МГЭИ, русский язык и культура речи (контрольные работы, г.Калуга)
Узнать стоимость этой работы
13.11.2015, 14:59

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ЗАДАНИЕ 1. Составьте а) аннотацию и б) рецензию к научному тексту по вашей специальности (объем текста не менее 4000 печатных знаков). Тексты должны быть представлены в машинописном виде или ксерокопированы (см. справочные материалы).

 

ЗАДАНИЕ 2. Напишите собственное резюме (см. справочные материалы), предполагая, что вы являетесь соискателем на одну из перечисленных ниже должностей (по выбору студента) или выберите любую другую интересующую вас должность:

1) менеджера по продажам;

2) программиста крупной фирмы;

3) секретаря-референта;

4) экономиста торгового предприятия;

5) рекламного агента.

 

ЗАДАНИЕ 3. Напишите заявление с одной из перечисленных ниже просьб (см. структуру заявления и образец в справочных материалах):

1) оказать вам материальную помощь;

2) продлить вам экзаменационную сессию;

3) перевести вас с одного факультета на другой;

4) принять вас на должность главного менеджера;

5) принять вас на должность главного инженера-гидролога.

 

ЗАДАНИЕ 4. Определите значение заимствованных слов. Укажите словарь, с которым вы работали. Придумайте 5 предложений с любыми из этих слов.

Вариант 1. Амбиция, вердикт, лексикон, ортодоксальный, чат, блокбастер, виртуальный, дефолт, интерактивный, массмедиа (вариант: масс-медиа), пиар

Вариант 2. Аудитор, антагонизм, индифферентный, локальный, нюанс, приватный, инсталляция, копирайт, секвестор (вариант: секвестр), суицид, тестирование.

Вариант 3. Апелляция, абсурд, конфессия, стагнация, табу, тинейджер, фиаско, релиз, грин-карта, фондю, фэн-шуй.

Вариант 4. Анимация, аутентичный, бренд, бутик, глобализация, конформист, индустрия, иммунитет, диджей, драйв, имиджмейкер.

Вариант 5. Электорат, кампус, клипмейкер, лейбл, респондент, миллениум, папарацци, пиар, паблисити, субсидия, утилитарный.

Вариант 6. Промоутер, римейк (вариант: ремейк), оффшорный (вариант: оффшорный), аморфный, рандеву, информация, вакантный, резюме, имидж, идентичный, корректный.

Вариант 7. Прайс-лист, секвестрирование, бутик, амбиция, инсталляция, провайдер, стагнация; копирайт, сноуборд, фристайл, статус-кво.

Вариант 8. Девальвация, скейтборд, манкировать, табу, превентивный, мизантроп, сакраментальный, локальный, курьезный, базис, пиар.

 

ЗАДАНИЕ 5. Выпишите из словаря синонимов один синонимический ряд, включающий минимум 5 синонимов. Составьте с ними 5 предложений, помня о различных семантических оттенках и стилистических различиях между этими словами.

 

ЗАДАНИЕ 6. Выпишите из словаря пять пар паронимов. Используя любые три пары паронимов, составьте предложения.

 

ЗАДАНИЕ 7.  Найдите тексты, которые будут являться образцами а) научного стиля речи, б) официально-делового стиля речи, в) публицистического стиля речи, г) художественного стиля речи, д) разговорного стиля речи. Аргументируйте свой ответ.

Образец.

Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» данный текст, являющийся фрагментом статьи (…), книги (…), рассказа (…) …?

По типу речи текст является … (описанием, повествованием, повествованием с элементами описания, рассуждением, так как…), что сказалось на особенностяхкомпозиции текста.

(В описании – оценка, вывод; в повествовании – экспозиция, завязка, кульминация, развязка; в рассуждении – тезис, аргументы, вывод.)

Текст состоит из … абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует микротема …(Если микротемы не совпадают с абзацами по какой-либо причине, отметить это как особенность текста.)

Смысловые части фрагмента объединены общей темой … (Или: несмотря на наличие микротем для текста характерно тематическое единство всех его частей: общаятема текста …)

Композиционное единство всех частей текста выражается в наличииграмматических связей между его частями … (с помощью какой связи – цепной или параллельной – соединены первый и второй абзацы, третий и четвёртый …)

А как связываются предложения в этом тексте? Преобладает … (цепная/параллельная связь)

Смысловая цельность фрагмента задаётся идеей текста … (какой)

В каком стиле написан текст? Поскольку … (общие признаки какого-либо стиля) можно предположить, что текст написан в … стиле. Как известно, стилистические особенности текста проявляются на всех уровнях: лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом.

Анализ лексики данного фрагмента – использование автором … характерно именно для … стиля.

Морфологические особенности.

Всмотримся в синтаксические особенности текста …, … (связать, если возможно, со стилем)

Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры, автор использует (применяет) для …

Фонетические средства изобразительности …

Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся … (тип речи).

 

ЗАДАНИЕ 8.  Прочитайте, как правильно оформляется справочно-библиографический аппарат научного произведения. Правильно составьте библиографическое описание любых 3 книг и 3 статей.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ЗАДАНИЕ 1. В соответствии с правилами русской литературной нормы поставьте ударение в следующих словах, расставьте точки над Ё.

Вариант 1. Шофер, договор, квартал, досуг, мышление, алкоголь, документ, завидно, заплаченный, газопровод, добыча, оптовый, столяр, цемент, красивее, некролог, каталог, новорожденный, торты, порты, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 2. Шарфы, средства, маркетинг, позвонит, облегчить, включит, углубить, умерший, иконопись, инсульт, кашлянуть, ходатайство, афера, щавель, цепочка, холеный, дебелый, опека, генезис, осужденный, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 3. Завсегдатай, свекла, опека, умерший, апостроф, некролог, серфинг, холеный, желоб, риэлтер, арахис, генезис, досуг, завидно, шерстка, кашлянуть, намерение, нерадивый, мышление, дефис, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 4. Средства, углубить, эксперт, ржаветь, закупорить, валовой, агент, острие, щелка, послушник, афера, заем, таможня, изобретение, пуловер, созыв, цепочка, оседлость, щавель, бюрократия, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 5. Баловать, каучук, плесневеть, обеспечение, похороны, усугубить, творог, августовский, уведомить, благовест, маневры, блудница, вечеря, дремота, досуг, апостроф, красивее, вероисповедание, некролог, принудить, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 6. Гербовый, аналог, вестерн, торты, столяр, добыча, шарфы, договор, статуя, инсульт, намерение, мусоропровод, туфля, завсегдатай, арахис, сосредоточение, алкоголь, опека, щавель, облегчить, звонить, звонит, звонят, позвоним.

Вариант 7. Партер, заговор, индустрия, творог, мастерски, бомбардировать, валовой, квартал, кухонный, обеспечение, таможня, фланель, ходатайство, щавель, принудить, афера, начать, одновременный, оседлый, флюорография, звонить, звонит, звонят, позвоним.

 Вариант 8. Платеж, вероисповедание, умерший, дефис, хребет, красивее, инсульт, заговор, похороны, главенство, мастерские, приобретение, иконопись, дремота, еретик, белесый, можжевеловый, вечеря (тайная), перенесший, маневр, звонить, звонит, звонят, позвоним.

 

Задание 2. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.

Вариант 1. Оплатить (что), заплатить (внести плату: за что), отчитаться (о чем и в чем), отчет (о чем), рецензия (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем), иммунитет (к чему?).

Вариант 2. Препятствовать (чему), тормозить (что), пренебречь (кем, чем), тенденция (чего, к чему), рассказать (о чем), указать (на что), превосходство (над кем, чем и допустимо перед кем, чем), преимущество (перед кем, чем).

Вариант 3. Дисгармонировать (с чем?), постановить (что), постановление (о чем), претендовать (на что?), руководить (кем), курировать (кого), аннотация (на что, чего и к чему), свойственный (кому).

Вариант 4. Характерный (для кого), точка зрения (на что), дискутировать (о чем), неверие (во что), приемлемый (для кого, чего), высказывание (по чему), уверенность (в чем), вера (во что).

Вариант 5. Удивиться (чему), удивлен (чем), упрекать (в чем), жажда (чего), пример (чего, чему), отчитаться (в чем), отзыв (о чем), упрекать (в чем).

Вариант 6. Порицать (за что), идентичный (чему), сходный (с чем), обидеться (на что), обижен (чем), заведующий (чем), тревожиться (за кого), пример (чего, чему).

Вариант 7. Дисгармонировать (с чем), тенденция (к чему), отчитаться (в чем), обрадоваться (чему), обрадован (чем), обращать внимание (на что), отчитаться (в чем), иммунитет (к чему).

Вариант 8. Отличать (что от чего), тормозить (что), директор (чего), основываться (на чем-либо), свойственный (кому), характерный (для кого), предостеречь (от чего), предупредить (о чем).

 

ЗАДАНИЕ 3. Найдите в текстах по вашей специальности примеры на описанные в таблице № 1 (см. справочные материалы) случаи согласования подлежащего и сказуемого в формах числа. Выпишите четыре примера и проверьте правильность согласования.

 

Задание 4. Укажите, какие из приведенных предлогов употребляются с родительным падежом (чего?), а какие – с дательным падежом (чему?): благодаря, в отношении к, в сторону, в отношении, во избежание, в целях, применительно к, сообразно, в целях, в течение, согласно, соответственно, вопреки, в продолжение, вследствие, в силу, по мере. Придумайте 5 предложений с данными предлогами.

 

ЗАДАНИЕ 5. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление двух любых числительных в указанных формах.

Образец: 459  рублей

Род. п. – четырехсот пятидесяти девяти рублей

Тв. п. – четырьмястами пятьюдесятью девятью рублями

Пр. п. – о четырехстах пятидесяти девяти рублях

2982 год

17 статей

5/8 метра

43499 штук

трое детей

сороковой размер

полтора килограмма

957 студентов

 

ЗАДАНИЕ 6 . От следующих прилагательных образуйте возможные степени сравнения.

Образец: новый – новее, более новый, менее новый, новейший, самый новый.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

 

 

Выполните тест

«Риторика и ораторское искусство».

1. Что нужно, чтобы овладеть агитационной речью?

а) стремиться предвосхитить ответную реакцию противника;

б) заботиться о том, чтобыне создавать барьеров в общении;

в) сделать речь максимально адресованной данной аудитории.

 

2. Какие основные потребности людей нужно учитывать, создавая политическую речь?

а) потребности материального существования;

б) потребности в любви;

в) потребности в безопасности.

 

3. По какому критерию вы будете судить речь: информирующую или агитирующую?

а) на основании содержания;

б) на основании наличия слоганов и призывов;

в) на основании явной и скрытой агитации.

 

4. Каковы главные отличия митинговой речи от других видов речей в политической сфере?

а) лаконизм содержания;

б) эмоциональность выступления;

в) мобилизирующие факторы.

 

5. Что главное в интервью на телевидении?

а) невербальные средства общения;

б) пафосность произнесения;

в) увлекательность изложения.

 

6. Что главное в интервью на радио?

а) разнообразие тона и голоса;

б) кинесика;

в) серьёзность содержания речи.

 

7. Что самое главное в интервью для прессы?

а) увлекательность изложения;

б) собственный взгляд на вещи;

в) правильные вопросы журналиста.

 

 8. От чего зависят способы раскрытия основного содержания речи?

а) от характера аудитории;

б) от вида речи;

в) от ваших речевых способностей.

 

9. Какие методы изложения материала в основной части выступления продуктивны?

а) индуктивный и дедуктивный способы;

б) способ аналогии;

в) исторический.

 

10. Что главное в подготовке речи?

а) исполнение речевого канона;

б) украшение речи;

в) импровизирование.

 

11. Что обеспечивает адекватное замыслу исполнение речи?

а) отрепетированность;

б) зазубривание речи наизусть;

в) произнесение по ключевым словам.

 

12. Что повышает эффективность информирующей речи?

а) учёт состава аудитории;

б) компетентность оратора;

в) структурированность информации.

 

13. Какие коммуникативные тактики более характерны для политической речи?

а) тактика обращения к эмоциям слушателей;

б) тактика учёта ценностных ориентиров;

в) тактика призыва адресата.

 

14. Какие основные слагаемые успеха организационной речи?

а) совещание с членами коллектива;

б) мобилизующая роль ведущего;

в) соблюдение порядка работы всей команды/

 

15. Какое поведение руководителя совещания правильное?

а) учёт мнения всех присутствующих;

б) создание дискуссии;

в) находится на нейтральных позициях

 

16. Как усилить убедительность речи?

а) привести факты, цифры, свидетельства; б) составить удачные призывы;

в) критиковать оппонентов.

 

17. От чего в большой степени зависит выбор способа изложения материала речи?

а) от цели речи;

б) от информации, которой оратор располагает;

в) от состава аудитории.

 

18. Какую задачу выполняет вступление речи?

а) коммуникативную;

б) содержательную;

в) закрепительную, юмористическую.

 

19. Какую задачу выполняет заключение речи?

а) коммуникативную;

б) подытоживающую;

в) мотивационную.

 

20. Как привлечь внимание аудитории во время речи?

а) помолчать;

б) установить зрительный контакт;

в) применить приём «зацепляющий крючок».

 

21. Как сделать произнесение речи эффективным?

а) логически стройно изложить материал;

б) создать интригующие моменты;

в) обеспечить лаконичность речи.

 

22. Как создать диалогизацию речи?

а) построить выступление в форме вопросов и ответов самого же оратора;

б) разговаривать с аудиторией;

в) отвечать на выкрики слушателей.

 

 23. Как отвечать на вопросы аудитории?

а) кратко и обтекаемо;

б) вежливо и доброжелательно;

в) конкретно, по существу проблемы.

 

24. Какие законы риторики наиболее важны?

а) закон близости содержания речи интересам жизни;

б) закон триединства;

в) закон эстетического наслаждения речью.

 

25. Какие общие принципы нужно соблюдать при подготовке публичного выступления?

а) принцип последовательности;

б) принцип занимательности;

в) принцип результативности.

 

26. Что способствует поддержанию внимания на протяжении речи?

а) наглядность;

б) логичность;

в) речевая динамичность.

 

27. Как создать коммуникативное лидерство?

а) инициативой общения;

б) структурированием общения;

в) целенаправленностью общения.

 

28. Какие фазы общения являются важнейшими для успешной коммуникации?

а) вступление в речевой контакт;

б) упрочение взаимодействия;

в) привлечение внимания.

 

29. Какие виды спора являются самыми продуктивными?

а) полемика;

б) дискуссия;

в) дебаты.

 

30. Какова цель аргументирующей речи?

а) убедить собеседника;

б) развлечь слушателя;

в) вызвать полемику.

 

31. Какие аргументы считаются достаточными?

а) истинные;

б) не противоречащие друг другу; в) правдоподобные.

 

32. Какие признаки характеризуют диалектическую речь?

а) дискуссионность;

б) диалогизм;

в) использование «чучела оппонента».

 

33. В каких ключевых понятиях проявляется рекламная риторика?

а) новизна, престижность;

б) эксклюзивность;

в) креативность.

 

34. Какое главное правило эффективного общения в рекламной риторике?

а) простота, доступность;

б) логичность;

в) яркая наглядность.

 

35. Какие виды речей относятся к академической речи?

а) парламентская;

б) лекция;

в) политическое обозрение.

 

36. Какие виды речей относятся к социально-бытовой риторике?

а) юбилейная;

б) митинговая;

в) проповедь.

 

37. Какие виды речей относятся к судебной риторике?

а) доклад;

б) выступление на съезде;

в) обвинительная речь.

 

 38. Какие виды речей относятся к гомилетике?

а) защитительная речь;

б) агитаторская речь;

в) проповедническая речь.

 

39. Какие виды речей относятся к политической риторике?

а) научное сообщение;

б) митинговая речь;

в) застольная речь.

 

40. Какие аудитории относятся к малым?

а) до 25 человек;

б) до 50 человек;

в) более 100 человек.

 

41. Выступление в массовой аудитории требует?

а) эмоциональности;

б) глубоких знаний;

в) простоты и ясности.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика