Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Русский язык и культура речи |
04.04.2016, 20:17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа состоит из трёх разделов: первый – посвящён проверке знаний понятийного аппарата дисциплины; второй – контролю знаний по нормам русского литературного языка и их реализации на практике; третий раздел предполагает проверку знаний функциональных стилей современного русского литературного языка. ЗАДАНИЕ № 1. Понятийный аппарат дисциплины Пользуясь литературой, рекомендованной для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», и электронными образовательными ресурсами), дайте ответы на следующие вопросы – задания. Выбор номера варианта задания № 1 осуществляется по двум последним цифрам шифра зачётной книжки студента.
ЗАДАНИЕ № 2. Нормы русского литературного языка Задание направлено на проверку знания языковых норм и их кодификации. При его выполнении студенты должны продемонстрировать умения, связанные с реализацией норм русского литературного языка на практике. Выбор номера варианта задания № 2, представляющего, по сути, блок субзаданий (А – Е), осуществляется по последней цифре шифра зачётной книжки студента. Внимание! Дополнительно в каждом из заданий А – Е следует указать: 1) знание каких языковых норм предполагает выполнение задания; 2) к каким словарям, справочникам, учебникам и т.д. следует обратиться в случае затруднения. С целью оптимального представления материала в ответах желательно выделять удобным для вас способом (подчёркивание, ИЗМЕНЕНИЕ ШРИФТА, фон) фрагмент предложения (словосочетание, слово), в который внесены правки.
Вариант 1 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: аккредитовать, афера, браковщик, вербовщик, двухцилиндровый, нажито (краткое причастие от гл. «нажить»), позвонишь, ломоть, одновременный, намерение. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [чн], во второй – слова, где буквосочетание ЧН произносится как [шн]: конеЧНо (= «да»), кориЧНевый, молоЧНик, ниЧТо, пасеЧНик, переЧНая (мята), поЧТа, сливоЧНый, сроЧНо, яиЧНица. В. Исправьте ошибки, связанные с такими языковыми явлениями, как полисемия (многозначность) и омонимия. 1) После повторного анализа были получены отличные результаты. 2) Инженер обошёл свой участок и направился в главное управление. 3) Студент прослушал все лекции по этому предмету. 4) Студента просмотрели в течение семестра, и теперь он не сдаёт экзамены. Г. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. 1) Публика сканировала: «Браво, браво, Хворостовский!» 2) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет архитектуры. 3) Присутствующие пристально слушали выступление оратора. 4) Темпы ремонта осложняются многими причинами. 5) В Петропавловской крепости захоронены остатки царской семьи. Д. Устраните в приведённых ниже предложениях ошибки в употреблении служебных частей речи. 1) В новом сезоне будет выходить ток-шоу, ориентированное для молодёжи. 2) Монтажников перебрасывают из одного объекта на другой. 3) Кусты смородины посажены в расстоянии 0,9 м друг от друга. 4) Это были не только годы ученичества, а также период, когда я сформировался как личность. Е. Исправьте ошибки, связанные с неправильным порядком слов. 1) Успехов больших добились благодаря упорному труду механизаторы хозяйства «Петровское». 2) Надо больше привлекать к производству рационализаторов и изобретателей. 3) Нельзя сказать, что здесь около скотных дворов много лежит удобрений. 4) Преподаватель предлагает новые слова записать с переводом в словарные тетради.
Вариант 2 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: агрономия, бронировать (= «закреплять за кем-нибудь»), гуру, добыча, донельзя, еретик, звонишь, недуг, приободрить, путепровод. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых в выделенных буквосочетаниях согласный звук перед е [э] произносится твёрдо, во второй – слова, где перед е [э] согласный звук произносится мягко: адапТЕр, антиТЕзис, ДЕмпинг, корТЕж, кроншТЕйн, лайНЕр, паТЕнт, проТЕже,ТЕнт, чарТЕр. В. Исправьте ошибки, допущенные из-за неверного выбора паронима. 1) В Думе не первый год ведутся дебаты о сроках и содержании воинской реформы. 2) Народ терпел двойственный гнёт. 3) Это показалось ему обидчивым. 4) С автором заключен договор об оплате гонорара. Г. В приведённых ниже предложениях найдите примеры нарушения языковых норм, внесите необходимые правки. 1) Новая встреча изменила их отношения: старые разногласия были забыты и они стали заклятыми друзьями. 2) В последние годы уровень безработицы в регионе значительно ухудшился. 3) Она была страшно красивая. 4) Изначально было ясно, что команда «Манчестер Юнайтед» обречена на успех. Д. Выберите из помещённых в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметьте семантико-стилистическое различие между ними. 1) Средство (от гриппа, против гриппа) продаётся в этой аптеке. 2) Материал по лекциям (на объявленные темы, по всем объявленным темам) следует повторить к зачёту. 3) Меры (к осуществлению, для осуществления, по осуществлению) необходимого воздействия были приняты. 4) Контроль (за производством, над производством) продукции осуществляется данной инстанцией. Е. В приведённых ниже предложениях поставьте сказуемые в нужную форму. 1) Женщина-врач (был…) редким явлением в дореволюционной России. 2) На Большой Академической улице (открыл…сь) кафе-кондитерская. 3) Концерт-загадка (передавал…ся/сь) вчера утром. 4) Вал со шпонкой (опуска…тся) на два подшипника. 5) Все, кто (не попал…) на премьеру, долго сожалели об этом.
Вариант 3 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: автозаводский, балованный, броня (= «защитная обшивка»), гастрономия, гусеничный, жерло, знамение, каталог, наотмашь, приободрить. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых в выделенных буквосочетаниях согласный звук перед е [э] произносится твёрдо, во второй – слова, где перед е [э] согласный звук произносится мягко: аННЕксировать, ауТЕнтичный, ДЕзинфекция, дивиДЕнд, ДЕфиниция, конТЕйнер, корДЕбалет, марТЕн, РЕйс, ТЕст. В. Исправьте ошибки, допущенные из-за неверного выбора паронима. 1) Транспортировка таких видов сырья на длительные расстояния нецелесообразна. 2) Позвольте задать Вам личностный вопрос. 3) Это было самое памятливое событие в его жизни. 4) В первый же месяц он усвоил инструмент. Г. Выберите из помещённых в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметьте семантико-стилистическое различие между ними. 1) Дети пошли (за грибами, по грибы). 2) Отъезд откладывается (вследствие, из-за, в связи, в силу, по причине, благодаря) моей болезни. 3) Ребята играли (во дворе, на дворе). 4) (По дороге, на дороге) он встретил своих приятелей. Д. В приведённых ниже предложениях поставьте сказуемые в нужную форму. 1) Каждый узел, каждая деталь (должн…) тщательно обрабатываться. 2) Никто – ни друзья, ни близкие – не подозревал…о её тайне. 3) «На каждого мудреца довольно простоты» (был… поставлен…) в областном театре. 4) Родным городом Василия (был…) Москва. 5) Художественным произведениям (присущ…) богатство и разнообразие изобразительно-выразительных средств. Е. Отметьте случаи неоправданного употребления форм управляемых слов, внесите исправления. 1) Для реализации требования устранения отставания выращивания молодняка на ферме намечены конкретные мероприятия. 2) Такое поведение Рязанцева отражается на дисциплину в учебной группе. 3) Управляющий треста назначен приказом дирекции только вчера. 4) В работе дана краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5) Легко указывать о недостатках, труднее помогать реальными делами.
Вариант 4 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: арендизация, бочковый, видение (= «способность видеть»), втридорога, газопровод, дефис, каталог, менеджмент, приговор, феномен. Б. Приведённые ниже слова распределите в два столбца: в первый – те, в которых на месте пропуска пишется буква е и произносится [э], во второй – слова, где на месте пропуска пишется буква ё и произносится [о]: аф…ра, бл…клый, гренад…р, ж…рдочка, карабин…р, кремн…вый, план…р, разнош…рстный, ретуш…р, реш…тчатый. В. Исправьте ошибки, допущенные из-за неверного выбора паронима. 1) Эти развалины служат скорбным воспоминанием о том, что старинное здание никем не охраняется. 2) Заглавную партию в опере исполняет Елена Образцова. 3) Учитель объяснил все очень понятливо. 4) Следует находить и использовать скрытные резервы производства. Г. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью: Внесите необходимые правки. 1) Состоялся обмен имеющимся опытом. 2) Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества. 3) Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. 4) Они накупили кучу памятных сувениров. Д. Выберите из приведённых в скобках форм глагола необходимые по условиям контекста. 1) Он постепенно (слеп – слепнул) и (чах – чахнул). 2) Ими (двигает – движет) чувство сострадания. 3) Я (мучусь – мучаюсь) весь день. 4) Не стоит этим (брезгать – брезговать). 5) Вы должны (прочитать – прочесть) эту статью. Е. Устраните ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов. 1) Приехав в Париж, его пригласили в российское посольство. 2) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. 3) Будучи проездом в Москве, известного профессора пригласили прочитать лекцию. 4) Окончив техникум, у меня появилось желание получить высшее образование. 5) Устав после учебных занятий, мне не читалось. 6) Прочитав хорошую книгу, постоянно думается о ней.
Вариант 5 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: алфавит, бунгало, генезис, завидно, знамение, исчерпать, нефтепровод, нормировать, премировать, сосредоточение. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [чн], во второй – слова, где буквосочетание ЧН произносится как [шн]: булоЧНая, греЧНевая (каша), конеЧНо (= «имеющее предел, окончание»), кориЧНевый, нароЧНо, ниЧТо, поЧТо (= устар. «почему»), сквореЧНик, сутоЧНый, яблоЧНый. В. Из двух слов, данных в скобках – русского и заимствованного – выберите более подходящее. 1) Государственным стандартом начального профессионального образования предусмотрена подготовка (опытных / квалифицированных) рабочих в образовательных учреждениях НПО. 2) По вопросу увеличения ассигнований докладчик и его оппонент имели (одинаковые / идентичные) мнения. 3) Выступающий вкратце (сообщил / проинформировал) о последних достижениях в области медиатехнологий. 4) Руководство фирмы поддержало (начинание / инициативу) молодых менеджеров. Г. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. 1) Естественным путём решения этой проблемы я считаю специализацию подготовки студентов. 2) Хорошим подспорьем для обучающихся является демонстрация слайдов. 3) Сейчас самая благодетельная пора для того, чтобы сеять зерновые. 4) Вопиющий брак был допущен рабочими механосборочного цеха. 5) Игрок «Челси» получил повреждение в первом тайме. Д. Найдите просторечные формы (в том числе формы местоимений) в приведённых ниже предложениях. Внесите необходимые правки. 1) Не любят еённые батька с мамкою, когда не по-ихнему идёт. 2) Сам Ванька этого нечта не видел. 3) Ихнее добро не бери, а евонное положь в телегу. 4) Самою её не трожь. 5) Отец по нём сильно скучает. Е. Устраните ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов. 1) Рассказ будет неоконченным, не упомянув о дорожном происшествии. 2) Придя с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов. 3) Затем Глебов назначается директором, работая в этой должности полгода. 4) Открыв дверь, на меня повеяло холодом. 5) Опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
Вариант 6 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: благовещение, бомбардировать, ветеринария, видение («призрак»), досыта, добыча, жалюзи, закупорка, приободрить, наложенный (платёж). Б. Приведённые ниже слова распределите в два столбца: в первый – те, в которых на месте пропуска пишется буква е и произносится [э], во второй – слова, где на месте пропуска пишется буква ё и произносится [о]: ж…рдочка, ж…рдь, ж…лчный, карабин…р, ман…вр, оцен…нный, новорожд…нный, омолож…нный, побл…кший, св…кла. В. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении иноязычных слов. 1) Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа. 2) Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 3) На классном форуме обсуждались вопросы успеваемости и дисциплины. 4) Между сотрудниками отдела постоянно возникают диспуты. Г. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению. 1) Отсутствует наличие стульев. 2) Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 3) Недостоверные факты должны нас настораживать. 4) Бездействие может привести к аварии так же, как и неправильное действие. Д. Поставьте заключённые в скобках слова в нужную форму, цифры напишите прописью. 1) К 87 прибавить 138, получаем 225. 2) В начале учебного года ученикам было выдано по 10 (тетради), по 5 цветных (карандаши). 3) Первый советский искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело 92 (сутки). 4) Из 3569 (абитуриенты) 2862 (человек) из сельской местности. Е. Устраните ошибки, допущенные при употреблении деепричастных оборотов. 1) Тогда, узнав о происшедшем, у него возникла мысль навсегда уехать из города. 2) Прочитав пьесу, передо мной возникли образы персонажей. 3) В те годы, поступив в институт, у нас было огромное желание учиться. 4) Стоя у двери, мне был слышен их разговор. 5) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.
Вариант 7 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: безудержный, генезис, занявший, исподволь, импульс, квартал, красивее, одновременный, сосредоточение, усугубить. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых в выделенных буквосочетаниях согласный звук перед е [э] произносится твёрдо, во второй – слова, где перед е [э] согласный звук произносится мягко: аДЕкватный, БЕйсик, ДЕзинфекция, ДЕградация, диспанСЕр, конДЕнсат, коТТЕдж, марТЕн, поТЕнциал, РЕйс. В. Найдите ошибки, допущенные во фразеологизмах, и произведите необходимые исправления. 1) Ни пуха ни шерсти. 2) Голова дыбом встала. 3) Кривая сажень в плечах. 4) Федькина грамота. 5) Скрепя сердцем. Г. В приведённых ниже предложениях найдите примеры нарушения языковых норм, внесите правки. 1) В первые же дни войны была объявлена тотальная мобилизация. 2) Выступление, будучи чётким и аморфным, вызвало неподдельный интерес у слушателей. 3) Мы завели спор с моим давним и закадычным противником – профессором Андреевым. 4) Наш новый шеф перенял раскованную и чопорную манеру общения с коллегами. 5) Из-за того, что больной не выполнял рекомендации лечащего врача, его заболевание усложнилось. Д. Поставьте заключённые в скобках слова в нужную форму, цифры напишите прописью. 1) Вместе с дополнительно включёнными в последнее издание 1384 (слова) карманный словарик будет насчитывать около девяти тысяч слов. 2) Для проведения уроков труда приобретено: 25 (ножницы), 24 (тиски), 23 (клещи), 27 (плоскогубцы). 3) Разность между 73 и 45 составляет двадцать восемь. 4) Сельская библиотека располагает 348 (книги). Е. Устраните ошибки, допущенные в оформлении чужой речи. 1) Писатель, часто берущий деньги в долг и забывающий их отдавать, пожаловался, что «память у меня превосходная, но короткая». 2) Нам объявили, что будет организована изостудия и что, если занятия пойдут успешно, вас повезут на экскурсию. 3) Аспирант сомневался, что можно ли завершить эксперимент в срок. 4) Преподаватель сказал, что я, мол, не буду сегодня вас спрашивать.
Вариант 8 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: агрономия, асимметрия, значимость, дефис, жалюзи, занявший, запломбированный, каталог, ломоть, ходатайство. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых в выделенных буквосочетаниях согласный звук перед е [э] произносится твёрдо, во второй – слова, где перед е [э] согласный звук произносится мягко: акаДЕмик, аННЕксировать, антиСЕптик, ауТЕнтичный, бизНЕс, весТЕрн, ДЕмобилизация, компеТЕнция, меНЕджер, муЗЕй. В. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью. Внесите необходимые правки. 1) Художник мастерски давал портреты внешности своего героя. 2) Состоялся обмен имеющимся опытом. 3) До начала эксперимента показатели датчиков следует обнулить до нуля. 13) И здесь его натура проявилась злословными сплетнями. 4) На предприятии вновь возобновили работу. Г. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. 1) Хочется остановиться на одном весьма важном симптоме в обучении студентов. 2) Заводы обильно насыщались техникой и оборудованием. 3) На поля вышли шесть уборочных агрегатов, все трудоспособные. 4) Отряд Денисова должен был идти в авангарде, охраняя тылы движущейся колонны и обоз. 5) На спектаклях «Ленкома» всегда полный анонс. Д. В приведённых ниже предложениях найдите и исправьте ошибки, допущенные в использовании форм прилагательных. 1) Учащиеся первой группы показали более лучшие результаты, чем учащиеся второй группы. 2) Этого паренька мне жальче. 3) Самой наисложнейшей проблемой было найти спонсора. 4) «Процесс сгорания рабочей смеси замедлен, – указал автомеханик и добавил: – Двигатель требует наиболее серьёзного ремонта». 5) Применение традиционных методов анализа окажется эффективным при работе с самыми чистейшими материалами. Е. Отметьте случаи неоправданного употребления форм управляемых слов, внесите исправления. 1) Согласно расчётов потребление топлива на 100 км будет составлять 5,6 литра. 2) По окончанию лабораторной работы оборудование и инструмент сдаются дежурному. 3) За успехи в работе Карпов и Костиков были удостоены высокой наградой. 4) Отказ оборудования наблюдался лишь в двух или трёх случаев. 5) Нельзя не принять во внимание этого факта.
Вариант 9 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: атомный, духовник, жалюзи, запломбировать, квартал, лубочный, мастерски, ракушка, статуя, эксперт. Б. Приведённые ниже слова распределите в два столбца: в первый – те, в которых на месте пропуска пишется буква е и произносится [э], во второй – слова, где на месте пропуска пишется буква ё и произносится [о]: бл…клый, ж…лудь, замор…нный, кремн…вый, ман…вренность, насторож…нный, скрепл…нный, скурпул…зный, шоф…р, щ…лочка. В. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью: Внесите необходимые правки. 1) Они окончательно закончили школу. 2) Он учился в музыкальной консерватории. 3) Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 4) В спектакле впервые дебютировала юная балерина Гранина. Г. Устраните в данных ниже предложениях ошибки в выборе падежных окончаний форм имён существительных. 1) Он был в отпуску только две недели. 2) В цеху было установлено новое оборудование. 3) Он купил пять килограмм мандарин и яблок. 4) В «Вишнёвом саду» А.П. Чехова одним из главных персонажей является Фирс. 5) Отчёт о работе был представлен лишь к первому октябрю. Д. Отметьте случаи неоправданного употребления форм управляемых слов, внесите исправления, вставив, где необходимо, пропущенные буквы. 1) Этот район славится по выращиванию свиней. 2) Необходимо организовать за коровой правильный уход и содержание. 3) Такое произношение характерно не только южнорусским, но и некоторым северорусским говорам. 4) Творчество художника проникнуто чувством любви и восхищения характером русского народа. 5) Мы восхищаемся таланту великого писателя. Е. Согласуйте в следующих примерах определение (в том числе приложение) с определяемым словом. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. 1) Сергеев – мо… давн… визави в этих вопросах. 2) Н. Бехтерева – од… из крупнейших специалистов в области исследования человеческого мозга. 3) Смирнова – известный детск… врач. 4) Опытн… педагог Н. Жукова уделяет большое внимание воспитанию молодого поколения. 5) Наш… Саша – так… плакса.
Вариант 0 А. В приведённых ниже словах проставьте ударение: асбест, донельзя, избалованный, некролог, обеспечение, облегчить, семья, средства, столяр, щавель. Б. Распределите приведённые ниже слова в два столбца: в первый – слова, в которых буквосочетание ЧН произносится как [чн], во второй – слова, где буквосочетание ЧН произносится как [шн]: истериЧНый, кинематографиЧНый, подсолнеЧНик, подстроЧНый, прачеЧНая, простореЧНый, скуЧНый, улиЧНый, упаковоЧНый, яиЧНый. В. Исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью. 1) Владельцы без намордников награждаться не будут (объявление на конкурсе собак). 2) Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве. 3) Пожарный магазин находится на Прянишникова. 4) Для приобретения современной живописи у Третьяковки недостает средств. Г. Устраните в данных ниже предложениях ошибки в выборе падежных окончаний форм имён существительных. 1) Масло через клапана и дроссели поступает в цилиндры. 2) Фермерские земли в районе составляют 20157 гектар. 3) Слова делятся на слога. 4) В конце дачного участка находится навес для лопат, грабель и прочего садового инвентаря. 5) В завещании указано, что наследство делится на пять равных доль. Д. Согласуйте в следующих примерах определение (в том числе приложение) с определяемым словом. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. 1) Две лопнувш… струны издали жалобный звук. 2) Электричка проследовала платформу Фирсановк…без остановки. 3) В мае на Москв…-рек… открылась навигация. 4) Санаторий расположен у подножия горы Машук…. 5) Алексей Шевченко – наш…староста. 6) Теннисистка Анна Курникова, известн… мастер спорта, одержала очередную победу. Е. Устраните ошибки, допущенные в оформлении чужой речи. 1) Пушкин часто вспоминал заповедь своего любимого учителя о том, что «не употребляй других людей как средство для своих целей». 2) Онегин говорит Татьяне, что я «сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». 3) Иван Бунин заметил как-то, что «я жил затем, чтобы писать». 4) Пётр представил меня своим друзьям и сказал, что, по моему мнению, все они отличные ребята. 5) Он даже подумывал написать Варе, что не приедет ли она на недельку в деревню.
ЗАДАНИЕ № 3. Стили и подстили русского литературного языка Задание направлено на проверку знаний о функциональных стилях, их лексико-грамматических особенностях и специфике оформления текстов в рамках отдельных стилей (подстилей). Выбор номера варианта задания № 3 осуществляется по последней цифре шифра зачётной книжки студента. Приведите (составьте) фрагмент текста, относящегося к одному из указанных ниже стилей или подстилей литературного языка. На основе лексико-грамматического анализа языковых средств, использованных в данном тексте, его оформления, попытайтесь доказать, что текст относится именно к указанному стилю (подстилю).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||