ВСЭИ, социология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
05.03.2015, 12:50

Вариант 1

1. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» утверждал, что в результате научно-технического прогресса влияние религии на общество ослабевает. Научное мышление все в большей степени заменяет религиозные толкования. Обряды и ритуалы занимают все меньшую часть человеческой жизни. «Старые боги умерли», — пишет Дюркгейм. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Как соотнести этот тезис с распространением в современном обществе суеверий, увлечением астрологией, активным сотрудничеством представителей власти с религиозными организациями? Аргументируйте свой ответ.

2. Согласны ли вы с Г. Тардом, считавшим, что «так называемое социальное давление только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха»? Приведите примеры подобных ситуаций. Аргументируйте свой ответ.

3. Проанализируйте и сравните теории бюрократии М. Вебера и Р. Мертона. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны этих теорий?

4. В чем общность и различие теорий общественного прогресса О. Конта и Г. Спенсера?

5. В чем состоит разница между генеральной и выборочной совокупностями исследуемых объектов? Что такое репрезентативность выборки?

 

Вариант 2  

1. Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Однако исследователями обнаружено, что и в условиях бедности, и в условиях богатства люди одинаково сильно  подвержены стрессам и страдают от неудовлетворенности жизнью. Как вы считаете, почему так происходит? Аргументируйте свой ответ.

2. В чем, по вашему мнению, заключаются причины присоединения человека к террористической организации? Какими методами можно победить терроризм?

3. Проанализируйте и сравните теории социальной революции К. Маркса и П. Сорокина. В чем, на ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны этих теорий?

4. От каких факторов зависит продолжительность послеконфликтной ситуации?

5. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода социального эксперимента в социологическом исследовании?

 

Вариант 3

1. Одной из важнейших социальных проблем современной России является высокий уровень смертности. Среднестатистический мужчина в России не доживает до пенсии. В чем, по вашему мнению, заключаются причины этого явления? Что нужно предпринять для того, чтобы добиться снижения уровня смертности?

2. Как вы считаете, почему в настоящее время процессы глобализации ведут к вестернизации, т.е. к усилению господства в мире западной культуры? Каковы альтернативы этому процессу?

3. Проанализируйте и сравните теории конфликтов Р. Дарендорфа и Л. Козера.

4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода наблюдения в социологическом исследовании?

5. По поводу марксистской социологии существуют самые противоречивые высказывания, например:

· учение Маркса логично обосновывает процесс развития общества;

· учение Маркса служит интересам определенного класса, поэтому оно не является объективным и научным;

· учение Маркса антигуманно, поскольку оно ставит интересы одних групп людей выше интересов других;

· учение Маркса верно оценивает историческую перспективу.

С какими из данных высказываний Вы согласны и почему? Как еще Вы могли бы охарактеризовать учение Маркса и его роль в современном обществе?

 

Вариант 4  

1. По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), только 27 % россиян считают, что 2005 год был в целом удачным для России, в то время как 65 % придерживаются прямо противоположной точки зрения. Причем такое отношение не связано с экономическими показателями. Наоборот, объективные экономические показатели растут, а настроение у россиян падает. Как вы можете объяснить такой парадокс?

2. Может ли бедность выполнять в обществе позитивные функции? Если «да», то какие? Если «нет», то почему?

3. Французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал: «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами». Проанализируйте эту идею на примере различных этапов истории России и различных социальных групп.

4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода контент-анализа в социологическом исследовании?

5. Проанализируйте и сравните теории «мировой системы» И. Валлерстайна и «золотого миллиарда» С. Хантингтона.

 

Вариант 5

1. Руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН О. Крыштановская утверждает: «Наша система такова, что она порождает временщиков: прорвался в депутаты или в правительство – и давай карманы набивать. Растут заборы, за которыми они прячут свои богатства. Средство против этого одно – жесткий контроль со стороны общества. А мы молчим! Знаем, что происходит, и молчим». В чем, по вашему мнению, заключаются причины такой инертности, пассивности, равнодушия населения в современной России?

2. В чем, по вашему мнению, состоят причины межнациональной неприязни и межэтнических конфликтов? Устранимы ли эти причины и какими мерами их можно устранить? 

3. Проанализируйте функции социальных институтов с учетом их типов. Приведите примеры.

4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода интервью в социологическом исследовании?

5. Проанализируйте и сравните теории «зеркального я» Ч. Кули и «значимого другого» А. Халлера.

 

Вариант 6

1. Английский философ Д. Юм утверждал: «Можно убедить людей следовать самой нелепой и сумасбродной идее, для этого нужно только быть достаточно искусным, чтобы представить её в выгодном свете». Приведите примеры воздействия на общественное мнение: а) с помощью телевидения, б) с помощью системы образования, в) с помощью религиозных организаций, г) с помощью литературных произведений.

2. Приведите 3-4 примера ролевых конфликтов. Проанализируйте их возможные причины и способы разрешения.

3. Какие причины, на ваш взгляд, влияют на рост преступности в России? Какими мерами можно добиться снижения уровня преступности?

4. В чем заключаются сильные и слабые стороны метода анкетирования в социологическом исследовании?

5. Проанализируйте и сравните теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

Вариант 7  

1. Русская Православная церковь активно выступает за запрет абортов, называя их убийством. В ряде стран, например, в Португалии, аборты официально запрещены. Между тем, Россия занимает первое место в мире по количеству абортов. Нужно ли, по вашему мнению, запрещать аборты? К каким социальным последствиям может привести это решение?

2. Что такое «социальный прогресс»? Проанализируйте различные подходы к его определению. Возможно ли выделить универсальные критерии социального прогресса? Аргументируйте свой ответ.

3. Какие свойства личности делают ее наиболее восприимчивой к участию в социальных движениях? Что заставляет людей с различными социальными статусами присоединяться к социальным движениям?

4. Проанализируйте и сравните теории символического интеракционизма и феноменологии.

5. Выделите особенности возникновения и функционирования толпы как социальной общности.

 

Вариант 8 

1. Известный российский певец В. Меладзе утверждает: «Сейчас выросло целое поколение девушек, которым все равно, какого возраста и как выглядит их парень, важно, чтобы у него был толстый кошелек. Это может возмущать, но тут ничего не поделаешь. Поэтому деньги для меня – составляющая уверенности в себе». Как вы относитесь к такой позиции? Какую роль, по вашему мнению, играют деньги при выборе брачного партнера в современной России? Аргументируйте свой ответ.  

2. Составьте полный набор статусов у себя и 3-4 родственников или знакомых.  В полученных статусных портретах выделите главные   статусы и проанализируйте их влияние на поведение и образ жизни.

3. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов. Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

4. Проанализируйте и сравните теории П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.

5. Каким образом технический прогресс воздействует на развитие культуры в современном обществе? Выделите плюсы и минусы этого воздействия.

 

Вариант 9 

1. В результате исследования, проведенного фондом ИНДЕМ в 2005 г., выяснилось, что средний доход чиновников от взяток в России составляет 33,5 миллиарда  долларов в год. Высокую степень коррупции в России признал и президент В.В. Путин, выступая с посланием Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Каковы, на ваш взгляд, причины коррупции? Какие методы наиболее эффективны в борьбе с коррупцией?

2. Проанализируйте, как влияет социальное положение на поведение и образ жизни: а) крупного бизнесмена, б) ученого, в) безработного.

3. Одни специалисты полагают, в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие, напротив, считают, что бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, войн, стихийных бедствий, а также вследствие физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Аргументируйте свой ответ.

4. Проанализируйте и сравните теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и А. Тойнби.

5. Проанализируйте методы социального контроля, выделите сильные и слабые стороны каждого их них.

 

Вариант 10

1. Английский ученый Т. Мальтус считал: бедность – следствие чрезмерного роста численности населения. В бедности виноваты сами бедные. Помогая бедным, государство поощряет рост населения и тем самым увеличивает бедность. Надо, считал Мальтус, отменить государственные субсидии, а заботу о бедных всецело возложить на частные благотворительные фонды. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.

2. Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой «естественную реакцию нормальных людей на ненормальные условия». Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности? Аргументируйте свой ответ, подкрепите его примерами.

3. В чем причины сопротивления социальным изменениям? Что нужно для того, чтобы изменения были приняты в обществе?

4. Проанализируйте и сравните теории общественного развития П. Сорокина и Д. Белла.

5. От каких факторов зависит успех процесса социализации личности?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика