Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




Финуниверситет, психология управления (контрольная работа, г.Барнаул)
25.04.2016, 13:50

Объем работы должен составлять 12-14 страниц текста (фор­мат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный).

Тематика контрольных работ

Тема 1. Содержание и задачи дисциплины «Психология управления»

Вариант 1

1. Охарактеризуйте предмет и объект, цель, задачи  науки «Психология управления».

2. Назовите понятие, которое является основной категорией дисциплины «Психология управления». Проанализируйте его.

3. Рассмотрите, насколько справедливо утверждение, что про­тиворечия и парадоксы управления в большинстве случаев име­ют психологические причины? Ответ проиллюстрируйте.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос соотнесите различие объекта и предмета науки «психология управления». Объектом психоло­гии управления является организованная деятельность людей, не просто объединенных общими целями и интересами, это дея­тельность людей, объединенных в одну организацию, подчиня­ющихся правилам и нормам этой организации. Предмет науки рассматривает психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты уп­равленческих отношений. Одни авторы определяют предмет как систему «человек - техника» и «человек - человек», а другие только как «человек - человек». Этот вопрос является дискуссион­ным, ваше право привести мнения различных авторов и про­анализировать их.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение такого понятия, как управленческая деятельность. Подчеркните, что курс психологии управления подробно освещает психологичес­кую структуру, состав и содержание деятельности руководите­ля, раскрывает систему его управленческих функций и характе­ризует их главные психологические закономерности.

Подробнее остановитесь на сущности управленческой дея­тельности, которая определяется как форма активного отноше­ния субъекта к действительности, направленного на достиже­ние сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей. Следует подчеркнуть, что деятельность человека носит сознательный характер; связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда; но­сит общественный характер, осуществляется в группе, по соци­альным законам, и в ее процессе человек вступает в сложные социальные взаимодействия с другими людьми.

В ответе на третий вопрос предполагается самостоятельный анализ социально-психологического аспекта феномена управ­ления. Приведите любой конкретный пример противоречия в управлении, обусловленный психологическими причинами. Покажите, что к психологическим аспектам деятельности руко­водителя относятся психологические особенности управленчес­кого труда вообще, психологический анализ личности руково­дителя, индивидуальный стиль управления и многое другое.

 

Вариант 2

1. Укажите отличие науки управления от науки психологии управления.

2. Соотнесите предмет психологии управления с общей пси­хологией.

3. Укажите, какие проблемы изучает психология управле­ния, в отличие от психологии труда:

а) соответствие работника конкретной организации;

б) соответствие работника его профессии;

в) анализ влияния организации на социально-психологи­ческую структуру и развитие коллектива и личности;

г) изучение личности работника в организации;

д) профессиональный отбор;

е) профориентация.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает прежде всего анализ по­нятий: «управление», «социальное управление», «организация», «субъект и объект управления». Подчеркните, что социальное управление это непрерывный процесс воздействия руководите­ля (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управле­ния) по организации и координации их совместной деятельнос­ти для достижения наилучших результатов. Важно отметить, что система управленческих отношений опирается на два социаль­но-психологических феномена: собственно управление и подчи­нение.

При рассмотрении предмета психологии управления вы мо­жете выделить следующие три уровня психолого-управленчес­кой проблематики: психологические аспекты деятельности ру­ководителя, психологические аспекты деятельности организа­ции как субъекта и объекта управления, психологические аспек­ты взаимодействия руководителя с членами организации.

При ответе на второй вопрос следует рассмотреть те понятия и явления, которые являются предметом изучения, как психологии, так и психологии управления (понятия «мотивация», «лич­ность», «воля», «эмоции», «чувства» и др.) Важно отметить, что в отличие от общей психологии, в которой основной пробле­мой изучения является проблема личности, в психологии управ­ления личность рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

При ответе на третий вопрос вам следует подумать о том, что изучает психология управления в отличие от психодиагнос­тики и социологии.

 

Тема 2. Психологический аспект процесса управления

Вариант 3

1. Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления, как целеполагание.

2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация.

3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда):

а) зарплата;

б) трудовые успехи;

в) условия труда;

г) степень ответственности;

д) служебный и профессиональный долг.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует рассмотреть место и роль этой функции управления наряду с другими. Целеполагание предполагает рассмотрение прошлого опыта, анализ настоящей ситуации и постановку реальных целей на будущее. Как цели связаны с мотивацией, могут ли они стимулировать процессы самоорганизации? Существует ряд концепций личной и орга­низационной эффективности, которые основаны на углублен­ном процессе целеполагания. Можно рассмотреть некоторые из них, например шесть типов целеполагания Р. Дилтса.

При ответе на второй вопрос следует начать с того, что орга­низация предполагает создание такой системы, в которую ло­гично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Выделите конкретные формы организации деятельности и оха­рактеризуйте их. Современное информационное общество спо­собствовало появлению новых типов организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные и организации предпри­нимательского типа. Перечислите факторы, способствующие появлению новых организационных структур.

Ответ на третий вопрос предполагает обращение к понятию «мотивация». При выполнении теста следует помнить, что мо­тивы основываются на системе потребностей человека, форми­руют его активность, побуждают делать выбор и определять цели.

 

Вариант 4

1. Охарактеризуйте функцию мотивации в управлении.

2. Проанализируйте контрольно-коррекционную функцию управления и основные требования, предъявляемые к контролю.

3. Выделите из перечисленных требований те, которые предъявляются к контролю:

а) постоянство;

б) тотальность;

в) открытость;

г) оперативность;

д) формальность.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос надо подробно остановиться на понятии «мотивация». Подчеркните, что мотивацией называ­ют совокупность наиболее стойких мотивов, определяющих на­правленность личности, ее ценность, ориентацию и деятельность в целом. Иногда к этому определению добавляют активность и стимулирование направленности. Обратите внимание на поло­жение о том, что любые потребности есть основа мотивов и мо­тивации. Попытайтесь доказать, что именно создание, поддер­жание и развитие мотивации исполнителей есть важнейшая фун­кция руководителя.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение именно контрольно-коррекционной функции управления, а не просто контроля как проверки. Важно подробно остановиться на прин­ципах организации контроля: оперативности, ориентированно­сти на результат, адекватности содержанию деятельности, про­стоте, экономичности, объективности. Система контроля дол­жна быть адекватна личности руководителя.

При ответе на третий вопрос следует обратиться к тем ха­рактеристикам контроля, которые позволяют рассматривать его как важную коррекционную функцию управления. Подумайте, можно ли все перечисленные требования рассматривать как обязательные для осуществления контроля.

 

Вариант 5

1. Мотивация как фактор управления личностью.

2. Рассмотрите основные положения концепции «идеальной бюрократии» М. Вебера. Отметьте, что можно отнести к недо­статкам бюрократии.

3. Объясните, в каком случае можно говорить об эффективном контроле в управленческой деятельности. Приведите кон­кретный пример и обоснуйте свой вывод.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос предполагается, прежде всего, ана­лиз самого понятия «мотивация» и лишь потом обращение к су­ществующим концепциям мотивации. Отметьте, что большин­ство авторов сводят ее к понятиям психических явлений, кото­рые становятся в определенный момент побуждениями к действию (К.К. Платонов). Опишите, какую иерархию потребностей пред­ложил А. Маслоу. Важно указать, что он первым предложил клас­сификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступа­ют на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Рассмотрите схему А. Маслоу и проанализируйте ее.

Ответ на второй вопрос предполагает не только перечисле­ние принципов идеального построения организации, предложен­ных М. Вебером в начале прошлого века, но и анализ этого «по­рядка». Укажите, что можно отнести к недостаткам бюрокра­тии в наши дни? Рассмотрите, как усиление психологических факторов в управлении отражается на создании новых органи­зационных структур предприятия.

Ответ на третий вопрос должен быть посвящен такой функ­ции управленческой деятельности, как контроль. Обратите вни­мание на современные принципы организации контроля, а так­же на проблему соответствия системы контроля определенному стилю управления. Приведите пример, иллюстрирующий пози­цию, которую вы защищаете.

 

Тема 3. Психология субъекта управления

Вариант 6

1. Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность».

2. Рассмотрите структуру личности.

3. Соотнесите психологические школы изучения личности и их представителей:

а) К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм;

б) И.П. Павлов;

в) А. Маслоу, К. Роджерс;

1) теория научения;

2) психоанализ;

3) гуманистическая психология.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос должен включать подробные опреде­ления перечисленных категорий. При определении понятия «че­ловек» важно отметить, что это родовое понятие и одновременно - специфическое, уникальное единство биологического и со­циального. Как существо биологическое, человек подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо со­циальное, он продукт общественного развития. Личность вы­ражает отнесенность человека к определенному обществу, оп­ределенной эпохе и культуре. Отметьте, что индивидуальность есть непременный и важнейший признак личности, единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.

При ответе на второй вопрос можно выделить три позиции структуры личности: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповторимые черты (темпера­мент, сочетание ролей, самосознание). Подробно охарактери­зуйте эти составляющие структуру личности.

Ответ на третий вопрос предполагает подробный анализ пе­речисленных направлений. Охарактеризуйте такое направление, как психоанализ. Укажите, что говорит психоанализ об источ­никах психической энергии, побуждениях и инстинктах, созна­тельное или бессознательное более значимо в формировании мышления и поведения? Изложите, в чем сущность концепции И.П. Павлова, каким образом концепция условного рефлекса была применена к теории научения Дж. Уотсоном. Назовите ос­новные положения гуманистической психологии.

 

Вариант 7

1. Охарактеризуйте роль познавательных процессов в управ­ленческой деятельности.

2. Рассмотрите отличие нравственных норм поведения от эти­кетных норм в управленческой деятельности.

3. Соотнесите понятия и их определения:

а) личность;

б) темперамент;

в) характер;

1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процес­сов и поведения;

2) совокупность существенных устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к дей­ствительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки;

3) индивид, включенный в систему межличностных и соци­альных отношений, субъект сознательной деятельности.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует кратко остановиться на характеристике основных познавательных процессов: ощуще­ния, восприятия, мышления, памяти и др. Важно отметить, что ощущение, восприятие и мышление служат неразрывными час­тями единого процесса отражения действительности. Покажи­те, что внимание как психофизиологический процесс характе­ризует динамические особенности познавательных процессов. Рассматривая память как основу психической деятельности, остановитесь на ее видах, свойствах, индивидуальных особеннос­тях. Основное внимание следует уделить той роли, которую иг­рают эти процессы в управленческой деятельности.

Ответ на второй вопрос предполагает обращение к такой не­простой теме, как нравственные проблемы в управленческой де­ятельности. Дайте определение понятию «мораль». Важно от­метить, что нормы морали выражаются в общих представлени­ях, заповедях о том, как должно вести себя в обществе, однако именно в противоречии между должным и сущим (реально су­ществующей нравственностью) заключена противоречивая сущ­ность делового общения и поведения человека. Охарактеризуй­те понятие «этикет», обращая внимание на то, что особеннос­тью этикета является соблюдение формальных правил поведе­ния, регламентирующих поведение людей в определенных де­ловых ситуациях. Покажите, что соблюдение человеком этикет­ных норм в профессиональной деятельности отнюдь не предпо­лагает наличия у него, нравственной культуры. Приведите при­мер из собственной деловой практики, который сделает ваш ответ более убедительным.

При ответе на третий вопрос соотнесите понятия: «человек», «индивид», «личность». Различение понятий «темперамент» и «ха­рактер» важно в психологии управления, так как в отличие от тем­перамента характер есть совокупность устойчивых свойств инди­вида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Темперамент же выступает как природная основа характера. Приведите примеры проявления этих психологических характеристик в управленческой ситуации.

 

Вариант 8

1. Проанализируйте положение о том, что важнейшим регу­лятором поведения человека в коллективе является осознание им ответственности.

2. Охарактеризуйте основные стили управления.

3. Соотнесите понятия с их определениями:

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) ощущение;

1) психический процесс отражения предметов и явлений дей­ствительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств;

2) психический процесс отражения отдельных свойств пред­метов и явлений материального мира, непосредственно действу­ющих на наши органы чувств;

3) форма психического отражения, заключающаяся в закреп­лении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта;

4) обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отноше­ниях.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает понимание самого по­нятия «ответственность», как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их по­следствия. Важно указать, что ответственность имеет непос­редственное отношение к выполнению обязательств, под ко­торыми понимают «обещание или договор, требующие от при­нявшего их безусловного выполнения». Ответственность есть важнейшее свойство личности. Следует рассмотреть вопрос о том, кто выступает субъектом ответственности и какое значе­ние имеет осознание ответственности в управленческой дея­тельности.

При ответе на второй вопрос обратите внимание на характе­ристику личностных качеств руководителя, влияющих на эффек­тивность управления (доминантность, уравновешенность, кре­ативность, ответственность и т.д.) При анализе традиционных стилей руководства (авторитарный, демократичный, либераль­ный) важно соотнести их психологические характеристики. Ука­жите, какие механизмы влияния характерны для этих стилей.

Ответ на третий вопрос рекомендуется начать с рассмотре­ния роли и значения познавательных процессов в управленчес­кой деятельности. Раскройте, насколько значима роль индиви­дуально-стилевых различий восприятия, памяти, мышления лю­дей, являющихся субъектами или объектами управленческой деятельности.

 

Вариант 9

1. Охарактеризуйте особенность коучинга как стиля управ­ления.

2. Приведите и проанализируйте сравнительные характерис­тики лидерства и руководства.

3. Укажите понятие, характеризующееся определением: «осознание и переживание человеком ответственности, основанные на самооценке исполнения обязанностей»? Соотнесите это по­нятие с нравственной ответственностью руководителя.

а) долг;

б)совесть;

в)локус контроля.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает анализ такого стиля уп­равления, который ориентирует на получение результата в про­цессе личностного развития обучаемого. Следует ответить на вопрос: является ли коучинг только стилем управления или од­новременно это и процесс управленческого консультирования. Может ли коуч консультировать по нескольким профессиональ­ным направлениям? Решает ли коуч саму проблему или помога­ет человеку искать собственное решение. Коучинг - это разбор ошибок и проблем сотрудника или анализ будущих возможнос­тей?

В ответе на второй вопрос следует исходить из положения: если руководство является функцией управления, то лидерство определяется как естественный социально-психологический про­цесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета ру­ководителя на поведение членов группы. Укажите, каковы ис­точники и формы воздействия на организацию лидера и руко­водителя. Назовите общие черты лидера и руководителя.

В ответе на третий вопрос следует не только дать определе­ние важнейшего нравственного понятия, но и рассмотреть роль и значение нравственной ответственности руководителя в про­цессе управленческой деятельности.

 

Вариант 10

1. Охарактеризуйте концепцию эффективности управленчес­кой деятельности - «управленческая решетка» Блейка и Мутона.

2. Охарактеризуйте управленческие способности высшего зве­на.

3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к «внешним» по отношению собственно к труду:

1) признание заслуг;

2) степень ответственности;

3) социальный статус;

4) гарантии сохранения работы;

5) условия труда.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос укажите, какими мерами пред­ложили измерять эффективность управленческой деятельности Дж. Блейк и Р. Мутон. Выделите пять типов руководителей, ис­пользуя такие критерии оценки, как «степень внимания к про­изводству» и «степень внимания к людям». Охарактеризуйте эти стили управления и укажите, какие из них наиболее часто встре­чаются.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение современ­ных изменений в управленческой деятельности. Проанализируй­те, почему современные топ-менеджеры должны обладать спо­собностью строить и развивать команды, ориентировать на раз­витие сотрудников, делегировать ответственность и формиро­вать потребность в проявлении инициативы. Важно рассмотреть такие управленческие способности высшего звена, как: ког­нитивные (информационный поиск, концептуализация, концеп­туальная гибкость); директивные (воздействие, уверенность в себе, презентация); проактивные способности (ориентация на успех); мотивационные (межличностный поиск, управленческое взаимодействие, ориентация на развитие).

Излагая ответ на третий вопрос, подробно остановитесь на по­нятии «мотивация» и механизмах мотивации. Важно отметить, что если мотив выступает внутренним побуждением человека к дей­ствию, то стимул есть внешнее обстоятельство, которое, затрагивая основные потребности человека, побуждает его к деятельности, то есть становится мотивом. Следует соотнести эти понятия и с катего­рией потребность, которая является психологическим состоянием человека, связанным с ощущением недостатка в чем-либо. Приве­дите конкретный пример по выбранным вами мотивационным фак­торам.

 

Тема 4. Психология объекта управления

Вариант 11

1. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации (А. Маслоу) и процессуальные теории мотивации (В. Врум, Л. Пор­тер, Э. Лоулер).

2. Изложите двухфакторную теорию мотивации Герцберга.

3. Укажите, какое понятие характеризуется как «официаль­ное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления»:

а) лидер;

б) руководитель;

в) член группы, играющий ключевую роль.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с того, что со­гласно концепции А. Маслоу поведение личности определяет­ся его наиболее сильной в данный момент потребностью. Пе­речислите эти потребности и объясните, какие факторы спо­собствуют удовлетворению вторичных потребностей. Объяс­ните, в чем отличие процессуальных теорий мотивации, напри­мер теории ожиданий.

При ответе на второй вопрос важно соотнести рассмотрен­ные выше позиции с положением Ф.Герцберга о том, что удов­летворенность и неудовлетворенность работой вызываются раз­личными факторами. Назовите факторы удовлетворенности ра­ботой и неудовлетворенности работой. Укажите, что понимал Ф. Герцберг под «гигиеническими факторами». Укажите, на­сколько справедлива эта концепция в наши дни.

Ответ на третий вопрос предполагает не только правильный выбор термина, но и характеристику этих социально-психоло­гических понятий. Приведите конкретные примеры, позволяю­щие развести эти понятия.

 

Вариант 12

1. Охарактеризуйте мотивационные состояния человека: ус­тановки, интересы, желания, стремления.

2. Дайте социально-психологическую характеристику поня­тиям «социальная группа», «малая группа», «коллектив».

3. Соотнесите следующие понятия и их определения:

а) социальная фасилитация;

б) синергия;

в) конформизм;

1) увеличение эффективности деятельности при объединении людей в группы. Групповой результат превышает сумму инди­видуальных результатов;

2) групповое давление на мнения, мотивы и состояния инди­вида, подчинение его мнению группы;

3) усиление мотивации решения задач у членов группы в при­сутствии значимых для них людей.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос важно начать с анализа понятия «мо­тив». Подчеркните, что мотив - это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, опре­деляющий способы поведения данного индивида. Соотнесите мотивационные состояния человека, укажите на их особеннос­ти, приведите конкретные примеры этих состояний в практи­ческой деятельности.

При ответе на второй вопрос следует исходить из положения о том, что деятельность индивида, его управляемость в группе и в изоляции существенно различаются. Перечислите те харак­терные черты, которые присущи таким разным с точки зрения социальной психологии и психологии управления понятиям, как социальная группа, малая группа и коллектив. Укажите, в чем их принципиальное отличие, приведите примеры из практики.

При ответе на третий вопрос важно не только найти правиль­ное определение, но и привести конкретные примеры, иллюст­рирующие эти явления.

 

Вариант 13

1. Перечислите и охарактеризуйте групповые эффекты.

2. Охарактеризуйте социально-психологическое понятие «ко­манда» и назовите фазы развития команды.

3. Укажите, что не влияет на неформальную структуру кол­лектива:

а) коммуникация;

б) идентификация;

 в) адаптация;

г) интеграция;

д) субординация.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос укажите, что называется груп­повыми эффектами. Перечислите те, что вам известны, и оха­рактеризуйте их. Важно остановиться не только на таких извест­ных групповых эффектах., как социальная фасилитация, синер­гия, конформизм, но и на таких, как маятник, волна, групповой фаворитизм.

Ответ на второй вопрос предполагает анализ понятия «коман­да», укажите, в чем особенность этого понятия, каковы условия формирования команды, каковы фазы ее развития; насколько современно и актуально обсуждение проблемы формирования команды в организациях?

Ответ на третий вопрос предполагает рассмотрение таких ха­рактеристик, как формальная и неформальная структура кол­лектива. Ответьте, что означают эти понятия; насколько суще­ственно это различие для осуществления профессиональной де­ятельности. Приведите пример.

 

Тема 5. Психологические аспекты управления групповыми явлениями и процессами

Вариант 14

1. Охарактеризуйте понятие «малая социальная группа».

2. Назовите и проанализируйте позитивные и негативные характеристики малых социальных групп.

3. Укажите, к какому признаку классификации можно отнес­ти указанные группы:

а) постоянные и временные;

б) государственные, смешанные, частные;

в) формальные и неформальные;

г) официальные и неофициальные;

д) производственные, торговые, научные;

1) по статусу;

2) по формам собственности;

3) по характеру внутренних связей;

4) по характеру деятельности;

5) по времени действия.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос предполагает обращение к понятию «социальная группа». Важно отметить, что малая группа отли­чается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структу­ру. Рассмотрите, в чем особенность малой группы, что связыва­ет ее участников, какие социально-психологические процессы характерны для малой группы. Приведите классификацию ма­лых групп.

Ответ на второй вопрос является логическим продолжением ответа на первый вопрос, вам следует рассмотреть особенности поведения человека в группе. Отметьте, что разновидностью ма­лой социальной группы является рабочая группа - команда -коллектив. Ответ на вопрос, каковы механизмы групповой ди­намики и стадии развития группы, позволит более полно осве­тить вопрос об особенностях негативных и позитивных харак­теристик социальной группы. Укажите, являются ли изменения в группе результатом влияния нового члена группы, либо преж­де всего на появление негативных либо позитивных характери­стик группы влияют изменения условий деятельности.

Ответ на третий вопрос должен быть иллюстрирован конк­ретными примерами.

 

Вариант 15

1. Механизмы групповой динамики, стадии развития группы.

2. Социальные роли и отношения в коллективе.

3. Укажите характеристики рабочей группы, отличающие ее от других социальных групп:

а) постоянное общение и взаимодействие ее членов друг с другом;

б) наличие органов управления и руководства;

в) наличие общественно значимых целей деятельности;

г) чувство принадлежности к данной группе;

д) наличие общих потребностей, интересов и мотивов.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует начать с рассмотрения социально-психологической характеристики самой группы. Важ­но отметить, что рабочая группа (коллектив) - это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельнос­тью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Укажите, каким требованиям должна соответствовать малая группа, чтобы ее можно было назвать коллективом. Назовите факторы развития групп - объективные и субъективные. Охарактеризуйте такие ста­дии развития, как: стадия первичного синтеза (стадия создания коллектива), стадия дифференциации, стадия интеграции. Под­черкните, что время перехода от одной стадии к другой различ­но и зависит от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

При ответе на второй вопрос важно отметить, что социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных и производственных. Производствен­ные роли (председатель, формирователь, генератор идей, оцен­щик идей, организатор работы, организатор группы, исследо­ватель ресурсов, завершитель) можно охарактеризовать, опи­сав их функции, свойства, тип личности. Важно описать типы отношений, которые возникают в рамках коллектива между его членами: дружеская кооперация, дружеское соревнование, не­вмешательство, соперничество, кооперация антагонистов.

Ответ на третий вопрос предполагает анализ отличий рабо­чей группы от других социальных групп. Назовите социальные группы, о которых идет речь.

 

Тема 6. Психология управленческого общения

Вариант 16

1. Соотнесите понятия «коммуникация» и «общение».

2. Охарактеризуйте различие межгруппового и межличност­ного восприятия в общении.

3. Конформизм - это:

а) направление исследований в современной западной соци­ологии;

б) независимый образ мышления по отношению к традици­ям, устоявшимся нормам и привычкам;

в)  некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам поведения, стереотипам массового созна­ния, традициям, авторитетам, принципам.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос является принципиальным для тео­рии психологии управления. Отметьте, что коммуникация есть основа организации функционирования системы, это понятие является более широким, чем общение. Укажите правильное определение понятия: общение предполагает обмен информа­цией между людьми, в отличие от коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией в живой и неживой при­роде. Проанализируйте понятие «управленческое общение», ука­жите его уровни и стадии. Рассматривая общение, подробно ос­тановитесь на единстве трех его сторон: общение как коммуни­кация, общение как взаимодействие и общение как восприятие людьми друг друга. В теме «общение как коммуникация» важ­ной составляющей вашего ответа должно стать рассмотрение коммуникативных барьеров.

При ответе на второй вопрос необходимо обратиться к соци­ально-психологическим особенностям восприятия и охаракте­ризовать процесс стереотипизации как основной механизм вос­приятия на межгрупповом уровне, а также- механизмы иденти­фикации, эмпатии и рефлексии.

Рассматривая третий вопрос, помимо ответа на тест дайте анализ конкретного примера проявления конформизма в той или иной социальной группе.

 

Вариант 17

1. Перечислите и рассмотрите формы управленческого об­щения.

2. Рассмотрите структуру общения и его составляющие (ком­муникативную, интерактивную, перцептивную).

3. Соотнесите следующие понятия и их определения:

а) коммуникативная сторона общения;

б) интерактивная сторона общения;

в) перцептивная сторона общения.

1) общение как взаимодействие;

2) общение как обмен информацией;

3) общение как восприятие людьми друг друга.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует исходить из положения о том. что управленческое общение - это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с уче­том обратной связи. Далее охарактеризуйте сами формы управ­ленческого общения: субординационная (в основу положены административно-правовые нормы), служебно-товарищеская (в основу положены административно-моральные нормы), дружес­кая (в основу положены морально-психологические нормы вза­имодействуя).

При ответе на второй вопрос можно рассматривать комму­никативную составляющую общения: с точки зрения особенно­стей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональ­ное, образное и т.д.); с точки зрения сосредоточения интересов сторон (компромисс, уход, нейтралитет, сотрудничество, про­тивоборство); по организационным формам (деловая беседа, совещание); по средствам коммуникации (вербальное и невер­бальное). Охарактеризуйте любую теорию, освещающую инте­рактивную составляющую как взаимодействие (Э. Берн, Т. Парсонс, М. Вебер). Характеризуя перцептивную составляющую общения как восприятия одним партнером по общению друго­го, необходимо рассмотреть такие понятия, как: идентифика­ция, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Ука­жите, от чего зависит восприятие, назовите наиболее типичные искажения представлений о другом человеке.

Ответ на третий вопрос должен содержать краткое описа­ние конкретной деловой ситуации, иллюстрирующей виды об­щения.

 

Вариант 18

1. Охарактеризуйте переговоры как разновидность общения.

2. Рассмотрите манипуляции в общении.

3. Соотнесите типы общения по признаку классификации:

а) прямое - косвенное;

б) непосредственное - опосредованное;

в) межличностное - массовое общение:

1) по целям;

2) по содержанию;

3) по формам.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос следует начать с определения понятия «переговоры». Укажите, какие стратегии ведения переговоров мо­гут быть использованы их участниками. Назовите стадии, которые выделяются в переговорном процессе, и объясните, как участники должны готовиться к переговорам. Важно перечислить тактические приемы, которые используются участниками переговоров.

При ответе на второй вопрос следует определить понятие «манипуляция». Важно отметить, что манипуляция предпола­гает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, когда партнер по общению исполь­зуется манипулятором для достижения своих личных целей. Укажите, в чем заключается коренное отличие манипуляции от императивного общения. Рассмотрите, каково восприятие парт­нера по общению в процессе манипуляции - как целостной лич­ности или как носителя определенных важных для манипулято­ра качеств и свойств. Укажите, в чем заключается разрушитель­ное для межличностного общения воздействие манипуляции.

Ответ на третий вопрос должен содержать сравнительную характеристику видов общения, его типов и форм. Приведите конкретные примеры из деловой практики.

 

Вариант 19

1. Соотнесите такие виды общения, как монологическое (им­перативное, манипуляционное) и диалог.

2. Перечислите коммуникативные барьеры в управленческом общении.

3. Соотнесите признаки с их характеристиками:

а) всякую деятельность;

б) только игру;

в) только учение;

г) только труд.

1) внешняя и внутренняя активность, управляемая сознатель­но поставленной целью;

2) активность субъекта, направленная на усвоение способов выполнения действий;

3) активность, направленная на усвоение и применение по­нятий;

4) активность, удовлетворяющаяся самим процессом выпол­нения;

5) активность, направленная на получение результатов, удов­летворяющих материальные и духовные потребности людей.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует охарактеризовать моно­логическое общение - императив как директивную форму воз­действия на партнера. Укажите, в чем особенности этого обще­ния, рассматривается ли партнер в этом случае как «страдатель­ная», пассивная сторона. Ответьте, какова конечная цель импе­ратива. Рассмотрите, в какой форме осуществляется принужде­ние - в прямой или завуалированной. Объясните, насколько справедливо рассматривать императивное общение как неэффек­тивное, в каких ситуациях императив допустим и единственно эффективен. Манипуляцию в управленческом общении следует рассматривать через анализ специфики этого вида. Отметьте, в чем различие императива и манипуляции. Охарактеризуйте от­личительные черты и принципы построения диалога.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение пробле­мы адекватности восприятия информации, которая зависит во многом от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров. Охарактеризуйте такие барьеры, как: информационно-дефицит­ный, замещающе-искажающий, фонетического непонимания, стилистический, логический, диспозиционно-статусный и дру­гие. Укажите, каковы последствия таких барьеров как ошибки слушания.

Ответ на третий вопрос должен содержать конкретные при­меры из деловой практики.

 

Тема 7. Конфликт в управленческой деятельности

Вариант 20

1. Дайте определение понятия «конфликт» и рассмотрите виды конфликта.

2. Покажите, как с помощью сетки Томаса-Килмена можно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации.

3. Укажите, как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям:

а) толерантность;

б) плюрализм;

в) консенсус;

г) акцентуация.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос следует начать с характеристики са­мого понятия «конфликт» как столкновения противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в со­знании отдельно взятого индивида, в межличностных отноше­ниях индивидов или групп людей, связанного с отрицательны­ми эмоциями. Укажите, что является главным в этом определе­нии. Проанализируйте известные вам виды конфликтов: внут-риличностные, межличностные, личность - группа, группа -группа, охарактеризуйте их. Наиболее подробно остановитесь на внутриличностных конфликтах (мотивационных, нравствен­ных, ролевых, нереализованного желания, адаптационных, не­адекватной самооценки).

Ответ на второй вопрос предполагает подробное рассмотре­ние стратегий поведения в конфликте. Отметьте, какая страте­гия поведения в конфликте наиболее характерна для вас.

Ответ на третий вопрос является одновременно и ответом на вопрос, каковы правила конструктивного поведения в конфлик­те, можно ли выстроить корректное взаимодействие с партне­ром, исповедующим неверные представления по интересующе­му вас предмету.

 

Вариант 21

1. Назовите и охарактеризуйте стадии протекания конфликта.

2. Проанализируйте утверждение, что противоречия и пара­доксы управления в большинстве случаев имеют психологичес­кие причины. Ответ проиллюстрируйте.

3. Соотнесите указанные понятия с их определениями:

а) оппонент;

б) объект конфликта;

в) конфликтная ситуация;

г) инцидент.

1)  противоборство двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы;

2) практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренно­го встречного интереса;

3) субъект, непосредственно вовлеченный в конфликт, имею­щий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по срав­нению с вашими;

4) предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вы­зывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно отметить, что, несмотря на многообразие конфликтов, они имеют, в целом, общие ста­дии протекания: формирование противоречий, превращение конфликта из потенциального в реальный, конфликтные дей­ствия, снятие конфликта, послеконфликтную ситуацию. Проил­люстрируйте эти этапы конкретными примерами из деловой практики.

Изложение ответа на второй вопрос предполагает обращение к понятию «структура конфликта», так как пока существуют пе­речисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Назовите, что является объектом конфликта, его целью, поводом и причиной, кого можно назвать оппонентами.

Ответ на третий вопрос является логическим продолжением второго, однако требует приведения конкретного примера, по­зволяющего действительно проанализировать названные эле­менты конфликта.

 

Вариант 22

1. Назовите и проанализируйте причины возникновения кон­фликта.

2. Охарактеризуйте основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

3. Укажите элементы, составляющие структуру конфликта:

1) организационная структура предприятия;

2) цели конфликта;

3) причина конфликта;

4) психологические особенности личности;

5) объект конфликтной ситуации;

6) оппоненты;

7) повод столкновения.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос следует начать с определения поня­тия «конфликт» и назвать типы конфликтов. Далее важно ука­зать, что процесс общения предполагает наличие таких факто­ров, как восприятие, эмоции, обмен информацией, что создает целый ряд предпосылок для возникновения конфликта в дело­вом общении. Охарактеризуйте наиболее часто встречающие­ся, такие как несовпадение рассуждений, особенности восприя­тия, несбалансированное ролевое взаимодействие, субъективная предрасположенность к конфликту и другие.

В ответе на второй вопрос важно не только перечислить су­ществующие управленческие стили (сетка Томаса-Килмена), но и проанализировать стили поведения в конфликте руководите­ля, который обязан нести ответственность за сохранение конст­руктивных отношений в коллективе.

Рассмотрение третьего вопроса предполагает ответ на тест и анализ названных понятий. Приведите конкретный пример кон­фликта, иллюстрирующий ваш ответ на тест.

 

Тема 8. Психологические особенности деятельности по выработке и исполнению управленческих решений

Вариант 23

1. Назовите и охарактеризуйте стадии принятия управлен­ческих решений.

2. Охарактеризуйте методы индивидуального и группового принятия решений.

3. Соотнесите способ принятия решения с приведенной ситуа­цией:

а) коллективный;

б) индивидуальный;

1) в условиях дефицита времени;

2) во избежание субъективизма;

3) для большей продуманности возможных последствий;

4) при наличии конфликтной ситуации;

5) при низкой квалификации сотрудников;

6) для снижения сопротивления несогласных.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно указать, что на всех стадиях управления принимаются управленческие решения. Решения принимаются при исполнении всех функций управления (планирования, организации, руководства, мотивации, контроля). Приведите конкретный пример управленческого решения и перечислите его стадии, начиная с формулировки проблемы и заканчивая контролем выполнения решения.

Ответ на второй вопрос рекомендуется начать с определения понятия «управленческое решение». Охарактеризуйте типы руководителей, принимающих решение, от этого зависит выбор правильного метода принятия решения. Укажите, освобождается ли руководитель от ответственности при групповом принятии решения. Рассмотрите ситуации конструктивного выбора коллективных и индивидуальных методов принятия решения. (Можно использовать концепцию пяти стилей принятия решений В. Врума и Ф. Йеттона.)

Ответ на третий вопрос является логичным продолжением ответа на второй вопрос. Следует проиллюстрировать выпол­нение теста конкретным примером из деловой практики.

 

Вариант 24

1. Перечислите виды управленческих решений.

2. Раскройте преимущества и недостатки коллективного ме­тода принятия решения.

3. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения:

1) рассмотрение вариантов решений;

2) принятие решения;

3) изучение проблемы;

4) анализ и контроль выполнения решения;

5) выработка и постановка цели (формулировка проблемы);

6) доведение решения до исполнителей;

7) выбор и обоснование критериев эффективности и возмож­ных последствий принимаемых решений;

8) выбор и окончательное формулирование решения.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения управленческого решения, которое определяется как выбор аль­тернативы для достижения поставленной цели. Учтите, что управленческие решения можно классифицировать по различ­ным признакам: по степени влияния на будущее организации, по масштабам, в соответствии с временным горизонтом, по про­должительности периода реализации, по функциональному на­значению. Опишите и охарактеризуйте эти виды.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение понятий «управленческая деятельность» и «управленческое решение». Укажите, каковы принципиальные отличия коллективного и ин­дивидуального принятия решения. Перечислите, какими преиму­ществами и какими недостатками обладает каждый из этих ме­тодов? Приведите примеры, иллюстрирующие ваши выводы.

В ответе на третий вопрос надо не только определить после­довательность стадий принятия управленческих решений, но и дать анализ содержания каждой из названных вами стадий.

 

Тема 9. Здоровье руководителя. Управленческая деятельность в экстремальных и стрессовых ситуациях

Вариант 25

1. Дайте определение понятия «стресс» и охарактеризуйте его виды.

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом.

3. Соотнесите понятия и их определения:

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия.

1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, тре­бующее от человека мобилизации сил и энергии;

2) состояние душевного расстройства, подавленности, харак­теризуемое упадком сил и снижением активности;

3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, со­провождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная ре­акция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать поня­тие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанали­зировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Ответьте, одинаково ли действуют на людей одни и те же раз­дражители, если нет, то чем это обусловлено. Укажите, чем раз­личаются понятия «стресс» и «стрессор». Перечислите и охарак­теризуйте фазы стресса. Укажите, являются ли стрессы необхо­димым условием жизни людей.

Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы: поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите спосо­бы его предупреждения. Проанализируйте, подвержены ли стрес­су больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами высокие притязания; легко ли определить источники стресса.

Ответ на третий вопрос должен содержать не только правиль­ный выбор определений, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из де­ловой практики.

 

Вариант 26

1. Изложите причины и рассмотрите источники стресса.

2. Дайте определение понятий «стресс» и «дистресс».

3. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются ложными:

1) стресс - это удел слабых людей;

2)  я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы;

3) я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс;

4) все люди реагируют на стресс одинаково;

5) при стрессе, все, что нужно сделать - это прежде всего рас­слабиться;

6) важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психо­терапия.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения по­нятия «стресс». Укажите, кто ввел в научный оборот этот термин и разработал концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Укажите, зависит ли стрессорный эффект от внешних воздей­ствий, от типа специфических приспособительных ответов на них. Назовите фазы развития стресса. Опишите кратко физио­логическую природу стресса.

Ответ на второй вопрос предполагает соотнести категории «стресс» и «дистресс». Укажите, любая ли эмоциональная встряс­ка является стрессором (источником стресса) и увеличивается ли при этом устойчивость организма. Изложите, чем вызвано появление дистресса. Приведите пример, иллюстрирующий ваши доводы.

Ответ на третий вопрос должен заключаться не только в вы­боре верных положений в тесте, но и в анализе содержания выб­ранных вами утверждений.

 

Тема 10. Управленческо-психологическое консультирование

Вариант 27

1. Рассмотрите сущность и задачи управленческого консуль­тирования.

2. Изложите психологические проблемы управленцев и пред­принимателей.

3. Укажите, какие групповые упражнения используются в про­цессе социально-психологического консультирования в органи­зации:

1) групповая дискуссия;

2) ролевая игра;

3) мозговой штурм;

4) психодиагностические методики.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует отметить, каково содер­жание и задачи управленческого консультирования. Важно ука­зать, что управленческое консультирование ориентировано на то, чтобы подчиненный или группа в целом достигали профессио­нальной компетентности самостоятельно, решая стоящие перед ними проблемы и добиваясь наибольшей реализации своих спо­собностей. Объясните, влияет ли социально-психологическая компетентность руководителя на уровень управленческого кон­сультирования. Укажите, должно ли управленческое консульти­рование быть направлено на достижение целей только в бизнесе или и в межличностных отношениях, здоровье, карьере, образо­вании.

При ответе на второй вопрос важно указать, что психологи­ческие проблемы в управленческой деятельности обусловлены закономерностями властных иерархических отношений управ­ления подчинения. Назовите и охарактеризуйте такие личност­ные деформации в профессиональной деятельности управлен­ца, как: авторитарность, демонстративность, переоценка соб­ственного опыта, профессиональная агрессия, социальное ли­цемерие, экономия сил, сверхконтроль. Проанализируйте, яв­ляется ли профессиональная деформация обязательной состав­ляющей профессионального опыта.

Ответ на третий вопрос предполагает анализ понятия «управленческо-психологическое консультирование». Укажите, какие задачи решаются в рамках этого понятия и каковы его функции.

 

Вариант 28

1. Рассмотрите коучинг как вид управленческой деятельности.

2. Перечислите и изложите ключевые навыки в коучинге.

3.Соотнесите следующие виды коммуникативных барьеров в управленческом общении и их определения:

а) семантический;

б) логический;

в) замещающе-искажающий;

г) фонетическое непонимание;

д) стилистический;

1) рассуждение коммуникатора либо слишком сложно, либо кажется реципиенту неверным;

2) разные диалекты, дефекты речи, неправильный граммати­ческий строй;

3) различие в системах значений (тезаурусах) участников об­щения;

4)  искажение информации при передаче через нескольких людей;

5) несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации (пси­хологического состояния) общения.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос важно начать с определения поня­тия «коучинг» как процесса обучения и личностного развития другого человека, при котором основной акцент делается на том, что­бы своих целей обучаемый достигал самостоятельно. Укажите, на что, прежде всего, направлен коучинг. Ответьте на вопросы: яв­ляется ли коучинг видом управленческой деятельности лишь в биз­несе; должен ли коуч быть специалистом в той области, в которой работает его клиент; в чем отличие коучинга-менеджмента от коучинга-консалтинга?

При ответе на второй вопрос следует отметить, что к ключе­вым навыкам относятся такие как: слушание; активное слуша­ние (резюмирование, перефразирование); коммуникативный цикл; задавание вопросов; обратная связь. Охарактеризуйте пе­речисленные навыки. Укажите, какова их роль в процессе управленческого консультирования.

Ответ на третий вопрос предполагает не только прямой вы­бор в тестовых заданиях, но и характеристику названных видов коммуникативных барьеров. Приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие последствия коммуни­кативных ошибок.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0