ТюмГАСУ, логика и риторика (контрольные тесты)
Узнать стоимость этой работы
22.10.2014, 18:58

Тема: Предмет логики. Основные этапы развития логики. Основные законы логики.

1. Логика как наука

Что является объектом логики как науки?

Сознание

Интуиция

Абстрактно-логическое мышление

Наглядно-практическое мышление

Психика человека

Что составляет предмет науки логики?

Формы мысли

Средства мысли

Формы и средства мысли

Понятия и формально-логические законы

Суждения и умозаключения

В форме понятий в абстрактном мышлении отражаются

отношения между предметами и их свойствами;

изменение свойств предметов и отношений между ними;

определенная связь существенных признаков предметов

В форме суждений в абстрактном мышлении отражаются

отношения между предметами и их свойствами;

изменение свойств предметов и отношений между ними;

определенная связь существенных признаков предметов

В форме умозаключений в абстрактном мышлении отражаются

отношения между предметами и их свойствами;

изменение свойств предметов и отношений между ними;

определенная связь существенных признаков предметов

 

2. Особенности правильного мышления

Может ли правильное мышление быть ложным?

Да

Нет

Противоречивость мышления - это….

свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности

свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость

свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать "логике вещей и событий"

Обоснованность мышления - это….

 свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности

 

 свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость

свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира

Определенность мышления - это….

свойство правильного мышления избегать в структуре

свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость

свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать "логике вещей и событий"

Последовательность мышления - это…

свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности

свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость

свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать "логике вещей и событий"

 

3. Возникновение и развитие логики

1. Кто является основателем науки логики?

1. Сократ

2. Демокрит

3. Анаксимандр

4. Аристотель

5. Платон

2. В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?

1. IV в. до н.э.

2. II в. до н.э.

3. V в. до н.э.

4. VI в. до н.э.

5. III в. до н.э.

3. Какое первоначальное название имела наука, специально изучающая внутреннюю структуру человеческого мышления?

 

1. Логистика

2. Умословие

3. Топика

4. Аналитика

5. Логицизм

4. Научный метод, разработанный английским мыслителем XVII века Ф. Бэконом, называется эмпиризм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?

 

1. Дедукция

2. Индукция

3. Аналогия

5. Научный метод, разработанный французским мыслителем XVII века Р. Декартом, называется рационализм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе? /. французским мыслителем XVII века Р. Декартом, на-2. Индукцией называется рационализм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?

 

1. Дедукция

2. Индукция

3. Аналогия

 

4. Закон тождества как средство логической аргументации

1. Какое коренное свойство правильного мышления выражает закон тождества?

1. Непротиворечивость

2. Последовательность

3. Определенность

4. Обоснованность

2. Закон тождества распространяется…

1) только на понятия

2) только на суждения

3) только на умозаключения

4) только на суждения и умозаключения

5) на все формы мышления

 

5. Закон противоречия как средство логической аргументации

1. Какое коренное свойство правильного мышления выражает закон противоречия?

1. Непротиворечивость

2. Последовательность

3. Определенность

4. Обоснованность

 

2. Кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность?

1. Демокрит

2. Кант

3. Аристотель

4. Гегель

5. Лейбниц

3. Укажите рассуждение, в котором нарушен закон противоречия

1. Не все студенты сдали зачеты.

Некоторые студенты сдали зачеты

2. Слесарь Иванов нарушил трудовую дисциплину. Сантехник Сидоров не нарушал трудовой дисциплины

3. Студент Харитонов учится на отлично. Студент Харитонов не является спортсменом-разрядником

4. Все студенты успешно сдали сессию. Студенты Дубов и Гусев получили в сессию двойки на экзамене по иностранному языку

5. Студент Рыжов хорошо знает английский язык, так как получил на экзамене оценку "пять". Студент Рыжов плохо знает английский язык и не может работать в переводчиком

 

6. Закон исключенного третьего как средство логической аргументации

1. Какое коренное свойство правильного мышления выражает закон исключенного третьего?

1. Непротиворечивость

2. Последовательность

3. Определенность

4. Обоснованность

 

2. Кто из мыслителей открыл закон исключенного третьего и сформулировал его сущность?

1. Демокрит

2. Фихте

3. Аристотель

4. Гегель

5. Лейбниц

3. Укажите рассуждение, в котором нарушен закон исключенного третьего

 

1. Комната - светлая, так как в ней - три окна.

Все книги в нашей библиотеке интересны. В нашей библиотеке есть неинтересные книги.

Это слово - мужского рода. Это слово - женского рода.

В результате усиления мер по тушимости в районе резко сократилась горимость.

Некоторые преступники - рецидивисты. Некоторые преступники не являются рецидивистами.

 

7. Закон достаточного основания как средство логической аргументации

1. Какое коренное свойство правильного мышления выражает закон достаточного основания?

1. Непротиворечивость

2. Последовательность

3. Определенность

4. Обоснованность

2. Кто из мыслителей открыл закон достаточного основания и сформулировал его сущность?

Демокрит

Фихте

Аристотель

Гегель

Лейбниц

3. Укажите рассуждение, в котором нарушен закон достаточного основания

Судья не может меня судить, так как он - мой родственник

Прокурор построил обвинение на показаниях одного свидетеля

Королев не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности

Это суждение не является простым, значит, оно является сложным

Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля

 

8. Требования какого формально-логического закона нарушены в приведенных высказываниях?

Снять ранее наложенное взыскание за добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей Букова А.К. (из приказа)

 

 

Письменное указание дано следователю в устном порядке

 

Климин ударил меня правой, рукой в область лица в район правого уха нижней с тыльной стороны сзади

Закон тождества

Закон противоречия

Закон исключенного третьего

Закон достаточного основания

Осмотр производился в ночное время

 

С технической точки зрения, как отмечается в заключении эксперта, водитель нарушил требования правил - выехал на сторону дороги. Суд считает, что данное нарушение явилось следствием аварии с вытекающими отсюда последствиями

 

Жизнь идет так медленно, а проходит так быстро

 

 

Тема: Понятие

9. К какому приему образования понятий относится

1) мысленное расчленение объекта мысли на его элементы?

 

2) мысленный переход от признаков цельных предметов к признакам, принадлежащим группе этих предметов?

 

Абстрагирование

Обобщение

Анализ

Синтез

Сравнение

 

3) процесс мысленного соединения объектов в одно целое?

 

4) мысленное выделение из предмета отдельных его признаков?

 

5) мысленное установление сходства или различия предметов действительности?

 

 

 

10. Виды понятий

1. К какому виду по объему относится понятие "прокурор"?

 

1. Общее

Единичное

Отрицательное

Соотносительное

Конкретное

2. К какому виду по содержанию относится понятие "война 1812 года"?

 

1. Общее

Отрицательное

Положительное

Соотносительное

Абстрактное

3. К какому виду по содержанию относится понятие "беспорядок"?

 

1. Единичное

Положительное

Безотносительное

Абстрактное

Собирательное

 

4. К какому виду по содержанию относится понятие "взяткодатель"?

 

Единичное

Отрицательное

Соотносительное

Собирательное

Абстрактное

5. К какому виду по содержанию относится понятие "социальная справедливость"?

 

Единичное

Отрицательное

Соотносительное

Конкретное

Абстрактное

 

11. Какое правило определения понятия нарушено в приведенных рассуждениях?

1. Эксцентричность - это своеобразная идиосинкразия

 

2. Правовед - человек, изучающий правоведение

 

3. Логика - наука о мышлении

 

4. Безопасность есть отсутствие опасности

1. Определение должно быть соразмерным

2. Определение не должно заключать в себе круга

3. Определение должно быть ясным

4. Определение не должно быть отрицательным

5. Сорняк - некультурное растение

 

6. Язык - это знаковая система

 

7. Безбилетным называется пассажир, который не имеет никаких проездных документов, а также тот, который не прокомпостировал свой проездной талон до следующей после его входа в транспорт обстановки

 

 

12. Какое правило деления понятия нарушено в приведенных рассуждениях?

1. К ценным бумагам относятся акции и чеки

 

2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные

1. Деление должно быть соразмерным

2. Деление должно производиться только по одному признаку

3. Члены деления должны исключать друг друга

4. Деление должно быть последовательным

3. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим

 

4. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной

 

 

13. Определите классы предметов, обобщенных на основании названного существенного признака

1. Является замкнутым естественным водоемом

Море

Океан

Пруд

Озеро

Лужа

2. Имеет шкалу с делениями

Термометр

Амперметр

Измерительный прибор

Спидометр

Линейка

 

3. Обучается в средней школе

Школьник

Ученик

Учащийся

Обучаемый

Гимназист

 

4. Предназначен для перевозки грузов

Контейнер

Автомобиль

Поезд

Грузовик

Платформа

 

5. Выполняет функции вооруженного защитника отечества

Солдат

Офицер

Воин

Военнообязанный

Патриот

 

 

14. Определите вид отношения между понятиями

"Арендатор" - "инженер"

 

"Бережливость" - "расточительность"

 

"Квадрат" - "прямоугольник с равными сторонами"

Отношение равнозначности

Отношение подчинения

Отношение соподчинения

Отношение пересечения

Отношение противоположности

 

"Взятка" - "растрата"

 

"Право" - "нравственность"

 

 

Тема: Суждение

15. К каким видам относится суждение?

1. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности

2. Каждый из родителей старше своих детей

3. Бытие определяет сознание

4. Ихтиандр не мог не чувствовать Одиночества (А. Беляев)

5. Научная организация труда повышает его производительность

1. Суждение существования

2. Единичное

3. Атрибутивное

4. Общее

5. Суждение отношения

6. Отрицательное

Единичное

2. Атрибутивное

3. Общее

4. Суждение отношения

5. Отрицательное

6. Частное

1. Суждение существования

2. Единичное

3. Утвердительное

4. Суждение отношения

5. Отрицательное

6. Частное

1. Суждение существования

2. Единичное

3. Утвердительное

4. Общее

5. Суждение отношения

6. Частное

1. Суждение существования

2. Единичное

3. Атрибутивное

4. Суждение отношения

5. Отрицательное

6. Общее

 

16. К какому виду относится суждение?

В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают

 

1. Суждение существования

2. Единичное суждение

3. Общее суждение

4. Суждение отношения

5. Отрицательное суждение

6. Частное суждение

 

Все свидетели дали показания

 

1. Суждение существования

2. Утвердительное суждение

3. Атрибутивное суждение

4. Общее суждение

5. Суждение отношения

6. Частное суждение

 

3. Некоторые студенты спортсмены-разрядники

 

1. Суждение существования

2. Единичное суждение

3. Утвердительное суждение

4. Общее суждение

5. Суждение отношения

6. Отрицательное суждение

 

4. Все планеты, кроме Меркурия, имеют орбиты больше земной

1. Частное суждение

2. Единичное суждение

3. Общее суждение

4. Суждение отношения

5. Отрицательное суждение

6. Частное суждение

5. От недостатка сна еще никто не умер

1. Суждение существования

2. Единичное суждение

3. Утвердительное суждение

4. Отрицательное суждение

5. Частное суждение

 

17. К какому виду суждений относится утверждение?

1. Добросовестный труд - источник благосостояния и могущества нашего народа

2. Некоторые студенты третьего курса - отличники учебы

3. Некоторые участники рыночного обмена не ставят цель содействовать общественной пользе

4. Ни один человек не может осуществлять свою жизнедеятельность вне сотрудничества с другими людьми

5. Некоторые рынки - нерегиональные

 

1Общеутвердительное

2Общеотрицательное

3Частноутвердительное

4Частноотрицательное

 

18. Определите распределение терминов в суждении

1. Все студенты второго курса успешно сдали экзамены

2. Некоторые студенты второго курса не являются отличниками

3. Ни один студент второго курса не является неуспевающим

4. Некоторые студенты второго курса сдали экзамены с оценкой "отлично"

5. Акциз - косвенный налог на

товары, реализуемые на внутреннем

рынке частными фирмами

1. S - распределен, Р - не распределен

2. S и Р распределены

3. Ни S, ни Р не распределены

4. S - не распределен, Р - распределен

1. S - распределен, Р - не распределен

2. S и Р распределены

3. Ни S, ни Р не распределены

4. S - не распределен, Р - распределен

1. S - распределен, Р - не распределен

2. S и Р распределены

3. Ни S, ни Р не распределены

4. S - не распределен, Р - распределен

1. S - распределен, Р - не распределен

2. S и Р распределены

3. Ни S, ни Р не распределены

4. S - не распределен, Р - распределен

1. S - распределен, Р - не распределен

2. S и Р распределены

3. Ни S, ни Р не распределены

4. S - не распределен, Р - распределен

 

 

19. К какому виду суждений относится рассуждение?

1. Если не контролируешь себя, то тебя контролирует кто-то другой

2. Лишь при условии добросовестного отношения к учебе вы можете стать отличником

3. Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка

4. Люди получают друг от друга необходимые потребительские блага или услуги

5. Среди косвенных налогов главные поступления в бюджет обеспечиваются

налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами, акцизами

1. Соединительное

Разделительное

3. Условное

 

20. Отношения между суждениями как способ логической аргументации

Какое суждение будет истинным при истинности данного суждения: "все библиотеки являются научными учреждениями"?

Какое суждение будет ложным при ложности данного суждения: "некоторые книги рукописные"?

Какое суждение будет истинным при ложности следующего: "все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии"?

4. Какие суждения будут ложными при истинности следующего: "каждое суверенное государство - субъект международных экономических отношений"?

5. Какое суждение будет ложным при ложности следующего: "некоторые государства не имеют рыночную экономику"?

1. Некоторые библиотеки являются научными учреждениями

2. Ни одна библиотека не является научным учреждением

3. Некоторые библиотеки не являются научными учреждениями

1. Ни одна книга не является рукописной

2. Все книги - рукописные

3. Некоторые книги - нерукописные

1. Ни одна промышленно развитая страна не применяет безотходных технологий

2. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии

3. Некоторые промышленно развитые страны не применяют безотходных технологий

1. Ни одно суверенное государство не является субъектом международных экономических отношений

2. Некоторые суверенные государства - субъекты международных экономических отношений

3. Некоторые суверенные государства не являются субъектами международных экономических отношений

1. Все государства имеют рыночную экономику

2. Некоторые государства имеют рыночную экономику

3. Ни одно государство не имеет рыночной экономики

 

Тема: Умозаключение

21. Термины простого категорического силлогизма и правила их применения в логической аргументации

1. Выберите правильное определение терминов силлогизма

2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов является правильным?

3. Укажите верное определение первого правила терминов

4. Укажите верное определение второго правила терминов

5. Укажите верное определение

третьего правила терминов

1. Это понятия, входящие в заключение силлогизма

2. Это понятия, входящие в состав силлогизма

3. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении

1. Меньший термин - предикат средний термин - субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

2. Меньший термин - субъект, больший термин - предикат

заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

3. Больший термин - субъект, меньший термин - предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

1. В силлогизме должно быть только три термина

2. В силлогизме должно быть только два термина

3. В силлогизме должно быть только четыре термина

1. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

2. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

3. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

1. Термин, не распределенный в посылках, может быть распределен в заключении

2. Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении

3. Термин, не распределенный в посылках, может быть частично распределен в заключении

 

22. Термины простого категорического силлогизма и правила их применения в логической аргументации

Дайте правильное определение меньшего термина категорического силлогизма

Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма

 

3. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении?

Все экономисты приносят пользу государству.

Сидоров приносит пользу государству

Сидоров - экономист

4. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении?

Труд - основа жизни.

Учеба в университете - труд

Учеба в университете - основа жизни

5. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении?

Все учебники - полезны

Все учебники - книги

Все книги полезны

1. Понятие, которое в заключении является предикатом

2. Понятие, которое в заключении, является субъектом

3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении

1. Понятие, которое в заключении является предикатом

2. Понятие, которое в заключении является субъектом

3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении

 

1. Первое

2. Второе

3. Третье

 

23. Посылки простого категорического силлогизма и правила их применения в логической аргументации

1. Укажите верное определение первого правила посылок

2. Укажите верное определение второго правила посылок

3. Укажите верное определение третьего правила посылок

4. Укажите верное определение четвертого правила посылок

5. Укажите, какое знание содержится в посылках

1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

2. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением

3. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением

1. Если одна из посылок - отрицательное суждение, то заключение сделать нельзя

2. Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным

3. Если одна из посылок - отрицательное суждение, то заключение может быть и положительным

1. Из двух частных посылок заключения сделать нельзя

2. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует

3. Из двух частных посылок заключение сделать можно

1. Если одна из посылок - частное суждение, то и заключение будет частным

2. Если одна из посылок - частное суждение, то заключение будет общим

3. Если одна из посылок - частное суждение, то заключение сделать невозможно

1. Обосновывающее

2. Выводное

3. Исходное

 

24. По какой фигуре силлогизма построено умозаключение

1. Все экономисты знают логику.

Зайцев не знает логики.

Зайцев не экономист.

2. Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление.

Осмотр места происшествия следственное действие.

Некоторые следственные действия - обнаружение следов преступления.

3. Мышление - психический процесс.

Психические процессы имеются у животных.

Следовательно, мышление имеется и у животных.

4. Растрата - хозяйственное преступление.

Хозяйственное преступление - опасное деяние, предусмотренное УК.

Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой.

 

1. По первой

2. По второй

3. По третьей

4. По четвертой

 

25. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

1. Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее.

Студент Петров изучал логику.

Следовательно, студент Петров знает логику.

2. Николаев торгует на вещевом рынке, а все торгующие на вещевом рынке платят налог за торговое место.

3. Всякое преступление наказуемо в соответствии с действующим законодательством, следовательно, умышленное уклонение от уплаты налогов наказуемо в соответствии с действующим законодательством

4. Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила уличной торговли.

5. Петров обязан носить форму, потому что он работник таможенной службы.

 

1. По первой

2. По второй

3. По третьей

4. По четвертой

 

26. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение.

1. Я могу пойти на военную службу или заняться коммерческой деятельностью.

Я решил пойти на военную службу.

Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью.

2. Если Ершев купил телевизор, то он был в магазине.

Ершов не был в магазине.

Ершов не купил телевизор.

3. Если у Петрова есть экономическое образование, то он займется коммерческой деятельностью.

У Петрова нет экономического образования.

Петров не будет заниматься экономической деятельностью.

4. Оригинален, ибо мыслит.

(А.С. Пушкин о ЕЛ. Баратынском)

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно категорическое

4. С пропущенной меньшей посылкой

 

27. Индуктивное умозаключение в логической аргументации

1. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?

2. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?

3. К какому виду индукции относится следующая схема рассуждений?

S - Р

S - Р

S - Р

…………………………………

SSS…относятся к классу S

Вероятно, каждый элемент класса S - Р

4. К какому виду индукции относится следующая схема рассуждений?

S - Р

S - Р

S - Р

…………………………………

S - Р

Только SSS…. составляет класс S

Следовательно, каждый элемент класса S - Р

5. Изменится ли эффективность популярной индукции, если число случаев, закрепленных в посылках, будет разнообразнее?

1. Индуктивное обобщение! должно вестись по несущественным признакам

2. Индуктивное обобщение должно вестись по самому широкому спектру признаков

3. Индуктивное обобщение должно вестись по существенным признакам

1. Индуктивное обобщение следует распространять на все предметы действительности

2. Индуктивное обобщение следует распространять только на однородные и сходные предметы

3. Индуктивное обобщение следует распространять только на близкие по смыслу предметы.

1. Полная индукция

2. Неполная индукция

 

1. Полная индукция

2. Неполная индукция

 

1. Эффективность уменьшится

2. Эффективность повысится

3. Эффективность останется без изменений

 

28. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода

1. Учение о рынке развивалось в работах А. Смита, Д. Рикардо, А. Курно, А. Маршалла, Ф. Хайека, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина, П. Самуэльсона, М. Фридмана. Следовательно, все известные экономисты описывали экономические инструменты рыночного механизма.

2. Чижов вчера опоздал на занятия. Сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает

3. Вл. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев - русские философы-идеалисты. Следовательно, крупнейшие русские философы XIX века были идеалистами

4. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости

5. Все студенты 2-й учебной группы прибыли на практическое занятие по логике

1. Полная индукция

2. Неполная индукция

 

29. Какая ошибка допущена в данных утверждениях?

1. Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат

2. Синичка в окно постучит - будет известие

3. Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Значит, молния есть причина грома

4. Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен ответами трех первых студентов и высказал суждение: "Ваша учебная группа плохо подготовилась к экзамену"

5. Повышение зарплаты шахтерам, врачам и учителям повысило их уровень жизни. Значит, повышение зарплаты всех, кто занят физическим или умственным трудом, повышает их уровень жизни

 

1. Поспешность обобщения

2. Обобщение без достаточного основания

3. Подмена причинной связи

4. Подмена условного безусловным

 

30. Умозаключение по аналогии в логической аргументации

1. Выберите наиболее точное определение умозаключения по аналоги

2. Логический переход в выводах по аналогии регулируется соответствующим правилом. Укажите точную формулировку этого правила

3. Логический переход в выводах по аналогии регулируется соответствующим правилом. Укажите точную формулировку этого правила.

4. Определите виды аналогии по характеру выводного знания

5. Определите виды аналогии в зависимости от характера информации, переносимой с одного предмета на другой

1. Аналогия - одна из самых древних мыслительных операций

2. Всякая аналогия представляет собой умозаключение, посредством которого из сходства предметов в одних признаках выводится их сходство в других признаках

3. Аналогия - это умозаключение, в котором мысль развивается от знания одной степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер

4. Аналогия - это сходство между предметами, явлениями, процессами

5. Аналогия - это индуктивное умозаключение, при котором на основе сходства двух объектов по каким-либо параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам

6. Аналогия есть продолжение первоначального сходства, перенос его с известных свойств на неизвестные

1. Если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов

2. Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть не сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов

3. Если два единичных предмета сходны в определенных признаках то они могут быть не сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов

4. Если два единичных предмета не сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов

1. Нестрогая

2. Аналогия свойств

3. Строгая

4. Аналогия отношений

5. Ложная

 

Тема: Логические основы аргументации. Логика вопросов и ответов

31. Сущность и логическая структура доказательства

1. В каком значении употребляется в логике термин "доказательство"?

2. Какое из приведенных определений раскрывает логическую сущность доказательства?

 

3. Сравнивая логическое доказательство и судебное доказывание, из приведенных положений выберите одно различие между ними

4. Положение, истинность или ложность которого требуется доказать

5. Способ логической связи элементов доказательства

6. Суждение, которое приводится для подтверждения или опровержения положения, истинность или ложность которого требуется доказать

7. Согласны ли вы, что особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом доказательства, является заключением и формулируется заранее, а суждения об аргументах, которые служат посылками, остаются неизвестными и подлежат восстановлению?

1. Факты

2. Источники сведений о фактах

3. Процесс мышления

1. Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием

2. Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые

3. Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой

4. Это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается существенным признаком

1. Это мыслительный процесс обоснования одной истины другими истинами

2. Протекает по законам и правилам логики

3. Субъектом может быть любой человек

4. Доказательственными являются факты действительности

1. Демонстрация

2. Тезис

3. Аргумент

1. Да

2. Нет

 

32. Виды доказательства

1. На какие виды делится доказательство по способу аргументации?

2. Доказательство, заключающееся в обосновании истинности или ложности положения, находящегося в определенном логическом отношении с тезисом, называется...

3. Доказательство, заключающееся в непосредственном выведении из основания истинности или ложности тезиса, называется...

4. Какими методами осуществляется прямое подтверждение тезиса?

5. Какими методами осуществляется косвенное подтверждение тезиса?

6. В чем сущность апагогического подтверждения тезиса?

7. В чем сущность разделительного подтверждения тезиса?

1. Простые

2. Прямые

3. Правильные

4. Сложные

5. Косвенные

6. Неправильные

1. Прямым

2. Косвенным

1. Апагогическим

2. Индуктивным

3. Дедуктивным

4. Разделительным

1. Истинность тезиса обосновывается путем определения ложности всех возможных альтернатив тезису

2. Истинность тезиса обосновывается непосредственно аргументами

3. Истинность тезиса обосновывается путем определения ложности антитезиса

 

33. Какое доказательство называется прямым?

А) Это истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис.

Б) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г) Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

 

34. Каковы тезис и аргументы в следующем рассуждении: “Каждый отличник получает повышенную стипендию (а). Студент Степанов получает повышенную стипендию (б), так как он отличник (в) ”?

А) а - тезис, б и в - аргументы.

Б) б - тезис, а и в - аргументы.

В) в - тезис, а и б - аргументы.

Г) Это рассуждение вообще не является аргументацией.

 

35. Каков вид аргументации: “Вы говорите, что этот человек виновен. Этот человек не виновен, так как совершивший преступление должен был находиться в момент его совершения на месте преступления, а он был в другом городе”?

А) Прямое доказательство. Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение. Г) Косвенное опровержение.

 

36. Как избежать ошибки "круг в доказательстве"?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

В) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования которого в качестве аргумента выступит утверждение, являющееся тезисом.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

 

37. Какое из следующих утверждений является правилом тезиса?

А) Тезис должен быть сформулирован на языке формальной логики.

Б) Тезис должен быть доказуемым утверждением.

В) Тезис должен быть обоснованным утверждением.

Г) Тезис должен быть ясным и четким.

 

38. Что такое демонстрация?

А) Система умозаключений, показывающая логическое следование тезиса из аргументов.

Б) Система аргументов.

В) Риторическая убедительность аргументаторов.

Г) Признание реципиентом истинности тезиса.

 

39. Как называется логическое действие по разрушению доказательства?

А) Опровержением. Б) Критикой тезиса.

В) Критикой аргументов. Г) Критикой демонстрации.

 

40. Что такое тезис?

А) Это суждение, истинность которого доказывается.

Б) Это суждение, истинность которого должна быть доказана, поскольку оно полезно для общества.

В) Это суждение, истинность которого принимается в аргументации.

Г) Это суждение, истинность которого доказана ранее.

 

41. Сущность и логическая структура вопроса

1. Определите форму вопроса грамматическую

1. Повествовательное предложение

2. Вопросительное предложение

3. Риторическое вопросительное предложение

4. Побудительное предложение

5. Вопросительное предложение, выражающее просьбу

2. Какое из приведенных определений точнее выражает логическую сущность вопроса?

1. Вопрос - это предложение, выражающее недостаток информации

2. Вопрос - это требование найти, сообщить или уточнить неизвестное

3. Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность в целях получения новой информации

4. Вопрос - это осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности

5. Вопрос - это предложение, выражающее просьбу

3. Определите элементы логической структуры вопроса

1. Кванторное слово

2. Искомое знание

3. Базис

4. Связка

5. Требование перехода от незнания к знанию

4. Позитивная предпосылка вопроса - это. .

1) требование найти, сообщить или уточнить неизвестное

2) убеждение, что существует по крайней мере один истинный ответ на него

3) осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности

4) убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на него

5) исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но не достаточная для его разрешения

 

42. Виды вопросов в логической аргументации

По правильности постановки вопросы бывают

По способу запроса неизвестного вопросы бывают

3. По степени выраженности в тексте вопросы бывают

 

4. По отношению к познавательной

цели вопросы бывают

5. По количеству возможных на них

ответов вопросы бывают

6. По своей структуре вопросы бывают

1) явные

2) открытые

3) наводящие

4) корректные

5) провокационные

1) уточняющие

2) закрытые

3) сложные

4) явные

5) восполняющие

скрытые

2) узловые

3) явные

4) закрытые

5) восполняющие

корректные

2) закрытые

3) наводящие

4) открытые

5) узловые

скрытые

2) открытые

3) закрытые

4) сложные

5) простые

1) восполняющие

2) открытые

3) простые

4) узловые

5) сложные

 

43. Определите виды вопросов

1. Какие учебные дисциплины изучают студенты-международники в первом семестре?

2. Что такое социальные ресурсы?

3. Пойдете вы на занятия или не пойдете?

4. Если я буду учиться на отлично, то смогу получить золотую медаль?

5. Верно ли, что если он сдаст все экзамены на "отлично", то получит 15-процентную скидку на оплату за свое обучение в вузе?

6. Почему затруднено элиминирование экстралингвистических обусловленностей и эксплицирование именно сочетаемостных характеристик слова?

7. Как читает лекции этот преподаватель?

8. Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

1. Сложный

2. Открытый

3. Восполняющий

4. Наводящий

5. Скрытый

 

44. Какое правило постановки вопросов нарушено?

1. Вопрос экзаменационного билета. Индуктивное умозаключение: сущность, логическая структура и основные виды. Научная индукция и ее познавательная роль в деятельности юриста

2. Кем оставлены следы обуви человеком или животным?

3. Достигло ли лицо профессиональной зрелости?

4. Как можно не знать определения правовой нормы, имея высшее юридическое образование?

5. Я вас не спрашиваю - где вы были. Я спрашиваю - откуда вы идете?

6. Почему вы стоите ко мне спиной, когда я смотрю вам прямо в лицо?

1. Вопросы необходимо ставить корректно

2. Вопрос формулируется кратко и ясно

3. Вопрос должен быть простым.

4. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все

альтернативы

5. Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической.

1. Вопросы ставить необходимо корректно

2. Вопрос формулируется кратко и ясно

3. Вопрос должен быть простым

4. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы

5. Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической

 

45. Определите виды ответов

1. По отношению к вопросу

2. По области поиска

3. По грамматической структуре

4. По объему информации

5. По степени точности

6. По семантической характеристике и связи с объектом

1 Краткие

2. По существу вопроса

3. Развернутые

4. Прямые

5. Не по существу вопроса

1. Косвенные

2. Полные

3. Частичные

4. Прямые

5. Определенные

1. Истинные

2. Краткие

3. Ложные

4. Развернутые

5. Косвенные

1. По существу вопроса

2. Краткие

3. Полные

4. Частичные

5. Не по существу вопроса

1. Истинные

2. Ложные

3. Определенные

4. Истинные

5. Неопределенные

1. Прямые

2. Ложные

3. Полные

4. Краткие

5. Истинные

 

46. Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах

1. Приезжий спрашивает местного жителя:

Если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный вокзал?

Независимо от того, пойдете вы по ней или не пойдете, его там все равно не будет

2. У одного из современных отечественных политиков журналисты несколько раз спрашивали: "Будет денежная реформа или нет?" И каждый раз он давал такой ответ: "Денежно-товарная масса должна быть адекватна потребительской корзине"

3. Пришел мужчина к адвокату и спрашивает:

А сколько стоит задать вам два вопроса?

30 долларов. Так какой у вас второй вопрос?

4. - Что было раньше яйцо или курица?

Раньше все было!

5. На званом обеде два недоросля в развязном тоне спросили Вольтера:

Как правильно сказать - дайте нам пить или принесите нам пить?

Для вас не годится ни то и ни другое. Вы должны говорить: "Поведите нас на водопой"

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

 

1. Ответ должен быть ясными однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

 

Тема: Диалог, его виды. Логика дискуссии и спора

47. Какую уловку в споре называют “чрезмерным требованием уточнения тезиса”?

А) Эта уловка состоит в требовании разъяснять каждый аргумент.

Б) Эта уловка состоит в требовании разъяснять причины выдвижения тезиса.

В) Эта уловка состоит в требовании разъяснять происхождение тезиса.

 

48. Когда на учебном занятии может возникнуть дискуссия?

А) Когда начинается занятие.

Б) Когда преподаватель дает новую информацию.

В) Когда возникает интерес к теме.

Г) Когда кто-то из студентов не согласен с тезисом преподавателя.

 

49. Известный русский адвокат Плевако как-то защищал в суде укравшую грошовый чайник старушку. Прокурор решил в обвинительной речи перечислить все возможные аргументы, которыми мог воспользоваться. Плевако: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не только сострадание, а жалость. Но - частная собственность священна, и если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако: “Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Отдавали Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет". Какую уловку применил Плевако?

А) Аргумент к жалости. Б) Аргумент к невежеству.

В) Аргумент к публике. Г) Аргумент к человеку.

 

50. Как называется уловка в споре, когда вместо аргументации тезиса хвалят противника с надеждой, что он, будучи тронутый комплиментами, согласится принять тезис?

А) Довод к невежеству. Б) Довод к тщеславию.

В) Довод к авторитету. Г) Обращение к аргументу оппонента.

 

51. Кто при защите дипломной работы является основным реципиентом?

А) Оппонент. Б) Рецензент. В) Члены комиссии. Г) Студенты-сокурсники.

 

52. Как называется спор, в котором участники имеют цель достижение победы над противной стороной?

А) Дискуссия. Б) Диалог. В) Полемика. Г) Диспут.

 

53. Какое правило нарушено в следующей аргументации: “То, что ты имеешь, то имеешь. Рога ты не потерял. Следовательно, ты имеешь рога”?

А) Аргументы должны быть истинными суждениями.

Б) Аргументы должны быть независимыми от тезиса.

В) Аргументы должны быть непротиворечивыми.

Г) Аргументы должны быть достаточными.

 

54. Исключите лишнее слово:

а) дебаты, монолог, диалог, полилог;

б) острая полемика, спокойная полемика, умеренная полемика, неразборчивая полемика;

в) спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор с оппонентами, спор из-за демонстрации;

г) спор при слушателях, спор для слушателей, спор без слушателей;

д) дебаты, дрязги, свара, перебранка, дискуссия.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика