СИБИТ, русский язык и культура речи (реферат+ситуационные задачи+тест)
Узнать стоимость этой работы
16.01.2015, 12:39

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Текущий контроль по дисциплине «Русский язык и культура речи» включает:

I. Выполнение реферата;

II. Интерактивную деятельность (решение ситуационных задач).

 

I. Выполнение реферата.

Структурными элементами реферата являются:

- титульный лист;

- ответы на теоретические вопросы и теоретический анализ темы;

- список использованной литературы.

Титульный лист является первым листом письменной работы и служит источником информации, необходимой для обработки, хранения и поиска работы.

Ответ должен занимать не менее 10 страниц. Следует раскрыть суть явления, объяснить их значение с точки зрения теории и практики.

Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:

Первая буква

фамилии студента

№ темы  письменной работы

А

1.     

Б

2.     

В

3.     

Г

4.     

Д

5.     

Е, Ё

6.     

Ж

7.     

З

8.     

И

9.     

К

10. 

Л

11. 

М

12. 

Н

13. 

О

14. 

П

15. 

Р

16. 

С

17. 

Т

18. 

У

19. 

Ф

20. 

Х

21. 

Ц

22. 

Ч

23. 

Ш

24. 

Щ

25. 

Э

26. 

Ю

27. 

Я

28. 

Темы рефератов

1. Основные понятия культуры речи.

Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи

2. Литературный язык - основа культуры речи.

При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык - высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.

3. Основные признаки литературного языка.

Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка

4. Нормативность литературного языка.

Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.

5. Формы существования языка.

Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.

6. Языковые нормы русской речи.

В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.

7. Русский язык среди других языков мира.

Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.

8. Связь русского языка с историей и культурой русской нации.

В этом реферате необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнесенность основных характеристик языка с культурными достижениями русского народа.

9. Современное состояние русского литературного языка.

Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития

10. Пробела экологии слова.

Прежде всего необходимо определиться с понятием чистоты речи на уровне орфоэпических норм и словоупотребления, выяснить оправданность; употребления языковых форм на стилистическом уровне.

11. Функциональные стили русского языка.

В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих в определенной сфере человеческой деятельности.

12. Характеристика одного из функциональных стилей русского языка.

В данной работе доминирующим положением должна быть характеристика стилей как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного, языка, с особенностями употребления и специфической организацией.

13. Основные характеристики письменной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.

14. Основные характеристики устной речи.

Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.

 15. Лексика ограниченного и неограниченного употребления.

Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования

16. Языковые особенности научной речи.

Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.

17. Средства выразительности речи.

Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств

18. Языковые особенности деловой речи.

Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).

19. Основные условия делового общения.

Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет

20. Виды делового общения.

К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.

21. Условия эффективного разговора.

В работе необходимо представить следующие условия: обоюдное желание вести разговор, удачно выбранная тема, общий язык.

22. Основные формулы речевого этикета.

Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы; нейтральные и официальные.

23. Культура деловой речи.

Общая характеристика официально-деловой письменной и устной речи; языковые нормы.

24. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура поведения и этические нормы общения, проявление категории вежливости в русском языке; социальные аспекты культуры речи.

25. Точность, ясность речи.

Точность словоупотребления; стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов; точность словоизменения и формообразования; ясность синтаксических конструкций.

26. Богатство речи.

Лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистические возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.

27. Правильность речи.

Лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.

28. Литературное произношение.

Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий.

 

II. Интерактивная деятельность (решение ситуационных задач).

1. Прочитайте фрагмент информационного сообщения о работниках комбината.

«Черепеть-уголь» - один из отстающих в комбинате «Тула-уголь-трест». Здесь смирились с крупнейшими дефектами в работе, шахты работают ниже их возможностей. Трест не выполняет своей программы, растет задолженность, нет средств на зарплату. В чем же кроются причины отставания комбината? Происходит все это благодаря низкой организации труда на шахтах и истощению запасов угля, невыплатам зарплаты.

Повышение производительности труда, забота о хозяйственном отношении  оборудованию, о материальном благосостоянии шахтеров вышли из поля зрения руководства.

- Придешь в забой, - рассказывает проходчик четвертого участка И.Н. Столяров, - а он еще не приготовлен. Очень тормозит работу несвоевременная доставка крепежного материала, частые аварии с механизмами, захламленность штреков. Много лучшего желает и организация труда вспомогательных рабочих. Ими никто не руководит. Большинство дренажистов используется не по назначению.

Благодаря отсутствию повседневного контроля горного надзора за выемкой угля завалы стали на шахте обычным явлением, что является угрозой для жизни горняков.

Бесхозяйственность, халатное отношение к оборудованию на шахте бросаются в глаза даже и невзыскательному наблюдателю.

Руководители треста благодушно взирают на все это, они смирились с этим и не могут ничего сделать для улучшения положения.

Шахтеры пробовали объявлять забастовки, голодали. Но ведь этим не исправишь положение. Вся надежда горняков на решительные меры правительства, которое должно предпринять какие-то меры для выхода из кризисной ситуации.

Задание.

1. К какому функциональному стилю относится данное сообщение?

2. Какие языковые средства свидетельствуют об отнесенности текста к данному стилю?

3. Какие слова не соответствуют контексту?

4. Найдите стилистические ошибки.

5. Перепишите текст без речевых ошибок.

 

2. Прочитайте диалог-ситуацию в поликлинике.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

- Вы в 18-й (кабинет)? Большая очередь?

- Да. Пять человек, Вы – шестая: все в этом холле.

- Очень медленно принимают.

- Не медленно. Просто ей (врачу) приходится часто уходить: то к заведующей, то в лабораторию, то к физиотерапевту.

- Если Вы без страхового полиса, то не примут.

- Примут, потом по телефону скажете номер своего полиса. Эта врач – очень хорошая, опытная, она у нас на участке больше двадцати лет.

- Редко так бывает. В наш непостоянный век. А вы помните, у нас на участке была врач Ольга Федоровна?

- Да, но она была очень недолго. Потом ее назначили заведующей. А потом она вообще ушла из нашей поликлиники.

- Конечно, она вынуждена была это сделать: ведь она живет в соседнем доме. Она практически не выходила из отделения.

- Да нет. Вряд ли Ольга Федоровна ушла из-за этого.

1. Определите стиль фрагмента.

2. Какие языковые средства свидетельствуют о его отнесенности к данному стилю?

3. Определите, какие предложения в тексте являются неполными.

4. Назовите языковые единицы, которые можно считать нейтральными.

5. Какие языковые единицы относятся не к разговорному стилю?

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Промежуточный контроль по дисциплине «Русский язык и культура речи» проводится в виде письменного тестирования.

ТЕСТ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

№ п/п

Содержание вопроса

Варианты ответа

1

Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.

 

а) диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

2

Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?

 

а) территориальные диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

3

Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?

 

а) диалекты;

б) просторечие;

в) жаргоны;

г) литературный язык.

4

Соотнесите единицы и уровни языка:

 

1. Слова.

2. Формы и классы слов.

3. Звуки, фонемы.

4. Морфемы.

5. Словосочетание, предложение, текст.

А. Фонетический уровень.

Б. Морфемный уровень.

В. Лексический уровень.

Г. Морфологический уровень.

Д. Синтаксический уровень.

5

Определите функцию языка в художественном стиле:

 

а) функция общения;

б) функция сообщения;

в) функция воздействия.

6

Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка:

 

а) образцовость;

б) полифункциональность;

в) социальная значимость.

7

Какие аспекты включает понятие «культура речи»?

 

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический.

8

Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:

 

а) нормативного аспекта культуры речи;

б) коммуникативного аспекта культуры речи;

в) этического аспекта культуры речи.

9

Языковая норма обязательна:

 

а) только для устной речи;

б) только для письменной речи;

в) как для устной, так  и для письменной речи.

10

Какой прием используется в оксюмороне:

 

а) омонимия;

б) антонимия.

11

Соотнесите определение и определяемое:

 

1. Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций

А. Орфоэпическая норма.

2.Правила употребления слов в речи.

Б. Лексическая норма.

3.Правила звучащей речи.

В. Грамматическая норма

 

 

12

Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»?

 

а) просторечий;

б) литературного языка;

в) диалектов;

г) жаргонов.

13

Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения?

 

а) для научного стиля;

б) для публицистического стиля;

в) для официально-делового стиля.

14

Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными определениями:

 

1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов.

А. Плеоназм.

2. Повторное обозначение другими однокоренными словами уже названного понятия.

Б. Тавтология.

 

15

Соотнесите определение и определяемое:

 

1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказываний при описании негативных явлений.

А. Анахронизм.

2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.

Б. Эвфемизм.

 

16

Сопоставление несовместимых понятий – это:

 

а) алогизм;

б) инверсия.

17

Определите ряд слов с неправильным ударением:

 

а) аристократия, баловать, кремень, щав`ель; 

б) вероисповедание, бюрократия, приданое, облегчить.

18

Какая языковая норма нарушена?

 

1. Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе.

2. Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф.

а) грамматическая норма;

б) лексическая норма;

в) словообразовательная норма;

г) синтаксическая норма.

 

19

Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?

Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор.

а) синонимия;

б) плеоназм.

20

Какая речевая ошибка допущена в предложениях?

Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.

а) использование слова без учета его семантики;

б) нарушение лексической сочетаемости.

21

Укажите вид лексической ошибки в предложении.

В Древнем Риме недовольные законами племена устраивали митинги.

а) эвфемизм;

б) анахронизм.

22

Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении?

Выросло поколение, для которых война – история.

а) да;

б) нет.

23

Чем являются выделенные слова?

Не вы, но Сима

Страдала невыносимо

Водой Невы носима.

а) омофоны;

б) омоформы;

в) омографы.

24

Какой стилистический приём использован в предложении?

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. А. Некрасов).

а) антитеза;

б) инверсия.

25

Какого рода несклоняемые существительные?

Кольраби, шимпанзе, кашне, авеню, банджо, иваси, Сочи.

 

а) несклоняемые разного рода;

б) несклоняемые мужского рода;

в) несклоняемые женского и среднего рода.

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика