Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




ЗИП СибУПК, социология (контрольная работа)
05.04.2016, 13:44

В ходе написания контрольной работы студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала. Собрав весь необходимый материал, студент обязан составить рабочий план. В нем закрепляется структура контрольной работы, включающая следующие элементы:

1. Содержание

2. Введение

3. Теоретическая часть

4. Методическая часть

5. Аналитическая часть

6. Заключение

7. Библиографический список

8. Приложение

Содержание представляет собой перечень названий разделов контрольной работы.

Во Введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, обозначаются основные цели и задачи работы. Введение должно быть кратким (1 – 1,5 листа).

Цель изучения темы представляет собой краткую формулировку ре­зультата, который студент планирует получить по завершении самостоя­тельной работы над заданием в целом. Цель изучения темы указывается одна. Задачи изучения темы представляют собой планируемые этапы, выпол­нение которых позволяет студенту достичь цели изучения избранной темы (знакомство с литературой, разработка плана и инструментария исследования, выбор объекта исследования, сбор информации, анализ результатов исследования).

Теоретическая часть работы должна содержать изложение материала, овладение которым позволяет студенту решить сформулиро­ванные во введении задачи и достичь цели изучения темы. Определяются основные понятия, использующиеся в опи­сании социального объекта (явления, процесса), раскрывается содержание анализируемых явлений и процессов, а также описываются связи между ними.        

Методическая часть содержит описание социологического метода сбора информации (опрос, наблюдение, анализ документов) и разработку конкретного инструментария исследования (план интервью, протокол на­блюдения, схема анализа текстов), которые используются в работе.

Аналитическая часть включает изложение полученных конкретных результатов исследования, проведенного студентом. Эти материалы следует представить в форме таблицы.

В Заключении дается обобщение результатов, полученных студентом в ходе исследования, может быть высказано личное мнение. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы в научных исследованиях, при социологическом анализе современного российского общества.

Библиографический список включает источники и литературу, изученные и использован­ные студентом при подготовке контрольной работы. В список включаются только те источники и литература, на которые имеются ссылки в тексте контрольной работы.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Общество как социальная система.

2. Социальные институты.

3. Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе.

4. Гендерные представления в современном российском обществе.

5. Проблемы и перспективы института образования.

6. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

7. Социальные общности.

8. Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений.

9. Социальная структура общества.

10. Социальная стратификация.

11. Социальное неравенство и бедность.

12. Маргинальность как социальное явление.

13. Малые группы.

14. Общественное мнение.

15. Социальные организации в современном обществе.

16. Восточный и западный типы управления.

17. Социальные движения.

18. Конфликт как форма социального взаимодействия.

19. Протестные формы массового поведения.

20. Основные формы девиантности в условиях современной России.

21. Наркомания как вид девиантного поведения.

22. Социальные реформы в современной России.

23. Социальные взаимодействия.

24. Опросный метод в изучении социальных движений.

25. Социальные проблемы молодежи в современном российском обществе.

26. Ценностные ориентации современной российской молодежи.

27. Влияние СМИ на процесс социализации молодежи.

28. Глобальные процессы и современная Россия.

29. Отражение социального неравенства в телевизионных передачах.

30. Наблюдение массовых общностей.

31. Отношение к телевизионной рекламе.

32. Массовая культура: основные ценностные установки.

33. Игра как элемент массовой культуры.

34. Алкоголизм как вид девиантного поведения.

35. Отношение к частной собственности в современной России.

36. Социальные изменения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. Общество как социальная система

Необходимо рассмотреть общество как относительно устойчивую систему соци­альных связей и отношений; выделить признаки общества, основные сферы общественной жизни, раскрыть их содержание, обозначить механизмы функционирования социальной системы.

Следует разобрать метод анализа документов, ис­пользуемый в социологии для сбора информации и составить план анализа текстов для выявления информации об обществе как системе. Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество тек­стов (статей, заметок, фрагментов), а также количество текстов, касающихся экономической, социальной, политической, духовно-культурной сфер общественной жизни (на основе заго­ловков и содержания); определите долю каждой из этих тем (%) в общем количестве текстов. Полученные данные целесообразно свести в таблицу. Сделайте выводы об отражении сфер общества в массовой печати.

 

Тема 2. Социальные институты

Следует раскрыть понятие «социальный институт» как исторически сло­жившуюся, устойчивую, целесообразную форму организации и регулиро­вания общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение определен­ных общественных потребностей. Выделите признаки, типы и виды соци­альных институтов. Рассмотрите вопрос об изменениях социальных институтов, проблему устойчивости-изменчивости социальных институтов, варианты институциональных изменений, дифференциацию и специализацию социальных институтов
Необходимо разобрать метод анализа документов, используемый для сбора со­циологической информации. Составьте план анализа текстов для выявления типов социальных институтов (экономических, полити­ческих, религии, образования). Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагмен­тов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержа­щих информацию о вышеупомянутых типах социальных институтов; определить до­лю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полу­ченные данные представьте в виде таблицы, учитывая ин­формацию о типах институтов в каждом номере.

 

Тема 3. Семья как социальный институт. Перспективы института семьи в современном обществе

Необходимо раскрыть понятие и сущность семьи, социальные функции семьи, значение репродуктивной и воспитательной функций, выделить структуру семьи и ее жизненный цикл семьи. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семьи. Обратите внимание на изменение семейной структуры и семейных ролей, на разводы и их последствия, демографический кризис, изменение социальных норм и установок, регулирующих брачные и семейные отношения.

Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы – анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 3-5 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для оценки состояния института семьи в современном российском обществе (основные проблемы, с которыми сталкивается современная семья, распределение ролей в семье). Опросите по этому вопроснику 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделать выводы о состоянии института семьи в российском обществе.

 

Тема 4. Гендерные представления в современном российском обществе

Следует раскрыть понятие «гендер», содержание основных социологических подходов к проблеме гендера (к примеру, гендерная теория Э. Гидденса), перечислить и охарактеризовать гендерные схемы. Рассмотрите роль женщины в обществе, в семье в различных культурах. В чем сущность гендерных проблем? Что такое «двойной стандарт» и «женская дилемма»?
Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для оценки степени распространенности гендерных схем, отражающих традиционное, патриархальное, неустойчивое мировосприятие на уровне индивидуального сознания и эгалитарной схемы. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о том, какие схемы присутствуют в современном российском обществе, и какие являются доминирующими.

 

Тема 5. Проблемы и перспективы института образования

Рассмотрите образование как социальный институт, его функции, образовательный процесс и его основные этапы. Проанализируйте массовое и элитарное образование, государственное и частное образование, централизованное и децентрализованное обучение, современные тенденции в развитии образования в России.

Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) с целью выявления мнения общества о состоянии российского образования, его проблемах и перспективах. Опросите по этому вопроснику 8-10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет результатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) следует представить в табличной форме. Сделайте выводы о состоянии института образования в современной России.

 

Тема 6. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности

Необходимо рассмотреть роль высшего образования и профессиональной квалификации в современном обществе, их значимость для социальной мобильности личности.

Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (3 - 5 основных и 3 - 4 пас­портных вопроса) о фактах получения высшего образования и повышения квалификации за последние 2 - 3 года и влияния этого на изменение соци­ального положения конкретного человека. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать влия­ние фактора получения высшего образования или повышения квалифика­ции на изменение статусной позиции человека с точки зрения престижа, власти, дохода. Изложите полученные результаты, сделайте выводы.

 

Тема 7. Социальные общности

Следует рассмотреть понятие и основные формы социальных общностей, показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати форм социальных общностей (групповых и массовых, социаль­ных групп, сообществ). Выберите 3 - 4 номера одного или разных централь­ных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, со­держащих информацию о конкретных формах социальных общностей (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием форм общностей (%) в общем количестве текстов. Получен­ные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные виды общностей, упоминаемые в каж­дой статье. Сделайте выводы о содержании статей о социальных общно­стях и о степени отражения этой темы в массовой печати.

 

Тема 8. Этнические общности. Современные проблемы межнациональных отношений

Следует раскрыть понятие этнической общности, основные признаки этноса, основные подходы к пониманию этносов. Охарактеризовать основные типы этносов: племя, народность, нация и их характеристики, этнические стереотипы и предрассудки. Рассмотреть национально-этнические отношения и причины обострения межнациональных отношений, понятия дискриминации, национализма, шовинизма, антисемитизма, геноцида.

Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати сведений об этнических конфликтах (этнических стереотипах). Выберите 3 - 4 номера одного или разных централь­ных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, со­держащих информацию об обострении межнациональных отношениях (используя заголовки и содержание статей); определите долю текстов с упоминанием об этнических конфликтах (%) в общем количестве текстов. Получен­ные данные представьте в таблице, показывая их распределение в каждом номере. Перечислите конкретные случаи этнических конфликтов, о которых упоминается в статьях. Сделайте выводы о содержании данных статей и о степени отражения этой темы в массовой печати.

 

Тема 9. Социальная структура общества

Рассмотрите понятие и виды социальной структуры. Раскройте основные социологические подходы по определению социальной структуры.

Следует показать особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати конкретных видов социальных структур (социально-классовой, социально-демографической, социально-этнической, социально-территориальной, социально-профессиональной). Выберите 3 - 4 номера од­ного или разных федеральных или местных изданий (газет, журналов). Подсчитайте в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, фрагментов), а также количество текстов, содержащих информацию о конкретных видах социальных структур (используя заголовки и содержание статей); определите доли текстов с упоминанием видов социальных структур (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представить в таблице, учитывая распределение по номерам газет (журналов) текстов с упомина­нием видов социальных структур. Сделайте выводы о степени отражения этой те­матики в массовой печати.

 

Тема 10. Социальная стратификация

Рассмотрите социальную стратификацию общества как выражение социального неравенства по разным основаниям (распределение матери­альных и духовных благ, доход, уровень образования и др.), выделите основные исторические формы стратификации и охарактеризуйте их.

Покажите особенности используемого в социологии метода анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаний в них о проблеме социальной стратификации. Выберите 3 - 4 номера одного или разных центральных или федеральных изданий (газет, журналов) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о таких элементах стратификационной системы как бедные, богатые, средние слои. Используя заголовки и содержание статей, оп­ределите доли текстов с упоминанием проблемы стратификации (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Перечислите конкретные элементы стратификации (бедные, богатые и др.), упоминаемые в каждой системе. Сделайте выводы о содержании тематики социальной стратифи­кации и степени ее отражения в массовой печати.

 

Тема 11. Социальное неравенство и бедность

Следует проанализировать социальное неравенство как форму социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социального положения в об­ществе. Раскройте понятие бедности, выделите ее основные виды.

Покажите особенности используемого в социологии метода ана­лиза документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы социального неравенства и бедности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчи­тайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о соци­альном неравенстве (по экономическим, социальным, духовным, соци­альным, политическим, информационным и другим признакам) и бедности. Исполь­зуя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упомина­нием о социальном неравенстве и бедности (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения данной тематики в массовой печати.

 

Тема 12. Маргинальность как социальное явление 

Рассмотрите понятие «маргинальность», выделите основные причины пограничного состояния индивида или группы. Укажите, каковы возможные опасности для общества, связанные с ростом числа маргиналов.

Раскройте особенности используемого в социологии метода ана­лиза документов. Составьте план анализа текстов для изучения проблемы маргинальности. Выберите 3 - 4 номера одного или разных федеральных или местных газет (журналов) и подсчи­тайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагментов) и количество текстов, содержащих информацию о пограничном положении индивида и группы. Исполь­зуя заголовки и содержание статей, определите доли текстов с упомина­нием о данной проблеме (%) в общем количестве текстов. Полученные данные представьте в таблице. Сделайте выводы о степени отражения тематики в массовой печати.

     

Тема 13. Малые группы 

Рассмотрите понятие малой группы, ее черты, функции и структуру. Следует проанализировать наблюдение как метод сбора социологиче­ской информации; составьте план наблюдения малой группы (числен­ность, половозрастной состав, виды совместной деятельности, частота контактов ее членов). Выбрать 3 - 4 малых группы (по месту жительства, работы, досуга и др.) Проведите по одному наблюдению каждой группы, результаты наблюдения оформить протоколом. Полученные данные целе­сообразно оформить в таблицу. Сделайте выводы.

 

Тема 14. Общественное мнение

Раскройте понятие и роль общественного мнения в условиях совре­менной России. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социоло­гической информации. На конкретном материале прессы (областных, го­родских газет) определите реальное проявление общественного мнения в условиях конкретного места жительства. Следует взять 3 - 5 номеров га­зет за разные числа и подсчитать общее количество единиц информации и количество единиц информации, выражающих мнения читателей в каж­дом номере отдельно. Определите % текстов с выражением общественно­го мнения в каждом номере. Результаты оформите в виде таблицы, зафиксировав названия изданий и даты выпуска. Приведите сводку тем, по которым высказывались читатели, указав их социальное положение. Сделайте выводы из приведенных данных.

 

Тема 15. Социальные организации в современном обществе

Дайте определение социальной организации, укажите ее признаки и виды. Обратитесь к теории М. Вебера о социальной бюрократии. Рассмотрите анализ документов как метод сбора социологической информации. Примените этот метод к изучению социальных организаций по месту жительства. Следует взять 3 - 5 экземпляров городских, областных газет, журналов за разные числа и посчитать в каждом номере общее количество статей, заметок и других текстов, а также количество публикаций, в которых от­ражается деятельность организаций - промышленных, торговли, финан­сов, сервиса, органов власти и др. Определите удельный вес этих публи­каций. Проанализируйте содержание этих материалов - упоминание ви­дов и основных признаков организаций, результатов их деятельности, проблем и противоречий в их функционировании и развитии. Из получен­ных данных сделайте выводы.

 

Тема 16. Восточный и западный типы управления

Раскройте понятие управление организацией. Выделите структуру управления, цели и задачи управления, охарактеризуйте управленческие стратегии. Дайте характеристику восточного и западного типа управления. Охарактеризуйте метод опроса, используемый в социологии. Составьте небольшой вопросник (5 - 8 основных и 3 - 4 пас­портных вопроса) о типах управления, используемых в различных организациях. Следует провести опрос 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, жительства и проанализировать какой тип управления (восточный или западный) преобладает в российских организациях. Изложите полученные результаты, сделать выводы.

 

Тема 17. Социальные движения

Рассмотрите социальные движения как способ воздействия на обще­ственное развитие. Покажите специфику метода анализа документов в со­циологии. Используйте этот метод для выявления наличия и содержания конкретных движений в регионах России на основе материалов местной или центральной прессы. Следует взять несколько номеров газет или журналов; найти материалы, в которых содержится информация о движениях; опре­делить долю этих материалов в общем количестве публикаций в каждом номере; проанализировать содержание 3 - 5 статей для выявления вида движений, лозунгов и требований участников, количества и социального состава участников. Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделайте выводы.

 

Тема 18. Конфликт как форма социального взаимодействия

Определите социальный конфликт как форму социального взаимо­действия; укажите виды конфликтов. Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях.

Следует проанализировать отражение конфликтов в материалах прессы по месту жительства - горо­де, области, регионе (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются конфликтные взаимодействия между группами людей, организациями, органами власти; подсчитать ко­личество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание конфликтов по их видам, причинам, составу конфликтующих сторон и способу разреше­ния). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа.

 

Тема 19. Протестные формы массового поведения

Раскройте понятие массовое поведение. Обратите внимание на различные его формы. Рассмотрите основные социологические теории массового поведения. Сформулируйте способы управления массовым поведением.

Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение протестных форм поведения в материалах прессы области, региона, страны (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются случаи массового протестного поведения, подсчитать ко­личество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера; провести описание протестного поведения по их видам, причинам, составу действующих лиц и способу разреше­ния). Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа.

 

Тема 20. Основные формы девиантности в условиях современной России

Определите понятие и формы девиантного поведения. Выделите различные подходы, объясняющие причины девиаций.

Рассмотрите метод анализа докумен­тов, используемый в социологических исследованиях. Следует проанализировать отражение проблемы девиантного поведения в материалах прессы области, региона, страны (просмотреть 3 - 5 номеров газет или журналов, выделить статьи, в которых описываются подобные случаи, подсчитать ко­личество таких материалов и определить их долю в общем количестве текстов отдельно для каждого номера). Проведите описание девиантного поведения по его доминирующим видам в условиях современной России, причинам, возможностям предотвращения и способам регулирования. Полученные результаты целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы из проведенного анализа.

 

Тема 21. Наркомания как вид девиантного поведения

Рассмотрите понятие девиантного поведения, его основные виды.

Охарактеризуйте опросный метод сбора социологической инфор­мации, специфику интервью. Составьте краткий план интервью по про­блеме информированности людей по месту жительства о наркомании (ос­новные вопросы - о знании названий конкретных наркотиков, мест прода­жи наркотиков, фактов употребления и последствий употребления нарко­тиков из их окружения; паспортные вопросы - пол, возраст, род основных занятий, профессия). Выберите 8 - 10 человек по месту жительства, работы, досуга и проведите интервьюирование; материалы опроса зафиксируйте в протоколах. Обобщите полученные данные в таблице. Сделайте выводы.

 

Тема 22. Социальные реформы в современной России

Рассмотрите социологический подход к реформам в обществе, роль реформ в социальной жизни. Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для оценки любой конкретной реформы. Опросите по этому вопроснику 8 - 10 человек из своего окружения по месту работы, учебы, жительства и др. Зафиксируйте результаты опроса, произведите обсчет ре­зультатов опроса по каждому вопросу. Результаты (в %) представьте в табличной форме. Сделайте выводы об отношении опрошенных представи­телей групп (мужчин, женщин, рабочих и др.) к конкретным реформам.

 

Тема 23. Социальные взаимодействия.

Дайте определение социального взаимодействия и его основных ви­дов. Охарактеризуйте метод анализа документов, используемый в социо­логических исследованиях. Проанализируйте отражение конструктивных социальных взаимодействий в материалах прессы по месту жительства - городе, области, регионе (возьмите 3 - 5 номеров газет или журналов, выделите в них тексты, в которых описываются реальные примеры взаимодействия и сотрудничества организаций (органов власти, предприятий, фирм и др.); подсчитайте количество таких текстов и определите их долю в общем ко­личестве текстов отдельно для каждого номера; приведите примеры взаи­модействия, указав виды организаций, содержание и результаты взаимо­действия. Результаты анализа целесообразно отразить в форме таблицы. Сделайте выводы.

 

Тема 24. Опросный метод в изучении социальных движений.

Рассмотрите социальные движения, причины возникновения социальных движений. Каковы участники социальных движений, жизненный цикл и ресурсы социальных движений? Перечислите типы социальных движений и функции социальных движений.

Охарактеризуйте метод опроса в социоло­гии, его формы — анкетирование и интервью. Разработайте короткий во­просник: 5-8 основных вопросов и 3 паспортных вопроса - пол, возраст, занятие в настоящее время (рабочий, специалист, учащийся, предприни­матель и др.) для получения информации об отношении общества к социальным движениям, распространенным в современной России, к их основным лозунгам и требованиям участников. Результаты целесообразно представить в табличной форме. Сделайте выводы.

 

Тема 25. Социальные проблемы молодежи в современном российском  обществе

Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Выделите на основе социологических источни­ков и личного опыта социальные проблемы российской молодежи. Соста­вьте краткий перечень основных понятий (ключевых слов), которые характеризуют эти проблемы, используя различные справочные и учебные пособия. Опишите опросный метод в социологии. Разработайте краткое ин­тервью: 5 - 8 вопросов об оценке выделенных социальных проблем моло­дежи и 3 - 4 паспортных вопроса. Опросите 10 - 15 представителей молодежи по оценке наиболее значимых социальных проблем в городе, поселке, облас­ти. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы и возможные реко­мендации по решению данных проблем.

 

Тема 26. Ценностные ориентации современной российской молодежи

Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Выделите основные ценности, распространенные в молодежной среде, укажите на факторы, влияющие на формирование ценностных установок молодежи.

Опишите опросный метод в социологии. Разработайте краткое ин­тервью: 5 - 8 вопросов об оценке выделенных социальных проблем моло­дежи и 3 - 4 паспортных вопроса. Опросите 10 - 15 представителей молодежи в городе, поселке, облас­ти, выявите наиболее значимые для молодежи ценности. Опишите полученные результаты, сделайте выводы.

 

Тема 27. Влияние СМИ на процесс социализации молодежи

Сформулируйте определение молодежи как социально-демографической группы. Определите содержание и смысл социализации и охарактеризуйте основ­ные социальные институты социализации. Выделите СМИ как важнейший институт социализации.

Проанализируйте опросный метод в социологии, выделите специ­фику интервью. Составьте перечень вопросов (5 - 6 основных и 3 - 4 пас­портных) о влиянии СМИ на молодежь (кто любимый герой, отри­цательный персонаж из телевизионных фильмов и программ, с характери­стикой их положительных и отрицательных черт). Проанализируйте, ка­кие образцы поведения, как позитивные, так и негативные, формируют СМИ у молодежи. Проведите опрос по этой теме среди молодежи, зафиксируйте результаты и представьте в табличном виде. Сде­лайте выводы на основе полученного материала о влиянии СМИ на социализацию молодежи.

 

Тема 28. Глобальные процессы и современная Россия

Рассмотрите определение и основные проявления глобальных про­цессов в современной России. Охарактеризуйте метод наблюдения, ис­пользуемый в социологии. Составьте план и проведите наблюдение прояв­ления глобализма на бытовом уровне у 10 человек по месту работы, про­живания, среди знакомых (ношение зарубежной фирменной одежды, использование компьютеров, мобильных телефонов и др.). По каждому факту наблюдения составьте протокол с указа­нием даты, места и результатов наблюдения. Укажите социальные характеристики объектов наблюдения (пол, возраст, социальное положение). Результаты обобщите в таблице, сделайте выводы.

 

Тема 29. Отражение социального неравенства в телевизионных передачах

Рассмотрите определение и критерии социального неравенства, ис­пользуемые в социологии. Охарактеризуйте метод наблюдения, исполь­зуемый в социологических исследованиях. Просмотрите в течение не­скольких дней телевизионные передачи, выделите материалы, в которых отражаются какие-либо виды и формы проявления социального неравен­ства между людьми и социальными группами. Подсчитайте ежедневное ко­личество таких передач; составьте таблицу для отражения выявленных видов социального неравенства между конкретными социальными груп­пами или их представителями. Сделайте выводы.

 

Тема 30. Наблюдение массовых общностей

Рассмотрите определение и специфические черты массовых общно­стей, используемые в социологии. Охарактеризуйте наблюдение как ме­тод сбора социологической информации. Проведите 3 - 5 личных или по­средством телевидения наблюдений конкретных массовых общностей (толпа, митинг, зрительская аудитория спортивного или культурного ме­роприятия). По каждому факту наблюдения составьте протокол. Укажите в нем место, дату, время и продолжительность наблюдения, при­мерный состав массовой общности (по полу, возрасту, внешнему виду, одежде), характер поведения этой общности (спокойный, агрессивный, эмоциональный и др.), выражение отношения к содержанию события (вы­крики, аплодисменты, плакаты, лозунги и др.).

На основе протоколов со­ставьте сравнительную таблицу наблюдений, сделайте краткие выводы.

 

Тема 31. Отношение к телевизионной рекламе

Рассмотрите рекламу как важный компонент структуры информа­ционного общества; выделите информационную и манипулятивную сто­роны рекламы. Сформулируйте показатели отношения людей к телевизи­онной рекламе.

Опишите опросный метод в социологии, охарактеризуйте специфику интервью. Разработайте план интервью по выявлению отношения к телевизионной ­рекламе (4 - 6 основных вопросов и 4 - 5 паспортных).

Сформируйте две группы респондентов (по 5 - 6 человек) для прове­дения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. Респондентов целесообразно выбирать из своего окружения по месту работы, жительст­ва, учебы. Проведите опрос и запишите его результаты. Следует отметить кто, сколько времени, какую и как воспринимает рекламу; какие мнения в обеих группах о том, что нравится в рекламе, в каких слу­чаях рекламу не смотрят. Представьте данные в виде таблиц.

Проанализируйте и обобщите результаты ответов в обеих группах, сделайте выводы о восприимчивости и отношению к телевизионной рекламе в обеих группах.

 

Тема 32. Массовая культура: основные ценностные установки

Дайте определение массовой культуры, охарактеризуйте ее основные элементы. Раскройте содержание социологических подходов к массовой культуре. Выделите образцы массовой культурные.

Необходимо разобрать метод анализа документов, используемый для сбора со­циологической информации. Составьте план анализа текстов для выявления основных ценностных установок массовой культуры и распространенных моделей поведения. Выберите 3 - 4 газеты (журнала) и подсчитайте в каждом номере общее количество текстов (статей, фрагмен­тов) и количество текстов (на основе заголовков и содержания), содержа­щих информацию по вышеупомянутой проблеме; определите до­лю текстов с этой информацией (%) в общем количестве текстов. Полу­ченные данные представьте в виде таблицы.

 

Тема 33. Игра как элемент массовой культуры

Дайте определение массовой культуры, охарактеризуйте ее основные элементы, в том числе игровую деятельность. Соберите сведения, публи­куемые в СМИ, а так же в сети Интернет об азартных играх, составьте аннотированный перечень игр. Опишите ме­тод наблюдения, используемый в социологии. Составьте план протокола наблюдения процесса игры.

Проведите наблюдение за игроками и зафиксируйте пол и примерный возраст игроков, время, проведенное за игрой, их эмоциональные реакции на результаты игры. Итоги своих наблюдений отразите в таблице. Опишите итоги своих наблю­дений, сделайте выводы.

 

Тема 34. Алкоголизм как вид девиантного поведения

Рассмотрите понятие девиантного поведения, его основные виды, в том числе алкоголизм.

Охарактеризуйте опросный метод сбора социологической инфор­мации, специфику интервью. Составьте краткий план интервью по про­блеме отношения людей к употреблению алкогольных (ос­новные вопросы, к примеру, могут касаться пивного алкоголизма, фактов продажи спиртного подросткам моложе 18 лет, употребления спиртных напитков подростками и последствий употребления алкогольной продукции). Интервью должно включать паспортные вопросы - пол, возраст, род основных занятий, профессия.

Выберите 8 - 10 человек по месту жительства, работы, досуга; проведите интервьюирование; материалы опроса зафиксируйте в протоколах. Обобщите полученные данные в таблице. Сделайте выводы.

 

Тема 35. Отношение к частной собственности в современной России

Рассмотрите различные формы собственности в структуре экономики России. Охарактеризуйте институт частной собственности. Какова в процентном соотношении доля частной собственности в российской экономики?

Опишите опросный метод в социологии, охарактеризуйте специфику интервью. Разработайте план интервью по выявлению отношения к людей к частной собственности в России (4 - 6 основных вопросов и 4 - 5 паспортных).

Сформируйте две группы респондентов (по 5 - 6 человек) для прове­дения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. Респондентов целесообразно выбирать из своего окружения по месту работы, жительст­ва, учебы. Проведите опрос и запишите его результаты. Следует отметить кто и как воспринимает частную собственность; какие мнения в обеих группах о методах ее получения, о возможностях ее защиты законом. Представьте данные в виде таблиц.

Проанализируйте и обобщите результаты ответов в обеих группах, сделайте выводы.

 

Тема 36. Социальные изменения

Рассмотрите социальные изменения как переход социальной системы из одного состояния в другое, охарактеризуйте основные формы соци­альных изменений и выделите факторы, обуславливающие социальное раз­витие (природные, техногенные, экономические и др.)

Рассмотрите используемый в социологии метод анализа документов. Составьте план анализа текстов для выявления упоминаемых в печати факторов социального развития в современной России. Выберите 3 - 4 номе­ра одного или разных изданий (центральных, областных, городских) газет, журналов. Подсчитайте в каждом номере общее количество единиц текстов (статей, заметок) и количество текстов, содержащих информацию о фак­торах социального развития в Российской Федерации, используя заголов­ки и содержание статей.

Определите долю текстов с упоминанием этих факторов (%) в общем количестве текстов. Полученные данные предста­вьте в виде таблицы, учитывая отдельные номера изданий. Приведите конкретные заголовки анализируемых материалов. Сделайте выводы о частоте упоминания факторов социальных изменений в массовой печати.

 

Темы рефератов

1. Социология как наука: основные отличия социологии и социальной философии.

2. Принципы историко-социологического знания.

3. Огюст Конт – основатель социологии.

4. Учение о методе Э. Дюркгейма.

5. «Понимающая социология» Макса Вебера.

6. Психологическое направление в социологии: Г. Тард и Г. Лебон.

7. Органическая теория общества в произведениях Герберта Спенсера.

8. Социальная концепция Карла Маркса.

9. Развитие социологии США в I половине ХХ века.

10. Современные социологические теории.

11. Судьба социологии в СССР в 20-50-х гг. ХХ века.

12. Культура как социальный институт и ее основные элементы.

13. Молодежные субкультуры.

14. Сущность и субъекты массового социального поведения.

15. Концепции эволюционного и революционного развития общества.

16. Социализация и её виды.

17. Этнические общности.

18. Национальные проблемы в современной России.

19. Национальная структура Забайкальского края.

20. Причины появления социальной стратификации.

21. Западные теории социальной стратификации.

22. Социальная стратификация и социальная мобильность в современной России.

23. Особенности социальной структуры Забайкальского края.

24. Безработица как социальное явление.

25. Тенденции развития безработицы в России, в Забайкальском крае.

26. Маргинальность и её причины.

27. Наркомания в современном обществе.

28. Проблемы алкоголизации современного российского общества.

29. Суицид (самоубийство) как социальное явление.

30. Молодежь как особая социально-демографическая общность населения.

31. Молодежные объединения в современной России.

32. Проблемы трудоустройства и занятости молодежи.

33. Политические конфликты в современной России.

34. Бюрократия как социальное явление.

35. Государство и гражданское общество.

36. Религия как социальный институт.

37. Конфессиональные группы в Забайкалье.

38. Образование  как социальный институт, его функции.

39. Реформирование системы образования в современной России.

40. Высшее профессиональное образование в России: тенденции и перспективы





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0