Контрольные, курсовые, рефераты, тесты – готовые и на заказ!
 Гарантия качества, доступные цены, индивидуальный подход
 Работы выполняют высококвалифицированные специалисты
Войти      Регистрация
 тел. 8-912-388-82-05
  std72@mail.ru
> 20 лет успешной работы
> 50000 выполненных заказов
Отзывы/вопросы

Форма входа




ОмА МВД, теория государства и права (курсовая работа)
31.03.2016, 19:20

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Примерный план

1. Теория государства и права в системе общественных наук.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Состояние и проблемы современной теории государства и права.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса обучающимся необходимо уяснить, что проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества относятся к числу сложнейших и ключевых для юридической науки. Осмысление этих проблем – объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Государство и право выступают объектами научного познания для большого количества наук, каждая из которых имеет свой предмет – определенную сторону этих сложных социальных явлений. Для того чтобы уяснить специфику предмета теории государства и права, необходимо рассмотреть ее связь с другими общественными науками: философией, социологией, политологией и т. д.

Рассматривая второй вопрос, следует исходить из того, что необходимость выделения в системе юридических наук теории государства и права обусловлена тем, что в реальной жизни действуют такие объективные закономерности развития государственно-правовых явлений, которые являются общими, и без познания которых невозможно глубоко изучить предмет отраслевых юридических наук.

В третьем вопросе необходимо остановиться на проблемах и перспективах развития теории государства и права как науки. Следует обратить внимание на то, что в современном научном знании получили активное развитие процессы взаимопроникновения, интеграции наук, в результате которых возникают новые научные направления. В тоже время возможна ситуация, когда научное направление, развившееся на базе «стыковых исследований», приобретает статус самостоятельной дисциплины (сравнительное правоведение, юридическая техника и т. д.).

 

Тема 2. История развития и особенности англо-саксонской правовой семьи

Примерный план

1. История становления и развития английского права.

2. Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи.

3. Источники англо-саксонского права.

Методические рекомендации

Анализ данной темы целесообразно начать с выявления особенностей становления и развития английского права, поскольку именно эта правовая система послужила основой формирования англо-саксонской правовой семьи. Особое внимание следует уделить соотношению «общего права» и «права справедливости», обратить внимание, на произошедшую в 1873-1875 гг. модернизацию судебной системы.

Второй вопрос предполагает анализ характерных черт англо-саксонского права, к числу которых относят: прецедентный характер права; повышенная роль и значимость процессуального права; отсутствие деления права на публичное и частное и др.

При анализе источников английского права обучающимся следует уделить особое внимание прецеденту как основному источнику права. Поскольку суды в англо-саксонской правовой системе, не только применяют, но и создают нормы права, необходимо уяснить особенности английского судопроизводства (структура, состав судов), структуру судебного решения, правила следования судебному прецеденту. К другим источникам английского права относятся законы (статуты), правовые обычаи (в т. ч. конституционные соглашения), а также правовая доктрина. Следует обратить внимание, что законодательство занимает все более значимое место в системе источников англо-саксонского права, тем не менее, сохраняется принцип, согласно которому норма закона приобретает реальный смысл после применения ее в суде.

 

Тема 3. История развития и особенности романо-германской правовой семьи

Примерный план

1. Становление и основные этапы развития романо-германской правовой семьи.

2. Характерные черты романо-германской правовой семьи.

3. Особенности французского и германского права.

Методические рекомендации

Раскрывая данную тему необходимо выделить и охарактеризовать основные этапы формирования и развития романо-германской правовой семьи. Обучающимся следует обратить внимание, на то, что исторические особенности развития романо-германской правовой семьи во многом предопределили ее характерные черты, к которым, следует отнести: рецепцию римского права; доктринальность и концептуальность; деление на публичное и частное право; верховенство закона, кодифицированный характер нормативных правовых актов. Каждая из указанных черт должна быть проанализирована при раскрытии второго вопроса.

С принятием Германского Гражданского Уложения (1896 г.) происходит разделение единого романо-германского права на романскую и германскую ветви. Романская ветвь опирается, в первую очередь, на право Франции и включает правовые системы Бельгии, Голландии и Италии и др. Германская ветвь объединяет право ФРГ и правовые системы Австрии, Швейцарии и др. Обучающимся, следует выделить и проанализировать основные отличия романского (французского) и германского права. При этом следует обратить внимание на структуру частного и публичного права в данных правовых системах, соотношении закона и иных источников права, роли органов конституционного надзора, в системе подготовки юристов.

 

Тема 4. Мусульманское право

Примерный план

1. Становление и развитие мусульманского права.

2. Особенности мусульманского права.

3. Источники мусульманского права.

Методические рекомендации

Анализ данной темы целесообразно начать с выявления особенностей становления и развития мусульманского права, при этом следует учитывать, что это религиозная правовая семья, право которой распространяется на приверженцев ислама. В настоящее время мусульманское право действует во многих странах (около 50 государств), в таких как Иран, Мавритания, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.

Характеризуя особенности мусульманского права следует обратить внимание на следующее: мусульманское право – неотъемлемая часть ислама; мусульманское право является правом юристов, так как создано учеными-богословами, отсюда наличие многочисленных богословско-юридических школ; ряд институтов носят архаический характер; для мусульманского права характерна казуистичность и отсутствие систематизации; перосональный характер и отсутствие зависимости деления принципов и норм на отрасли и источников права.

Третий вопрос предполагает анализ источников мусульманского права. Обучающимся следует исходить из того, что основным источником мусульманского права в собственном смысле служит мусульманская правовая доктрина (фикх), которая опирается на четыре «корня» (источника) мусульманского права: Коран, Сунну, иджму и кийас.

 

Тема 5. Государство в политической системе общества

Примерный план

1. Понятие и виды политических систем.

2. Структура политической системы общества.

3. Место и роль государства в политической системе общества.

Методические рекомендации

В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «политическая система». Обучающимся предлагается проанализировать и раскрыть существующие определения. Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям: по характеру взаимодействия со средой политические системы делятся на открытые и закрытые; в зависимости от политического режима выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы и т. д. Заслуживает внимания классификация В. Е. Чиркина, который на основе обобщения основных признаков выделяет три основные модели политических систем: командную, соревновательную и социопримирительную.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т. е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы. Для анализа сложно организованных систем существует понятие «подсистема». В юридической и политической литературе выделяются следующие подсистемы политической системы: институциональная, функциональная, регулятивная, идеологическая и коммуникативная. Обучающимся необходимо, прежде всего, проанализировать институциональную (организационную) подсистему, выделить место и роль, специфические функции, цели и задачи каждого из ее субъектов. Представляется возможным остановиться на следующих субъектах: политические партии, общественные объединения, органы местного самоуправления, граждане. Государство как субъект политической системы следует рассмотреть отдельно.

Третий вопрос посвящен раскрытию основных качеств государства, позволяющих определить его специфическую роль в качестве субъекта политической системы общества. Необходимо учитывать, что государство занимает центральное место в политической системе общества, что обусловлено его сущностью и признаками. Следует подумать о том, как государство воздействует на политическую систему и ее отдельные субъекты, и как политическая система и ее субъекты взаимодействует с государством.

 

Тема 6. Развитие государства и права в условиях глобализации

Примерный план

1. Понятие и этапы развития глобализации.

2. Тенденции развития государства в условиях глобализации.

3. Тенденции развития права в условиях глобализации.

Методические рекомендации

Процессы глобализации в современном мире приобретают всеохватывающий и необратимый характер. На первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Глобализация в научной литературе рассматривается по разному, и как процесс, и как новая идеология, и как этап развития человеческой цивилизации. Обучающимся следует проанализировать указанные определения глобализации и сделать собственные выводы. Что касается истории развития данного явления, то, по общему мнению, глобализация – это феномен ХХ века, начало которого связано с принятием Устава ООН и провозглашением Всеобщей декларации прав человека.

При изложении второго вопроса обучающимся следует обратить внимание на то, что углубление взаимосвязанности государств ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней политики. Политика государства во многом определяется его местом в международной системе. Глобализация расширяет сферу функциональной ответственности государства и одновременно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы. Именно поэтому представляется целесообразным рассмотреть изменения основных функций (политической, экономической, социальной и т. д.) государства под воздействием глобализации.

Не менее существенное влияние глобализация оказывает и на право. Среди наиболее значимых тенденций развития права следует выделить его универсализацию и унификацию. В основе их возникновения и развития лежит объективный процесс интеграции мировой экономики, финансов, средств связи, средств массовой информации и других средств и сфер жизни общества, который не мог не отразиться как на эволюции права в целом, так и на тенденциях его дальнейшего развития.

В условиях глобализации наряду с тенденциями универсализации и унификации права все более отчетливо проявляются тенденции формирования и более активного использования принципов права как регуляторов общественных отношений, усиления роли и значения судейского права, а вместе с ним и его источников в виде прецедента и судейской практики, расширения правовых норм касающихся прав человека и гражданина.

 

Тема 7. Функции современного Российского государства

Примерный план

1. Понятие и сущность функций государства.

2. Классификация и эволюция функций государства.

3. Механизм реализации функций российского государства.

Методические рекомендации

Определяя сущность функций государства, следует исходить из положения, согласно которому функции государства – это основные направления его деятельности, но не сама деятельность. Поскольку сферы государственной деятельности разнообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства и права встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, реализуется и развивается его сущность, и которые отражают способы существования государства.

При характеристике второго вопроса следует обратить внимание на проблемы классификации функций государства и их характеристику. Для того чтобы показать эволюцию функций государства, обучающимся необходимо рассмотреть соотношение понятий «цель» – «задача» – «функция». Прежде всего, в формировании определенной цели государства проявляются его социальное назначение. Для достижения этой цели объективно нужно решение конкретных задач, что в свою очередь, обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Раскрывая третий вопрос, необходимо, прежде всего, охарактеризовать правовые (правотворческая деятельность, правоисполнительная деятельность, правоохранительная деятельность) и неправовые формы (организационно-подготовительная работа в процессе осуществления функций государства) реализации функций государства.

 

Тема 8. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

Примерный план

1. Становление и развитие теории разделения властей.

2. Разделение властей как принцип права.

3. Реализация принципа разделения властей в современной России.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо выделить и проанализировать основные положения рассматриваемой теории, обратить внимание на особенности ее возникновения и развития.

Разделение властей представляет собой системообразующий принцип современного государства. Главная цель разделения властей – это недопущение сосредоточения всей государственной власти в одних руках, обеспечение демократических путей построения и существования государственного механизма. Обучающиеся должны обратить внимание на то, что в современных условиях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям. Во-первых, некоторые государственные органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе государства, когда он по конституции не является органом исполнительной власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т. д., что заставляет уточнять прежнюю схему. Во-вторых, в конституциях появились упоминания о новых ветвях власти. В-третьих, совершенно разделить ветви власти невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В связи с отмеченным взаимопроникновением ветвей власти концепция разделения властей получила еще два важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов, а в последнее десятилетие получает третье дополнение: положение о субсидиарности ветвей власти.

Характеризуя особенности реализации теории разделения властей в Российской Федерации, обучающимся необходимо проанализировать положения Конституции России, а также обратить внимание на положения федеральных конституционных законов, раскрывающих особенности взаимодействия отдельных власти в России.

 

Тема 9. Форма правления и ее особенности в современной России

Примерный план

1. Понятие и виды форм правления.

2. Понятие республиканской формы правления, ее виды.

3. Россия как смешанная (полупрезидентская) республика.

Методические рекомендации

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения организации и функционирования государства. Обучающимся необходимо проанализировать понятие формы правления, соотнести его с понятием формы государства, раскрыть основные критерии позволяющие разграничивать существующие формы правления. В рамках этого вопроса необходимо дать краткую характеристику существующих форм правления, акцентируя внимания на монархических формах.

Наиболее распространенной формой правления современных государств является республика. Именно поэтому анализировать данную форму правления следует в рамках отдельного вопроса. Особое внимание следует обратить на критерии разграничения парламентской и президентской республики, а также на особенности и причины возникновения смешанных форм правления.

К государствам со смешанной (президентско-парламентской) формой правления относят и Россию. Обучающимся необходимо проанализировать законодательное закрепление полномочий высших органов государственной власти, а также фактические отношения, складывающиеся между этими органами. Особое внимание следует обратить на объем полномочий президента, на организацию его взаимоотношения с парламентом и правительством.

 

Тема 10. Форма государственного устройства и ее особенности в современной России

Примерный план

1. Понятие и виды форм государственного устройства.

2. Федерация как форма государственного устройства.

3. Проблемы федеративного устройства современной России.

Методические рекомендации

Анализ данной темы целесообразно начать с определения понятия форма государственного устройства. Обучающимся следует обратить внимание на дискуссионность данного понятия и точки зрения отдельных ученых предлагающих для характеристики территориального деления государства использовать понятие форма политико-территориального устройства. Характеризуя виды форм государственного устройства, обучающимся необходимо обратить внимание на признаки, отличающие федеративную форму государственного устройства от унитарной, рассмотреть структуру и принципы построения федеративных государств и унитарных государств. Следует иметь в виду, что в некоторых унитарных государствах существуют автономные образования (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), что нашло закрепление в конституционном законодательстве этих государств. Необходимо дать характеристику правового положения автономных образований.

Наиболее сложным вопросом в проблеме федеративного устройства государства является разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Следует усвоить понятие компетенции и рассматривать ее по следующим группам полномочий: 1) исключительная компетенция союза; 2) исключительная компетенция субъектов федерации; 3) совместная компетенция союза и его членов.

Помимо разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, к наиболее существенным вопросам федеративного устройства России, которые желательно осветить обучающимся при написании курсовой работы, следует отнести: 1) укрупнение субъектов федерации; 2) наличие в структуре федерации сложносоставных субъектов (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ); 3) существование национальных государственных образований в составе федерации.

 

Тема 11. Основные концепции правопонимания

Примерный план

1. Развитие общего понятия права.

2. Основные признаки и принципы права.

3. Социальное назначение и функции права.

Методические рекомендации

Право – настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Обучающимся следует обратить внимание на основные подходы к правопониманию, такие как нормативный, социологический, естественно-правовой, философский, интегративный, выявить их достоинства и недостатки. При этом следует учитывать, что дискуссионным является не только понятие «право», с точки зрения различных подходов, но и вопросы, связанные с обозначением данных подходов. Например, неоднозначно решается вопрос о выделении самостоятельных естественно-правового и философского подходов. Также обучающиеся могут обратить внимание и на иные подходы, существующие в современной юридической науке.

Второй и третий вопросы должны быть рассмотрены в контексте нормативного подхода к понятию права. Обучающиеся должны прокомментировать основные признаки права: нормативность, общеобязательность, формальная определённость, государственная гарантированность.

Третий вопрос курсовой работы – вопрос о функциях права, под которыми понимаются основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Обучающиеся должны показать взаимосвязь сущности и функций права в различных сферах общественной жизни. Общеправовые функции права разделяют на две группы: собственно юридические и социальные функции права. Собственно-юридические функции – это те функции, которые характеризуют право как самостоятельное специфическое образование. Социальные функции права – направления воздействия на соответствующие виды общественных отношений. Выделяют следующие социальные функции права: экономическая, политическая, воспитательная.

 

Тема 12. Нормы права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Примерный план

1. Общая характеристика системы нормативного регулирования.

2. Право и социальные нормы.

3. Право и технические нормы.

Методические рекомендации

Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо, в первую очередь, определить понятие системы нормативного регулирования общественных отношений, проанализировать признаки общие для всех социальных норм.

В рамках второго вопроса необходимо определить роль и место права в системе социальных норм, особенности его взаимодействие с другими социальными нормами. Обучающимся следует проанализировать общее и особенное норм права и иных социальных норм, показать их взаимодействие и противоречия. Особое внимание следует обратить на взаимодействие норм права и норм морали. В современных условиях ни один закон не может рассчитывать на признание общества (и быть высокоэффективным), если не апеллирует к общечеловеческим моральным ценностям. При этом морально обоснованными, соответствующими нравственным ценностям должны быть как цели правовых норм, так и средства реализации этих целей.

В третьем вопросе следует обратить внимание на то, что в настоящее время большой интерес представляет изучение роли права в гуманизации труда, техники и технологии, экологической сферы, в обеспечении здоровых условий жизни человека. Осуществляя роль одного из стимуляторов научно-технического прогресса, право воздействует на него во многих отношениях и формах. Это воздействие осуществляется путем закрепления в правовых актах научно-технических и технологических норм и правил, организационно-производственных норм труда, санитарно-гигиенических норм. Появляются также такие виды правовых актов, как технические регламенты.

 

Тема 13. Соотношение права и морали

Примерный план

1. Исторические предпосылки взаимодействия права и морали.

2. Формы взаимодействия права и морали.

3. Право и мораль в современном обществе.

Методические рекомендации

Проблема соотношения права и морали на протяжении всего развития юридической мысли занимала одно из главных мест. При рассмотрении первого вопроса обучающиеся должны уяснить, что соотношении права и морали имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Поэтому, прежде всего, следует выяснить мотивы этого соотношения, его онтологию. Ретроспективный анализ взаимодействия права и морали, позволит выявить отношение к правовым и моральным нормам в течение развития человеческого общества.

Второй вопрос предполагает анализ форм взаимодействия права и морали. Для более полного раскрытия этого вопроса, охарактеризуйте черты, определяющие единство норм права и норм морали, различие, взаимодействие и противоречие.

В современном мире вопрос о взаимодействии права и морали стоит особенно остро. Покажите роль морали при формировании современного правосознания, проблемы которые стоят на этом пути и, прежде всего, переоценку идеалов и ценностей, роль морали при формировании современного гражданского общества.

 

Тема 14. Правовая норма как элемент системы права

Примерный план

1. Понятие, признаки, структура нормы права.

2. Классификация норм права.

3. Юридическая и социальная эффективность норм права.

Методические рекомендации

Раскрывая эту тему, необходимо исходить из того, что норма права, являясь первоначальным, основным элементом права, выражает его существенные черты в целом. Она выступает в роли элементарной юридической основы деятельности государственного механизма, общественных формирований, граждан. Без норм право утрачивает свой инструментарий воздействия на человека. Понятие нормы права относится к числу юридических категорий, составляющих основу языка юриспруденции. Формулируя определение данного понятия, можно опираться на различные подходы, но нет необходимости приводить одинаковые по смыслу, но принадлежащие разным авторам определения понятия. В рамках этого пункта плана исследуется структура правовой нормы в единстве составляющих ее элементов. Следует учесть, что проблема структуры нормы права является дискуссионной. Для уяснения сути разногласий по вопросу структурирования нормы права, обучающимся может помочь обращение к понятиям «логическая норма» и «норма-предписание».

Вопрос о классификации норм права в учебной и научной литературе изложен довольно подробно, для иллюстрирования теоретических положений необходимо приводить конкретные примеры, делая ссылки на соответствующие нормативные правовые акты.

При рассмотрении третьего вопроса обучающимся следует рассмотреть эффективность норм права как действенность, результативность, т. е. ее способность оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении, а также как отношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой были приняты эти нормы права. При этом нужно учитывать тот факт, что эффективность норм права определяется множеством условий, от которых зависит реализация способности нормы права оказывать благоприятное воздействие на общественные отношения в заданном направлении.

 

Тема 15. Правотворчество в Российской Федерации

Примерный план

1. Теоретические основы правотворчества в современном российском обществе.

2. Формы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

3. Современные проблемы совершенствования правотворчества Российской Федерации.

Методические рекомендации

Изучение правотворчества в России предоставляет широкое поле для теоретического исследования, его следует начать с определения подходов к понятию правотворчества, уяснения взаимосвязи правообразования и правотворчества, принципов и стадий правотворчества.

Определив понятия «формы» и «виды» правотворчества (представляется, что под формами правотворчества следует понимать обусловленные официально признанными источниками права правовые способы, при помощи которых субъект правотворчества осуществляет свою деятельность, а под «видами правотворчества» – часть правотворчества, которая содержит все черты родового понятия и особенности, характеризующие только данную часть правотворчества), выявите формы и виды правотворчества в Российской Федерации и дайте их характеристику. Целесообразно выделять виды по двум основаниям: по субъектам правотворчества (правотворчество компетентных государственных органов, непосредственное правотворчество народа, санкционированное негосударственное правотворчество) и по юридической силе издаваемых субъектами нормативных правовых актов (законотворчество и подзаконное правотворчество). Особое внимание рекомендуется уделить характеристике видов правотворческой деятельности федеральных органов государственной власти: законотворчеству, правотворческой деятельности Президента Российской Федерации, правотворческой деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных органов государственной власти.

Современный этап развития российского общества, связанный с реформированием всех сфер общественной жизни, органов государственной власти, характеризуется значительной активизацией правотворческих усилий. Темпы законодательной деятельности в современном Российском государстве как никогда высоки. В то же время для реально складывающейся ситуации характерны и такие негативные явления, как девальвация роли закона, бездействие общих правовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, раздробленность, мозаичность и хаотичность правовой регуляции и т. д. Необходимо раскрыть, по усмотрению автора, некоторые из актуальных проблем совершенствования российского правотворчества. Назовем лишь некоторые из них: проблема развития правотворчества в России в условиях глобализации, динамика форм правотворчества, участие субъектов законодательной инициативы в законотворческом процессе, роль информационных технологий в правотворческой деятельности, развитие ведомственного нормотворчества. В современных условиях приобретает особенный смысл проблема нормативного урегулирования правотворчества в качестве единой, основанной на общих принципах нормообразующей деятельности, а также нормативное оформление ее наиболее рациональных средств, методов и инструментария, это отражено в дискуссии, связанной с разработкой проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

 

Тема 16. Судебная практика как источник права

Примерный план

1. Роль судебной практики в современных правовых системах.

2. Судебная практика как источник права в Российской Федерации.

Методические рекомендации

В последние годы в связи с реформированием политического и экономического строя России, проведением судебной реформы особое место в российской юридической науке занимает вопрос о месте и роли судебного практики как источника права. В первой главе рекомендуется сосредоточить усилия на сравнительном исследовании роли судебного практики в англосаксонской и в романо-германской правовых семьях. Обозначив их существенные различия, следует показать, что в последние годы наблюдается тенденция к сближению различных подходов к роли и месту судебной практики, вследствие которого является более лояльное отношение в странах континентальной правовой системы к результатам судебной деятельности как источника права.

Во второй главе необходимо определить место и роль судебного практики в правовой системе России, выявить и описать формы судебного правотворчества в Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации; постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации; постановления пленумов высших судебных инстанций; нормативные документы, принимаемые судами для обеспечения собственной деятельности; квазипрецедентное право и «прецедентообразующие» акты надзорной инстанции высших судебных органов государства).

 

Тема 17. Юридическая техника

Примерный план

1. Понятие юридической техники.

2. Содержание юридической техники.

3. Пути совершенствования юридической техники в российской правовой системе.

Методические рекомендации

Процесс издания или отмены нормативных правовых актов, внесения в них изменений идет постоянно, поскольку необходимо совершенствование законодательства в целях наиболее адекватного регулирования общественных отношений. В этой деятельности следует соблюдать определенные правила, которые получили название юридической техники. Первый вопрос должен быть посвящен анализу понятия «юридическая техника», для чего необходимо соотнести по объему содержания ряда понятий (юридическая, правотворческая, законодательная, правоприменительная и т. д. техника), ее месту и роли в правотворчестве и правоприменении.

Второй вопрос предполагает выявление и описание конкретных приемов и способов юридической техники. При этом следует учитывать, что наибольшее значение имеют правила разработки и формулирования норм права, а также правила построения, оформления и публикации нормативно-правовых актов.

Высокий технико-юридический уровень правовых документов – один из важнейших показателей общей и правовой культуры общества. Среди ученых преобладает невысокая оценка качества юридических документов в нашей стране, что отрицательно сказывается на выполнении правом его регулятивного воздействия на общественные отношения. В связи с этим большое значение приобретает как выяснение причин сложившейся ситуации, так и поиск путей выхода из нее.

 

Тема 18. Нормативный правовой акт

Примерный план

1. Понятие и признаки нормативного правового акта.

2. Классификация нормативных правовых актов.

3. Пределы действия нормативных правовых актов.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, необходимо рассмотреть специфику нормативного правового акта, его отличия от иных разновидностей правового акта. При характеристике нормативных правовых актов как источника права также следует указать их признаки, роль и значение в современных правовых системах в сопоставлении с другими формами права.

Второй вопрос предполагает рассмотрение разнообразных видов нормативных правовых актов на основе существующих в юридической литературе критериев. Следует уделить особое внимание проблеме соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта.

При выяснении вопроса о пределах действия нормативных правовых актов следует рассмотреть их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Исследуя действие нормативных правовых актов во времени, необходимо обратить внимание: а) на условия и варианты их вступления в силу; б) на варианты их действия после вступления в силу (немедленное действие, перспективное действие, обратное действие, а также на сохранение их действия после утраты юридической силы применительно к новым правоотношениям (ультрадействие); в) на варианты прекращения нормами своего действия во времени. При анализе действия нормативных правовых актов в пространстве необходимо раскрыть понятие государственной территории и ее частей. Целесообразно не ограничиваться освещением этого вопроса в разрезе национального государства, а рассмотреть его и применительно к международным отношениям. Аналогичным образом следует поступить и при описании их действия по кругу лиц.

 

Тема 19. Система права и система законодательства

Примерный план

1. Понятие и основные элементы системы права.

2. Система законодательства, ее соотношение с системой права.

3. Тенденции развития системы права и системы законодательства в России.

Методические рекомендации

Право является социальным институтом, обладающим признаками системности и иерархичности. Характеризуя систему права, следует помнить, что она складывается в тесной связи с существующими общественными отношениями, которые постоянно находятся в процессе изменения и развития и, в конечном счете, именно они определяют внутреннее строение права. Следует выявить и охарактеризовать элементы системы права.

При рассмотрении системы законодательства как совокупности нормативных правовых актов, содержащих нормы права, необходимо выделить критерии, по которым осуществляется деление системы законодательства на составные части. Структуру системы законодательства следует рассмотреть как по горизонтали, так и по вертикали. Следует разграничить понятия «система права» и «система законодательства» по механизму формирования, строению. При этом нужно показать, что система права в силу ее объективного характера обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемой законодателем.

В третьем вопросе необходимо отразить последние изменения, произошедшие в системе права и системе законодательства Российской Федерации, а также определить перспективы их дальнейшего развития.

 

Тема 20. Проблемы систематизации законодательства

Примерный план

1. Понятие систематизации законодательства.

2. Формы систематизации законодательства.

3. Актуальные проблемы кодификации российского законодательства.

Методические рекомендации

Раскрывая понятие систематизации законодательства, нужно помнить, что это постоянная форма развития и упорядочения действующего нормативно-правового материала. Развитие и совершенствование правовой системы, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Следует выделить цели систематизации, а также те требования, которые предъявляются к этому роду деятельности.

В качестве самостоятельных форм систематизации законодательства традиционно выделяют кодификацию, инкорпорацию, консолидацию и учет. При рассмотрении второго вопроса следует охарактеризовать и разграничить указанные формы.

Общепризнанно, что в развитии законодательства, как целостной, сбалансированной системы, большую роль играет кодификация. В связи с этим, особое внимание следует уделить особенностям кодификации российского законодательства в условиях усиливающихся интеграционных процессов в развитии права. Актуальными для юриспруденции являются также такие проблемы, как место кодексов в иерархии источников права, возможность и эффективность кодификации законодательства в переходные периоды развития государственности, выработки принципов кодификационной деятельности, возможность появления новых кодифицированных отраслей законодательства.

 

Тема 21. Правоотношение: понятие, признаки и виды

Примерный план

1. Понятие и признаки правоотношения.

2. Структура правоотношения.

3. Классификация правоотношений.

Методические рекомендации

Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения. Также, в рамках первого вопроса обучающиеся должны проанализировать как минимум два принципиально противоположных подхода к правоотношению: 1) как к модели, в которой посредством субъективных прав и юридических обязанностей заключены все потенциальные юридические возможности; 2) как к совокупности фактически возникших, реальных прав и обязанностей конкретных субъектов. Необходимо дать свою оценку указанным подходам. Также следует обозначить и подробно проанализировать признаки правоотношений.

Второй вопрос посвящен структуре правоотношения, таким его  элементам, как субъект, объект и содержание. Вместе с тем, сам вопрос о структуре правоотношения является достаточно дискуссионным в теории права. Например, В. Н. Протасов выводит объект правоотношения за рамки его структуры. Среди субъектов правоотношений целесообразно заострить внимание на юридических лицах и других коллективных образованиях, в частности и на таком, как государство. В содержании правоотношения следует видеть взаимосвязь трех аспектов – материального, социально-юридического и волевого. Необходимо показать диалектику юридической формы и материального содержания в правоотношении. В эпицентре научного познания обучающегося должны оказаться вопросы юридического содержания правоотношения – субъективные права и юридические обязанности, их взаимосвязь и взаимодействие. Для этого необходимо проанализировать структуру субъективного права – правомочия лица управомоченного и корреспондирующие им обязанности лица правообязанного.

В третьем вопросе обучающиеся должны проанализировать виды правоотношений, которые классифицируются по различным критериям. Как правило, вызывает сложности деление правоотношений на абсолютные и относительные, правоотношения активного и пассивного типа, статические и динамические. Особняком стоят общие правоотношения, которые целесообразно рассмотреть с точки зрения различий правоотношения и юридических связей.

 

Тема 22. Субъекты правоотношений

Примерный план

1. Понятие и виды субъектов правоотношений.

2. Правосубъектность и ее элементы.

3. Юридические лица как субъекты правоотношений.

4. Государство как субъект правоотношений.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, целесообразно обратить внимание на соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношений». Следует также проанализировать характеристики, которым должны соответствовать субъекты правоотношений. Напомним, что субъекты правоотношений – это физические и юридические лица, а также коллективы людей, выступающие в качест­ве носителей предусмотренных законом субъективных прав и юридических обязанностей. В современной литературе наиболее широко распространено подразделение субъектов на индивидуальные и коллективные. Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как определенный коллектив физических лиц, а именно как организация, как особое, качественно иное образование, несводимое к простому суммированию входящих в нее людей.

Переходя ко второму вопросу, следует учитывать некоторое теоретическое переосмысление как самого понятия правосубъектности, так и составляющих его элементов – правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Необходимо показать их соотношение. Большое юридическое значение имеют такие моменты, как возникновение, утрата, ограничение, возможность делегирования указанных способностей. Отдельно следует рассмотреть виды дееспособности, ее критерии в отдельных отраслях права, причины и процедуру ограничения.

Третий вопрос предполагает подробное рассмотрение юридических лиц как субъектов правоотношений, их признаки и виды. Кроме того следует указать причины появления такой конструкции как юридическое лицо, ее значение для социальной и юридической практики. Отдельного рассмотрения заслуживает понятие правоспособности юридических лиц. Анализируя правовой статус юридических лиц, рекомендуем обратиться к ст. ст. 48-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Особым субъектом права, а, следовательно, и правоотношений выступает государство. Особенно это актуально сегодня, когда государство выстраивает правовое взаимодействие с другими субъектами политической системы, вынуждено искать оптимальные формы механизма правового регулирования отношений с бизнесом, с общественными организациями и отдельными гражданами. На это влияет и расширение сферы частного права, признание за государством не только прав, но и юридических обязанностей, восприятие правовой системой России международно-правовых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Тема 23. Юридические факты, презумпции, фикции и преюдиции

Примерный план

1. Понятие и признаки юридических фактов.

2. Виды юридических фактов.

3. Презумпции, фикции, преюдиции.

Методические рекомендации

Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с исторического аспекта. Корни понятия «юридический факт» уходят вглубь истории юридической науки. Еще в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квазиделикт. Позже стали выделять пятое основание – одностороннюю сделку. Упоминаются также сроки, основания заключения брака, основания перехода вещей по наследству и другие юридические факты. Это деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем буржуазном законодательстве.

Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями. Определяя его основные признаки, следует охарактеризовать проблему юридического факта и социальной ситуации. Так как с точки зрения своего социального содержания, юридический факт должен, прежде всего, адекватно отражать социальную ситуацию.

Второй вопрос предполагает выделение оснований для классификации и конкретных видов юридических фактов.

Большой интерес в теории государства и права вызывают такие юридические факты как презумпции, фикции, преюдиции, поэтому рассмотрение этого вопроса является важным для более полного уяснения сущности и содержания юридического факта вообще.

 

Тема 24. Способы толкования права

Примерный план

1. Грамматический и логический способы толкования права.

2. Специально-юридический и систематический способы толкования права.

3. Историко-политический и социологический способы толкования права.

Методические рекомендации

Толкование норм права – неотъемлемая часть правовой деятельности. Оно необходимо для установления точного смысла, раскрытия подлинного содержания и назначения, выявления истинной юридической природы и силы содержащихся в этих нормах официальных правил и велений, масштабов поведения и средств их обеспечения в любых юридически значимых целях.

Вся деятельность по толкованию осуществляется посредством ряда способов, под которыми подразумеваются наиболее характерные операции по установлению действительного смысла и всех требуемых признаков правовой нормы.

В рамках первого вопроса необходимо охарактеризовать грамматический и логический способы толкования права. Грамматический способ толкования выражается в анализе письменного текста правовых предписаний, с точки зрения семантических, лексических, морфологических и синтаксических правил русского языка. Логический способ толкования состоит в анализе имеющихся в тексте правовой нормы понятий и формулировок, сопоставлении их с близкими по содержанию правовыми предписаниями с точки зрения логических правил мышления. Следует привести примеры использования данных способов толкования применительно к конкретным нормам права, а также показать значимость этих способов толкования.

Во втором вопросе необходимо подробно рассмотреть специфику специально-юридического и систематического способов толкования. Важно отметить, что норма права может остаться в той или иной мере не постигнутой, если не использовать весь юридический инструментарий. Систематический способ проявляется в анализе смысла и содержания толкуемой нормы путем определения ее места в системе права. Следует на конкретных примерах проиллюстрировать использование указанных способов толкования, обозначить  их эффективность.

Рассматривая третий вопрос, необходимо охарактеризовать историко-политический и социологический способы толкования права. Историко-политический способ выражается в анализе правовой нормы с учетом конкретных исторических условий, обстановки, причин и мотивов ее создания, исторического опыта реализации предшествовавших ей или близких к ней нормативных правовых предписаний, а равно накопленных данных о ходе осуществления самой толкуемой нормы. Социологический способ толкования основан на обращении к внешним по отношению к самой системе права современным источникам информации и критериям оценки данных о содержании нормы права. Необходимо показать, какие результаты позволяют достичь указанные способы, проиллюстрировать их использование на конкретных примерах, а также сделать вывод о взаимосвязи перечисленных способов и их взаимном дополнении.

 

Тема 25. Виды толкования норм права

Примерный план

1. Понятие, цели и классификация толкования норм права.

2. Понятие и виды официального толкования.

3. Понятие и виды неофициального толкования.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание, что разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Эта сторона деятельности по толкованию адресована другим участникам отношений. При разъяснении объективируются результаты толкования-уяснения. Такая объективизация находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт, либо в устной: совет, рекомендация. Таким образом, разъяснение норм права есть не что иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах. Существуют различные классификации видов толкования-разъяснения, которые необходимо проанализировать.

Следует отметить, что в зависимости от юридических последствий, которые наступают в результате толкования, его подразделяют на два вида: официальное и неофициальное. В зависимости от субъектов, интерпретирующих норму права или же в целом правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное. Эти виды толкования отличаются друг от друга не только особенностями государственных органов, производящих толкование, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и различной силой принимаемых при этом актов толкования.

При изложении второго вопроса необходимо учесть, что официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Рассматривая третий вопрос, необходимо определить специфику неофициального толкования, показать его роль в правотворческой и правоприменительной практике, а также подробно рассмотреть виды указанного толкования и проиллюстрировать каждый из них примерами.

 

Тема 26. Правоприменение как особая форма реализации права

Примерный план

1. Реализация правовых норм в механизме правового регулирования.

2. Понятие, стадии, субъекты правоприменения.

3. Правоприменительные акты органов внутренних дел.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос, обучающиеся должны, прежде всего, определить понятие реализации норм права. После чего следует установить место реализации норм в процессе правового регулирования. Важно указать на особенности основных форм реализации права: использование прав, исполнение обязанностей и соблюдение запретов. Обучающиеся должны видеть взаимосвязь различных форм реализации норм права.

Рассматривая правоприменение как особую форму реализации, следует учитывать, что его особенности зависят от многих факторов: от специфики самих общественных отношений, цели, способа и метода правового регулирования, от субъекта реализации и т. д. Следует выделить характерные черты правоприменения, посмотреть, что сближает ее с другими формами реализации норм права, а что отличает. Правоприменение – это сложная форма реализации права, т. к. зачастую предполагает одновременно несколько форм реализации. Особо следует акцентировать внимание на роль субъектов правоприменения и принципы их деятельности. Необходимо указать, в каких случаях возникает необходимость применения норм права, а не ограничивать последнее только фактами правонарушения.

Третий вопрос необходимо начать с рассмотрения понятия правоприменительного акта, его признаков и отличий от нормативных правовых актов, актов толкования и других правовых актов. Кроме того, важно выделить специфику правоприменительных актов органов внутренних дел и сформулировать черты, отделяющие их от правоприменительных актов иных субъектов.

 

Тема 27. Правовой нигилизм и правовой идеализм как формы деформации правового сознания

Примерный план

1. Понятие правового нигилизма и правового идеализма.

2. Причины и формы выражения правового нигилизма.

3. Пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма.

Методические рекомендации

Правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Сущность правового нигилизма проявляется в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.

Правовой нигилизм достаточно сложное явление являющееся разновидностью социального нигилизма, поэтому обучающимся необходимо изучить основные точки зрения, высказываемые в литературе по поводу сущности, признаков и основной характеристике не только правового нигилизма, но и нигилизма вообще. Интересным представляется рассмотрение вопроса о том, что под правовым нигилизмом понимают проявление определенного правосознания, признающего право, но понимающего его иначе – не так, как понимают его другие. Заслуживает внимания и предположение о том, что правовой нигилизм питается  юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. В связи с этим обучающимся предлагается подискутировать, а не исходит ли данное предположение из посылки, что есть какое-то одно «правильное» и развитое правосознание, относительно которого имеют смысл сравнительные степени развития, компетентности всякого другого правосознания.

Правовой нигилизм не является единственной формой деформации правового сознания, поэтому сущность и основные черты правового идеализма как слепой веры в закон при полном отказе борьбы за право, также заслуживает пристального внимания. Необходимо показать разницу между понятиями правовой идеализм и правовой фетишизм.

Рассматривая второй вопрос, помните, что правовой нигилизм сегодня имеет множество разновидностей и форм выражения от теоретического до практического, от обыденного, массового до ведомственного и т. д. Поиск причин правового нигилизма стоит, видимо, начать с особенностей культуры соответствующего народа, его воспитания.

Третий вопрос должен быть рассмотрен с позиций современной теории государства и права, которая разрабатывает предложения по преодолению такого социально вредного явления как правовой нигилизм.

 

Тема 28. Профессионально-правовая активность сотрудников органов внутренних дел

Примерный план

1. Понятие и признаки правовой активности.

2. Особенности профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.

3. Формы выражения профессионально-правовой активности сотрудников органов внутренних дел.

 

Тема 29. Реализация принципа законности в современном российском государстве

Примерный план

1. Определение понятия «законность».

2. Принципы, требования и режим законности.

3. Гарантии законности и правопорядка.

 

Тема 30. Законность деятельности органов внутренних дел

Примерный план

1. Законность и правоприменительная деятельность правоохранительных органов.

2. Соотношение законности и целесообразности.

3. Проблемы обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов.

 

Тема 31. Правомерное поведение

Примерный план

1. Поведение людей в правовой сфере.

2. Понятие правового поведения.

3. Виды правового поведения.

 

Тема 32. Юридическая ответственность

 Примерный план

1. Социальная и правовая природа юридической ответственности. Подходы к пониманию юридической ответственности.

2. Основания и виды юридической ответственности.

3. Принципы юридической ответственности.

 

Тема 33. Механизм правового регулирования

Примерный план

1. Понятие и структура механизма правового регулирования.

2. Соотношение правового регулирования и правового воздействия.

3. Пределы и эффективность правового регулирования.

Тема 34. Государство и личность

Примерный план

1. Человек как личность и гражданин.

2. Правовой статус личности.

3. Взаимодействие государства и личности в современном обществе.

 

Тема 35. Правовое государство и гражданское общество

Примерный план

1. Понятие и основные принципы правового государства.

2. Понятие и сущность гражданского общества.

3. Проблемы соотношения правового государства и гражданского общества.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика
Оформить заказ
Ваше имя *
Ваш e-mail *
Контактный телефон
Город *
Учебное заведение *
Предмет *
Тип работы *
Тема работы/вариант *
Кол-во страниц
Срок выполнения *
Прикрепить файл
Дополнительные условия


Статистика
Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0