ИУП, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
07.10.2015, 12:29

В методические указания включены 5 вариантов контрольных работ, которые распределяются между студентами по начальным буквам их фамилий следующим образом:

Первая  буква фамилии

Варианты вопросов  теоретической части  (контрольные вопросы)

А – И

№ 1

К – М

№ 2

Н – П

№ 3

Р – Т

№ 4

У – Я

№ 5

 

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат содержит, как правило, три части.

Первая часть (введение) посвящается постановке проблемы, являющейся темой реферата. Здесь рассматривается теоретическое и практическое значение данной проблемы (объем 1-3 стр.).

Вторая часть является основной. Она обычно разделяется на несколько рубрик, каждой из которых дается отдельный подзаголовок. Здесь обсуждаются отдельные аспекты темы реферата. При этом желательно использовать не менее двух литературных источников, в которых имеются различные точки зрения на проблему.

Наконец, в третьей части (заключении) желательно не только привести выводы из литературных источников, но и обозначить личное мнение автора реферата о современном состоянии и перспективах обсуждаемой проблемы.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Основные формы существования национального языка.

2. Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

3. Основные разновидности норм современного русского языка.

4. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научном стиле.

5. Основные жанры научного стиля.

6. Средства выражения специальных реалий в научном стиле.

7. Сфера функционирования и жанровое разнообразие официально-делового стиля.

8. Специфика использования элементов различных языковых уровней в официально-деловом стиле.

9. Приемы унификации служебных документов.

10. Язык и стиль официальной переписки.

11. Основные особенности и публицистического стиля.

12. Ораторское искусство как социальное явление.

13. Структура ораторской речи.

14. Процесс подготовки публичного выступления.

15. Культура дискутивно-полемической речи.

16. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского языка.

17. Основные жанры разговорной речи.

18. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

19. Средства речевой выразительности в газетных статьях.

20. Особенности языка художественной литературы.

21. Средства речевой выразительности в художественных текстах.

22. Ораторское искусство в античности.

23. Основные этапы развития отечественной риторики.

24. Функционально-смысловые типы речи.

25. Основные типы словарей.

26. Процесс освоения заимствованных слов в русском языке.

27. Архаизмы, историзмы и неологизмы в русском языке.

28. Использование фразеологизмов в речи.

29. Использование в речи стилистически окрашенных слов.

30. Основные признаки текста и закономерности его построения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вариант № 1

1. Рецензия и отзыв как жанр. Языковые конструкции при рецензировании.

2. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

3. Речевой этикет в документе.

4. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

5. Особенности устной публичной речи.

6. Лингвистические особенности разговорной речи.

Вариант № 2

1. Реферат как научный жанр. Требования к написанию, обобщенная модель реферата, языковые конструкции при реферировании.

2. Конспект как жанр. Виды конспекта.

3. Языковые формулы официальных документов

4. Приемы унификации языка служебных документов.

5. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала.

6. Норма в разговорной речи.

Вариант № 3

1. Курсовая работа как научный жанр.

2. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

3. Язык и стиль управленческих документов.

4. Лингвистические особенности публицистического стиля (лексика, фразеология, морфология, синтаксис).

5. Словесное оформление публичного выступления.

6. Стили современного русского языка.

Вариант № 4

1. Дипломная работа как научный жанр.

2. Реклама в деловой речи.

3. Язык и стиль информационно- справочных (справочно-аналитических документов).

4. Изобразительно-выразительные средства в публицистическом стиле.

5. Грамматические нормы русского литературного языка.

6. Взаимодействие функциональных стилей.

Вариант № 5

1. Тезисы как научный жанр.

2. Правила оформления документов.

3. Язык и стиль договора и доверенности.

4. Жанры-полилоги: собрания, совещания, переговоры, интервью.

5. Стилистические нормы.

6. Культура произношения в русском языке. Акцентологические нормы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (выполняется всеми студентами)

Задание 1

Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог.

а) начать, некролог, намерение, мытарство;

б) диспансер, дефис, досуг, диаспора;

в) вчерне, апостроф, завидно, искрить;

г) километр, астроном, таможня, шасси.

В случае затруднения обратитесь к словарю. Выпишите существительные среднего рода, составьте с ними словосочетания

 

Задание 2

Образуйте формы настоящего и прошедшего времени единственного числа от глаголов, проставьте ударения, отметьте возможные варианты.

Образец: быть - бýдет, былá.

Лгать, вылить, кружить, отнять, звать, приобрести, сорвать, бить, жить, взять, звать, брать, поднять, вобрать, класть, снять, плыть, пасть, дуть, принять, прибыть, дожить, допить, задать.

 

Задание 3

Вставьте пропущенные буквы:

Ф…нарь, лок…мотив, пл…тформа, сем…фор, п…рон, б…гаж, в…гон, к…ндуктор, пас…ажир, в…стибюль, кв…танция.

Образуйте составное название:

(ярославский драматический) театр; (российский, сельскохозяйственный) академия имени К.А.Тимирязева; (краснопресненская, районная) отделение скорой помощи; (московская техническая высшая) университет имени Н.Э.Баумана.

 

Задание 4

Перепишите слова, расставив ударение. Проверьте правильность по словарю.

Августовский, алкоголь, бензопровод, договор, добыча, давнишний, дозвониться, забронировать (закрепить), забронировать (покрыть бронёй), завидно, задолго, закупорить, избаловать, инструмент, искра, исчерпать, каталог, каучук, квартал, кладовая, компрометировать, констатировать, костюмированный, красивее, кухонный, магазин, намерение, начать, некролог, ненависть, нефтепровод, нормирование, нормированный, обеспечение, облегчение, облегчить, опломбированный, осмысление, предложить, приговор, принудить, псевдоним, радушный, рассредоточение, сосредоточение, статуя, уведомить, углубить, украинец, укупорить, умерший, упрочение, ходатайствовать, ходатайство, хозяева, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель, экзальтированный, эксперт, экспорт, эскорт, языковая (колбаса), языковая (система).

 

Задание 5

Перепишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте ударения. Во всех ли словах пре и при - приставки?

Пр…минуть, пр…мирование, пр…мированный, пр. .мировать, пр...вороженный, пр...говор, пр…горшня, пр...зидиум, пр...губить, пр...даное, пр...кус, пр...зент, пр…зентация, пр...струнить,  пр…зреть, пр...щур, пр...горок, пр...хвостнуть, пр…тенциозный, пр...ютить, пр...рогатива, пр…амбула, пр...митивный, пр…стиж, пр...валировать, пр...емлемый, пр...воднение

 

Задание 6

Вставьте пропущенные буквы; отметьте слова с твердыми согласными перед е.

Пр…текция гр...теск, пр...тест, аген…тсво, ак…демия, атлет, арест, пр…тензия, инт...рвью,т…нденция, кодекс, д...спансер, ж…лчь, темп, ат…изм, эксперт, пр...дикат, p…квием, р...галия, р...зервуар, клемма, тест, темп, т...нденция, те(р,рр)оризм, музей, акс…лерация, фанера, тер...певт, инт...грал, ас...птика, термин, к…нцепция, пресса, ду…т, м…рия, силу…т, стенд, ко(т,тт)…дж, ма…стро, бель…таж, декан.

 

Задание 7

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

a. В нашем лицее происходит углублённое изучение профилирующих предметов.

1. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению.

2. Вы должны туда собственноручно сходить.

3. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию.

4. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности является подготовка к зиме.

 

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (выполняется всеми студентами)

1. Не являются каналами неречевого общения …

a. зрение, жесты,

b. моторика, обоняние,

c. осязание, ощущения

d. говорение и письмо

2. Основные признаки литературной нормы – это…

a. соответствие авторитетным источникам (как правило – произведениям известных писателей).

b. устойчивость (или стабильность)

c. обработанность и нормированность

d. понятность в определенных кругах

3. Семиотика – это:

a. наука об общих свойствах знаковых систем;

b. наука о том, как в человеческом обществе происходит общение.

c. раздел науки, изучающий жизнь общества в определенную эпоху

d. наука, занимающаяся изучением устойчивых семантически цельных сочетаний слов

4. Коммуникативная функция, это:

a. функция усвоения услышанного;

b. функция воздействия;

c. функция общения;

d. психологическая функция.

5. Литературная речь – это…

a. речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения

b. вид речевой коммуникации

c. разновидность публичной речи

d. диалогическая  разговорная речь

6. Основная функция письменной речи:

a. общение с собеседником в условиях непосредственного контакта

b. фиксация устной речи

c. средство коммуникации между людьми

d. фатическая, то есть контактоустанавливающая

7. Следующие  типы речи известны:

a. описание

b. повествование

c. предсказывание

d. загадывание

8. Важнейшие черты русского литературного языка  складываются на основе:

a. разговорного языка города Москвы;

b. разговорного языка жителей нижнего Новгорода;

c. разговорного языка жителей Санкт-Петербурга.

d. разговорного языка города Киева

9. К основным функциональным стилям книжного языка относятся:

a. научный;

b. простонародный;

c. официально-деловой;

d. общепринятый;

e. публицистический

10. Для ………. функционального стиля характерна диалогическая речь …

a. разговорного

b. научного

c. публицистического

d. официально-делового

11. Монологическую речь характеризует:

a. официально-деловой стиль;

b. научный стиль;

c. публицистический стиль;

d. разговорный стиль;

12. Функциональный стиль — это …

a. разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении;

b. использование  языковых средств общенационального языка;

c. стиль воздействия на людей через средства массовой информации;

d. стиль, предполагающий предварительный отбор языковых средств

13. Для лексики официальной речи характерно…

a. широкое использование тематически обуслов­ленных специальных слов и терминов;

b. широкое использование устоявшихся речевых оборотов;

c. использование ключевых слов, характерных для определенной эпохи;

d. нейтральные и разговорные слова и конструкции, отдель­ные элементы высокого стиля;

14. Служебные документы делятся на …

a. финансовые и учетные документы;

b. директивные и распорядительные;

c. информативные и стандартные;

d. личные  и деловые письма;

15. Слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности, это....

a. термин

b. тезис

c. языковой пример

d. рассуждение

16. С точки зрения нормативности, одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля является

a. тезисы

b. реферат

c. аннотация

d. конспект

17. К основным жанрам литературно-художественных и общественно-политических    журналов не относится:

a. статья

b. очерк

c. интервью

 

d. рецензия

18. Еженедельные аналитические телевизионные программы включают в себя

a. интервью и опросы

b. информационный отчет

c. репортаж

d. комментарии

19. Под речевым этикетом подразумевают:

a. систему личностных взаимоотношений руководителя с подчиненными, вышестоящими руководителями и коллегами;

b. правила поведения и речи, рассчитанные на то, чтобы не осложнять жизнь другим;

c. разработанные правила речевого поведения, систему речевых формул общения;

d. обусловленную совокупность общеупотребительных языковых средств;

20. Основой написания любого официального документа является

a. Формулы речевого этикета;

b. Логика;

c. Рассуждения по теме;

d. Правильный выбор языковых средств.

21. Основные принципы орфографии:

a. принцип фонематического письма;

b. принцип морфологического письма;

c. принцип лексического письма;

d. орфографическая грамотность.

22. Основные принципы препинания (укажите лишний):

a. интонационный;

b. смысловой;

c. грамматический;

d. орфографический.

23. При обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числительное, название месяца всегда ставится только в…

a. родительном падеже;

b. дательном падеже;

c. именительном падеже;

d. предложном падеже.

24. Культура речи – это:

a. разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно    речи разговорной, частному, "бытовому" общению;

b. культура профессионального общения

c. совокупность особенностей речи как орудия художественного творчества и предмета художественного восприятия.

d. раздел науки, изучающий жизнь общества в определенную эпоху и устанав­ливающий на научной основе правила пользования языком, как основным средством об­щения людей, орудием формирования  и выражения мыслей.

25. Не является жанром научно-информативного стиля речи

a. реферат

b. повесть

c. тезисы

d. языковой пример



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика