ЗабГУ, культура речи и деловое общение (контрольная работа, варианты 11-20)
Узнать стоимость этой работы
27.09.2016, 14:19

Вариант 11. Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль.

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины: функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

Задание 2.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей : мама - врач, папа - инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск -  Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Задание 3.

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Задание 4.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Упражнение.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук  извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот  делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту  Чичиков вспомнил что  десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный,   повесть законч  на, хвале ный препарат, в санатори , если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

 

Вариант 12. Культура речи.

Задание 1.

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Культура речи - признак высокой культуры человека.

Вопросы для контроля.

1. Что такое культура речи?

2. Что означает «точность речи?»

3. Что такое выразительность речи?

4. Каковы основные средства речевой выразительности?

5. От чего зависит культура речи?

Понятия и термины: эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдока, гипербола, аллегория.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

2)«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».  

3) «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».  

Задание 3.

Составьте по предложению на каждое значение следующих слов:

школа: 1) как учебное заведение

2) как практический опыт

3) как научное направление

фигура: 1) очертание человеческого тела

2) важное значительное лицо

3)  комплекс движений в танце

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе КАК».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки  и расставляя недостающие знаки препинания.

Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. Двери захлопывались с такою (же) стремительностью как дверц  мышеловок. Стих Пушкина ярок как молния прозрачен и чист  как кристал .(Не, ни ) что так как простота (не) способствует сближению людей. В голых дачных садах гудел ветер и ему откл калось как эхо св нцовое море. Я вспоминала как раст рали мы в руках спелые ржаные колосья летом как жили в Заручевье там где я узнала о дневных звездах. Пр роде надо что(б) ее любили. Ей это надо так (же ) как и нам. (Во) след т  рану полетело как гром проклятие племен. Когда радость как буря иль горе как ноч  только эти слова тебе могут помоч . Смотр т Сережа как бежит река и (не) может (не) думать о прошлом дне. Маслова чу ствовала что когда он говорил при ней его реч  была обращ на к ней и что он говорил для нее ст раясь выр жат ся как можно понятнее. Онегин воспр нимал либерализм (не) как серьезный вопрос жизни а как умств  енную моду. Солнце взошло и как это бывает каждым весе  ним утром чу ствовалось что встало оно раньше обычного. По мере того как он под езжал ему открывались шедшие друг за другом вереницей и различно м  хавшие косами мужики. А люди по ступеням суток бегут как белка в колесе. Он как и всякий человек имел свои пр вычки. Я и сам (не) заметил как ушли мои друзья. Повесть направл на против дворянства как передового класса. Мне всегда легче работает  ся после того как я послушаю музыку. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Видел Егорушка как мало (помалу) темнело небо и спускалась на землю мгла как засв тились одна за другой звезды. (Ни, не) в чем так свободно (не) проявляет  ся народный характер как в песн  и пляск .(Ни, не) что (не) обходит ся нам так дешево и (не) ценит ся так дорого как вежл вость. Все в доме раздр жало графиню и содержание и намек на велик  душие и в особенности как ей пок залось развязный тон. Павка носился с подносом как уг репый. Бобров как (ни, не) всматривался в серый предутренний (полу)мрак (ни, не) чего (не) видел кроме какой (то) ч рной  (не) ровной стены над которою пл менело небо. Бобров бе цельно бр дил между опустевших заводских  даний и как это случает  ся иногда при особенно сильных потр  сениях говорил говорил сам с собою (в) слух.. (Ни, не) кто нас (не) стеснял и мы ра  положились как дома. Птица как стрела спустилась и взмыла опять (к)верху. Грибоедов знаменит как тв рец одного произведения. На малюсеньком листочк  прик -репле ном к паутин   паучок сидел как капитан своего корабля и он наверное знал куда и зачем ему лететь.  

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) первых, просв щение, вряд(ли), пр колоть, волч нок, выр стать, деш вый, учас вовать, тот(же), как (бы), назнач те встречу.

 

Вариант 13. Нормативный аспект культуры речи.

Задание 1.

1. Понятие «Языковой норма».

2. Характеристика основных норм литературного языка.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Какие языковые нормы литературного языка необходимо знать?

3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические нормы литературного языка.

4. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением языковых норм.

Понятия и термины: языковая норма.

Задание 2.

  Объяснить происхождение пяти (любых) фразеологизмов.

Ящик Пандоры, Прокрустово ложе, дары данайцев, Филькина грамота, Гордиев узел.

Задание 3.

Определить род имен существительных и подобрать к каждому прилагательное.

Шампунь, кофе, тюль, бандероль, виски, толь, мозоль, кенгуру, алиби, жалюзи, шимпанзе, пюре, конфетти, портмоне.

Задание 4.

Тема: «Пунктуация при прямой речи».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Мы горяч  обн  маем вас закончила она дрожащ м от волнения и гордости за его успех голосом и как (будто) сказав (не) что имеющее прямое отношение к служебным делам спросила Поняли вы меня? Как вы меня поняли? Этот меня любил подумала она и жалко ей стало его и с участием прот нула она ему руку. Тепрь уже  (не) далеко заметил Павел Петрович вот стоит только на эту горку поднят ся и дом будет виден. Шапку снимая при встреч  с ним скажет народ о нем Это железный русский солдат он защ  щал Сталинград. Скажи пожалуйста Вера спохватился вдруг Райский зачем она вызвала меня. О друг мой Аркадий Николаевич воскликнул Базаров Об одном прошу тебя (не) говори красиво. Эх милый с  (не) смелой улыбкой сказала она словами Грибоедова живите (ка) смеясь. Полно тебе болтунья (полу) сердито сказала бабушка Поди к Верочке и узнай что она. Здравствуйте беглец проговорила она своим ровным ласковым голосом и пошла к нему (на) встречу улыбаясь и щурясь от солнца и ветра Где ты его нашла Катя. Искать и находить причины (не) ясных но плодотворных человеческих состояний дело писателей подумал Муравьев. После (не)скольких минут молчания я сказал ей приняв самый покорный вид. Я слышал кн жна что будучи вам совсем (не) знаком я имел уже (не) счастье заслужить вашу (не) милость. А как (же) поезд  подумала Наташа и уд вилась  эта мысль (не) вызывала у нее (ни) какой тревоги. Вам (не) нравит ся как я говорю спросил он и точно утверждая свое право говорить (не) приятности мне назвал себя Я Гарин. Читали что (нибудь)?

Вот вид те сказал Эрнст созд вать счастье это высокий труд. Ну теперь кажется мы можем ехать заметил мой новый пр ятель. Радда и говорит Хорошо ты Лойко играеш . Постойте(ж) я с скал секрет кричит  Осел Мы верно уже полад им коль рядом сядем».

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Кто (либо), кое (с) кем, прик саться, расч ска, ц гейка, зав южило, тысяч , без дейный, бе вкусный, стари ный, запут ные ответы.

 

Вариант 14. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление.

3. Употребление стилистически ограниченной лексики (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы).

Вопросы для контроля.

1. Что изучает раздел русского языка «лексика»?

2. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

3. Чем отличаются диалектизмы от других слов?

Понятия и термины: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, стилистически ограниченная лексика.

Задание 2.

Подобрать сначала синонимы, затем антонимы к следующим словосочетаниям:

Свежий хлеб - мягкий, черствый

свежий воздух -

свежая рыба -

свежие цветы -

свежая газета -

крепкий чай -

крепкое здоровье -

крепкие нитки -       

крепкая дружба -

крепкая любовь -

Задание 3.

Написать названия произведений, построенных на противопоставлении.

Например: «Война и мир» ... , ...

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при цитатах».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Достоевский говорил о русских писателях что все они вышли из гоголевской Шинели. Разговор Татьяны с няней чудо художестве_ного совершенства писал Белинский. Тридцати(летний) Лермонтов записал в своей тетрад_ В народных сказках более поэзии чем во всей француз_кой литературе. Прав отчасти был Владимир Одоевский когда он сказал что поэзия есть предвес_ник того состояния человечества когда оно перестает дост_игать и начнет пользоват_ся достигнутым. Чехов пр_зн_вался Я (не)знаю языка лучше чем у Лермонтова. Песни и поэмы Лермонтова гремели (по)всюду вспоминал один из писателей того времени. Белинский сказал что (за)границей встречают_ся те (же) Чичиковы только в другом платье. А.П.Чехов отмечал язык должен быть прост и изящен. Кипренский пр_небрег словами Пушкина о том что служенье муз не терп_т суеты пр_красное должно быть вел_чаво. Как я счастлив что родился в России подумал Кипренский. Вновь я зах_ндрил без меры и границ писал Левитан Чехову из Финляндии Здесь нет природы. И Шевченко думал в ссылке о том что(бы) солнце правды хоть сквозь сон увид_ть что(бы) хотя(бы) раз еще взгл_нуть на народ свой. Без_умный Евгений стоял перед Медным всадником и (не) мог найти для своего отчаяния (ни, не) одного слова кроме ужо тебе. Однажды Пушкин сказал какому(то) из своих пр_ятелей Представь какую штуку с_грала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я (ни, не) как (не) ожидал от нее.

Ты мне льстиш_ Орест промолвил грус_но Пушкин глядя на оконч_ный портрет. Где сказал Кипренский с тоской я возьму красок что(бы) изобр_зить это зимнее бе_молвие и этот блеск и дворц_ утратившие об_ем и тяжесть и наконец в_лнение своего сердца? Надо будет ему возр_зить так решил Берлиоз да человек смертен (ни, не) кто против этого не спорит.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

(Пол)дома, ум_рать, пред_стория, как(то), достич_, эконом_те, двух_ярусный, пр_мудрый, в аудитори_, ш_лк, там(же).

 

Вариант 15. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.        

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Заимствованные слова и их употребление, употребление устаревших слов и неологизмов.

3. Употребление фразеологизмов.

Вопросы для контроля:

1. Какие слова относятся к устаревшим?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Что такое фразеологизмы? Их функция в русском языке?

Понятия и термины: лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы.

Задание 2.

Подберите синонимы к заимствованным словам:

аналогия, ресурсы, абстрактный, аббревиатура, абсурд, агрессия, регулировать, реагировать, эрудиция, цинизм, репрессия.

Образец: аналогия - сходство и т.д.

Замените следующие слова устаревшими:

глаз, рука (правая, левая), ладонь, щеки, шея, палец, мальчик, поэт, рыбак, очень.

Задание 3.

Подобрать к следующим фразеологизмам фразеологические синонимы и антонимы.

Образец: бить баклуши - лодыря гонять - не покладая рук

Кот наплакал, дать маху, водой не разольешь, рта не закрывает, семи пядей во лбу.

Задание 4.

Тема: «Обращение».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Пылай камин в моей пуст_ной келье. О сердце сколько ты любило! О разум сколько ты пылал! Звени звени златая Русь волнуйся (не)уемный ветер. Что конь (не)малый мы с тобою по свету дали крюк? (Не)видно близко (ль) далеко(ль) куда держать чудак? (Не)знаю конь. Гадаю конь. Кидаю так и так... Люблю я грусть твоих просторов мой милый край св тая Русь.Что шумиш_ качаясь тонкая рябина низко накл_няясь головою к тыну? Шуми шуми послушное ветрило волнуйся (подо) мной угрюмый океан. Ребята не Москва (ль) за нами? Увижу(ль) о друзья народ (не)угнет_ный? Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Книги дружище как хороший сад где все есть и приятное и полезное. О Русь в тоске изнемогая тебе сл_гаю гимны я. Милее нет на свете края о родина моя. Ой ты Русь моя родная родина кроткая лиш_ к тебе я любовь берегу. (Не) знаю где приют своей гордыне ты милая ты нежная нашла... Наверно ты моя волшебница из сказки в эту ноч... пришла? Люблю твою Россия старину. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый пос_тил. Не пугай зима весна придет. О тени прошлого как влас_ны вы над нами. А какое мой друг (не)счестие какая на_смешка быть сутулым сереньким порядочным и (не) глупым и влюбит_ся в эту хорошенькую и глупенькую девочку которая на вас ноль внимания!

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Довольно(таки), кое(о)чем, прор_стает, ч_лка, ц_линд, двух_этажый, передач_, без_нициативный, б_численное, серебр_ный, скош_ая трава.

 

Вариант 16. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

Задание 1.

1. Из истории этикета.

2. Речевой этикет (вербальные формы выражения отношений между людьми).

3. Этикет как важнейшая часть общечеловеческой культуры.

Вопросы для контроля:

1. Что означает слово этикет?

2. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

3. Каковы нравственные нормы речевого этикета?

Понятия и термины: этикет. Вербальные и невербальные формы выражения отношений между людьми.

Задание 2.

Напишите рассуждения на тему:

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, что это сделал кто-то другой.»

Задание 3.

Напишите варианты комплиментов:

а) партнеру по работе;

б) подчиненному;

в) хозяйке дома;

г) маме.

Задание 4.

Тема: «Обособление определений».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В доме Маковских отл_чавшихся радушием и гост_пр_имством соб_рались как правило выдающиеся художники музыканты писатели артисты.  Довольный произведе_ным впеч_тлением собеседник пустился в подробности. Подлин_ая любовь рождает_ся только в сердце переживш_м заботы о судьбе другого человека. Вспыхнувшую на востоке зарю тот (час) опять завол_кло тучами. Смоч_ная росой тускло бл_стела крыша белого _дания. Я возбужд_ный стал рас_казывать ему о жизни Христа. И вот стали р_птать на Данко говоря что напрасно он молодой и (не) опытный повел их. Открыв глаза я увидал легкий сумрак наполн_ный голубоватым светом пол (не) покрытый попонами и белую лежанку. Степь бе_молвная и пусты_ная вся залитая ярким солнцем утра развертывалась вокруг нас сл_ваясь на г_ризонте с небом. К числу зрелых произведений Пушкина (не) услыш_ных (не) только современниками но и друзьями поэта относят_ся его «Маленькие тр_гедии». Среди многочисл_ных формул определяющих существо поэзии выделяют_ся две предлож_ные поэтами (же) задумывавшимися над тайнами своего ремесла. Созд_ная Петром «табель о рангах» разд_лившая всех государств_ных людей его времени на четырнадцать классов налегла на человеческую личность как  гиган_ская чугу_ная плитка. Когда человек несет в сердце своем слово об_ед_няющее мир он везде найдет людей способных оц_нить его.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Почему (то), все (таки), ни(с) чем, бл_стать, ч_лка, ц_стерна, без_аварийный, туч_, без_звестный, бе_характерный, печ_ная на углях картошка. 

 

Вариант 17. Речевое общение. Невербальные средства общения.

Задание 1.

1. Неречевой этикет.

2. Невербальные средства общения. Типы жестов.

3. Роль жестов, мимики в общении человека.

Вопросы для контроля:

1. Что понимается под невербальными средствами общения?

2. Какие типы жестов бывают,и чем они различаются?

3. В чем заключается роль мимики, интонации, тембра голоса при общении?

Понятия и термины: невербальные средства общения; мимика, жест.

Задание 2.

Напишите рассуждение на тему:

«Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени».

Задание 3.

Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Маша схватилась за голову и закричала ...

Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул ...

Старик замахал руками, повторяя ...

Парень сказал, почесав в затылке ...

Муж, указывая себе в середину груди пальцем правой руки, сказал ...

Задание 4.

Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами».

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Жизнь устро_а так д_явольски что (не) умея (не) навидеть (не) возможно искренне любить. Дождь шел (не) перест_вая. Пусты_ое море смеялось играя отраж_ным солнцем. Девочка вздрогнув (не) вольно взглянула из (под) руки на разлив моря. Хорь присел на скамью и пр_спокойно поглаживая свою курчавую бороду вступил (со) мною в разговор. (Не) покл_нившись до земли гриба (не) добудеш_.

Пр_спосабливаясь люди хотят сохр_нить себя и в то (же) время теряют себя. Различие между храбрым и трусом в том что первый созн_вая опас_ность (не) чу_ствует страха а второй чу_ствует страх (не) созн_вая опас_ности. В небе (не) подвижно стояли ястребы ра_пластав свои крылья и (не) подвижно устремив глаза свои в траву.

Князь Андрей стоял обл_котившись на перила и слушая Пьера (не) спуская глаз смотрел на красивый отблеск солнца. Увидав Пьера он смутился в первую минуту но заметив смущение и на лице Пьера тот (час) об_дрился. Иван Ильич переш_л мост и уже совсем (не) замечая дороги шагал по набережной. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу (по) калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разб_рал чистил ручной пулемет. Пр_ходилось сидеть сложа руки и думать. Взгляд надежды с которым Иван Ильич проводил доктора был так жалок что увидав его Прасковья Федоровна даже заплакала выходя из дверей кабинета что (бы) передать гонорар знаменитому доктору. Иногда ночью просыпаясь Чайковский слышал как потрескивая пропоет то одна то другая половица как (бы) вспомнив его дневную музыку и выхв_тив из нее любимую ноту.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Где (же), (не, ни) (у) кого (не) был, раст_рать, рощ_, пощ_чина, ц_тата, раз_яренный, об_скать, бе_церемонный, незва_ный гость, слома_ая кружка.

 

Вариант 18. Имена и фамилии. Склонение имен и фамилий.

Задание 1.

1. Из истории имен и фамилий.

2. Имятворчество в 20-30е годы.

3. Границы появления и завершения массового процесса получения фамилий.

4. Склонение имен и фамилий.

Вопросы для контроля:

1. Что понимают под личным именем?

2. В чем заключается смысл имятворчества? Какие имена называются календарными?

3. Когда стали появляться фамилии в России и когда процесс получения фамилий завершился?

4. Перечислите элементы, из которых складываются русские фамилии?

5. Трудные случаи склонения фамилий.

Понятия и термины: ономастика, анропонимика.

Задание 2.

Напишите рассуждения на одну из тем.

1) В тех  случаях, когда уместна просьба, приказ вызывает возмущение.

2) Может никто и не выздоравливал от доброго слова, но от худого слова люди умирают.

Задание 3.

Поставьте в форме дательного падежа.

Аркадий Гайдар, Виктор Черных, Олег Давыденко, Петр Сазанюк, Ирина Станкевич, Игорь Ружило, Виктор Фурс, Иван Павлюк, Татьяна Жук, Тамара Карась, Игорь Богушевич, Булат Окуджава, Виктор Розенталь, Владимир Даль, Наталья Дубенко, Виктор Цой, Анита Цой, Александр Ремчук, Александра Ремчук.

Задание 4.

Тема: «Обособление приложений»

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Он Челкаш чу_ствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайш_м соседом. Мне как лицу (высоко) поставленному (не) подобает ездить верхом. При сторожк_ находилась громадная ч_рная собака (не) известной породы по имени Арапка. Выручил его велосипед единствен_ое богатство накоплен_ое за последние три года работы. Как старый артил_ерист я пр_зираю этот вид холодного укр_пления. Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктик_. Ветер полководец всех обл_ков разв_рнул их могущественно как войска. Где можно нас гусей несчастнее найти? В верховьях у озер попадается глина с известью или мергель. Как истин_ый француз в карман_ Трике привез куплет Татьяне. Мы пошли на вал  или возвышение образован_ое природой и укреплен_ое ч_стоколом. Память этот бич_ несчатных ож_вляет даже камни прошлого. Нос собаки или чутье как говорят охотники, (н_) когда (не) перестает уд_влять человека. Мне как механику выполнить это (н_) чего (не) стоит. Доказан_о что животные например дельфины вполне способны любить. Онегин добрый мой пр_ятель родился на берегах Невы. О ней этой Радде словами и (не) скажеш_ (н_) чего. Пьер как закон_ый сын получил все. Была у него и легавая собака по прозванию Валетка пр_удивительное создание. И славит сладос_ный певец Людмилу прелесть и Руслана. Тебе Кавказ суровый царь земли я снв_ посв_щаю стих небрежный. Отступник бурных насл_ждений Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. )

Рас_рочка, словес_ник, в аудитор_, вид_мый, краски смеш_ны, обид_т, поле_ица, раскова_ый, в(пол)уха, (не)смотряна занятость, накле_нный, смеш_ное чувство.

 

Вариант 19. В мире географических названий.

Задание 1.

1. Топонимика - наука, изучающая географические названия.

2. «Строительный материал» для топонимов.

3. «Экология топонимов»

Вопросы для контроля:

1. Каково происхождение слова топонимика?

2. Как появляются топонимы? Их разнообразие?

3. Как связаны топонимика и история?

Понятия и термины: топонимика, топонимы, антропонимы.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем.

«Слово не воробей,вылетит - не поймаешь».

«Человек спрятан за словами  : хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума,но доказывает отсутствие глупости».

Задание 3.

Отметьте предложения, в которых лексическое значение слова указано неверно,и объясните, почему.

1.Ландшафт - морской пейзаж.

2.Коалиция - совместный документ, принимаемый представителями крупных государств.

3.Кардинальный - главный, самый существенный.

4.Менталитет - умственные способности человека.

5.Дублет - лицо - заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В семь часов вечера я напившись чаю выехал со станц_и которой названия (не) помню. Было уже темно когда я закутавшись в шубу рядом с Алешкой уселся в сани.

Едва миновав темные фигуры мельниц из которых одна (не) уклюже махала своими большими крыльями и выехав за станицу я заметил что дорога стала тяжелее ветер стал дуть мне в левую сторону. (Не) проехали мы четверти часа как ямщик остановив лошадей передал вожжи Алешке (не) ловко выпростал ноги из сиденья и хрустя большими сапогами по снегу пош_л искать дорогу.

Куда ты? Сбились? Спрашивал я но ямщик (не) отвечал мне а отвернув лицо от ветра который сек ему глаза отош_л от саней.

Ну что. Есть повторил я когда он вернулся. Нету (н_) чего сказал он мне вдруг (не)терпеливо и с досадой (как)будто я был виноват в том, что он _бился с дорог_ и медленно опять просунув ноги в передок стал разб_рать вожжи.

В это время (с)зади нас послышались колокольчики (н_)скольких троек которые догоняли нас.

А то поедемте барин сказал мне ямщик люди проехали. Я согл_сился и мы снов_ повернули против ветра и потащились (в)перед (по) глубокому снегу.

Я смотрел (с)боку на дорогу что(бы) (не) сбит_ся со следа проложен_ого санями. Вдруг впереди послышался знакомый мне колокольч_к. Это были те (же) тройки сложившие почту и с обратными лошадьми привязан_ыми сзади возвр_щавшиеся на станци_ю. Глядя на них мне стало стыдно что я боялся ехать и мой ямщик должно быть испытал то(же) чу_ство потому(что) мы в один голос сказали Поедем за ними. С тех пор как ямщик мой ехал сзади он _делался как(будто) веселее и разговорчивее чем я. Я стал  его рас_прашивать (от)куда как и что он и скоро узнал что он земляк мне. Большая пегая лошадь вытянув шею и напрягши спину мерно ступала по совершен_о занесен_ой дорог_.

Проехав еще (н_)сколько времени я увид_л как мне пок_залось д_леко на самом г_ризонте ч_рную длин_ую полосу.

Ст_новилось ужасно холодно и едва я высовывался из воротника как сухой снег крутясь набивался в ресниц_ нос рот и заскакивал за шею.

Через (н_)сколько минут сани заскр_пели  по доскам под_езда станцин_ого дома и Игнашка повернул (ко)мне свое засыпан_ое снегом лицо. Доставили (таки) барин сказал он.

(по Л. Толстому)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

Прот_реть, неук_снительно, еж_нок, внуш_нный, бе_шерстный, без_интересный, пр_восходство, ненавид_т, рубле_ый дом, журавли_ый, карта изуче_а, (не)смотря на жару, (не)медля ни минуты.

 

Вариант 20. Словари - наши помощники и друзья.

Задание 1.

1. Из истории создания словарей.

2. Две основные группы словарей: толковые, словари-справочники.

3. Роль словарей в жизни человека.

Вопросы для контроля:

1. К какому времени относят первые словарные опыты? Как назывались тогда словари?

2. Перечислите основные виды толковых словарей?

3. Какие словари относятся к справочным?

Понятия и термины: лексикография, лексикон.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем:

1. «Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет».

2. «Языком и лаптя не сплетешь».

3. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(пословицы)

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов (письменно):

Преамбула, превалировать, приоритет, прерогатива, панацея, одиозный, дилетант, альянс, мораторий, эмбарго, инсинуация.

Поставить ударение в словах:

договор, каталог, раскупорить, индустрия, обеспечение, баловать, сироты, водопровод, усугубить, намерение, диспансер, таможня, алфавит.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том  что хорошо(бы) составить (н_)сколько новых словарей русского языка кроме конечно уже существующих общих словарей.

В одном таком словаре можно пр_дположим собрать слова имеющие отношение к природ_ в другом хорошие и меткие мес_ные слова в третьем слова людей разных проф_ессий в четвертом - мусорные и мертвые слова засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того что(бы) отучить людей от скудоумной и ломан_ой речи.

Мысль о том что(бы) собрать слова имеющие отношение к природ_ пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услыш_л как хр_пловатая девочка переч_сляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет конечно толковым. Каждое слово должно быть об_яснено и после него следует пом_щать (н_)сколько отрывков из книг писателей поэтов и ученых имеющих научное или поэтическое к_сательство к этому слову.

Например после слова «сосулька» можно нап_чатать отрывок из Пришвина: Повислые под кручей частые длин_ые корни деревьев теперь под темными сводами берега превр_тились в сосульки и нар_стая больше и больше достигли воды. И когда ветерок даже самый ласковый волновал воду и маленькие волны дост_гали под кручей концов сосулек то волновали их они к_чались стуча друг о друга звенели и этот звук был первый звук весны.

А после слова «сентябрь» хорошо(бы) нап_чатать отрывок из Баратынского:

И вот сентябрь замедля свой восход

Сияньем хладным солнце блещ_т

И луч_его в зерцале зыбком вод

(Не) верным золотом тр_пещ_т

(К. Паустовский)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Расст_лать, зар_внять (яму), ш_лк, мозжеч_к, пр_одолеть, кол_т, неслыш_мый, на юбиле_, неглаже_ый костюм, овощи испорче_ы, (н_)куда идти, (полу)улыбка, (не)весело.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика