ОмЮА, история государства и права зарубежных стран (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
02.06.2016, 09:11

Темы контрольных работ, рефератов по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

1. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран, ее место в системе юридических наук.

Методические указания

Работу следует начать с определения науки и учебной дисциплины «Исто­рия государства и права зарубежных стран», раскрыть понятийный аппарат на­уки и дисциплины. При характеристике предмета важно обратить внимание на историю государства и историю права, раскрыть их сущность с точки зрения исторической и юридической наук, на источники права и источники историчес­ких сведений о праве. Затем проанализировать место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук: теории государства и пра­ва, истории правовых и политических учений, истории государства и права Рос­сии, выделить общее и особенное. Показать теоретическое и практическое зна­чение изучения истории государства и права зарубежных стран.

 

2. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева

Методические указания

Работу следует начать с определения пассионарности. Затем раскрыть сущность фаз пассионарного толчка, проиллюстрировать на примерах фазы развития. В заключении показать уникальность пред­ложенного метода изучения хода исторического развития общества.

 

3. Формационный подход

Методические указания

Работу следует начать с определения формации. Затем раскрыть содержание формационной теории К. Маркса и Ф. Энгельса. В заключении сле­дует показать уникальность и ограниченность предложенного метода изучения хода исторического развития общества.

 

4. Цивилизационный подход

Методические указания

Работу следует построить на анализе работ Н. Данилевского «Россия и Ев­ропа» и А. Тойнби «Постижение истории». В ходе сопоставления этих трудов следует показать уникальность предложенного метода изучения хода истори­ческого развития общества.

 

5. Факторы, определяющие возникновение государства и права, их изменение и исчезновение

Методические указания

В работе следует раскрыть влияние природно-климатического, геополити­ческого, социального, конфессионального, биоэнергетического факторов. Необходимо продемонстрировать умение отбирать фактический материал для анализа роли и степени влияния факторов на причины возникновения эволюции и исчезновения государства и права. Показать историческую и гео­графическую неравномерность процесса развития государства и права в раз­ных временных рамках и территориальных границах.

 

6. Общее и особенное в развитии государства и права Древнего мира

Методические указания

Работу следует начать с определения понятия «Древний Восток», показать отличие Востока от Запада. Затем охарактеризовать государственное устройство стран Древнего Востока: Египет, Месопотамия, Китай, Индия, выде­лить общие и особенные черты восточных деспотий. Второй раздел работы дол­жен быть посвящен анализу становления и развития правовых институтов в странах Древнего Востока. Необходимо проанализировать роль обычая, религии. Рас­крыть специфические черты правовых принципов, институтов и норм древне­восточных государств.

 

7. Государственный строй Древнего Египта

Методические указания

Работу следует начать с выделения этапов развития Древнего Египта, харак­теристики социальной структуры. Далее перейти к основной части работы – описанию государственного устройства Древнего Египта. На конкрет­ных документальных источниках «О служебных обязанностях визира» следует проанализировать должностные обязанности фараона и джати. На основе ис­точников и литературы следует проанализировать функции и направления дея­тельности чиновничьего аппарата в Древнем Египте.

 

8. Социальная структура древнеегипетского общества

Методические указания

Работу следует начать с выделения формирования классов рабовладельчес­кого общества. Затем охарактеризовать правовое положение каждого слоя египетского общества.

 

9. Источники права древнего Египта

Методические указания

Начать работу следует с объяснения особенностей становления права в Древнем Египте. Важно определить роль и значение обычая и религии в процес­се формирования права. На основе анализа документов и историко-правовой литературы проследить становление и развитие видов законодательства.

 

10.Возникновение и развитие централизованного государства Вавилон. Особенности государственного строя

Методические указания

Начать работу следует с причин зарождения централизованного государ­ства Вавилон. Далее перейти к этапам становления государственности. Важ­но обратить внимание на историю развития довавилонского периода (возвыше­ние Лагаша и реформы Уруинимгины, господство Аккада, гегемония Ура). Бо­лее подробно остановиться на характеристике государственного строя Вавило­на в эпоху правления царя Хаммурапи.

 

11.Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы

Методические указания

В начале работы следует описать историю создания и введения в научный оборот сборника законов Хаммурапи. Желательно уделить немного внимания личности царя. Далее подробно (постатейно) проанализировать структуру до­кумента. Затем дать характеристику брачному, наследственному праву, поняти­ям и видам преступлений, судебного процесса в древней Месопотамии.

 

12.Политический строй Хеттского государства

Методические указания

Работу следует начать с характеристики общих условий возникновения и существования Хеттского государства, выделения географии государства. Ос­новное внимание в работе следует уделить развитию социально-политического строя государства.

 

13.Конфуцианство в древнем Китае

Методические указания

Работу следует начать с определения исторических условий возникновения конфуцианства, выделения сути древнейшей философской системы и этико-религиозного учения. Следует также кратко остановиться на характеристике Кон­фуция. Важно определить роль конфуцианства в становлении древнекитайского права, взаимодействия конфуцианства с легизмом.

При подготовке вопросов о видах права следует обратить особое внимание на документы: «Цинь Шихуан и создание единой древнекитайской империи», «Чжоуское законодательство», «Книга правителя области Шан», «Циньское уло­жение о наказаниях», «Циньское руководство по расследованию уголовных пре­ступлений», «Законодательные акты начала династии Хань».

Обратить внимание на особенность видов права – надотраслевой характер – и постараться ответить на вопрос: что являлось лучшим средством управления – моральная норма или наказание?

 

14.Возникновение, становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае

Методические указания

Изучение вопроса следует начать с выяснения этапов возникновения, ста­новления и развития государства в Древнем Китае. Затем следует остановиться на характеристике китайской монархии. Выделить религиозный, нравственный и правовой авторитет императора. Изучить государственный аппарат. Определить место и роль дворцовой системы управления.

 

15.Возникновение и периоды развития государства в Древней Индии

Методические указания

Изучая государственный строй древней Индии, выясните периоды станов­ления и развития государства в Древней Индии. Выясните, в чем особенность го­сударственного строя. Следует проанализировать функции и полномочия рад­жи, совета «Паришад», государственного аппарата. Определить правовое поло­жение провинций и соотношение центрального и местного самоуправления. Отдельно следует остановиться на появлении и влиянии системы варн.

 

16.Особенности развития древнеиндийского права

Методические указания

Дайте определение «дхармашастры», «артхашастры». Выясните, в чем спе­цифический характер источников права: обычая, дхармашастры, артхашастры? Дайте характеристику источников права и на этой основе изучите виды и типы права.

Анализируя основное содержание законодательных актов «Законов Ману», «Артхашастры Каутильи», следует остановиться на характеристике видов права Древней Индии: регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, становление и развитие уголовного права и судебного процесса.

При анализе «Законов Ману» следует обратить внимание на обществен­ный строй Древней Индии, права и обязанности каждой из каст, дхарму царя, его функции. Затем следует перейти к изучению особенностей судопроизвод­ства. С этой целью необходимо отобрать и обобщить все статьи закона. Подробного изучения заслуживает вопрос о наиболее тяжких преступле­ниях и видах наказания в Древней Индии. На основе законов Ману необходимо также проследить складывание брачно-семейных отношений: выявить особен­ности гражданского положения мужчин и женщин.

На основе «Артхашастры Каутильи» следует проанализировать особеннос­ти экономических и общественных отношений в древней Индии. С этой целью необходимо обобщить статьи закона, касающиеся правилам освоения новых земель, доходам и расходам царской казны, торговли. На основе третьей книги документа следует изучить вопрос о гражданском и уголовном судоустройстве: особенностях судебного процесса и досудебного разбирательства. Отдельно необходимо изучить вопрос об имущественных отношениях в индийской семье.

При работе необходимо постоянно используйет сравнительно-историчес­кий метод, сопоставляя «Законы Ману» и «Артхашастру Каутильи».

 

17.Государственное устройство древней Греции

Методические указания

Изучение вопроса следует начать с уяснения особенностей возникновения и основных этапов развития государств в Древней Греции. Выделить характер­ные черты полисной системы городов-государств. Причины гибели древнегре­ческой государственности. При изучении государства и права необходимо выделить два типа государственной власти на территории Древней Греции: Афины (де­мократия) и Спарта (аристократия). Затем следует перейти к проблемам воз­никновения Афинского государства. Выделить периоды и дать их характеристи­ку. При изучении государственного строя важно обратить особое внимание на: 1) народное собрание, его компетенцию, порядок работы; 2) Совет пятисот, его порядок формирования и функционирования, полномочия; 3) Гелиэю, опреде­лить ее структуру, порядок работы, функции; 4) Коллегию стратегов; 5) Ареопаг. 6) Судебную систему – суд эфетов, коллегию одиннадцати, коллегию сорока.

Изучение государственного и правового положения Спарты следует начать с выделения особенностей рабовладельческого государства. Государственный строй: царская власть, герусия, народное собрание, эфоры.

 

18.Государственный строй Древнего Рима

Методические указания

Изучение блока следует начать с характеристики древнейшего государствен­ного строя VII-V вв. до н.э. Обратить внимание на развитие римской общины, организации «римского народа», общественного строй. Затем перейти к изучению особенностей развития государственного строя каждого пери­ода: Римская аристократическая республика, Римская империя: 1) Принципат, 2) Доминант. Выделить причины разделения империи на Западную и Восточ­ную и падения Западной Римской империи.

 

19.Особенности и значение римского законодательства

Методические указания

Изучение Римского права следует начать с выделения особенностей воз­никновения права, его этапов развития. Особое внимание обратить на уяснение сути квиритского и преторского права. Затем переходить к характери­стике источников права: Законам XII таблиц, Институциям Гая, Дигестам Юсти­ниана. Понять и уяснить роль и значение римского права.

Сначала необходимо дать анализ помещенных в хрестоматиях источников, разделив их по периодам развития римского государства: древнейший, класси­ческий, постклассический. При этом следует уловить специфику каждого зако­нодательного периода. Рассматривая содержание каждого из периодов, важно обратить особое внимание на роль и значение римского законодательства на последующие эпохи.

На основе «Законов XII таблиц» проанализировать развитие кви­ритского права: институтов манципации (приобретение вещных прав и класси­фикация самих вещей) и сервитута (право пользоваться чужой вещью), развитие брачно-семейного и обязательного права, деликтного (правонарушения) права, и легисакционного (судебного) процесса.

На основе «Институций Гая» и «Дигестов Юстиниана» проанали­зировать развитие публичного и частного права римского законодательства в классический и постклассический периоды. С этой целью необходимо изучить развитие вещного, обязательного, брачно-семейного и наследственного права. Особо следует обратить внимание на изменение гражданского процесса (от ле­гисакционного к формулярному к экстраординарному). Отдельного изучения заслуживает вопрос об изменениях уголовного права и процесса.

 

20.Основные черты права франков по «Салической правде»

Методические указания

Во время работы с источником необходимо отбирать и анализировать титу­лы и параграфы, которые свидетельствуют, что в недрах общины исчезло былое равенство, появились бедные и зажиточные франки. При этом следует обратить внимание на имущественное расслоение, которое имело место внутри общины, и социальное, которое общину еще не затронуло, но далеко зашло в рамках общества франков в целом. Такой подход позволит более четко выявить положе­ние, занимаемое во франкском обществе представителями отдельных его про­слоек: свободных франков, гало-римлян, литов и рабов. Для их характеристики следует в первую очередь использовать шкалу вергельдов (выкупов за убийство), довольно четко отражающих положение членов этих слоев в обществе. Обратить особое внимание на те титулы, которые трактуют статус ра­бов, а также титулы, показывающие, что именно сближало литов с рабами и со свободными франками.

Главная трудность работы заключается в том, что Правда отражает нормы и обычаи общества, находящегося в состоянии переходного периода от перво­бытного строя к феодализму. Начинать работу следует с определения содержа­ния понятия обычного права и соотношения юридической нормы и реальной жизни. Помимо этого, в отдельном рассмотрении нуждается вопрос о влиянии традиций римского права на варварское законодательство.

 

21.Особенности развития права средневековой Франции

Методические указания

Работа посвящена изучению феодальной: поместной и сеньориальной, городской и канонической отраслей права. «Кутюмы Бовезии» являют­ся источником обычного права северо-восточной части Франции. Анализи­руя документ, необходимо охарактеризовать судебную структуру средневе­ковой Франции XIII в., обратив особое внимание на ее особенности. При этом важно выделить появление новых институтов в судопроизводстве. За­тем следует перейти к изучению феодального права. Созданию общенацио­нальной правовой системы посвящено законодательство Людовика XIV. Раз­витие уголовного права следует изучить на основе «Ордонанса об уголов­ных преступлениях». При этом важно проанализировать изменения компе­тенций судей, упрощении судебной процедуры, введение института свидете­лей и их ответственности.

 

22.Образование и становление феодального государства в средневековой Германии. Особенности политического развития

Методические указания

Начать следует с уяснения особенностей образования и становления фео­дального государства Германии. Особо следует остановиться на взаимоотноше­ниях светской и духовной властей. Изучая формирование сословно-представительной монархии, особо следует остановиться на создании и значении рейхста­га и ландтагов. Затем охарактеризовать особенности абсолютизма.

 

23.Источники и характерные черты германского феодального права

Методические указания

Работу следует начинать с анализа особенностей развития ленного, земско­го, городского, канонического права в средневековой Германии. Следует по­мнить об особом варианте развития государственного, экономического и соци­ального развития страны.

Важную роль в развитии германского права сыграли местные систематиза­ции норм обычного права. В этом отношении одно из центральных мест занимает «Саксонское зерцало». Работу следует начать с противопоставления «права зем­ли» и «права благородных». На основе земского права следует изучить вопросы о сословном делении германского общества и связанных с ним вопросах родства, происхождения, семейных отношений, наследования. Важно проанализировать особенности регулирования уголовных отношений (преступлений и наказаний), судоустройства и процесса, судебные доказательства. Вопрос о ленном праве уместно изучить с точки зрения ленных отношений, порядке получения, держа­ния и утраты ленов, видов ленов (в том числе и о городских ленах), о ленном суде.

 

24.Западноевропейский средневековый город по данным городского права

Методические указания

При анализе городского права сосредоточьте свое внимание на понимании основных причин возникновения этого вида права средневековой Германии. При этом следует обратить внимание на особое положение немецких городов, правах городского населения.

 

25.«Каролина»: преступления и наказания

Методические указания

Характерные черты феодального права-привилегии проявились в содержа­нии германского памятника права – «Каролины». Важно отметить ответственность субъектов уголовных правоотношений в зависимости от их имущественного поло­жения, обратив внимание на отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

 

26.Этапы и особенности развития английского феодального государства

Методические указания

Изучение темы следует начать с уяснения особенностей возникновения анг­лосаксонского королевства, этапов его развития. Затем уяснить структуру госу­дарственного устройства англосаксонского раннефеодального королевства. При изучении становления и развития сословно-представительной монархии особо следует остановиться на характеристике парламента и росте его компетенции. Необходимо выяснить, какие слои английского общества способствовали уста­новлению в стране сословно-представительной монархии. Для этого необходи­мо изучить текст «Великой хартии вольностей». Сначала следует выяснить, ка­кие права и полномочия гарантировал документ этим слоям. Подводя итог ана­лизу документа, следует сказать о значении «Великой хартии вольностей» (был ли он свидетельством феодальной реакции или это документ, свидетельствую­щий о наличии прогрессивных тенденций в Англии), раскрыть ее значение для дальнейшего развития европейской государственности.

Продолжением изучения темы складывания и существования сословно-представительной монархии в Англии является работа законодательными доку­ментами английского парламента – «Вестминстерскими статутами». Главная задача – изучить начало регулярной законодательной деятельности парламента в условиях возвышения центральной королевской власти и казуистичности норм общего права.

Изучая становление, развитие и особенности абсолютной монархии, особо следует уяснить взаимоотношения короля и парламента, роль и значение Тайно­го совета, Звездной палаты. Высокой комиссии.

 

27.Особенности английского феодального права

Методические указания

Работу следует начать с выявления особенностей становления и развития права, при этом важно учитывать сложность, запутанность норм права, их казуистичность, а также особый путь формирования английского права, влияние римского права и римской правовой мысли. Далее охарактеризовать известные источники права и нормы, которые они регулировали. Раскрыть опре­деления названий источников права: статут, ассиза, конституция, ордонанс и др. Важно остановиться на раскрытии сущности «права справедливости» и «суда справедливости».

При работе с «Правдой короля Этельберта» следует учитывать, что это памятник обычного права, вобравший в себя и новые правовые положения. Анализ норм обычного права и новых правовых положений – основа работы студента с этим документом. Начать необходимо с рассмотрения вопроса утвержде­ния власти, ограждения от посягательств на представителей господствующего класса, необходимость подавления покоренных и зависимых и поддержания по­рядка среди господствующих. Также остановиться на вопросах охраны частной собственности и патриархальной семьи (о насилии над женщинами, о браке).

Главная задача при работе с «Великой ассизой» и «Кларендонской ассизой» заключается в том, чтобы выявить основную направленность документов. Необходимо изучить новую форму судебного процесса по де­лам о свободном земельном держании (Великая ассиза), а также ряд новшеств в области уголовного процесса (сферу применения «божьего суда») (Кларендонская ассиза). После этого следует обратить внимание на анализ феодальных отно­шений в этих документах. Для этого подробно проанализировать феодальную сущ­ность этих ассиз: противопоставление свободного человека виллану.

Рассматривая содержание «Кларендонской конституции», необходимо про­следить попытки установления границ юрисдикции церковных судов Англии.

 

28.Правовое положение различных категорий населения средневековой Византии

Методические указания

Работа должна быть построена на основе анализа правовых документов средневековой Византии: «Эклоге», «Земледельческом законе», «Воинском зако­не», «Морском законе родоссцев», «Книге эпарха». Необходимо про­следить генезис складывания и развития феодальных отношений в Византии. Про­анализировать положение таких групп населения, как: зависимое население – георги, димосиарии, экскусаты, стратиоты, парик, рабы), свободное население – василевс, стратеги. Особо следует остановиться на системе феодальных держаний. Его анализ позволит проанализировать правовое положение высших слоев общества.

 

29.Источники индусского права в средние века.

Методические указания

Следует понять разделение сфер действия по лицам индусского и мусульманского права в семейном, наследственном и религиозном вопросах. Характеризуя индусское право, остановиться на дхармашастрах, ком­ментариях и нибандх (высказывания религиозных деятелей). Осветить историю возникновения школы индусского права. Проанализировать роль обычая в сис­теме индусского права.

Далее перейти к истории возникновения школы ком­ментаторского законодательства «Митахшара», «Даябхага». «Нарадабхазия».

Подробно ознакомившись с основными направлениями школы, следует попы­таться определить, насколько комментаторы отвечали прогрессивным тенден­циям, происходившим в индийском обществе.

 

30.Особенности государственного развития Индии в средние века

Методические указания

Изучение темы следует начать с выделения особенностей феодализации Индии. Затем переходить к характеристике государственных устройств ранних монархий, Делийского султаната (XIII-XVI вв.) в Северной Индии, Империи Ве­ликих моголов (XVI-XVIII вв.).

 

31.Государственный строй средневекового Китая

Методические указания

Изучение государственного строя средневекового Китая следует начать с уяснения структуры государственных органов на разных этапах. Затем перейти к характеристике функций и полномочий императора, высших органов управ­ления на каждом этапе развития. Особо следует остановиться на изучении экза­менационной системы отбора на государственные должности.

 

32.Государственный строй феодальной Японии

Методические указания

Начать следует с определения основных этапов развития Японского государ­ства. Затем перейти к характеристике основных государственных ор­ганов. Остановиться на выделении отличий императорской влас­ти и власти сегуна.

 

33.Особенности становления и развития права феодальной Японии

Методические указания

Следует начать с уяснения особенностей возникновения права: роль обы­чая, влияние религиозных и этических норм. Далее охарактеризовать имеющиеся в хрестоматиях источники. На основе конституции «Сетоку-тайси» проанализировать характер наставлений, моральных заветов правите­лей своим чиновникам. Изучение норм административного права необходимо про­водить на основе «Тайхо-ре» «Тайхо рицуре», «Тайхо Еро ре». При этом важно проанализировать статьи, касающиеся государственного управления, организа­ции и деятельности административного аппарата.

 

34.Политические перемены в ходе первых европейских революций

Методические указания

Работа должна быть построена на основе анализа политического опыта ре­формирования государственного строя европейских государств: Англии и Фран­ции. В ходе работы студент должен ответить на главный вопрос: как европейские революции реализовали на практике идеи верховного правления народа, его право на свободу, равенство всех граждан перед законом, на свободу выбора рода занятий, и т.п.

 

35.Монархия периода Английской буржуазной революции и Протекторат О. Кромвеля. Общее и особенное

Методические указания

В статьях «Петиции о праве» 1628 г. в форме смиренных просьб к королю прозвучали программные требования оппозиции: гарантий прав собственнос­ти и личности, ограничения королевских прерогатив, утверждения самостоя­тельной политической роли английского парламента, прежде всего в финансо­вой сфере. Они стали лейтмотивом всего законодательства Революции. Студенту необходимо проследить развитие этих требований в актах так называемого дол­гого парламента на основе анализа: «Трехгодичного акта» от 15 февраля 1641 г. (Акта о предотвращении неудобств, происходящих вследствие долговременных промежутков между созывами парламентов), «Акта о регулировании деятель­ности Тайного совета и об упразднении суда, обычно именуемого «Звездной палатой» от 5 июня 1641 г., и «Великой ремонстрации» от 1 декабря 1641 г. Утверждение королем указанных требований стало первым шагом в развитии формы английского конституционализма, основанной на верховенстве парла­мента. «Великая ремонстрация» 1641 г., представляющая собой фактически об­ращение не к королю, а к английскому народу, стала важным этапом в дальней­шем развитии английского конституционализма, связанным с формированием института ответственного перед парламентом правительства. Студенту необхо­димо в связи с этим обратить особое внимание на ст. 197 этого документа. Даль­нейшая радикализация требований антиабсолютистских сил привела в 1649 г. к ликвидации монархии и утверждению республики, а впоследствии обусловила и скорый приход к власти «партии порядка» — режим протектората О. Кромвеля. Студенту необходимо обосновать «охранительную» характеристику республи­ки О. Кромвеля, изучив при этом соответствующие законодательные акты данно­го периода: постановление Палаты общин об объявлении себя верховной влас­тью английского государства от 4 января 1649 г., «Ордонанс об учреждении суда над королем» от 8 января 1649 г., «Акт об отмене королевского звания» от 17 марта 1649 г., «Акт об отмене палаты лордов» от 19 марта 1649 г. и др. Особое внимание студент должен уделить анализу первой писаной конституции страны – «Орудию управления» 1653 г. При изучении этого документа важно обратить особое внимание на ст. I, III, IV, VI, XII, XXIV, касающиеся широких полномочий Лорда-протектора, на фактическое предоставление ему права абсолютного вето на билли, принятые Палатой общин, а также на ст. XXVII, лишившую парламент полноты функции финансового контроля над правительством.

 

36.Избирательные реформы XIX в. в Англии

Методические указания

Историческая картина формирования конституционной монархии в Анг­лии была бы неполной без анализа актов о народном представительстве XIX в., которые реформировали старую феодальную избирательную систему, пришед­шую в полное противоречие с социальными и политическими изменениями в стране в это время. Студенту в связи с этим следует изучить три правовых акта «О народном представительстве» 1832, 1867 и 1884 годов, выявить, как расширялся электорат страны благодаря перераспределению избирательных округов и пре­доставлению большего числа мест в палате общин представителям промышлен­ных, центров, а также постепенному снижению имущественного ценза. Анализ акта 1884 г., его положений об имущественном цензе необходимо провести с учетом сохранявшегося в это время института «двойного вотума», отмененно­го только в 1948 г.

 

37.Кодексы Н. Бонапарта. Общее и особенное

Методические указания

Работу следует начать с краткой биографической характеристики Н. Бона­парта. Затем перейти к законотворческой деятельности Н. Бонапарта. Охаракте­ризовать общее и особенное Гражданского, Гражданско-процессуального, Тор­гового, Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов. Выявить их роль и значение на законодательство других стран. Обратить особое внимание на социально-экономические и политические изменения во Франции, в которых разрабатывались и принимались Кодексы.

Следует отметить личные вклад Наполеона в решение задачи унификации правовых норм. При этом обратите внимание на регулирование таких институ­тов, как частная собственность, личные и имущественные отношения супругов, отношения родителей и детей, право наследования, договоры. Важно также про­анализировать влияние Кодекса Наполеона на гражданское законодательство других стран. При изучении Уголовного Кодекса 1810 г. обратите внимание на структуру документа. На его основе выявите принятую классификацию право­нарушений в зависимости от характера наказания.

 

38.Французская колониальная империя

Методические указания

Работу следует начать с описания становления колониальной империи, за­тем подробно остановиться на характеристике аппарата управления колониями метрополией. Кратко осветить положение стран-колоний. В заключении следует коснуться процесса распада колониальной империи. При изучении этого воп­роса студент должен изучить основные законодательные акты французского го­сударства, включая Конституции.

 

39.О.Ф. Бисмарк и объединение Германии

Методические указания

Работу следует начать с кратких биографических данных О.Ф. Бисмарка. Затем перейти к рассмотрению его роли в объединении Германии. Целесооб­разно также остановиться на системе союзов в дипломатии Бисмарка: «Союз трех императоров», «Тройственный союз», «Франко-русский союз».

 

40.Развитие немецкого конституционализма в XIX в.

Методические указания

На основе сравнительного метода студент должен проанализировать «Кон­ституционный акт Великого герцогства Баденского» 1818 г., «Конституцию Гер­манской империи» 1849 г., «Конституционную хартию Пруссии» 1850 г., «Кон­ституцию Германской империи» 1871 г. Особое внимание студента должно быть сосредоточено на изучении способа объединения Германии, создании единого аппарата управления.

 

41.Самоуправления английской метрополии североамериканскими колониями

Методические указания

Знание косвенной системы управления североамериканскими колония­ми – необходимое условие для определения уровня их демократического раз­вития, связанного с особым характером «белых» колоний в Америке, с фор­мальным предоставлением их жителям королевскими Хартиями прав и сво­бод, действующих в метрополии. Составить представление об уровне разви­тия демократии в североамериканских колониях, о существовавших в них го­сударственных учреждениях и правовых институтах студенту поможет ана­лиз «Декларации независимости» 1776 г., изучение характера требований колонистов («патриотов»), которые касались ограничений деятельности этих учреждений и нарушений прав и свобод, формально им предоставленных. Способы осуществления системы косвенного управления североамериканс­кими колониями, характер социально-экономических и политических усло­вий, существовавших здесь перед началом войны за независимость, могут быть выявлены при работе с нормативными материалами и дополнительной литературой.

 

42.Гражданская война Севера и Юга и новые поправки к Конституции США

Методические указания

На основе изучения законодательных актов составить представление о при­чинах Гражданской войны. Подробно описывать ход войны не надо. Основное внимание студент должен сосредоточить на изучении законодательства и при­нятии поправок к Конституции. Следует не только уяснить суть Поправок, но и проанализировать их значение для развития гражданских прав и свобод.

 

43.Реформаторское движение в Китае в конце XIX в.

Методические указания

Начать следует с причин формирования оппозиции маньчжурской ди­настии. Необходимо проанализировать взгляды лидеров реформаторского движения, их идеалы преобразования политической системы «сверху», не забывая при этом о личностных характеристиках (прежде всего Кан Ювэя). Кратко оцисать события, вошедшие в китайскую историю под названием «100 дней реформ», обращая особое внимание на роль императора Гуансюя в этих событиях. Главная задача – показать, что оппозиционное движение сто­ронников реформ знаменовало собой наступление нового этапа в развитии китайского национализма, стремившегося соединить тысячелетнюю тради­цию Срединного государства с восприятием экономических и политических достижений Запада.

 

44.Китай и иностранные державы (1860-е гг. – начало XX в.)

Методические указания

Сначала следует рассмотреть основные интересы, цели и направления экс­пансии каждой из заинтересованных в Китае держав после «опиумных» войн. Анализируя результаты японо-китайской войны, определить, почему это собы­тие явилось переломным моментом в истории как Китая, так и Японии. Чем Симоносэкский договор принципиально отличался от всех предшествующих «неравноправных» договоров? Затем, рассмотрев новые методы проникнове­ния (займы, «битва за концессии», аренда территорий, договоры о «неотчуждении» и об «исправлении границ», захват морских баз), показать, какую роль они сыграли в разделе страны на «сферы влияния». Обратить внимание на особенности политики США (доктрина «открытых дверей и равных возможностей»). В заключении назвать основные черты полуколониального положения Китая.

 

45.Правовое положение основных категорий населения Японии периода Сегуната Токугава

Методические указания

Работу следует начать с выделения особенностей экономического строя сегунско-княжеской системы. Важно проследить степень влияния политики са­моизоляции на формирование экономического развития страны. Затем следует переходить к характеристике правового положения категории населения японс­кого общества: князей, самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. Особо следует остановиться на системе мэцуке («прикрепить око»).

 

46.Реформы и преобразования в Японии в 1868–1873 гг.

Методические указания

Важно раскрыть содержание основных преобразований первых лет прав­ления императорского правительства, когда были заложены основы модерниза­ции Японии, осуществлявшейся под лозунгом «вакон есай» («японская душа западная мудрость»). Начать нужно с кардинальных изменений в высших орга­нах государственной власти, прежде всего, положения императора, обращая вни­мание на личное участие императора Муцухито в многообразных заботах мо­дернизации. Затем основное внимание необходимо уделить административной, военной, аграрной и налоговой реформам, не только раскрывая их содержание, но и анализируя причины их успешной реализации и последствия.

На основе документов эпохи необходимо проанализировать условия рестав­рации императорской власти в Японии. Сначала следует указать основные предпо­сылки событий 1867-1868 гг., обращая особое внимание на идеи, которые поднима­ли авторитет императора в ущерб сегуну и стали знаменем антисегунского движе­ния (идеи «исторической школы Мито» и школы «национальной науки»). Продемонстрировать умение отбирать фактический матери­ал – кратко изложить события, приведшие к оформлению антисегунской коалиции, показать, когда и почему вторая часть ее лозунга «сонно-дзеи» («почитание импе­ратора – изгнание варваров») трансформировалась в «тобаку» («свержение баку-фу»). Объяснить сущность событий 1867–1868 гг., приведших к падению сегуната Токугава и реставрации императорской власти. Обратить особое вни­мание на «Клятвенное обещание императора Муцухито» 1869 г., «Конституцию Японской империи» 1889 г. «Закон об императорском доме» 1889 г.

 

47.Политика английских колониальных властей в Индии в конце XVIII – первой половине XIX в.

Методические указания

В работе следует рассмотреть такие направления политики английских ко­лониальных властей в Индии, как земельно-налоговые преобразования, использование Индии в качестве рынка сбыта и источника сырья, отношение колони­альной администрации к «туземным» княжествам и индийским племенам, ме­роприятия колониальных властей в области образования и культуры. При этом обратить особое внимание на причины, цели и содержание земельно-налого­вых преобразований (системы заминдари, махал-вари и райятвари) и результаты (что удалось, что не удалось и как все было исполнено по существу), используя отчеты и донесения английских колониальных чиновников. С помощью опубликованных в хрестоматии по новой истории документов (прежде всего договоров с туземными князьями и отчета генерал-губернатора Дальхузи) проанализиро­вать методы колониальной администрации по приращению территорий Британ­ской Индии (субсидиарные договоры, «доктрина выморочных имений» и др.). Рассматривая содержание каждого направления политики, необходимо в заклю­чении остановиться на ее последствиях для Индии.

 

48.Индийское восстание 1857–1859 гг.

Методические указания

Начать работу следует с ответа на вопросы, какие слои индийского обще­ства и почему принимали участие в восстании 1857–1859 гг., как изменилось положение силайской армии к середине XIX в., почему застрельщиками восста­ния стали сипаи именно Бенгальской армии. Для выяснения целей восставших, их методов борьбы необходимо использовать документы (особенно «Делийс­кую прокламацию»). Не останавливаясь подробно на ходе восстания (достаточ­но кратко охарактеризовать его основные центры Дели, Канпур, Лакхнау), жела­тельно основное внимание уделить определению сущности этих событий совре­менниками и последующими поколениями историков, для чего по­знакомиться с историографической статьей A.M. Осипова. В заключении необ­ходимо остановиться на изменении английской политики в Индии после подав­ления восстания (достаточно наметить новые тенденции в политике, ярко про­явившиеся в административной, военной реформах, в земельно-налоговой по­литике и во взаимоотношениях с «туземными» князьями).

 

49.Эволюция партийной системы Англии в XX веке

Методические указания

Работу следует начать с характеристики причин изменения политичес­кой системы в стране к началу XX века. Подробно охарактеризовать положе­ние Лейбористской и Консервативной партий Англии. Показать роль и значе­ние лидеров партий в формировании политического курса страны на протя­жении XX века.

 

50.Зарождение и крах итальянского фашизма

Методические указания

Работу следует начать с условий прихода к власти Б. Муссолини. Затем студент должен рассмотреть политическую программу итальянского фашизма и ее воплощение в жизнь. В заключении следует рассмотреть причины пораже­ния и уничтожения фашизма в Италии.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика