ТУСУР, история политических и правовых учений (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
20.09.2016, 18:28

Выбор варианта контрольной работы

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по общим правилам с использованием следующей формулы:

V = (N × K) div 100,

где V — искомый номер варианта,

N — общее количество вариантов, div — целочисленное деление,

при V= 0 выбирается максимальный вариант, K — код варианта.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема «Политико-правовые учения Древнего Востока»

Вариант 1

Определите цели политики Древнего Египта на основе данного текстового документа.

Речения Ипусера (прежнее чтение — Ипувера), жившего, если он был исторической личностью, в конце эпохи Среднего царства (начало XVIII  в. до н. э.), дошли в записи, судя по языку и орфографии, эпохи Нового царства (ок. 1300 г. до н. э.). Они записаны на иератическом папирусе, обнаруженном подле Мемфиса, в некрополе Саккара, и хранящемся ныне в музее г. Лейдена в Нидерландах. Землю, он захватил сильного во время бедствия. Смотрите: змея [урей] взята из гнезда своего [из головного убора царя]. Тайны царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем известны. Столица встревожена  недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивляться. Страна, она связана шайками грабителей. [Что касается] сильного человека, то подлый берет его имущество. Смотрите: червь  [гложет] [знатных] покойных: тот, который не мог сделать себе саркофага, он [теперь] стал владельцем гробницы. Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не мог сделать себе    [даже] гроба, он стал «владельцем» заупокойного имения. Смотрите: это свершилось теперь с людьми. Тот, который не мог себе построить [даже] хижину, он стал [теперь] владельцем дома. Смотрите: придворные изгнаны из домов царя. Смотрите: благородные женщины находятся на баржах-шеду. Вельможи пребывают в закромах. Тот, который не спал [даже] рядом со стеной, он стал [теперь] собственником ложа. Смотрите: владелец богатства проводит ночь [теперь], страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок [напитков], теперь собственник кувшинов, кидающий их наземь. Смотрите: владельцы роскошных одеяний [теперь] в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя, [теперь] владелец тонкого полотна. Смотрите: тот, который никогда не строил себе [даже] лодки, стал [теперь] владельцем кораблей. Настоящий же их собственник смотрит на них, но они уже не принадлежат ему. Смотрите: тот, который не имел тени [опахала], стал [теперь] собственником тени. [Бывшие же] собственники тени [охлаждаются только] при дуновении ветра. Смотрите: тот, который не знал [даже] лиры, стал [теперь] владельцем арфы. Тот, который [даже] для себя не пел, он восхваляет [теперь] богиню Мерт. Смотрите: собственники поставцов из меди не украшают больше сосудов ни на одном из них. Смотрите: тот, который спал без жены из-за бедности, он находит [теперь] благородных женщин. Тот, который не смотрел на него, [теперь] стоит, уважая [его]. Смотрите: тот, который не имел своего имущества, стал [теперь] владельцем богатств. Вельможи восхваляют его. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Смотрите [руко] водимые стали собственниками рабов. Тот, который был [сам] посыльным, посылает другого. Смотрите: тот, который не имел своего хлеба, [стал] собственником закрома. Снабжена его кладовая собственностью другого. Смотрите: тот, волосы которого выпадали, потому что он не имел своего масла, стал собственником [целых] кувшинов со сладким мирром. Смотрите: не имевшая [даже] ящика [с добром] стала владычицей [целого] груза. Та, которая смотрела на свое лицо в воде, [стала] владелицей зеркала. Смотрите... Смотрите: хорош тот человек, который ест свой хлеб. Питайся своим имуществом в радости сердца. Не отворачивайся  от него, [ибо] полезно человеку есть свой хлеб. Бог повелевает это тому, кто восхваляет его... Смотрите: тот, который не [з]нал бога, тот жертвует ему воскурения другого. Тот, который не знал [...Смотрите]: благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц. Смотрите: человек [знатный брал себе] благородную женщину в качестве жены, и его защищал отец ее. [Теперь же] не имеющий такого тестя убивает его. Смотрите: дети сановников [теперь] в [лохмотьях, скот] стад  их  принадлежит грабителям. Смотрите:  мясники режут [теперь] скот бедняков, ибо скот в руках грабителей. Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет [теперь] откормленных быков. Тот, который не знал [даже] ящерицы, видит [теперь яства] всевозможные. Смотрите: мясники режут гусей, и они [гуси] жертвуются богам вместо быков. Смотрите: рабыни... жертвуют вещество апех. Благородные женщины... Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники... их повержены страхом смерти. Смотрите: начальники страны спасаются бегством; они не находят даже] милостыни (?) из-за скудости. Владелец наград бедствует (?).. Смотрите: владелицы ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи [для других]. Смотрите: все должности, они не на своих местах, подобно испуганному стаду без  пастухов. Смотрите: скот разбегается. Нет никого, который бы собирал его. Каждый приводит себе его, клеймя своим именем. Смотрите: убивают человека рядом с братом своим. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Смотрите: тот, который не имел [даже] своей упряжки [т. е. двух быков], стал владельцем стада. Тот, который не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота. Смотрите: тот, который не имел своего зерна, стал владельцем стада. Тот, который брал в долг зерно, [теперь] сам дает его. Смотрите: тот, который не имей [даже] временных рабов, стал [теперь] собственником наследственных рабов. Тот,  который был «вельможей», [теперь] сам исполняет поручения; Смотрите: сильным [знатным] не [докладывается положение] народа. [Все] приближается к гибели. Смотрите: все ремесленники, они не работают. Похитили враги страны ее ремесла. [Смотрите: тот, который собрал] жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал [для] себя, получает жатву. [Жатва] созревает, [но], о ней не доносит [никто]. Писец сидит [в своей канцелярии], руки его бездействуют в ней.

 

Вариант 2

Определите предназначение людей, государственное устройство, роль государства и права по древнеиндийскому тексту «Архашастра».

Учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении — так считает школа Манава, ибо философия, говорит она, это раздел учения о трех ведах.

Учение о хозяйстве, учение о государственном управлении — так считает школа Брихаспати, ибо учение о трех ведах для знающего житейский обиход только оболочка.

Учение о государственном управлении — единственная наука — так считает школа Ушанаса, ибо с ним связаны начала всех наук.

Наук именно четыре — так считает Каутилья. Так как ими познаются закон и польза, то в этом и заключается понятие науки.

Философия — это санкхья, йога и локаята.

Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств:  в учении о трех ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать.

Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава:  «Установление места философии» в разделе «Определение наук» в первом отделе «О правилах поведения».

Установление места учения о трех ведах

Сама-, Риг-, Яджур-веды составляют троицу (вед). Атхарва-вёда и Итихасаведа тоже веды. Учение о произношении, обрядовый ритуал, грамматика, этимология, метрика, астрономия —  это  вспомогательные науки.

Этот закон троицы вед полезен тем, что устанавливает свои законы для каждой из четырех каст 16 и для каждой из четырех ступеней жизни.

Артхашастра. Первый отдел. О правилах поведения Закон для  брахмана — учение, обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия — учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи — учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры — послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.

Закон для домохозяина — добывание средств к жизни  соответствующей ему работою, брак в равной семье, но с разными предками, (после брака) половые сношения в установленное время, раздача даров  богам, предкам, гостям, слугам и поедание остатков от жертвоприношений.

Закон для ученика — учение, поддерживание священного огня, омовения, обет нищенства, служение учителю до конца жизни, после его смерти сыну учителя или соученику. Закон для удалившегося в лес — половое воздержание, ложе на земле, ношение косы, одевание в антилоповую шкуру, поддержание жертвенного огня, омовения, почитание божеств, предков, гостей и лесная пища.

Закон для странствующего отшельника — обуздание чувств, прекращение (всяких) действий, отсутствие собственности, прекращение общения с людьми, принятие милостыни, жизнь в лесу в разных местах, чистота внешняя и внутренняя. Закон для всех — отсутствие насилия, правдивость, чистота, независтливость, незлобивость, прощение и терпение. Соблюдение (каждым) своего закона ведет на небо и к вечности. При его нарушении мир погибает от смешения каст.

Поэтому пусть царь не допускает нарушения своего закона живыми существами, ибо соблюдающий свой закон радуется здесь и после смерти. Ведь  мир  с  твердо  установленными  (разграничениями  между  ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает  и не гибнет.

Так в Артхашастре Каутилъи гласит третья глава «Установление места учению о трех ведах» в разделе «Определение наук» в первом отделе «О правилах поведения».

Установление места учению о хозяйстве и учению о государственном управлении

Учение о земледелии, о скотоводстве, о торговле составляет учение о хозяйстве. Оно приносит пользу доставлением зерна, скота, золота, лесного товара и обязательного труда.

При помощи его царь подчиняет себе сторонников и врагов через казну и войско.

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении, она — средство для обладания тем, чем не обладали, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро. С нею связаны мирские дела, поэтому тот, кто хочет (успеха) в мирских делах, пусть всегда будет с поднятым жезлом. Нет ведь подобного средства удержания в своей власти живых существ, как жезл, так говорят учителя.

Нет, говорит Каутилья, ибо царь с грозным жезлом вызывает страх у существ, а у кого жезл мягкий, тем пренебрегают. Тот, кто владеет жезлом надлежащим образом, чтится. Ибо жезл, употребляемый с истинным пониманием, приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение. Плохо употребляемый от неведения, страсти и гнева, он вызывает гнев даже  у удалившихся в лес и странствующих отшельников, тем более у домохозяев. Не примененный к делу жезл создает положение как у рыб, т. е. ввиду отсутствия держателя жезла более сильный поедает слабого. А охраненный жезлом преуспевает.

Люди, принадлежащие к четырем кастам и к четырем ступеням жизни, охраняются царем при помощи жезла (наказания); преданные своим обязанностям и занятиям, они благополучно живут в своих обиталищах.

 

Тема «Политические и правовые взгляды Древней Греции»

Вариант 3

Рассмотрите политические и правовые идеи античности на примере произведения Платона «Государство». Каким должно быть идеальное государство, в чем основы теории Платона о типах душ и родах занятий людей. Определите роль правителя и народа.

«Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

— Да, мы в этом согласились.

— И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

— Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве».

«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».

«Во  всех   государствах   справедливостью  считается   одно   и то   же, а именно то, что пригодно существующей власти».

«Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям».

 

Вариант 4

Проанализируйте развитие софистики в Древней Греции. Какова роль философии, права, истории в данном процессе. Каков предмет споров был у древнегреческих софистов. Каким выступало государство  в идеях Парменида, Геродота.

«Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, и несуществующих — в том, что они не существуют».

 

Тема «Политические и правовые учения Древнего Рима»

Вариант 5

Составьте схему «Государственное устройство Древнего Рима в период республики, принципата и домината». Укажите генезис органов государственной власти, а также отмирание ненужных госаппаратов с течением времени. В таблице укажите год введения нового органа, год упразднения.

 

Вариант 6

Проанализируйте социальную систему Древнего Рима. Найдите в текстах древнеримских философов и юристов указание на права рабов либо, наоборот, на их бесправное положение. Составьте градацию взглядов ученых по степени их отношения к проблеме рабства (полностью поддерживающие, умеренные, отрицающие данный институт).

 

Тема «Политические и правовые взгляды в Европе в период средневековья»

Вариант 7

Определите политико-правовые идеи раннего христианства на примере идей Апостола Павла.

Огромное влияние Павла на развитие христианства можно было объяснить следующим:

1. Его огромным успехом в миссионерской деятельности.

2. Его «Посланиями», которые составляют значительную часть Нового Завета.

3. Его ролью в развитии христианской теологии. Ему принадлежат постулаты следующие постулаты.

Иисус был не только вдохновенным пророком, он был Сыном Божьим. Христос умер за грехи наши, и его страдания могут спасти нас. Для того, чтобы обрести спасение, человеку недостаточно просто следовать библейским предписаниям, он должен принять Христа. И тогда, если он принимает Христа, его грехи будут прощены.

Здесь впервые в христианстве выдвигается положение о том, что политическая власть происходит от бога, что послужило основой для превращения христианства в официальную, государственную религию.

Из 27 книг Нового Завета Павлу приписывают авторство не менее 14. Хотя современные ученые полагают, что не менее пяти из этих книг было написано другими, ясно, что Павла можно считать основным автором Нового Завета.

Его взгляды на женщин и секс, включенные в Священное писание, оказали заметное влияние на отношение к этим проблемам в более поздние времена. Известно его изречение по этому поводу:

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

 

Вариант 8

Прокомментируйте высказывание Ф. Аквинского из трактата «О правление государей». Какая главная политико-правовая проблема озвучена автором? Ответ обоснуйте.

«Поистине, один человек сам по себе не смог бы выжить. Итак, для человека естественно, что он живет в обществе многих. Более того: другим существам присуще природное чутье ко всему тому, что им полезно или вредно, например, овца от природы определяет в волке врага. Некоторые животные с помощью природного умения узнают какие-либо целебные  травы и прочее, необходимое им для жизни. Человек же имеет врожденное знание о том, что ему необходимо для его жизни, только в общем, как если бы он был в состоянии дойти с помощью разума от познания общих начал до единичных, необходимых для его жизни. Невозможно, однако, чтобы один человек своим разумом постиг все вещи такого рода. Следовательно, человеку надлежит жить во множестве, чтобы один помогал другому и разные люди использовали свой разум для того, что необходимо узнать в раз- личных областях...».

 

Вариант 9

Рассмотрите концепцию Фомы Аквинского о  типологии государств на следующие виды: аристократию, олигархию, демократию, смешанное правление, монархию и тиранию. Какими преимуществами обладает монархия, по мысли Ф. Аквинского?

«... один управляет лучше, чем многие, потому что они только при- ближаются к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. В самом деле среди множества частей тела существует одна, которая движет всем, а именно сердце, и среди частей души по преимуществу главенствует одна сила, а именно разум. Ведь и у пчел  один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно».

 

Вариант 10

Какие политико-правовые идеи заложил Августин Блаженный? В чем кроется опасность греха для государства и права по мысли ученого?

«Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом».

«... грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего; и это бывает не иначе как по суду божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различные наказания соответственно винам согрешающих».

 

Тема «Политические и правовые взгляды в Европе в период реформационного движения XIV–XVI вв.»

Вариант 11

Сравните идеи Эразма Роттердамского и Мартина Лютера. Найдите в них общие и отличное. Какой тип реформации отстаивал Мартин Лютер? Сравните также идеи Мартина Лютера и Томаса Мюнцера. Ответ снабдить выдержками из произведений авторов.

 

Вариант 12

Проанализируйте произведения ученых-утопистов Т. Кампанеллы и Т. Мора. Сравните их идеи с построением социалистического общества в России. Какими общими идеями обладали утописты и коммунисты? Ответ обоснуйте цитатами из произведений данных авторов.

 

Вариант 13

Рассмотрите реформационное движение в Европе в целом. Опишите тип, характер, отношение властей, политические силы, силы сопротивления, позицию католической церкви в следующих странах: Англия, Франция, Германия, Испания. Ответ обоснуйте цитатами из произведений реформаторов, законодательных актов тех лет.

 

Тема «Политические и правовые идеи Европы в период абсолютизма»

Вариант 14

Определите основополагающие идеи Дж. Локка, выраженные в «Декларации прав человека» от 4 июля 1776 г. Сравните  взгляды Томаса Джеферсона и Джона Локка.

«Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью».

 

Вариант 15

Прокомментируйте слова Николо Макиавелли. Что, на ваш  взгляд, является главным политическим инструментом государства? Ответ обоснуйте: «... лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому уж если приходится выбирать, то надежнее выбирать страх. Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любовь, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан..., ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

«... У людей остается высшая власть сместить или поменять законодателей, если они обнаружат, что эти законодатели действуют, не оправдывая оказанного им доверия...».

 

Вариант 16

Обоснуйте, приводя исторические примеры, слова Николо Макиавелли: «... великие дела удавались лишь тем, кто не старался  сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность..., люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить».

 

Вариант 17

Дайте определение государства, основываясь на идеи Т. Гоббса.

Во взглядах на государство, согласно Гоббсу, необходимо учитывать три основных момента:

1) государство есть единое лицо. Власть государства едина и не- разделима, она сводит волю граждан в «единую волю»;

2) люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия;

3) верховная власть может использовать силу и средства подданных так, как считает это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться перед ними за свои действия.

 

Вариант 18

Проанализируйте политико-правовые идеи Ш. Л. Монтескье на основе его труда «Персидские письма». Обратите внимание на следующие факторы.

Ш. Л. Монтескье утверждал, что нравственный облик каждого народа, характер его законов зависят от географической среды: климата, почвы, величины территории: «Законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства  к жизни». Способы добывания средств к жизни, по его мнению, коренятся в географической среде. Формы государства зависят и от размера террито- рии: небольшие должны быть республиками, средней величины – монар- хиями, обширные государства – деспотиями. Правда, он допускал возмож- ность создания республики на большой территории при условии федера- тивной организации.

 

Вариант 19

Проанализируйте идеи о государстве и праве Георга Вильгельма Гегеля. Какими, по его мысли, должны быть государство, государственные институты и правовая система?

«Государство – это шествие Бога в мире, его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога».

«... Народ должен чувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценно- сти».

 

Тема «Политические и правовые взгляды Древней Руси» 

Вариант 20

Определите роль крещения Руси в культурном и политико- правовом  значении.  Каковы  главные  особенности взаимоотношений власти и короны у католиков и православных? Ответ снабдить цитатами.

 

Вариант 21

Проследите особенности развития государственно-правовых идей домонгольского и послемогольского периодов. В чем заключались особенности русской феодальной раздробленности?

 

Тема «Политические и правовые взгляды Московской Руси XV–ХVII вв.»

Вариант 22

Проанализируйте политико-правовое взгляды Ивана Грозного, их развитие и трансформацию.

«Нача же в купу устроятие и управляется Богом порученное царство елико Бог почитает прося у него милости и помощи».

 

Вариант 23

Изучите Произведение «Домострой». Какие моральные, этические порядки господствовали на Руси? Какова роль царя в управлении государством и перед народом?

 

Вариант 24

Сделайте политико-правовой анализ переписки А. Курбского и Ивана Грозного. Какие идеи отстаивал самодержец и вынужденный эмигрант Курбский? Насколько современным вам кажется данный  спор?

 

Тема «Политические и правовые взгляды в России XVIII–XIX вв.»

Вариант 25

Сравните политико-правовые идеи народников Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена.

В прокламации Н. Г. Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» отметил следующее.

«Так вот она какая в неправду-то воля бывает на свете: чтобы народ всему голова был, а всякое начальство миру покорствовало, и чтобы суд был праведный и ровный всем был бы суд, и бесчинствовать над мужиком никто не смел, и чтобы паспортов не было и подушного оклада не было и чтобы рекрутчины не было».

«Демократия требует самоуправления и доводит его до федерации. Демократическое государство есть союз республик или, лучше сказать, образуется из нескольких постепенных наслоений республиканских союзов…».

 

Вариант 26

Сделайте   политико-правовой   анализ   труда   М.М. Щербатова

«Путешествие в землю Офирскую». Обратите внимание на государственный строй, форму правления, территориальное устройство, правовое положение монарха и подданных и, в целом, характер политико-правовых и социальных преобразований в представленной автором модели государства.

Идеалом общественного управления по М. М. Щербатову является конституционная монархия, поскольку источником всех бед России он считает самодержавие.

М. М. Щербатов придерживался современной классификации форм правления. Он выделял монархическое, вельможное (т. е. аристократию) и народное (демократию) правлениекаждое из которых имеет свои достоинства и недостатки, Щербатов подчеркивал, что в чистом виде не существует ни одна из этих форм правления, элементы того и другого присутствуют в каждой из них.

Государственный идеал Щербатов описал в своем труде «Путешествие в землю Офирскую», в котором была показана Россия после проведения политических реформ. Государство там – монархия, но монарх – всего лишь высший чиновник, обязанный законами и нравственными нормами. Демократическое государство есть союз республик или, лучше сказать, образуется из нескольких постепенных наслоений республиканских союзов. Политико-правовые   идеи   Петра   Великого и Феофана   Прокоповича,   В. Н. Татищева.

 

Вариант 27

Определите буржуазный характер идей С. Е. Десницкого. Какую роль С. Е. Десницкий сыграл в подготовке будущих юристов, каким он видел сам процесс обучения, какие науки следовало изучать?

«Сколь стыдно казаться должно члену законоположения давать свой голос на новой закон, когда он вовсе не знает и не разумеет старого».

«Незнание закона отечественного всегда почиталось, даже у древних, бесчестным для тех, коим доверенность возложило отечество наблюдать и производить в действование закон».

«Человек имеет природное право пользоваться  беспрепятственно своей жизнью, здоровьем, честью и собственностью имения».

«... чтоб судья, однажды сделан, по самую смерть судьею и при своей должности пребывал завсегда и чтоб притом ему полная власть дана была судить всякого без изъятия так, что и апелляции на него делать никому бы не дозволялось, разве в случае, когда он явно против закона кого осудит».

Важнейшим звеном в развитии общества С. Е. Десницкий признавал установление частной собственности и, прежде всего земельной собственности. Им была выдвинута теория «четырёх состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного; скотоводческого; хлебопашеского; коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует особый тип собственности. Десницкий приходит к убеждению, что понятие о праве собственности слагается в зависимости от количества труда, затраченного на производство вещи; таким образом, институт собственности устанавливается с той поры, когда человек начинает заниматься земледелием и от кочевого образа жизни переходит к оседлому. Однако в полной мере отношения собственности формируются только на современной, «коммерческой» стадии. Уровень богатства общества, согласно Десницкому, в решающей мере определяет и уровень его цивилизованности.

Нужно отметить, что Десницкий не просто писал о вымышленных состояниях рода человеческого, а стремился путём изучения и выявления закономерностей истории показать, каким образом возникает и ограничивается собственность, владение, наследство и прочее.

С. Е. Десницкий являлся сторонником абсолютной монархии, а также правовой регламентации общественных и государственных отношений. Однако он критиковал существующие ограничения в правах целых слоев общества (особенно крепостное право), а также выступал в защиту равноправия женщин. В целом,  видны  антифеодальный  характер  позиций С. Е. Десницкого, его сочувствие буржуазному развитию общества.

 

Тема «Политические и правовые идеи марксизма и большевизма»

Вариант 28

Рассмотрите генезис марксизма в Европе. В чем кроется его социально-экономическая и политическая основы?

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; что эта диктатура сама составляет переход к уничтожению всяких классов и к бесклассовому обществу...».

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, – лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

 

Вариант 29

Сравните политико-правовые идеи марксизма  и взгляды В. И. Ленина относительно революции, диктатуры правящего класса и будущего построения государства. Какова роль во всем этом процессе Советов?

В. И. Ленин создал учение об объективных (революционная ситуация) и субъективных (наличие революционной партии, зрелость масс) факторах революции; учение о партии нового типа, разработал стратегию партии в буржуазно-демократической и социалистической революции в России.

Разделяя критические взгляды К. Маркса на буржуазный парламент, в котором он видел пустую говорильню, В. И. Ленин ставит вопрос о замене парламентаризма новой государственной формой – Советами. Он говорит о необходимости соединения в лице Советов    законодательных и исполнительных функций, т. о. отрицая систему разделения властей.

Роль коммунистической партии в системе власти определяется следующим образом: «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний партии».

«... все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве».

1. Политико-правовое учение Карла Маркса.

2. Политико-правовая идеология большевизма.

3. Идеи перманентной революции Л. Д. Бронштейна (Троцкого).

4. Мировое коммунистическое движение. Деятельность коммунистического интернационала.

5. Сталинский тип коммунизма.

 

Тема «Политические и правовые идеи евразийства»

Вариант 30

Определите роль государственных институтов, церкви и права в учении Б. П. Вышеславцева. Проследите биографию автора и изменение его идей. Почему Б. П. Вышеславцев вынужден был сотрудничать с немецко-фашистскими оккупантами?

«… есть у меня кое-что соединяющее с Юнгом за пределами психологии, т. е. в чистой философии (диалектике) и в пределах психологии  и антропологии». Обращение от гносеологии к антропологии было обусловлено для В. потребностью уяснить метафизическую сущность моральных движений. Исследование этой проблемы регулярно становилось предметом обсуждения в РФА. В феврале 1926 и мае 1930 он прочитал цикл лекций «Подсознание и его тайны». В 1929 им была написана небольшая книга «Сердце в христианской и индийской мистике».

«… капитализм имеет некоторые преимущества в сравнении с тоталитаризмом, т. к. ему в меньшей степени свойственно стремление к усреднению человеческого общества вследствие присущей капитализму демократии. Кризис «индустриальной культуры».

 

Вариант 31

Найдите цитаты из трудов Л. Н. Гумилева, характеризующие следующие идеи.

Л. Н. Гумилев выступал за сближение гуманитарных и естественных наук, считал необходимым обязательно учитывать в этнической истории природный и географический фактор, то есть то, что мы называем средой обитания.  Он  ввел  в  науку  ключевые  понятия  современной этнологии:

«пассионарность», «пассионарные волны», «фазы этногенеза» и многие др. Ему принадлежит идея позитивной этнической и культурной «комплиментарности» тюркских, славянских и финно-угорских народов Евразии. Он отстаивал идею равноценности народов Азии и Европы в мировой истории, самобытности исторического пути Евразии и взаимной близости древней культуры кочевых и оседлых народов евразийского историко-культурного пространства.

 

Тема «Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX века»

Вариант 32

В чем заключается разница между обыденным и юридическим пониманием по мысли Рудольфа фон Иеринга? Каковы задачи юридической техники. Ответ  обоснуйте  примерами  из  произведения  Р. Ф. Иеринга «Юридическая техника».

Право не есть простая масса законов, а нечто совершенно иное. Законы может не-юрист также хорошо заучить, как юрист, но чтобы понимать и применять право, для этого недостаточно одного здравого разума, а необходимы еще: 1) приобретаемая лишь многолетними усилиями и упражнениями своеобразная способность воспринимания, особая искусность отвлеченного мышления, юридическая интуиция, воображение, 2) умелость в обращении с юридическими понятиями, способность легкого перевода понятий из области отвлеченного в область конкретного, и наоборот, верный глаз, безошибочность при раскрытии правового понятия в данном правовом казусе (юридический диагноз), словом – юридическое искусство. Оба эти условия мы обнимаем выражением юридическое образование. Оно и есть то, что отличает юриста от профана, а не количество познаний; оно определяет цену юриста, а не степень учености.

 

Вариант 33

Проанализируйте идеи Герберта Спенсера. Определите роль права, морали и человека в целом в его постулатах.

Патриотизм в национальном смысле есть то же, что эгоизм в смысле индивидуальном; оба, в сущности, вытекают из одного источника и приносят однородные бедствия. Уважение к своему обществу есть отблеск уважения к самому себе.

Жестокость порождает жестокость, а кротость порождает кротость. Никто не может быть совершенно свободным, пока не все свободны.

Никто не может быть вполне нравственным, пока не все еще нравственны. Никто не может быть вполне счастливым, пока не все еще счастливы.

Из года в год, изо дня в день ход событий убеждает меня в том, что люди по природе своей способны ужиться только с известной суммой свободы, а раз им будет предоставлена большая, они сами позаботятся о том, чтобы расстаться с нею и организовать новую форму тирании.

 

Тема «Политические и правовые идеи XX века»

Тема «Современные политико-правовые идеи и доктрины»

Вариант 34

Сравните политико-правовые экстремистские идеологии. Объясните причины их возникновения в Европе и на территории бывшего СССР.

Пангерманизм – политическая доктрина, сформировавшаяся к концу XIX века и отражавшая устремления части буржуазии и юнкерства Гер- мании, пропагандировала захват польских, украинских, белорусских, при- балтийских территорий с целью установления господства Германии на этих землях. Пангерманизм как идеология, предшествовавшая германскому фашизму, пропагандировала исключительность немецкой нации, отнесенной авторами расовых теорий к так называемой «арийской расе».

Антисемитизм – одна из форм национальной и религиозной не- терпимости, выражается во враждебном отношении к евреям. В 30–40-х годах в фашистской Германии осуществлялись преследования еврейского населения вплоть до геноцида, став официальной политикой.

Славянофобия выразилась в стремлении нацистской Германии по- корить все славянское население, как людей «второго сорта», и сделать их рабами.

 

Вариант 35

Изобразите графически, как вам это представляется, теорию В. Парето о политической элите в действии.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика