Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » ЧГИФК, логика (контрольная работа) |
29.09.2015, 14:21 | |
Упражнение 1. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями, а какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, двухместная, или многоместная). 1 х и у – студенты. 2 Город х расположен между городов у и z. 3 х2 + y2 = z2 Упражнение 2. Создайте 5 пар понятий находящихся в отношении пересечения. 1 Офицер. 2 Повар. 3 Декан. 4 Баскетболист. 5 Отец. 6 Женщина. Упражнение 3. К каждому из исходных понятий подберите подчиненные и подчиняющие понятия. 1 Аудитория. 2 Лекция. 3 Преподаватель. Упражнение 4. К каждому из понятий подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения с ними. 1 Мебель. 2 Тип темперамента. 3 Музыкальное произведение. Упражнение 5. К каждому понятию подберите противоречащее и противоположное понятия. 1 Хороший. 2 Красный. 3 Здоровый. Упражнение 6. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем. 1 Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка. 2 Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар. Упражнение 7. Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия. 1 Студенты всегда голодны. 2 Олимпийские Игры проводятся раз в четыре года. 3 Наши спортсмены не проигрывают. Упражнение 8. Дайте логическую характеристику понятию. 1 Проигрыш огорчает. 2 Студенты должны сдавать логику. 3 Нулевое понятие. Упражнение 9. Установите, что происходит с объемом и содержанием в следующих парах понятий. 1 Выносливость – скоростная выносливость. 2 Сила – скорость. 3 Город Чайковский – город. Упражнение 10. Обобщите понятия. 1 Принтер. 2 Журнал «Начальная школа». 3 Самолет. Упражнение 11. Ограничьте понятия. 1 Выносливость. 2 Педагогический прием. 3 Грибы. Упражнение 12. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях укажите, какое правило нарушено. Дайте правильное определение. 1 Пропеллер – устройство на спине у Карлсона. 2 Астроном – ученый, изучающий звезды. 3 Гидроэлектроэнергия вид возобновляемой энергии Упражнение 13. Укажите вид определения, определяемое и определяющее понятия, в последнем укажите родовое понятие и видовое отличие. 1 Дедукция – логический переход от общего к частному. 2 Инстинкт – биологическая, врожденная форма поведения. 3 Аудитория – помещение для чтения докладов, лекций. Упражнение 14. Установите, являются ли следующие деления правильными? Если деление неправильное, то перечислите нарушенные правила. 1 Правильные четырёхугольники делятся на ромбы, квадраты и прямоугольники. 2 Книги делятся на научные, учебные, детективные и скучные. 3 Спортсмены делятся на две категории – на победителей и старательных. Упражнение 15. Произведите логическое деление каждого из приводимых ниже понятий по нескольким основаниям. 1 Яхты. 2 Лыжники. 3 Экзамены. Упражнение 16. Найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. 1 Некоторые студенты не любят логику. 2 Русские изобрели радио. 3 Ни один студент не против списать домашнее задание. Упражнение 17. Постройте отрицание следующих суждений. (При отрицании атрибутивных суждений меняется его качество и количество). 1 Некоторые студенты используют время на занятиях совершенно нерационально. 2 Все студенты нашей группы учатся хорошо. 3 Оптимисты не боятся трудностей. Упражнение 18. Обозначьте вид суждений, изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем, установите распределенность субъекта и предиката. 1 Некоторые летчики – космонавты. 2 Все бактерии вредны. 3 Некоторые слоны живут в Африке. Упражнение 19. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются. 1 Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 2 Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является ошибочным, значит, ложно также, что некоторые положения Аристотеля не являются ошибочными. 3 Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. Упражнение 20. Из приведенных ниже суждений выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения; установите их истинность или ложность. 1 Все ягоды съедобны. 2 Все люди жизнерадостные. 3 Ни один специалист не застрахован от ошибки. Упражнение 21. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность. 1 Большинство студентов успешно сдают логику. 2 Многие студенты хорошо сдают ОФП. 3 Все студенты сдают экзамены. Упражнение 22. При истинности исходного суждения «Х знает Y, но Y не знает Х» определите истинностные значения следующих суждений: 1 Если Х знает Y, то Y знает Х. 2 Если Х не знает Y, то Y знает Х. 3 Если Y не знает Х, то Х не знает Y. Упражнение 23. Сделайте вывод путем превращения. 1 Некоторые студенты являются курящими людьми. 2 Некоторые единоборцы не являются «ударниками». 3 Все преподаватели являются справедливыми. Упражнение 24. Подберите 4 суждения (А, I, Е, О), сделайте из них выводы путем превращения. Упражнение 25. Сделайте вывод с помощью операции обращения. 1 Некоторые кошки черные. 2 Ни один волк не травоядное. 3 Все машины дорогие. Упражнение 26. Подберите 3 суждения (А, Е, I), сделайте из них выводы путем обращения. Упражнение 27. Сделайте вывод в следующих суждениях путем противопоставления предикату. 1 Все тараканы – насекомые, следовательно… 2 Некоторые медведи не являются хищниками – значит … 3 Кошка – это лев на службе человека – значит… Упражнение 28. Подберите 3 суждения (А, Е, О), сделайте выводы путем противопоставления предикату. Упражнение 29. Произведите операцию противопоставления субъекту. 1 Некоторые студенты призывного возраста. 2 Все кошки прекрасно чувствуют своих хозяев. 3 Ни одна собака не предаст. Упражнение 30. Подберите 3 суждения (А, I, Е), сделайте из них выводы путем противопоставления субъекту. Упражнение 31. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм, определите его фигуру и модус. 1 Логика; Иван; зачет. 2 Биатлон; зимний вид спорта; олимпийский вид спорта. 3 Студент; Иван; не опаздывать на пары. Упражнение 32. Проверьте логическую состоятельность следующих силлогизмов, определите его форму. 1 В зимние месяцы идет снег. В марте идет снег. Значит, март – зимний месяц. 2 Все педагоги воспитывают кого-нибудь. Иван – не педагог. Значит, он никого не воспитывает. 3 Все аудитории нуждаются в проветривании. Это помещение не является аудиторией. Это помещение не нуждается в проветривании. Упражнение 33. Определите посылки и заключение в следующих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаключений по их форме. 1 Если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было. Значит… 2 Если человек знает логику, то ему не составит труда выполнить это упражнение. Этот студент не может выполнить это упражнение. Значит… 3 Если правило фигуры соблюдается, то вывод достоверный. В данном случае правило фигуры соблюдается. Значит… Упражнение 34. Использую условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему модусу, б) по отрицательному модусу. 1 Если птицы появились над морем, близко земля. 2 Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес. 3 Если друзья соперничают, то они от этого выигрывают. Упражнение 35. Восстановите пропущенную часть силлогизма. 1 Увидеть летучую мышь непросто, так как она – ночной зверек. 2 Иван не является сильным баскетболистом, потому что он не знает теорию баскетбола. 3 У Ивана аллергия, поэтому ему запрещено сладкое. | |