КамчатГТУ, логика (контрольная работа, варианты 16-30)
Узнать стоимость этой работы
15.09.2014, 13:34

Вариант 16

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Адвокат

б) Столица России

в) Спутник Земли

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Человек с сильным характером; Слабохарактерный человек

б) Адвокат; юрист; прокурор; следователь

в) Депутат; Честный депутат; Депутат Государственной Думы

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Домохозяйка – это не профессия.

б) По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков.

4. Определите тип суждения:

а) Сады Семирамиды когда- то существовали.

б) Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

5. Определите вид сложного суждения:

Если разговариваешь с людьми вежливо и мягко, то даже в чужой стране будешь принят как на родной земле.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Нельзя сказать, что данное животное позвоночное, как и нельзя сказать, что данное животное беспозвоночное.

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Поступки многих людей непредсказуемы.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Жуков имеет высшее юридическое образование.

б) Карелия – республика. Карелия является субъектом Российской Федерации.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Всем депутатам важно уметь применять логику в своей законотворческой работе, а этот человек – депутат.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит. И так как мы чужому счастью не завидуем...

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Или по проводнику не идет никакого тока, или амперметр испорчен, или мы неправильно им пользуемся. По проводнику не идет никакого тока.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т. е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Мы можем научиться альтруизму. Исследование телевизионных показов просоциальных образов демонстрирует нам, что средства массовой информации способны научить позитивному поведению. Дети, имеющие перед глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать таким же образом.

Вариант 17

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Преступность

б) известный во всем мире сыщик, живший на Бейкер стрит

в) Товарищ

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Честь; Бесчестье

б) Республика; Федеративная республика; Президентская республика

в) Политическая партия; Массовая партия; Кадровая партия

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Ядовитыми называются растения, которые содержат ядовитые вещества.

б) Знание может быть донаучным, ненаучным и научным.

4. Определите тип суждения:

а) Все студенты ленивы.

б) Зенон Элейский – ученик Парменида.

5. Определите вид сложного суждения:

Легко найдешь человека, который окажет тебе услугу, если будешь ценить тех, кто уже оказал ее.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Генерал преградил своим корпусом дорогу.

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Не всякое преступление совершается с умыслом.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными. Данные суждения не являются противоречивыми.

б) Человек осваивает космическое пространство. Сорокин – человек.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Тот, кто имеет много недостатков, тот легко находит их у других. Некоторые политики легко находят недостатки у других.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Познание делится на научное, донаучное и ненаучное. Мифология – донаучное познание.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Он знает это, потому что если он читал книгу, то в ней об этом факте говорится в предисловии; а если он смотрел фильм, то об этом говорит главный герой фильма; но мы точно знаем, что он прочитал книгу или посмотрел кинофильм.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Если удлинить маятник, то его движение замедлится, удлинить еще – движение замедлится еще более.

Вариант 18

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Верность

б) число

в) Школьник

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Выговор; Замечание

б) Наука; логика; психология

в) Философ; И. Кант; Математик

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Произвол – это отсутствие свободы.

б) Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.

4. Определите тип суждения:

а) Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в экологический кризис.

б) Некоторые производства в нашей стране нуждаются в модернизации в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.

5. Определите вид сложного суждения:

Если ты мудр, не старайся казаться мудрым всегда.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Депутаты должны заботиться о благополучии народа. Поэтому депутатам необходима зарплата в 15000 евро.

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Не все птицы перелетные.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах.

б) Ни одна приятная неожиданность не вызывает у меня досады. Ваш визит – неожиданность.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

П. принадлежит авторское право за выполненный им перевод, так как он является переводчиком.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не был задержан.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными.  Проступок, которые совершил гражданин Сурков, не является ни гражданским, ни дисциплинарным.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если человек мог для него что-нибудь сделать и делал, то он считал его приятным. Если человек ничего для него не делал, то он относил его к неприятным. А так как каждый человек либо мог для него что-нибудь сделать, либо нет, то...

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Если под колокол воздушного насоса поместить живое существо, например, мышь, то оно выживет. Если же оставить те же условия, но выкачать воздух, - гибнет.

Вариант 19

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Невежество

б) Свидетель преступления

в) Следователь прокуратуры

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Зависимое государство; Независимое государство

б) Наказуемое деяние; Преступление; Оскорбление

в) Девиантное поведение; Делинквентное поведение; Конформизм

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Свидетель – лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного или гражданского дела, и вызванное в органы суда для дачи показаний.

б) Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Говорящий много часто ошибается.

б) Среди студентов, к сожалению, встречаются бездельники.

5. Определите вид сложного суждения:

«Всякое применение власти для своей правомерности должно быть выражением народной воли и результатом действительного или молчаливого соглашения» (Ж.-Ж. Руссо)

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

С чувством глубокого разочарования и искреннего восхищения уходит зритель со спектакля «Что ты, девица, пригорюнилась?», из рук вон плохо поставленного в нашем драмтеатре режиссером Неровных со свойственным ему вдохновением и мастерством.

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Время простоя по вине работника оплате не подлежит.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты – отличники.

б) Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Это суждение не общее, следовательно, оно частное.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор заключен не будет.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Митрофанушка рассуждал весьма просто: если к предмету прикладываются, то этот предмет – прилагательное. Если предмет не имеет приложения, тогда это существительное. И так как о каждом предмете достаточно легко сказать «прикладываются» к нему или же нет, то всегда просто было отнести его к прилагательным или существительным.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Джеймс Брайан и Мэри Энн Тест (1967) заметили, что осуществлявшие рождественские покупки в НьюДжерси бросали деньги в банку для пожертвований в пользу армии спасения, если видели, что это делают другие.

Вариант 20

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Беспредел

б) Журнал «Государство и право» за февраль 2008 года

в) Орудие преступления

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Камчатский край; Республика Бурятия

б) аккуратность; неряшливость; неаккуратность

в) Федеративное государство; Унитарное государство; Россия

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Газета – печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

б) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Каждый из родителей старше своих детей.

б) В вестибюле не было ни души.

5. Определите вид сложного суждения:

Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме, он может быть подтвержден документально или нет.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Очень плохи яркие декорации Догадгина, мастера с многолетним опытом театрального художника, сделавшего с душой, но холодновато эту свою музыкальную работу.

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Грабеж есть открытое хищение чужого имущества.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Некоторые студенты – отличники. Сидоров – не отличник.

б) Некоторые врачи – кардиологи. Все присутствующие на совещании – кардиологи.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Это несомненно какая-то кислота, так как именно кислоты оказывают такое действие на металлы.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. Может быть оставлен в силе.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Физика не является прикладной наукой.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Чтобы попасть на этой неделе в Красноярск, надо приобрести билет на самолет или на поезд. Но достать билет на самолет или на поезд не удалось.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное только в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, истощение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выздоравливали, как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора овчины содержит кобальт, а в районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в корм – болезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи животных занимает значительное место.

Вариант 21

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Антифашист

б) Социальная революция

в) Судья

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Обвинительный приговор; Оправдательный приговор

б) Переводчик; Человек знающий иностранный язык; Человек знающий французский язык

в) Летчик; Космонавт; Человек первым вышедший в открытый космос

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Работник – физическое лицо, вступающее в трудовые отношения с работодателем.

б) Политика может быть прогрессивной, консервативной и реакционной.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Никому из сотрудников отдела не было известно, кто станет начальником.

б) Преступника всегда выдает его «почерк».

5. Определите вид сложного суждения:

Если бы К. был преступником, то он в указанную ночь должен был бы быть в доме или в прилегающем к нему парке.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Впервые закон перехода количественных изменений в качественные был сформулирован Гегелем в труде «Наука логики»... Определение закона впервые дано Марксом и Энгльсом. Они научно доказали, что этот закон как общий природы, общества и человеческого мышления» (из ответа на экзамене).

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Все преступления – общественно опасные деяния.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Ни один диктатор не является дантистом. Всех дантистов боятся дети.

б) Любой материальный объект существует благодаря взаимодействию его элементов. Атом – материальный объект.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Выступающий допустил нарушение принципа тождества, так как он произвел подмену понятий.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последний автобус и он уедет без меня. Однако, я не опоздал на последний автобус.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Эта гипотеза доказана.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданин С. не вправе требовать по суду опровержения сведений или порочащих его честь и достоинство, или его репутацию.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо (чугун) вообще не куется. Отсюда делается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудшения ковкости железа.

Вариант 22

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Недееспособность

б) Созвездие «Лира»

в) Добрый человек

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Истец; Ответчик

б) Книга; Учебное пособие; Учебник

в) Задача по логике; Трудная задача; Легкая задача

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

б) Языки делятся на искусственные, естественные и народные.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Ни один закон не может быть гарантом законности.

б) Некоторые студенты нашей группы отлично знают английский язык.

5. Определите вид сложного суждения:

Существительное может быть женского, мужского, среднего, или, наконец, общего рода.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Парламент – это не место для дискуссий!» (бывший спикер Государственной Думы).

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Все студенты нашей группы успевающие.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Любой осужденный имеет право просить о помиловании. Н. – осужденный.

б) Ни один киноактер в нашем доме не проживает. Зотов проживает в нашем доме.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Заключение данного рассуждения следует из посылок с необходимостью, так как это рассуждение является дедуктивным умозаключением.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Кто работает, тот не скучает. Петров много работает.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не было косвенного умысла.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Риск признается обоснованным, если общественно полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественных бедствий. Но риск или признается, или не признается обоснованным.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Называя людей великодушными, можно укрепить ту сторону их Я-образа, которая побуждает к оказанию помощи. После того как несколько жительниц штата Коннектикут сделали благотворительные пожертвования, Роберт Краут сказал каждой из них: «Вы – великодушная личность». Двумя неделями позже те же самые женщины, в отличие от тех, которые не удостоились подобной характеристики, готовы были внести еще больший вклад в другое благотворительное общество».

Вариант 23

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Анархия

б) Ускорение

в) Драматическое произведение

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Истина; Заблуждение

б) Кошка; Домашнее животное; Животное семейства кошачьих

в) Материализм; Исторический материализм; Диалектический материализм

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

б) Проступки бывают дисциплинарные, административные и аморальные.

 4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Бедность не порок.

б) Никто не имеет права нарушать законы.

5. Определите вид сложного суждения:

Он очень любит охоту, бридж и биллиард, поэтому можно сказать, что он азартен.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Объявление:

«Прием шкурок производится

от кротов – с 10 до 14-ти

от кроликов – с 15 до 17-ти

от прочих граждан – с 18 до закрытия магазина»

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Некоторые сделки являются односторонними.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние.

б) Ни один эгоист не нравится окружающим. Все обязательные люди окружающим нравятся.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Всем учителям важно уметь применять логику в своей деятельности, а этот человек – учитель.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Не могут служить доказательством фактические данные, сообщенные свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

По физическим характеристикам планеты Солнечной системы делятся на планеты земного типа и планеты-гиганты. Юпитер не относится к планетам земного типа.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Теоретические модели будущего Вселенной делятся на «закрытые» и «открытые». Если модель «закрытая», то в будущем расширение Вселенной сменится ее сжатием. По гипотезе «открытой модели» космическая эволюция приведет к «тепловой смерти» Вселенной.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Затем на складе работали Иванов, Яковлев и Павлов. Недостачи продолжались. Предположили, что кражи совершает Иванов.

Вариант 24

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Антиквар

б) Соучастник кражи

в) Руководитель

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Действие; Бездействие

б) Флаг; Символ; Государственный флаг

в) Автомобиль; Транспортное средство; Самолет

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Инсинуация – клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

б) Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Ни один человек не безупречен.

б) Не все геометрические фигуры являются правильными.

5. Определите вид сложного суждения:

Если вы страдаете бессонницей, не старайтесь заснуть, а лучше встаньте, займитесь каким-либо делом и делайте его до тех пор, пока не почувствуете сонливость.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Советский лозунг, висевший в цеху завода:

«Получай Родина серную кислоту!»

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Не все рефлексы животных являются безусловными.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Все актеры тщеславны. Любой тщеславный человек стремится к успеху.

б) Всякая ложь – это умышленное искажение истины. Клевета – тоже умышленное искажение истины.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Конференция прошла успешно, следовательно, она была хорошо организована.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Н. не будет чемпионом, если он не выиграет эту партию в шахматы. Н. выиграл эту партию.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев – охранник в супермаркете» – простое суждение.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Из простого категорического силлогизма заключение с необходимостью не следует, если нарушены его общие правила или правила фигуры. В данном силлогизме заключение следует с необходимостью.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Филипп Раштон и Энн Кампбелл (1977) обратили внимание на то, что взрослые британцы обычно не расположены безвозмездно сдавать кровь, если только к ним не обратились с просьбой, после того как они наблюдали согласие сообщника экспериментатора сдать кровь.

Вариант 25

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Нейтралитет

б) Живущий не по средствам

в) Белый цвет

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Древняя цивилизация; Цивилизация

б) Квадрат; Куб; Геометрическая фигура

в) Лыжи; Беговые лыжи; Горные лыжи

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.

б) К приемам, заменяющим определение, относятся характеристика и сравнение.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Ваша версия не подтверждается фактами.

б) Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются действительными.

5. Определите вид сложного суждения:

Для того чтобы купить билеты в театр, ему пришлось выстоять большую очередь и потратить изрядную сумму из своей стипендии, но это его нисколько не огорчило.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Америка – великая страна! Ибо только великая страна могла отправить луноход на Марс!» (бывший Президент США Дж. Буш).

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Совершеннолетние имеются право голоса.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Все математики древности были философами. Пифагор – древнегреческий математик.

б) Некоторые студенты прилежны. Среди прилежных учеников есть отличники.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Все хорошие студенты усердно готовятся к экзаменам. Поэтому он – хороший студент.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если два числа равны друг другу, то их квадраты также равны. Квадраты этих чисел не равны друг другу.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Каждое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Так как суждение «Аристотель – древнегреческий философ» не является ложным, значит...

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, он тоже способен овладеть этой наукой. Известно, что Н. упорен в достижении поставленной цели и имеет склонность к строгому абстрактному мышлени.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Там,где плотность населения незначительна, при прочих равных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства.

Вариант 26

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Работодатель

б) Химический элемент

в) Опасность

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Обвиняемый преданный суду; Подсудимый

б) Февраль; Сентябрь; Зимний месяц

в) Деревня; Населенный пункт; Поселок городского типа

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы.

б) Видами наказания в уголовном праве являются обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы и пожизненное лишение свободы.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Всякая вещь хороша на своем месте.

б) Не всякое предложение – суждение.

5. Определите вид сложного суждения:

Он очень любил готовить, поэтому часто покупал книги по кулинарии и переписывал рецепты.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«То, что ты не терял, у тебя есть. Рога ты не терял, значит они у тебя есть!»

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Все свидетельские показания подтвердились.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. Руководителю нашего отдела всегда некогда.

б) Неразумный человек способен увлечься любым учением. Этот человек – вполне разумен.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Все львы – хищники, следовательно, морские львы – тоже хищники.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если суждение является отрицательным, то оно или обращается просто, или не обращается вовсе. Данное суждение обращается просто.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Так как в ходе следствия точно установлено, что преступление мог совершить только один из подозреваемых: Клюкин или Ефимов, а также то, что Клюкин имеет убедительное алиби, то обвинение было предъявлено...

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает внимания. Если наука упражняет умственные способности, то она заслуживает внимания. Но каждая наука сообщает полезные факты или упражняет умственные способности.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

Вариант 27

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Истец

б) Автомобиль

в) Верхний этаж

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Гражданское право; право

б) Карандаш; Простой карандаш; Пишущее средство

в) Ловкость; Хитрость; Коварство

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Сепаратизм – политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

б) Республики делятся на парламентские, президентские и унитарные.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Некоторые города – столицы Европы.

б) В любой библиотеке есть книги, которые редко читают.

5. Определите вид сложного суждения:

Сделки могут быть реальными и консенсуальными, а также устными и письменными.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Только у нас имеются в наличии дикорастущие сухофрукты!»

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Всякое суждение выражается в предложении.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Всякое хищение – это умышленное преступление. Кража – тайное хищение имущества.

б) Все студенты – учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Натрий не тонет в воде; следовательно, не все металлы тонут в воде.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если верна пословица «курить – здоровью вредить», то мне нужно срочно бросать курение. Но некоторые курят без вреда здоровью.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгарания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни самовозгарания.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если вы будете говорить правду, люди проклянут вас, а если будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете говорить правду или лгать.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

Вариант 28

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Усыновитель

б) Нечетное число

в) Отрицательное число

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Договор; Сделка

б) Офицер; Капитан; Спортсмен

в) Отрасль права; Гражданское право; Трудовой кодекс

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Проступок – противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

б) К фундаментальным наукам относятся математика, физика, механика, астрофизика, социология.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями.

б) Все свидетели дают правдивые показания.

5. Определите вид сложного суждения:

Если я подготовлюсь к экзамену, то я его сдам на «хорошо» или «отлично».

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле! (из репортажа)

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Некоторые преступления относятся к особо тяжким.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один студент не имеет высшего образования.

б) Некоторые учебники имеют схемы и графики. Ни одна книга, имеющая схемы и графики, мне не интересна.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Физика имеет большое практическое значение. Следовательно, оптика имеет большое практическое значение.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Курить – здоровью вредить. Он не вредит своему здоровью.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Автором этого рисунка мог быть Леонардо да Винчи или кто-то из его учеников. Экспертиза показала, что Леонардо да Винчи не является автором рисунка.

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Если Н. серьезный политик, он не будет делать таких заявлений. А если у него есть программа, то он должен ее изложить. Н. сделал такое заявление и не изложил свою программу.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса.

Вариант 29

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Амнистия

б) Присяжный заседатель

в) Квадратный круг

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред; Потерпевший

б) Тополь; Вечнозеленое дерево; Сосна

в) Фокусник; Факир; Иллюзионист

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Разбой – открытое хищение чужого имущества.

б) Существуют дневная, вечерняя и заочная формы обучения в вузах.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Некоторые писатели – драматурги.

б) Некоторые книги имеют очень хорошие иллюстрации.

5. Определите вид сложного суждения:

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (И.А. Крылов).

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости закона» (из протокола товарищеского суда).

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков).

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Не всякий, кто умеет читать, может написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу.

б) Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы – секретари.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

У него нет температуры, значит, он не болен.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Силлогизм не будет правильным, если в нем нарушены специальные правила фигур. Данный силлогизм неправилен.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Заведующий кафедрой может быть доктором наук или доцентом. Так как заведующий данной кафедры не является доктором наук...

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных статьями 15 и 16 Кодекса о браке и семье, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак), но в этом случае или нарушены условия, установленные статьями 15, 16 Кодекса о браке и семье, или брак зарегистрирован без намерения создать семью.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит воздух является необходимым условием горения.

Вариант 30

1. Определите вид понятия по объему, характеру признаков и типу обобщаемых предметов

а) Взяткодатель

б) Неосторожность

в) Организованная преступная группировка

2. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи кругов Эйлера

а) Унитарное государство; Федеративное государство

б) Человек совершивший преступление; Человек виновный в преступлении; Преступник

в) Студент изучающий экономические дисциплины; Студент изучающий правовые дисциплины

3. Какая из операций произведена с понятием. Определите соответствие операции правилам. Если нарушены правила, то укажите какие правила нарушены.

а) Фреска – живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

б) Сделки могут быть односторонними, двухсторонними или многосторонними.

4. Определите тип простого суждения, приведенного ниже:

а) Любой персональный компьютер имеет оперативную память.

б) Все головоломки имеют решения.

5. Определите вид сложного суждения:

Так как мы договорились заранее и установили жесткие условия, то не представляется никакой возможности не прибыть к месту дуэли или же что-либо изменить.

6. Соблюдены ли законы правильного мышления в следующих примерах:

«Шофер Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола)

7. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление предикату.

Большинство студентов нашего факультета успешно сдали сессию.

8. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.

а) Все ананасы приятны на вкус. Картошка – не ананас.

б) Некоторые студенты живут в общежитии. Воронин живет в общежитии.

9. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

Эти прямые не пересекаются, так как они параллельны друг другу.

10. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Если крайний термин не распределен в посылке, то он не должен быть распределен в заключении. В данном силлогизме термин распределен в заключении.

11. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.

Так как понятие может быть абстрактным или конкретным, то, зная, что понятие «Отечество» является конкретным, можно сделать вывод...

12. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.

Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным.

13. Проанализируйте предложенное умозаключение. Какой метод установления причинно-следственных связей использован.

Зная, что каждый химический элемент имеет особый, отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел какие-то светлые линии, которых он никогда не наблюдал прежде и которых, как он знал, не давали ни поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и наконец выделил из нее два новых щелочных вещества.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика