Тема 1. Основные формально-логические законы
Узнать стоимость этой работы
16.10.2016, 12:35

Вариант  1

а) В басне Козьмы Пруткова «Стан и голос» обыгрывается многозначность одного старого русского слова. Что это за слово?

...Какой-то становой, собой довольно тучный,

Надевши ваточный халат,

Присел к открытому окошку

И молча начал гладить кошку.

Вдруг голос горлицы внезапно услыхал...

«Ах, если б голосом твоим я обладал, –

Так молвил пристав, – я б у тещи

Приятно пел в тенистой роще

И сродников своих пленял и услаждал!»

А горлица на то головкой покачала

И становому так, воркуя, отвечала:

«А я твоей завидую судьбе:

Мне голос дан, а стан тебе».

Тому же Козьме Пруткову принадлежат афоризмы: «Если хочешь быть спокоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный», «Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой. Какие из слов многозначны в этих афоризмах?

 

б) Как можно истолковать следующие два афоризма польского пигсателя С. Е. Леца:

«Жизнь отнимает у людей страшно много времени»;

«Человек в собственной жизни играет лишь небольшой эпизод»?

 

в) Понятия «лысый» и «куча» являются, как показал еще Евбулид, объемно неточными: они обозначают классы объектов с расплывчатыми, нечеткими границами. Употребление подобных понятий способно нести к парадоксам.

Воспроизведите парадокс неточных понятий применительно к понятиям «лысый» и «куча». Покажите вначале, что лысых людей и куч вообще нет, а затем, что все люди являются лысыми и что всякая куча, сколько бы составляющих ее частиц мы ни убрали, останется кучей.

Воспроизведите парадокс неточных понятий на примере понятий «высокий человек», «толстый человек» и «предмет, вызывающий слышимый звук при падении на землю».

 

Вариант  2

а) Басня Козьмы Пруткова «Помещик и трава» также опирается на двузначность одного имени. Определить его несложно: его употребление – кульминация сюжета.

На родину со службы воротясь,

Помещик молодой, любя во всем успехи,

Собрал своих крестьян: «Друзья мои, меж нами связь -

Залог утехи;

Пойдемте же мои осматривать поля!»

Пошел он с ними купно. «Что ж здесь мое?»

– «Да все, – ответил голова. –

Вот Тимофеева трава...»

«Мошенник! – тот вскричал, – ты поступил преступно!

Корысть мне недоступна;

Чужого не ищу; люблю свои права!

Мою траву отдать, конечно, пожалею,

Но эту возвратить немедля Тимофею!»

Оказия сия, по мне, уж не нова.

Антонов есть огонь, но нет того закону,

Чтобы всегда огонь принадлежал Антону.

 

б) Какое выражение двусмысленно в приведенном рассуждении?

Как-то раз Омирбека спросили;

– Сколько тебе лет?

– Пятьдесят один, – ответил Омирбек.

Прошло лет пять, и Омирбеку снова задали тот же вопрос.

-Пятьдесят один год, – снова ответил Омирбек-

– Омирбек,- удивились друзья, – ведь пять лет назад тебе уже был пятьдесят один год?! Как же так? Омирбек ответил:

– Каждый уважающий себя мужчина должен держать свое слово! Раз сказал «пятьдесят один», то не будь балаболкой и не говори следующий раз «пятьдесят пять» или «шестьдесят». Я никогда не изменю своему слову, вы же меня знаете!

 

в) В какой момент скульптурное изображение, все более удаляющееся от «оригинала», перестает быть произведением искусства и становится «металлической утварью»? Можно ли вообще ответить на подобного рода вопрос? Не следует ли понятие «скульптурное изображение», как и понятие «произведение искусства», отнести к неточным?

Хорошим примером того, что неточные понятия способны приводить к неразрешимым спорам, может служить любопытный судебный процесс, состоявшийся в 1927 г. в США. Скульптор К. Бранкузи обратился в суд с требованием признать свои работы произведениями искусства. В числе работ, отправляемых в Нью-Йорк на выставку, была и скульптура «Птица». Сейчас она считается «классикой абстрактного стиля». Она представляет собой модулированную колонну из полированной бронзы около полутора метров высоты, не имеющую никакого внешнего сходства с птицей. Таможенники категорически отказались признать абстрактные творения Бранкузи художественными произведениями. Они проколи их по графе «Металлическая больничная утварь и предметы домашнего обихода» и наложили на них большую таможенную пошлину. Возмущенный Бранкузи подал в суд... Таможню поддержали художники – члены Национальной академии, отстаивавшие традиционные приемы в искусстве. Они выступали на процессе свидетелями защиты и категорически настаивали на том, что попытка выдать «Птицу» за произведение искусства просто жульничество. Этот конфликт рельефно подчеркивает трудность оперирования понятием «произведение искусства». Скульптура по традиции считается видом изобразительного искусства. Но степень подобия скульптурного изображения «оригиналу» может варьироваться в очень широких пределах.

 

Вариант  3

а) Некоторые из употребленных в приведенных заданиях понятия многозначны, что ведет к двусмысленности их толкования. Ответьте на вопросы задания и дайте необходимые пояснения к своему ответу.

 – Я навсегда покончил со старым, – сказал своему напарнику матерый уголовник, выходя из квартиры антиквара.

Что сделал этот уголовник?

 – Джексон, что случилось? – спрашивает поручик идущего по двору казармы рядового Джексона с загипсованной рукой.

– Я сломал руку в двух местах, сэр.

– Впредь избегайте этих мест, Джексон.

В чем двусмысленность этого диалога?

 Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

-Спирту! – приказывает он ассистентке.

 Больной, испуганно:

– Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

В чем здесь двусмысленность?

 Врач пациенту:

– Каждое утро вам нужно пить теплую воду за час до завтрака.

Через неделю пациент опять зашел к доктору.

– Как вы себя чувствуете? – спросил врач.

– Хуже некуда.

– А вы строго придерживались моих предписаний и пили каждое, утро теплую воду за час до завтрака?

– Я вовсю пытался это сделать, – отвечал пациент, – но мог пить ее максимум пятнадцать минут.

Что имел в виду врач и как его понял больной?

Проходя мимо аптеки, человек увидел в витрине симпатичный флакон, на котором крупными буквами было написано: «От насморка и кашля – один доллар». Обрадовавшись, он купил заманчивый флакон и отправился домой. Не прошло и суток, как он прибежал назад в аптеку с жалобой, что стал кашлять ещё сильнее, несмотря на то, что выпил целый флакон.

– Выпил! – закричал аптекарь. И вы ещё живы? Да ведь это же специальный состав для пропитки обуви, чтобы она не пропускала влагу!

Какие смыслы можно придать надписи, указанной на флаконе?

Жертву дорожного происшествия доставили в госпиталь! В приемном отделении, записывая его данные, сестра спрашивает:

– Женаты?

– О нет, нет, – вздрагивает пострадавший я попал под автомобиль.

В чем здесь источник непонимания?

 

б) Какие два смысла выражения «то, что хочешь» вступают здесь в конфликт?

Р. М. Смаллиан в книге со своеобразным названием «Как же называется эта книга?» рассказывав историю о двух посетителях ресторана, вкидавших рыбу. Официант принес блюдо с двумя рыбами: одной побольше, другой поменьше. Один из посетителей сказал другому: «Прошу вас. Выбирайте любую, какая вам больше нравится». Сотрапезник поблагодарил за любезность и положил себе на тарелку ту рыбу, которая была побольше. После напряженного молчания первый посетитель замети;!: «Если бы вы предоставили мне право первого выбора, то я взял бы себе ту рыбу, которая поменьше!» – «На что вы, собственно, жалуетесь? – осведомился у него другой посетитель. – Ведь вы получили именно то, что хотели».

 

в) Содержательная ясность какого-то текста определяется тем, насколько ясны входящие в него понятия.

Далее приводится один из средневековых алхимических рецептов получения «философского камня», способного якобы превращать неблагородные металлы в золото. Является ли этот рецепт ясным? Можно ли, следуя ему, осуществлять определенные химические реакции?

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй [нагревай с жидкостью без доведения ее до кипения] этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Непроницаемые тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост, Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и. приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы оп пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

 

Вариант  4

а) В басне Козьмы Пруткова «Чиновник и курица» используется многозначность одного глагола. Какого именно? На какую полезную мораль намекает автор в конце басни?

Чиновник толстенький, не очень молодой,

По улице, с бумагами под мышкой,

Потея и пыхтя и мучимый одышкой,

Бежал рысцой.

На встречных он глядел заботливо и странно,

Хотя не видел никого.

И колыхалася на шее у него,

Как маятник, с короной Анна.

На службу он спешил, твердя себе: «Беги,

Скорей беги! Ты знаешь,

Что экзекутор наш с той и другой ноги

Твои в чулан упрячет сапоги,

Коль ты хотя немножко опоздаешь!»

Он все бежал. Но вот

Вдруг слышит голос из ворот:

«Чиновник! окажи мне дружбу;

Скажи, куда несешься ты?» – «На службу!»

«Зачем не следуешь примеру моему,

Сидеть в спокойствии? признайся напоследок!»

Чиновник, курицу узревши этак

Сидевшую в лукошке, как в дому,

Ей отвечал: «Тебя увидя,

Завидовать тебе не стану я никак;

Несусь я, точно так,

Но двигаюсь вперед; а ты несешься сидя!»

Разумный человек коль баснь сию прочтет,

То, верно, и мораль из оной извлечет.

 

б) Какие два разных смысла имеет в двух разных ситуациях фраза «не может быть»?

Одного человека, никогда не видевшего жирафа, долго уверяли, что у жирафа очень длинная шея. Но человек в это никак не хотел поверить.

– Не может быть, – твердил он. – Никак не может быть. В конце концов его повели в зоопарк, подвели к клетке с жирафом и сказали:

– Ну вот, видишь, какая у него шея? Человек всплесну руками и воскликнул:

– Не может быть!

 

в) Нет ли в приведенном ниже  вопросе ошибки гипостазирования? Можно ли энергии приписывать предметное существование и пытаться указать то место в пространстве, в котором она располагается?

После популярной лекции, прочитанной известным физиком, одна из слушательниц обращается к лектору:

– Господин профессор, если я поняла вас правильно, энергия всегда сохраняется. Но не могли бы вы уточнить, где именно?

 

Вариант  5

а) Какие выражения многозначны в следующих эпизодах?

– Дорогой! – приказывает властная дама своему мужу. – Пойди и отнеси это письмо на почту.

– Но ты же видишь, что дождь льет как из ведра. В так< время даже нашу собаку не выведешь на улицу.

 – А вот собаке там делать нечего!

 

Молодой солдат, приехавший домой в отпуск, рассказывал своим родителям о военной жизни. Вдруг замолк и уставился в окно на четырех девушек, шедших по улице. Мать шепнула отцу: «Смотри, наш мальчик уже вырос. До армии он вовсе не засматривался на девушек».

Их сын внимательно следил за девушками, пока они не исчезли из вида. Затем он повернулся и огорченно сказал:

– Одна из них шла не в ногу.

 

Из разговоров в поезде.

– Вы знаете, у меня жена – ангел!

– Счастливец, а моя еще жива.

 

Жена фермера говорит мужу:

– Дорогой, а ведь завтра двадцать пять лет, как мы с тобой женаты! Не заколоть ли по этому поводу кабанчика?

– Вот еще вздор! Кабанчик-то в чем виноват?

 

Женщина объясняет по телефону своей подруге:

– Ты знаешь, милочка, мне в этот раз очень повезло на охоте. Меня не подстрелили.

 

– Как вам удалось дожить до такого возраста? – спросил репортер жительницу городка, которой исполнился 101 год.

– Это благодаря моему мужу! – ответила долгожительница. – Да, да, благодаря ему, бедному. Он умер, когда ему исполнилось 35 лет...

 

Во время тренировки пожарник Д.Д. Погорелов сорвался с 40-метровой лестницы и упал на бетонную мостовую. Но он остался жив, избежав даже ушибов и царапин. Врач «скорой помощи» высказал предположение, что благополучный исход можно объяснить тем, что Погорелов к моменту падения успел подняться только на вторую ступеньку лестницы.

 

б) Некоторые не совсем серьезные загадки основываются на многозначности. Попробуйте найти ответы на приведенные здесь загадки.

В комнате есть свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжете первым, когда вечером войдете в эту комнату?

У некоего фермера восемь свиней: три розовые, четыре бурые и одна черная. Сколько свиней могут сказать, что в этом небольшом стаде найдется по крайней мере еще одна свинья такой де масти, как и ее собственная?

Действительно ли композитором надо родиться?

Раздается ли какой-нибудь звук при падении дерева в глухом лесу, если поблизости нет ушей, чтобы его слышать?

Три теленка – сколько ног?       

 

в) В одном объявлении было сказано: «Строю козни из материала заказчика». Можно ли козни представлять в качестве особого, обладающего определенными пространственно-временными координатами предмета? Какой смысл надо придать выражению «из материала заказчика», чтобы не было намека на ошибку гипостазирования?

 

Вариант 6

а) В исторических материалах, не включавшихся в собрание сочинений Козьмы Пруткова» есть небольшой рассказ «Ученый на охоте». Сюжет этого рассказа опирается на многозначность одного слова. Какого именно?

«Сказывают, однажды Лефебюр-де-ла-Фурси, французский знаменитый ученый, к исследованию математических истин непрестанно свой ум прилагавший, нежданно тамошним королем, с прочими той страны почетными особами, на охоту приглашен был, и из богатого королевского арсенала добрый мушкет для сего получивши, наравне с другими королю в охоте сопутствовать согласился. Но когда уже оная королевская охота, изрядно утомившись, обратно путь свой к дому направила, то, проезжая мимо славного и широкого каштана, на берегу реки стоящего и в зеркале вод ее, влево от него бегущих, длинные ветви свои живописно отражающего, – добрый сей король знаменитого того математика узрел, у подножия каштана на земле сидящего и тщательно, с превеликим прилежанием, на ладони дробь перетирающего, а мушкет и прочие охотничьи доспехи подалеку от него в стороне лежащие, и крайне сему удивляясь, громко его вопросил: «Что вы делаете, господин Лефебюр-де-ла-Фурси?» На королевский запрос, ни мало не смешавшись, но с видимым отчаянием, ученый тот ответствовал: «Вот уже два часа, государь мой, как тщетно силюсь я привести сию дробь к одному знаменателю!» – Возвратясь домой, король не упустил передать таковой ученого ответ молодым принцессам, дочерям своим, много в тот вечер смеявшимся оному, купно с их приближенными, а в доказательство, однако, сколь ученость должна быть всеми почтенна, тогда же господину Лефебюру-де-ла-Фурси из королевской своей библиотеки особую книгу подарил, под заглавием: «Перевод из нравоучительных рассуждений барона Гольбаха», в нарочито богатом переплете и на пергаменте отпечатанную».

 

б) У Марка Твена есть рассказ, в котором речь идет о бильярде.

«Когда еще я был репортером, я очень любил игру на бильярде, и эта игра окончательно испортила мой характер.

Обычно я выбирал в качестве партнеров простаков, которых достаточно легко было обыграть.

Но однажды в наш город приехал незнакомый человек, и я тут же предложил ему сыграть партию. Он согласился и попросил меня пока гать шар, чтобы увидеть, как я играю. Затем он подумал и сказал:

– Я буду играть с вами левой рукой!

Это высокомерие ужасно задело меня, и я решил хорошенько проучить этого типа.

Но из этого ничего не вышло. Он положил первый шар, а затем один за другим и все остальные, не оставив мне ни малейшего шанса на успех.

Мои полдоллара перекочевали в его карман, а я даже не начал игру.

– Скажите, пожалуйста, почему вы все-таки решили играть со мною левой рукой? Неужели я такой плохой игрок?

А я просто не умею играть правой!»

Почему, собственно, заявление соперника, что он будет играть левой рукой, так задело рассказчика?

 

в) Является ли исчезнувший дом, от которого остались только «дым, объем и запах», таким же домом, как и существовавший когда-то дом? Как понять утверждение о том, что снегопад расступается над тем местом, где раньше стоял дом?

Умирает ли дом, если после него остаются

только дым да объем, только запах бессмертный жилья?

Как его берегут снегопады,

наклоняясь, как прежде, над крышей,

которой давно уже нет,

расступаясь в том месте, где стены стояли…

Умирающий больше похож на себя, чем живущий.\

И. Жданов

 

Вариант  7

а) Известно, что Ф. Шаляпин писал стихи, и они публиковались в сборниках начала века.В 1920 г. в Петрограде Шаляпин присутствовал на премьере оперетты Миллекера «Нищий студент». Спектакль ему понравился и особенно комическая роль Оллендорфа. Федор Иванович предложил ее исполнителю свой текст. Он получил одобрение и с тех пор поется в наших театрах:

Я помню раз во время оно

Бродил я по лесам Цейлона

И как-то утренней зарею

С очковой встретился змеею.

Из пасти высунувши жало,

Она ко мне уж подползала.

И был момент, когда, поверьте,

Я был готов к ужасной смерти.

Но я рассудка не теряю,

Очки в осколки разбиваю.

Ослепла, бедная, понятно,

И с плачем поползла обратно.

Какая именно логическая ошибка обыгрывается в этом тексте Шаляпиным?

 

б) Один член законодательного собрания штата Огайо разработал законопроект, предусматривающий отмену января и февраля и перенесение на лето 59 дней, приходящихся на эти месяцы. Он заявил, что подобный закон позволит, возможно, более успешно бороться с энергетическими затруднениями, ибо в соответствии с ним число холодных дней в году, когда потребности в топливе резко возрастают, уменьшится, а теплых – увеличится.

Какие два смысла можно придать понятию «зимний месяц»?

 

в) В рассказе Т. Толстой «Поэт и муза» одним из действующих лиц оказывается скелет человека – так сказать, абстракций отвлечение от живого человека.

«Гриша замолчал и недели две ходил тихий, и послушный. А потом даже повеселел, пел в ванной, смеялся, только совсем ничего не ел и нее время подходил к зеркалу и себя ощупывал. «Что это ты такой веселый?» – допрашивала Нина. Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом «Захоронению не подлежит». «Что это такое?» – испугалась Нина, И Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты – веселый народ – будут хлопать его по плечу, щелкать по лбу и угощать папироской; вот как он хорошо все придумал.

...И после его смерти она очень переживала, и подруги ей сочувствовали, и на работе ей прощали и пошли навстречу и дали десять дней за свои счет. И когда все процедуры были позади, Нина ездила по гостям и рассказывала, что Гриша теперь стоит во флигельке как учебное пособие, и ему прибили инвентарный номер, и она уже ходила смотреть. Ночью он в шкафу, а так все время с людьми».

Здесь об умершем человеке говорится так, как если бы он был живым, занимал определенное место и общался с другими людьми. Не похоже ли это на гипостазирование?

 

Вариант  8

а) Некоторые из употребленных в приведенных заданиях понятия многозначны, что ведет к двусмысленности их толкования. Ответьте на вопросы задания и дайте необходимые пояснения к своему ответу.

– Ручаюсь, – сказал продавец в зоомагазине, – что этот попугай будет повторять любое услышанное слово.

Обрадованный покупатель приобрел чудо-птицу, но, придя домой, обнаружил, что попугай нем как рыба. Тем не менее продавец не лгал.

Как объяснить кажущееся противоречие?

 

– Тебе повезло на охоте за тиграми?

– О да, страшно повезло! Я не встретил, слава Богу, ни одного тигра.

Какое выражение понимается здесь двояко?

 

Тетушка зашла в магазин купить щенка для своей племянницы – подарок ко дню ее рождения.

– Вы уверены, что вот этот щенок будет подходящим подарком

– Безусловно, – ответил продавец. – Он очень добр и доверчив, ест все подряд и особенно любит детей.

Какой части предложения можно придать два смысла?

 

 – Моему коту досталась сегодня первая премия на выставке птиц.

– Не понимаю, как кот мог получить первую премию на выставке птиц?

– Он съел там призовую канарейку.

Какое выражение является здесь двузначным?

 

Приезжий. Ну что это за комнатушка? Да здесь и кошке негде повернуться!

Хозяин отеля. Не надо волноваться, сэр, в наш отель мы кошек не пускаем.

В чем здесь источник непонимания?

 

Человек заходит к приятелю и видит, что тот играет в шахматы со своей собакой.

– Какая умная собака!

– Чего? Умная? Да я веду со счетом 3:2!

Какое слово понимается здесь по-разному?

 

б) В книге С. Дьюдени «Кентерберийские головоломки» приводится задача «Таинственная веревка» о шуте, попавшем в темницу и ждущем казни:

«Моя темница находилась не ниже рва, а наоборот, в одной из самых верхних частей замка. Дверь была настолько массивной, а замок таким надежным, что не оставляли надежд убежать этим путем. После многодневных тяжких усилий мне удалось выломать одни из прутьев в узком окне. Я мог пролезть в образовавшееся отверстие, но расстояние до земли было таково, что, вздумав спрыгнул., я неминуемо разбился бы насмерть. Тут, к моей великой удаче, в углу темницы я обнаружил забытую кем-то веревку. Однако она оказалась слишком короткой, чтобы безопасно спрыгнуть с ее конца. Тогда я вспомнил, как мудрец из Ирландии удлинял слишком короткое для него одеяло, обрезав ярд снизу и пришив его сверху. Поэтому я поспешил разделить, веревку пополам и снова связать две образовавшиеся части. Она стала тогда достаточно длинной, и я смог спуститься вниз живым и невредимым.

Как это удалось сделать? Двусмысленность какого выражения лежит в основе этого рассказа?

 

в) В сказке Л. Кэрролла об Алисе Черная Королева экзаменует Алису по арифметике:

«- А вот еще пример на вычитание. Отними у собаки кость – что останется?''

Алиса задумалась.

– Кость, конечно, не останется – ведь я ее отняла. И собака тоже не останется – она побежит за мной, чтобы меня укусить... Ну, и я, конечно, тоже не останусь!

– Значит, по-твоему, ничего не останется? – спросила Черная Королева.

– Должно быть, ничего.

– Опять неверно, – сказала Черная Королева. – Останется собачье терпение.

– Не понимаю...

– Это очень просто, – воскликнула Черная Королева. – Собака потеряет терпение, верно?

– Может быть, – отвечала неуверенно Алиса.

– Если она убежит, ее терпение останется, верно? – торжествующе воскликнула Королева.

– А может, оно тоже убежит, только в другую сторону? спросила без тени улыбки Алиса».

Какая семантическая ошибка допускается в ходе этого экза1 мена? Почему, собственно. Черная Королева думает, что он" устраивает экзамен именно по арифметике?

 

Вариант  9

а) В басне Козьмы Пруткова «Помещик и садовник» неверное понимание смысла старого, теперь вышедшего из употребления слова «прозябает» становится причиной непонимания. Какие смыслы  вкладывались в это слово?

Помещику однажды в воскресенье

Поднес презент его сосед.

То было некое растенье,

Какого, кажется, в Европе даже нет.

Помещик посадил его в оранжерею;

Но как он сам не занимался ею

(Он делом занят был другим:

Вязал набрюшники родным),

То раз садовника к себе он призывает

И говорит ему: «Ефим!

Блюди особенно ты за растеньем сим;

Пусть хорошенько прозябает».

Зима настала между тем.

Помещик о своем растенье вспоминает

И так Ефима вопрошает:

«Что? хорошо ль растенье прозябает?»

«Изрядно, – тот в ответ, – прозябло уж совсем!»

Пусть всяк садовника такого нанимает,

Который понимает,

Что значит слово «прозябает»!

 

б) Отрицание истинного предложения является ложным предложением, а отрицание ложного-истинным.

Но вот пример, говорящий как будто, что это не всегда так. Предложение «Это предложение содержит шесть слов» является ложным, поскольку в нем не шесть, а пять слов. Но отрицание «Это предложение не содержит шесть слов» тоже ложно, так  как в нем как раз шесть слов. В чем здесь дело?

 

в) Допустим, кто-то строит такое умозаключение: «Мыть грызет книжку. Мышь-имя существительное. Следовательно, имя существительное грызет книжку». Очевидно, что это умозаключение неправильное. Какая в нем допущена ошибка?

Еще одним примером неправильного умозаключения является умозаключение: «Человек со временем посетит Марс; Иванов – человек; значит, Иванов со временем посетит Марс». Какая ошибка допускается в данном умозаключении?

 

Вариант  10

а) Подчеркните выражения, являющиеся многозначными в следующих примерах:

 Маленькая девочка лижет рукав платья своей тети, пожаловавшей в гости.

– Что ты делаешь, деточка?

– Хочу убедиться, что у тебя действительно безвкусное платье, как сказала мама...

 

– Ах, эти детские мечты. Воплотилась ли хоть одна из них?..

– У меня да. Когда мама причесывала меня, я всегда мечтал, чтобы у меня не было волос.

 

Известного путешественника пригласили в гости.

– Последние три года я жил среди людоедов, – рассказывает он собравшимся.

– Боже мой! – воскликнула хозяйка, – А я приготовила баранину!

 

Разговаривают два холостяка:

– Моющиеся обои, безусловно, отличная штука! Но их так трудно отдирать от стены и запихивать в стиральную машину

 

Как всегда торопясь, девушка наехала на пешехода.

– Ну пот, опять! – кричит пострадавший. – Будьте внимательнее, вы о вчера меня сбили!

– Простите, – лепечет она, – я вас не узнала...

 

– Вам не стыдно попрошайничать прямо на улице?

А что, прикажете открыть для этого контору?

 

– Бедненький, – жалеет старая дама попрошайку, – как это, наверное, ужасно быть хромым. Но возблагодарите Господа, что вы не слепой.

– Да, вы нравы, слепым еще хуже. По себе знаю. Когда я был слепым, каждый норовил подсунуть мне фальшивую монетку. -

 

– Ты почему опоздал в школу?

– Я хотел пойти  на рыбалку, но отец мне не позволил!

– Твой отец правильно поступил. Он, конечно, объяснил тебе, почему ты должен идти в школу, а не ловить рыбу?

– Да, он сказал, что мало червей и на двоих не хватит

 

Мать просит шепотом маленького сына:

– Малыш, твой дедушка очень болен, скажи ему что-нибудь ободряющее. |

Дедушка, – говорит мальчик, – ты хотел бы, чтобы на твоих похоронах играл военный оркестр?

 

б) В сказке Л. Кэрролла об Алисе есть такие стихи:

Я знаю, с ней ты говорил

И с ним, конечно, тоже.

Она сказала: «Очень мил,

Но плавать он не может».

Там побывали та и тот

(Что знают все на свете),

Но если б делу дали ход,

Вы были бы в ответе.

Я дал им три, они нам – пять,

Вы шесть им посулили –

Но все вернулись и нам опять,

Хотя моими были...

Каждое из употребленных здесь слов имеет смысл, но в целом стихотворение бессмысленное или, скорее, наглухо зашифрованное. В чем причина этого?

 

в) Ответом на загадку «Какое слово всегда пишется неправильно?» является слово «неправильно». Какое именно из употреблений данного слова предполагается загадкой?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика