БелЮИ МВД, теория государства и права (курсовая работа, 2014 год, темы 1-20)
Узнать стоимость этой работы
12.09.2014, 12:02

Тема 1. Методология теории государства и права

Примерный план:

Введение

1.  Понятие и значение методологии науки.

2.  Система методов теории государства и права.

Заключение

Методические рекомендации

Проблема методологии относится к числу базовых, поскольку затрагивает познавательный инструментарий науки, систему принципов, приемов, средств, которые обеспечивают получение объективно-истинного знания об изучаемом предмете.

В рамках первого вопроса необходимо определиться с тем, что представляет собой методология науки. Важно обратить внимание на широкий и узкий смысл понимания методологии науки. В первом случае речь идет о самой мировоззренческой позиции, принципах познания, а во втором, о собственно методах изучения предмета науки. Следует предложить развернутый анализ значения методологии науки в реализации целей научного познания.

Второй вопрос предполагает выстраивание системы методов познания, анализ их познавательного потенциала и роли в исследовании государственно-правовых явлений. Необходимо учитывать традиционный подход к классификации методов науки на общенаучные, частнонаучные и специальные.

Тема 2. Основные закономерности возникновения государства и права у различных народов

Примерный план:

Введение

1.  Восточный (азиатский) путь возникновения государства и права.

2.  Западный путь возникновения государства и права.

3.  Общие закономерности возникновения государства и права.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса автору следует охарактеризовать универсальный путь возникновения государства и права, имевший место в подавляющем большинстве случаев и состоящий, прежде всего, в необходимости совершенствования форм управления при организации крупных общественных работ (строительство ирригационных сооружений).

Во втором вопросе следует показать отличия западного (уникального) пути возникновения государства и права от азиатского, охарактеризовав особенности греческой, римской, западно-германской и славянской форм образования государства и права.

В третьем вопросе на основе анализа изложенного материала, необходимо выделить основные причины возникновения государства и права, присущие как восточному, так и западному пути развития человеческой цивилизации.

Тема 3. Понятие и сущность государства

Примерный план:

Введение

1.  Плюрализм в понимании и определении государства.

2.  Основные подходы к сущности государства.

3.  Основные закономерности эволюции государства.

Заключение

Методические рекомендации

В первом вопросе автору необходимо сформулировать понятие такого сложного политико-правового явления, как «государство», перечислить его основные признаки и раскрыть их.

При исследовании второго вопроса следует учитывать, что проблема выявления сущности государства относится к числу наиболее сложных и дискуссионных. Поэтому, прежде всего, необходимо определить содержание такой научной категории как сущность. Нужно исходить из того, что сущность явления это, то главное и необходимое в нем, что, в конечном счете, определяет его качество, роль и социальное предназначение. Далее целесообразно охарактеризовать особенности классового и общесоциального подходов в определении сущности данного явления.

Третий вопрос, призван раскрыть, каким образом видоизменялась сущность государства в ходе его эволюции от инструмента подавления и эксплуатации общества к партнерской модели взаимоотношений с социумом.

Тема 4. Суверенитет как основополагающее свойство государства

Примерный план:

Введение

1.  Понятие и сущность суверенитета.

2.  Принципы и свойства суверенитета.

3.  Современное состояние и тенденции развития основ государственного суверенитета современной России.

Заключение

Методические рекомендации

При характеристике первого вопроса необходимо дать определение суверенитета как политико-юридической категорией, в которой политическая и юридическая стороны неразрывно связаны и в совокупности определяют его сущность.

В ходе освещения второго вопроса автору целесообразно раскрыть содержание таких принципов суверенитета как политико-юридический характер государственного суверенитета; атрибутивность государственного суверенитета; реальность государственного суверенитета; неисчерпаемость суверенных прав; непрерывность государственного суверенитета.

В третьем вопросе следует обратить внимание на выявление и изучение факторов, обусловливающие особенности государственного суверенитета современной России. В целях определения тенденций развитие суверенитета Российской Федерации нужно исследовать ряд программных документов, исходящих от официальных органов государственной власти (доктрин, концепций, стратегий).

Тема 5. Механизм государства

Примерный план:

Введение

1. Понятие, структура и назначение механизма государства.

2. Понятие, признаки и классификация государственных органов.

3. Принципы организации и функционирования государственного механизма.

Заключение

Методические рекомендации

При освещении первого вопроса необходимо сформулировать понятие механизма государства, охарактеризовать его элементы, представленные в виде системы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также раскрыть назначение исследуемого целостного иерархического явления в обществе.

Второй вопрос включает в себя определение понятия «государственный орган», выделение признаков, которые отличают данный элемент механизма государства от государственных учреждений и предприятий. Предполагается также осуществления анализа существующих вариантов классификации государственных органов. Отдельное внимание должно быть посвящено делению государственных органов в зависимости от принципа разделения властей. Следует показать функции законодательных, исполнительных и судебных государственных органов.

Раскрывая третий вопрос курсовой работы целесообразно дать определение принципов государственного механизма, перечислить основополагающие идеи и положения, лежащие в основе формирования, организации и деятельности механизма государства и охарактеризовать их.

Тема 6. Органы внутренних дел в механизме современного государства

Примерный план:

Введение

1. Правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел.

2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.

3. Система органов внутренних дел.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо учитывать, что правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Органы внутренних дел в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

При освещении второго вопроса следует перечислить основные направления деятельности органов внутренних дел и дать их развернутую характеристику, обратив особое внимание на такие функции как, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах.

Третий вопрос предполагает исследование автором системы органов внутренних дел и ее структурных элементов, прежде всего, полиции, поскольку она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Именно полиция выполняет основной массив работы, связанный с реализацией правоохранительной функции государства.

Тема 7. Формы межгосударственных объединений

Примерный план:

Введение

1. Понятие и разновидности форм межгосударственных объединений.

2. Особенности юридической природы СНГ.

Заключение.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо исходить из того, что территориальные проблемы межгосударственного устройства известны человечеству на протяжении всего времени его существования.

Выступая наряду с унитарными и федеративными государствами в качестве третьей формы государственного устройства, конфедерации (а также различные государственно-правовые объединения, союзы суверен­ных государств и т.д.) недостаточно изучены как самостоятельный институт современной теории государства и права: нет однозначного определения понятия объединения государств, отсутствует единая позиция относительно их места в теории государства и права, деления на виды, классификации.

В современной теории государства и права нет четкого определения понятия «объединение государств».

Следует акцентировать внимание на том, что межгосударственные объединения (конфедерации, содружества и сообщества государств, унии, империи и др.) являются самостоятельным институтом теории государств и права, который тесно связан с элементами формы государства и, в частности с вопросами государственно­го устройства. Объединения государств хотя и обладают признаками государственности, но, тем не менее, не являются самостоятельными государствами, а являются, скорее, переходной формой.

На сегодняшний день практике известны следующие виды межгосударственных объединений: империя, инкорпорация, конфедерация, протекторат, содружество государств, сообщество государств, сюзеренитет, уния (личная и реальная). Необходимо показать их особенности на примере конкретно-исторической государственно-правовой практики.

В рамках второго вопроса предполагается анализ политико-правовой природы Содружества Независимых Государств как формы интеграции государств, возникших после распада СССР.

Тема 8. Роль государства и права в обеспечении национальной безопасности

Примерный план:

Введение

1. Понятие и содержание национальной безопасности.

2. Правовые основы обеспечения национальной безопасности.

3. Организационные основы обеспечения национальной безопасности.

Заключение

Методические рекомендации

При характеристике первого вопроса необходимо дать определение национальной безопасности и раскрыть ее содержания как системы, включающей совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, в рамках которой осуществляется деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Следует также учитывать, что система национальной безопасности призвана предотвратить, либо минимизировать внутренние и внешние угрозы различного характера, а также выявить пути, определить методы и способы деятельности субъектов по обеспечению национальных интересов и достижению безопасного состояния всей системы.

Во втором вопросе автор должен перечислить источники российского права, являющиеся правовой основой обеспечения национальной безопасности. Целесообразно указанную совокупность актов структурировать в зависимости от их юридической силы и территории действия.

В ходе подготовки третьего вопроса следует охарактеризовать систему последовательно организованных, действующих поэтапно и на основе официальных нормативных установок государственных институтов осуществляющих деятельность по поддержанию правовых, институциональных механизмов, ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам и образующих в своей совокупности государственно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности.

Тема 9. Теория социального государства

Примерный план:

Введение

1. История становления теории социального государства.

2. Сущность и признаки социального государства.

3. Практика построения социального государства в России.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса плана особое внимание следует уделить ученым, которые разрабатывали теорию социального государства и те черты, которые они считали присущими ему. Также необходимо охарактеризовать этапы становления социального государства, три модели современного социального государства: позитивное государство, собственно-социальное государство, государство благоденствия.

При освещении второго вопроса плана следует раскрыть сущность социального государства и качественные отличия, которые присущи социальному государству, такие как минимум социальных благ для каждого члена общества, социальная защита, социальная помощь, проведение государством политики социального компромисса.

В ходе раскрытия третьего вопроса плана необходимо отразить те изменения, которые произошли в социальной сфере в России с момента принятия Конституции РФ 1993 г., в частности закрепление РФ как социального государства, повышение минимального размера оплаты труда, монетизация льгот, развитие системы социальных служб, установление социально-экономических гарантий в целом.

Тема 10. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства

Примерный план:

Введение

1. Понятие и назначение типологии государства.

2. Особенности формационного подхода к типологии государств.

3. Исторические типы государств.

4. Особенности цивилизационного подхода к типологии государств.

Заключение

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает необходимость показать роль типологии в изучении государства, как эффективного инструмента познания сущности данного явления, закономерностей эволюции государственности. В рамках типологии происходит обобщение практически всех сторон государственной организации.

Второй вопрос призван раскрыть особенности формационного подхода к типологии государства, его сильные и слабые стороны. Необходимо охарактеризовать марксистскую концепцию исторического процесса, основания выделения общественно-экономических формаций, показать причины их смены. Отдельное внимание должно быть уделено связи типа государства и его сущности.

Освещая третий вопрос, следует выделить основные исторические типы государств (восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический) и проанализировать их родовые характеристические черты.

Четвертый вопрос призван раскрыть особенности цивилизационного подхода к типологии государства, его сильные и слабые стороны. Необходимо охарактеризовать основные научные школы, представители которых развивают данную концепцию (А.Тойнби, О. Шпенглер, У. Ростоу и др.). Также, следует акцентировать внимание на проблемах выделения типов государства, которые существуют в рамках цивилизационной концепции, в части касающейся выбора критерия типизации.

Тема 11. Естественно-правовая доктрина в правопонимании

Примерный план:

Введение

1. Становление и развитие естественно-правовой концепции:

а) естественно-правовые воззрения в трудах мыслителей Античности;

б) теория естественного права в период буржуазных революций;

в) естественно-правовые учения в России;

2. Современное возрожденное естественное право (неотомизм, феноменологизм, экзистенциализм и герменевтика).

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса необходимо иметь ввиду, что естественно-правовая мысль опирается на теоретическое наследие средневековья и даже древности, поэтому исследуя ее становление и развитие необходимо проанализировать ее истоки в трудах мыслителей Античности, а именно Платона, Аристотеля и Цицерона.

Далее необходимо обратиться к эпохе Просвещения или периоду буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции здесь необходимо подробно охарактеризовать взгляды Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др. Основное внимание необходимо уделить понятию естественного и волеустановленного права в трудах указанных мыслителей выявив общее и особенное, их специфику.

Рассматривая естественно-правовые учения в России необходимо начинать с характеристики основных факторов, оказавших влияние на формирование русской политико-правовой мысли. Автору следует раскрыть взгляды Феофана Прокоповича, охарактеризовать содержание его произведений «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент» и др.

Автору следует обозначить политико-правовые взгляды В.Н. Татищева, его понимание концепции естественного права и обоснование «узды неволи». Следует обратить внимание, что Татищев подразделяет законы на естественные и гражданские (положительные). Особое внимание необходимо уделить требованиям, предъявляемым к закону.

Обратите внимание, что более радикальной явилась политическая программа известного писателя екатерининского времени Александра Николаевича Радищева Его взгляды, изложенные в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Автору необходимо обратиться к основным политическим проблемам сформулированных А.Н. Радищевым выразившихся в крике крепостного права и абсолютизма, поиске путей и средств освобождения крестьян, обоснованию народной революции как естественного акта о построении общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся.

Раскрывая данный вопрос необходимо остановиться на характеристике политико-правовых идей декабристов (П.П. Пестеля, Н.М. Муравьева): ликвидации крепостного права и самодержавия; создание в России представи­тельных учреждений; отмене сословного строя; всеобщем равенстве перед законом.

При ответе на второй вопрос необходимо учитывать, что среди политико-правовых концепций двадцатого века особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права, но уже имеют существенные отличия от предшествующих взглядов на естественные права человека. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, правоведение двадцатого столетия рассматривает человека с точки зрения социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав, кроме неотъемлемых, призванных гарантировать независимость от государства личность, включились и социально-экономические. Поэтому автору необходимо проанализировать доктрины естественного права, получившие наибольшее распространение в современных условиях, такие как неотомизм (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер), феноменологизм (Г. Гуссерль, А. Райнах), экзистенционализм (Э. Фехтер, Г. Кон), герменевтика (А. Кауфман, В. Хассемер). Целесообразно, раскрыть сущность указанных доктрин и провести их сравнительный анализ.

Тема 12. Нормативистская школа права

Примерный план:

Введение

1. Становление и развитие позитивистского направления в юриспруденции.

2. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

3. Современные тенденции развития нормативного правопонимания.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что позитивистский тип правопонимания основан на методологии классического позитивизма как особого течения социально-философской мысли, суть которого состоит в признании единственным источником знания лишь конкретных, эмпирических данных, установленных путем опыта и наблюдения. Исторически первым и основным по своей значимости направлением позитивистской юриспруденции является легистский подход к пониманию права, в рамках которого право отождествляется с законом, т.е. с предписанным публичной властью общеобязательным правилом поведения, обеспеченным политико-властным принуждением (слово «закон» используется здесь в широком смысле, включающем в себя судебный прецедент и правовой обычай). Поэтому автору следует проанализировать учения И. Канта, Р. Штаммлер, К. Берг и др.

При ответе на второй вопрос, следует иметь ввиду, что одним из основных направлений юридического позитивизма является нормативистская или «чистая» теория права австрийского юриста Г. Кельзена (1881-1973 гг.), выраженная в основной его работе “Чистая теория права». В соответствии с данной теорией исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем. Автору следует обратить внимание, что право - это сфера должного, а не сущего. Поэтому Г. Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме. При характеристике данной теории необходимо сделать основной акцент на ее достоинствах и недостатках.

Раскрывая третий вопрос автору необходимо проанализировать современные тенденции развития нормативного правопонимания применительно к различным правовым системам. Преимущества юридического позитивизма следует усматривать в том, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, установлению стабильного правопорядка. Вместе с тем, увлеченность формальной стороной права приводит к недооценки роли содержания закона, факторов внешнего влияния на право.

Тема 13. Социологический подход к праву

Примерный план:

Введение

1. История развития социологического направления в юриспруденции:

a) социологический позитивизм Рудольфа Иеринга.

b) теория свободного права Евгения Эрлиха.

c) социологическая юриспруденция Роско Паунда.

d) правовой реализм К. Ллевелина и Д. Фрэнка.

2. Современное социологическое направление в юриспруденции.

Заключение

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос следует проанализировать, такие теории, как органицизм, социал-дарвинизм и др. Органицизм давал возможность анализировать различные социальные объекты как целостные, динамичные, изменяющиеся и развивающиеся образования (организмы) со свойственными им определенными жизненными циклами и функциями. Данное направление политико-правовой мысли, было развито Р. Иерингом. При анализе его воззрений на государство и право необходимо охарактеризовать, два периода его творчества «юриспруденцию понятий» и «юриспруденцию интересов».

Огромную роль в развитии европейской социологической юриспруденции сыграл австрийский юрист Евгений Эрлих (1862 – 1922). В своих работах «Свободное правонахождение и свободная наука права», «Основы социологии права» (1913 г.) и других он начинает с того, что критикует юриспруденцию за то, что она всю сложную социальную реальность рассматривает исключительно через призму судебной практики. При анализе взглядов Е. Эрлиха, следует обратить внимание, на разграничение между правовой областью, правопорядком и другими областями социальной жизни: моралью, религией.

Раскрывая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что основные идеи немецкого ученого Иеринга в своих научных трудах развивал не только Эрлих, но и наши русские ученые. Яркими примерами могут служить имена таких русских исследователей, как С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, П.А. Сорокин и др. Автору надлежит исследовать взгляды указанных представителей и уделить внимание оценке их идей, связанных с обоснованием социологического направления в юриспруденции.

Особое внимание следует обратить на то, что социологическая юриспруденция противопоставила право закону, и тем самым поставила вопросы о необходимости системного изучения права, об обусловленности права фактическими общественными отношениями.

Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США, где она представлена двумя главными разновидностями: умеренным крылом, так называемой гарвардской школой права во главе с Р. Паундом, и более радикальным крылом – «реалистами» (К. Ллевеллин, Д. Фрэнк и др.).

Автору необходимо проанализировать воззрения Р. Паунда на понятие права в соответствии с социолого-функциональным подходом и выделить три основные стороны в его понятии:

1) право как правопорядок;

2) право как вся совокупность юридических предписаний;

3) право как судебный и административный процесс.

«Реалисты» - К. Ллевеллин (1893 – 1962), Д. Фрэнк (1889 – 1957) и другие – сделали крайние по сравнению с гарвардской школой права выводы. Пренебрежение к закону, судебно-административное правотворчество они довели до гротесковых форм. Ллевеллин противопоставлял «бумажные нормы» (нормы должного поведения, выраженные в законах и прецедентах) праву в жизни, или «реальному праву» (отсюда название данного направления). Центр правовых исследований был перенесён им на изучение деятельности и поведения судей и должностных лиц административного аппарата. Именно здесь, утверждал Ллевеллин, создаётся право: «Действия, относящиеся к решению споров, являются сферой права».

В отличие от умеренного крыла реалисты К. Ллевеллин и Д. Фрэнк центр правовых исследований перенесли на изучение деятельности и поведения судей и должностных лиц административного аппарата. При рассмотрении взглядов указанных представителей целесообразно проанализировать содержание пяти основных постулатов сформулированных реалистами.

В целом, социологическая юриспруденция подвергла резкой критике юридический позитивизм, формально-догматическое направление, за смешение права и закона. Но, с одной стороны, социологическая юриспруденция идеалистична, склонна к отрицанию нормативного характера права, противопоставляет нормы и правопорядок, отвергает нормативную силу закона, противопоставляет науку и идеологию, исключает сущностные проблемы права.

Отвечая на второй вопрос, следует иметь ввиду, что многие социологические идеи были привнесены на Запад отечественными учеными-юристами, но именно там, в условиях западной культуры и экономики они были востребованы и развиты, что позволило выйти социологии права на совершенно новые рубежи. В последние годы в отечественной теории права наблюдается заметное оживление интереса к социологическому типу правопонимания. Это в значительной мере обусловлено потребностями социальной практики, которая не может получить надлежащее решение ряда актуальных проблем в рамках доминирующего в отечественной юриспруденции нормативиского подхода.

Необходимо отметить, что в последнее десятилетие наряду с «теоретической социологией права» широкое развитие получила «прикладная социология права» - использование конкретно-социологических методов для изучения правовых явлений, например социологических аспектов законодательной деятельности и законотворческого процесса («законодательная социология»), судейского корпуса и карьеры судей, отношения отдельным правовым институтов и т.д.

Автору следует рассмотреть «социологию права в узком смысле» охарактеризовать накопленный немалый материал по данной проблематике, а также проанализировать методику проведения конкретных правовых исследований.

Тема 14. Принципы права

Примерный план:

Введение

1. Понятие и значение принципов права.

2. Классификация принципов права.

Заключение

Методические рекомендации

При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание на различные авторские определения термина «принципы права», которые предлагаются в учебной литературе. Следует уяснить и передать значение принципов права на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований. Так же надо учесть, что принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов.

Во втором вопросе следует раскрыть классификацию принципов права, учитывая, что выделяются общеправовые, межотраслевые и отраслевые. При рассмотрении того или иного видового ряда принципов права необходимо приводит примеры, которые должны быть подкреплены выдержками из нормативно-правовых актов. Так же здесь необходимо учитывать и способы закрепления принципов права в законодательстве – текстуальный и смысловой.

Тема 15. Функции права: понятие и система

Примерный план:

Введение

1. Понятие функций права и их система.

2. Характеристика собственно-юридических функций права.

3. Характеристика социальных функций права.

4. Формы реализации функций права.

Заключение

Методические рекомендации

При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание на различные авторские определения термина «функции права», которые предлагаются в учебной литературе. Следует определиться какие свойства права аккумулируются в функции права. Для более четкого уяснения понятия «функции права» целесообразно провести различия между ней и близкими по смыслу категориями - «роль права», «задача права» и «функционирование права». Особым аспектом, в рамках первого вопроса, является рассмотрение системы функций права.

При раскрытии второго вопроса обратите внимание, что право осуществляет определенные собственно-юридические функции. Среди этих функций, которые выполняет право, выделяют следующие: регулятивная;- охранительная.

Причем, необходимо учитывать, что регулятивная функция делится на статическую и динамическую.

Рассматривая третий вопрос, следует определиться, что характерно для таких видов общесоциальных функций, как: культурно-историческая, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая.

При раскрытии четвертого вопроса, автор должен учитывать, что функция права - это правовое воздействие, которое состоит из трех форм: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, и правового регулирования. При этом следует раскрыть три взаимосвязанных стадии процесса правового регулирования.

Тема 16. Система нормативного регулирования общественных отношений

Примерный план:

Введение

1. Понятие и виды социального регулирования.

2. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

3. Соотношение права и других социальных норм.

4. Право и технические нормы.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует определить понятие социального регулирования, охарактеризовать его признаки и проанализировать основные виды социального регулирования (индивидуальное и нормативное), проанализировав их достоинства и недостатки.

При ответе на второй вопрос предполагается обратиться к определению социальных норм, а также признаков, характеризующих их. Далее необходимо классифицировать социальные нормы по различным критериям. По сферам действия: экономические, политические; религиозные, экологические и др. В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы. По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные, функционирующие и нефункционирующие. По структуре - простые и сложные и т. д. Особое внимание необходимо уделить видам социальных норм по регулятивным особенностям: нормы морали; нормы-обычаи; корпоративные нормы; религиозные нормы; политические нормы; нормы права, раскрыв их специфическое содержание.

В рамках третьего вопроса, должно иметь ввиду, что, говоря о соотношении норм права с другими социальными нормами, следует проанализировать четыре момента: их единство, различия, взаимодействие и противоречие.

Обращаясь к четвертому вопросу целесообразно отметить, что технические нормы занимают своеобразное место в системе социального регулирования, обусловленное тем, что они регулируют отношения между людьми и природой, техникой (человек и компьютер, человек и орудие труда, человек и производство), тогда как социальные нормы - регулируют отношения между людьми и их объединениями. Раскрывая данный вопрос необходимо обратиться к определению технических норм и их особенностям. Особое внимание следует уделить технико-правовым нормам, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу.

Тема 17. Правовой обычай в системе источников права

Примерный план:

Введение

1. Понятие и виды источников права.

2. Понятие правового обычая и его общая характеристика.

3. Правовой обычай как источник российского права.

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что словосочетание «источник права» не одинаково понималось юристами различных эпох. Но большинство из них были уверены в том, что им следует обозначать все то, откуда мы узнаем о нормах права. Значит, это некая форма, в которую облекается право, выражая свой смысл и требуя те или иные модели поведения людей. В литературе источник права рассматривался в нескольких значениях:

• как источник содержания правовых норм;

• как источник познания права вообще;

• как способ образования норм права.

Автор должен рассмотреть, прежде всего, источник права в смысле формы, в которую «облекается» право. В юридической науке выделяют различное количество источников права именно с позиции той формы, в которой право находит свое выражение. В этой связи, необходимо обратить внимание и раскрыть основные формы права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт.

При раскрытии второго вопроса, следует дать понятие и общую характеристику правовому обычаю, беря во внимание, что правовой обычай - эта самая древняя форма права, которая формировалась на протяжении многих веков. Правовой обычай подкреплялся государственной силой, которая придавала ему общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно вошел в при­вычку в поведении людей. Это не совсем так. Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в современное время и применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Да и нет смысла оформлять в нормативных правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, спо­собны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

При рассмотрении третьего вопроса, необходимо учитывать роль и значение правового обычая в российской правовой системе. В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота (деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг). Например, в соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В то же время обычаи делового оборота не должны противоречить законодательству РФ. В противном случае они не применяются. Ч. 1 ст. 19 ГК РФ гласит: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.

Тема 18. Юридический прецедент как источник права.

Примерный план:

Введение

1. Особенности юридической природы прецедента как источника права.

2. Юридический прецедент в англосаксонской правовой системе: история и современность

3. Юридический прецедент в российской правовой системе

Заключение

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса показать особенности юридического прецедента как источника права, раскрыв его специфические черты и место в ряду иных источников права.

При раскрытии второго вопроса, следует учитывать, что англо-саксонское общее право, если рассматривать его в чистом виде, - самобытная семья правовых систем. Оно характеризуется тем, что юридическое регулирование строится, обобщенно говоря, на юридической практике, на «праве судей», а точнее, на прецедентах - судебных решениях, юридическую суть, логическо-юридические принципы которых суды обязаны применять при рассмотрении аналогичных жизненных проблем; повышенное значение придано процедурно-процессуальным правилам; правовая система выражена не в абстрактно формулируемых нормах - обобщениях высокого уровня, не в структурно-сложном, логически замкнутом построении. Она носит характер «открытой» системы методов решения юридически значимых проблем. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-судебных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где во многих случаях на первое место выступает «субъективное право», защищаемое судом.

В англо-саксонском праве сложилась формула «судебная защита предшествует праву», которая и до сих пор определяет черты правопонимания, присущего этой системе права. Необходимо учитывать, что однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Это общее правило нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

При рассмотрении третьего вопроса, необходимо учитывать роль и значение юридического прецедента в российской правовой системе в двух аспектах. Первый, связан с правоинтерпретационной деятельностью Верховного суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В теории и практике было признанно, что суды имеют право решать конкретные дела, применяя решения вышеуказанных высших судов, как основание к новому пониманию и применению данных правовых норм. Именно в этом, а не в противопоставлении закону судебного прецедента состоит роль судебной практики и будет обобщено и подтверждено высшим судов как бы вторичным, углубляющим и дополняющим закон и другие нормативно-правовые акты источником права.

Второй аспект, связан с деятельностью Конституционного Суда РФ, которая касается разрешения дел о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов РФ, конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также дающего толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению. В результате чего российский законодатель должен приводить нормы закона в соответствии с постановлениями Конституционного Суда.

Тема 19. Юридическая природа нормативного договора

Примерный план:

Введение

1. Понятие, общая характеристика и основные подходы к классификации нормативных договоров.

2. Международные и конституционно-правовые нормативные договоры.

3. Особенности и теоретико-правовой анализ нормативных договоров в иных отраслях права.

Заключение

Методические рекомендации

При исследовании первого вопроса следует проанализировать доктринальные подходы к институту и понятию нормативного договора в различных правовых системах современности, выделить и охарактеризовать общие признаки договора с нормативным содержанием, обратив особое внимание на субъектный состав, а также на системные связи нормативного договора с иными источниками права (преимущественно - с законами). Также необходимо обозначить роль нормативных договоров в федеративных, а также в международных отношениях.

Рассматривая юридическую природу международных договоров, необходимо уяснить, что они являются основными источниками международного права, выделить их классификации по различным основаниям. Следует обосновать особое значение международных договоров для национальных правовых систем с учётом нормативных положений, содержащихся в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. и конституциях Франции, ФРГ, Италии и других зарубежных стран.

 Отдельное внимание рекомендуется уделить договорам, заключаемым МВД России с аналогичными иностранными ведомствами по вопросам борьбы с преступностью.

При анализе конституционно-правовых нормативных договоров необходимо остановиться на своеобразии и значении Федеративного Договора 31 марта 1992 г., договоров между Российской Федерации и субъектами в её составе, а также субъектами Федерации между собой и с зарубежными партнёрами.

В четвёртом вопросе следует с позиции общей теории права определить и проанализировать отличительные черты договоров с нормативным содержанием как источников гражданского, трудового, административного права, выделить виды нормативных договоров в указанных отраслях.

Тема 20. Закон в системе источников российского права

Примерный план:

Введение

1. Понятие и признаки закона.

2. Типология российских законов.

3. Юридическая природа Конституции Российской Федерации.

4. Основные тенденции развития российского законодательства.

Заключение

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует проанализировать различные подходы к определению понятия «закон», выделить и охарактеризовать общие признаки законов с учётом особенностей их принятия, юридической силы, содержания, а также определить место закона среди иных источников российского права.

Исследуя вопросы, связанные с типологией российских законов, необходимо сравнить подходы различных авторов к типологии российских законов, дать развернутую классификацию законодательных актов по различным основаниям (по отраслевой принадлежности, по субъектам, по юридической силе, по времени и территории действия и др.), в обязательном порядке приводя примеры действующих законов. Особое внимание следует обратить на специфику федеральных конституционных законов.

При уяснении юридической природы Конституции Российской Федерации 1993 г. необходимо проанализировать историко-правовые условия её принятия выделить ее принципы и функции, охарактеризовать её юридические свойства, определить роль Конституции РФ в формировании и развитии отечественной системы законодательства.

Рассматривая тенденции развития российского законодательства, следует проанализировать политико-правовые, экономические, социально-культурные условия, в которых происходит эволюция системы российского законодательства, выделить и раскрыть общие тенденции развития законодательства (например, возрастание роли законодательства в жизни общества и государства, расширение сфер правового регулирования, появление новых отраслей и институтов законодательства и др.).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика