ЮУрГУ, русский язык и культура речи (рабочая тетрадь, г.Златоуст)
Узнать стоимость этой работы
06.11.2016, 15:28

Тема 1. ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Расставьте ударение.

Балованный, банты, включим, вручит, давнишний, диспансер, доверху, закупорив, занята, исчерпать, кралась, краны, красивее, кремень, кровоточащий, лила, молящий, надолго, нажита, налита, нанявшийся, насорит, некролог, обеспечение, облегчит, осведомиться, отключенный, отрочество, плодоносить, послала, принудить, прозорлива, сироты, сливовый, снята, сорит, столяр, торты, тотчас, укрепит, черпать, шарфы, щавель, эксперт.

2. Какого рода перечисленные слова.

Калибри 

Шимпанзе 

Рефери 

Сомбреро 

Турне 

Недотрога 

Коммюнике 

Бра 

Алиби 

Мораль 

Тюль 

Алоэ 

Виски 

Пенальти 

Авеню 

Салями 

Фламинго 

Пони 

Кенгуру 

Рантье 

Атташе 

3. Просклоняйте фамилии в мужском и женском роде.

Крапива: ж.р.   м.р.

Абрамович: ж.р.   м.р.

Теплых: ж.р.   м.р.

Плевако: ж.р.   м.р.

Бобровски: ж.р.   м.р.

Гусь: ж.р.   м.р.

Андерсен: ж.р.   м.р.

4. В предложениях поставьте правильную форму собственных имён.

1. В детстве он охотно читал Жюл… Верн…

2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол…Сартр…

3. Сказки Ганс…Христиан…Андерсен…любят дети всего мира.

4. Взгляды философов обратились к Август…Шлегел…

5. Это письмо было написано американской девочке Самант…Смит…

6. Декларация была подписана Роберт…Смит…

7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук…

8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк…

9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк…

10. На концерте прозвучали произведения Майбород…

11. Эти сказки написали братья Гримм…

12. Новое произведение Генрих… и Томас… Манн…было выпущено небольшим тиражом.

13. Франклин и Элеонора Рузвельт…посетили концерт известного певца.

14. Супруги Клинтон…прибыли на отдых в Калифорнию.

15. Муж и жена Робсон…совершили путешествие на яхте около западного побережья.

5. Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение.

Образец: верный – вернее.

Лучший –   Дорогой –

Длинный –  Глухой –

Красивый –   Правый –

Удобный –   Молодой –

Весёлый –   Редкий –

Сладкий –   Дружный –

Твёрдый –   

6. Выберите правильный ответ (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

А

Б

Правильный ответ: А или Б

1

Повлекший

Повлёкший

 

2

Амеба

Амёба

 

3

Никчемность

Никчёмность

 

4

Одноименный

Одноимённый

 

5

Трое грузин

Трое грузинов

 

6

В две тысячи третьем году

В двух тысяча третьем году

 

7

Не трогайте

Не трожьте

 

8

Кладите

Положите

 

9

Эти кремы

Эти крема

 

10

Многочислен

Многочисленен

 

11

Ответствен

Ответственен

 

12

О пятьдесят восьми

О пятидесяти восьми

 

13

Обусловливать

Обуславливать

 

14

Удостоивать

Удостаивать

 

15

Заведя машину

Заведши машину

 

7. Образуйте форму родительного падежа единственного числа существительных. Поставьте ударение (табл. 2).

Образец: массаж – массажа.

Таблица 2

Именительный падеж единственного числа

Родительный падеж единственного числа

Арбитраж

 

Бандаж

 

Брелок

 

Бюллетень

 

Инструктаж

 

Любовь

 

Герб

 

Гусь

 

Гуляш

 

Грош

 

Выбор

 

Кольцо

 

Порт

 

8. Образуйте краткую форму мужского, женского и среднего рода и форму множественного числа следующих слов. Поставьте ударение.

Образец: весёлый – весел, весела, весело, веселы.

Глухой –

Дорогой –

Дружный –

Молодой –

Правый –

Редкий –

Проданный –

Прожитый –

Созданный –

Баловать –

Отослать –

Положить –

Тянуть –

9. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Респондент

Инвестор

Прерогатива

Квота

Аудитор

Альянс

Эксклюзивный

Апеллировать

Мораторий

Менталитет

Адекватный

Идентичный

Антагонизм

Инфантильный

Амбиция

Вердикт

Реставрация

10. Как вы понимаете следующие фразеологизмы?

1. С бору да с сосёнки

2. Хоть брось

3. Верёвка плачет

4. Темна вода в облаках

5. Водить на помочах

6. Волос в волос

7. Куда ворон костей не занесёт

8. Входить в разум

9. Забубённая головушка

10. Воды не замутит

 

Тема 2. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ ФОРМЫ РЕЧИ

1. Формы существования речевой коммуникации:

а)

б)

2. Основные виды устной речи:

3. Стилевые признаки нормированной (кодифицированной) устной речи:

4. Стилевые признаки разговорной речи:

5. Сравните устную и письменную речь по направлениям (табл. 3).

Таблица 3

Основные направления сравнения

Устная речь

Письменная речь

Способ создания речи

 

 

Содержание речи

 

 

Характер адресата

 

 

Характер восприятия речи

 

 

Жанры

 

 

6. Особенности разговорной речи:

фонетические

лексические

морфологические

синтаксические

7. Стилевые особенности просторечия:

8. Два вида речевой деятельности:

а)

б)

9. Письмо – это

10. Чтение – это

11. Говорение – это

12. Слушание – это

13. Прочитайте тексты, в которых высказана одна и та же мысль. Определите, какой из отрывков легче воспринимается и почему?

Текст 1

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах, не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит сродством для достижения каких-либо других целей.

Текст 2

Деловое общение – это взаимоотношения партнеров, которые решают производственные, научные, коммерческие и другие задачи. Официальное положение участников делового общения влияет на выработку норм и стандартов их поведения. Деловое общение носит исторический характер, проявляется на разных социальных уровнях и в различных формах. Деловое общение в отличие от межличностного общения, предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

14. О каких особенностях устной и письменной речи говорится в пословицах? Объясните, как вы понимаете их смысл?

– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

– Кто словом скор, тот в делах редко спор.

– Пишут только втроем: разум, чернила да перо.

– Слово не стрела, а разит.

– Слово, сорвавшееся с языка, подобно яйцу, упавшему на пол.

– Доброе слово, что дождь в засуху.

– Ветер горы разрушает, слово – народы поднимает.

– Слово – серебро, молчание – золото.

– Что написано пером, того не вырубишь топором.

– Рана, нанесенная кинжалом, излечивается, а рана, нанесенная словом, болит вечно.

– То же слово, да не так бы молвить.

– Слово, идущее от сердца, до сердца дойдет.

– Глупым словам – глупое ухо.

– Перо всегда смелее языка.

– Сказал бы словечко, да волк недалечко.

– У всякого словца ожидай конца.

– Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет, наперед ума глаголет.

15. Укажите контекст и значение данных словосочетаний.

– излагать сухим языком статистики;

– изъясняться юридическим языком;

– говорить как по-писаному;

– объясняет – уснуть можно;

– говорить казенным языком;

– выражаться намеками;

– говорить загадками;

– говорить на разных языках;

– отвечать без экивоков.

16. Определите, в каких видах коммуникации используется преимущественно книжная речь, преимущественно разговорная, а в каких та и другая. Конкретизируйте ситуацию (когда, где, о чем, с кем).

Лекция; публичное выступление; разговор преподавателя со студентом, начальника с подчиненным, прораба с рабочими; беседа между друзьями; сообщение; интервьюирование; разговор за обеденным столом, деловые переговоры.

17. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.

Мне от головы что-нибудь.

Ты принес, на чем рисовать?

Он и второй завалил.

В серой куртке за вами?

Сегодня короткое не модно.

У ребенка характер!

Два до Москвы, желательно нижние.

Вчера был в Большом, смотрел «Лебединое».

Наша следующая.

Спасибо, не надо, свой имеется.

А можно, я поведу?

Вы кофе или чай?

Кипяченая, не беспокойтесь!

Как ты думаешь, я на трехчасовой успею?

А вы взяли, на чем загорать будете?

А этой дрелью не пробовали?

Ну что, добавили к зарплате?

А мои синие не видели?

Ты молотком, молотком!

18. Распределите слова по разделам.

Автомобиль, бабуля, башмаки, библиотека, ввести в заблуждение, вкалывать на стройке, воздвигнуть, возложить, воссоздать, воспрещено, гараж, голосишко, дело, дерматолог, дом, домище, драндулет, задира, запрещается, калымить, квартал, квартира, кожник, копилка, куш, лик, ликвидировать, лоботряс, мировоззрение, наврать, начинание, обмануть, общага, общежитие, опора, оптимизм, отнекиваться, петь, понарошку, прибыль, притащить, продажа, пылища, работать, работенка, сбагрить, сотрудник, столовка, строить, студент, трудиться, туфли, уничтожить, читальня, шабашник.

книжные

нейтральны

разговорные

19. Прочитайте текст и укажите в нем слова и сочетания книжной лексики.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». Бравирование грубостью в языке – весьма распространенное явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Постигать хорошую интеллигентную речь необходимо долго, внимательно прислушиваясь, запоминая, все замечая, читая и изучая. Эта задача весьма трудная, но выполнимая. Однако наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности никогда не поддаваться влияниям среды, если она затягивает.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать в обществе. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение правильно мыслить, его уважение к окружающим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Д. Лихачев

 

Тема 3.  РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК И ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Разговорный язык –

2.Основные черты разговорного стиля:

3. Кодификация –

4. Прагматика –

5. Спонтанность речи – это

6. Фоновые знания – это

7. Приведите примеры фоновых знаний.

8. Редукция звуков – это

9. Приведите примеры редукции звуков в разговорном языке.

10. Нормой в разговорной речи признаётся то, что

11. Назовите жанры речевого общения.

12. Монолог – это

13. Диалог – это

14. Полилог – это

15. Беседа – это

16. Назовите и охарактеризуйте типы беседы.

17. Разговор – это

18. Спор – это

19. Рассказ – это

20. История – это

21. Письмо – это

22. Записка – это

23. Дневник – это

24. Язык художественной литературы – это

25. Назовите и подробно опишите основные черты художественного стиля.

26. Используя художественную литературу, приведите примеры описания авторами явлений природы.

27. Используя художественную литературу, приведите примеры описания авторами внутреннего состояния и внешнего облика героев данного произведения.

28. Назовите жанры языка художественной литературы.

 

Тема 4. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

1. Составьте и запишите текст письма-ответа на письмо-напоминание делового партнёра.

2. Составьте и запишите текст письма-приглашения на выставку-ярмарку товаров (наименование товаров – на ваше усмотрение).

3. Составьте и запишите письмо-просьбу (повод просьбы – на ваше усмотрение), используя все реквизиты делового письма.

4. Прочитайте перечень ситуаций деловой коммуникации. Выберите, какой из перечисленных типов письма необходим в каждой из этих ситуаций.

Какое письмо направит вам деловой партнёр, если вы не подтвердили получение его письма?

Вашему предприятию необходимо получить каталог офисной оргтехники. Какое письмо следует направить в соответствующую торговую фирму?

В университете планируют провести научную конференцию на тему «Компьютерное моделирование». Какие письма рассылает оргкомитет?

Предприятие отправляет партию телевизоров. Какие письма обязательно прилагаются к ней.

На вашем предприятии сломался недавно приобретённый деревообрабатывающий станок. Какое письмо нужно направить на предприятие-изготовитель?

Вы получили письмо от вашего делового партнёра. Какое письмо обязательно следует направить партнёру в соответствие с правилами делового этикета?

5. Соответствует ли приведённое ниже заявление требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте текст заявления.

Директору фирмы «Заря»

Афанасьеву Ю.П.

от Комова С.П.

Заявление

Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.08.2014 в связи с причинами личного характера.

24.08.2014

Комов С.В.

Ошибки в заявлении

Правильно составленное заявление

6. Отредактируйте фрагменты заявлений, используя языковые конструкции, принятые для официально-деловой документации.

Образец. В связи с тем, что я должен срочно уехать в Москву…– В связи со срочным отъездом в Москву….

Из-за того, что я должен срочно уехать на родину

В силу того, что у меня нет достаточного количества денег

Вследствие того, что изменилось расписание движения поездов

Из-за того, что я не имею денег на покупку билетов на самолёт

Так как я болел в течение целого семестра

Вследствие того, что я опоздал на вокзал

Поскольку расписание движения поездов было изменено

7. Напишите доверенность на получение 10 тысячи рублей с вашего вклада в банке каким-либо лицом.

8. Напишите объяснительную записку по поводу вашей неявки на экзамен.

9. Напишите расписку в получении вами со склада компьютера для выполнения годового отчёта.

10. Напишите заявление с просьбой перевести вас с одного факультета на другой.

 

Тема 5.  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

1. Публицистический стиль речи – это стиль

2. Цель публицистического стиля речи –

3. Охарактеризуйте место публицистического стиля в системе стилей русского литературного языка.

4. Объясните, почему публицистический стиль называют также газетным, общественно-политическим, газетно-публицистическим.

5. Основные функции публицистического стиля:

– информационная функция

– функция воздействия

6. Общие функции языка в публицистическом стиле:

– коммуникативная функция

– экспрессивная функция

– эстетическая функция

7. Сравните особенности информационной функции в публицистическом и других функциональных стилях

8. Сравните особенности коммуникации при использовании публицистическим и другими функциональными стилями

9. С какой целью публицисты обращаются к экспрессивным средствам языка?

10. Подберите примеры газетно-журнальных публикаций, публицистических книг и телепередач, обладающих эстетическими достоинствами.

11. Перечислите общие стилевые черты, свойственные публицистическому стилю речи.

12. Перечислите жанры публицистики.

13. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи:

– лексические

– морфологические

– синтаксические

14 Приведите примеры лексических признаков публицистического стиля речи.

15. Приведите примеры морфологических признаков публицистического стиля речи.

16. Приведите примеры синтаксических признаков публицистического стиля речи.

17. Прочитайте текст. «Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед».

Определите, какие языковые средства использованы в данном публицистическом тексте и с какой целью

18. Проанализируйте следующий публицистический текст.

«Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание нор поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности» (по С. Гиацинтовой).

А. Определите стилевые черты данного публицистического текста.

Б. Какие языковые средства использованы в этом тексте?

19. Прочитайте следующие тексты и выделите публицистические. Укажите их грамматические и лексико-фразеологические особенности. 

Текст 1

Изданы методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Техническая механика» для студентов очной формы обучения направления 29.18.14 «Строительство».

Текст 2

Общее представление об искусстве барокко дают его определения как стиля несколько вычурного, эмоционально приподнятого, пользующегося в качестве средств выражения бурных порывов чувств контрастами, преувеличениями, перспективными и иллюзионистическими эффектами. Для архитектуры и скульптуры барокко характерна живая связь с окружающей местностью, с ландшафтом.

Текст 3

В наши дни, в условиях все возрастающей активности широких масс, их непосредственного участия в культурной жизни страны, настоятельной становится потребность в овладении таким острым оружием, как слово, а также в умении легко пользоваться правильной, выразительной речью. Нередко выступающие устно или в письменной форме испытывают затруднения в выражении своих мыслей, в подборе слов, нахождении для них нужной литературной формы. Немыслимо, конечно, создать рецепты в этой области на все случаи жизни, но вполне возможно ознакомиться с основными элементами, из которых слагается культура речи. Круг входящих сюда вопросов различен для разных категорий людей, как различен уровень их языковой подготовки, характер деятельности, степень потребности в практическом владении навыками устной и письменной речи.

Текст 4

– Вы в 19? Большая очередь?

– Да, 10 человек. Вы будете одиннадцатой. Очень медленно обслуживает.

– Конечно, меньше надо разговаривать с коллегами!

–А какие спрашивают документы?

– Только страховой полис.

20. Подчеркните слова и словосочетания, принадлежащие к публицистическому стилю.

Исследование, плавать, многоточие, плюрализм, электорат, гербарий, интеграл, властные структуры, представитель, авангард, газировка, финансы, великие свершения, подработка, динамичное развитие, крутить баранку, культурология, окантовка, норматив, занятие, великие свершения, домостроение, матушка, механика грунта, отрицать, мониторинг общественного мнения, реализация, физика, уйма времени, гласность, маршрутка, многоточие, зачетка, представитель, застрельщик.

21. Основная цель рекламы

22. Функции рекламы:

информативная

воздействующая

23. Жанры рекламы:

24. Структурные элементы рекламы и их цели:

рекламный лозунг (слоган)

вступление

основная часть

заключение

25. Какие средства художественной изобразительности используются для построения рекламных текстов?

26. Копирайтер – это

 

Тема 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

1. Научный язык – это

2. Основные черты научного стиля:

3. Функции научного стиля:

4. Жанры научного стиля:

5. Лексика научного стиля:

6. Термины – это

7. Функционально-стилевая классификация научного языка:

8. Грамматические черты научного стиля:

9. Аннотация – это

10. Классификация аннотаций:

11. Напишите аннотацию к научной статье, которую вы прочитали.

12. Реферат – это

13. Основные черты реферата:

14. Разновидности рефератов:

15. Структура реферата:

16. Конспект – это

17. Классификация конспектов:

18. Тезис – это

19. Структура тезиса:

20. Напишите тезисы, прочитав любую научную статью.

21. Библиографический список – это

22. Структура библиографического описания. Приведите примеры.

23. Порядок работы над текстом курсовой (дипломной) работы.

24. Структура оглавления курсовой (дипломной) работы. Приведите пример.

25. Опишите структуру «Введения» курсовой (дипломной) работы.

26. Что включает в себя «Заключение» курсовой (дипломной) работы?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика