СГЮА, отечественная история (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
30.09.2016, 09:24

Объем работы –15-20 страниц печатного (компьютерного) текста, выполненного на листах формата А4, интервал 1,5; шрифт Times New Roman №; кегль 14. Ширина полей:  верхнее - 20 мм., левое – 30 мм., правое – 10 мм., нижнее – 25 мм.

Шифры контрольных работ

Номер темы

контрольной работы

Начальные буквы

фамилий студентов

2, 11 или 6

А, Б, В, Г, Д

1, 12 или 9

Е, Ж, 3, И, К, Л

13, 3 или 7

М, Н, О, П, Р, С

5 или 10

Т, У, Ф, Х, Ц, Ч

4 или 8

ш, щ, э, ю, я

 

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

1. Античный мир на территории России и сопредельных регионов.

2. Историческая наука о происхождении славян.

3. Восточные славяне до образования государства (основные занятия, общественное устройство, быт и верования).

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос целесообразно начать с понятия «античность» и определения его хронологии (IX-VII вв. до н.э. – IV-V вв. н.э.). Подчеркните, что именно в античном мире были заложены основы общества, которое в будущем назовут гражданским (признание личного достоинства граждан, их прав и свобод, равенство всех граждан, ограниченный контроль государства за жизнью общества, приоритет частнособственнических отношений и наличие законодательства, их регулирующего, законопослушание граждан). В работе следует остановиться на общественном строе, основных занятиях, религии народов греческих колоний Северного Причерноморья, показать специфику рабовладельческого строя у скифов (кочевников и земледельцев), сарматов, кавказских и среднеазиатских народов.

Говоря о происхождении славян, следует учитывать, что в современной исторической науке существуют две точки зрения по этому вопросу:

1. Славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2. Славяне переселились на территорию Восточно-европейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее – из района верховий рек Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда – на Днепр, где появились в VI–VII вв. В настоящее время более распространена в науке эта точка зрения.

Учтите, что наличие множества гипотез, основанных на археологических и лингвистических материалах (изложите основные из них), не предполагает однозначного ответа на поставленный вопрос.

Отвечая на третий вопрос, имейте в виду, что материалы о географических условиях жизни, хозяйстве, быте, языческой религии славян, племенных союзах можно найти в любом учебнике. Появление имущественного неравенства и знати, возвышение князей и дружинников в результате частых завоевательных походов, необходимость организации международной торговли и отражения внешней опасности – все это внутренние предпосылки образования государства у восточных славян. Племенные союзы и княжения можно рассматривать как зачатки государственности.

 

Тема 2. Формирование Древнерусского государства

1. Объединение восточнославянских земель в Древнерусское государство. Роль варягов в создании русской государственности.

2. Политический и экономический строй Древней Руси. Первые русские князья.

3. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует учитывать, что возникновение государства – закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный процесс, иногда растягивающийся на десятилетия и даже века. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, всегда условна. Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. Вопрос о роли варягов в формировании древнерусской государственности заслуживает внимательного рассмотрения. Нет никаких сомнений в том, что Древнерусское государство было в своей основе славянским. Поэтому, перечислив основные предпосылки формирования государства у восточных славян (см. методические рекомендации к предыдущей теме), следует подчеркнуть, что государство Киевская Русь возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества.

При ответе на второй вопрос отметьте, что до недавнего времени в отечественной исторической науке Киевская Русь характеризовалась как раннефеодальное государство. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального обществ. Приведите примеры, подтверждающие эту точку зрения. Говоря о первых киевских князьях, покажите, что Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые дипломатические соглашения со своими соседями. Не следует увлекаться подробностями боевых действий, первостепенное внимание необходимо уделить целям и результатам внешней политики Руси.

Отвечая на третий вопрос, остановитесь на легенде, связанной с выбором веры князем Владимиром. В действительности выбор религии был неслучайным. Он был предопределен принадлежностью Руси к европейской цивилизации, давними экономическими и политическими связями Руси и Византии. В ответе необходимо указать значение принятия христианства для культуры и морали, усиления княжеской власти, становления древнерусской народности, международного авторитета Киевской Руси.

 

Тема 3. Русские земли и княжества в XII–XIII вв.

1. Причины и сущность государственной раздробленности. Социально-политическая и культурная характеристика русских земель периода раздробленности.

2. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда.

3. Борьба Руси против агрессии немецких и шведских завоевателей. Александр Невский.

Методические рекомендации

Главное в ответе на первый вопрос – указать причины и значение перехода к раздробленности, показать закономерный характер этого этапа развития общества и государства. Среди причин нужно уметь выделить экономические (рост феодальных землевладений, господство натурального хозяйства, отсутствие экономических связей между регионами) и социально-политические (усиление могущества отдельных князей, ослабление влияния великого киевского князя, княжеские усобицы). Описание любой из русских земель эпохи раздробленности следует начинать с характеристики природных условий, географического положения. Особенности положения, социально-экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях. В Новгороде установилась феодальная вечевая республика. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии, а в Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Эти три феодальных образования играли главную роль в истории Руси XII–XIII вв. Владимиро-Суздальская земля и Новгород в будущем составят основу формирования великорусской народности и государственности. Галицко-Волынская Русь станет ядром формирования украинской народности, но собственную государственность утратит.

Монголо-татарское нашествие и иго – величайшая трагедия русской истории. Говоря о монгольском обществе, необходимо обратить внимание на его отличие, связанное с кочевым образом жизни, от европейского. Рассказав, кто такие монголы, как формировались их государство и войско, основное внимание следует уделить нашествию Батыя на Русь и установлению монголо-татарского ига. В чем заключалась суть монголо-татарского ига, начавшегося в 1242 г. и продолжавшегося 238 лет? В последнее время имеют место попытки преуменьшить отрицательные последствия монгольских походов и ордынского ига для Руси (Дж. Феннел, Л.Н. Гумилев). Последний вообще отрицает существование ига. Однако его доводы на этот счет не научны.

События военно-политической истории Руси ХIII в., связанные с именем князя Александра Невского, достаточно хорошо известны и не нуждаются в особых комментариях. Особое значение его победам придавала Русская православная церковь. Для церкви – немцы более страшная опасность, чем монголы. Это объяснялось тем, что язычники-монголы были веротерпимы и не вмешивались в религиозную жизнь Руси, а немцы угрожали католизацией. Господствующий класс Руси, в том числе и церковь, вынуждены были пойти на компромисс с ордынской властью для борьбы с немецкой и шведской агрессией, что имело отрицательные нравственно-политические последствия. Не преувеличивая масштабов сражений, выигранных Александром Невским, следует подчеркнуть их историческое значение: была остановлена экспансия на Русь с Запада.

 

Тема 4. Образование единого Российского государства (XIV-XVI вв.)

1. Роль Москвы и первых московских князей в объединении Руси.

2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига.

3. Становление и укрепление российского государства в конце XV– начале XVI вв. Роль православной церкви в объединении страны.

Методические рекомендации

Излагать события, связанные с образованием единого Российского государства, можно только после обоснования причин объединения русских земель и особенностей этого процесса в сравнении с Западной Европой (объединение на чисто феодальной основе, преобладание политических предпосылок над экономическими, многонациональный характер формирующегося государства). Называя причины возвышения Москвы (благоприятные природно-климатические условия, пересечение торговых путей, центр великорусской народности), следует помнить, что подобные условия имели и другие русские земли. Поэтому необходимо сделать акцент на отсутствие жесткой запрограммированности роли Москвы как центра объединения, на решающую роль в этом процессе политики первых московских князей. Следует указать двойственность исторической роли Ивана Калиты и сравнить его политику с политикой Дмитрия Донского как выразителя уже общерусских интересов.

При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что падение ордынского ига в 1480 г. было подготовлено длительным процессом усиления Московского княжества и ослабления Орды. Первостепенное внимание должно быть уделено политическому и военному значению победы русского народа в Куликовской битве. Следует подчеркнуть роль православной церкви, особенно ее авторитетнейшего деятеля Сергия Радонежского в формировании русского национального самосознания и духовного возрождения Руси. Подчеркните фактически бескровное падение ига монголо-татар и объясните его причины.

В исторической литературе достаточно полно изложен ход событий, связанных с присоединением к Москве княжеств и земель, завершившихся в первой трети XVI в. Кроме того, была уничтожена удельная система, при которой родственники московского князя являлись суверенными государями в своих уделах и даже делили с великим князем власть над Москвой. При ответе на вопрос следует помнить, что централизация государства – это не только «собирание земель», но и строительство государственного аппарата, унификация законодательства. Покажите, как из вотчины Московское княжество превращалось в огромное государство с многочисленными внутренними и внешними функциями, с общерусским государственным аппаратом, государственными символами и законами (Судебник 1497 г.). Раскрывая роль православной церкви в объединении страны, изложите основные идеи общественно-политической теории: «Москва – Третий Рим», которая уже в XVI в. станет частью официальной идеологии российского государства.

Сложившееся в начале XVI в. российское государство в работе правильнее будет называть не централизованным, а единым, так как подлинной централизации в нем еще не было. Не сложились прочные экономические связи между отдельными районами, центральный государственный аппарат находился только в стадии становления, значительную самостоятельность в своих делах сохранила церковь.

 

Тема 5. Российское государство в середине и во второй половине XVI в. Иван Грозный

1. «Избранная рада» и поиск путей укрепления государственной власти.

2. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия.

3. Внешняя политика России в правление Ивана Грозного.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, помните, что основной проблемой внутриполитической жизни России XVI в. является выбор путей централизации государства. Централизация – процесс закономерный, конкретные обстоятельства могут задержать его, но не повернуть вспять. Говоря о венчании на царство Ивана IV (1547 г.), следует четко указать его причины и значение с точки зрения:

а) международного положения Русского государства;

б) взаимоотношений царя и княжеской аристократии;

в) взаимоотношений светской и церковной властей.

Важно выдержать структуру ответа по реформам Избранной рады: законодательство – центральное управление – местное управление – военное дело – порядок прохождения службы. В литературе Избранная рада зачастую характеризуется как правительство соглашения, компромисса между различными слоями господствующего класса. Думается, что правильнее характеризовать его как правительство реформ, которые были выгодны всему господствующему классу. Реформы были направлены на создание стройного государственного аппарата в центре и на местах, на укрепление правосудия и создание сильной армии.

В последнее время историки (Д.Н. Альшиц, В.Б. Кобрин и др.) приходят к мысли о том, что Россия в середине XVI в. стояла перед выбором:

идти ли путем постепенных реформ и законотворчества к парламентской, сословно-представительной монархии либо идти по пути самодержавия с присущим ему деспотизмом, военизацией и закрепощением. Россия пошла вторым путем. Покажите причины этого выбора (столетия ордынского ига, холопские формы подданичества, насильственное объединение страны, слабость городов и «третьего сословия»). Уделите внимание личности Ивана Грозного, главной целью которого было упрочение собственной неограниченной власти. Средством достижения этой цели стала опричнина. В.Б. Кобрин характеризует опричнину как форсированную централизацию страны без достаточных экономических и социальных предпосылок. Главными средствами централизации и укрепления царской власти явились насилие и террор. В заключение изложите последствия опричнины Ивана Грозного.

В начале ответа на третий вопрос необходимо выделить направления внешней политики в середине XVI в.:

1) овладение Волжским торговым путем для развития торговли со странами Востока;

2) открытие возможности для беспрепятственного продвижения на Восток – в Приуралье и на Урал;

3) обеспечение безопасности со стороны Крыма;

4) укрепление на берегах Балтийского моря.

Отметьте, какие цели русское государство преследовало на каждом из этих направлений. Не следует сосредоточиваться на ходе боевых действий, важнее показать понимание международной обстановки и связь внешней политики с внутриполитическим положением страны.

 

Тема 6. «Смутное время» в русской истории

1. Россия на рубеже XVI–XVII вв. Кризис общества и государства. Борис Годунов.

2. Первая гражданская война в России. Феномен самозванства.

3. Борьба России с польско-шведской интервенцией.

4. Земский собор 1613 г.: воцарение династии Романовых.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, помните, что все явления русской истории конца XVI – начала XVII в. связаны с итогами правления Ивана Грозного. На преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне была направлена внешняя политика Б. Годунова. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных налогов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин введения крепостного права. Хозяйственное разорение усугубило последствия неурожая и привело к голоду, погубившему Годунова и приведшему к Смуте. Династический кризис, фактически созданный Иваном IV, стал причиной непрочности царской власти: новая власть еще не имела достаточного авторитета для того, чтобы удержаться в неблагоприятных условиях голода. Борис Годунов – одна из ярчайших фигур отечественной истории. Не случайно он привлекал внимание А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Н.М. Карамзина и многих др. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику Б. Годунова и свяжите ее с событиями Смутного времени.

В начале XVII в. в России разгорелась грандиозная гражданская война. Современники называли эти события Смутным временем или Смутой. В советской исторической литературе (в том числе и в учебниках) события начала XVII в. рассматриваются как крестьянская война и иноземная интервенция. Однако два названных явления не исчерпывают понятия Смуты, так как они были лишь частью гражданской войны. Поэтому в последнее время историки вернулись к более точному и емкому понятию Смуты или гражданской войны. Смутное время уходило корнями в русскую жизнь конца XVI в. Очень важно, чтобы Смута воспринималась не как сумма разрозненных событий. Все здесь тесно связано. Эту взаимосвязь необходимо постоянно иметь в виду. Говоря о движении И.И. Болотникова, следует учитывать, что в новейшей историографии использование понятия «крестьянская война» по отношению к его выступлению оспаривается.

Ответ на третий вопрос начните с определения понятия «интервенция» – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета. Определите цели государств-агрессоров в начале XVII в. Покажите рост освободительных настроений, патриотическую позицию главы русской православной церкви патриарха Гермогена, деятельность первого и второго народных ополчений. Нет сомнений в том, что общенародный подъем спас Россию от захватчиков. Вместе с тем понятие «народное ополчение» требует уточнений. В учебниках зачастую подчеркивается освободительная роль «низов» и предательская позиция господствующего класса. Это не всегда соответствует действительности.

Четвертый вопрос начните с изложения итогов Смутного времени (разорение и запустение земель, отторжение территорий, разрыв международных связей). Говоря о Земском соборе 1613 г., подчеркните, что избрание М.Ф. Романова на царство не сопровождалось подписанием документа типа «крестоцеловальной записи». Царская власть опять стала неограниченной.

 

Тема 7. Россия на пороге Нового времени (XVII в.)

1. Новые явления в экономике страны в XVII в.

2. Государственный строй России в XVII в. Соборное уложение 1649 г.

3. Церковь и государство в XVII в. Церковный раскол, его сущность и последствия.

4. Конец эпохи Средневековья в русской культуре XVII в.

Методические рекомендации

Изложение темы следует начать с оценки XVII в. в мировой истории. Великие географические открытия, начавшаяся колониальная экспансия, развитие капиталистических отношений, новое протестантское мировосприятие, буржуазные революции и первые попытки построения правового гражданского общества – все это разрушило тесные рамки средневекового общества и мировоззрения. Во всемирном масштабе начался переход к Новому времени. В XVII в. наблюдаются противоречия в экономической и социальной жизни России. С одной стороны, зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны, Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы нарастало. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации страны в Петровскую эпоху.

Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. Все происходившие в XVII в. изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. Если Ивану Грозному для установления безграничной собственной власти потребовались чрезвычайные террористические меры, способные запугать страну, то Алексею Михайловичу они были не нужны – его власть опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления.

Отвечая на третий вопрос следует отразить:

необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зрения установления единообразия богослужения;

стремление светской и церковной властей подвести книги и обряды к греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского государства в православном мире;

сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникновении старообрядчества;

консервативный характер идеологии раскола.

Следует отметить, что противостояние Никона и Алексея Михайловича является последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после разрешения которого речь пойдет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Основная суть русской культуры XVII в. состоит в широком «обмирщении», постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населения, культура деревни еще долго существовала в рамках традиции.

 

Тема 8. Россия в XVIII в.

1. Реформы Петра Великого.

2. Дворцовые перевороты: их социально-политическая сущность и последствия.

3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

4. Русская культура XVIII в.: от Петровских инициатив к «веку Просвещения».

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует дать характеристику экономического и политического развития России на рубеже двух столетий, для того чтобы показать необходимость начатых Петром I преобразований. Покажите суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте содержание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на основные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преобразовательной деятельности Петра I.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, следует ответить на вопрос: почему в условиях абсолютизма высшая государственная власть утратила стабильность, а переход власти от одной группировки к другой стал столь частым явлением? Проанализируйте петровский указ о престолонаследии, согласно которому царствующий монарх мог по своему усмотрению передавать престол, благодаря чему и открывались возможности для произвола. Подчеркните возрастание роли гвардии – военной элиты дворянства. Что привело к тому, что ее мнение стало решающим при смене лиц на престоле?

Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определение понятию «просвещенный абсолютизм» (политика второй половины XVIII в., проводившаяся правителями феодальных государств Европы для укрепления власти дворянства в условиях развития буржуазных отношений) и указать мероприятия во внутренней политике России второй половины XVIII в., характеризующие императрицу как сторонницу идей европейского просвещения (секуляризация церковных земель, созыв Уложенной комиссии и др.). Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам (1785).

Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразования в этой области (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значению эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла новая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с европейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в общественной и политической мысли использовались и приспосабливались к российским условиям теории «общественного договора» и «естественного права», в области просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учителя, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобразительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными последствиями.

 

Тема 9. Общественная мысль и общественно-политические движения в XIX в.

1. Движение декабристов.

2. Общественное движение второй четверти XIX в.

3. Общественное движение 60–90-х гг. XIX в.

Методические рекомендации

Освещение первого вопроса целесообразно начать с выяснения предпосылок движения декабристов. Выясните, какие факторы привели к становлению такого феномена русской истории, как «дворянская революционность»? Необходимо также выяснить и осветить особенности движения декабристов. Особое место в работе должны занять история создания декабристских организаций, анализ их программных документов. Уделите внимание ходу восстания декабристов и объясните причины их поражения. Объясните, как декабристы повлияли на духовно-нравственную жизнь российского общества, на развитие русской культуры, на дальнейшую политику правящих кругов.

Излагая второй вопрос, выясните факторы развития общественного движения 1830-1850-х гг., его особенности и основные этапы. Какие вопросы и почему стояли в центре идейных споров 30–50-х гг.? Охарактеризуйте деятельность организаций и кружков данного периода. Изложите основные положения идеологии славянофилов, западников и революционных демократов. Что было общего между ними, а что отличало друг от друга? К каким результатам привело общественное движение второй четверти XIX в.?

Изложение третьего вопроса целесообразно начать с выяснения причин активизации общественного движения 60-90-х гг. XIX в. Объясните, почему именно интеллигенция стала ведущей силой общественного движения пореформенной России? Далее необходимо дать характеристику русскому консерватизму, либеральному и народническому движениям, остановиться на анализе их тактики.

Расскажите о зарождении и становлении российской социал-демократии. Выясните, в чем состояли причины зарождения радикализма в России? Сделайте общие выводы по теме контрольной работы.

 

Тема 10. Россия в 1917 г.: пути исторического развития

1. Назревание революционного кризиса в стране в политической и экономической сферах.

2. Февральская революция. Падение самодержавия и проблема исторического выбора.

3. Нарастание политического кризиса. Апрельский, июньский и июльский кризисы.

4. Кризис демократической модели разрешения политических и социальных противоречий и реальная угроза военной диктатуры. Заговор генерала Л.Г. Корнилова.

5. Расстановка политических сил после поражения корниловского мятежа. Поиск вариантов «третьего пути» в новых условиях.

6. Октябрьские события в Петрограде. Причины победы большевиков.

Методические рекомендации

Освещая первый вопрос, покажите, как повлияла Первая мировая война, политика царизма на внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, в чем конкретно проявилась кризисная ситуация, сложившаяся в России к началу 1917 г. На фоне данного конкретно-исторического материала раскройте причины, характер, движущие силы Февральской революции, содержание лозунгов, под которыми выступали участники событий Февраля 1917 г. Объясните роль ведущих политических партий российского общества в ходе февральских событий, охарактеризуйте содержание их политических программ. Как изменялись их позиции под влиянием революции? Обратите внимание на позицию В.И. Ленина в вопросе о перспективах развития революции. Каких позиций придерживались в оценках развития событий лидеры других левых партий? Какими причинами были вызваны три политических кризиса в России, как российское общество выходило из них? Особое внимание обратите на альтернативу исторического развития, сложившуюся в стране после 4 июля 1917 г. Проследите, как развивались события в России вплоть до осени 1917 г. Постарайтесь ответить на вопрос: почему Временное правительство не смогло воспрепятствовать выступлению большевиков? Объясните, почему большевики резко активизировались после разгрома корниловского мятежа и какие факторы предопределили их успех и победу в октябре 1917 г. Приведите различные точки зрения в оценке октябрьских событий 1917 г.

 

Тема 11. Советский вариант модернизации российского общества  в первой половине XX в.

1. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика.

2. Сталинские индустриализация и коллективизация.

Методические рекомендации

Прежде чем приступить к изложению основного содержания первого вопроса, следует отметить, что под модернизацией понимается довольно сложный и длительный процесс обновления всех сфер жизни общества. Модернизация включает в себя следующие важнейшие элементы:

индустриализацию – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности, использование научно-технических достижений;

урбанизацию – небывалый рост городов;

демократизацию политических структур;

совершенствование знаний о природе и обществе и другие элементы.

Первым шагом в процессе модернизации явилась политика «военного коммунизма». Вспомните, что представляла собой по сути данная политика, осуществлявшаяся в годы Гражданской войны (с 1918 до начала 1921 г.)? Чем она была вызвана и какие элементы включала в себя из области политики, экономики, идеологии? Покажите, в чем проявилась несостоятельность политики «военного коммунизма» как метода социалистического строительства после окончания Гражданской войны?

При рассмотрении первого вопроса обратите также внимание на взгляды некоторых отечественных историков, согласно которым Нэп рассматривается как попытка российских политиков вернуть страну на общецивилизационный путь развития, ввести ее в русло мировой цивилизации, завершить модернизацию, реформировать. Необходимо обосновать, что представлял собой НЭП как комплекс социально-экономических мер. Следует охарактеризовать успехи, достигнутые благодаря НЭПу. Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса: почему правящая партия большевиков все-таки отказалась от новой экономической политики в конце 20-х гг.? Почему в середине 20-х гг. задача индустриализации являлась ключевой для экономики страны? Когда и где рассматривались вопросы индустриализации и какие принимались по ним решения? Обратите особое внимание на проблему источников накоплений для нужд индустриализации. Как эта проблема решалась в теории и на практике? Рассматривая вопрос об итогах индустриализации, обратите особое внимание на то, какой ценой были достигнуты определенные результаты форсированной индустриализации страны. Подумайте над следующим проблемным вопросом: превращение страны в индустриальную державу в ходе довоенных пятилеток: миф или реальность?

Как известно, составной частью «радикальной» модели модернизации страны явилась сплошная коллективизация сельского хозяйства. Обстоятельно рассмотрите этапы осуществления политики насильственной коллективизации. Проследите по первоисточникам процесс политической дискуссии в партии о путях преобразования сельского хозяйства. Обратите внимание на практику «чрезвычайных мер», проводившихся в отношении крестьян. Следует показать итоги сталинской коллективизации и ее главный итог – завершение процесса тотального огосударствления аграрного сектора экономики к 1937 г.

При обсуждении второго вопроса обстоятельно рассмотрите проблемы сталинской модернизации России в 1928-1938 гг. Используя конкретный исторический материал, покажите нарастание кризисных явлений в экономике как следствие стремления политического руководства страны к ускоренному технологическому, социально-экономическому и культурному преобразованию общества. Обратите особое внимание на оформление и борьбу двух моделей ускоренной модернизации, сложившейся в конце 20-х гг.

 

Тема 12. Россия и мир во второй половине XX в.

1. Фашизм как антиценность человеческой цивилизации.

2. Антигитлеровская коалиция как форма цивилизационных отношений в годы Второй мировой войны.

3. Ценности патриотизма и их проявление в Советской России в ходе Великой Отечественной войны.

Методические рекомендации

Рассматривая содержание первого вопроса, подчеркните, что фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Следует обратить внимание на содержание идеологии фашизма, ее характерные черты. В этом же вопросе целесообразно осветить историю образования фашистских партий в Италии и Германии. Подчеркните, что их деятельность едва ли могла бы быть столь успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Подумайте над дискуссионным вопросом: предполагал ли фашизм полное уничтожение западной цивилизации?

При освещении второго вопроса проанализируйте геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Расскажите о дискуссии, которая ведется вокруг данной проблемы в отечественной исторической науке. Кратко следует остановиться на освещении вопросов о политике СССР накануне войны, в начале Второй мировой войны и на ее первом этапе. Второй этап войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.) характеризуется началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Проследите на конкретном историческом материале, как шаг за шагом складывалась эта коалиция. Подумайте над вопросом: что положительного принесла с собой эта форма объединения?

Рассмотрение третьего вопроса предполагает раскрытие таких проблем, как превращение страны в единый боевой лагерь, массовая эвакуация населения, патриотическое движение по увеличению выпуска оружия и боевой техники, сбор денежных средств, участие церкви в общенародном патриотическом движении и др. Освещение указанных вопросов должно подвести к выводу о том, что победа над фашистской Германией, спасение мировой цивилизации были во многом предопределены проявившимся в различных формах патриотическим движением народов СССР и России.

 

Тема 13. СССР в 70-е – начале 90-х гг.

1. Внутренняя и внешняя политика страны в 70-е – первой половине 80-х гг. Застойные явления и их причины.

2. Первые попытки реформирования советского общества во второй половине 80-х гг.

3. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в начале 90-х гг.: сущность, причины, последствия.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса, постарайтесь объяснить, в чем состояла главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг. на разрядку международной напряженности? Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки? Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими и капиталистическими странами в 70-е – первой половине 80-х гг.

По ходу изложения материала необходимо проанализировать причины негативных явлений, возникших в жизни советского общества в 70-е – первой половине 80-х гг.

Следует обратить внимание на меры, принятые государственными и партийными органами по возрождению экономического потенциала страны и выхода из социально-политического кризиса. Охарактеризуйте политику «перестройки», начатую М.С. Горбачевым. Укажите на различные этапы «перестройки», их отличительные особенности. Какую роль, на Ваш взгляд, в развертывании политических реформ сыграла «гласность»?

Освещая основные вопросы плана контрольной работы, следует обратить также внимание и на такие вопросы: Как происходило в стране формирование многопартийности? С чем было связано обострение в СССР межнациональных отношений? В чем выразился конфликт между обществом и властью с 1989 по 1991 г.? Почему экономические и политические преобразования, начатые М.С. Горбачевым, не принесли желаемых результатов?

Определите историческое место августовских событий 1991 г. Дайте оценку предпринятым руководством России мерам по переходу страны к гражданскому обществу и правовому государству.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика