ДВГУПС, логика (практикум для социально-гуманитарных специальностей)
Узнать стоимость этой работы
20.11.2014, 17:20

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

1.  Дайте логическую характеристику понятиям:

0 - “черта бедности”, “личность”;

1 - “конституция”, “стресс”;

2 - “отрицательная эмоция”, “импичмент”;

3 - “мошенничество”, “социальная проблема”;

4 - “потребительская корзина”, “характер”;

5 - “скромность”, “образ жизни“;

6 - “право на труд”, “настроение”;

7 - “социальная группа”, “способность”;

8 - “меценатство”, “отпечатки пальцев”;

9 - “интервью”, “трудовой кодекс”.

Образец:

“Деньги” – понятие непустое, общее (они бывают разные)[1], конкретное (это вещный предмет),  безотносительное (современные деньги абсолютны в отличие, например, от древних, когда функцию денег выполняли разные предметы, скот и т.п.), положительное (определяются через наличие свойства быть всеобщим эквивалентом стоимости), несобирательное (всякий отдельный элемент объёма этого понятия обладает всеми его признаками), определённое (точное и ясное понятие).

 

2. Установите отношения между данными понятиями по объёму и  изобразите их графической схемой:

0 - “индивидуум”, “психика”, “внутренний мир”, “вредная привычка”, “тяжёлый характер”;

1 - “интеллект”, “ум”, “хитрость”, “остроумие”, “логически правильное мышление”;

2 - “социальная организация”, “государственное учреждение”, “учреждение здравоохранения”, “учебное заведение”, “коллектив”;

3 - “уверенность”, “знание”, “заблуждение”, “ошибка”, “роковая ошибка”;

4 -“исправительные работы”, “наказание”, “поощрение”, “уборка территории”, “посадка деревьев”;

5 - “пьянство”, “алкоголизм”, “социальнаяболезнь”, “социальная проблема”, “нищета”;

6 - “региональная элита”, “учёный-психолог”, “политический лидер”, “адвокат”, “социальный работник”;

7 - “воспитание”, “обучение”, “формирование личности”, “наказание”, “проверка знаний”;

8 - “законопослушание”, “счастье”, “удовольствие”, “взаимопонимание”, “радость”;

9  - “учёный”, “академик”, “почётный гражданин”, “молодой учёный”, “ветеран труда”.

Образец:

Вариант для образца: “образовательное учреждение”(A), “высшее учебное заведение”(B), “училище”(C), “университет”(D), “буфет”(E).

Обозначим каждое понятие буквой латинского алфавита: A, B, C, D, E.

Установим виды отношений между ними:

всякий университет является высшим учебным  заведением, но не наоборот; значит, понятие D подчиняется понятию B;

училище и вуз являются разновидностями образовательных учреждений, значит, понятия B и C подчиняются понятию А и являются соподчинёнными;

-  буфет не является ни вузом, ни училищем, ни образовательным учреждением, значит, понятие Е не имеет общих элементов объёма ни с одним из других данных понятий. Графическая схема отношений между понятиями:

..................

3. Укажите   способ   определения   понятия,  вид  допущенной логической ошибки и дайте возможное правильное определение:

0 – «Преступление – это нарушение закона».

1 – «Горе – это отсутствие счастья».

2 – «Бандит – это участник банды».

3 – «Конформист – это трус».

4 – «Холерик – это нервный человек».

5 – «Ехидство – это неприятная черта характера».

6 – «Ученье – не развлеченье».

7 – «Грусть – это грустное чувство».

8 – «Доверие – это вера кому-то».

9 – «Гуманитарий – это специалист по гуманитарным наукам».

Образец:

Доброта – это стремление делать добро другим”.

Данное определение является реальным, т.к. в нём раскрываются существенные признаки определяемого понятия.

Определение дано основным (классическим) способом – через род (стремление) и видовое отличие (делать добро другим).

Ошибки данного определения – (1) узкое определение, т. к. доброта выражается не только в деятельных стремлениях, но и в душевном настрое человека; (2) тавтологичность определения, т.  к. в определяющей части употребляется однокоренное с определяемым слово.

Возможное правильное определение:

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

(Определение взято из словаря: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995. – С. 165.)[2]

 

4. Произведите деление понятия по нескольким (не менее двух) произвольно выбранным основаниям. Укажите вид и основание каждого деления, оцените их логическую  правильность.

10 – “Знание”;

1 – “Закон”;

2 – “Образование”;

3 – “Человек”;

4 – “Общество”;

5 – “Власть”;

6 – “Женщина”;

7 – “Мужчина”;

8 – “Студент”;

9 – “Наука”.

Образец:

Понятие “красота” можно поделить следующим образом:

1. Красота бывает внешней и внутренней. Это деление - дихотомическое. Основание этого деления – форма проявления и способ восприятия красивого: внешняя красота воспринимается зрением и слухом, внутренняя красота – душевная, духовная, и воспринимается она душой, чувствами. Это правильное деление.

2. Красота делится на природную, техническую и художественную. Это деление по видоизменению  признака. Основание деления – носитель качества прекрасного. Деление в данном случае, видимо, неправильное, не полное, поскольку не охватывает внутреннюю душевную красоту естественного человека.

 

5. Определите истинность суждения и его вид по количеству и качеству; приведите буквенное обозначение и схему. Укажите термины, связку и кванторное слово. С помощью логического квадрата сделайте три возможных преобразования. Для каждого из полученных    суждений определите его вид, отношение к исходному суждению и значение истинности.

10 – Люди живут в субъективном мире смыслов.

1 – Среди мошенников нет честных людей.

2 – В душе взрослого человека продолжают жить многие детские страхи.

3 – Окружающие люди не оказывают никакого влияния на поведение личности.

4 – Среди криминальных профессий есть такие, которые считаются чисто женскими.

5 – Хулиганство не относится к уголовно наказуемым  преступлениям.

6 – Подавляющее большинство современных профессий не предполагает высшего образования.

7 – Невыполнение социальных обязательств государства в значительной степени связано с объективными условиями экономического роста.

8 – Большая часть массовых психологических явлений изучается социальными психологами.

9 – Бурное развитие спонсорства в России связано с эффективностью рекламы.

Образец:

Российское законодательство нисколько не изменилось за годы реформ.

Это суждение выражает ложь, так как не соответствует действительности.

Данное суждение является общим по количеству и отрицательным по качеству, то есть общеотрицательным суждением (Е):

Ни одно S не есть Р

Субъект суждения (S) - понятие «российское законодательство». Предикат суждения (Р) – понятие «изменившееся за годы реформ». Связка между субъектом и  предикатом - отрицательная, грамматически выражена отрицательной частицей «не».

Кванторное слово «ни одно» грамматически не выражено, но подразумевается, поскольку нет никаких указаний на ограниченный, частный характер данного суждения, наоборот, есть усиление отрицания - «нисколько».

С помощью логического квадрата получаем новые суждения:

1. Противоположное (контрарное) по отношению к исходному суждению (Е) – общеутвердительное суждение (А): Всё российское законодательство изменилось за годы реформ. Это суждение тоже является ложным преувеличением.

2. Противоречащее исходному (Е) – частноутвердительное суждение (I): Российское законодательство во многом изменилось за годы реформ. Это суждение является истинным.

3. Подчинённое в отношении исходного суждения (Е) – частноотрицательное суждение (О): Российское законодательство частично не изменилось за годы реформ  – истинное.

 

6. Запишите с помощью логических союзов сложное суждение.

10 – Заключение является истинным, оно соответствует действительности, но из данных посылок оно с необходимостью не следует, так как одна из посылок силлогизма второй фигуры должна быть отрицательной.

1 – Только тогда, когда человек по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения, и это подтверждено результатами врачебной экспертизы, ему может быть назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа.

2 – Если мы сравним круг тех проблем, которые общество обсуждало во времена наших бабушек и дедушек, с кругом тех  проблем,  которыми оно озабочено сегодня, то мы увидим значительную  разницу.

3 – Когда учёные высказывают неверные гипотезы о том, каков мир, и когда они упорно придерживаются своих гипотез наперекор очевидности, мы говорим, что это плохие учёные.

4 – То, что люди сами отвечают за выбор, который они делают, не означает, что если людям дана свобода выбора, то их выбор будет мудрым и безупречным.

5 – Будет большой ошибкой, если люди откажутся наилучшим образом выявлять свои способности, откажутся от возможности сделать каждый момент своей жизни максимально насыщенным.

6 – Люди должны принять на себя ответственность, так как  хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную.

7 – Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

8 – Изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать  в результате только «увечную» психологию, поскольку мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймём психическое здоровье.

9 – В природе свободно брошенное тело всегда падает вниз, человек же своей волей может подбросить тело вверх, если ему это нужно, так что предсказать, как будет двигаться  предмет в человеческих руках,  на основе только законов природы невозможно.

Образец:

В отличие от несистематических наблюдений или соображений  с позиций здравого смысла, при экспериментальном изучении личности те или иные заключения, касающиеся человеческого поведения,  не  считаются  обоснованными  (а)  до  тех  пор,  пока не будут  предоставлены  объективные  (b)  и  воспроизводимые данные (с).

Данное сложное суждение состоит из трёх простых:

a – заключения, касающиеся человеческого поведения,  не  считаются обоснованными, в отличие от несистематического наблюдения или соображений с позиций здравого смысла;

b – объективные данные не будут предоставлены;

c – воспроизводимые данные не будут предоставлены.

Общая символическая запись данного сложного суждения:

............

 

7. Определите вид модальности каждого суждения и запишите суждения, переформулировав их, с помощью стандартного модального оператора (модального слова).

10 – а) Не обязательно более умный и добрый человек является более успешным в карьере.

б) Вряд ли найдётся хоть один зрелый человек, который не представляет, что такое депрессия, стресс и фрустрация.

1 – а) Установлено, что между величиной потребностей и уровнем удовлетворённости собой существует обратно пропорциональная зависимость.

б) Нельзя утверждать, что зависимость раскрываемости преступлений от количества оперативных работников выражается линейной функцией.

2 – а) Вряд ли невозможно, чтобы была создана объективная и надёжная нормативная база для трудоустройства инвалидов.

б) Необходимо, чтобы система налогообложения содействовала социально справедливому перераспределению богатства.

3 – а) В демократическом государстве необходимо, чтобы общественная оценка деятельности правоохранительных органов влияла на управление их развитием.

б) К сожалению, точно определить резервные возможности человеческого организма не могут даже биологи, биофизики и биохимики.

4 – а) В просвещенческой традиции философии права принято считать, что существует прямая зависимость между законами и нравами народа.

б) Необходимо, чтобы малообеспеченные категории граждан могли получать юридическую помощь бесплатно.

5 – а) Вполне возможно, и даже нужно, чтобы студенты активно участвовали в осуществлении вузовской автономии.

б) Вряд ли может быть создан единый расчётный метод установления прожиточного минимума для жителей всех регионов мира.

6 – а) Необходимо, чтобы внедрение передовых социальных технологий опиралось на техническое и финансовое  обеспечение.

б) Есть основания полагать, что личное и семейное благополучие носит вариативный характер, как и пути его достижения.

7 – а) Не исключено, что со временем в некоторых сферах производства человека полностью заменят машины.

б) Нельзя, чтобы и все творческие и  управленческие  функции человека были переданы машинам.

8 – а) Неизбежно, что в государственной политике находят отражение не только общенациональные, но и частные, и групповые интересы и цели.

б) Существует мнение, что эмоции играют приоритетную роль в регуляции поведения человека.

9 – а) Исследованиями установлено, что уровень социального развития в странах с закрытой экономикой растёт существенно медленнее, чем в странах с открытой экономикой.

б) Наукой пока не найдено подтверждений тому, что человеческому восприятию времени соответствует какой-либо специальный орган чувств.

Образец:

Представляется весьма сомнительным, что назначаемый руководитель более независим, чем избираемый.

Данное простое суждение содержит эпистемическую (познавательную) модальность. Словосочетание “представляется весьма сомнительным” эквивалентно модальному оператору “проблематично”. Поэтому логическую форму данного суждения можно изобразить символически – Рa – или выразить словесно: “Проблематично, является ли назначаемый руководитель более независимым, чем избираемый”.

 

8. Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность, опираясь на общие правила простого категорического  силлогизма, или на правила фигур и модусов, или на метод круговых схем.

10 – Все люди ссорятся, но далеко не все ссоры переходят границу закона. Следовательно…

1 – Среди бедных людей есть талантливые, а некоторые таланты являются уникальными. Следовательно…

2 – Некоторые вещи справедливо относят к сокровищам, но ни одна идея не является вещью. Следовательно…

3 – Ни одна точная наука не является гуманитарной, но юридическая теория не является точной наукой. Следовательно…

4 – Некоторые информационные сообщения являются травмирующими психику, а информация – необходимый источник правильных решений. Следовательно…

5 – Не все политики прозорливы, но все они принимают властные решения. Следовательно…

6 – Некоторые научные школы конкурируют, а всякий конкурент стремится победить. Следовательно…

7 – Всякая учёба есть работа, а некоторые находят в работе удовольствие. Следовательно…

8 – Лень является труднопреодолимым пороком, но учёные не ленивы. Следовательно…

9 – Все добрые дела заслуживают благодарности, но некоторые из  них совершаются тайно. Следовательно…

Образец:

Что моё – то не чужое, а всё моё ношу с собой. Следовательно…

Из данных посылок можно вывести заключение:

следовательно, всё, что я ношу с собой – не чужое. Для проверки правильности вывода необходимо выявить логическую форму данного умозаключения.

1. В заключении определяем меньший (S) и больший (Р) термины силлогизма.

Заключение является общеотрицательным суждением (Е):

Ни одно S не есть Р

Субъект суждения – понятие «что я ношу с собой» – меньший термин силлогизма (S).

Предикат заключения – понятие «чужое» – больший термин (Р).

2. Определяем средний термин силлогизма (М) – понятие, которое  есть  в  обеих  посылках  и  отсутствует  в  заключении   – «моё».

3. Составляем схему данного силлогизма: Ни одно М не есть Р (E)

Все М есть S               (A)

Ни одно S не есть Р   (Е)

4. Проверить правильность полученного умозаключения можно одним из трёх способов.

а) Проверка соответствия вывода общим правилам простого категорического силлогизма показывает, что здесь в отношении меньшего термина («что я ношу с собой») нарушено правило терминов, запрещающее, чтобы термин был распределён в заключении (как субъект общеотрицательного суждения)  в  то время как он не распределён в посылке (как предикат общеутвердительного суждения). Значит,  заключение  не  следует из посылок с необходимостью.

б) Обратившись к правилам фигур и модусов, сначала устанавливаем фигуру данного вывода. Так как средний термин (М)  в обеих посылках является субъектом суждений, то умозаключение построено по третьей фигуре, модус ЕАЕ. Фиксируем в данном силлогизме  нарушение одного из  особых правил третьей фигуры  – заключение должно быть только частным, а у нас оно общеотрицательное. Соответственно, и модус ЕАЕ не является правильным модусом категорического силлогизма, построенного по третьей фигуре. Заключение не следует с необходимостью.

в) Чтобы проверить правильность силлогизма методом  круговых схем, нужно изобразить отношения между понятиями- терминами так, как они даны в суждениях-посылках, а затем посмотреть, получилось ли на общей схеме то отношение между меньшим и большим терминами, которое выражено в заключении. В данном примере видно, что попарные отношения между М и Р, М и  S

– не позволяют выяснить, как относятся друг к другу S и Р. Эта неопределённость показывает, что средний термин не связывает между собой больший и меньший термины, что здесь не действует правило, то есть мысль нелогична.

..................

Итак, все способы проверки правильности силлогизма показали, что вывод из посылок сделан неправильный, недостоверный.

 

9. Выведите заключение из данных посылок и проверьте правильность вывода в соответствии с правилами модусов умозаключений, содержащих сложные суждения (выводы логики высказываний).

10 – Если бы план курсовой работы был составлен правильно, работа получила бы высокую оценку. Однако в плане обнаружены ошибки. Следовательно…

1 - В любом обществе есть богатые и нищие. Подавляющее большинство студентов не относится к богатым. Следовательно…

2 - Всякое занятие можно отнести к сфере труда или досуга. Чтение – это любимый досуг миллионов людей. Следовательно…

3 – Студента могут отчислить из вуза, если он не сдаёт зачёты и экзамены в установленные сроки или если он нарушает устав высшего учебного заведения. В данном случае студент сдал все зачёты и экзамены. Следовательно…

4 – Договор об оплате может быть индивидуальным или коллективным. С гражданином Ю. подписан индивидуальный контракт об оплате. Следовательно…

5 - Если читатель возвращает книгу в неудовлетворительном состоянии, библиотекарь отказывается принять её. Библиотекарь отказалась принять данную книгу. Следовательно…

6 – Результат предварительной аттестации студента тем выше, чем регулярнее он посещает аудиторные занятия, активнее участвует в семинарах. Работа в библиотеке не является аудиторной. Следовательно…

7 - Если повышается уровень профессиональной квалификации работника, то повышается и производительность его труда. В этом коллективе все работники учатся заочно. Следовательно…

8 - Если производство товара дотируется государством, то часть его рыночной цены компенсируется из средств госбюджета. Государственное образование дотируется государством. Следовательно…

9 – Инвестиционные проекты могут быть социальными, научно- техническими или информационными. Данный инвестиционный проект является научно-техническим. Следовательно…

Образец:

Если в стране или регионе закрываются промышленные предприятия, то в этой местности улучшаются показатели экологической безопасности. В данном регионе прекратили работу почти все промышленные предприятия. Следовательно…  Из посылок можно вывести заключение, что, следовательно, экологическая обстановка в данной местности улучшилась.

Данное умозаключение  является  условно-категорическим. Первое предложение выражает условную посылку: acb. Второе предложение содержит утверждение основания (антецедента) условной посылки (a). В заключении, которое мы  вывели,  содержится утверждение следствия (консеквента) условной  посылки (b).

Таким образом, мы имеем дело с утверждающим модусом условно-категорического умозаключения:

acb; а b

Эта разновидность утверждающего модуса – от утверждения основания к утверждению следствия – является правильной, поэтому заключение логически достоверно.

 

10. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения.

10 – Каждому специалисту необходимы логические знания и навыки.

1 – Высококвалифицированному специалисту необходимы знания в области естественных наук.

2 – Современному профессионалу нельзя без экологического образования.

3 – Психолог должен знать историю своей страны и мира.

4 – Специалист гуманитарного профиля не обязан быть компетентным в области права.

5  – Всякому специалисту необходимы знания и умения пользователя ПК (персонального компьютера).

6  – Специалисту в области социальных отношений полезно знать иностранные языки.

7 – Современный юрист нуждается в социологической подготовке.

8 – Специалисту любой профессии необходимо знать психологию.

9  – И юрист, и социальный работник, и психолог обязательно должны знать основы политологии.

Образец:

Тезис: Чтобы знать психологию, необходимо получить специальное образование.

Для доказательства этого тезиса  можно  пойти  путём дедукции:

а1 – Всякое специальное знание требует специального образования.

а– Психология – это специальное знание.

Т – Следовательно, для того, чтобы знать психологию, надо получить специальное психологическое образование.

Построенная аргументация является прямым дедуктивным доказательством. Современная психология, действительно, является областью специализированного научного знания и специального профессионального образования,  поэтому  приведённое доказательство можно оценить как сильное, убедительное.

Построим опровержение данного тезиса.

Если бы для того, чтобы знать психологию, было необходимо получить специальное образование (Т), то никто из людей без специального образования не мог бы считаться хорошим психологом, знатоком человеческих душ (с). Но это не так: задолго до появления психологической науки и обучения психологии как профессии были известны люди, прекрасно разбиравшиеся в тонкостях души, умело «игравших» на душевных слабостях окружающих (~с). Следовательно, для знания психологии получение специального образования не обязательно (~Т).

Построенное рассуждение является прямым опровержением тезиса в форме правильного отрицающего модуса условно- категорического умозаключения:

Тcс;


11. Проанализируйте вопрос со стороны его вида, структуры, корректности и постройте правильный ответ.

10 – Чем отличается милиция от полиции?

1 – Почему богатые часто не хотят поделиться своим богатством с бедными?

2 –   Может ли хороший человек совершить подлость и  как  это возможно?

3 – Что такое подвиг и кто может считаться героем?

4 – Все ли мысли и чувства человека являются  подконтрольными  ему?

5 –  Действительно  ли  «общество»  –  более  широкое  понятие,   чем «социум»?

6 – Являются ли государство, партии, общественные движения и граждане равноправными субъектами политической жизни?

7 – Что такое «филькина грамота»?

8 – Являются ли университеты объектами приватизации?

9 – Оказывают ли некоммерческие организации платные или бесплатные услуги?

Образец:

Где можно взять устав для вновь создаваемой политической партии?

Вопрос является слабым (требует не всех, а хотя бы некоторых ответов), восполняющим («что-вопрос»), простым по структуре (содержит только один вопрос).

Вопрос поставлен некорректно, так как его предпосылка  состоит в том, что устав для вновь создаваемой партии уже где- то находится в готовом виде, остаётся только его «взять», а эта предпосылка ложна.

Правильно будет в ответ на данный вопрос вскрыть ложность его предпосылки и сказать, что устав новой политической партии должны написать сами её учредители.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика