Общая информация » Каталог студенческих работ » ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Криминология |
29.09.2014, 07:44 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 1 Задание 1 Изучите нижеприведенную справку, проанализируйте изложенные в ней обстоятельства, дайте им оценку и составьте план мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений, совершаемых на почве пьянства и наркомании. Справка В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступлений, анализа обстановки в регионе выявлены следующие обстоятельства: 1. За истекший год на обслуживаемой отделом внутренних дел территории заметно увеличилось количество преступлений, совершаемых нетрезвыми лицами и лицами в состоянии наркотического возбуждения, в особенности несовершеннолетними. 2. Увеличилось количество лиц, доставляемых в медицинские вытрезвители. 3. Борьба с пьянством, наркоманией, в том числе пропаганда здорового образа жизни, организована неудовлетворительно. 4. Дислокация постов и маршрутов патрульно-постовой службы милиции не учитывала в необходимой мере расположения мест торговли спиртными напитками, баров, кафе, ресторанов и т.д. 5. Обследование работы расположенных в микрорайоне строительных профессиональных училищ вскрыло следующие упущения в воспитательной работе среди учащихся: а) учащиеся за последний год совершили ряд различных преступлений, некоторые из них администрацией были скрыты, в том числе кражи из раздевалок, хулиганства, нарушения общественного порядка; б) установлен ряд фактов распития спиртных напитков учащимися в период производственной практики; в) выявлены факты приобретения и немедицинского употребления учащимися наркотических средств; г) постоянно нарушаются режим и требования внутреннего распорядка в строительном профессиональном училище № 3. Из-за халатного отношения коменданта к своим обязанностям здание данного училища порой остается открытым, были отмечены случаи проникновения в него посторонних лиц. 6. При проверке режима хранения наркотикосодержащих лекарств и порядка их отпуска гражданам в ряде аптек было установлено, что данные препараты хранятся в необорудованном для этого месте и вскрыты факты их отпуска без рецепта врача и по поддельным рецептам. Задание 2 Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания: – принцип историзма; – диалектический закон единства и борьбы противоположностей; – диалектические категории общего, особенного и единичного; – философские категории необходимого и случайного; – философские категории явления и сущности; – диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Задание 3 Охарактеризуйте социологическое направление в криминологии и современные социологические теории преступности.
Вариант 2 Задание 1 Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы: 1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм? 2. Каковы его проявления и признаки? 3. Для каких категорий преступников он более характерен? Задание 2 В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население – 850 тыс. человек, из них 200 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. – дети, не достигшие 14-летнего возраста. Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше. Задание 3 Дайте ответ на следующие вопросы применительно к следующим видам преступности – насильственной, корыстной, экономической. 1. Определите круг лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. 2. Выявите источники и условия неблагоприятного воздействия на них. 3. Спрогнозируйте индивидуальное преступное поведение. 4. Спланируйте индивидуально-предупредительное воздействие. 5. Перечислите предусмотренных законом мер, обеспечивающих активно-корректирующее воздействие.
Вариант 3 Задание 1 Какие из возрастных групп (14 – 17 лет, 18 – 24 года, 25 – 29 лет, 30 – 40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототраспорта), грабежи, разбои, мошенничество? Задание 2 Сравните данные, приведенные в таблице 5, и объясните, чем обусловлено различие удельного веса групповой преступности при совершении перечисленных преступлений за указанный период. Динамика удельного веса групповой преступности
Задание 3 Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть. Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
Вариант 4 Задание 1 Ниже приведены графики, отражающие динамику насильственных преступлений (1-убийства, 2-причинение тяжкого вреда здоровью, 3-изнасилования) за определенный период времени в г. Энске. Проанализируйте эти данные и объясните, с какими социально-экономическими, нравственно-психологическими и организационно-правовыми обстоятельствами связаны зафиксированные в этих графиках изменения показателей насильственной преступности. Составьте прогноз указанных преступлений на следующий год. ................................................... Задание 2 Ознакомьтесь с условными данными о преступности молодежи и подростков оцените и сравните динамику преступности различных возрастных групп. Динамика преступности молодежи и подростков
Задание 3 В городе А. планируется провести в ближайшие 2 – 3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды и какие методы следует использовать для криминологических прогнозов, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.
Вариант 5 Задание 1 Укажите обстоятельства, затрудняющие применение уголовно-правовых мер к лицам, совершающим экономические преступления, и предупреждение этих преступлений в современных условиях. Задание 2 Проанализируйте следующие данные о лицах, совершивших уголовно наказуемое хулиганство в г. Энске, и на их основе дайте обобщенную характеристику личности хулигана. Динамика структуры личности хулигана
Задание 3 Раскройте содержание следующих понятий: виктимность, виктимизация, виктимологическая профилактика. Укажите виды и факторы (основания) виктимности. Приведите примеры различных видов жертв преступлений.
Вариант 6 Задание 1 Ознакомьтесь с ниже перечисленными данными о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и динамику отдельных видов преступлений Доля преступлений несовершеннолетних по отдельным видам преступности (%). Все преступления 16,4 Тяжкие 17,0 Грабежи и разбои 29,0 Кражи: 56,2 - из складов, баз, магазинов 31,5 - из ларьков, палаток 47,6 - из квартир 25,9 - из транспортных средств 54,2 Хулиганство 13,0 Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) 30,5
Динамика отдельных видов преступлений, совершенных подростками и при их участии
Задание 2 Перечислите и охарактеризуйте основные направления предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка, финансово-кредитной сфере, банковской деятельности и коррупции. Задание 3 В 2009 г. на территории Восточного округа г. Москвы были зарегистрированы первые случаи нападений в подъездах на 11 – 13-летних мальчиков, которые подвергались физическому и сексуальному насилию. В течении 2 лет, до 2009 г., нападению подверглось около 10 мальчиков. При этом радиус нападений постоянно расширялся. В ходе оперативно-следственных мероприятий был задержан Константин Буров, которому на тот момент исполнилось 18 лет. Через некоторое время он был разоблачен в совершении этих преступлений. Было установлено, что Буров страдал комплексом неполноценного физического развития. Среди мальчиков, на которых он нападал, он выбирал тех, кто, по его мнению, мог стать сильным мужчиной, и тем самым мстил за обиды и унижения, которым сам подвергался в школе со стороны одноклассников. На его поведении сказалось и то, что он не вызывал никакого интереса у девушек, что также подвергалось насмешкам. Вопрос: На основе данного уголовного дела составьте анкету для изучения личности серийного преступника.
Вариант 7 Задание 1 Проанализируйте нижеприведенные данные о групповой преступности и дайте оценку ее состояния и тенденции за указанный период. Состояние групповой преступности за 2005 – 2009 гг.
Задание 2 На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате: – недостаточного учета специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные кражи, при дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы милиции; – слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений; – отсутствия необходимого опыта работы у участкового уполномоченного милиции, обслуживающего данный микрорайон; – упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне; – наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска. Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без определенного места жительства и рода занятий. На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики. Задание 3 Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Что вы знаете о современных биопсихологических теориях преступности?
Вариант 8 Задание 1 В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности, аргументируйте: а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы; б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных; в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона; г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказания. Задание 2 Назовите основные нравственно-психологические черты, характерные для лиц, совершающих преступления по неосторожности. Задание 3 Составьте и проиллюстрируйте социальную реакцию на преступность, а также основные направления воздействия на преступность. Раскройте значение предупреждения преступлений и его соотношение с уголовно-правовым направлением воздействия на преступность.
Вариант 9 Задание 1 Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными: – в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел.; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел.; в том числе служащих – 3 чел.; – в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел.; в том числе служащих – – на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел.; к административной – 10 чел.; в том числе служащих – 1 чел. Задание 2 Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объясните почему: · дача взятки; · получение взятки; · побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; · незаконная порубка деревьев и кустарников; · убийство; · изнасилование; · нарушение правил пожарной безопасности; · мошенничество; · кража, грабеж; · присвоение или растрата; · причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; · нарушение правил охраны рыбных запасов; · незаконная охота; · хулиганство; · вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; · самовольное оставление части или места службы; · дезертирство; · похищение человека; · подмена ребенка; · злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Задание 3 Укажите, какие факторы определяют тенденции и перспективы преступности в России в современных условиях.
Вариант 10 Задание 1 Учащимися одного из училищ за последние три года совершено Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганство, двое – занимались незаконным изготовлением и использованием радиопередающих устройств. Установлен факт приобретения и разового потребления тремя учащимися наркотических средств. Двое учащихся во время производственной практики совершили мелкое хищение строительных материалов. Неоднократно выявлялись случаи употребления учащимися спиртных напитков. На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппаратуры и механический завод. Директор профессионального училища обратился в управление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспитательно-профилактической работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведении занятий на морально-правовые темы. Задание 2 1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения цикла лекций и других воспитательных мероприятий с учащимися, формы правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц, которых следует привлечь к этой работе. 2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища сотрудниками органов внутренних дел по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Задание 3 В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек. Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||