Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




РАНХиГС, муниципальное право России и зарубежных стран (практикум, г.Екатеринбург, темы 1-7)
18.10.2016, 15:17

Тема 1. Понятие местного самоуправления в России и в зарубежных странах

1. Чем вы объясните, что в наименованиях федеральных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление, содержатся выражения «об общих прин­ципах», «об основах», «об основных гарантиях»? Связано ли это с характером правовой регламентации местного самоуправления?

2. В уставе одного из субъектов Российской Федерации зафиксировано, что в слу­чае, если население муниципального образования самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, то на данной территории осуществляется государственная власть. Дайте оценку такому положению.

3. Местное самоуправление - это: форма народовластия; тип государственного устройства; форма децентрализации власти; форма правления; самоуправление муниципальных органов; политический режим; элемент конституционного строя; самоуправления жителей; самооргани­зация жителей; иное? Обоснуйте свой выбор.

4. Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципаль­ного образования, не был допущен местной администрацией к участию в публич­ных слушаниях. Глава местной администрации ссылался на то, что между граж­данством государства указанного иностранца и Российской Федерацией отсутст­вует международный договор. Иностранный гражданин утверждал, что поскольку федеральным законом предусмотрено право осуществления иностранцами мест­ного самоуправления, то достаточно факта постоянного проживания на террито­рии муниципального образования. Как, на ваш взгляд, должен быть разрешен спор.

5. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обладают ли в связи с этим ак­ты органов местного самоуправления властной силой?

6. Дайте сравнительную характеристику норм Конституции РФ, посвященных ме­стному самоуправлению. Каким статьям российской Конституции корреспонди­руют названия глав и статей Федерального закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации»? Есть ли в названном законе нормы, дублирующие положения Конституции РФ о местном самоуправлении? Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

7. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?

8. Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления? Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.

 

Тема 2. Этапы развития местного самоуправления

1. На основе анализа норм Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составьте перечень федеральных законов, иных актов, которые должны быть приняты в его развитие и сравните с перечнем тех федеральных законов, которые уже приняты на се­годняшний день. Подготовьте проект предложений в план законопроектных работ Государственной Думы, иных органов по вопросам местного самоуправления.

2. Местное самоуправление в государственно-организованном обществе не может не испытывать на себе воздействие государства. Поэтому большинство теоретических концепций местного самоуправления представляют собой то или иное решение вопроса о соотношении государства и местного самоуправления. В истории известны следующие основные теории местного самоуправления:

-  общественная теория самоуправления;

- теория свободной общины;

- хозяйственная теория;

- государственная теория;

- дуалистическая теория.

Какие из названных теорий местного самоуправления в большей мере соответствуют моделям организации местной власти разных периодов российской истории?

3. Сторонники общественной теории местного самоуправления аргументируют свою позицию примерно таким образом: местная власть возникла намного раньше государственной, по этой причине государство не может даровать местное самоуправление. Оно сложилось естественным образом и поэтому лишь признается государством. Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

4. В служебной записке министра финансов С.Ю. Витте по поводу введения земств в западных губерниях Российской Империи, направленной императору Александру III, указывалось, что широкое развитие местного самоуправления несовместимо с самодержавным порядком государственной жизни. Местное самоуправление составляет одну из принадлежностей конституционного строя. Какое развитие и законодательное утверждение получило данное убеждение на современном этапе?

5. Решением представительного органа местного самоуправления (Воронежского городского муниципального совета) в апреле 1997 года был создан горисполком и шесть районных администраций города. Депутаты внесли в Устав города поправки, разрешающие совмещать должность депутата муниципального совета с должностью его главы, а также другими должностными лицами районной администрации.

Усмотрев в этом нарушения статьи 10 Конституции РФ, законодательства о муниципальной службе, других правовых актов, и учитывая тот факт, что принятое Советом решение не может считаться действительным в связи с истечением срока его полномочий, прокурор опротестовал его. Проанализируйте действие каждого участника на основе действующего на то время законодательства.

6. Во исполнение решений II Всероссийского съезда Советов, декларировавшего переход всей власти на местах Советам, в России развернулось наступление на «классово чуждые земства». Вскоре земства были полностью ликвидированы. Оцените эти меры. Оказали ли они влияние на дальнейшее развитие местного самоуправления в России и на его современное состояние?

7. Назовите положения и приведите примеры, свидетельствовавшие о том, что исполкомы, являясь формально структурными звеньями местных Советов, на деле занимали доминирующее положение в отношениях с Советами.

8. Во всех действовавших до 25 декабря 1993 года российских Конституциях органами государственной власти на местах были провозглашены Советы народных депутатов.  Вместе с тем все основные вопросы государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни предварительно рассматривались в соответствующих партийных органах, а принятые ими решения были обязательными для исполнения местными органами. По многим вопросам, входящим в компетенцию местных Советов, обязательные для их исполнения решения принимались вышестоящими органами государственной власти и управления.

Дайте политическую и юридическую оценку сказанному. Являлись ли Советы народных депутатов самостоятельными органами местного самоуправления?

 

Тема 3. Муниципальное право как отрасль права

1. В 1990-х гг. начался интенсивный процесс деления российского права на новые правовые образования. Результатом этого стало возникновение многих новых отраслей права, в том числе и муниципального. Чем, по вашему мнению, было вызвано такое деление? В чем его причины? Носят ли они объективный характер или же это в большей степени субъективизм юристов-теоретиков? Сопровождается ли этот процесс должной научной дискуссией, обосновывающей необходимость дробления права на все новые подразделения? Приведите примеры недавно появившихся отраслей права.

2. В системе отраслей российского права отдельное место занимают так называемые комплексные отрасли. Назовите их признаки. Присущи ли они муниципальному праву, и почему? В чем заключается его комплексный характер?  

3. В теории права профессором Р.З. Лившицем высказано предложение об отказе от параллельного существования отраслей права и отраслей законодательства. По его мнению, данная конструкция по большей части не находит подтверждения на практике. Этим, собственно, и диктуются его соображения относительно сохранения лишь законодательных отраслей. Существует ли муниципальное право и в качестве правовой отрасли, и в качестве отрасли законодательства?

4. В учебнике профессоров И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова «Муниципальное право России» утверждается, что частью предмета этой отрасли права являются отношения, связанные с функционированием самых разных отраслей местного хозяйства (к примеру, городского округа), но через установление компетенции органов местного самоуправления в этих отраслях хозяйства. Проанализируйте данный вывод.  Что, по вашему мнению, в первую очередь будет интересовать юриста с точки зрения муниципального права: организация работы городского транспорта или полномочия местных органов в этой сфере?

5. Профессор В.И. Васильев, много занимающийся муниципальной проблематикой, выступил против имеющегося, по его мнению, расширения перечня общественных отношений, составляющих предмет отрасли муниципального права. Он, в частности, утверждает, что отношения в сфере землепользования, жилищные отношения не входят в состав предмета данной отрасли права, являются чуждыми ей. Нельзя, полагает профессор, считать частью муниципального права нормы бюджетного законодательства, регулирующие порядок формирования и исполнения местного бюджета. Вот почему существующую в юридической науке тенденцию о включении в предмет муниципального права, к примеру, финансово-бюджетных отношений он называет, по меньшей мере, некорректной. Выскажите ваше суждение на этот счет. Что все-таки образует предмет отрасли муниципального права?

6. Соотнесите императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Какова роль императивного метода в регулировании муниципальных правовых отношений, распространении универсальных, единообразных начал, касающихся организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации? Что вы можете сказать о значении диспозитивного метода правового регулирования? Существуют ли иные методы воздействия на муниципальные правовые отношения, их упорядочения?

7. Как вы прокомментируете высказанное в научной литературе суждение о том, что государство санкционировало создание органами местного самоуправления только регулятивных норм? Что здесь имеется в виду?

8. Известно, что норма права – это правило поведения, санкционированное государством. Пригодно ли это классическое определение для норм муниципального права: содержащихся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; находящихся в решении представительного органа муниципального образования; постановлении местной администрации?

9. В юридической литературе не единожды звучали суждения о том, что муниципальное право является частью административного права или даже управленческого права. Как вы полагаете, носит ли муниципальное право значение самостоятельной правовой отрасли?

10. В научной литературе нормы муниципального права делятся на две группы: предварительно санкционированные государством; нуждающиеся в обязательном последующем санкционировании со стороны государственных органов. Приведи­те примеры таких норм муниципального права и опишите, в чем состоит процесс их предварительного или последующего санкционирования.

11. В прессе часто звучит: «Городские депутаты приняли местный закон» или «Местные парламентарии», или «Представительные органы местного самоуправления осуществляют законотворческую деятельность» и т.п. Дайте правовую оценку подобным суждениям.

 

Тема 4. Правовое регулирование местного самоуправления

1. В Европейской хартии местного самоуправления установлено, что принцип местного самоуправления должен найти отражение в национальном законодательстве страны, подписавшей Хартию, а по возможности – и в ее конституционном законодательстве. Что значит данное требование, по вашему мнению?

2. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт – это решение, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Как вы думаете, что это за акты с точки зрения их юридической природы?

3. Глава муниципального образования вызвал своего заместителя и отдал ему устное распоряжение. По истечении месяца он вынес заместителю дисциплинарное взыскание с формулировкой: «За неисполнение муниципального правового акта главы муниципального образования «город Энск». На недоуменный вопрос заместителя, что это был за документ, глава сослался на то самое устное распоряжение. Что вы думаете по поводу действий главы муниципального образования?

4. Городская дума приняла решение «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования «город Глупов». Прокурор опротестовал данный акт как не подлежащий применению. С его точки зрения, Правила затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, а потому должны быть официально опубликованы. Так ли это? Когда вступают в силу такие муниципальные правовые акты? В свою очередь депутаты ссылались на ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой принятые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению территории муниципального образования вне зависимости от каких-либо условий. 

5. Руководитель органа юстиции принял решение о государственной регистрации устава муниципального образования, а по истечении двух недель отменил собственное распоряжение в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Местный представительный орган, а следом за ним и администрация муниципального образования обратились в суд на незаконные, по их мнению, действия руководителя органа юстиции. Каким вам, кажется, будет решение суда, и почему?

6. Участники публичных слушаний не поддержали проект устава муниципального образования. Тем не менее, депутаты районной думы квалифицированным большинством голосов приняли устав. Органы юстиции в государственной регистрации устава отказали, мотивируя тем, что проект документа не получил одобрения общественности на публичных слушаниях. Оцените ситуацию.

7. Студенты учебной группы, славившиеся в вузе своей отличной успеваемостью, задали преподавателю вопрос о том, какие федеральные конституционные законы входят в состав правовой основы местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Внезапно растерявшийся педагог ничего не мог толком пояснить, что стало причиной возникшего к нему недоверия. Чем вы можете помочь этому преподавателю?

8. Студент Петров в специально подготовленном докладе сделал вывод, что муниципальные правовые акты принимаются только для решения вопросов местного значения и совершенно не касаются отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Так ли это? Что вы думаете по этому поводу?

9. Глава муниципального образования, являющийся одновременно руководителем местной администрации, издает собственные постановления и распоряжения. Прокурор города, будучи уверенным, что глава муниципального образования не имеет такой возможности, внес представление об устранении нарушений закона. В свою очередь, не согласен с действиями прокурора и глава самоуправляющейся территории. «Избранный населением глава, - пояснил он на встрече с жителями города, - да к тому же поддержанный почти 500 тыс. избирателями, имеет права на все, в том числе и на издание собственных муниципальных правовых актов». Разберитесь в ситуации.

10. В уставе города Энск определено, что устав является документом высшей юридической силы. Правительство области, осуществлявшее государственную регистрацию уставов муниципальных образований, оспорило это положение, на том основании, что таким признаком может быть наделен только областной устав. Городская дума Энска обратилась в суд. Каким, по вашему мнению, должно быть решение суда?

11. Глава районной в городе администрации издал постановление, определяющее структуру администрации района. Начальник юридического управления администрации города официально уведомил главу района, что его постановление будет отменено как несоответствующее закону. На ваш взгляд, почему? Кто имеет право отменить данное постановление?

12. В уставе города определено, что решение, принятое на городском референдуме, приравнивается по юридической силе к уставу муниципального образования. Часть депутатов городской думы отказалась голосовать за данную норму, полагая, что это абсолютно неверное положение, дискредитирующее устав, и несоответствующее федеральному законодательству о местном самоуправлении. Выскажите ваше суждение по данному вопросу.   

 

Тема 5. Территориальная организация местного самоуправления

1. В прессе сообщалось, что остров Новая Земля (административно-территориальная единица Архангельской области) носит статус городского округа. На огромном по площади острове расположена пограничная застава и метеостанция. Соотнесите этот статус с законодательными признаками городского округа. Но что делать органам государственной власти Архангельской области, которые прекрасно понимают смехотворность ситуации: наделить остров статусом муниципального района; или же правами сельского (городского) поселения; ходатайствовать перед федеральными властями о внесении дополнений в федеральное законодательство, направленных на расширение перечня типов муниципальных образований, в котором нашли бы свое место территории с особым природным, географическим и иным статусом?

2. В Свердловской области широкую огласку получил проект, названный в прессе «Большой Екатеринбург». Он предполагает слияние собственно Екатеринбурга с близлежащими городами в одно новое муниципальное образование. Допускает ли Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность преобразования муниципального образования, смену его статуса? Если да, то, каким образом? Составьте план поэтапного преобразования муниципальной территории в форме объединения. Какие действия властей и иных возможных субъектов данного процесса он должен включать?

3. Студент второго курса Иванов полагает, что статус муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Студент этого же курса Петров, напротив, убежден, что данный статус должен определяться уставом муниципального образования. А вот старшекурсник Сидоров склонен думать, что тип самоуправляющейся территории должен регламентироваться и региональным законом, и уставом муниципального образования в совокупности. Выскажите собственное суждение по данному вопросу.    

4. В уставе муниципального образования «город Екатеринбург» в состав территории муниципалитета включены собственно город Екатеринбург, а также примыкающие к нему населенные пункты: поселки Широкая речка, Горный Щит, Северка и т.д. Всего более 30 территорий, именуемых в администрации города отдаленными территориями. Каким статусом, по вашему мнению, располагают эти территории: самостоятельных муниципальных образований; части единой территории Екатеринбурга; населенных пунктов с особым правовым положением?

5. Свердловская область по количеству городских округов (67 из 94 муниципальных образований) превосходит три федеральных округа: Дальневосточный (50), Северо-Западный (50) и Южный (61). Как вы воспринимаете такое соотношение? Назовите признаки муниципальных образований, созданных в форме городских округов.

6. В наименованиях многих муниципальных образований Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа и других субъектов Российской Федерации нашел отражение тип соответствующего муниципального образования, что звучит примерно так: «Муниципальное образование городской округ «город Энск», «Энский городской округ», «Городской округ «город Энск». Ваше отношение к такому решению данного вопроса?

7. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения вступил в силу в период избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа данного муниципального образования. Один из неравнодушных жителей данного поселения усомнился в правомерности этого. Не одолевают ли вас подобные сомнения?

8. Глава муниципального образования и его заместители в преддверии изменения границ муниципального образования заспорили о том, кто должен выступить инициатором данной процедуры.  Демократично настроенный глава полагал, что этим субъектом должно быть население муниципального образования. Его заместители были уверены, что инициировать данный вопрос лучше органам местного самоуправления. К какому варианту склоняетесь вы? Зависят ли от инициатора данного вопроса наступление тех или иных правовых последствий? Проанализируйте ситуацию.

9. Дума муниципального района, границы которого подлежали изменению, приняла решение об отнесении нескольких населенных пунктов к другому муниципальному району. При этом депутаты были уверены, что мнение населения указанных населенных пунктов должны выражать именно они, как того и требует ч. 2.1. ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Что вы думаете по этому поводу?   

10. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории сельского поселения могут входить один сельский населенный пункт или поселок с численностью жителей  более 1000 человек. Существуют ли исключения из этого правила? 

11. Органы местного самоуправления наукоградов и закрытых административно-территориальных образований осуществляют вопросы местного значения городских округов. Какие иные дела им приходится решать помимо вопросов местного значения? Проанализируйте соответствующее федеральное законодательство.

12. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится понятие «внутригородские территории городов федерального значения». Поясните, о чем идет речь. Какими актами устанавливается статус этих территорий?  

 

Тема 6.  Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

1. Группа депутатов небольшого сельского поселения настаивала на внесении поправок в устав муниципального образования в части установления смешанной избирательной системы по выборам местного представительного органа. Другая часть депутатов возражала, дескать, читайте постановление Конституционного суда РФ от 07.07. 2011г. № 15-П, касающееся применения избирательных систем на выборах представительных органов сельских поселений. О чем идет речь в указанном постановлении? В каких случаях смешанная избирательная система является обязательной?

2. При разработке устава муниципального образования вышел спор о том, какой тип избирательной системы выбрать для проведения выборов главы города. Предлагалось остановиться на мажоритарной системе абсолютного большинства, но другие напоминали, что избирательный кодекс области фиксирует иной тип избирательной системы – относительного большинства. А раз так, рассуждали они, устав муниципального образования должен воспроизвести именно этот тип. Каким документом устанавливается вид избирательной системы?     

3. В редакцию городской газеты пришло трогательное письмо от девятиклассников местной школы с просьбой разъяснить, почему им не позволяют участвовать в опросе граждан, связанном с возможным переименованием некоторых улиц в их любимом городе. Не зная, что ответить школьникам, редактор газеты поручил сочинить ответ практиканту. Каким должен быть ответ школьникам?

4. Студент Васильев сделал сообщение об особенностях правового регулирования местного референдума. Он, в частности, отметил, что органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними (ч. 8 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Однокурсник Васильева студент-отличник Заславский обратил внимание группы на то, что нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения местного референдума, грозит должностным лицам местного самоуправления серьезными наказаниями. И привел другую норму Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Оказавшийся в затруднительном положении Васильев не знал, что ответить. Какие санкции имел в виду Заславский? Какую норму Федерального закона он привел?  

5. Студенты получили задание проанализировать статьи 22-33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и назвать, какие муниципальные правовые акты следует принять местным органам власти в развитие законодательных положений об институтах прямой демократии. Преподаватель, поручивший домашнее задание, рекомендовал студентам ознакомиться с такими актами, принятыми в городе Екатеринбурге. Вам также предстоит назвать эти документы.

6. К вам обратились с просьбой зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления и провести государственную регистрацию ТОС в качестве юридического лица. Подготовьте подробный план мероприятий с перечнем необходимых документов и указанием сроков осуществления необходимых действий.

7. Органы государственной власти одной из областей Уральского региона настояли на проведении опроса жителей областного центра с целью выявления и учета их мнения при принятии решения о строительстве крупнейшего выставочного комплекса. Вместе с тем финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, было возложено на городские власти. Что предпринять в данной ситуации?

8. В администрации крупного муниципалитета проводилась аттестация муниципальных служащих – сотрудников администрации. Члены аттестационной комиссии, среди которых был независимый эксперт, задавали аттестуемым различные вопросы: 1. Что такое избирательная система в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? 2. В соответствии, с каким законодательным актом осуществляется деятельность должностных лиц местного самоуправления, связанная с обращениями граждан? Что такое обращение граждан? 3. Можно ли местный референдум проводить на части территории муниципального образования? 4. Почему федеральное законодательство разграничивает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления? 5. Есть ли отличия между территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления? 6. Когда считается состоявшимся голосование по вопросу изменения границ муниципального образования?

Муниципальные служащие отвечали на эти вопросы с разной степенью осведомленности, теперь попробуйте ответить на них вы.

9. На основании ст. 25, ч.3 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Известно также, что сход может осуществлять функции представительного органа местного самоуправления. А какие еще функции возлагаются на сходы граждан? В каких муниципальных образованиях они организуются?  

10. Существуют ли, по вашему мнению, отличия между территориальным общественным самоуправлением и органами территориального общественного самоуправления? Если да, то в чем они выражаются?

11. Российское избирательное законодательство допускает при определенных условиях участие иностранных граждан в муниципальных выборах. Распространяется ли это исключение на местный референдум?

12. Инициативная группа, представленная студентами элитного учебного заведения, разработала проект решения городской думы «О правотворческой инициативе граждан» и обратилась в органы местного самоуправления с просьбой о рассмотрении данного проекта. По истечении месяца студенты получили ответ начальника юридической службы думы, который сводился к следующему. Представленный проект нормативного акта не может быть рассмотрен городской Думой из-за отсутствия городского Положения о правотворческой инициативе граждан. В письме содержалась рекомендация подождать какое-то время, пока соответствующий документ не будет принят депутатами. Что делать инициативной молодежи? Ожидать? Обращаться к Президенту Российской Федерации? А, может быть, идти в суд? Ваше мнение?

 

Тема 7. Компетенция местного самоуправления

1. При подготовке проекта устава муниципального образования его разработчики столкнулись с проблемой, являются ли полномочия органов местного самоуправления, изложенные в ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исчерпывающими. «Так и есть, - говорили одни, - ведь статья называется «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения». Другие возражали. По их мнению, полномочия местных властей рассредоточены в разных статьях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления. Третьи утверждали, что полномочия можно найти в самых разных законодательных актах, и все они должны быть проанализированы для включения в устав муниципального образования максимального количества полномочий органов местного самоуправления. Выскажите ваше мнение об источниках закрепления полномочий органов местного самоуправления. Проведите анализ статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для выявления полномочий различных муниципальных органов власти.

2. Начальник управления образования издал приказ «Об организации отдыха детей в период летних школьных каникул». Глава местной администрации отменил приказ, ссылаясь на невозможность издания руководителем органа местной администрации исполнительно-распорядительных документов. Глава посчитал, что данный вопрос стоит регламентировать отдельным постановлением главы администрации. По вашему мнению, вправе ли руководитель структурного подразделения издавать муниципальные правовые акты, и какие? Может ли глава местной администрации принимать собственные правовые акты? Какие еще существуют варианты решения данного вопроса?

3. На страницах известного юридического издания развернулась острая полемика относительно самостоятельности местного самоуправления как обособленного уровня публичной власти и управления. Ряд авторов – противников российского местного самоуправления в его нынешнем виде настаивали, что автономия местного самоуправления носит совершенно безграничный характер, мол, местные власти «что хотят, то и воротят». Их оппоненты – люди, умеренные в оценках, возражали. По их мнению, российское местное самоуправление действует исключительно в рамках правил, заданных федеральными органами государственной власти. В качестве иллюстрации они ссылались на вопросы местного значения муниципальных образований различных типов. Подскажите, как этот пример может характеризовать данную ситуацию? Каким образом формулируются вопросы местного значения? Кем они устанавливаются?

4. Уставный суд Свердловской области во второй половине 1990-х гг. рассматривал постановление главы города Екатеринбурга, устанавливающее тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Речь шла о том, вправе ли глава муниципального образования устанавливать такие тарифы. Несмотря на то, что предмет спора касался, по сути, одного вопроса (тарифов, но только в разных отраслях городского хозяйства), выводы суда оказались разными. В одном случае установление тарифов было отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В другом случае – к компетенции региональных органов власти. Изучите эти решения Уставного суда и ответьте, какие вопросы в этой части подведомственны органам местного самоуправления?

5. На семинарском занятии зашел спор о структурных элементах компетенции местного самоуправления. Часть студентов придерживалась мнения о ее двухэлементном составе. Другая группа студентов разделяла точку зрения тех, кто полагает, что компетенция есть только полномочия органов местного самоуправления. Обе стороны ссылались на мнения авторитетных ученых-юристов, называли их труды, и ничем не уступали друг другу. Приведите и вы фамилии этих маститых авторов. Назовите примеры законодательных актов, где используются эти подходы.

6. Бюджеты муниципальных образований несут затраты на: осуществление текущего и капитального ремонта школ; выплату заработной платы и иного денежного содержания учителям; обеспечение образовательного процесса мебелью, оргтехникой, учебными и методическими пособиями; обеспечение противопожарной безопасности; организацию охраны школы. Назовите правильные ответы.

7. При принятии Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за городскими округами закреплялось 27 вопросов местного значения. В настоящее время их уже около сорока. Чем объяснить такую динамику? Проанализируйте, какие вопросы местного значения были изъяты у органов местного самоуправления городских округов за время действия указанного федерального закона, а какие, напротив, были им вменены?

8. Правительство края потребовало от нескольких муниципальных образований во что бы то ни стало создать муниципальные музеи. Это, по мнению краевых чиновников, должно способствовать повышению уровня культуры населения, формировать чувство гордости за родной край и привязанности к нему. Между тем, органы местного самоуправления этих муниципальных образований отказались выполнять данное распоряжение. Почему? Какие муниципальные образования могут в принципе создавать муниципальные музеи? Мотивируйте позицию органов местного самоуправления.

9. Лектор убеждал своих слушателей, что органы местного самоуправления в состоянии решать не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия. Что касается органов государственной власти субъектов федерации, то они ни под каким предлогом не могут решать вопросы местного значения, принадлежащие муниципалитетам. На вопрос из зала, а как понимать положения ст. 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лектор не знал, что ответить. Как вы понимаете нормы ст.75 указанного законодательного акта? Проанализируете их, классифицируйте основания осуществления органами государственной власти вопросов местного значения.

10. Глава городского округа г. Екатеринбург издал Постановление о привлечении населения муниципального образования к выполнению социально значимых работ по уборке территории города, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства и озеленения территории. Основанием принятия такого решения стал пункт 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако прокуратура Свердловской области внесла протест на указанное Постановление главы городского округа, аргументируя свои возражения тем, что в уставе муниципального образования не предусматривалось полномочие главы города привлекать население к выполнению социально значимых работ.

Проанализируйте указанную ситуацию. Кто прав в данном споре? Проанализируйте, что в Екатеринбурге сделано или что необходимо сделать для реализации п. 2 ст. 17 ФЗ-131 на территории городского округа.

11. Глава городского округа г. Екатеринбурга и губернатор Свердловской области заклю­чили соглашение о передаче полномочий по организации первичных мер пожар­ной безопасности высшему исполнительному органу субъекта Российской Феде­рации.

Прокурор субъекта Российской Федерации внес протест на указанное соглашение, мотивируя свои возражения тем, что федеральное законодательство не предусмат­ривает передачи полномочий органов местного самоуправления органам государ­ственной власти.

Руководители муниципального образования и субъекта Федерации пояснили, что в законодательстве отсутствует положение о запрете наделения органов государ­ственной власти полномочиями органов местного самоуправления. Разрешите спор.

12. Согласно Закону города Москвы «О местном самоуправлении в городе Москве», установлен перечень вопросов местного значения муниципальных образований, созданных в столице. Группа граждан обратилась в суд с требованием о признании данного Закона несоответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Истцами двигал один мотив: перечень вопросов местного значения, изложенный в Федеральном законе, существенно расходится с перечнем, изложенном в столичном законе. Каково ваше мнение по этому вопросу? Разрешите возникший спор.

13. Дайте оценку следующим действиям федерального законодателя: отмена функции муниципального экологического контроля и надзора и последующее наделение органов местного самоуправления вопросом, связанным с осуществлением, например, муниципального лесного контроля и надзора; изъятие из ведения муниципалитетов функции опеки и попечительства в качестве вопроса местного значения и последующее его включение в ряд статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции: «Участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству».

14. Известно, что органы местного самоуправления вправе выполнять отдельные государственные полномочия. А могут ли органы государственной власти осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Если да, то какие? Проанализируйте на этот счет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0