УрФУ, русский язык и культура речи (практические занятия 1-4)
Узнать стоимость этой работы
20.10.2014, 12:33

ЗАНЯТИЕ 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Основные понятия: литературный язык, языковая норма, виды норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, орфоэпические словари, словарные пометы

Практические задания

1. Расставьте ударения в словах. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарём. Проанализируйте словарные пометы.  Как маркируются в словарях императивная и диспозитивная нормы? Сравните данные разных словарей.

1. Августовский, агентство, агрономия, аналог, апокриф, апостроф, баловать, балованный, бензопровод, блага, буржуазия, бюрократия, валовой, верование,  вероисповедание, визави, (тайная) вечеря, включит, включенный;

2. газопровод, газированный, гегемония, генезис, гербовый, граффити, это дало возможность, демократия, диспансер, добыча, договор, договоры, догмат, дозвонишься, дозвонятся, дремота, досуг;

3. жалюзи, ждала, закупоривать, завидно, законнорожденный, заржаветь, знамение, значимость, зубчатый, избранный, издавна, иконопись, индустрия, исконно (русский), искра, иначе, исчерпать;

4. каталог, квартал, километр, клала, колледж, колосс, кремень, красивее, красивейший, кулинария, кухонный, корысть, ломота, лубочный, маркетинг, мастерски, мышление, металлургия, мизерный, мускулистый, мытарство;

5. намерение, некролог, новорожденный, обеспечение, обетованный, ободрить, облегчить, осведомить, одновременный, оптовый, отдал, отдала, отняли, памятуя, патриархия, пломбировать, похороны, премировать;

6. принудить, приданое, приободрить, псевдоним, разогнутый, свекла, симметрия, соболезнование, согнутый, созыв, сосредоточение, средства, столяр, создал, сливовый;

7. таможня, танцовщица, творог, тефтели, тождество, торты, тотчас, трубопровод, убыстрить, уведомление, углубить, упрочение, уставный, усугубить, украинец, украинский;

8. факсимиле, филантропия, феномен, хвоя, ходатайствовать, хозяева, христианин, цемент, цыган, черпать, шасси, шофер, щавель, эксперт, электропровод, языковые (проблемы).

Задание 2. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный О, обозначенный буквой Ё, иногда ошибочно  подменяют ударным Е, и наоборот – ударный Е ошибочно подменяют О.  Прочитайте приведённые ниже слова. Правильность произношения проверьте по ключу.

Безнад…жный, бл…клый, двоеж…нец, никч…мный, ман…вры, быти…, жит…, грав…р, плат…жеспособный, гренад…р, соврем…ный,  оп…ка, аф…ра,  пре…мник, недоум…ный, см…тка, ист…кший год, ист…кший кровью, оглаш…ный указ, кричит как оглаш…ный, кр…стный ход, кр…стный отец.   

Ключ к заданию 1. Безнадёжный, блёклый, двоеженец, никчёмный, манёвры, бытие, житие, гравёр, платёжеспособный, гренадер, современный, опека, афера, преемник, недоуменный, смётка, истекший год, истёкший кровью, оглашённый указ, кричит как оглашенный, крестный ход, крёстный отец.

Задание 3. В соответствии с правилами произношения, все согласные, кроме Ж, Ш, Ц, перед Е произносятся мягко. Многие иноязычные слова не подчиняются этому правилу. При этом в одних случаях допустим только один вариант произношения – твёрдый или мягкий, в других – возможны оба варианта. Прочитайте приведённые ниже слова. Правильность произношения проверьте по ключу.

Альтернатива, атеизм, интервенция, деканат, темп, диспансер, термин, тезис, академия, интеграция, музей, сессия, пресса, декларация, экспресс, кодекс, кредо, шедевр, Одесса, отель, претензия, протекция, интервью, миллионер, потенциальный, тенденция, шинель, бутерброд.

Задание 4. При произношении отдельных слов (русских и иноязычных) ошибочно переставляют в них рядом находящиеся звуки или произносят лишние звуки. Изменение звукового облика слова приводит к орфографической ошибке, так как произношение фиксируется графически. Запомните произношение и написание следующих слов.

Прецедент, инцидент, дерматин, интриган, констатировать, перспектива, скрупулёзный, будущий, ханжество.

Найдите и исправьте ошибки в произношении и написании слов:

конкурентноспособный, полувер, юристконсульт, подчерк, черезвычайный, учереждение, подскользнуться, перетрубация.

Задание 5. Ударение в русском языке выполняет смыслоразличительные  и грамматические функции. С его помощью, например, различаются омографы – разные слова, различающиеся по произношению, но совпадающие по написанию. Составьте с приведёнными ниже омографами словосочетания.

Атлас – атлАс, брОня – бронЯ, вИдение – видЕние, лЕдник – леднИк, Отзыв – отзЫв, пАрить – парИть, склАдный – складнОй.

Задание 6. Ударение в глаголах обычно не вызывает трудности, однако есть группа глаголов, в которых норма ударения часто нарушается. Наиболее употребительными из этих глаголов являются следующие: брать, гнать, дать, ждать, жить, лгать, лить, пить, спать. В прошедшем времени в форме женского рода ударение в указанных глаголах падает на окончание, в остальных формах прошедшего времени – на тот же слог, что и в неопределённой форме глагола. Исключение составляет глагол класть – в нём во всех формах прошедшего времени ударение совпадает с ударением в неопределённой форме.

Поставьте приведённые выше глаголы в формы мужского, женского рода единственного числа прошедшего времени, а также в форму множественного числа прошедшего времени. Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение.

Задание 7. В глаголах с корнями -ча- и -ня- (типа начать, занять) в прошедшем времени в форме женского рода ударение падает на окончание, в других формах прошедшего времени под влиянием приставки перемещается к началу слова. Поставьте глаголы отнять, принять, понять, начать, создать, отдать в формы мужского, женского рода единственного числа прошедшего времени, а также в форму множественного числа прошедшего времени. Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение.

Задание 8. Прочитайте слова, соблюдая акцентологические нормы. В случаях затруднения обращайтесь к словарю. Обратите внимание на те пометы, которые даются в словаре.

1. Агент, аргумент, алфавит, аристократия, анатом, августовский, алкоголь, агентство, агрономия, баловать, буржуазия, блага, благовест, бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, верование, вероисповедание, тайная вечеря, визави, включит, выговоры, генезис, гербовый.

2. Демократия, диспансер, добыча, договор, договоренность, документ, дремота, досуг, давнишний, жалюзи, завидно, заговор, закупоривать, заржаветь, запломбированный, знамение, значимость, издавна, изобретение, индустрия, искра, иначе, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, корысть.

3. Мастерски, медикаменты, металлургия, мизерный, мышление, меновая, намерение, нормирование, обеспечение, обетованный,  облегчить, осведомить, отчасти, одновременно, одноименный, партер, похороны, премировать, приговор, приданое, призыв, принудить, псевдоним, памятуя, предвосхитить.

4. Рассредоточение, симметрия, соболезнование, созыв, сосредоточение, средства, статут, статус, статуя, столяр, современный, таможня, танцовщик, тотчас, убыстрить, уведомленный, углубить, украинец, упомянуть, усугубить, уставный, феномен, ходатайствовать, хозяева, христианин, цыган, черпать, шофер, щавель, эксперт.

Задание 9. Прочитайте предложения, укажите нарушения акцентологических норм.

1. Наши намерЕния заключИть Этот дОговор не увенчАлись успЕхом. 2. Нужно обратИться в Экспертный отдЕл и одноврЕменно в патЕнтный. 3. НОвый законопроЕкт значИтельно облЕгчил и упрОстил процедУру заклЮчения дОговоров. 4. По срЕдам нАша бухгАлтер звОнит в бАнк и уточнЯет, какУю сУмму онА клалА на счЁт послЕдний раз.

 

ЗАНЯТИЕ 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Основные понятия: лексика, лексическое значение слова,  активный словарь, пассивный словарь, лексические нормы, типы лексических единиц, общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления, свободные сочетания, устойчивые сочетания, фразеологические обороты, лексическая сочетаемость, речевая избыточность, тавтология.

Практические задания

Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей, в которой представлены типы лексических единиц. Приведите свои примеры слов каждого типа.

Типы лексических единиц

В зависимости от лексического значения

В зависимости от смысловых связей между словами

В зависимости от происхождения слов

однозначные слова: свёкла, ножницы, абориген

синонимы:  бегемот – гиппопотам, орфография – правописание

исконно русские слова: дом, ехать, белый

многозначные слова: стол, идти, стоять

антонимы: твёрдый – мягкий, светло - темно

заимствованные слова:  шеф, аптека, такси, курсировать

слова с прямым значением: ровная дорога, но: ровные отношения

омонимы:  рысь (животное) – рысь (бег лошади)

 

слова с переносным значением: колокольчик, крепкий, стучать

паронимы: добрый – добротный, одеть – надеть

 

Типы лексических единиц в зависимости от употребления

Разными группами людей

В разных стилях речи

В разные исторические периоды

общеупотребительные слова: рука, общий, работать

книжные: ваять, генезис, святотатство

активная лексика: маркетинг, квота, промышленный, образование,  

лексика ограниченного употребления:

- диалектизмы (стёжка - тропинка);

- профессионализмы (штопор – у лётчиков);

- термины (семантика – в лингвистике);

- жаргонизмы (тыква - голова);

- устаревшие слова

 (позор – зрелище, аршин);

- неологизмы ( уикэнд, семиборье, шпилька - каблук)

нейтральные: река, синий, смотреть, обучение, постоянно, задумавшись

пассивная лексика:

-  устаревшие слова: курсистка, отрок, паче, земский

- неологизмы: медиа, пресс-релиз; новорусский, чубаучер, ворократия

 

разговорные: загвоздка, проворонить, ветряк, бестолковый

 

Задание 2. Укажите, в каких значениях приведённые ниже слова являются нейтральными, а в каких приобретают стилистическую окраску, становятся разговорными. Составьте словосочетания или предложения, иллюстрирующие изменение смысла слов.

Мариновать, фонарь, сухарь, липа, горящий, сообразить, защититься.

Задание 3. Ознакомьтесь с некоторыми латинскими и греческими словообразовательными элементами и их значениями.  Приведите примеры слов, в которых встречаются эти  элементы.

Авиа (лат.) – птица, летать; аква (лат.), гидро (греч.) – вода; астро (греч.) – звезда; библио (греч.) – книга; био (греч.) – жизнь; ген (греч.) – род, происхождение; ду (лат.) – два; интер (лат.) – между; контр (лат.) – против; крат (греч.) – власть; лог (греч.) – слово, понятие, учение; пан (греч.) – всё, всеобщее; пре (лат.) – перед, впереди; скрипт (лат.) -  написанный; сон (лат.) – звук; суб (лат.) под; супер (лат.) – сверху, над; том (греч.) – часть целого; транс (лат.) – сквозь, через; фил (греч.) – друг, любящий; фоб (греч.) – страх; хрон (греч.) – время; юр (лат.) – право.

Задание 4. Объясните значение следующих иноязычных слов.

Альтернатива, альтруизм, апелляция, генеалогия, генерация, генезис, девальвация, де-факто, де-юре, дилемма, дилетант, доктрина, импозантный, легитимный, конверсия, консенсус, катаклизм, кворум, конформизм, креативный, нонсенс, прессинг, пунктуальный, презентация, пацифизм, педантичный, плюрализм,  реставрация, регресс, ротация, реноме, спонтанный, статус-кво,  тривиальный, фиктивный, эксклюзивный, эксцесс, эпатаж.

Задание 5. Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены.

1.Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 2 Девушка конфиденциально призналась подругам, что собирается изменить имя, так как её собственное не импонирует её внешности. 3. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 4. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 5. Когда покупаешь импортную вещь, необходимо тщательно изучить лейбл.

Задание 6. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счёт некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 5. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы ещё не начинались. 6. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. 7. Регистрация (командированных, командировочных) производится в вестибюле.

Задание 7. Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учёта их семантики. Отредактируйте предложения.

1. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы. 2. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака лёгких и других заболеваний. 3. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 4. Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций. 5. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 6. Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации.7. Можно привести ряд чисел, касающийся всех сторон жизни этой республики. 8. Планирование и просчёт вашей кухни происходит бесплатно. 9. Количество посетителей нового культурного центра непрерывно прогрессирует. 10. Наша страна занимает  не последнее место среди стран Европейского союза по производству промышленности.

Задание 8. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Отредактируйте предложения.

1. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 2. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнять и другую продукцию. 3. Новая встреча участников фестиваля состоялась только глубокой весной. 4. Правила следует выполнять, для того их и пишут. 5. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 6. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме.  7. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 8. Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм.

Задание 9. Отредактируйте предложения, содержащие речевую избыточность.

1. Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласен. 2. Так акцентируется внимание на главных мыслях, заставляя нас поразмыслить над ними. 3. Высылаем Вам для ознакомления прейскурант цен. 4. В конечном итоге все вопросы были решены. 5. В современное время генетика пытается сделать первый шаг к клонированию. 6. Продажа помещений в собственность (объявление). 7. Во время последней экспедиции на Север студенты записали песни коренных аборигенов. 8. В газетах постоянно публикуются сведения о свободных вакансиях. 9. Аморальный проступок, совершённый студентом первого курса, обсуждался на студенческом совете. 10. Неопределённость и неизвестность тоже имеют место быть.

Задание 10. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний.

1. Известно, какое важное значение  в воспитании нашей молодёжи играет литература. 2. Необходимо предпринять решительные меры, чтобы поднять темпы производства. 3. Надо, чтобы профсоюзный комитет играл в деле защиты интересов работников предприятия главную скрипку. 4. Выполнив работу качественно, можно отдыхать с чистым сердцем. 5. Львиная часть бюджетных средств была истрачена не по назначению. 6. В истории нашей страны остаётся ещё немало темных пятен.

Задание 11. Определите характер ошибок в следующих предложениях, отредактируйте предложения.

1. Ряд международных стран повысил  цену на сельскохозяйственное сырьё. 2. Это, безусловно, сказалось на работе переработки. 3. Надо принять более детальные меры. 4. Надо следовать выбранной стратегии чего бы то ни стало. 5. С нашей помощью вы легко приготовите эти рецепты. 6. Этот камень не подвержен царапинам. 7. Мы постоянно отслеживаем рынок. 8. Развитие наукоёмких отраслей повлечёт за собой поднятие эффективности и безопасности производства. 9. Мы намечаем встречу где-то в районе восемнадцати часов. 10. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 11. В этом году многое было сделано по части удовлетворения культурных запросов тружеников деревни. 12. На профсоюзной конференции присутствовало 120 человек делегатов.

 

ЗАНЯТИЕ 3-4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Основные понятия: морфологические нормы:  имя существительное: общий род, аббревиатура, несклоняемые существительные;  имя прилагательное: степени сравнения имён прилагательных, полные и краткие формы имён прилагательных; имя числительное: количественные, порядковые, собирательные числительные; глагол: «недостаточные глаголы», дублетные формы глаголов, возвратные глаголы;

синтаксические нормы: согласование, управление, порядок слов в предложении, координация подлежащего и сказуемого, причастный оборот, деепричастный оборот, однородные члены предложения.

Практические задания

Морфологические нормы

Нормы употребления имён существительных

Задание 1.  Определите род следующих существительных и разделите их на соответствующие группы.

Какао, кофе, рояль, тюль, визави, протеже, кенгуру, Конго, «Таймс», музей-усадьба,  ОМОН, вуз, такси, метро, кепи, кашне, фиаско, конферансье, сирота, НЭП, МИД, Капри, шасси, непоседа, жюри, киви, НТВ, виски, евро.

Задание 2. Определите род существительных, выделенных курсивом. Заполните пропуски в предложениях.

1. Кофе был... чуть тепл... . 2. Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4. Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5. Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6. Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7. Стар... леди был... одет... в элегантный костюм. 8. Мы заказали у бармена горяч… капучино, свеж…буше и шотландск… виски.

Задание 3. Подберите к существительным пару  мужского или женского рода. В каких случаях это невозможно? При каких условиях возможны парные формы? Укажите семантические и стилистические различия между ними.

Адвокат, балерина, библиотекарь, бригадир, врач, генерал, диктор, директор, доктор, доцент, доярка, кондуктор, корреспондент, лаборант, манекенщица, машинистка, посол, поэт, профессор, режиссёр, ректор, сиделка, слесарь, солистка, спортсмен, студентка, стюардесса, шеф, юрист.

Задание 4. От приведённых ниже слов образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Англичане, апельсины, баклажаны, бланки, ботинки, башкиры, буряты, валенки, вафли, гектары, горожане, грузины, киргизы, комментарии, макароны, мандарины, носки, полотенца, помидоры, сапоги, свадьбы, солдаты, томаты, туркмены, узбеки,  чулки, яблоки, яблони, ясли.

Задание 5. Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание –ы/-и или –а/-я в зависимости от значения. Определите значения следующих пар слов.

Образа образы, пояса – поясы, лагеря – лагери, пропуска – пропуски, учителя – учители, хлеба – хлебы, ордена – ордены.

Задание 6. Раскройте скобки, употребив имена собственные в  нужной  форме.

1. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). 2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 4. В России воскрешение картин 18 века открылось серией картин (Александр Бенуа). 5. В медицине и биологии долгое время господствовали ошибочные положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов). 6. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 7. Похождения Итальянского авантюриста XVIII века (Казанова) послужили сюжетом для одного из кинофильмов. 8. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада). 9. Большим успехом пользовались гастроли грузинского иллюзиониста (Шомотава). 10. Гражданина (Гребень) наградили орденом Трудового Красного Знамени. 11. Мария и Рейнгольд (Эстрем) в период Великой Отечественной войны  спасли группу советских военнопленных. 12. Заявление адресовано (Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло). 13. Она с увлечением читала произведения (Джейн Остин). 14. Он не согласен с маркизом (Астольф де Кюстин). 15. Я был знаком с графом (Остен-Сакен). 16. Я был знаком с графиней (Остен-Сакен). 17. Студенты познкомились с поэзией (Гарсиа Лорка). 18. Исследование было проведено аспиранткой (Ким Ань Син).

Нормы употребления имен прилагательных

Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями и  сочетаниями слов. Прокомментируйте смысловые и стилистические особенности употребления полной и краткой форм прилагательных в ваших предложениях.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен, старик больной – старик болен, погода хорошая – погода хороша, брюки короткие – брюки коротки, задача трудная – задача трудна, озеро глубокое – озеро глубоко, книга полезная – книга полезна,  требования своевременные – требования своевременны, место свободное – место свободно.

Задание 8. Образуйте формы степени сравнения прилагательных. В каких случаях это невозможно? Почему?

Длинный, красивый, горький, сладкий, серый, меткий, глухой, жидкий, узкий, слепой, городской, плохой, высокий, стеклянный, хороший, поздний.

Задание 9. Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением имён прилагательных.

1. Это самый эффективнейший способ борьбы с вредителями посевов, который  позволил увеличить урожай на 20 %. 2. Данное решение обязательное для исполнения. 3. Этот вариант оказался более лучшим. 4. Этот работник компетентный в вопросах делопроизводства. 5.Он ответственен за доставку оборудования. 6. Выдвинутый вами аргумент очень существенен. 7. Задача, которая сейчас стоит перед нами, более труднее предыдущей. 8. Авторами фильма предложена более историческая версия событий тех лет. 9. Учитель был добрый ко всем ученикам.

Нормы употребления имен числительных

Задание 10. Запишите числительные словами.

1. Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.  2. Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3.  Кедры живут до 800—850 лет. 4.  Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 5.  Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров. 6.  Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 7.  Разность между 87 и 54 составляет 33. 8. К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Задание 11. Из приведенных ниже слов выберите те, с которыми возможно употребить собирательное числительное. Свой выбор обоснуйте.

1. Ворота, генерал, будни, сутки, девушка, дети, щенок, президент, военный, генерал, спортсмен, сестра, шахматист, бульдозер, «Волга», город, деревня, зверь, компьютер, ножницы, сын, судья.

Задание 12. Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неверным выбором формы числительного.

1. Четверо журналисток были направлены на место событий. 2. На обеих берегах реки раскинулись поля. 3. Потребовалось шестеро носилок, чтобы вынести строительный мусор. 4. Предложение принято триста семьдесят пятью голосами. 5. Длина окружности равна четырёмстам двадцати двум сантиметрам. 6. В редакцию пришло более семь тысяч восемьсот писем. 7. В зоопарке пополнение: двое тигрят и трое взрослых тигров. 8. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна пятистам сорока метрам семидесяти четырём сантиметрам. 10. У обоих студенток есть склонность к исследовательской работе.

Нормы употребления глаголов

Задание 13. Образуйте формы единственного и множественного числа повелительного наклонения от данных ниже глаголов.

Бежать, ездить, ехать, класть, лечь, слезть, слезать, не трогать.

Задание 14. Образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от данных ниже глаголов. В каких случаях это сделать нельзя? Почему?

Победить, вечереть, сделать, пылесосить, волноваться, ощущать, ощутить, чудить, дудеть, петь.

Задание 15. Образуйте форму 3-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от данных ниже глаголов. Возможны ли варианты? Как они характеризуются семантически и стилистически?

Брызгать, капать, двигать, махать, сыпаться, плескать.

Задание 16. Проанализируйте значения глаголов с постфиксом -ся (пассивного и активного залогов). Отметьте случаи двусмысленности.

1. Между нами зажглась лампа под низким шелковым абажуром, занавески на окнах закрыли белые сумерки. 2. В компьютерную систему внесся вирус. 3. Я не вел записи переговоров и тем более не задерживался в кабинете губернатора с подслушивающими устройствами. 4. Все вышеперечисленные продукты недолго тушатся в собственном соку, после чего заливаются водой. 5. Снег кидается с крыши прямо на мостовую. 6. Пока мама убиралась в квартире, дети игрались в песочнице.

Задание 17. Прочитайте предложения, найдите  ошибки, связанные с неверным употреблением глагола и его форм. Отредактируйте предложения.

1. Наш отдел неоднократно премировался за хорошую работу 2. Задолженности, ликвидирующиеся после окончания сессии, влияют на получение стипендии. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 4. Местность вокруг города за последние годы обезлесила от порубок. 5. Налагать повязку тоже надо уметь. 6. При простудных заболеваниях каждый вечер полоскайте горло травяным сбором. 7. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах и не отвлекаться на мелочи. 8. Избирателям пора  уже определиться, за кого они отдадут свой голос.

Синтаксические нормы

Задание 18. В текстах разных стилей встречаются ошибки в управлении. Управление – это такая связь между словами в словосочетании, при которой главное слово требует, чтобы зависимое стояло в определённом падеже с предлогом или без предлога. Типичными ошибками управления являются следующие: неверный выбор падежа; неверный выбор предлога (в том числе из нескольких возможных того, который не подходит по значению или стилистической окраске); замена беспредложной конструкции предложной (и наоборот).

Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения.

1. Управляющий производства отклонил данное предложение. 2. Руководитель предприятием должен контролировать соблюдение правил техники безопасности. 3. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения. 4. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории. 5. Нужно улучшать технологии переработки отходов с этих фабрик. 6. Прошу принять меня на работу в должности юрисконсульта. 7. Этому выступлению депутата Госдумы характерны строгость, логичность в изложении. 8. Для успешного завершения проекта важно координировать и руководить деятельностью всех подразделений.

Задание 19. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, вызванные нарушением порядка слов в предложении.

1. Я не могу ни полностью согласиться с вами, ни с вашим оппонентом. 2. Прочитанный мною текс показался интересным. 3. Всесторонне использовались возникающие ситуации на производстве. 4. Слово «интеллигенция» появилось впервые в русском языке, образованное от латинских корней. 5. Есть и неологизмы, которые почти не употребляются в живой речи. 6.

Задание 20. Прочитайте предложения, найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1. Безопасность полётов может быть повышена, выполняя предъявляемые к перевозкам требования. 2. Рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельность организации. 3. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа. 4. Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка. 5. Изучая проблемы современного технического образования, учёными были получены очень интересные результаты. 6. Говоря об успехах университета, следует указать и на некоторые недостатки, имеющиеся в его работе. 7. Можно избежать многих ошибок, имея чёткий план работы. 8. Администрация вправе отказать в посещении клуба любому посетителю, не объясняя причин.

Задание 21. Однородные члены предложения, соединённые союзом и должны иметь одинаковое управление. Если однородные члены имеют разно управление, необходимо указывать объект после каждого из них. Найдите в следующих предложениях ошибки в употреблении однородных членов предложения, отредактируйте предложения.

1. Целью данной организации является выявление и указание на нарушения работе предприятий. 2. Первостепенной задачей является корректировка и наблюдение за развитием передовых технологий. 3. Запрещается приносить в компьютерный класс и пользоваться посторонними носителями информации. 4. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. 5. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил. 6. Университет ведёт активную работу по подготовке и руководству аспирантами.

Задание 22. Координация – особый вид связи главных членов предложения (сказуемого и подлежащего). В результате координации формируется предложение. Характер координации определяется способом выражения подлежащего, порядком слов в предложении, наличием или отсутствием при подлежащем зависимых слов, формой и семантикой последних. Отредактируйте предложения, согласовав главные члены между собой.

1. Масса выпускников побывали на дне открытых дверей нашего университета. 2. При написании реферата использованы только три статьи. 3. Миллион тетрадей поступили на оптовую базу №56. 4. На съезде присутствовало 117 делегатов, причём большинство из них были представителями отдельных районов. 5. Из трёх лет, запланированных на написание диссертации, полтора ушли на сбор библиографии. 6. Ряд величайших открытий был совершён случайно, например открытие Эрстедом действия электрического тока на магнитную стрелку компаса. 7. Каждое положение статьи, каждая мысль, каждый тезис должен быть чётко сформулирован.

Задание 23. Найдите и исправьте ошибки в построении сложных предложений, устраните другие речевые недочёты.

1. На производственном совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 2.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 3. Пылкие речи завкафедры обращены к Совету студентов, которые не хотят и даже боятся изменений. 4. На появляющиеся  в многотиражке заметки, указывающие на непорядки, царящие в сварочном цеху, руководящие работники не обращают внимания.5. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специальной инструкцией. 6. Как писал Доманский, что «все рассуждения односторонни о мире, а истина, возведённая в абсолют, превращается в свою противоположность». 7. Он хотел сказать то, что по независящим от него причинам заседание профкома студентов переносится на другой день. 8. Речь идёт про науку и технику, что она не портит экологию.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика