Общая информация » Каталог студенческих работ » МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ » НГТУ, стратегический менеджмент |
25.10.2013, 17:46 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ Получить практические навыки проведения совместного анализа внешней и внутренней среды предприятия (на примере SWOT-анализа), по результатам анализа разработать стратегические направления деятельности предприятия. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Оценить корпоративный профиль моделируемого предприятия, оценив степень воплощения и важности отдельных сильных и слабых сторон и рассчитав интегральный коэффициент. 2. Заполнить матрицу первичного стратегического анализа. Матрица первичного стратегического анализа предназначена для сопоставления сильных и слабых сторон моделируемого предприятия с возможностями и угрозами внешней среды. При этом необходимо ответить на следующие вопросы: v какие сильные стороны позволят предприятию реализовать возможности; v какие сильные стороны предприятия позволят избежать негативного воздействия угроз или сгладят его; v какие слабые стороны предприятия не позволят реализовать возможности или станут существенным препятствием; v какие слабые стороны предприятия усугубят негативное воздействие угроз. 3. Разработать матрицу возможностей и матрицу угроз, оценив силу воздействия возможностей и угроз на деятельность предприятия,
4. Выявить 2-3 наиболее перспективные возможности, обосновать их значимость для дальнейших разработок. Указанные возможности могут быть положены в основу разработки стратегии предприятия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ Студенты формируют окончательный перечень сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. Важно проверить его на непротиворечивость, поскольку рассматриваемое моделируемое предприятие объект – не реальный. SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса, определении возможностей развития и достижения миссии предприятия в сложившихся рыночных условиях. 1. Оценка корпоративного профиля предприятия Первый этап SWOT-анализа заключается в исследовании предприятия, его внутренней среды и характеристик, описывающих функционирование компании на рынке. Основой для оценки сильных и слабых сторон предприятия является анализ корпоративного профиля. Корпоративный профиль – это совокупность характеристик предприятия, многоаспектно описывающих его деятельность, ресурсы, компетенции и прочее. Оценки воплощения характеристик даются по 10-балльной системе (при этом оценка слабостей дается с отрицательным знаком, оценка сильных сторон – с положительным знаком). По каждой из характеристик корпоративного профиля предприятия указывается весовой коэффициент, определяющий ее важность для формирования конкурентоспособности предприятия (вес задается в пределах от 0 (совершенно неважно) до 1 (абсолютно важно)). На основе параметров «Оценка воплощения характеристик» (ОСh) и «Оценка важности характеристик» (ОV) определяется ранг каждой характеристики: . Ранг характеристики корпоративного профиля позволяет определить ее вклад в формирование конкурентоспособности предприятия с учетом значимости этой характеристики. В заключение первого этапа SWOT-анализа проводится интегральная оценка корпоративного профиля предприятия, исходя из его сил и слабостей: . Если оценка корпоративного профиля OK отрицательна, то на предприятии преобладают слабости, положительна – преобладают
На основе результатов анализа микросреды и внутренней среды предприятия студенты должны определить сильные и слабые стороны, структурированные по основным типам входов деловых процессов предприятия. Фрагмент оценки корпоративного профиля представлен в приложении 4.1. В зависимости от оценок воплощения и оценок важности характеристики корпоративного профиля могут быть разделены на четыре группы (рис. 4.1): · «высокоценные активы компании» – сильные стороны предприятия, характеризующиеся большой важностью для обеспечения успешности деятельности предприятия на рынке и значительным воплощением (правый верхний квадрант); · «бесполезные усилия» – сильные стороны предприятия, характеризующиеся высокой степенью воплощения, но недостаточно важные для обеспечения успеха предприятия на рынке (правый нижний квадрант); · «проблемы, требующие решения» – слабые стороны предприятия, отсутствие которых могло бы положительно сказаться на конкурентоспособности предприятия на рынке (левый верхний квадрант); · «балласт» – слабые стороны предприятия, не играющие большой роли в обеспечении конкурентоспособности предприятия (левый нижний квадрант). Данный метод носит название анализа закрепления (один из методов BZB-анализа). Пользуясь анализом закрепления, студентам необходимо определить, в какую группу попадают силы и слабости предприятия, и выявить, каким характеристикам корпоративного профиля нужно уделить первостепенное внимание. Рис.4.1. Анализ закрепления сильных и слабых сторон предприятия по кадровым ресурсам На основании построенных графиков закрепления студенты должны сделать вывод о наиболее сильных сторонах деятельности предприятия, которые могут быть положены в основу разработки стратегии развития, и слабых сторонах, требующих немедленного устранения. 2. Разработка матрицы первичного стратегического анализа Второй этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами предприятия. На этом этапе строится так называемая «сопоставительная матрица» (в разных источниках она представлена по-разному), основной смысл которой состоит в выявлении: · позволяют ли сильные стороны воспользоваться открывающимися возможностями с выгодой для предприятия (сильные стороны – возможности), · насколько слабые стороны «тормозят» развитие предприятия и не дают возможности использовать благоприятную ситуацию (слабые стороны – возможности), · способствуют ли сильные стороны защите от внешних угроз (сильные стороны – угрозы), · насколько слабые стороны делают предприятие уязвимым для внешнего неблагоприятного воздействия (слабые стороны – угрозы). Схема сопоставительной матрицы SWOT-анализа представлена в табл. 4.1. Таблица 4.1 Сопоставительная матрица SWOT-анализа
Окончание табл. 4.1
На основании результатов первичного стратегического анализа студенты должны сделать выводы. 3. Разработка матриц возможностей и угроз Для исследования принимаются возможности и угрозы, способные оказать наибольшее влияние на деятельность предприятия (см. табл. 3.6). Необходимо составить матрицы возможностей и угроз, примеры которых представлены в табл. 4.2 и 4.3. Таблица 4.2 Матрица возможностей предприятия
Окончание табл. 4.2
Таблица 4.3 Матрица угроз предприятия
Для дальнейшего анализа выбираются возможности и угрозы, появление которых наиболее вероятно. Для долгосрочного периода порог вероятности принимаем на уровне 50 %. 4. Выбор наиболее перспективных возможностей предприятия В основу разрабатываемой стратегии предприятия закладываются возможности, возникновение которых окажет наиболее существенное влияние на деятельность предприятия и вероятность возникновения которых достаточно высока. При этом моделируемое предприятие должно иметь как можно более полный перечень компетенций (сильных сторон), позволяющих реализовать представившиеся возможности (аналогично и перечень слабых сторон в отношении наиболее перспективных возможностей должен быть ограниченным). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||