АГАУ, русский язык и культура речи (контрольная работа, варианты 6-10)
Узнать стоимость этой работы
19.10.2014, 19:26

Вариант 6

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Данный метод активизации мыслительной деятельности собеседников наиболее приемлем для слабо подготовленных слушателей. В его основе лежат главные требования ступенчатого способа: строгая последовательность мыслей, логичность выводов, взаимосвязь вопросов. Особенностью же данного способа является повторение важнейших идей, возвращение к уже высказанным положениям для их углубления, конкретизации, обогащения и лучшего понимания. Повторение важнейших положений и обобщенных мыслей повышает убеждающую силу живого слова.

Задание 2. Определите используемый метод изложения:

Состав и количество растворенных в океанской воде веществ удивительно постоянны. По мнению специалистов, они почти не изменились за последние 200 млн. лет. Но как это можно объяснить? Вода из океана испаряется, а соли остаются и должны накапливаться. Странным кажется и то, что среди веществ, растворённых в воде океана, меньше всего солей кальция, которые в речной воде, наоборот, преобладают. Куда же они деваются? В этом «виноваты» организмы. Они поглощают из воды необходимые им вещества, особенно кальций. Он нужен им для построения скелетов, панцирей, раковин. Когда морские организмы погибают, их останки опускаются на дно, накапливаются и со временем превращаются в осадочные горные породы, такие как известняк и мел.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 3. Определите стиль,  подстиль, а также возможную жанровую принадлежность данного отрывка.

Поведение вида в отношении факторов среды в известных границах определено генетически как норма реакции. Пороговые значения фактора, внутри которых еще возможно существование организма, обозначаются как минимум и максимум. Лежащая между этими крайними величинами зона толерантности (выносливости) определяет экологическую амплитуду или предел  толерантности вида в отношении соответствующего  фактора окружающей среды. Чем шире диапазон толерантности вида к определенным факторам среды, тем к более разнообразным условиям среды он сможет приспособиться и тем шире он  распространится.

Задание 4. Сверните текст, оставив только главную информацию. Полученный текст запишите в научном стиле.

Естественно, что самым эффективным способом лечения ожирения и избыточного веса является диетотерапия. Наверное, каждый человек в какой-то период своей жизни пробовал «посидеть» на диете, и в большинстве случаев это ни к чему ни привело. Нарастающее чувство голода (одно из проявлений деятельности пищевого центра головного мозга) превращало в адские муки ваше «лечение», после чего вы все бросали и возвращались к привычному ритму жизни. Вот если бы можно было изменить извращенный пищевой стереотип человека (именно извращенный, потому что лишний вес - «привилегия» человека; у диких животных пищевые инстинкты отрегулированы, и ожирение не встречается), «перепрограммировать» работу пищевых нервных центров… Если бы человеческий мозг, как в компьютер, можно было ввести программу, включающую внутренние механизмы саморегуляции.

К счастью, современная медицина располагает таким методом в лечении зависимых состояний, который направлен не на следствия, а на причину. Речь идет о психотерапии. «Что?! - обиженно воскликнет читатель, страдающий избыточным весом. - Мало того что я толстый, так меня еще и в психи зачисляют?» Напрасно обижаетесь. Давайте мыслить логически: причина избыточного веса - это переедание, переедание - это нарушение пищевого поведения, поведение - это категория, относящаяся к душе. И вообще, пора преодолеть предрассудок насчет того, что быть пациентом психотерапевта - удел «дефективных». В западных странах психотерапия давно стала частью культуры, и обращаться к ее услугам в случае жизненных неурядиц так же естественно, как для нас вызывать мастера при поломке бытовой техники. Так не пора ли преодолеть психологическую дремучесть?

Задание 5. Выберите верный вариант. К основным характеристикам публицистического стиля относятся…

А) предельная точность, не допускающая разночтений;

Б) минимум требований к форме выражения мыслей;

В) социальная оценочность, массовость, демократичность;

Г) подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора;

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 6. Запишите числительные словами.

А) Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

Б) От 17464 отнять 11090.

Задание 7. Поставьте ударение в словах.

Упрочение отношений, диспансер, закупорить, зубчатый, искра, каталог, квартал, некролог, обеспечение, новорожденный, обеспечение, принудить, приобретение.

Задание 8. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Выпишите, исправив.

Среди мер государственной поддержки экспорта следует назвать устанавление налогово-кредитных льгот  для экспортных предприятий, гарантирование госкредитов и страхование рисков, улучшение информирования и консультирования экспортеров, маркетинговое и техническое содействие, совершенствование транспортных тарифов. При этом важно отметить настаятельную необходимость изыскания преимуществено внутренних источников финансирования инвестиционной поддержки рассматриваемого (высокотехнологичного) сектора экспортного комплекса.

Задание 9. Составьте предложения со словамигуманизм - гуманность;

Задание 10. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых глагольных словосочетаний.

А) Большое значение в этом процессе играют электромагнитные поля гидродинамических источников.

Б) Нам предстоит решить дискуссию о том, принадлежат ли РR-технологии журналистам или находятся исключительно в ведении специалистов.

В) Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 11. Закончите фразу:

На выбор той или иной этикетной речевой формулы оказывают влияние следующие факторы…………….

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 12. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами.

1. Языковые формулы, выражающие цель создания документа.

2. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

3. Языковые формулы, выражающие просьбы, требования.

А) Прошу рассмотреть возможность…

В) Во избежание конфликтных ситуаций…

С) Сообщаем к Вашему сведению, что…

D) В порядке оказания помощи прошу Вас..

Задание 13. Составьте письмо, в котором Вы просите партнера разъяснить условия и сроки поставки приобретаемой у него продукции. Пообещайте, что с Вашей стороны расчет будет произведен незамедлительно. Завершите письмо, выразив надежду на сотрудничество.

Задание 14. К распорядительным документам не относятся:

А) Приказ

Б) Распоряжение

В) Акт

Г) Служебная записка

Д) Постановление

Задание 15. К реквизитам деловых бумаг НЕ относится…

1) печать 3) регистрационный номер

2) дата   4) форзац

 

Вариант 7

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Суть метода заключается в изложении материала от частного к общему, или движения от знания частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. Оратор вместе с аудиторией анализирует один факт, другой, третий, а затем на базе этих частных примеров делает обобщение (при условии, что все рассматриваемые факты взаимосвязаны и относятся к одному и тому же обсуждаемому вопросу). Этот метод изложения  обеспечивает высокую доходчивость и облегчает мыслительную деятельность слушателей.

Задание 2. НЕ относится к видам красноречия в риторике…

1) академическое;  3) судебное;

2) социально-политическое; 4) пропагандистское;

Задание 3. Определите используемый метод изложения в тексте:

Любое грамматическое значение слова обязательно предполагает наличие хотя бы двух словоформ, противопоставленных друг другу по этому значению. Словоформы сестру, сестёр противопоставлены друг другу по значению числа, словоформы сестру, сестре – по значению падежа, словоформы встретила, встретил – по значению рода.

Обязательная противопоставленность грамматических значений и выражающих их словоформ – это важнейшая особенность грамматических значений, отличающая их от лексического значения слова, которое не предполагает, что у него обязательно должно быть противоположное по смыслу значение.

Но в русском языке есть и такие слова, которые не изменяются, т.е. не имеют словоформ, а грамматические значения у них есть. Например, слово пальто может обозначать и один предмет, и несколько предметов. Как же можно понять грамматические значения этого слова в разных предложениях? Оказывается, на это указывают не его собственные словоформы, которых у него нет, а словоформы зависимых от него слов (прилагательных или глаголов): На вешалке висит детское пальто.  – На вешалке висят детские пальто. Таким образом, грамматическое значение слова может быть выражено не только с помощью его собственных словоформ, но и с помощью словоформ зависимых слов, которые противопоставлены друг другу по этому значению.

Если такой противопоставленности словоформ нет, то нет и грамматического значения. Например, у слова молоко нет ни одной словоформы, которая имела бы значение множественного числа. Не противопоставлены по этому значению и словоформы прилагательных или глаголов, которые могут зависеть от слова молоко (кипит молоко, горячее молоко). Значит, у этого слова вообще нет значения числа.

Итак, грамматическое значение слова выражается с помощью противопоставленных друг другу по этому значению словоформ самого слова или зависимых от него слов. Именно поэтому  грамматические значения слова называются морфологическими (от греч. морфэ – форма), а раздел науки, изучающий эти значения и средства их выражения – морфологией.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 4. Определите стиль,  подстиль, а также возможную жанровую принадлежность данного отрывка.

То, что мы называем почвой или землей, образуется в результате выветривания материнских пород, на которых она обычно и залегает. В зависимости от состава и свойств вмещающих пород (мягкие или твердые, известковые или кислые, богатые или бедные питательными веществами), от типа выветривания минерального и степени гумификации органического исходного материала, от климата (влажный или сухой, жаркий или холодный) и характера растительности (злаки, травы, лиственный лес, сосновый бор и др.), жизнедеятельности животных,  происходит формирование определенных типов почв с их характерными свойствами. Существенную роль в этом процессе играет воздействие грунтовых и почвенных вод, не в последнюю очередь сказывается также влияние человека, в частности проводимых им мероприятий по окультуриванию земель.

Задание 5. Использование словосочетаний «произвести продажу», «привлечь к ответственности», «оказать содействие» уместно в…

А) поздравительной ораторской речи;  С) официальных документах;

В) дружеской беседе; D) развлекательной телевизионной передаче;

Задание 6. Все слова имеют помету – (разг.) в ряду…

А) добавка, привычка, письмоводитель; С) привычка, задёшево, депозит;

В) контролёрша, жилетка, копеечный; D) живётся, завзятый, дебаты;

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 7. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.

Задание 8. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами. 
1. Языковые формулы, выражающие цель создания документа.

2. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

3. Языковые формулы, выражающие сообщение, уведомление.

А) Нам приятно сообщить Вам, что…

В) Для согласования спорных вопросов…

С) Согласно постановлению правительства…

D) Ссылаясь на Ваш запрос от…

Задание 9. Составьте письмо,  ответом на которое является приведенное ниже:

В ответ на запрос от 04.05.2005 г. по поставке партии компьютеров сообщаем Вам, что готовы его выполнить.

Конкретная информация о ценах, сроках поставки, транспортировке и форме оплаты дана в приложении.

Приложение: прайс-лист в 2 экз.

С уважением, коммерческий директор Северин В.Р.

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 10. Продолжите фразу:

В соответствии с нормами речевого этикета обращения по половому и возрастному признаку, принятые в бытовой разговорной практике, могут быть (являются)……..

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 11. Составьте предложения с данными словамидипломник - дипломант;

Задание 12.  Найдите ошибки в глагольном управлении. Исправьте их.

А) Беспокоиться (за кого-нибудь);

Б) примириться (с чем-нибудь);

В)  превосходство (в чем-нибудь);

Г) преимущество (над кем-нибудь);

Д) удивляюсь (чему-нибудь);

Е) отчитаться (в чем-нибудь);

Ж) тревожиться (о  ком-нибудь);

Задание 13. Словосочетания, приведенные в форме множественного числа, поставьте в форму единственного числа.

Высокие жирафы, ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты,  черные пожарища, высокие ботфорты, домашние тапочки, белые босоножки, огромные домины, узкие ботинки, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, ранние овощи, железнодорожные плацкарты, веселые запевалы.

Задание 14. Поставьте ударение в словах.

Христианин,  торты, облегчить,   вы правы,  нефтепровод,  приданое, пуловер, звонит, досуг,  обеспечение,  апокалипсис, свекла

Задание 15. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Последние десятилетия учёные всего мира интенсивно работали над составлением баланса вод как земного шара в целом, так и отдельных стран, и в настоящее время картина распределения водных ресурсов достаточно ясна. Общая цифра количества воды на Земле огромна - примерно 1 454 327 тыс. км куб. Сюда входят воды океанов и морей, рек и озёр, подземные воды и ледники, почвеная влага и пары в атмосфере. Из общего объёма поверхносных вод 97% приходится на океаны, то есть большая часть поверхносных вод - солёная. Достаточное количество пресной воды  заключено в ледниках, но её использование для нужд человечества представляет собой не простую задачу. Значительная часть всех подземных вод пока также остаётся недоступной для потребления. Таким образом, в настоящее время основными используемыми источниками пресной воды являются озёра, реки и частично подземные воды.

 

Вариант 8

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Этот метод базируется на следующем логическом правиле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они могут быть сходны и в других отношениях. Данный метод позволяет объяснить малоизвестный факт, новое событие с помощью сопоставления его с ранее  исследованными и уже хорошо известными  слушателям событиями и фактами. Например, рассказ о принципиально новом техническом устройстве можно сопровождать рассуждениями о том, на базе каких  сходных и известных слушателям приборов и технических решений оно получено.

Задание 2. Прочитайте текст и определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический)

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII – VII вв. до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Задание 3. Назовите жанры социально-политического красноречия.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 4. Определите стиль,  подстиль, а также возможную жанровую принадлежность данного отрывка.

Известно, что вода, замерзая при температуре ноль градусов Цельсия, расширяется. Поэтому к воде, которая заливается в различные узлы автомобиля (например в систему охлаждения двигателя, стеклоомыватель), добавляют антифриз. В качестве такового годятся спирты, гликоли или соли. При этом имеют значение также и другие свойства, такие, как воспламеняемость, вязкость и токсичность. Употребляемый в Европе в качестве охлаждающей жидкости этиленгликоль является относительно малотоксичным рабочим веществом. Содержащийся в большинстве антиобледенительных средств для ветровых стекол легколетучий метиловый спирт (метанол) ядовит. В качестве альтернативы может применяться менее токсичный этиловый спирт (этанол).

Задание 5. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

Жанры

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Разговорный

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 6. Найдите случаи неправильного управления и запишите словосочетания в отредактированном варианте.

А) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

Б) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

В) Русские народники в последней трети Х1Х века  рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

Г) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

Д) Ответ по заявлению был получен немедленно.

Е) После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

Ж) Движение на дороге было прервано благодаря снежных заносов.

З) Посевы производились согласно указаний агронома.

Задание 7. Какой звук – Е [Э] или Ë [О] произносится в нижеприведенных словах? Афера, бытие, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный,  свекла.

Задание 8. Запишите числительные словами.

К 1778 прибавить 852.

Задание 9. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном варианте. Примечание: «Разговорные» отчества не являются в данном тексте ошибочным написанием, а передают колорит устного американского произношения.

Вначале Пнин был сильно обескуражен  той легкостью, с которой в Америке переходят на «ты» и зовут сразу по имени; на первой же вечеринке, где, начав с капельки виски под ледянным айсбергом, кончают полстаканом виски с капелькой воды из-под крана, ждут, что ты теперь будешь называть седавласого  незнакомца «Джимом», а уж он тебя до конца твоих дней будет звать «Тимом». И если ты, забывшись, называл его на следующее утро профессор Эверет (под этим именем ты его знал), это было (для него) ужасным оскорблением. Перебирая в памяти своих русских друзей, разбросанных по Европе и Соединенным Штатам, Тимофей Паалч мог без труда насчитать по меньшей мере шестдесят милых  для него людей, с которыми он был близко знаком с самого, скажем, 1920 года и которых он никогда не называл иначе как Вадим Вадимыч, Иван Христофорович или, соответственно, Самуил Израилевич, и которые со столь же горячей симпатией звали его по имени и отчеству, сильно пожимая ему руку при встрече: «А, Тимофей Палч! Ну как? А вы батенька, здорово постарели!»»

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 10. Какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку. Запишите фразу.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 11. Отредактируйте фразу (текст заявления)  в соответствии с нормами делового письма.

"Я вас прошу уволить меня в связи с личными проблемами..."

Задание 12. Определите тип письма. Напишите ответ на данное письмо.

Уважаемая Марина Сергеевна!

При эксплуатации оборудования, купленного на Вашем предприятии (коммерческий контракт 55/1 от 01.07.09), обнаружены технические недостатки, устранение которых обошлось нашему предприятию в 50000 рублей. Недостатки были выявлены в присутствии представителя Вашего предприятия г-на Симайло А.Н. (акт от 05.08.09 № 36).

На основании изложенного просим в течение 20 банковских дней (согласно контракту) перечислить указанную сумму на наш расчетный счет.

Приложение: акт № 36.

С уважением,

коммерческий директор Н.П. Свиридов         Подпись

Главный бухгалтер

А.С. Симухина     Подпись

Задание 13. Для текстов научного стиля НЕ характерно(а) ...

А) преимущественное употребление С) научная фразеология; существительных вместо глаголов;

В) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; D) логическая последовательность изложения;

Задание 14. Установите соответствие между стилями речи и сферами их распространения.

1. Научный стиль
2. Официально-деловой стиль

3. Публицистический стиль 

А) сфера общественных отношений:          С) сфера научного общения;

политическая, юридическая, экономическая,

культурная;

В) сфера непосредственного, бытового     D) сфера административно-

общения; частная жизнь;                                   правовой деятельности;

Задание 15. Какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними…

А) конкретность, бесстрастность,      С) логическая последовательность

     объективность высказывания;           изложения;

В) стандартное расположение материала, обязательность формы;   D) однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания;

 

Вариант  9

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Основные характеристики данного метода следующие: строгая последовательность в раскрытии основных положений речи, обоснованность выдвигаемых предложений, логическая связь между разделами (вопросами). Оратор поступательно ведет слушателей за собой, шаг за шагом  выдвигая новые мысли, делает соответствующие выводы, тем самым  готовя людей  к восприятию каждого нового раздела своей речи.

Задание 2. Застольная речь относится к _______ красноречию.

Задание 3. Прочитайте текст и определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический)

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой. Городские ворота в Китае окрашивались тоже в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 4. Какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться  к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника. Запишите полученный вариант.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 5. Устраните элементы разговорного стиля. Отредактируйте предложения.

А. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев.

В. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум "мировой опыт и экономика России".

С. Вы хотите раскрепостить общество или ловить кайф на сцене?

Задание 6. Определите стиль и жанр данного текста.

"... Наши четвероногие друзья жизнерадостны, когда здоровы, и теряют аппетит, становятся малоподвижными, если заболевают. Пожаловаться на свое самочувствие они не могут. И только благодаря чуткому отношению хозяина, опасное заболевание у Шарика или Васьки может быть вовремя выявлено и остановлено. Оградить же животное от смертельных болезней помогут прививки.  Чтобы у животного выработался иммунитет, нужно поставить минимум две прививки. Как правило, вторая прививка (ревакцинация) ставится по истечении двух недель после первой. Иногда вакцинация против инфекционных заболеваний проходит в три этапа, последний укол нужно поставить по прошествии шести месяцев..."

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 7. Составьте предложения со словами: единичный – единственный - единый.

Задание 8. Запишите числительные словами в предложениях:

А) Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.

Б) Из 1109 важнейших объектов  было введено лишь 749.

Задание 9. Из приведенных слов выпишите те, которые произносятся с ударением на первом слоге:

Баловать,  приговор, эксперт, пахота, паралич, искра.

Задание 10. Укажите предложения с речевыми ошибками. Отредактируйте предложения.

А. Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

Б. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

В. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Г. Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Задание 11В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Особое внимание следует уделить стилистической уместности использования тех или иных языковых единиц. При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи. Стилистическая окраска слов зависит от того, как они воспринимаются нами: как закрепленные за тем или иным стилем или уместные в любом, т. е. общеупотребительные. Обращение к стилистически окрашеным словам должно быть мотивировано (в зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие – с симпатией или непреязнью). Важно помнить, что основа  комуникативного аспекта  культуры речи – выбор нужных для данной цели общения языковых средств. Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неуместно, то это может придавать речи комическое звучание. Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, призрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные. Конечно, разговаривая, мы не заглядываем в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, так как чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Тем не менее,   стилистическое мастерство - это большое искусство (особенно в письменой речи), которому нужно учиться, постоянно совершенствуя свою речь.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 12. Жанрами делового общения не являются…

1) переговоры;  3) презентации;

2) совещания;  4) научные лекции;

Задание 13. Отредактируйте текст заявления в соответствии с нормами делового письма.

"Уважаемый Василий Федорович! Я сломал ногу и поэтому нуждаюсь в лечении. Очень прошу вас дать мне академический отпуск..."

Задание 14. Напишите ответ на данное письмо:

Уважаемые  господа!

Просим известить нас о возможности поставки мебели для офиса нашей фирмы. Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа.

При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить  заказ в Вашей компании.

Надеемся на положительное решение вопроса и будущее взаимовыгодное деловое сотрудничество.

С уважением,  заместитель

директора по маркетингу    П.А. Сергеев.

Задание 15. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами.

1. Языковые формулы, выражающие причины создания документа.

2.Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

3. Языковые формулы, выражающие сообщение, уведомление.

А) В связи с нарушением срока поставки…

В) Ввиду задержки получения груза…

С) Согласно постановлению правительства…

D) Довожу до Вашего сведения, что…

 

Вариант  10

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 1. Заполните таблицу, используя справочные материалы.

Материалы для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения,  клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент  употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения,  длинные распространенные предложения.

 

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

Разговорный стиль

Лексика

 

 

 

 

 

 

Морфология

 

 

 

 

 

 

Синтаксис

 

 

 

 

 

 

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 2. Продолжите фразу. К жанрам академического красноречия относятся…………

Задание 3. Прочитайте текст. Определите способ изложения материала (метод аналогии, ступенчатый, исторический, концентрический)

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия  и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других  древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики  критическим подходом к текстам.

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 4. Сформулируйте правило, продолжив фразу. Согласно нормам речевого этикета, первыми приветствуют:……….. 

Задание 5. Назовите, какую формулу речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника. Запишите ваш вариант.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 6.  Составьте письмо, в котором поблагодарите партнера за интерес к Вашей продукции. Сообщите, когда и в каком объеме Вы сможете поставить товар. Пообещайте  строгое соблюдение всех оговоренных  условий поставки. Завершите письмо.

Задание 7. Приведите 3 языковые конструкции письменного делового общения,  по типу речевого действия выражающих обещание.

Задание 8. Отредактируйте текст заявления.

Директору завода «Энергия»

г-ну Ю.И. Селину

от инспектора отдела кадров

Губиной С.С.

Заявление

Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть. 

04.05.2007. ____________________С.С.Губина

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 9. Запишите числительные словами.

А) К 1778 прибавить 852.

Б) Длина окружности равна 422 (сантиметр).

Задание 10. Составьте предложения со словами: суть – существо – сущность.

Задание 11. Поставьте ударение в глаголах:

Включить, внедрить, заключить, облегчить,  обострить, положить, предпринять, принять.

Задание 12. Найдите ошибки, связанные с неразличением слов-паронимов. Отредактируйте текст.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.

Задание 13. Проанализируйте различия в значении слов. Из перечисленных в скобках вариантов подберите подходящие по смыслу

Запасный,  запасливый (предусмотрительный, резервный,  дополнительный); длинный, длительный (протяженный, долговременный); смириться, примириться  (с) (друг, обстановка, судьба, товарищ); комический, комичный (смехотворный, комедийный); праздный, праздничный (обед, жизнь, человек, день); желанный, желательный (гость, ребенок, результат, подарок); опасный,  опасливый (рискованный, осторожный); эффектный,  эффективный  (костюм, процесс, вид, результат); представить, предоставить (слово, ситуация,  средства, реальность); усвоить, освоить (город, материал, пространство, истина).

Задание 14. Укажите род существительных, распределив их по группам (женский, мужской, средний род).

Безе, денди, мозоль, иваси, какаду, бра, желе, лосось, моль, кольраби, пони, жюри, меню, тюль, пемоксоль, фламинго, шампунь, филе, фойе.

Задание 15. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова

Беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чем-нибудь, за что-нибудь); удивляюсь, удивлен (чему-нибудь, чем-нибудь); превосходство, преимущество (над чем-нибудь, перед чем-нибудь); уверенность, вера (во что-нибудь, в чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь); касаться, относиться (кого-нибудь, к кому-нибудь); препятствовать, тормозить (что-нибудь, чему-нибудь).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика