ∆S0, ∆G0.

140. Вычислите ∆G... окисления аммиака кислородом с образованием NO или N2. Какой из этих процессов наиболее вероятен при сжигании аммиака?

141. Определите S0, ...в следующих реакциях:

(ГРАФИТ) + Н2 (Г) ...С2Н2 (Г),

А1 (К) + Сr2O3 (К) ...Cr + A12O3 (К),

(ГРАФИТ) + СО2 (Г) ...2СО2 (Г).

Возможны ли реакции при стандартных условиях?

142.  Подсчитав ∆S0, ∆G0 реакций, определите, какая из двух реакций термодинамически возможна:

FeO + CO = Fe + CO2, FeO + H2 = Fe + H2O (Г).

143. В ракетных двигателях можно использовать реакции

Н2 (Г) + F2 = 2HF(Г); Н2 (Г) + O2 = 2H2O(Г).

Рассчитать изменение энтропии и ∆G0 при стандарт­ных условиях для каждой из реакций и сравнить такие смеси по их эффективности. С учетом получен­ных данных и свойств начальных и конечных продук­тов оценить перспективность использования каждой смеси.

144. По уравнению реакции 4FeO (Т) + O2 (Г) = 2Fe2O3 (Т); ∆S = –259 Дж/К, рассчитайте стандартную энтропию оксида железа (III).

145. Рассчитайте стандартную энтропию реакции образова­ния оксида железа (III) из простых веществ по сле­дующим данным:

(I) 2Fe (Т) + O2 (Г) = 2FeO (Т), ∆S... = –145 Дж/К;

(II) 4FeO (Т) + O2 (Г) = 2Fe2O3 (Т), ∆S... = –259 Дж/К.

Определить ∆G0 при стандартных условиях.

146. Определите расчетом, какие из реакций, уравнения которых:

a) 2ZnS (Т) + 3O2 (Г) = 2ZnO (Т) + 2SO2 (Г);

б) Аl2(SO4)3 (Т) = Al2O3 (Т) + 3SO3 (Г);

в) 2AgNO3 (Т) = 2Ag (Т) + 2NO2 (Г) + O2 (Г);

будут протекать самопроизвольно в изолированной системе при стандартных условиях.

147. Определите расчетом, какие из реакций, уравнения которых:

а) 4H2O(Г) + 3Fe(Т) = 4H2 (Г)  + Fe3O4(Т);

б) 3Fe2O3(Т) + CO(Г) = 2Fe3O4 (Т) + CO2 (Г);

г) 3Fe2O3(Т) + Н2(Г) = 2Fe3O4(Т) + H2O(Г); будут протекать самопроизвольно в изолированной системе при стандартных условиях. Сделайте вывод о возможности протекания реакции.

148. Определите расчетом, какие из реакций, уравнения которых:

а) 2PbS (Т)  + 3O2 (Г) = 2PbO (Т) + 2SO2 (Г);

б) CuCl2 (Т) + H2O (Г) = CuO (Т) + 2HСl (Г)

будут протекать самопроизвольно в изолированной системе при стандартных условиях.

149. Исходя из значений стандартных теплот образования и абсолютных стандартных энтропий соответствующих веществ, вычислите ∆Gреакции, протекающей по уравнению NH3 (Г) + HСl (Г) = NH4Cl (К). Может ли эта реакция при стандартных условиях идти само­произвольно?

150. При какой температуре наступит равновесие системы СО(Г) + 2Н2(Г)...СН3ОН(Г); ∆H = –128,05 кДж?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика