Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




МГТУ, культурология (рабочая тетрадь, модуль 1)
09.11.2016, 15:32

МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Напишите три основных подхода к интерпретации культурологии как науки:

Культурология – это

Основные методы культурологии – это

Сущность культуры – это

Задание 1. «Синквейн». Напишите свой синквейн на тему «культурология»  и «культура»

Синквейн – стихотворение из 5 строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях для описания и рефлектирования по заданной тематике с использованием богатого понятийного аппарата.

Строение синквейна представляет собой следующую схему

1. Тема (имя существительное)

2. Два прилагательных, относящихся к имени существительному (теме)

3. Три глагола по теме

4. Осмысленная фраза на данную тему из 4-х слов

5. Резюме к теме (1 слово или словосочетание)

Задание 2. Напишите, что изучают следующие разделы культурологии:

1. Теория культуры

2. История культуры

3. Культурная антропология

4. Социальная антропология

5. Социология культуры

6. Прикладная культурология

Задание 3. Заполните таблицу по культурологии техники:

Разделы культурологии техники

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: 

Онтология инженерной культуры

 

Гносеология профессиональной культуры

 

Морфология профессиональной культуры

 

Семантика инженерной культуры

 

Антропология инженерной культуры

 

Социология культуры

 

Социальная динамика профессиональной культуры

 

Историческая динамика профессиональной культуры

 

Прикладной аспект

Цель:  

Прикладные аспекты культурологии техники

 

Задание 4. Укажите, как интерпретируется термин культура в разных науках

1. История

2. Социология культуры

3. Философия культуры

4. Антропология

5. Культурология

Задание 5. Найдите, проанализируйте и запишите определения, которые рассматривают культуру как

1. Феномен

2. Процесс

3. Сумма поведения и образа мышления

4. Система координат

5. Класс предметов и явлений

6. Иерархия смыслов

7. Логическая конструкция

8. Созидательная деятельность

9. Продукт

10. Совокупность норм

Задание 6. Напишите, как рассматривается культура в рамках следующих определений (по А. Креберу и К. Клакхону):

1. Описательные определения

2. Исторические определения

3. Нормативные определения

4. Психологические определения

5. Структурные определения

6. Генетические определения

 

Тема 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Терминологическое поле

Типологизация – это 

Типология – это 

Тип культуры – это 

Задание 1. Установите соответствие между критериями типологии культуры и их частными примерами

1. Связь с религией

А. Культура охотников, земледельцев, индустриальная культура

2. Регионально-этническая особенность

Б. Высокая, элитарная, народная, массовая культура

3. Принадлежность к историческому типу общества

В. Обыденная и специализированная культура

4. Хозяйственный уклад

Г. Сельская и городская культура

5. Сфера общества или вид деятельности

Д. Обыденная и специализированная

6. Связь с территорией

Е. Русская, французская

7. Специализация

Ж. Культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества

8. Этническая принадлежность

З. Религиозная и светская культура

9. Уровень мастерства и тип аудитории

И. Культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая

Задание 2. Перечислите культурные типы и их краткое описание, которые выделяли следующие авторы

Освальд Шпенглер (1880 – 1936)

Портрет

Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/af/ArnoldToynbee1961.jpg/180px-ArnoldToynbee1961.jpg

Фридрих Ницше (1844-1900)

 

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864 – 1920)

Max Weber 1894.jpg 

 

Задание 3. Заполните таблицу по типологии культуры Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885)

ОСНОВАНИЕ: пространственно-временные критерии

Уединенный культурно-исторический тип (плоды деятельности не передаются) 

Преемственный культурно-исторический тип (плоды деятельности передаются) 

ОСНОВАНИЕ: 4 направления человеческой деятельности: 

 

Название

Характеристика

Первичные, подготовительные

 

 

 Одноосновные культурно-исторические типы(приоритет одного вида деятельности) 

 

 

 

 

 

 

 

Двуосновной культурно-исторические типы(приоритет двух видов деятельности)

 

 

Четырехосновной культурно-исторический тип

 

 

 

Задание 4. Установите хронологические рамки культурных периодов:

......................

Задание 5. Кратко охарактеризуйте периоды технологической эволюции, которые Хосе Ортега-и-Гассет типологизирует как

1. «технология случая»

2. «технология мастерового»

3. «технология техника»

Задание 6. Разгадайте кроссворд по теме «Типология культуры»

По горизонтали: 1. Стремление к частным моментам, обособлению. 5. Определение понятий, отношений и механизмов управления, необходимых  для описания процессов решения задач в конкретной предметной области. 7. Российско-американский социолог и культуролог, выстроивший свою типологию культуры, основополагающим критерием  которой является специфика способа мировосприятия – идеациональный и чувственный. 9. Немецкий философ (работа «Рождение трагедии из духа музыки»). 10. Немецкий философ и культуролог, критерием типологизации культур у которого выступал внутренний, психологический строй коллективной души народа. 11. Смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов, обоснованное на их  искусственном соединении. 13. Немецкий философ, психолог и психиатр, который ввел понятие «осевое время». 14. Лингвистический тип культур, в котором общность культур определяется родством языков  по происхождению.16. Культурный тип по К. Ясперсу, представляющий собой становление «основных свойств  человеческого бытия». 17. Иррациональное восприятие мира, основанное на приоритете чувственного (по Ф. Ницше). 18. Раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. 19. Культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное, фактический синоним религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

По вертикали: 2. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур группируется, классифицируется, упорядочивается. 3. Лингвистический тип культур, в котором общность языковая  устанавливается  на основе их структурного сходства и функционального подобия. 4. Критерий классификации, определяющий доминирование  в  той или иной культуре индивидуального или коллективного начала. 6. Одноосновная культура, где доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию (по Н. Э. Данилевскому). 8. Духовный наставник  в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. 12. Восприятие мира, основанное на господстве рациональности (по Ф. Ницше). 15. Ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том  же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать  в  рамках  принятой парадигмы. 16. Древнегреческий философ и политический деятель, занимавшийся вопросами бытия и познания, доказывавший, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.

 

ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 1

ТЕСТ 1

1. Какие области знания можно выделить?

а) все перечисленные;

б) естественнонаучную и техническую;

в) социальную и гуманитарную.

 

2. Специфика социогуманитарного знания заключается  в том, что:

а) все перечисленное;

б) человек является субъектом и объектом познания;

в) эта область знания имеет оценочный характер;

г) существует своя методология.

 

3. К. Поппер делил науки на:

а) пронатуралистические и антинатуралистические;

б) точные и сомнительные;

в) естественные и гуманитарные.

 

4. Культурология - это:

а) комплекс дисциплин, изучающих культуру, в который входят теория культуры, история культуры, культурная антропология, социальная антропология, социология культуры, прикладная культурология;

б) раздел дисциплины, изучающей культуру, культурология как раздел философии культуры;

в) самостоятельная научная дисциплина;

г) все перечисленное.

 

5. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?

а) Л. Уайт;

б) Э. Дюркгейм;

в) М. Вебер.

 

6. Первоначальное значение термина "культура" фиксировало степень влияния человека на природу через:

а) обработку, возделывание почвы;

б) подражание;

в) украшение.

 

7. Кто из ученых придал термину "культура" ценностную окраску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?

а) С. Пуффендорф;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Вольтер.

 

8. Ж.Ж. Руссо считал культурные народы:

а) "испорченными", морально "развращенными" по сравнению с первобытными народами;

б) "более совершенными", чем первобытные народы;

в) "нейтральными" и "чистыми".

 

9. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?

а) И. Кант;

б) И.Г. Фихте;

в) И.Г. Гердер.

 

10. Первое научное определение культуры, которое дал английский ученый Э.Б. Тайлор:

а) Культура… слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

б) Культура - живой организм в действии, изучение структуры которого  включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу, и в отношении к целому;

в) Культура - это прогресс общества в стремлении к Богу.

 

11. Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?

а) Б. Малиновский;

б) А.Р. Рэдклифф-Браун;

в) А.Н. Уайтхед.

 

12. Создателем культурного релятивизма является:

а) М. Херсковиц;

б) З. Фрейд;

в) Й. Хейзинга.

 

13. В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?

а) психологической антропологии;

б) функционализма;

в) структуральной антропологии.

 

14. Основные разделы культурологии:

а) все перечисленные;

б) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семантика;

в) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культура, прикладная культурология.

 

15. Какие методы используются в культурологии?

а) все перечисленные;

б) эмпирические и компаративные;

в) математического моделирования;

г) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ.

 

16. Профессиональная культура предполагает:

а) все перечисленное;

б) профессиональную компетентность;

в) социальную компетентность.

 

17. Что изучает гносеология профессиональной культуры?

а) основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутреннюю структуру и методологию;

б) эволюцию форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности;

в) представление о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия.

 

18. Предметом культурологического анализа инженерной деятельности выступает:

а) все перечисленное;

б) ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования;

в) взаимодействие и взаимопонимание между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, и внутри него.

 

19. Главные черты гуманистического типа мышления:

а) осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов, ограниченное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума;

б) эволюционность, структурность, функциональность;

в) психологичность, установку на естественнонаучную парадигму.

 

20. Какому типу культуры соответствует: цивилизация, покорение, закон, норма, рассудок, рационализм, анализ, дедукция и др.?

а) техногенный;

б) гетерогенный;

в) мифологемный.

 

ТЕСТ 2

1. Кто из ученых проанализировал культуру с четырех точек зрения: временной или вневременной, обобщающей или уточняющей?

а) Л. Уайт

б) Э. Трельч

в) К. Ясперс

 

2. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

а) антропология

б) социология

в) философия

 

3. Кто из английских антропологов является автором трудов "Первобытная культура", "Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)"?

а) Э.Б. Тайлор

б) Г.Г. Гадамер

в) М. Мид

 

4. Какая классификации определений культуры не входит в классификацию А. Кребера и К. Клакхона?

а) мифологические, религиозные и трансцендентные определения

б) описательные, исторические и нормативные определения

в) психологические, структурные и генетические определения

 

5. Какая культурологическая школа  опиралась на тезис родоначальника немецкой культурной антропологии В. Дильтея о принципиальном несовпадении предмета "наук о духе" и "наук о природе"?

а) культурно-историческая школа

б) социологическая школа

в) антропологическая школа

 

6. Теория "культурных кругов" Ф. Гребнера  развивалась как направление:

а) диффузионизма

б) структурализма

в) функционализма

 

7. Кто считается основателем социологической школы?

а) П. Сорокин

б) Платон

в) А. Вебер

 

8. Кто из ученых является автором работы "Протестантская этика и дух капитализма", основателем "понимающей социологии"?

а) М. Вебер

б) Т. Парсонс

в) М. Хайдеггер

 

9. Харизматический тип господства по М. Веберу:

а) основан на эмоциональном восприятии власти, когда господствующие используют свои способности убеждать и увлекать массы подданных

б) основан на рациональном восприятии власти, определяется интересами господствующих и подчиненных

в) базируется на незыблемости традиций

 

10. Какие перечисленные авторы являются представителями структурально-символического направления?

а) Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю.М. Лотман

б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фишер; М. Блок

в) все перечисленные

 

11. Что не является сущностной характеристикой культуры?

а) физиологическое существование человека

б) содержательное наполнение совместной жизни людей

в) ненаследуемая биологически информация

 

12. Что такое артефакт?

А) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.

Б) исторический факт, описывающий какие-то определенные события

В) все перечисленное

 

13. Структура культуры предполагает, что:

а) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта

б) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование

 

14. В соответствии со структурой культуры, предложенной Э.А. Орловой, выделяются два уровня культуры:

а) обыденный и специализированный

б) естественнонаучный и гуманитарный

в) трансцендентный и рациональный

 

15. В рамках специализированной культуры организационный блок включает в себя:

а) хозяйственную, политическую, правовую культуры

б) образование, просвещение, массовую культуру

в) религиозную, художественную, философскую, научную культуру

 

16. Какие каналы трансляции социально значимого опыта существуют, согласно концепции Э.А. Орловой?

а) сфера образования, СМК, учреждения культуры

б) экономика, политика, право

в) наука и техника

 

17. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины "человек толпы", "человек-масса"?

а) Х. Ортега-и-Гассет

б) Д. Белл

в) Э. Тоффлер

 

18. Какие выделяются сферы проявления массовой культуры?

а) все перечисленное

б) "субкультура детства", массовая образовательная школа, средства массовой информации, система национальной или государственной идеологии

в) массовая социальная мифология, индустрия рекламы, моды, индустрия физического имиджа, индустрия досуга, Интернет

 

19. Какие четыре основных функциональных блока культуры выделил Т. Парсонс?

а) адаптивный, целедостигающий, интегративный, функции воспроизводства культуры

б) экономический, политический, философский, религиозный

в) все перечисленные

 

20. Какие можно выделить функции культуры?

а) социализации и инкультурации,  ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, деятельностную, символическую

б) рациональную и эмоциональную

в) все перечисленные

 

ТЕСТ 3

1. Типологизация культуры - это:

а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы

б) характеристика различных культур

в) типы различных личностей

 

2. Что такое тип культуры?

а) все перечисленное

б) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основаниям

в) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других

 

3. Кто из ученых является создателем концепции "идеальных типов"?

а) М. Вебер

б) Дж. Хофстед

в) А.Е. Гленн

 

4. Что такое основание типологизации культур?

а) признак, по которому устанавливается общность культур

б) единство многообразия культур

в) общечеловеческие характеристики культуры

 

5. Основаниями типологизации культур могут выступать:

а) все перечисленные

б) этнографические, пространственно-географические, хронологически-временные критерии

в) социальные критерии, по формам мышления, ценностные критерии, формы обмена информацией

 

6. Для типологизации культуры необходимо два условия: выбор основания и …? Что это за условие?#

а) познавательная цель (задача)

б) информация

в) свобода выбора

 

7. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?

а) VI тыс. до н.э. до III тыс. до н.э.

б) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.

в) III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.

 

8. Классический период древнегреческой культуры:

а) V - IV вв. до н.э.

б) III - II тыс. до н.э.

в) XI - IX вв. до н.э.

 

9. Период средневековой культуры продолжался:

а) с V по XVII вв.

б) с III по X вв.

в) с I по V вв.

 

10. Началу эпохи Просвещения соответствует:

а) XVIII в.

б) Х в.

в) XIX в.

 

11. На базе какого основания происходит выделение традиционного и инновационного типа культуры?

а) универсализм-стандартизация

б) обмен информацией

в) социальный критерий

 

12. Какие познавательные задачи ставит типологизация культур по формам мышления?

а) позволяет определить как в той или иной культуре осуществляется выбор решения, как определяется ситуация, на базе чего отбирается информация, какого качества

б) позволяет проследить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности

в) позволяет увидеть, как организовывается в данном обществе в определенном социокультурном пространстве взаимодействия, на что они ориентированы

 

13. В рамках этнографии выделяются следующие классификации культур:

а) все перечисленные

б) географическая и лингвистическая

в) хозяйственно-бытовая и  антропологическая

 

14. Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представил концепцию культурно-исторических типов?

а) "Россия и Европа"

б) "Смысл и назначение истории"

в) "Кризис нашего времени"

 

15. Какова познавательная задача типологии культур Н.Я Данилевского?

а) обоснование гипотетического существования 4-основного культурно-исторического типа

б) обоснование кризиса западноевропейской культуры

в) разработка концепции социокультурной динамики

 

16. Для какого ученого цивилизация - это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество материалистических взглядов, вырождение искусства, невостребованность таланта и гения; переход от органического состояния к неорганическому?

а) О. Шпенглер

б) Х. Ортега-и-Гассет

в) Ф. Ницше

 

17. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он предлагает деление культур на аполлонические и дионисийские?

а) "Рождение трагедии из духа музыки"

б) "Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры"

в) "Будущее одной иллюзии"

 

18. П. Сорокин в работе "Кризис нашего времени" выделяет два основных типа культуры:

А) идеациональный и чувственный

б) гуманитарный и естественный

в) антропологический и феноменологический

 

19. Какие эпохи выделяет К. Ясперс в работе "Смысл и назначение истории"?

а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время, научно-техническая эпоха

б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая эпоха, феодальная эпоха, капиталистическая эпоха

в) дикость, варварство, цивилизация

 

20. Основное деление субкультур в культуре:

а) на традиционные и инновационно-авангардные

б) на временные и вневременные

в) на позитивные и негативные





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0