РТА, история государства и права зарубежных стран (практикум, г.Ростов-на-Дону, модуль 1)
Узнать стоимость этой работы
10.11.2016, 14:37

РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 1. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА И ЭВОЛЮЦИИ

Тема 1.1. Введение. «История государства и права  зарубежных стран» как наука и учебная дисциплина

1. Дайте определение следующим понятиям:

наука ИГП ЗС - 

объект науки ИГП ЗС - 

предмет науки (учебной дисциплины) ИГП ЗС - 

методы науки (учебной дисциплины) ИГП ЗС - 

2. Заполните пробелы в схеме.

История государства и права зарубежных стран

3. Соотнесите парадигмы (школы) историко-правовой науки и их авторов:

1

Г. Пухта, Ф. Савиньи, Г. Гуго

 1

географическая

2

Л. Февр, М. Блок

 2

историческая школа права

3

Н. Макиавелли

 3

теологическая

4

Ж. Боден, Г. Маккиндер, С. Хантингтон

 4

школа коллективной психологии

5

Цицерон, Г. Кельзен

 5

школа политической интерпретации

6

А. Августин, Ф. Аквинский

 6

юридическая

4. Раскройте содержание следующих парадигм (школ) ИГПЗС:

Географическая - 

Теологическая - 

Политическая - 

Юридическая -

Историческая -

5. Заполните пробелы в схеме.

Подпись: Прикладная 

6. Что представляет ИГПЗС как учебная дисциплина? Каково соотношение науки ИГП ЗС и учебной дисциплины ИГП ЗС? Результаты запишите в тетради.

7. Каково место ИПГ ЗС в системе общественных наук:

 

Науки

История государства и права зарубежных стран

Прямые связи

Обратные связи

Философия

 

 

История

 

 

Политология

 

 

Социология

 

 

8. Раскройте содержание указанных ниже функций ИГПЗС:

- онтологическая -

- гносеологическая -

- прогностическая -

- прикладная -

- рационализации -

- политической и правовой социализации -

9. Каково место ИГП ЗС в системе юридических наук:

 

Науки

История государства и права зарубежных стран

Прямые связи

Обратные связи

Историко-теоретические науки

 

 

Отраслевые юридические науки

 

 

Прикладные юридические науки

 

 

10. Что представляет собой периодизация (хронология) истории государства и права зарубежных стран? Результаты запишите в тетради.

11. Тестовое задание:

1. Предметом «Истории государства и права зарубежных стран» является изучение:

а)  развития государства и права отдельных стран в хронологической последовательности и в конкретной исторической обстановке;

б) развития государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса, без учета исторических случайностей;

в) развития правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни;

г)  развития теоретических представлений о возникновении и разви­тии государства и права.

 

Тема 1.2. Древневосточные цивилизации: особенности государственно-правового развития

1. Дайте определение следующим понятиям:

общество -

власть -

мононормы -

неолитическая революция -

военная демократия –

ордалии -

талион -

восточная деспотия -

казус -

ритуал -

объективное вменение -

варна -

каста -

2. Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения

Первобытное общество

Государство

Принцип организации власти

 

 

Принадлежность власти

 

 

Регламентация поведения членов общества

 

 

3. Охарактеризуйте властные институты и их функции в условиях первобытного общества:

4. Соотнесите территории и очаги возникших цивилизаций:

1) долина р. Нил а) китайская цивилизация

2) долина р. Тигр и Евфрат б) римская

3) долина р. Инд  в) индийская

4) долина р. Хуанхэ  г) египетская

5) Италия  д) вавилонская

5. Установите правильное соответствие:

1) система орошения полей с помощью искусственных каналов и водохранилищ

2) особый тип поселений, в которых жители частично были освобождены от сельского труда

3) исключительное право, преимущество, предоставляемое избранным людям

а) привилегия

б) ирригация

3) города

6. Приведите в соответствие цивилизации и характерное для них отношение к природе:

1) восточные цивилизации

2) западные цивилизации

а) преобразовательное отношение к природе и формирование удобного для человека окружающего мира (механизм адаптации человека к природе)

б) приспособление к окружающей среде и поиск гармонии с природой

7. Сформулируйте основные причины и условия возникновения государства на Древнем Востоке.

8. Установите правильное соответствие:

1) речные цивилизации

2) приморские цивилизации

а) Финикия

б) Египет

в) Вавилон

г) Греция

д) Рим

е) Китай

9. Дайте определение понятию восточная деспотия:

10. Назовите важнейшие признаки (характерные черты) древневосточной деспотии.

11. Выберите правильный ответ. В деспотическом государстве власть реализовывалась посредством:

а) совета жрецов

б) чиновничьего аппарата

в) народных представителей

12. Впишите вместо пропусков.

В древних восточных обществах главными силами, оспаривавшими власть у фараонов, были: __.

13. Укажите путь, с помощью которых в Китае решили проблему отношений между государством и обществом:

а) опора на средние слои общества

б) соблюдение жесткой иерархичности общества

в) система государственных экзаменов

г) появление аппаратов подавления

д) введение всеобщих равных прав

14. Установите правильное соответствие:

1) брахманы  а) воины

2) кшатрии    б) свободные общинники и торговцы

3) вайшьи     в) жрецы

4) шудры      г) низшая каста слуг, безземельные крестьяне и рабы

15. Расставьте в правильной последовательности события из государственно-политической истории Древней Индии, и вы узнаете имя индуистского бога неба, хранителя мирового порядка:

Я – возникновение буддизма

С – правление царя Ашоки

У – объединение индийских княжеств в государство Маурьев при Чандрагупте

Д – существование Хараппской цивилизации

Ь – приход в Индию Ариев

16. Придайте исторически верный вид таблице «Расцвет древневосточных государств: соотнесите название страны, имя правителя, период времени. Обратите внимание, что в колонке дат заполнено на две строки меньше, чем в остальных колонках. Как это объяснить?

Египет

Цинь Ши Хуанди

VI в. до н.э.

Вавилонское царство

Навуходоносор

Х в. до н.э.

Израильское царство

Рамзес II, III

III в. до н.э.

Ассирия

Чандрагупта, Ашока

ХV-ХIII вв. до н.э.

Нововавилонское царство

Ашшурбанапал

ХVIII вв. до н.э.

Персия

Соломон

 

Индия

Хаммурапи

VII в. до н.э.

Китай

Дарий

 

17. Перечислите основные функции власти в древневосточном государстве:

18. И учение Конфуция, и законы Ману предполагали строгую иерархичность общества. Чем социальные отношения, по Конфуцию, отличались от кастового деления индийского общества?

19. Сформулируйте характерные черты древневосточного права:

20. Впишите вместо пропусков.

В древних восточных обществах главными силами, оспаривавшими власть у деспотов, были: _.

21. Назовите основные признаки состязательно-обвинительной формы  судебного процесса:

22. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события:

а) правление Хаммурапи;

б) вступление Кира в Вавилон;

в) возникновение первых государств в Двуречье;

г) подчинение Северного Египта правителям Южного царства;

д) возникновение на берегах Нила около 40 государств;

ж) появление Законов Ману.

23. Заполните таблицу, используя материалы учебников (учебных пособий) и источников по проблеме суд и процесс:

Содержание/источники

Законы царя Хаммурапи

Законы Ману

Судебные органы

 

 

Основания возбуждения про­цесса

 

 

Характер судебного процесса

 

 

Доказательства

 

 

Возможность обжалования судебного решения

 

 

Ответственность судьи за не­правосудное решение

 

 

 24. Внимательно прочитайте предложенные отрывки из Законов Ману и ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

1. В чем на ваш взгляд состояли причины появления варн в древнеиндийском обществе?

2. Охарактеризуйте правовое положение каждой варны.

3. Почему брахманы имели наиболее привилегированное положение среди иных Варн?

4. Почему каждая из варн имела собственную дхарму?

5. Что представлял собой  обряд посвящения — «второго рождения», который проходили члены первых трех варн при достижении определенного возраста?

6. Почему неприкасаемые были выведены за рамки варнового строя в Древней Индии?

Брахманы

I-88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

I-100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

II-135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих - отец - брахман.

IX-317. Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

X-81. Но, если брахман не может существовать своими, только что упомянутыми занятиями, он может жить (исполнением) дхармы кшатрия, ибо тот непосредственно следует за ним.

Кшатрии

I-89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

X-118. Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

X-119. Его, (царя), дхарма - победа; он не может отступать в страхе; защищая оружием вайшьев, он может застав­лять вносить законный налог.

X-120. (Налог) на народ - одна восьмая в зерне, налог (с золота и скота) - одна двадцатая, (но) по крайней мере, каршапана; шудры, а также ремесленники и мастера по художественным ремеслам (вместо налога) исполняют работы.

Вайшьи

I-90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшьев.

X-98. Вайшья, который не в состоянии существовать (ис­полнением) своей дхармы (обязанности), может существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как только может.

Шудры

I-91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

X-99. Шудра, не могущий исполнять услужение дваждырожденному, которому угрожает гибель сыновей и жены, может жить занятиями ремесленников.

X-100. (Ему надлежит следовать) тем занятиям ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением которых обслуживаются дваждырожденные.

III-13. Для шудры предписана жена-шудрянка, для вайшья - (шудрянка) и своей (варны), для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны).

Неприкасаемые

X-51. Местожительство чандалов и швапачей (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

X-52. Одеждами - одеяния мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

X-53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела (должны решаться) между ними; браки - с подобными им.

X-54. Их пища должна быть даваема им другими в разбитой посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.

X-55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, мо­гут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

X-56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно шастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут заби­рать одежды казненных, ложа и украшения.

25. Решите следующие казусы:

1) Цай Юн донес, что Цзян Таошу украл быка. На следствии выяснилось, что в действительности Цзян Таошу украл не быка, а козу.

Понесет ли Цай Юн какое-либо наказание?

 2) А. вышла замуж за дворцового раба. От этого брака родились В. и Г. Спустя некоторое время Б. умер.

Что станется  с А., В., Г., и оставшимся после Б. имуществом по «Законам царя Хаммурапи»?

3) Начальнику уезда поступил донос, что Дин Юньпэн при краже скота со злодейским умыслом ранил человека. Следствие установило, что в действительности Дин Юньпэн не причастен к этим преступлениям.

Какое наказание полагается доносчику?

4) Некто сообщил, что два раба, принадлежащих другому человеку, украли 10 лян, и задержал их.

От кого он должен получить вознаграждение от государства или от потерпевшего?

5) А. передал Б. на хранение два золотых сосуда, которые  последний  поместил  в специально  оборудованную кладовую. Во время нападения разбойников на дом Б. золотые сосуды (вместе с другими вещами хозяина) были похищены. А. предъявил   иск о возмещении ущерба.

Как разрешить этот спор  по «Законам царя Хаммурапи»?

26. Государственное устройство Древнего Египта в период Нового царства: составьте схему государственного устройства, укажите функции каждого из государственных органов.

27. Государственное устройство Древнего Китая (период Ханьско-Цинской империи): составьте схему, укажите функции каждого из государственных органов. 

28. Государственное устройство Древней Индии эпохи Маурьев: составьте схему, укажите функции каждого из государственных органов. 

29. Тестовое задание:

1. Первые известные государственные образования сложились в:

а)  Северной Африке и Передней Азии;

б)  Южной Европе;

в)  Юго-Восточной Азии;

г)   Западном Средиземноморье.

2. В качестве новых форм регулирования общественных отношений возникающие государства стали использовать:

а) право;

б) мораль;

в) религию;

г) традиции.

3. Государства Древнего Египта именовались:

а) полисиаты;

б) номы;

в) полисы;

г)  номархии.

4. «Принцип талиона» при вынесении наказания в Древнем мире означал:

а)  обращение за милостью к богам;

б) устрашение;

в) перевоспитание;

г)  равное возмещение ущерба.

5. История Древнего Египта делится на периоды в такой последова­тельности:

а) Древнее, Раннее, Новое, Среднее и Позднее царства;

б) Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства;

в) Раннее, Древнее, Новое, Среднее и Позднее царства;

г) Древнее, Раннее, Среднее, Новое и Позднее царства.

6. «Шесть великих домов» в Древнем Египте обозначали:

а) высшую судебную инстанцию;

б) двор фараона;

в) ведомство общественных работ;

г)  храмовый комплекс.

7. Отступление от установленных правил лечения в случае смерти больного в Древнем Египте:

а) рассматривали как смягчающее обстоятельство;

б) влияло не на уголовную, а на профессиональную ответственность;

в) считали тяжким преступлением;

г) не учитывалось никак при судебном процессе.

8. «Вардум» в Древнем Вавилоне - это:

а) судьи;

б) торговцы;

в) воины;

г) рабы.

9. Полноправных свободных граждан Вавилона называли:

а) луббутум;

б) баирум;

в) мушкенум;

г) авилум.

10. Свободного, но неполноправного жителя Вавилона называли:

а) зекум;

б) редум;

в) авилум;

г) мушкенум.

11. Во время драки один человек (авилум) сломал другому руку. По Законам Хаммурапи в наказание:

а) он выплачивает штраф;

б) он выплачивает штраф и оплачивает лечение;

в) он оплачивает лечение и отбывает срок тюремного заключения;

г) сломают руку.

12. Общество в Древней Индии основывалось на принципах:

а) сословно-варнового деления;

б) юридического равноправия;

в) социально-классового деления;

г) административно-территориального деления.

13. Содержание Законов Ману основывается на:

а) предписании царей;

б) записях решений судов;

в) моральных предписаниях;

г) обычаях.

14. Нормы, определяющие повседневное поведение людей в Древней Индии, называются:

а) кама;

б) дхарма;

в) шлока;

г) артха.

15. Наиболее известный памятник законодательства Древней Индии:

а) Артхашастра;

б) Нарадасмирити;

в) Яджнавалкья;

г) Законы Ману.

16. Согласно Законам Ману, размер процентов по займам зависел от:

а) принадлежности к определенной варне;

б) цели займа и его обеспечения;

в) размера и длительности займа;

г) взаимоотношений должника и кредитора.

17. Согласно законам Ману, вина человека, совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежит к варне:

а) шудр;

б) вайшиев;

в) кшатриев;

г) брахманов.

18. По Законам Ману вор, совершающий кражу ночью, должен в качестве наказания:

а) заплатить штраф и возместить ущерб;

б) понести телесное наказание;

в) быть казнен;

г) стать рабом.

19. «Дважды рожденными» в Древней Индии называли:

а) царей;

б) жрецов;

в) воинов;

г) брахманов, кшатриев, вайшиев.

20. Смертная казнь по Законам Ману не могла применяться в качестве меры наказания к:

а) женщинам;

б) престарелым;

в) царским слугам;

г) брахманам.

21. По реформам Ван Мана в Древнем Китае все земли были:

а) переданы в частную собственность;

б) распределены между общинами;

в) объявлены царскими;

г) объявлены храмовой собственностью.

22. Легистами в Древнем Китае называли:

а) толкователей права;

б) сторонников жесткого регулирования правом всех сторон жизни;

в) императорских судей;

г) чиновников.

23. Для конфуцианства характерно:

а) сочетание моральных и юридических норм;

б) подчинение моральных норм нормам права;

в) преобладание норм морали над правовыми нормами;

г) отрицание моральными нормами норм права.

24. Сторонником и последователем идей легизма был китайский правитель:

а) У-ди;

б) Шан Ян;

в) Ван Ман;

г) Лю Ба.

 

Тема 1.3. Античные цивилизации: специфика государственно-правовых форм

1. Дайте определение следующим понятиям:

синойкизм -

остракизм -

олигархия -

демократия -

полис -

апелла -

рекс -

комиции -

магистратура -

принципат -

доминат -

колонат -

пекулий -

2. Назовите основные идеалы граждан полиса:

3. Установите правильное соответствие:

1) привилегированное положение в обществе

2) неполноправные члены общества

3) низшая ступень социальной лестницы

а) рабы

б) зависимые крестьяне и иноземцы

в) граждане полиса

4. Продолжите определение: гражданская община в Греции – это

5. Выберите правильный ответ. Принцип хозяйствования, основанный на самодостаточности и самообеспечении:

а) демократия

б) тирания

в) автаркия

6. Установите правильное соответствие:

1) аристократия

2) тирания

3) олигархия

а) установление единовластия, ограничивавшего произвол родовой знати в результате свержения аристократии

б) политическое устройство, при котором вся полнота власти  переходит в руки богатых и состоятельных граждан - меньшинства

в) система правления, при которой власть в государстве принадлежала людям благородного происхождения - знати

7. Назовите факторы, создававшие условия для развития греческой демократии: 

8. Выберите правильный ответ. Политическое устройство, при котором власть в государстве принадлежит народу в лице его избранных и сменяемых  представителей, - это:

а) тирания 

б) демократия 

в) олигархия

9. Греческий философ Платон давал наставления, как обращаться с рабами: «Чтобы рабы подчинялись, они не должны быть соотечественниками… За провинности нужно рабов наказывать…Каждое обращение к рабу должно быть приказом… Никогда не надо шутить с рабами». Объясните, почему рабы не должны быть соотечественниками?

10. Ознакомьтесь с отрывком из речи Перикла на похоронах павших воинов (Фукидид II, 37, 38) и ответьте на вопросы, изложенные после текста:

Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами, скорее, служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или ином деле, равным образом скромность знания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству ... Одним и тем же лицам можно у нас заботиться о своих домашних делах и заниматься делами государственными, да и прочим гражданам, отдавшимся другим делам, не чуждо понимание дел государственных. Только мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности.

1) Выделите моменты, содержащие противопоставление афинских и спартанских политических порядков. Подумайте, какой из двух путей развития греческого полиса (путь Афин и путь Спарты) являлся, на ваш взгляд, перспективным? Почему? Найдите и запишите не менее пяти аргументов «за» и «против». 

2) Как оценивает Перикл государственный строй Афин? В чем, согласно Периклу, главное преимущество афинских политических порядков по сравнению с устройством других полисов?

3) Охарактеризуйте воспитательное значение изложенной Фукидидом речи Перикла в защиту демократии.

Результаты запишите в тетради.

11. Внимательно ознакомьтесь с содержанием клятвы эфеба из Афин и охарактеризуйте специфику полисной идеологии.

Клянусь никогда не наложить позора на это священное оружие и никогда не бросать своего места в битве. Клянусь сражаться за моих богов и за мой очаг и один, и вместе со всеми. Клянусь не оставить после себя отечество свое умаленным, но более могущественным и крепким. Клянусь повиноваться всякому приказанию, какое только будет мне дано мудростью представителей государства. Клянусь подчиняться законам как ныне действующим, так и будущим, принятым народом. Клянусь не допускать, чтобы кто-либо нарушил или поколебал эти законы, и обязуюсь сражаться за них и один, и со всеми. Клянусь чтить культ моего отца… 

12. Установите правильное соответствие:

1) Солон

2) Ликург

а) запретил частную собственность на землю

б) ввел государственную собственность на все имущество полиса

в) укрепил частную собственность

г) отменил долговое рабство

д) ввел принцип уравнительности

е) усилил роль народного собрания

13. Укажите причины кризиса греческих полисов

14. Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Объясните, почему афиняне придавали такое большое значение общественной жизни? 

15. Соотнесите содержание правой колонки с именами в левой:

1

Перикл

 1

Его имя носит один из начальных периодов истории Древней Греции

2

Геродот

 2

Родоначальник афинской демократии. Убрал с полей должников «рабства позорные столбы»

3

Солон

 3

Считал, что ничего не может быть выше закона, даже если он не справедлив. Был приговорен судом Афин к смерти за свои убеждения. Принял яд цикуты

4

Гомер

 4

Знаменитый вождь демоса, стратег, при котором достигла расцвета афинская демократия

5

Сократ

 5

Считается «отцом» науки, покровительницей которой была муза Клио

16. Известно, что афинском народном суде (гелиэя) было шесть тысяч присяжных заседателей, ежегодно избираемых по жребию. И все они получали за каждое заседание суда по 2 обола. Два обола – это дневной заработок афинянина. На какие стороны афинской демократии повлияла данная мера?

17. Назовите племена, населявшие Древнюю Италию:

18. Подумайте и дайте ответ на следующий вопрос: почему римскую цивилизацию не причисляют к морским, хотя Римская империя, так же как и Греция, расположена на полуострове?

19. Выполните задания:

1. Начертите и проанализируйте схему центральных государственных органов в Афинах, Спарте и Риме сложившуюся в результате реформ.

2. Произведите сравнительный анализ государственного строя Др. Афин, Спарты и Рима (сущность и особенности). Выясните формы правления и формы политического режима в обоих государствах.

3. Выясните особое положение царской власти в Спарте в системе органов государственной власти?

20. В конце VI в. до н.э. в Афинах был введен остракизм – «суд черепков». Члены народного собрания писали на черепках (остраконах) имена тех, кого они считали нужным изгнать из полиса. Если против политического деятеля набиралось более 6 тысяч голосов, его изгоняли на 10 лет из Афин. Укажите положительные и отрицательные стороны подобного суда. 

21. Проанализируйте представления Платона и Аристотеля о государстве, праве и общественном строе и ответьте на ряд вопросов:

1. С чем связано стремление Платона разработать принципы создания идеального государства?

2. Что в проекте идеального государства кажется вам справедливым?

3. Выделите советы Платона, касающиеся вмешательства государства в частную жизнь граждан.

4. Порядки,  какого из греческих государств вам напоминают?

5. Какого мнения относительно законов и общественного строя придерживался Аристотель? 

22. Заполните схему:

23. Всем известны слова спартанского царя Леонида, павшего в битве с персами в Фермопильском ущелье: «Я предпочитаю умереть за Элладу, чем единолично властвовать над нею».

Готовность заплатить жизнью за независимость отчизны была нормой. Ведь и греки, и римляне чрезвычайно высоко ценили общие интересы, общее дело (по-латыни res рubliса). Само существование человека вне полиса казалось немыслимым. «Человек -  существо полисное», -  писал Аристотель. Поразмышляйте над этим. Какие черты полисного сознания заключены в указанных позициях. Результаты запишите в тетради.  

24. Задавшись целью выяснить, какая из них является идеальной, Аристотель выделил три правильных типа государства -  монархию, аристократию и политию (исономию, которая обозначало то, что сегодня мы называем античной демократией). Им, по мнению мыслителя, противостояли три извращенные формы политического устройства - тирания, олигархия и ………… (то, что Аристотель именовал …………., мы сегодня назвали бы охлократией - властью толпы). О какой форме политического устройства идет речь. Каковы могли быть объяснения Аристотеля по данному поводу?

Результаты запишите в тетради.

25. Ознакомьтесь с представленными ниже древними текстами и ответьте на ряд предложенных вопросов.

1. Метрополия и колония

Постановление народного собрания Опунта. Надпись»

В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю, ставшему гражданином Навпакта, при посещении его прежнего города дозволяется на правах человека, связанного гостеприимством, участвовать в общественной жизни и совершать жертвоприношения<...> Переселенцы пусть не платят подати, пока снова не станут жителями [метрополии]. Если кто пожелает вернуться, пусть ему разрешается беспошлинное возвращение на условиях оставления у домашнего очага взрослого сына или брата<...>

1. Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от опунтийцев ни в коем случае. Да будет дозволено, если пожелают, по истечении тридцати лет после этой присяги ста гражданам Навпакта от опунтийцев, а также ста опунтийцам от навпактян требовать новой присяги.

2.  Всякий колонист, выехавший из Навпакта, не уплатив подати, теряет права гражданства [в колонии], пока не уплатит того, что причитается навпактянам.

2. Солон о своих преобразованиях полиса

Какой же я из тех задач не выполнил, Во имя коих я тогда сплотил народ? О том всех лучше перед Времени судом сказать могла б из олимпийцев высшая - Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых, Рабыня прежде, ныне же свободная. На родину, в Афины, богоданный град, В рабство проданных вернул я многих, Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных Безвыходной бежавших, уж забывших речь Аттическую, - странников таков удел, - Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь И трепетавших перед прихотью господ; Всех я освободил. А этого достиг Закона властью, силу с правдой сочетав. И так исполнил все я, как и обещал, Со знатными простых в законах уравнял. Для каждого прямую правду указав<...> Затем-то, на борьбу все мужество собрав, Я, точно волк, вертелся среди стаи псов.

Вопросы и задания

К тексту 1.

1. На основании текста надписи раскройте политические и имущественные взаимоотношения колонистов со своей метрополией.

2. Могли ли колонисты через 30 лет разорвать отношения со своей метрополией?

К тексту 2.

1. Почему Солон говорит, что он, «точно волк, вертелся среди стаи псов»?

2.  Что считал Солон главным в своих реформах?

26. Впишите вместо пропусков.

Древнейший период Рима носит название ___.  Для него характерна ___. Возглавлял общество выборный ____, выполнявший функции ____ и ______. К высшим органам власти относились ___ и ___.

27. Известно, что в Римской республике были временные диктаторы, консулы, сенат, народные трибуны, Народное собрание и др. Какие из этих органов власти были демократическими, а какие – аристократическими?

29. Изобразите управление Римской Республикой в виде схемы.

30. Установите правильное соответствие:

1) ординарные римские магистратуры

2) экстраординарные римские магистратуры

а) квесторы

б) цензоры

в) интеррекс

г) консул

д) диктатор

е) курульные эдилы

ж) коллегия децемвиров

з) начальник конницы

31. Древнегреческий историк Полибий отмечал наличие в государственном устройстве римлян всех трех ветвей власти (монархия, аристократия и демократия). Как вы понимаете указанное положение. Ответ свой обоснуйте.

32. Охарактеризуйте компетенцию каждого из обозначенных ниже вида народного собрания (комиции) в Римской Республике:

центуриатные комиции 

куриатные комиции -

трибутные комиции -

33. Перечислите общие принципы формирования римских магистратур:

34. Какие должности в Римской Республике могли занимать только патриции? Только плебеи? Сделайте соответствующие записи в тетради.

35. Назовите причины перехода от республики к империи.

36. Как соотносились римские «potestas» и «imperium»? В чем состояло основное отличие? Результаты запишите в тетради.

37. Вставьте пропущенные слова.

Окончательное установление единоличной власти императора произошло в годы правления ___. В 27 г. до н.э. он получил от сената звание пожизненного императора и титул __. Этот период современники называли ___.

38. Назовите причины гибели Западной Римской империи:

39. Император Константин решительно изменил отношение государства к христианской религии. Он признал христианскую веру и сделал ее официальной религией. Почему христианство стало государственной религией в Римской империи?

40. Тестовое задание:

1. Полисная форма государства представляла собой:

а)  разновидность античного рабовладельческого государства;

б)  один из видов древневосточных государств;

в)  форму античной монархии;

г)  государственное устройство империи Александра Македонского.

2.  На территории Греции располагались:

а)  Афины, Милет, Сиракузы;

б)  Афины, Спарта, Коринф;

в) Пантикапей, Синоп, Карфаген;

г)  Афины, Спарта, Карфаген.

3.  Государственным строем Афин эпохи расцвета была:

а)  аристократическая республика;

б)  олигархическая республика;

в)  монархия;

г)   демократическая республика.

4.  Деление общества на эвпатридов, геоморов и демиургов было в:

а)  Карфагене;

б)  Риме;

в)  Афинах;

г)  Спарте.

5.  Переход от племенного к территориальному принципу административного устройства Афин был осуществлен в ходе реформ:

а)  Солона;

б)  Драконта;

в)  Клисфена;

г)  Перикла.

6.  Сисахфия, осуществленная Солоном, означала:

а)  изменение социальной структуры населения;

б)  реформу долгового рабства;

в)  введение новой административно-территориальной системы;

г)   преобразование органов власти.

7.  Право занятия должности архонта в Афинах предоставлялось:

а)  по наследству;

б)  всем гражданам Афин;

в)  представителям разряда зевгитов;

г)  представителям разряда пятисотников.

8.  В народном собрании Афин могли участвовать:

а)  все взрослые жители Афин;

б)  все полноправные граждане мужского пола старше 20 лет;

в)  лица, состоящие на государственной службе;

г)   представители аристократии.

9.  Суд присяжных (гелиэя) существовал в:

а)  Спарте;

б)  Карфагене;

в) Афинах.

10. Совет пятисот (буле) в Афинах являлся:

а)  высшей судебной инстанцией;

б)  постоянно действующим органом исполнительной власти;

в)  органом законодательной власти;

г)   собранием аристократии.

11.   Ареопаг в Афинах выражал интересы:

а)  всех афинских граждан;

б)  демоса;

в)  родовой аристократии;

г)   состоятельных граждан.

12. Основной административно-территориальной единицей Афин являлась:

а)  триттия;

б)  полис;

в)  триба;

г)   фила.

13. Народным собранием в Афинах являлась:

а)  экклесия;

б)  апелла;

в)  гелиэя;

г)   буле.

14.   Остракизм (суд черепков) применялся при определении:

а)  виновного в преступлениях религиозного характера;

б)  кандидатуры архонта;

в)  меры уголовного наказания;

г)   лица, чья деятельность угрожала государственному строю.

15. Если в случае остракизма (суда черепков) человек признавался виновным, то следовало наказание:

а)  смертная казнь;

б)  тюремное заключение;

в)  изгнание из страны на 10 лет без конфискации имущества;

г)   изгнание из страны на 10 лет с конфискацией имущества.

16. Судебное решение в Афинском государстве можно было обжаловать в:

а)  гелиэе;

б)  народном собрании;

в)  коллегии архонтов;

г)   Совете пятисот (буле).

17. Законы Драконта были созданы в:

а)  594 г. до н.э.;

б)  621 г. до н.э.;

в)  560 г. до н.э.;

г)   509 г. до н.э.

18.   Государственным строем Спарты была:

а)  военно-аристократическая республика;

б)  демократическая республика;

в)  олигархическая республика;

г)   монархия.

19.  Герусия (совет старейшин) был органом власти:

а)  Вавилона;

б)  Спарты:

в)  Афин;

г)   Карфагена.

20. Фактическое управление Спартой осуществляли:

а)  геронты;

б)  эфоры;

в)  спартиаты;

г)   цари.

21. Народное собрание в Спарте называлось:

а)  герусия;

б)  систия;

в)  апелла;

г)   экклесия.

22. Свободные, но политически бесправные жители Спарты назывались:

а)  илоты;

б)  периэки;

в)  метеки;

г)   спартиаты.

23. Право участия в народном собрании граждане Спарты получали по достижении:

а)  20 лет;

б)  30 лет;

в)  25 лет;

г)  18 лет.

24. Срок полномочий эфоров в Спарте составлял:

а)  1 год;

б)  3 года;

в)  5 лет;

г)  2 года.

25. Олигархическая республика была государственным строем в:

а)  Карфагене;

б)  Афинах;

в)  Спарте;

г)  Риме.

26. В Древнем Риме реформы, заменившие племенной на  территориальный принцип административного устройства, были проведены:

а)  Юлием Цезарем;

б)  Сервием Туллием;

в)  Тиберием Гракхом;

г)  Нумой Помпилием.

27. Магистратурами в Древнем Риме именовались:

а)  суды;

б)  канцелярии преторов;

в)  государственные должности;

г)  народные собрания.

28. Высшим должностным лицом в Риме эпохи республики был:

а)  претор;

б)  консул;

в)  квестор;

г)  эдил.

29. Для эпохи принципата характерно:

а)  становление абсолютной монархии;

б)  усиление роли сената по сравнению с другими органами государственной власти;

в)  сосредоточение всей полноты власти в государстве в одних руках при сохранении республиканских институтов;

г) оформление двух центров политической власти - Сената и императора.

30. Эпоха домината в Древнем Риме - это период:

а)  диктатуры Цезаря;

б)  диктатуры Суллы;

в)  неограниченной монархии;

г)  борьбы плебеев с государством патрициев.

31. Народные собрания в Древнем Риме назывались:

а)  комиции;

б)  трибунаты;

в)  центурии;

г)  муниципии.

32. В республиканском Риме члены сената:

а)  выбирались народным собранием;

б)  избирались цензорами;

и) назначались консулом;

г) получали должности по наследству.

 

Тема 1.4. Правовые системы античности

1. Дайте определение следующим понятиям:

ретры -

клер -

илоты -

гипомейоны -

манципация -

сервитут -

институции -

сецессия -

эмфитевзис -

2. Известно, что Законы Драконта – это первая запись афинских обычаев. А почему обычаи, оформленные письменно, лучше для населения, чем привычные, существующие в устной форме? Ответ обоснуйте.

3. В следующем перечне определите, какие наказания за преступления характеризуют драконовские законы (II), а какие - более ранний период обычного права (I):

а) родовая месть;

б) возможность примирения с убийцей;

в) привлечение к ответственности лица, подстрекавшего к убийству;

г) изгнание за умышленное причинение повреждений человеку;

д) возможность возвращения изгнанника домой при согласии родственников потерпевшего;

е) наказание (смертная казнь) за «бездеятельность» и праздную жизнь;

ж) смертная казнь за любое воровство;

з) право свободного завещания имущества (т.е. не обязательно члену рода).

4. Объясните, что было самого важного в законах Солона? (Укажите не менее двух обстоятельств.)

5. Прочитайте перечень прав гражданина и установите, какие из них были характерны для гражданина Древних Афин (А)? Древнего Рима (Р)? Впишите в клетки буквы «А» и/или «Р».

 Иметь в собственности участок земли в полисе и его окрестностях

 Носить оружие, выступать в составе войска на защиту полиса

 Право участвовать в составлении законов

 Право голоса в народном собрании

 Право быть избранным на государственную должность

 Право вести предпринимательскую деятельность

 Право на три имени – личное, родовое и прозвище

 Право на законный брак

 Право на составление завещания и наследование имущества

 Право на получение жалования за участие в народном собрании

 Право на судебную защиту

6. Перикл с большим трудом добился от Народного собрания разрешения считать полноправным гражданином своего младшего сына (от второй жены Аспасии). Этот факт свидетельствует о том, что в Афинах:

а) гражданином мог стать только родившийся от граждан Афин;

б) тот, у кого один из родителей мог не быть гражданином Афин, был лишен гражданских прав;

в) население состояло только из граждан этого полиса;

г) были очень суровые требования к тому, кого считать гражданином.

7. Что побуждало граждан активно участвовать в государственных делах своего полиса?

8. Заполните таблицу.

 

Вопросы для сравнения

 

Афинское государство

Законы ХII таблиц

Основания возникновения обязательств

 

 

 

Гарантии исполнения обязательств

 

 

Требования к форме заключения договора

 

 

Виды договоров и особенности регулирования

 

 

9. Заполните пробелы в схеме по проблеме «Правовая система Древних Афин»:

10. Охарактеризуйте право собственности Древних Афин:

11. Дайте общую характеристику наследственного права Древних Афин:

12. Заполните пробелы в схеме:

13. Охарактеризуйте виды преступлений известные афинскому уголовному праву:

14. Установите, за какие преступления в Древних Афинах могли быть назначены следующие виды наказаний:

смертная казнь -

продажа в рабство -

штраф -

конфискация имущества -

атимия -

15. Афинское право различало две формы судебного процесса – «графэ» и «дикэ». Дайте краткую характеристику указанным формам.

16. Заполните таблицу:

Содержание

Афинское государство

Законы ХII таблиц

 Судебные органы

 

 

Основания возбуждения процесса

 

 

 Доказательства

 

 

Возможность обжалования судебного решения

 

 

17. В истории римского права различают три периода: древнейший (архаический), классический, постклассический. Дайте общую характеристику указанным периодам. Результаты запишите в тетради.

18. Что есть право в соответствии с формулами римских юристов? Какие общие характеристики римского права можно вывести из формул римских юристов?

Право есть наука о добром и справедливом. (Цельс)

Правовые установления существуют не для отдельных лиц, но имеют общее значение. (Ульпиан)

Все право введено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем. (Модестин)

Правопорядок римского государства заключается в законах, плебисцитах, сенат-консультах, конституциях принцепсов, эдиктах тех, кто наделен правом их издавать, и высказываниях знатоков права. (Гай)

Право, которое в каждом государстве, полезно всем или многим. (Папиниан).

Частное право относится к пользе отдельных лиц <…> делится на три части, ибо составлено из предписаний естественного права, права народов и цивильного права. (Ульпиан)

19. Заполните пробелы в схеме по проблеме «Правовой статус лица в Древнем Риме»:

20. Назовите три стадии, которые прошло право Древнего Рима в своем развитии, раскройте их содержание:

21. Охарактеризуйте виды договоров в римском праве:

вербальные -

литтеральные -

реальные -

консенсуальные -

22. Назовите и охарактеризуйте формы заключения брака в Древнем Риме.

23. Решите  следующие казусы:

1) Авл Агерий неоднократно просил Нубия Нигерия срезать ветви или срубить дерево» растущее на земле последнего, но всей своей кроной склоняющееся на соседний участок, тем самым очень затрудняя пользование последним. У.Нигерии отказался удовлетворить эту просьбу, ссылаясь на то, что только он сам вправе распоряжаться­ тем, что растет на его земле. Тогда А. Агерий срубил дерево.­

Правомерны ли его действия по «Законам XII таблиц»?

2) Во время продажи партии скота Павлом Цельзу сделку удостоверяли четыре свидетеля и весодержатель, а требуемый удар по весам был произведен слитком золота. На следующий день в связи с внезапной смертью жены Цельз потребовал расторжения договора. Павел отказался. Прав ли он?

3) В результате внезапного наводнения большая часть фруктового сада Ливия Марцелла была подмыта и снесена вниз по течению реки, образовав небольшой отрезок, который Тиций объявил своей собственностью. В свою очередь Л. Марцелл, ссылаясь на то, что на этом островке растут деревья из его сада, объявил данный островок принадлежащим ему. Как решался этот спор?

4) Тиций и Гай вместе охотились. Собака Тиция загнала лису в нору. Раскапывая ее, охотники наткнулись на захоронение золотых монет. Кому они достанутся?

24. Объясните смысл римской юридической формулы: «Без закона нет ни преступления, ни наказания»

25.  Дайте характеристику видов преступлений в римском праве.

26. Раскройте содержание следующих разновидностей судебного процесса в Древнем Риме:

легиксационный -

формулярный -

экстраординарный -

27. После победы Рима над варварами один из легионеров Вителлий был освобожден по ранению от военной службы и в 162 г. н.э. вернулся домой в Италию после пятилетнего отсутствия. По возвращению домой он обнаружил, что его земельный участок захвачен неким Марком. Последний объяснил, что он завладел участком полтора года назад, считая его бесхозным. За это время он возвел на участке хозяйственные постройки, посеял хлеб. Марк отказался возвратить участок, надеясь на защиту претора, Вителлий обратился в суд. Как решится дело по римскому праву?

Решая данный казус, следует разобраться в вопросах о владении и собственности, о средствах их защиты, в вопросах приобретения и утраты права собственности.

28. Тестовое задание:

1.  Первый свод законов в Афинах был составлен:

а)  Солоном;

б)  Клисфеном;

в)  Периклом;

г)  Драконтом.

2. В Афинах при наследовании по закону наследство переходило:

а)  старшему сыну;

б)  в первую очередь сыновьям;

в)  всем детям в равных долях;

г)   пережившему супругу и детям в равных долях.

3.  Выдающийся памятник права Древнего Рима - Законы:

а)  Драконта;

б)  Ману;

в)  XII таблиц;

г)  Хаммурапи.

4.  В Древнем Риме толкователями и творцами права были:

а)  народные трибуны;

б)  сенаторы;

в)  преторы;

г)  все магистраты.

5.  Римское гражданство жителям провинций было предоставлено:

а)  Юстинианом;

б)  императором Каракаллой;

в)  Юлием Цезарем;

г)  Диоклетианом.

6.  Сервитуты в римском праве означали:

а)  разновидность земельной собственности;

б)  форму залога;

в)  долговое обязательство;

г)  форму ограничения права собственности.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика