ЮУрГУ, социология (домашнее задание)
Узнать стоимость этой работы
20.09.2016, 20:40

1. Социология как наука об обществе

1. В работе “Курс позитивной философии” О. Конт сформулировал закон о трех стадиях познания. Как называются эти стадии, каковы их цель и содержание? Ответ на вопрос оформите в виде таблицы.

2. М. Вебер считал, что такие понятия, как “коллектив”, “народ”, “общество” не могут быть предметом социологии. Кто (или что) по его мнению должно быть предметом изучения социологии и почему?

3. П. Сорокин известен как создатель интегральной социологии. Объясните содержание этого термина. Какие основные направления включала в себя интегральная социология П. Сорокина?

4. Найдите определения понятий:

Цивилизация, артефакт, культурный комплекс, культурные универсалии,  привычки, манеры, этикет,   традиции, обряд, церемония, ритуал, нравы, табу, культурная динамика, культурная трансмиссия, культурный лаг, культурная аккумуляция, культурная интеграция, аномия.

 

2. Общество  как социокультурная система

1. Примените признаки Э.Шилза к следующим объединениям людей:

Семья, Древний Рим, банк, индейское племя,  школа, предприятие, развивающаяся страна, городской район, Япония,  деревня,  Союз писателей, Европа, религиозная община.

Определите, каким критериям соответствуют, а каким нет эти объединения.

2. К каким нормам относятся:

Бракосочетание, ношение галстука, игра в футбол, крещение ребенка, дуэль, празднование Нового года, «первый звонок» в школе, ношение украшений, участие в охоте, коронование, оскорбление женщины, осквернение могил, кодекс чести, ношение дома халата, прощание, родительское собрание, штраф за парковку, алименты, возврат долга, осуждение за кражу, употребление алкоголя.

3. Попробуйте дать социологическую интерпретацию известной русской поговорки “Руби дерево –  по себе” с позиции теорий социальных общностей.

4. В чем, по вашему мнению, состоят причины межнациональной неприязни и межэтнических конфликтов? Устранимы ли эти причины и какими мерами их можно устранить?

 

3. Социальные группы

1. К каким группам реальным или номинальным относятся:

Студенты, руководители предприятий, украинцы, кубанские казаки, москвичи, подростки, пенсионеры, хоккеисты, охотники, туристы, инвалиды, многодетные семьи, матери – одиночки, садоводы, военные, дачники, эмигранты, работающие инвалиды, отдыхающие в летних лагерях, больные гриппом, покупатели бытовой техники, психологи, участники ВОВ.

2. К какому виду толпы относятся:

Гуляющие по набережной, загорающие на пляже, демонстранты, участники забастовки, пассажиры в автобусе, отдыхающие на горнолыжном курорте, экскурсанты, участники научной конференции, посетители ресторана, участники карнавала, посетители кинотеатра, играющие в пейнтбол, болельщики на хоккее, зрители на телешоу.

3.Заполните таблицу

Виды социальных групп

Основания классификации

Ингруппы и аутгруппы

 

Первичные и вторичны

 

Малые и большие

 

 

4. Социальная структура   

1. Опишите свой полный набор статусов. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем предписываемыми, а какие достигаемыми.

2. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:

§ низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный;

§ личные качества отступали бы на второй план  перед национальными.

3. К какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, смешанному, приписываемому) принадлежат: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, девушка, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, конфликтный, турист, мачеха, американец, детдомовец.

 

5. Социальная стратификация

1. Прокомментируйте следующие высказывания:

§  Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться?

§  Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатство и больше богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, следовательно, тем меньше бедных и нуждающихся. С чем вы согласны?

§  Одни специалисты считают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, а также по причине физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности.  Ваше мнение?

§  Т. Мальтус считал: бедность - следствие чрезмерного роста населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет размножение населения и тем самым увеличивает бедность. Надо отменить государственные субсидии и заботу о бедных всецело доверить частной благотворительности. Согласны ли Вы с таким мнением?

§  К Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. У.Спенсер возражал: в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок дает шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

§  Спенсер рассуждал так: государственная помощь бедным вредна. Во -первых, вмешательство государства уже означает ограничение свободы людей. во -вторых, помощь одним всегда происходит за счет других людей.

 

6. Социальные институты

1. К каким из основных институтов относятся не основные институты: крещение ребенка, развод, день рождения, детский сад, репетиторство, деньги, налоги, экономические реформы, собственность, приватизация,  денежная реформа, наследство, банк, помолвка, адвокат, тюрьма, партия, министерство, побратимство, вендетта, дуэль, банкет, студенчество, экзамен, крестный ход, церковь, молитва, паломничество, монастырь, воинская присяга, клятва верности

 

7. Личность в структуре общественных отношений

1. Как вы понимаете следующие выражения:

§ “Развивать человека в человеке” (Н. Г. Чернышевский);

§ “Найти человека в человеке” (Ф. М. Достоевский);

§ “Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке” (Л. С. Выговский).

2. Согласны ли вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине – личности?

3.Как  провести разграничение между биологическим и социальным?

4.В реальной жизни встречается множество моментов унижения человека. Более страшнее для человека считается моральное унижение. Человек боится потерять свою личность. Почему?

5. Специалисты утверждают, что человек, впервые попробовавший наркотики в 20 лет, к 30 годам законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, попробовавший их в 13 лет, к 23 деградирует как личность. Почему?

6. Как совместить соблюдение заповеди “не убий” с воинским долгом? Военная слава всегда была почетной для мужчин.

7. В романе «Собачье сердце» М.Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала-физический - через операции на мозге, а затем социальный, названный очеловечиванием. А мы бы назвали его социализацией. В чем она состояла? Почему социальная операция оказалась полным провалом? А может быть не провал?

 

8. Девиация и социальный контроль

1. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.

2.“Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?

3.Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений  почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика