ТюмГАСУ, история (контрольная работа, варианты 1-20)
Узнать стоимость этой работы
21.03.2016, 20:51

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой индивидуального шифра (номера зачетки) студента. Например, если шифр заканчивается на цифру 2, следовательно, студент выбирает вариант под № 2, 12, 22 или 32 и т.д.

Вариант 1.

1. Теоретические вопросы:

1. Для чего нужна «история»? Какие существуют функции исторического знания?

2. Какие народы проживали на территории России в древнейшие времена?

3. Какими были предпосылки образования Московского (Российского) централизованного государства?

4. Где провел свои отроческие годы Петр I, чем занимался, и как это отразилось на его пристрастиях и вкусах?

5. Назовите причины отмены крепостного права в России?

6. Какими были причины и характер Первой мировой войны? Какие военные блоки противостояли в ней друг другу?

7. Каковы объективные и субъективные предпосылки новой экономической политики? Какие задачи предполагали решить большевики при помощи НЭПа?

8. Как происходила борьба за власть после смерти Сталина? Почему она закончилась победой Н.С. Хрущёва?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) А.И. Дубровин; б) Л.Д. Троцкий; в) В.М. Пуришкевич; г) Н.Е. Марков

II. Впишите термины:

А) Первоначально старшие дружинники в княжеской дружине, члены княжеского совета _______ в Московском государстве составляли первый чин служилых людей «по отечеству».

Б) Административно-территориальные единицы, созданные Петром I  в 1708 г. ______  первоначально делились на провинции и уезды.

В) Выборные всесословные органы местного самоуправления _______ вводились с 1864 г. в губерниях и уездах европейской части России.

III. Определите исторические личности:

А) Священник Благовещенского Собора в московском Кремле, протопоп. Член Избранной рады, духовник Ивана IV, оказывал на молодого царя большое влияние. Под его редакцией составлен «Домострой» – свод житейских правил и наставлений. В 1560 г. сослан в Соловецкий монастырь.

Б) Политический и государственный деятель. В 1930-1941 гг. председатель Совнаркома. В 1939-1940, 1953- 1956 гг. нарком (министр) иностранных дел. 23 августа 1939 г. подписал советско-германский договор (пакт) о ненападении. В 1941-1945 гг. заместитель председателя ГКО. Входил в ближайшее окружение И.В. Сталина, один из организаторов массовых репрессий. В 1957 г. вместе с Л.М. Кагановичем, Г.М. Маленковым выступил против политического курса Н.С. Хрущёва, выведен из состава ЦК.

 

Вариант 2.

1. Теоретические вопросы:

1. История – наука или искусство?  В чем специфика исторической науки?

2. Что такое первобытнообщинный  строй?  Каковы его особенности у древних славян и других народов России?

3. Как создавалось Московское (Российское) государство? Какими путями собирались земли вокруг Москвы при Иване III?

4. Что такое Азовские походы, и с какой целью они были предприняты      Петром I?

5. Почему обнародование Манифеста 19 февраля 1861 г. не сразу привело к ликвидации крепостнических отношений в деревне?

6. Как развивались события на Восточном фронте Первой мировой войны? Какой была самая успешная наступательная операция русской армии?

7. Как вы понимаете сущность понятия «индустриализация»? Совпадает ли оно с оценками этого термина властями СССР в 30-е годы?

8. Почему после смерти Сталина руководство СССР начало политику общественной либерализации? Кто стал её инициатором?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) В.М.Чернов; б) Н.М. Муравьев; в) М.И.Каховский; г) Пестель П.И.

II. Впишите термины:

А) Представители ханской администрации в русских землях __________ первоначально собирали дань.

Б) Противники церковной реформы патриарха Никона _______.

В) Собирательное название политических организаций и воинских формирований, противостоявших советской власти в Гражданской войне (лидеры А.В. Колчак, А.И. Деникин и др.) _______  ______.

III. Определите исторические личности:

А) Великий князь Московский, внук Дмитрия Донского. Московским князем стал в 10-летнем возрасте. Попадал в татарский плен, откуда был выкуплен за огромную сумму, собранную с народа. Одержал победу в многолетней войне с удельными князьями, своими братьями. В ходе войны был ими ослеплён (отсюда прозвище).

Б) Политический и государственный деятель. С 1928 г. на партийной работе на Украине, в 1931 – 1938 гг. секретарь Московского горкома ВКП(б). Один из организаторов массовых репрессий на Украине, в Москве. В 1955 – 1964 гг. 1-й секретарь ЦК КПСС, председатель Совмина СССР. На ХХ съезде КПСС (1956 г.) выступил с критикой культа личности Сталина, один из инициаторов политической «оттепели» второй половины 1950 – начала 1960-х гг. В октябре 1964 г. смещён со всех постов результате заговора партийно-государственной элиты.

 

Вариант 3.

1. Теоретические вопросы:

1. Обладает ли история прогностическими функциями? Что значит «без прошлого нет будущего»?

2. Какие виды хозяйства существовали в древности на территории России?

3. Когда к Московскому государству был присоединен Новгород? Почему он оказывал наибольшее сопротивление?

4. Что такое «великое посольство» Петра I. Каковы были его цели и результаты?

5. На каких условиях при отмене крепостного права освобожденные крестьяне получали земельные наделы? Как крестьяне отреагировали на эти условия?

6. Как Первая мировая война повлияла на социально-экономическую и политическую ситуацию в России? Какими были цели Прогрессивного блока?

7. В чем сущность понятия «коллективизация»? Можно ли считать различными понятия «коллективизация» и «политика сплошной коллективизации»?

8. В чем историческое значение ХХ съезда КПСС?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) В.М. Молотов; б) Г.М. Маленков; в) Г.Е. Львов; г) С.М. Киров

II. Впишите термины:

А) Ежегодный объезд князьями с дружиной подвластных территорий с целью сбора дани __________ . 

Б) Высший государственный орган церковного управления, созданный Петром I  в 1721 г.  __________ .

В) Члены тайных обществ, поднявшие в 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества __________.

III. Определите исторические личности:

А) Российская императрица, племянница Петра I, герцогиня Курляндская. Возведена на престол Верховным тайным советом, её правление отмечается засильем иноземцев в административных органах. Фактическим правителем страны был её фаворит Э.И.Бирон.

Б) Государственный деятель. В 1903-1906 гг. саратовский губернатор, с 1906 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров, ввел военно-полевые суды для борьбы с революционным движением. Проводил аграрную реформу, направленную на разрушение крестьянской общины. В 1907 г. добился роспуска II Государственной думы. В сентябре 1911 г. смертельно ранен в Киеве эсером-террористом Д.Г. Богровым.

 

Вариант 4.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем заключается воспитательное значение истории? Почему «история – учительница жизни»?

2. Каковы причины и предпосылки образования древнейших государств на территории нашей страны?

3. Какой хан в XV в. начал нашествие на Россию? С кем он заключил союз?

4. С какой целью Петр I вступил в Северную войну? Каковы ее итоги и последствия для России?

5. Какие последствия и в чем значение отмены крепостного права в России?

6. Какими были причины  и характер Февральской революции 1917 г?

7. Почему  на основе сплошной коллективизации началась ликвидация кулака как класса? Как она проходила?

8. В чем суть критики Н.С. Хрущева культа личности Сталина и что было сделано для ликвидации его последствий?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) образование Временного правительства; б) создание Государственной думы; в) Корниловский мятеж; г) Государственное совещание в Москве

II. Впишите термины:

А) Племенной союз восточных славян в среднем течении Днепра с центром в Киеве _________________ стал ядром Древнерусского государства.

Б) Политика преобразования устаревших феодальных социальных институтов при сохранении неограниченной власти монарха, провозглашалась Екатериной II _______________   _______________.

Б) Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отчуждаемые по крестьянской реформе 1861 г. в пользу помещиков  _______________ .

III. Определите исторические личности:

А) Флотоводец, адмирал, с 1790 г. командующий Черноморским флотом. Разработал маневренную тактику, одержал ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском сражении, у Тендры в 1790 г., у мыса Калиакрия в 1791 г. Успешно действовал в Средиземном море против Франции в 1798- 1800 гг. Участвовал в создании Греческой республики.

Б) Физик-теоретик, один из создателей водородной бомбы в СССР, общественный деятель. С конца 1950-х гг. активно выступал за запрещение ядерного оружия, один из лидеров правозащитного движения. После публикации своих работ на Западе, протеста против ввода советских войск в Афганистан сослан в г. Горький. Возвращён из ссылки в 1989 г., избран народным депутатом СССР. Лауреат Нобелевской премии мира 1975 г.

 

Вариант 5.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое социальная память? Как она связана с жизнью и поведением каждого человека?

2. Какие древнейшие государства возникли на территории России, и как происходил этот процесс?

3. Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?

4. Укажите основные события Северной войны. Как ход войны влиял на преобразования Петра I?

5. Назовите итоги земской и городской реформ 1864 г.?

6. Как происходило свержение самодержавия в России?

7. Каковы последствия сплошной коллективизации в СССР? Оправдана ли была эта мера?

8. Какие реформы осуществлялись Н.С. Хрущевым в управлении промышленностью?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) эсеры; б) меньшевики; в) октябристы; г) большевики

II. Впишите термины:

А) Собирательное название скандинавов в Древней Руси ___________ .

Б) Административно-территориальные единицы, созданные Петром I  в 1708 г. _________________  первоначально делились на провинции и уезды.

В) Возникшее после Второй мировой войны военно-политическое противостояние между СССР и США (и их союзниками) _____________ ____________ продолжалось до начала 1990-х гг.

III. Определите исторические личности:

А) Вел. князь Московский и Всея Руси. Вторым браком был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. При нём было свергнуто ордынское иго, присоединены к Москве Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, земли Великого Новгорода. Началось складывание централизованного государственного аппарата, составлен первый свод единого Российского государства.

Б) Государственный деятель, граф. Министр путей сообщения, с 1892 г. министр финансов, инициатор введения винной монополии, строительства Транссибирской железной дороги. В 1905 – 1906 гг. председатель Совета Министров, подписал в 1905 г. Портсмутский мир, завершивший русско-японскую войну. Автор Манифеста 17 октября 1905 г.

 

Вариант 6.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем состоит предмет исторической науки?

2. Что такое «призвание варягов», и как оно связано с процессом образования Древнерусского государства?

3. Какое государство в XV в. создал Иван III? Как изменилась государственная символика?

4. С какой целью Петр I проводил военную реформу? В чем она состояла?

5. Какие изменения в судебной системе предусматривались Судебными уставами 1864 г.?

6. Как происходило отречение Николая II? Как сложилась дальнейшая судьба последнего российского императора?

7. Существовали ли объективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР?

8. В чём состояли особенности аграрной политики Н.С. Хрущева?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) А.А. Брусилов; б) А.М. Василевский; в) И.С. Конев; г) Н.Ф. Ватутин

II. Впишите термины:

А) Административно-территориальная единица в России в XIV-XV вв. под управлением наместника _________________. 

Б) В эпоху дворцовых переворотов большую роль в политической жизни играли  любимцы (любовники) монархов, временщики ________________ .

В) Представительное учреждение, избранное для установления основ конституции России _______________   _______________ было разогнано 5.01.1918 г. большевистской властью.

III. Определите исторические личности:

А) Князь, боярин, полководец, народный герой. В Смутное время участник I земского и один из руководителей и командующий II земского ополчения 1611-1612 гг., руководил боевыми действиями против польско-литовских интервентов. Один из организаторов Земского собора 1613 г.

Б) Военачальник, генерал-лейтенант. В I мировую войну командовал бригадой, дивизией, корпусом, Западным и Юго-Западным фронтами. Один из лидеров Белого движения: в 1918 г. главнокомандующий Добровольческой армией, в 1919 г. – Вооружёнными силами Юга России. С апреля 1920 г. в эмиграции. Автор книг «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера».

 

Вариант 7.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем состоит сущность принципа историзма? Почему он является основополагающим не только для исторической науки, но и для других гуманитарных наук?

2. Какую роль в объединении славянских земель сыграла политика первых киевских князей – Олега, Игоря и Ольги?

3. Как изменилось территориальное деление и административный аппарат в  конце XV – начале XVI в? Что означал принятый Иваном III титул «государя всея Руси»?

4. В чем заключалась административная реформа Петра I?

5. Какие реформы проводились правительством Александра II в области народного образования и печати?

6. В чём была сущность возникшего после Февраля 1917 г. двоевластия? Как долго сохранялась такая ситуация?

7. Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти Сталина», «командно-административная система», «политическая система победившего социализма»?

8. Какие изменения произошли в период хрущевской «оттепели» в социальной сфере?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) образование Временного правительства; б) создание Государственной думы; в) Корниловский мятеж; г) Государственное совещание в Москве

II.Впишите термины:

А) Органы центрального управления в XVI-XVII вв. ______________ были отраслевыми и территориальными.

Б) Неофициальный совещательный орган при Александре I  в 1801-1803 гг. ____________ ____________ разрабатывал проекты реформ.

В) Процесс создания крупного машинного производства, осуществляемый в СССР с конца 1920-х гг. ускоренными темпами __________________.

III. Определите исторические личности:

А) Нижегородский посадский староста, торговец. Инициатор и один из создателей в 1611 г. Второго земского ополчения. В сражениях за Москву против польских интервентов проявил личную храбростью В 1612- 1613 гг. входил в земское правительство («Совет всей земли»). В 1613 г. пожалован в думные дворяне.

Б) Политический деятель, историк, публицист. Один из создателей и лидер Конституционно-демократической партии. В 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава. После октября 1917 г. в эмиграции. Автор трудов по истории России, революции, мемуаров.

 

Вариант 8.

1. Теоретические вопросы:

1. Какие существуют теории исторического процесса?

2. Какие цели преследовал в своих многочисленных походах князь Святослав? Почему эти походы закончились почти безрезультатно, не смотря на множество одержанных побед?

3. Чем поместное землевладение отличалось от боярского вотчинного?

4. С какой целью Петр I проводил преобразования в области экономики, торговли и финансов? Укажите наиболее важные из них. Что такое подушная подать?

5. Какие изменения произошли в русской армии в результате военной реформы 60–70-х гг.  XIX в.?

6. Какими были позиции ведущих политических партий (кадетов, меньшевиков, эсеров, большевиков) после Февраля 1917?

7. Как вы понимаете определение «враг народа», употребляемый в СССР в 30-е годы ХХ в.?

8. В чем состояла хрущевская «оттепель» в духовно-культурной жизни страны?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) учреждение Государственной Думы; б) создание «Союза русского народа»; в) создание Совета Народных Комиссаров; г) образование Конституционно-демократической партии

II. Впишите термины:

А) Категория лично зависимого населения в Древней Руси, по своему правовому положению близкая к рабам __________________.

Б) В эпоху дворцовых переворотов большую роль в политической жизни играли  любимцы (любовники) монархов, временщики ________________ .

В) Представительное законодательное учреждение в Российской империи было впервые созвано в 1906 г. ______________  ____________.

III. Определите исторические личности:

А) Протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола, писатель. В 1646- 1647 гг. входил в «Кружок ревнителей благочестия», затем выступил против реформ патриарха Никона, сослан в Сибирь. Осужден на церковном соборе 1666- 1667 гг. и сослан в Пустозерск. 15 лет провел в земляной тюрьме, затем сожжен. Автор свыше 100 литературных произведений, автобиографического «Жития».

Б) Командир партизанского соединения в Великую Отечественную войну. Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор. В 1941- 1945 гг. провел 5 рейдов по тылам германской армии (свыше 10 тыс. км.). Автор книги «От Путивля до Карпат».

 

Вариант 9.

1. Теоретические вопросы:

1. Каковы движущие силы исторического процесса? Какие точки зрения можно выделить при ответе на этот вопрос?

2. Что такое язычество? Почему процесс складывания единых государств сопровождался отказом от язычества и принятием одной из мировых религий?

3. Какие новшества вводились Судебником 1497? Какое это имело значение для страны?

4. В чем состояла сословная реформа Петра I? Каковы ее последствия?

5. В чем значе­ние реформ 60–70-х гг. XIX в. в истории России? Почему большинство из них проводились непоследовательно и остались незавершенными?

6. Чем был вызван апрельский кризис Временного правительства? Чем он закончился?

7. Почему НЭП считался, по мнению лидера большевиков В.И. Ленина, шагом назад? Можно ли считать, что судьба НЭПа была изначально предрешена?

8. В чём достижения и просчёты возглавленной Н.С. Хрущёвым «оттепели»? Как и почему он был отстранен от власти?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) А.В. Колчак; б) П.Н. Врангель; в) А.И. Деникин; г) М.В. Фрунзе

II. Впишите термины:

А) Разорившиеся общинники в Древней Руси, обязанные отрабатывать феодалу долговые обязательства ________________ .

Б) Обращение церковной собственности в светскую __________________ была осуществлена в 1764 г. Екатериной II.

В) Возникшее после Второй мировой войны военно-политическое противостояние между СССР и США (и их союзниками) _____________ ____________ продолжалось до начала 1990-х гг.

III. Определите исторические личности:

А) Потомок Чингисхана и  его старшего сына Джучи, хан Золотой Орды с 1380 г. В 1382 г. организовал поход на Русь, разорил Москву, вынудил Дмитрия Донского возобновить выплату дани. В последующей войне 1389-1395 гг. с Тимуром потерпел поражение.

Б) Государственный деятель, принадлежал к группе «либеральных бюрократов». В 1859-1861 гг. товарищ (заместитель) министра внутренних дел, фактический руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861 г. Провел аграрную реформу в Царстве Польском. Его брат – военный министр – руководил военной реформой.

 

Вариант 10.

1. Теоретические вопросы:

1. Как соотносятся между собой исторический процесс и историческое знание? Можно ли точно узнать «как было на самом деле»?

2. Что такое «крещение Руси»? Как оно связано с процессом образования Древнерусского государства?

3. В чем смысл идеологической доктрины (теории) «Москва – третий Рим»? Кто явился её автором?

4. В чем заключалась церковная реформа Петра I? Укажите ее цели и итоги.

5. В чем причины перехода Александра III к реакционной политике?

6. В чем причины июльского кризиса Временного правительства? Как он завершился?

7. Поясните понятия «федерация», «конфедерация», «унитарное государство». На каких принципах был построен в 1922 г. СССР?

8. Почему  после смещения Хрущева произошел отход от курса десталинизации и либерализации? В чём он проявлялся?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) А.И. Егоров; б) П.Н. Врангель; в) М.В. Фрунзе; г) М.Н. Тухачевский

II. Впишите термины:

А) Денежный сбор с крестьян  при их уходе от феодала в Юрьев день _______________ установлен Судебником 1497 г.

Б) Период глубокого социального, экономического и династического кризиса в Российском государстве конца XVI – начала XVII вв. ___________.

В) Низшей судебной инстанцией по судебной реформе 1864 г. стал  ______________ ____________, разбиравший мелкие уголовные и гражданские дела.

III. Определите исторические личности:

А) Князь, боярин, входил в Избранную раду – совет из ближайших сподвижников Ивана IV. Участник казанских походов, воевода в Ливонской войне. Опасаясь неправедной опалы от Ивана Грозного, бежал в Польшу, участвовал в войне с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о Великом князе Московском» и нескольких обличительных посланий Ивану Грозному.

Б) Политический и государственный деятель. Учился в духовной семинарии, с 1898 г. в социал-демократическом движении. В первом составе СНК нарком по делам национальностей, в 1922-1953 гг. ген. секретарь ЦК ВКП(б). Установил в стране режим личной власти и массового террора, проводил форсированную индустриализацию и коллективизацию. В период Великой Отечественной войны председатель ГКО, Верховный главнокомандующий. На ХХ съезде КПСС в 1956 г. подвергнут (посмертно) критике Н.С. Хрущевым.

 

Вариант 11.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический факт? При каких условиях то или иное известие можно считать историческим фактом?

2. Почему Киевская Русь приняла в Х в. христианство, в то время как ее ближайший сосед – Волжская Булгария примерно в то же время приняла ислам? Чем объясняются эти различия?

3. С каким прозвищем (и почему) вошел в историю Иван IV? Какие существуют оценки его исторической роли?

4. С какой целью Петр I проводил преобразования в области культуры и просвещения? Укажите наиболее важные из них.

5. С какой целью и в каких областях общественной жизни проводились «контрреформы» Александра III?

6. Какой была политическая программа Временного правительства в 1917 г.? Почему ему не удалось разрешить стоящих перед страной проблем?

7. Какие альтернативы преодоления затяжного кризиса НЭПа 1927-1928 гг. существовали? Кто в руководстве ВКП (б) их представлял? Чем вы можете объяснить победу сталинской альтернативы?

8. В чём были причины содержание «холодной войны»?  Какое событие стало её апогеем?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) П.И.Багратион; б) М.Б. Барклай де Толли; в) М.И.Кутузов; г) П.С.Нахимов

II. Впишите термины:

А) Система назначения на должности в Московском государстве с учетом происхождения и служебного положения предков _______________.

Б) Высший государственный орган по делам законодательства и административного управления, подчиненный императору _____________, учреждён в 1711 г. Петром I.

Б) Массовое создание в сельском хозяйстве СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. колхозов и совхозов __________________.

III. Определите исторические личности:

А) Российская императрица, возведена на престол гвардией. Внутренняя политика отличалась стабильностью, продворянской направленностью и снижением влияния иностранцев. При ней были отменены внутренние таможенные сборы, основан Московский университет, плодотворно работал М.В. Ломоносов, началась Семилетняя война.

Б) Священник, агент охранки. В 1904 г. организовал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих С-Петербурга». Инициатор составления петиции рабочих Николаю II, возглавлял шествие к Зимнему дворцу 9.01.1905 г., закончившееся их расстрелом («Кровавое воскресенье»). Находился в эмиграции, в октябре 1905 г. разоблачён и  казнен рабочими – членами боевой дружины эсеров.

 

Вариант 12.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

2. Какие последствия имело принятие христианства для развития Киевской Руси?

3. Кто входил в Избранную Раду? Какой характер носили её реформы?

4. Каковы итоги петровских преобразований? Как историки разных эпох оценивают реформы Петра I?

5. Какие меры были предприняты правительством Александра III для смягчения остроты аграрного вопроса?

6. Какой была цель выступления генерала Корнилова в августе 1917 г.? Чем оно закончилось? Какими стали его последствия?

7. Была ли в СССР 1920-1930 гг. необходимость ускоренной индустриализации? Аргументируйте ответ.

8. Какие изменения произошли во внешней политике СССР в период хрущевской «оттепели»? В чём причины Карибского кризиса?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) свободная торговля; б) продразверстка; в) трудовая повинность; г) нормированное распределение продуктов

II. Впишите термины:

А) Разорившиеся общинники в Древней Руси, обязанные отрабатывать феодалу долговые обязательства ________________.

Б) Высший законосовещательный орган Российской империи, созданный Александром I  в 1810 г. ______________ ______________ .

В) Политика обновления социализма и либерализации политического режима в СССР в 1985-1991 гг. под руководством М.С. Горбачева __________________.

III. Определите исторические личности:

А) Патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг. Провел церковную реформу с целью унификации богослужения, священных текстов и икон, что вызвало протест значительной части духовенства и прихожан и привело к расколу Русской православной церкви. После конфликта с царем Алексеем Михайловичем по вопросу о соотношении светской и духовной власти оставил в 1658 г. патриаршество. На Церковном соборе 1666 - 1667 гг. лишен сана, сослан в Ферапонтов монастырь.

Б) Военачальник, генерал от кавалерии. В Первую мировой войну командовал армией, Юго-Западным фронтом. В мае – июне 1916 г. провел самую успешную наступательную операцию, в результате которой русские войска прорвали оборону австрийской армии, вышли к Карпатам. В мае – июле 1917 г. Верховный главнокомандующий. С 1920 г. в Красной армии.

 

Вариант 13.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое нарративные источники? Какие из них используются при изучении истории России?

2. Каковы особенности международного положения Киевской Руси?

3. Какие реформы провёл Иван IV в начале правления? Какими стали их последствия?

4. Что такое «дворцовые перевороты»? Почему после смерти Петра I  началась эпоха дворцовых переворотов?

5. Какой период  в освободительном движении 1860–1880-х гг. называют «прокламационным»? Почему?

6. Какими были причины усиления политических позиций большевиков к осени 1917 г? В чём это проявлялось?

7. В чем вы видите истоки и конкретные причины Второй мировой войны?

8. Какой период (и почему) в отечественной истории называют «эпохой застоя»? Настолько правомерно такое название?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) смерды; б) рядовичи; в) бояре; г) закупы

II.Впишите термины:

А) Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет населения местного населения ________________.

Б) Отраслевые центральные органы государственного управления, образованные в 1802 г. вместо коллегий  _________________ .

В) Участники движения против господствующей в СССР коммунистической идеологии и тоталитарного режима (видные представители А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын) ________________. 

III. Определите исторические личности:

А) Великий князь Киевский, сын Владимира Крестителя. Изгнал Святополка Окаянного. Победами над врагами обезопасил южные и западные границы, установил династические связи со многими странами Европы. При нём была построена София Киевская, составлен первый письменный свод законов Древнерусского государства. Прозвище получил благодаря дальновидной взвешенной политике.

Б) Политический деятель. В 1895 г. участвовал в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», отбывал ссылку. С 1900 г. за границей издавал газету «Искра», лидер большевистского течения в РСДРП.  В октябре 1917 г. возглавил большевистский переворот, стал первым председателем Совнаркома. Руководил осуществлением политики «военного коммунизма», инициатор введения в 1921 г. новой экономической политики. Автор множества трудов по теории и практике марксистского учения.

 

Вариант 14.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое материальные источники? Какие вспомогательные исторические дисциплины занимаются их изучением?

2. Какие связи Киевская Русь поддерживала с Византийской империей?

3. Какие изменения произошли в военном деле при Иване IV? В чём особенность стрелецкого войска?

4. Какие события происходят в России в период правления Екатерины I и Петра II? Что такое «Верховный тайный совет», и с какой целью он был создан?

5. Дайте характеристику идейных направлений и организаций народнического движения 70–80-х гг. XIX в.

6. Как осуществлялась подготовка и свержение Временного правительства? Какие политические силы (и под чьим руководством) принимали в этом участие?

7. Каковы причины германо-советского сближения в 1939 г.? Существовали ли альтернативы этому?

8. Каково содержание и результаты экономической реформы 1965 г?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) коллегии; б) министерства; в) наркоматы; г)провинции

II. Впишите термины:

А) Денежный сбор с крестьян  при их уходе от феодала в Юрьев день _______________ установлен Судебником 1497 г.

Б) Неофициальный совещательный орган при Александре I  в 1801-1803 гг. _____________  ____________ разрабатывал проекты реформ.

В) Предпринятое в 1918-1922 гг. военное вмешательство ряда зарубежных стран во внутренние дела России, участие в Гражданской войне  ___________________.

III. Определите исторические личности:

А) Князь Суздальский, вел.князь Киевский, сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 1130-х гг. активно боролся за южный Переяславль и Киев (за что получил соответствующее прозвище). При нём впервые в летописи под 1147 г. была упомянута Москва. Отравлен киевскими боярами.

Б) Политический и государственный деятель. В 1950- 1956 гг. 1-й секретарь ЦК КП Молдавии, Казахстана, секретарь ЦК КПСС, с 1957 г. член Политбюро (Президиума) ЦК. Один из организаторов смещения Н.С. Хрущева в 1964 г. В 1964-1982 гг. 1-й (Генеральный) секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного совета СССР. В период его руководства в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах («эпоха застоя»).

 

Вариант 15.

1. Теоретические вопросы:

1. Какие существуют принципы и этапы исторического исследования?

2. Как складывались отношения Киевской Руси с кочевыми народами Востока?

3. Что такое опричнина? Почему Иван IV разделил страну на две части?

4. Как Анна Иоанновна оказалась на российском престоле? Почему ее правление называют «бироновщиной»?

5. Почему в 70–80-х гг. XIX в. быстро росло рабочее движение? Чем первые рабочие организации отличались от народнических организаций?

6. Октябрь 1917 г.: переворот или революция? Какие существуют  исторические оценки этого события?

7. Определить характер подписанных СССР и Германией в августе-сентябре 1939 г. секретных соглашений?

8. Как развивалась экономика СССР в 1960-1970-е гг.? Какие крупные предприятия были введены в строй (и в каких регионах)?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) уезды; б) поместья; в) станы; г) волости

II. Впишите термины:

А) Период глубокого социального, экономического и династического кризиса в Российском государстве конца XVI – начала XVII вв. ___________  _____________.

Б) Привилегированное сословие, имевшее во второй половине XVIII в. монопольное право владеть землей и крестьянами  __________________.

В) На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. создается большевистское правительство _________________ во главе с В.И. Лениным.

III. Определите исторические личности:

А) Русский царь. В его правление усилилась царская власть, оформилось крепостное право, были подавлены городские бунты в Москве, Новгороде, Пскове, восстание под предводительством Степана Разина. При нем произошел раскол Русской православной церкви. Важнейшими событиями во внешней политике стали воссоединение Украины с Россией, возвращение Смоленска и Северской земли.           

Б) Государственный и военный деятель, граф, генерал от артиллерии, фаворит Павла I. В 1808-1810 гг. военный министр, с 1810 г. глава Департамента военных дел Госсовета. В 1815-1825 гг. доверенное лицо Александра I. С 1819 г. главный начальник над военными поселениями. По повелению Александра I разработал проект освобождения крестьян (не реализован).

 

Вариант 16.

1. Теоретические вопросы:

1. Какие существуют методы исторического исследования? В чем особенности каждого из них?

2. Какие отношения поддерживала Киевская Русь со странами Западной Европы?

3. С какими целями Иван IV ввёл опричнину? Как долго существовала опричнина?

4. Какие изменения в политической и социально-экономической сферах происходят в период правления Анны Иоанновны?

5. Какие требования выдвигала российская либеральная оппозиция 70–80-х гг. XIX в.?

6. Какие решения были приняты на II съезде Советов? Какую роль они сыграли в утверждении большевистской власти?

7. Каково было отношение западных стран к советско-германскому сотрудничеству в 1939-1940 гг.?

8. В чём проявились негативные тенденции в социально-экономическом развитии страны в 1970-80-е гг.? Какие для этого имелись причины?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) оброк; б) барщина; в) пожилое; г) кормление

II. Впишите термины:

А) Особый царский удел в 1565-1572 гг., система чрезвычайных мер по борьбе с противниками центральной власти ________________.

Б) Члены тайных обществ, поднявшие в 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества __________________.

В) Высший законосовещательный орган Российской империи, созданный Александром I  в 1810 г. ______________  ______________ .

III. Определите исторические личности:

А) Граф, светлейший князь Таврический (1784). Один из участников дворцового переворота 1762 г., фаворит и ближайший помощник Екатерины II. С 1773 г. генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. В 1783 г. реализовал свой проект присоединения Крыма к России, руководил строительством Черноморского флота. Главнокомандующий в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Б) Государственный деятель, Герой Социалистического Труда (1964, 1974). В 1940- 1960 гг. заместитель председателя СНК (Совета министров) СССР, в 1948- 1952, 1960- 1980 гг. член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС. В 1964- 1980 гг. председатель Совета Министров СССР, предпринял попытку реформирования экономики (внедрение хозрасчета и т.д.).

 

Вариант 17.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем заключается сравнительно-исторический метод изучения истории?

2. Какой общественный и государственный строй существовал в Киевской Руси?

3. Кто входил в опричное войско? Чем занимались опричники? Какой была их символика?

4. Кому Анна Иоанновна завещала престол? Почему регентство Анны Леопольдовны было столь коротким?

5. В чем состояли особенности формирования российского капитализма в XIX  веке? Какие факторы тормозили его развитие на рубеже XIX–XX веков?

6. Как устанавливалась советская власть в Москве и окраинах страны в конце 1917 – начале 1918 г.? Почему большевики не встретили в этом серьезного сопротивления?

7. Как можно оценить  действия СССР в Польше, Прибалтике, Бесарабии, против Финляндии  в 1939-1940 гг.?

8. Какие военно-политические блоки были созданы в период «холодной войны»? Какие государства входили в них?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) А. Рублев; б)Е. Пугачев; в) К. Булавин; г) И. Болотников

II. Впишите термины:

А) Ежегодный объезд князьями с дружиной подвластных территорий с целью сбора дани _______________.

Б) Неофициальное правительство России в конце 1540-1550-х гг.  _____________ ______________ провела ряд реформ, направленных на государственную централизацию.

В) Участники движения против господствующей в СССР коммунистической идеологии и тоталитарного режима  ________________.

III. Определите исторические личности:

А) Мыслитель, писатель, автор оды «Вольность». Тираж его книги «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшей резкое обличение самодержавия и крепостничества, был конфискован. В 1790 г. был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой. По возвращении вновь выступал за отмену крепостного права. Екатерина II написала о нем: «бунтовщик хуже Пугачева»

Б) Военачальник, генерал от инфантерии. В I мировой войны командовал дивизией, корпусом, армией, был в плену и сбежал.  В июле – августе 1917 г. Верховный главнокомандующий. 25-31 августа 1917 г. возглавил вооруженное выступление с целью установления военной диктатуры. Один из организаторов Белого движения,  создатель Добровольческой армии. Погиб в марте 1918 г. в бою под Екатеринодаром.

 

Вариант 18.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое проблемно-хронологический метод изучения истории?

2. Какова была социальная структура Киевской Руси? Какие слои населения проживали в стране? Каково было их положение?

3. Какими были последствия (непосредственные и долговременные) опричной политики Ивана IV?

4. Каковы основные направления внутренней политики России в период царствования Елизаветы Петровны?

5. Каково было состояние сельского хозяйства в России накануне Первой мировой войны?

6. Какими были первые социально-экономические мероприятия советской власти? Какую роль они сыграли в утверждении новой власти?

7. Что такое «ленд-лиз»? Какую роль он сыграл в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне?

8. Что на Западе называли «доктриной Брежнева»? В каких событиях она проявилась?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

 а) К.Е. Ворошилов; б) Л.Г. Корнилов; в) А.И. Деникин; г) А.В. Колчак

II. Впишите термины:

А) Основная часть Российского государства, не включенная Иваном IV в опричнину _________________  управлялась Боярской думой и приказами.

Б) Высший государственный орган церковного управления, созданный Петром I  в 1721 г.  _______________  возглавлялся обер-прокурором.

Б) Либерализации политического режима в СССР  в 1953-1964 гг. под руководством Н.С.Хрущева  ______________.

III. Определите исторические личности:

А) Князь Новгородский и Киевский, не принадлежал к династии Рюриковичей. В 882 г. захватил Киев, убив Аскольда и Дира, назвал его «матерью городов русских» и сделал столицей Древнерусского государства. Совершил два победоносных похода в Византию. Прозвище получил благодаря способности предвидеть будущее.

Б) Политический и государственный деятель. Один из создателей и лидер партии октябристов. В 1910- 1911 гг. председатель Государственной думы. 2.03.1917 г. вместе с монархистом В.В. Шульгиным принимал в Пскове отречение Николая II. Военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов выступления генерала Л.Г. Корнилова. С 1919 г. в эмиграции. 

 

Вариант 19.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем особенность проблемно-аналитического метода изучения истории?

2. Что такое «Русская правда»? Какое значение имел этот документ для истории Древней Руси?

3. Какие территории в Поволжье были присоединены к Российскому государству при Иване IV? Как это происходило?

4. Почему период правления Петра III оказался столько коротким? Что успел он сделать за полгода своего царствования?

5. Какие особенности имела социальная структура России на рубеже XIX–XX веков?

6. Какими были цели и состав Учредительного собрания? Чем закончилась её работа? Какие это имело последствия?

7. В чем сходство и в чем различие причин поражений Красной армии летом-осенью 1941 г. и весной-осенью 1942 г?

8. В какие страны  (и почему) вводились советские войска в период «холодной войны»? Какими были последствия этих событий?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) уезд; б) вотчина; в) провинция; г) губерния

II. Впишите термины:

А) Вид земельного владения в XV-XVII вв. _________________ давалось государством служилым людям за несение военной и государственной службы, первоначально без права  продажи, обмена и наследования.

Б) Новобранцы, набиравшиеся с 1705 г. с определенного количества дворов из податных сословий (крестьян, мещан и др.) на пожизненную военную службу _____________.

В) Высший государственный орган в период Великой Отечественной войны во главе с И.В. Сталиным ____________________ обладал всей полнотой власти в стране.

III. Определите исторические личности:

А) Глава варяжского отряда, призванный в 862 г. ильменскими славянами на княжение. Прибыл вместе с братьями Синеусом и Трувором. Княжил в Ладоге, затем в Новгороде. Основатель династии Киевских, Владимирских, Московских князей.

Б) Российский император. В 1860-1870-е гг. осуществил ряд либеральных реформ (отмена крепостного права, земская, судебная, военная и др.), способствовавших буржуазному развитию страны. При нём завершилось присоединение к России Кавказа, Казахстана, части Средней Азии, русская армия участвовала русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1881 г. был убит народовольцами, в официальной литературе именовался Освободителем

 

Вариант 20.

1. Теоретические вопросы:

1. Какова сущность феноменологического метода изучения истории?

2. Почему правление Ярослава Мудрого считается временем наивысшего расцвета Киевской Руси как единого государства?

3. Какими были цели Ливонской войны? Против каких государств воевала Россия? Какими стали итоги Ливонской войны?

4. Укажите основные направления внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов. В чем Россия добилась успехов, и какие задачи решить не смогла?

5. С какой целью проводились реформы С.Ю. Витте? В чем они заключались?

6. Когда и на каких условиях Россия вышла из Первой мировой войны? Какими стали последствия Брестского мира?

7. Назовите причины Великой Отечественной войны. Какой план нападения на СССР разработали фашисты? Назовите основные периоды ВОВ.

8. Какими были особенности общественной и культурной жизни СССР в 1960-х – начале 1980-х гг.?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) С. Дежнев; б) В. Поярков; в) И. Федоров; г) Е. Хабаров

II. Впишите термины:

А) Вид земельной собственности, наследственное владение феодала __________________  возникла в X-XI вв.

Б) Высший государственный орган церковного управления, созданный в 1721 г. Петром I   _______________  возглавлялся обер-прокурором.

В) Публицистическое название период стабилизации и начала кризиса социализма в СССР в 1960- начале 1980-х гг. ____________ _________ традиционно связывается с именем руководителя страны И.Л. Брежнева.

III. Определите исторические личности:

А) Граф, обер-камергер, герцог Курляндский (1737), фаворит императрицы Анны Ивановны, пользовался ее неограниченным доверием. Его политика привела к засилью иностранцев, разграблению богатств страны, жестокому преследованию недовольных. После дворцового переворота 1740 г. сослан в Пелым. Помилован Петром III.

Б) Российский император, при вступлении на престол подавил восстание декабристов. При нём усилилась централизация бюрократического аппарата, создано III отделение Собственной канцелярии, издано Полное собрание законов Российской империи, неоднократно созывались секретные комитеты для обсуждения вопроса об отмене крепостного права (без результата), распространялась теория «официальной народности», подавлено Польское восстание 1830-1831 гг., началась Крымская война 1853-1856 гг.  



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика