ОрЮИ МВД, логика (практикум)
Узнать стоимость этой работы
07.11.2016, 17:08

Тема 2. Понятия: виды и способы логического оперирования с ними

1.1. Установите, какие из перечисленных понятий являются общими, а какие единичными или пустыми:

полное собрание сочинений Ф.Достоевского, самое большое натуральное число, коллектив Большого театра, общенародное государство гений всех времен и народов цвет преступление века

 

1.2. Определите, какие из подчеркнутых в следующих предложениях понятий употреблены в разделительном, а какие в собирательном смыслах:

а) Все слушатели нашей группы получили пятерки по логике. б) Хозяйственные преступления приносят большой вред обществу. в) Хозяйственные преступления общественно опасны.

 

1.3. Дайте полную логическую характеристику понятиям: юрист, государство, невиновность, преподаватель, законность, кража, бескорыстие, Министерство юстиции РФ, невменяемость.

 

1.4. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем:

а) преступление, уголовное правонарушение;

б) республика, форма правления;

в) следователь, мастер спорта по стрельбе.

 

1.5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его в виде круговых схем:

а) преступление, кража, убийство;

б) печать, телевидение, средства массовой информации;

в) зависимость, независимость;

г) сильный, слабый.

 

1.6. Определите вид отношения между следующими понятиями:

а) юрист, адвокат, следователь, прокурор, мастер спорта;

б) осужденный, осужденный строгого режима, человек, блондин;

в) орудие преступления, огнестрельное оружие, нож, пистолет.

 

Тема 3. Суждения: виды, состав, логические отношения

1.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих простых суждений:

а) Великобритания является конституционной монархией.

б) В России русский язык является государственным.

в) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.

г) Свой дурак дороже чужого умника.

 

1.2. Определите какими по количеству и качеству являются следующие суждения, определите их объединенную классификацию:

а) Некоторые сделки являются односторонними.

б) Не все предложения выражают суждения.

в) Большинство государств в Азии - монархии.

г) Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.

 

1.3. Дайте объединенную классификацию суждений, укажите их термины, установите распределенность субъекта и предиката:

а) Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления.

б) Каждый человек имеет право на образование.

в) Некоторые страны не имеют однопартийной системы.

г) Часть осужденных к лишению свободы содержатся в исправительно-трудовых колониях.

 

1.4. Какие суждения могут быть выведены из следующих суждений при признании их истинности (по "логическому квадрату"):

а) Все воры являются преступниками.

б) Некоторые грибы - ядовиты.

в) Ни один лентяй не заслуживает успеха.

г) Каждый гражданин имеет право на самозащиту.

 

1.5. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются:

а) Истинно, что некоторые преобразования, произведенные Наполеоном, были прогрессивны; значит, истинно также, что некоторые преобразования, произведенные Наполеоном, не были прогрессивны.

б) Ложно, что некоторые сражения не принесли Суворову побед; значит, истинно, что некоторые сражения принесли Суворову победу.

 

1.6. Выразите в символической записи комбинированные сложные суждения:

а) Если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредвиденное событие, то течение срока исковой давности приостанавливается.

б) При нарушении служащим дисциплины администрация предприятия обязана взять у него либо устные, либо письменные объяснения.

 

1.7. .Найдите составляющие сложное суждение простые суждения и опредедлите, какой связкой они связаны. Определите истинность сложных суждений с помощью таблиц истинности:

а) Чтение литературы - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы.

б) Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины.

в) "Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим" (Плавт).

 

Тема 4. Основные законы мышления

1.1.Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках. Какая ошибка допущена.

а) В поселке Игнатьево преступник был ЗАДЕРЖАН (арестован, взят).

б) Лица, совершившие ПРЕСТУПЛЕНИЕ на территории России, подлежат ответственности по Уголовному кодексу России (правонарушение, проступок).

в) Виновность Мухина установлена содеержащимися в деле ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ (основаниями, доводами, аргументами).

 

1.2.Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений.

а) Организатором ограбления банка был Николай Н. Организатором ограбления банка был Анатолий П.

б) Н. был на месте преступления. Н. не был на месте преступления.

в) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

 

1.3.Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения.

а) Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным.

б) Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

в) Некоторые правовые акты не являются нормативными. Все правовые акты являются нормативными.

 

1.4.Укажите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания.

а) Д. не занимался грабежом, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

б) М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

в) Все слушатели нашего вуза изучают логику. Семенов изучает логику, значит, он слушатель.

 

Тема 5. Умозаключение как форма мышления. Особенности применения умозаключений в юридической деятельности

1.1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

Пример: 1. Каждый гражданин РФ имеет право на образование 2. Новиков - гражданин РФ 3. Новиков имеет право на образование

1-е суждение - большая посылка, 2-е - меньшая посылка, 3-е - заключение.

а) Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый совершил преступление, следовательно, он должен быть подвергнут справедливому наказанию.

б) Все рабовладельческие государства являлись диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев, так как оно было рабовладельческим.

 

Категорический силлогизм имеет 7 общих правил: 3 правила терминов и четыре правила посылок.

ПРАВИЛА ТЕРМИНОВ: 1. В каждом силлогизме должно быть только 3 термина. Ошибка: учетверение терминов.

2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере в одной из посылок.

3. Термин не может быть распределен в заключении, если он не распределен в посылке.

ПРАВИЛА ПОСЫЛОК: 1. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать заключения.

2. Из двух частных посылок нельзя сделать заключения.

3. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно

быть отрицательным.

4. Если одна из посылок частная, то и вывод должен быть частным. В зависимости от расположения среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма:

М ------------ Р Р ------------¬М М------------ Р Р------------ М ¦     ¦

S ------------ М S -------------М МL----------- S М------------ S

Каждая фигура имеет свои особые правила:

1-я фигура: Большая посылка - всегда общее суждение. (А,Е) Меньшая посылка - утвердительное суждение. (А,I)

2-я фигура: Большая посылка - всегда общее суждение. (А,Е) Одна из посылок - отрицательное суждение. (Е,О)

3-я фигура: Меньшая посылка - утвердительное суждение. (А,I) Заключение - частное суждение. (I,О)

4-я фигура: Общеутвердительных суждений не дает.

 

В зависимости от количественной и качественной характеристики посылок каждая фигура силлогизма имеет несколько разновидностей. Модусами категорического силлогизма называются разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга количественной и качественной характеристикой входящих в них посылок и заключения.

МОДУСЫ ФИГУР: 1-я фигура: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО;

2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕIО, АОО;

3-я фигура: ААI, IАI, АII, ЕАО, ЕОА, ЕIО;

4-я фигура: ААI, АЕЕ, IАI, ЕАО, ЕIО.

 

У П Р А Ж Н Е Н И Я

1.2. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью.

Пример: 1. Делаем вывод из посылок: Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной ответственности. П. привлекается к уголовной ответственности П. совершил разбойное нападение. 2. Из анализа посылок устанавливаем, что средний термин, занимающий место предиката в посылках, не распределен ни в одной из них. Нарушено 2-е правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение не достоверно.

а) Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели должны давать правдивые показания. Следовательно ...

б) Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов свидетель. Следовательно...

в) Некоторые слушатели успешно сдали экзамены. Некоторые слушатели - любители эстрады. Следовательно ...

 

1.3. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

Пример: 1. Делаем вывод из посылок: Некоторые юристы - адвокаты Семенов - юрист Семенов - адвокат 2. Определяем фигуру:

1-я фигура

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.

а) Все слушатели юридических вузов изучают логику. Соколов изучает логику. Следовательно...

б) Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение - преступление. Следовательно...

в) Административное правонарушение - антиобщественное деяние. Административное правонарушение не является преступлением. Следовательно...

 

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ

1.1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой "если..., то...").

а) Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.

б) Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.

 

1.2. В условной посылке найдите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус условно-категорического умозаключения, постройте его схему.

а) Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились.

Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. может быть оставлен в силе.

 

1.3. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему.

а) Проступки бывают гражданскими, административными или дисциплинарными. Проступок, который совершил гражданин Н., не является ни гражданским, ни дисциплинарным. Следовательно...

б) Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным. По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор. Следовательно...

в) В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские. Наш кооператив производственный. Следовательно...

 

ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

1.1. Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции

а) Всю неделю стояла жаркая погода.

б) Все граждане имеют равные права в семейных отношениях.

в) Все билеты на спектакль были проданы.

 

1.2. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения; составьте схемы умозаключений.

а) Н. обратилась в милицию и заявила, что после восьми часов вечера четверо неизвестных встретили ее сына, ученика 11 класса, побили его, отобрали куртку и исчезли. ПОзже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ.

б) Кинокомедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Служебный роман", "Гараж" и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя может отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежисера, включая и те, которые еще не вышил на экран.

 

1.3. Определите какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях.

а) Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны, ими оказались Саксин и Рябов. Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Саксин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у Саксина и Рябова был соучастник, владеющий такими навыками.

б) Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно причиной нарастания кислородного голодания является разряженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

 

Тема 6. Основы теории аргументации

1.1 Раскройте структуру следующих доказательств (тезис, аргументы, форму и вид доказательства):

а) Все слушатели ОрЮИ МВД РФ обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка института. Иванов является слушателем ОрЮИ МВД РФ. Следовательно Иванов обязан выполнять правила внутреннего распорядка.

б) Если бы Н. совершил преступление в виде убийства, то он находился бы на месте преступления в ту ночь, когда убийство было совершено. В ту ночь, когда убийство было совершено, Н. не был на месте преступления, так как он находился в другом месте. Следовательно, Н. не совершал этого преступления.

 

1.2. Опровергните тезис любым логическим способом:

а) Все преступления являются умышленными. б) Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

12.3. Сформулируйте 2-3 тезиса, докажите их с помощью аргументов, используя дедуктивную и индуктивную форму обоснования.

12.4. Определите, какие допущены ошибки в следующих доказательствах: а) Все птицы размножаются яйцами. Крокодил размножается яйцами. Следовательно, он является птицей. б) "Скажите, почему вы остановились на единственной версии, "месть",- спросил вдруг Колесников. - А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было".(Ланской М. Происшествие. // Октябрь.- 1977.- N8 - С.4.)



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика