СПбГУП, логика и теория аргументации (тестовые задания)
Узнать стоимость этой работы
28.08.2014, 17:02

Тема 1. Понятие

1. Определите вид отношения между понятиями и выразите его графически в виде круговых схем:

а) Мужество, храбрость. Село, населенный пункт. Наука, правоведение. Стоматолог, врач. Самолет, вертолет. Год, век.

б) Лес, степь. Дом, сумасшедший дом. Кастрюля, посуда. Прокурор, юрист. Грабеж, кража. Экономика, политика.

в) Телега, колесо. Рыба, сом. Трамвай, автобус. Договор, контракт. Книга, печатное издание. Пруд, водоем.

2. Найти понятия, противоречащие и противоположные по отношению к следующим:

а) Ребенок, белый, невежество, любовь, веселый, грешный.

б) Умный, тонкий, неуклюжий, горячий, рыжий, верный.

в) Старший, первый, неуемный, яркий, голубоглазый, редкий.

3. Укажите родовые понятия двух различных порядков по отношению к следующим понятиям:

а) Самолет, дом, зима, доцент, ковер, сосна, крокодил, разбой.

б) Банда, олово, фирма, офицер, газета, телефон, арбитраж.

в) Шкаф, театр, бутылка, метель, крейсер, нож, директор.

4. Назовите видовые понятия двух различных порядков по отношению к следующим понятиям:

а) Учащийся, закон, прибор, криминальный элемент, транспорт, звук, погода.

б) Снег, преступник, телефон, металл, изображение, слесарь, комедия.

в) простуда, картина, выстрел, местоположение, демонстрация, удар, забастовка.

5. По приведенным ниже членам деления определите делимое понятие:

а)

1) Рабочий, колхозник, служащий.

2) Из рабочих, из крестьян, из мещан, из дворян, из купцов.

3) Квартира, дача, машина.

4) Водка, вино, настойка, наливка, самогон, одеколон, жидкость для обезжиривания поверхностей.

5) Валюта, золото, нефть, рубли, купоны.

б)

1) Господин, гражданин, товарищ.

2) Твердое тело, жидкость, газ.

3) Зима, осень, весна, лето.

4) Умысел, неосторожность.

5) Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

в)

1) Неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.

2) Восток, запад, север, юг.

3) Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет.

4) Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка.

5) Эспрессо, капучино, глиссе, со сливками, с молоком, с коньяком.

6. Определите, в каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия, а в каких — членение целого на части:

а)

1) Дома бывают одноэтажные и многоэтажные.

2) Университет состоит из факультетов.

3) Имена бывают мужские и женские.

4) Углы делятся на острые, тупые и прямые.

5) Города делятся на районы.

6) Люди по темпераменту разделяются на меланхоликов, холериков, флегматиков, сангвиников.

7) Предсказания бывают сбывшиеся и несбывшиеся.

б)

1) Начальники делятся на хороших и плохих.

2) Сантиметр делится на миллиметры.

3) Работа бывает высокооплачиваемой и низкооплачиваемой.

4) Учебник логики делится на главы.

5) Науки подразделяются на естественные, гуманитарные и технические.

6) Земной шар делится на полушария.

7) Множества делятся на конечные и бесконечные.

в)

1) Попугаи бывают говорящие и неговорящие.

2) Романы и повести делятся на главы.

3) Умственно отсталые индивиды делятся на дебилов, имбецилов и олигофренов.

4) Шахматная партия разделяется на дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

5) Курсовая работа делится на оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию.

6) Треугольники делятся на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные.

7) Европа бывает восточная и западная.

7. Определите, соблюдены ли правила деления понятия, а если нет, то какие ошибки допущены в следующих примерах:

а)

1) Диеты бывают низкокалорийные, разгрузочные и молочные.

2) «Желания бывают естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые, но происходящие от пустых мнений». (Эпикур)

3) Писатели бывают великими, выдающимися, известными и малоизвестными.

4) Телевизоры бывают черно-белого изображения, цветные и неработающие.

5) Учебные заведения бывают частные, государственные и иные.

6) Леса делятся на хвойные и лиственные.

б)

1) Спортсмены делятся на любителей и профессионалов.

2) Журналисты делятся на демократических, реакционных, способных и высокооплачиваемых.

3) Растения бывают культурные и некультурные.

4) Магазины подразделяются на промтоварные и продовольственные.

5) Электроприборы делятся на измеряющие силу тока, измеряющие напряжение, измеряющие сопротивление и измеряющие давление.

6) Преступления бывают умышленные, неосторожные, хозяйственные и воинские.

в)

1) Студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники.

2) Политические партии бывают правящие и оппозиционные.

3) Попутчики бывают молчаливые и излишне разговорчивые.

4) Свидетели делятся на свидетелей обвинения, свидетелей защиты и свидетелей преступления.

5) Водители бывают опытные, трезвые и не очень трезвые.

6) Студенты по месту проведения досуга делятся на посещающих театры и музеи, посещающих клубы, посещающих тренажерные залы и посещающих друзей и знакомых.

8. В следующих определениях выделите определяемое понятие, ближайший род и видовое отличие:

а)

1) Л. Н. Толстой — русский писатель, написавший роман «Война и мир».

2) Кража — тайное хищение государственного или общественного имущества.

3) Апогей — самая отдаленная точка орбиты движущегося вокруг Земли тела.

б)

1) Нормативный акт — это правовой акт, в котором содержится предписание, регулирующее общественные отношения определенного вида.

2) Этика — философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания.

3) Метафора есть слово, употребленное в переносном значении.

в)

1) Нация — это устойчивая историческая общность людей.

2) Фреска — это картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

3) Пятая колона — это единомышленники внешнего врага государства, находящиеся внутри государства и помогающие врагу.

9. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, то поясните, какие ошибки допущены:

а)

1) Сутки — это отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси.

2) Медицина — это наука, изучающая человеческие болезни.

3) Фотон — это элементарная частица, не обладающая массой покоя.

4) Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла.

5) Географ — человек, изучающий географию.

6) Олигоцен — третья эпоха палеогена.

7) Революции — это локомотивы истории.

8) Метла — летательный аппарат, на котором некоторые женщины способны преодолевать значительные расстояния.

б)

1) Барометр — это метеорологический измерительный прибор.

2) Шар — это геометрическое тело, образуемое вращением окружности вокруг одного из своих диаметров.

3) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

4) Рак — небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед.

5) Лев — царь зверей.

6) Наказание — мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.

7) Курица — это самка самца курицы.

8) Дактиль — это трехсложная стопа с ударением на первом слоге.

в)

1) Япония — страна восходящего солнца.

2) Религия — это опиум для народа.

3) Потомки — это те, кто будет жить после нас.

4) Классик — это ученый, труды которого имеют непреходящую ценность.

5) Кларнетист — музыкант, играющий на кларнете.

6) Сауна — финская баня с горячим сухим воздухом в парной и холодным бассейном.

7) Тьма — это отсутствие света.

8) Маразм — состояние полного упадка психофизической деятельности.

10. Укажите характер представленных ниже определений (реальные, номинальные) либо использованных приемов, сходных с определением:

а)

1) «Ирреальный» означает не существующий в действительности.

2) Червяк — продолговатое, мягкотелое, бескостное существо.

3) Цилиндр — геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из своих сторон.

4) Банда — есть преступное объединение двух и более лиц, при наличии оружия хотя бы у одного члена объединения и фактора групповой сплоченности.

5) Жители — это мужчины, женщины, старики, дети.

6) Акцепт — согласие принять предложение контрагента о заключении договора.

б)

1) Проступок — противоправное деяние, за которое по закону определяется дисциплинарная или административная ответственность.

2) Финт — это обманное движение.

3) Грабеж — открытое похищение государственного или общественного имущества.

4) Квадрига — двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми.

5) Кафе — место, где отпускают кофе, чай, прохладительные напитки и т. д.

6) Ступор — состояние резкой угнетенности, выражающееся в полной неподвижности и молчаливости.

в)

1) Бензин — бесцветная горючая жидкость.

2) Бензин — смесь легких углеводородов.

3) Сталь — твердый серебристый металл.

4) Сталь — сплав железа с углеводородом.

5) Дуло — выходное отверстие канала ствола огнестрельного оружия.

6) Пузо — живот человека или животного.

7) Пульс — ритмическое расширение стенок артерий, вызываемое сокращениями сердца.

Тема 2. Суждение

1. Укажите, к какому виду (А, Е, I, О) относится каждое из данных суждений:

а)

1) Некоторые деревья живут очень долго.

2) Некоторые загадки природы никогда не будут разгаданы.

3) В любой библиотеке есть книги, которые не пользуются популярностью.

4) Все адвокаты — юристы.

б)

1) Всякий студент сдает экзамены.

2) Некоторые врачи не невропатологи.

3) Ни одна корова не летает.

4) Некоторые тигры не живут в Африке.

в)

1) Не все избиратели ходят на выборы.

2) Ни один умный человек не верит прессе.

3) Некоторые недалекие неряхи не ходят никуда.

4) Все незнающие грамоты знают, что не умеют читать.

2. Составьте суждения из следующих пар понятий:

а)

1) Крестьянское восстание (субъект распределен), восстание заканчивается победой (предикат распределен).

2) Русский феодал (субъект нераспределен), сторонник преобразований Петра I (предикат распределен).

3) Звезда (субъект распределен), мощный источник радиоизлучения (предикат нераспределен).

4) Комета (субъект распределен), тело Солнечной системы (предикат нераспределен).

б)

1) Времена (субъект распределен), безопасны для жизни (предикат распределен).

2) Животные (субъект нераспределен), участвовать в предвыборной борьбе (предикат распределен).

3) Пресмыкающиеся (субъект нераспределен), часто появляться на экранах телевизоров (предикат нераспределен).

4) Женщины (субъект распределен), коварны (предикат нераспределен).

в)

1) Карабас-Барабас (субъект распределен), хозяин цирка (предикат распределен).

2) Черепаха Тортила (субъект распределен), работала в Стране дураков (предикат нераспределен).

3) Мальвина (субъект нераспределен), иметь пуделя (предикат нераспределен).

4) Лиса Алиса (субъект распределен), является сторонником разбоя (предикат распределен).

3. Приведите суждения, находящиеся в отношении противоречия и, соответственно, противоположности к следующим:

а)

1) Любые жизненные обстоятельства не оправдывают преступника.

2) Есть события, которые всегда неожиданны.

3) Ни один ученый не мыслит формулами.

4) Все люди смертны.

б)

1) Существует самая высокая гора.

2) Некоторые студенты опаздывают на лекции.

3) Некоторые правители не оправдали надежд своих народов.

4) Ни одна попытка отыскать снежного человека не увенчалась успехом.

в)

1) Некоторые журналисты работают на радио.

2) Все холостяки несчастны.

3) Не все любители бананов живут в Африке.

4) Всякий студент не профессор.

4. Постройте модальный шестиугольник:

а) Где суждение А — Мой сосед по даче хороший человек; если это суждение истинно, то какие суждения на шестиугольнике будут ложными?

б) Где суждение разрешено А — Разрешено заочнику не посещать все учебные занятия; если это суждение истинно, то какие еще суждения на шестиугольнике будут истинны?

в) Где суждение А — Необходимо пропускать знания по логике; если это суждение истинно, то какие суждения на шестиугольнике будут ложными?

5. Запишите данные суждения с помощью символов:

а)

1) Амнистия может быть общей или частичной.

2) Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

3) Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

4) Преступление есть противоправное общественное деяние.

5) «Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно» (Лабрюйер).

б)

1) Оскорбление может быть нанесено или случайно, или намеренно.

2) Горя бояться — счастья не видать.

3) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

4) Если отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено.

5) «Если мы сделали все, что могли, добиваясь расположения иных людей, и все же не снискали его, у нас остается в запасе еще одно средство – не делать больше ничего» (Лабрюйер).

в)

1) «С чересчур громким голосом в глотке почти невозможно иметь тонкие мысли!» (Ф. Ницше)

2) «Разврат дому есть: буде хозяйка любит слушать… разные враки, а, выслушав, с прибавлением сказывает оныя мужу, и муж тому верит» (Екатерина II).

3) «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклезиаст).

4) «Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Екклезиаст).

5) «Там обо мне верно будут судить, где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате — честь, не в обжорстве — роскошь, не в богатстве — величие, не в диковинке — истина, не в злобе — благоразумие, не в предательстве — любезность, не в обмане — осторожность, не в притворстве — умение жить, не в тирании — справедливость, не в насилии — суд» (Джордано Бруно).

6. Запишите в символической форме следующие сложные суждения:

а)

1) «Если кто-либо из товарищей опаздывал на молебен или доходили слухи об очередной проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил: “Как бы чего не вышло”» (А. П. Чехов)

2) «Почтенный старец этот постоянно был сердит или выпимши или выпимши и сердит одновременно». (А. И. Герцен)

б)

1) «Он молчит, а Варенька поет ему “Виют витры” или глядит на него задумчиво своими голубыми глазами, или вдруг зальется “ха-ха-ха”» (А. П. Чехов)

2) «Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид». (А. С. Пушкин)

в)

1) «Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самаго человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае» (Екатерина II).

2) «Если хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и что их трогает, избегать споров о вещах, им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее» (Ларошфуко).

7. Какие нарушения логических знаков имеют место в данных отрывках:

а)

1) Три игры — три победы с общим счетом 4:2 — таков итог выступления нашей футбольной команды на выезде.

2) Преступник был четвертован на три неровные половины.

3) Это условное суждение, потому что оно не является разделительным.

4) «Прошу развести меня с Ивановым Иваном Петровичем без моего присутствия в суде, но я согласия на развод не даю...»

5) В озере плавало то ли бревно, то ли не бревно, то ли что-то там еще…

б)

1) Мед не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали. От этого, как и от добавления воды и сахара, он теряет свои лечебные свойства. Между тем иногда такой мед поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчелам.

2) Эта рукопись написана на бумаге в X веке в Европе.

3) Данному студенту следует поставить зачет, так как у него взят билет на поезд.

4) Учитель — ученику: «Надеюсь, я не увижу, как вы списываете». Ученик: «Я тоже на это надеюсь».

5) Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.

в)

1) Поскольку за окном темно, то уже наступила ночь.

2) Я либо сдам экзамен, либо не сдам, либо получу плохую оценку.

3) Она была крашеная блондинка с зелеными глазами и вьющимися рыжими волосами.

4) Будучи не мальчиком, но мужем, Петров, тем не менее, не был женат.

5) «Если умер Сократ, то он умер, когда жил, или когда умер» (Секст Эмпирик).

8. Построив соответствующую таблицу истинности, решите задачу (из книги Р. Петер «Игра с бесконечностью»):

а) В деле об убийстве имеются двое подозреваемых — Петр и Павел. Допросили четырех свидетелей. Показания первого: «Петр не виноват».

Показания второго: «Павел не виноват».

Показания третьего: «Я не знаю, что из первых двух свидетелей хотя бы один говорит правду».

Показания четвертого: «Третий свидетель лжет».

Если четвертый свидетель прав, кто совершил преступление?

б) Та же ситуация и то же задание, что и в варианте а), но показания третьего свидетеля: «Я знаю, что из первых двух свидетелей либо один, либо другой говорит правду».

в) Та же ситуация и то же задание, что и в варианте а), но показания третьего свидетеля: «Я знаю, что из первых двух свидетелей либо один, либо другой говорит неправду».

9. Какого рода модальность (алетическая, деонтическая, эпистемическая) употребляется в данных ситуациях:

а)

1) Зима, по-видимому, будет холоднее, чем в прошлом году.

2) При перепечатывании ссылка на данное издание обязательна.

3) Законы логики объективны и выполняются в любом контексте.

б)

1) Всякое случайное событие не необходимо.

2) В соответствии с прогнозом погоды сегодня возможен снегопад.

3) Правила приличия не допускают вашего появления в обществе в таком виде.

в)

1) Свежо предание, но верится с трудом.

2) Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого средства массовой информации.

3) Я знаю, что я ничего не знаю.

10. Постройте таблицу истинности для данных сложных суждений:

а)

1) ((А Ъ B) & ャ A) > B

2) ((A > B) & (B > C)) > (A > C)

б)

1) ((A > B) & ャ B) > ャ A

2) ((A >B) & (A > C)) > ((A > (B Ъ C))

в)

1) ((А Ъ В) # (В Ъ С)) > B

2) (A & – A) > ((В & C) Ъ (–В & –C))

Тема 3. Умозаключение

1. Произведите превращение следующих суждений:

а)

1) Все люди смертны.

2) Некоторые имена собственные не склоняются.

3) Всякое преступление должно быть раскрыто.

б)

1) Все книги написаны людьми.

2) Всякие предрассудки не присущи разумным людям.

3) Некоторые мужчины не любят женщин.

в)

1) Некоторые недостатки не присущи нашим друзьям.

2) Всякие современные авторы не читали русскую классику.

3) Некоторые не студенты не спортсмены.

2. Произведите обращение следующих суждений:

а)

1) Всякая корова не есть лошадь.

2) Некоторые поэты талантливы.

3) Все подстрекатели — соучастники преступления.

б)

1) Все военнослужащие умеют обращаться с оружием.

2) Все кошки ночью серы.

3) Некоторые алкоголики спят где попало.

в)

1) Все журналисты играют на дудочке.

2) На обиженных воду возят.

3) Некоторые обитатели Интернета не знают, кто написал роман «Мать».

3. Произведите противопоставление предикату следующих суждений:

а)

1) Все лягушки квакают.

2) Некоторые люди не имеют работы.

3) Всякий умный человек не верит прессе.

4) Некоторые правонарушители не преступники.

б)

1) Все рыбы дышат жабрами.

2) Ни один скряга не щедр.

3) Некоторые студенты не изучают логику.

4) Всякая измена есть предательство.

в)

1) Кое-кто из окружающих все испортил.

2) Все сдавшие сессию без троек получат в деканате банку варенья и корзину печенья.

3) Всякий сапер ошибается только один раз.

4) Всякий студент не сапер.

4. Проверьте правильность данных умозаключений; если они неверны, то поясните, какая логическая ошибка допущена:

а)

1) Один из героев Гоголя обнаружил, что все православные, коих он встречал, едят галушки. Отсюда он делает вывод, что все православные едят галушки, а кто их не ест, тот не православный.

2) Некоторые коммерсанты живут в гостиницах. Некоторые грузины живут в гостиницах. Следовательно, некоторые коммерсанты — грузины.

3) Все грибы размножаются спорами. Сидоров не гриб. Следовательно, Сидоров не размножается спорами.

4) Человек способен преодолевать трудности. Иванов — человек. Следовательно, Иванов способен преодолевать трудности.

б)

1) Все планеты обращаются вокруг Солнца. Земля тоже обращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета.

2) Некоторые преступники не умеют плавать. Значит, некоторые грабители не умеют плавать, так как все грабители — преступники.

3) Человек изобрел колесо, а Петров — человек. Следовательно, он изобрел колесо.

4) Нормы права подлежат исполнению. Нормы морали не есть нормы права. Следовательно, нормы морали не подлежат исполнению.

в)

1) Все студенты-юристы изучают логику. Я изучаю логику. Следовательно, я студент-юрист.

2) Все школьники пишут сочинения. Я не пишу сочинения. Следовательно, я не школьник.

3) Все сардельки не сосиски. Некоторые сосиски съедобны. Следовательно, некоторые сардельки не съедобны.

4) Слушать лекцию свыше двух часов утомительно. Эта лекция длилась менее двух часов. Следовательно, слушать эту лекцию не утомительно.

5. Используя условно-категорический силлогизм, сделайте вывод, если он следует из посылок. Если не следует вывода, то объясните, почему.

а)

1) Если к соседу придут гости, то он спустится в погреб и принесет оттуда баранью ногу; сосед спустился в погреб и несет оттуда баранью ногу.

2) Если погодные условия не улучшатся, то полеты отменят; полеты отменили.

б)

1) Если в комнате появился черт зеленого цвета, то водка не заводского разлива; водка заводского разлива.

2) Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом; иск предъявлен дееспособным лицом.

в)

1) Если сегодня суббота, то завтра у меня будет болеть голова. Но сегодня не суббота.

2) Если у нас социальное государство, то на прожиточный минимум можно прожить. Но на прожиточный минимум прожить невозможно.

6. Сделайте вывод, если он следует из посылок категорического силлогизма, если он не следует, то объясните почему (примеры Л. Кэрролла):

а)

1) Все разумные люди ходят на ногах; все неразумные люди ходят на руках.

2) Некоторые устрицы молчаливы; молчаливые существа не очень-то забавны.

3) Ни один император не дантист; всех дантистов боятся дети.

4) Ни один вор не честен; некоторых нечестных людей удается уличить.

б)

1) Все секретари заняты полезным делом; некоторые птицы — секретари.

2) Ни один банкрот не богат; некоторые купцы не банкроты.

3) Ни один старый скряга не весел; некоторые старые скряги тощи.

4) Всякому доводилось видеть свинью; никто не приходил в восторг от свиньи.

в)

1) Все свиньи дикие. Нет ни одной свиньи, которая не была бы жирной.

2) Все скряги эгоистичны. Никто, кроме скряг, не собирает яичную скорлупу.

3) Все англичане любят пудинг. Ни один француз не любит пудинг.

4) Он сказал, что вы ушли. Он никогда не говорит ни слова правды.

7. Считая предлагаемое рассуждение энтимемой, восстановите в ней пропущенную посылку:

а)

1) «Услышав, что даже издержки по купчей он принимает на себя, Плюшкин решил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, что служил по статской, а верно, был в офицерах» (Н. В. Гоголь).

2) Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.

б)

1) Получение взятки — посягательство на нормальную работу госаппарата, так как получение взятки — должностное преступление.

2) Муж говорит жене: «Ты идиотка». «Да, — соглашается жена и добавляет: — А вот если бы я вышла замуж за генерала, я была бы генеральшей».

в)

1) Только судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса, а вы не судья.

2) Раз вы студент первого курса, мы с вами увидимся на экзамене.

Тема IV. Аргументация

1. Определите тезис и аргументы. Охарактеризуйте форму связи тезиса и аргументов.

а)

1) Итак, существуют три наклонности, две относятся к порокам — одна в силу избытка, другая в силу недостатка — и одна к добродетели — в силу обладания серединой; все эти [наклонности] в известном смысле противоположны друг другу, ибо крайне (противоположны и среднему, и друг другу, а средний — крайним. Ведь так же равное в сравнении с меньшим больше, а в сравнении с большим меньше, так и находящиеся посредине склады [души] располагают избытком сравнительно с недостатком и недостатком сравнительно с избытком, как в страстях, так и в поступках).

Подобным образом и благоразумный в сравнении с бесчувственным распушен, а в сравнении с распущенным — бесчувствен, и щедрый перед скупым — мот, а перед мотом — скупец.

Потому-то люди крайностей отодвигают того, кто держится середины, к противоположной от себя крайности (Аристотель).

2) В последние столетия науке содействовали отчасти потому, что надеялись с нею и через нее лучше всего постичь божественную благость и мудрость — основной мотив в душе великих англичан (например, Ньютона), — отчасти тому, что верили в абсолютную полезность познания, главным образом, в сокровеннейшую связь морали, знания и счастья — основной мотив в душе великих французов (например Вольтера), отчасти же потому, что полагали найти и полюбить в науке нечто бескорыстное, безобидное, нечто такое, к чему злые влечения человека не имеют никакого отношения, — основной мотив в душе Спинозы, который в качестве познающего чувствовал себя божественным, — итак, из трех заблуждений! (Ф. Ницше).

б)

1) Каждый между тем бывает опытен в своем деле, например в ратном — наемники; на войне многие вещи, по-видимому, напрасно внушают страх, и они отлично это знают. Они кажутся мужественными, потому что другие люди не понимают, какова [в действительности опасность]. Кроме того, благодаря опыту они лучше всех умеют нападать и защищаться, умеют обращаться с оружием и обладают таким, которое превосходно служит и для защиты, а потому они сражаются, словно вооруженные с безоружными и словно атлеты с деревенскими жителями. Ведь и в таких состязаниях лучшими бойцами бывают не самые мужественные, а самые сильные, то есть те, у кого самое крепкое тело. Но наемники становятся трусами всякий раз, когда опасность слишком велика, и они уступают врагам численностью и снаряжением, ведь они первыми обращаются в бегство, тогда как гражданское [ополчение], оставаясь [в строю], гибнет, как и случилось возле храма Гермеса. Ибо для одних бегство позорно, и смерть они предпочитают такому спасению, а другие с самого начала подвергали себя опасности при условии, что перевес на их стороне, а, поняв [что этого нет], они обращаются в бегство, страшась смерти больше, чем позора. Но мужественный не таков (Аристотель).

2) Как много сил требуется собрать воедино, чтобы возникло научное мышление, и все эти необходимые силы должны были быть в отдельности найдены, развиты и задействованы! В своей изолированности, однако, они весьма часто оказывали совершенно иное воздействие, чем теперь, когда в пределах научного мышления они ограничивают друг друга и соблюдают взаимную дисциплину: они действовали как яды, например, импульсы сомнения, отрицая, выжидания, накопления, разрешения. Многие гекатомбы людей были принесены в жертву, прежде чем эти импульсы научились понимать свою совместимость и чувственность себя совокупно функциями единой организующей силы в человеке! И сколь далеки мы от того момента, где научное мышление соединяется с художественными способностями и практической житейской мудростью и образует более высокую органическую систему, в сравнении с которой ученый, врач, художник и законодатель, как они явлены нам нынче, должны будут предстать убогими антикварными предметами. (Ф. Ницше).

в)

1) В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность — середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучшее. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства, дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается, государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, — государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения (Аристотель).

2) К вещам, которые могут привести в отчаяние мыслителя, принадлежит познание, что нелогичное тоже необходимо для человека и что из него проистекает много хорошего. Оно столь крепко засело в страстях, в языке, в искусстве, в религии и вообще во всем, что делает жизнь ценной, что его нельзя извлечь, не нанеся тем самым неисцелимого вреда всем этим прекрасным вещам. Лишь самые наивные люди могут верить, что природа человека может быть превращена в чисто логическую; но если бы существовали степени приближения к этой цели, как много пришлось бы потерять на этом пути! Даже разумнейший человек нуждается от времени до времени в природе, то есть в своем основном нелогичном отношении ко всем вещам (Ф. Ницше).

Литература

Основная

1. Войшвилло Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. М., 1998.

2. Ивин А. А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.

3. Кириллов В. И. Упражнения по логике. М., 1997.

4. Светлов В. А. Практическая логика. СПб., 2003

5. Фатиев Н. И. Логика. СПб., 2002.

Дополнительная

1. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч.: в 4 т. М., 1978.

2. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

3. Аристотель. Об истолковании // Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 2.

4. Аристотель. Первая аналитика // Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 2.

5. Аристотель. Риторика // Античные риторики / под. ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1978.

6. Аристотель. Топика // Соч.: в 4 т. М., 1978. Т. 2.

7. Брутян Г. А. Аргументация. Ереван, 1984.

8. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

9. Войнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

10. Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М., 1991.

11. Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М., 2000.

12. Грифцова И. Н. Неформальная логика как практическая логика // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград, 2000.

13. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

14. Еемерен Ф. Х. ван. Аргументация. Коммуникация. Ошибки / Ф. Х. ван Еемерен, Р. Гроотендортс. СПб., 1991.

15. Еемерен Ф. Х. ван. Речевые акты в аргументативных дискуссиях / Ф. Х. ван Еемерен, Р. Гроотендортс. СПб., 1994.

16. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

17. Кириллов В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. М., 1999.

18. Кони А. Ф. Советы лекторам // Русская риторика: хрестоматия. М., 1996.

19. Лотман Ю. М. Риторика // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 167–183.

20. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Остин Дж. Избранное. М., 1999.

21. Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать // Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 1997.

22. Перельман Х. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации» Л. Ольбрехт-Тытека // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

23. Поварин С. И. Искусство спорта. О теории и практике спорта // Вопросы философии. 1990. № 3 и др. переизд.

24. Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М., 1997.

25. Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде // Русская риторика: хрестоматия. М., 1996.

26. Серебрянников О. Ф. Дедуктивные умозаключения / О. Ф. Серебрянников, И. И. Бродский. Л., 1969.

27. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. XVII.

28. Теория метафоры. М.,1990.

29. Фатиев Н. И. Возможные миры в философии и логике. Иркутск, 1983.

30. Фишер Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. М., 1999.

31. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

32. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика: хрестоматия. Минск, 1997.

33. Яскевич Я. С. Аргументация в науке. Минск, 1990.

Корр. Гуреева И.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика