МосУ МВД, политология (контрольная работа, г.Москва)
Узнать стоимость этой работы
09.09.2014, 09:37

Выбор конкретного варианта темы осуществляется слушателями на основании совпадения номера варианта темы контрольной работы с двумя последними цифрами порядкового номера зачётной книжки обучаемого, при этом, если номер зачётной книжки заканчивается двумя последними цифрами в интервале от 51 до 100, то выбор темы осуществляется по следующей схеме: слушатель с номером зачётной книжки, оканчивающимся цифрами 51 пишет вариант № 1, 52 – № 2, 53 – № 3 и т.д. Слушатели, номера зачётных книжек которых заканчиваются двумя или тремя нулями, пишут вариант № 50. Для лучшего понимания этого принципа выбора темы предлагается таблица соответствия двух последних цифр порядковых номеров зачётных книжек (от 01 до 100) номерам вариантов тем:

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 1-10)

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

№ варианта темы к.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 11-20)

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

№ варианта темы к.р.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 21-30)

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

№ варианта темы к.р.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 31-40)

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

№ варианта темы к.р.

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 41-50)

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

№ варианта темы к.р.

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 51-60)

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

№ варианта темы к.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 61-70)

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

№ варианта темы к.р.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 71-80)

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

№ варианта темы к.р.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 81-90)

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

№ варианта темы к.р.

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Последние две цифры порядкового номера зачётной книжки (в интервале 91-100)

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

№ варианта темы к.р.

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Вариант 1

Политология как наука и учебная дисциплина

Вопрос 1. Обьект и предмет политологии. Соотношение политологии с другими гуманитарными науками.

Вопрос 2. Функции и методы политологии.

Вопрос 3. Особенности политического знания. Методы исследования в политологии.

Проблемное задание. Известный европейский и отечественный мыслитель XVII века Юрий Крижанич в своём главном труде «Политика» писал: «Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика, или королевская мудрость. И из всех иных наук она наиболее пристойна королям и их советникам». Согласны ли Вы с тем, что Крижанич ограничил круг потребителей и носителей политических знаний «королями и их советниками», то есть профессиональными политиками? Нужны ли политические знания рядовому, «неполитизированному» члену общества? В чём состоит значение изучения политологии для формирования личности сотрудника органов внутренних дел, его гражданских качеств и политической культуры? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 2

Политическая мысль дохристианского мира

Вопрос 1. Учения о политике Конфуция и легистов.

Вопрос 2. Проблемы политики в концепциях Платона и Аристотеля.

Вопрос 3. Политические воззрения Цицерона.

Проблемное задание. В определении оптимальной формы правления Аристотель исходил из анализа опыта функционирования политических режимов 158 городов-полисов. Он выявил положительные и отрицательные черты в каждом режиме. Его типология политических режимов основана на двух критериях: количественном (количество правящих) и качественном (в чьих интересах осуществляется правление). Три чистые и совершенные формы правления составляют монархия, аристократия и полития, целью властвования которых является служение общему благу; они противостоят трем несовершенным режимам — тирании, олигархии и демократии, в которых власть преследует реализацию частных интересов. Исходя из данной классификации, попытайтесь представить, как бы определил Аристотель политический режим современной России? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 3

Политические концепции западноевропейского христианства

Вопрос 1. Политические учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Политические теория католицизма.

Вопрос 2. Политическая мысль эпохи Реформации. Политические теории в протестантизме.

Вопрос 3. Современные концепции «христианской демократии» и «христианского социализма».

Проблемное задание. Один из идеологов «теологии освобождения» – профессор теологии католического университета города Лима, перуанский священник Гутьерес писал, что отрицание классовой борьбы равносильно поддержке власть имущих, а любые попытки уклониться от такой борьбы являются самой большой изменой Богу. Как к подобной точке зрения относится Ватикан? Как Вы сами относитесь к участию религиозных деятелей в политической борьбе? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 4

Политические идеи Древней Руси и русского централизованного государства в XIXVII вв.

Вопрос 1. Развитие русской политической мысли в XI – XIV вв.

Вопрос 2. Политическая мысль России XV – XVI вв.

Вопрос 3. Политическая мысль России XVII в.

Проблемное задание. Русскому историку Василию Осиповичу Ключевскому принадлежит следующее высказывание: «Политика должна быть не более и не менее, как прикладной историей. Теперь она не более, как отрицание истории и не менее, как её искажение». Как следует понимать указанную мысль Ключевского? Какие факты искажения исторических событий в угоду политической конъюнктуре Вы можете привести? Как Вы думаете, какие цели преследуют политики и идеологи, искажающие прошлое? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 5

Основные черты мусульманской политической доктрины

Вопрос 1. Проблемы политики и государства в средневековой мусульманской философии.

Вопрос 2. Политические воззрения исламских реформаторов конца XIX – начала ХХ вв.

Вопрос 3. Исламизм в современной политической жизни.

Проблемное задание. Сравните типы политических систем Иордании, Саудовской Аравии, Сирии и Ирана. Какими общими чертами они обладают? Чем объясняются различия? Имеется ли взаимосвязь между религиозными убеждениями большинства населения вышеуказанных стран и особенностями их политического устройства? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 6

Основные черты западноевропейской политической мысли эпохи Возрождения

Вопрос 1. Никколо Макиавелли – основатель новой науки о политике.

Вопрос 2. Учение о государстве Жана Бодена.

Вопрос 3. Зарождение идеологии утопического социализма.

Проблемное задание. Наш соотечественник, философ Александр Зиновьев в своей работе «Запад. Феномен западнизма» написал буквально следующее: «Хотя существует особая профессия, называемая политологией, никакой более или менее полной и систематизированной науки о законах политической деятельности не существует. Этому есть объяснение. Если бы такая наука была создана и стала общедоступной, то она выглядела бы в глазах обывателей как нечто аморальное, циничное, грязное, преступное, а люди в сфере политики выглядели бы как негодяи, лжецы, насильники, изверги, кретины, жулики. Все знают, что это представление близко к истине, но все делают вид, будто такие явления суть редкие исключения, будто политики действуют тоже в рамках правил морали. И хотя науки о фактических (а не воображаемых) правилах политики нет, начинающие политики быстро усваивают их из самых различных источников или заново открывают их сами. Это тоже отчасти объясняет то, что особая наука тут вообще не требуется. Отдельные кусочки ее фиксируются лишь в порядке исключения, да и то с дурной репутацией, как это произошло с сочинениями Макиавелли и анонимным сочинением "Сионские протоколы"». Как Вы можете прокомментировать указанную точку зрения? Согласны ли Вы с Зиновьевым? Является ли Никколо Макиавелли популяризатором политического аморализма? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 7

Политические учения в период утверждения и развития западноевропейского капитализма

Вопрос 1. Основные черты и ведущие тенденции развития западноевропейской политической мысли в XVII – начале XIX вв.

Вопрос 2. Теоретическое обоснование террора как средства политической борьбы идеологами Великой Французской революции.

Вопрос 3. Развитие идей утопического социализма в западной Европе.

Проблемное задание. В чем, на ваш взгляд, различия в определении природы государства у английского философа и социолога Иеремии Бентама и немецкого философа Иммануила Канта:

а) цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности: «Интересы отдельных лиц — суть единственно реальные интересы. Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества» (И. Бентам);

б) цель государства – подчинение интересов отдельной личности общей воле: «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?

 

Вариант 8

Основные этапы развития и становления политической мысли в России конца XVII начала ХХ вв.

Вопрос 1. Ведущие тенденции развития политической мысли России конца XVII начала ХХ вв.

Вопрос 2. Политическая программа декабристов.

Вопрос 3. Возникновение и развитие русской революционной демократии.

Проблемное задание. Известный русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если, встречая их в памятниках определённого времени, будем понимать их в современном смысле. Это в полной мере относится и к пониманию термина «политика». Как Вы можете прокомментировать указанную мысль Ключевского?

 

Вариант 9

Консерватизм в истории западноевропейской политической мысли

Вопрос 1. Основные этапы развития консерватизма и их характеристика.

Вопрос 2. Особенности консервативной идеологии.

Вопрос 3. Новейшие течения консерватизма. Неоконсерватизм.

Проблемное задание. Всегда ли плохо быть консерватором? Каковы положительные моменты консервативной идеологии? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 10

Общая характеристика либеральной идеологии

Вопрос 1. Основные положения классического либерализма.

Вопрос 2. Идеология «социального» либерализма (неолиберализм).

Вопрос 3. Эволюция либеральной идеологии в XXI веке.

Проблемное задание. Как Вы думаете, почему в современной России слово термин «либерализм» приобрёл негативный оттенок и в массовом сознании ассоциируется с попустительством, разгильдяйством, распущенностью и вседозволенностью? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 11

Марксистское учение о политике и государстве

Вопрос 1. Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания политики.

Вопрос 2. Марксистское учение о государстве и классовом содержании политики.

Вопрос 3. Марксизм о политическом отчуждении и путях его преодоления.

Проблемное задание. Вопрос о судьбе государства в обществе будущего является до сих пор одним из самых запутанных в политической доктрине марксизма. «С политической точки зрения, - писал Карл Маркс, - государство и устройство общества – не две разные вещи. Государство есть устройство общества». Как бы Вы прокомментировали указанную мысль Маркса? Является ли государство неотъемлемой частью любого общественного устройства или представляет собой нечто исторически преходящее, потребность в чём на новой ступени исторического развития человечества когда-нибудь отпадёт? Каково Ваше отношение к указанной точке зрения? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 12

Современная западноевропейская социал-демократия

Вопрос 1. Идейные истоки социал-демократии.

Вопрос 2. Социальная сущность современного социал-демократизма.

Вопрос 3. Концепция демократического социализма.

Проблемное задание. Русский философ Николай Александрович Бердяев в своей книге «Истоки русского коммунизма» писал: «Движение к социализму – к социализму, понимаемому в широком, не доктринёрском смысле – есть мировое явление». Согласны ли Вы с этим тезисом? Если «да», то каково, по Вашему мнению, содержание и формы этого процесса, если «нет», то почему? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 13.

Идейно-политическая доктрина большевизма.

Вопрос 1. Ленинское учение о политике.

Вопрос 2. Революционный радикализм и идея перманентной революции Льва Давидовича Троцкого.

Вопрос 3. Политические взгляды Иосифа Виссарионовича Сталина.

Проблемное задание. Анализируя опыт революций прошлого, Владимир Ильич Ленин отмечал, что им предшествовали социально-политические кризисы общенационального масштаба. Их наиболее существенными признаками являются кризис власти и подъем массовых движений протеста. Можно ли считать эти признаки политического кризиса актуальными сегодня для политической жизни Российской Федерации? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 14

Возникновение и развитие современной политологии

Вопрос 1. Зарождение политологии как самостоятельной отрасли научного знания в конце XIX – начале ХХ века.

Вопрос 2. Основные школы, концепции и течения современной западной политологии.

Вопрос 3. Современная политическая наука в России.

Проблемное задание. Существует несколько точек зрения относительно роли политолога-ученого по отношению к механизму осуществления власти. Согласно первой модели, место политика-практика должен занимать специалист-эксперт, политолог. Этот ученый и будет, располагая необходимыми знаниями, принимать участие в политических решениях. С точки зрения других, более приемлема «консультативная модель» — научная экспертиза политологов принимается к сведению и учитывается лишь в форме отдельных рекомендаций. Что касается третьей точки зрения, так называемой «прагматической модели», то она обосновывает не распределение функций политиков-практиков и политиков-теоретиков, а тесную взаимосвязь между ними в их деятельности. Какая модель, с Вашей точки зрения, предпочтительнее и почему?

 

Вариант 15

Политика и её роль в развитии общества

Вопрос 1. Происхождение и природа политики.

Вопрос 2. Структура и функции политики.

Вопрос 3. Границы политики в обществе.

Проблемное задание. Какая из трёх точек зрения, на Ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики:

а) корни политики — в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве;

б) возникновение политики является следствием врожденной глупости человека. По замечанию нидерландского философа-гуманиста, писателя и богослова, автора известнейшего произведения «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469—1536), «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд»;

в) политика является результатом разделения общества на классы и служит поддержанию господства одного из них (класса богатых) над другим (классом бедных). Поэтому, по определению В.И. Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».

Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 16

Политические отношения

Вопрос 1. Место, система и роль политических отношений в системе общественных отношений.

Вопрос 2. Содержание и форма политических отношений.

Вопрос 3. Типология политических отношений.

Проблемное задание. Нередко политику определяют как специфическую форму деятельности, связанную с принятием решений на правительственном уровне. При этом она никаким образом не ассоциируется с функционированием личности, семьи, с повседневной жизнью. Политологи же утверждают, что политика тесно ассоциирована со всеми частными сферами человеческой деятельности. В чем проявляется эта взаимосвязь? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 17

Политическая власть

Вопрос 1. Сущность, принципы и основные признаки политической власти.

Вопрос 2. Институты власти. Ресурсы власти, их типология и характеристика.

Вопрос 3. Основные исторические типы государственной власти. Принцип разделения властей.

Проблемное задание. Природа власти всегда неуловима. Это позволило Морису Дюверже сравнить власть с двуликим Янусом: «Изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. С одной стороны, это инструмент господства одних групп над другими, используемый первыми к их выгоде и в ущерб вторым, и, с другой стороны, способ сохранять некоторый социальный порядок, некоторую интеграцию всех в коллектив для всеобщего блага. Пропорция одной и другой сторон очень разнообразна, исходя из эпох, условий и стран, но эти две стороны власти сосуществуют всегда». Как вы думаете, в чем причина двойственности власти? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 18

Политическая система общества

Вопрос 1. Сущность, структура и функции политической системы общества.

Вопрос 2. Типологизация политических систем.

Вопрос 3. Особенности политической системы современного российского общества.

Проблемное задание. Чем, на Ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Приведите конкретные примеры стран с тем или иным типом политической системы.

 

Вариант 19

Политический режим

Вопрос 1. Понятие политического режима, его роль в функционировании политической системы общества.

Вопрос 2. Основные виды политических режимов и их типологическая характеристика.

Вопрос 3. Тенденции развития политических режимов в современном мире.

Проблемное задание. Какие факторы, по Вашему мнению, объективно влияют на установление того или иного типа политического режима в каждой конкретной стране? Когда-то французский философ Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 20

Общая характеристика тоталитаризма

Вопрос 1. Понятие и предпосылки тоталитаризма.

Вопрос 2. Экономические, социальные и духовные черты тоталитаризма. Разновидности тоталитарных режимов.

Вопрос 3. Сила и слабость тоталитаризма.

Проблемное задание. Рассуждая с точки зрения формальной логики можно считать, что концентрация политической власти и ее способность к широкому контролю над процессами общественной жизни должны способствовать ее усилению. Вместе с тем, попытки установить 100% контроль над абсолютно всем и вся ведут к такой потере контроля, по сравнению с которой любая анархия покажется воплощением порядка. Почему, как Вы думаете, монополизация власти не приводит к ее эффективности? В какой степени нужно учитывать факторы самоорганизации общественного организма?

 

Вариант 21

Авторитаризм

Вопрос 1. Отличительные черты авторитаризма.

Вопрос 2. Реформаторские возможности авторитаризма.

Вопрос 3. Современные авторитарные режимы.

Проблемное задание. Авторитаризм, как известно, связан с ограничением политической свободы общества. Как вы думаете, должна ли политика иметь границы? Следует ли вовлекать в нее население? Согласны ли вы с точкой зрения современного русского писателя Александра Исаевича Солженицына, который утверждал: «Политическая жизнь — совсем не главный вид жизнедеятельности человека... Чем размашистей идет в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав, человек нуждается в том, чтобы отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств»? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 22

Проблемы демократии в современной политической жизни

Вопрос 1. Понятие и исторические формы демократии.

Вопрос 2. Теории демократии.

Вопрос 3. Развитие демократии и проблема политического равенства.

Проблемное задание. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано шестнадцатым президентом США Авраамом Линкольном (1809—1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле Линкольна? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 23

Государство и гражданское общество

Вопрос 1. Понятие и исторические типы государства.

Вопрос 2. Формы правления и государственного устройства.

Вопрос 3. Гражданское общество и основные условия его существования.

Проблемное задание. Априори принято считать, что республиканская форма правления более демократична, чем монархическая. Англия является конституционной монархией, гитлеровская Германия была республикой. Чем определяется уровень демократичности этих стран: формой правления или типом политического режима? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 24

Правовое государство

Вопрос 1. Понятие правового государства в современной политологии, его соотношение с понятием полицейского государства.

Вопрос 2. Правовое и социальное государство: общие и отличительные признаки.

Вопрос 3. Основные принципы правового государства в современной России.

Проблемное задание. Как известно, в основе теории правового государства лежит принцип «checks and balances» (сдержек и противовесов), согласно которому распределение власти внутри системы должно быть примерно одинаковым, т. е. уравновешенным. Разные типы власти взаимно сдерживаются, и таким образом предотвращается злоупотребление государственной властью. В настоящий момент в структуре государственной власти в Российской Федерации налицо доминирование исполнительных органов власти. Подумайте, какими образом может быть осуществлен вышеуказанный принцип применительно к верховным органам государственной власти России?

 

Вариант 25

Государственное управление

Вопрос 1. Аппарат государственного управления, его система и структура, формы и методы работы.

Вопрос 2. Роль бюрократии в политике.

Вопрос 3. Практика коррупции и пути её преодоления. Роль ОВД в пересечении коррупционных процессов.

Проблемное задание. Немногим известно, что формула «Государство – это я», приписываемая французскому королю Людовику XIV, согласно легенде была произнесена им в выступлении перед проштрафившимися поборами и волокитой чиновниками. О чём таким образом, по Вашему мнению, напоминал своим вельможам король?

 

Вариант 26

Человеческое измерение политики

Вопрос 1. Личность как субъект и объект политики.

Вопрос 2. Политическая социализация личности.

Вопрос 3. Модели политической социализации.

Проблемное задание. Как вы думаете, почему членам отрядов нацистской молодёжной организации гитлерюгенд, когда они были одеты в свою униформу, запрещалось узнавать и приветствовать своих сверстников в толпе? Как это связано с политической социализацией? Какие агенты социализации в этом случае являются решающими?

 

Вариант 27

Заинтересованные группы в политике

Вопрос 1. Сущность и классификация политических интересов.

Вопрос 2. Группы интересов и группы давления.

Вопрос 3. Политический лоббизм.

Проблемное задание. Итальянский учёный и политический деятель Гаэтано Моска выявил три способа существования «политического класса»: 1) «увековечение» без обновления; 2) «увековечение» с обновлением; 3) частое обновление. Какой из перечисленных способов можно считать наиболее оптимальным для поступательного развития общества? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 28

Этносы и политика

Вопрос 1. Политические аспекты социально-этнических отношений.

Вопрос 2. Право наций на самоопределение как политическая проблема.

Вопрос 3. Основные принципы, направления и функции национальной политике в современном многонациональном государстве.

Проблемное задание. Бытует точка зрения, что причина этнонациональных конфликтов состоит в экономическом неблагополучии. Как же в таком случае объяснить национальные конфликты в экономически благополучных странах: Канаде, Великобритании, Бельгии, Испании? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 29

Политические элиты

Вопрос 1. Понятие и социальное назначение политической элиты

Вопрос 2. Классические теории политических элит.

Вопрос 3. Структура, типология и системы рекрутирования элит.

Проблемное задание. Немецкий социолог Дрейцель ввёл понятие «социально-политическая элита», предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие — в политическую:

1) те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате: а) продуктивности своих знаний; б) обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры;

2) те, кто участвует в нормотворчестве;

3) те, кто может быть примером поведения для других;

4) те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей?

Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 30

Политическое лидерство

Вопрос 1. Понятие природа политического лидерства.

Вопрос 2. Типы и функции лидеров.

Вопрос 3. Тенденции развития политического лидерства в современной России.

Проблемное задание. Попытайтесь определить сильные и слабые стороны таких политических лидеров, как Владимир Вольфович Жириновский, Геннадий Андреевич Зюганов и Владимир Владимирович Путин. Какими, по Вашему мнению, факторами обусловлены их сильные и слабые стороны? К какому типу лидеров можно отнести вышеперечисленных политиков? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 31

Политические партии и партийные системы

Вопрос 1. Происхождение, сущность и функции политических партий.

Вопрос 2. Типология политических партий.

Вопрос 3. Сущность и разновидности партийных систем.

Проблемное задание. Один из теоретиков польского профсоюзного объединения «Солидарность» Адам Михник первым высказал мысль о том, что время партий ушло безвозвратно. Партии неизбежно будут превращаться в узкие группировки интеллигенции, не имеющие широкой социальной базы. Подобные гипотезы о закате «времени политических партий» появились и в отечественной литературе. Как Вы считаете, отражает ли данное суждение реальную действительность? Свою точку зрения, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 32

Политическое участие и политическая деятельность

Вопрос 1. Политическое участие. Способы и формы легального участия граждан в политической жизни общества.

Вопрос 2. Понятие и виды политической деятельности.

Вопрос 3. Экстремальные формы политического участия как социально-политическая проблема.

Проблемное задание. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как Вы думаете, с чем это связано? Постарайтесь, пожалуйста, аргументировать свой ответ.

 

Вариант 33

Политическая психология

Вопрос 1. Политическое поведение и его типы. Специфика массового поведения в политике.

Вопрос 2. Основные школы и концепции политической психологии.

Вопрос 3. Политический менталитет и политическая ментальность.

Проблемное задание. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер — масса», но не обращают внимание на психологические стороны этого взаимодействия. Выделите психологические факторы, определяющие смысл лидерства, на основе анализа трех утверждений: а) «... Тот, кто не понимает исконно женский характер масс, никогда не будет хорошим оратором. Спросите себя, что женщина ожидает от мужчины? Ясности, решительности, властности, действия...» (Адольф Гитлер); б) «... Массы... подчиняются авторитету... То, что они требуют от своих героев — это сила или даже насилие. Они желают быть подавляемыми и управляемыми и хотят бояться своих правителей». (3игмунд Фрейд); в) «... Если страх и деструктивность являются главными эмоциональными источниками фашизма, то эрос в основном принадлежит демократии...» (Теодор Адорно).

 

Вариант 34

Политическое сознание и политическая культура

Вопрос 1. Сущность, структура и функции политического сознания.

Вопрос 2. Политика и мировоззрение. Общая характеристика политической идеологии.

Вопрос 3. Политическая культура: понятие и типы.

Проблемное задание. Какой тип политической культуры выражен в формуле китайского философа Конфуция «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»? Какие ценности лежат в основе данного типа политической культуры? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 35

Средства массовой информации и политический процесс

Вопрос 1. Понятие и политические функции СМИ.

Вопрос 2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ.

Вопрос 3. Политическое манипулирование и пути его ограничения.

Проблемное задание. Как Вы понимаете слова Карла Маркса: «Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом»? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ

 

Вариант 36

Политическое развитие

Вопрос 1. Понятие и основные условия политического развития

Вопрос 2. Политическая модернизация.

Вопрос 3. Кризисы политического развития.

Проблемное задание. Какой из кризисов политического развития проявляется сегодня в России наиболее отчётливо? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 37

Политические конфликты

Вопрос 1. Источники, типология и стадии развития политических конфликтов.

Вопрос 2. Специфика, формы и методы политической борьбы.

Вопрос 3. Пути разрешения и способы предотвращения политических конфликтов.

Проблемное задание. Может ли, на ваш взгляд, политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.... Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.

 

Вариант 38

Война и военная политика

Вопрос 1. Война как разновидность социально-политического конфликта.

Вопрос 2. Виды и формы применения военной силы.

Вопрос 3. Сущность военной политики.

Проблемное задание. В настоящее время большинство государственных политических деятелей, по крайней мере, на словах исходит в своей деятельности из того положения, что «война более не может считаться рациональным средством решения политических проблем». Согласны ли Вы с этим утверждением? Почему, несмотря на признание этого факта, количество военных конфликтов в мире не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к увеличению? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 39

Исторические особенности политического процесса в России

Вопрос 1. Основные этапы и особенности формирования и эволюции российской государственности от Рюрика до февраля 1917 года.

Вопрос 2. Самодержавие и реформы (эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II и Николая II).

Вопрос 3. Февральская катастрофа: причины кризиса и краха политического строя Российской империи.

Проблемное задание. Как Вы понимаете высказывание, принадлежащие Карлу Марксу: «В истории человечества существует нечто вроде возмездия, и по закону исторического возмездия его орудие выковывает не угнетённый, а сам же угнетатель»? Какие параллели можно провести между этим высказыванием и событиями, происходившими в политической истории предреволюционной России? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 40

Смысл и политическое значение Октябрьской революции 1917 года

Вопрос 1. Истоки и смысл Октябрьской революции 1917 года. Феномен большевизма.

Вопрос 2. Коммунизм как реальность: специфика социалистического общественного строя и советской модели государства.

Вопрос 3. Эволюция социально-политического строя СССР от Ленина до Горбачева.

Проблемное задание. По поводу крушения причин крушения СССР и социалистического общественно-политического строя в современной литературе высказываются различные точки зрения. Как видится эта проблема Вам?

 

Вариант 41

Политическая элита России: генезис и эволюция

Вопрос 1. Административно-политические элиты в дореволюционной России.

Вопрос 2. Советская коммунистическая правящая элита в 1917 – 1991 гг. Политические лидеры советской эпохи.

Вопрос 3. Современная административно-политическая элита России.

Проблемное задание. Правящая элита советского общества – номенклатура, – взятая в целом, господствовала в обществе, обладая неограниченной властью, а входящие в неё индивиды, даже весьма высокопоставленные, оставались совершенно бессильными рабами системы, над которой они сами не имели контроля. Чем можно объяснить этот парадокс? Какую роль это сыграло в процессах распада социалистического общественно-политического строя? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.

 

Вариант 42

Российская многопартийность в историческом контексте

Вопрос 1. Возникновение политических партий в России на рубеже XIX – XX вв.

Вопрос 2. Многопартийность в дореволюционной России. Её трансформация в однопартийную систему.

Вопрос 3. Эволюция однопартийной системы (1920 – 1990 гг.).

Проблемное задание. Существует точка зрения, что в СССР долгое время была не однопартийная, а апартийная или беспартийная система. Каково Ваше мнение по указанному вопросу? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 43

Современная российская многопартийность

Вопрос 1. Предпосылки возникновения современной российской многопартийности (1986 – 1991).

Вопрос 2. Развитие российской многопартийности в 1991 – 1995 гг.

Вопрос 3. Российская многопартийность на рубеже XXI века.

Проблемное задание. Известный политический мыслитель Роберт Михельс сформулировал закономерность перерождения демократических партий в олигархические: «Партия создаётся как средство достижения цели. Однако, став целью сама по себе, озабоченная своими собственными задачами, интересами, она отчуждается от того класса, который представляет». Как Вы думаете, почему так происходит? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 44

Современное состояние политического процесса в России

Вопрос 1. Проблемы и трудности становления новой российской государственности на рубеже 1990 – 1993 гг.

Вопрос 2. Общая характеристика политического процесса в России в период с 12 декабря 1993 г. по 2000 г.

Вопрос 3. Россия в XXI веке: проблема выбора дальнейшего пути социально-политического развития. Современные дискуссии.

Проблемное задание. Как, по Вашему мнению, необходимо изменить конфигурацию власти в России с тем, чтобы добиться соблюдения принципа ответственного перед обществом правительства.

 

Вариант 45

Внешняя политика

Вопрос 1. Понятие национального (государственного) интереса на международной арене.

Вопрос 2. Сущность и функции внешней политики.

Вопрос 3. Внешнеполитическая деятельность.

Проблемное задание. Существует точка зрения на внешнюю политику как концентрированное выражение политики внутренней. Есть ли у России национальное лицо во внешней политике? В чём выражается взаимозависимость внешней и внутренней политики современной России? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 46

Мировая политика

Вопрос 1. Мировая политика как система отношений между государствами. Структура системы межгосударственных отношений.

Вопрос 2. Понятие силы в мировой политике. Мировая политика и баланс сил.

Вопрос 3. Модели мирового политического порядка в XXI веке.

Проблемное задание. Сравните два подхода к определению сущности международной политики:

1) «Международная политика есть искусство осуществления влияния, манипулирования или контроля главных групп в мире, чтобы достигать целей вопреки противодействию других» (К. Райт);

2) «Суть международной политики есть конфликт и его урегулирование между группами людей, которые не признают общей верховной власти» (У. и А. Фокс).

Какой из этих подходов, на Ваш взгляд, ближе к истине? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 47

Международные политические отношения и мировой политический процесс

Вопрос 1. Международные политические отношения как система: механизм формирования и функционирования.

Вопрос 2. Субъекты и специфика мирового политического процесса. Глобализация политики в современном мире.

Вопрос 3. Проблемы войны и мира в мировом политическом процессе современности. Основные принципы современной международной безопасности.

Проблемное задание. Раньше международные отношения основывались на доктрине «ядерного сдерживания» СССР и США, двух военных блоков – Варшавского Договора и НАТО, теперь СССР как государство отсутствует, Варшавский Договор распался: выше ли стала, на ваш взгляд, международная безопасность? На какой системе сдержек и противовесов основана система международных отношений сегодня? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 48

Геополитика

Вопрос 1. Сущность геополитики.

Вопрос 2. Основные вехи формирования и эволюции геополитических теорий.

Вопрос 3. Геополитическая структура современного мира.

Проблемное задание. Раньше существенным фактором геополитической обстановки считалось железнодорожное строительство, сегодня – обладание углеводородными ресурсами. Какую роль играет нефть в геополитических процессах? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.

 

Вариант 49

Геополитическое положение России и национальная безопасность

Вопрос 1. Реалии геополитического положения России в первой половине XXI века.

Вопрос 2. Понятия национального интереса и национальной безопасности. Виды угроз национальной безопасности России.

Вопрос 3. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности России.

Проблемное задание. Один из ведущих теоретиков внешней политики Ганс Моргентау полагал, что теория мировой политики должна строиться вокруг понятия «национальный интерес». «Любая внешняя политика... очевидно должна строиться в опоре на физическую, политическую и культурную реальность, которую мы называем нацией. В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечить ей удовлетворение первоочередной потребности выжить. Тем самым все нации, в соответствии с отведенными им возможностями, стремятся к одному: защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». Эти слова были написаны в 1962 году, в период "холодной войны" между Востоком и Западом. Прокомментируйте эти слова с позиций современных политических реалий: произошли ли какие-нибудь изменения, или позиция Ганса Моргентау остаётся актуальной и для нашего времени? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.

 

Вариант 50

Политика и преступность

Вопрос 1. Социально-политические аспекты общеуголовной преступности.

Вопрос 2. Политическая преступность: понятие и формы проявления.

Вопрос 3. Политический терроризм как наиболее опасная форма политической преступности.

Проблемное задание. Как Вы относитесь к событиям, произошедшим 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке: была ли это действительно спланированная атака террористов-смертников, или налицо масштабная провокация американского правительства, нацеленная на достижение собственных политических целей? Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика