СИБУП, теория государства и права (курсовая работа)
Узнать стоимость этой работы
11.09.2014, 18:27

Примерные планы и методические указания

Тема №1. Особенности предмета теории государства и права.

Примерный план

Введение

1. Характеристика предмета теории государства и права.

2. Функции теории государства и права.

3. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

Заключение

Литература

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса следует остановиться на понятии «теория», обозначить объект теории государства и права, научные взгляды на который неоднозначны, выделить особенности и описать общественные отношения, закономерности и случайное в государственно-правовой жизни, входящие в предмет теории государства и права, показать дифференциацию научного знания о предмете теории государства и права в единстве теории государства и теории права в их эволюционном развитии.

При освещении второго вопроса необходимо привести несколько точек зрения на количество функций теории государства, в которых наиболее ярко раскрывается значение теории государства и для юриспруденции и общества в целом, раскрыть их содержание теоретико-прикладном аспекте.

Третий вопрос должен быть посвящён выделению особенностей теории государства и права как науки, представляющей совокупность всех знаний о  государстве и праве, и теории государства и права как учебной дисциплины, обеспечивающей необходимыми знаниями для дальнейшего изучения юридических наук, и рассмотрению системы курса. В дальнейшем следует остановиться на роли теории государства и права в подготовке современного юриста и в формировании его правового мышления.

Тема №2. Место теории государства и права в системе гуманитарного и юридического знания.

Примерный план

Введение

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с описания теории государства и права, как науки, так и учебной дисциплины, особенностей построения учебного курса. Теория государства и права  как наука представляет собой совокупность всех знаний о  государстве и праве, а теория государства и права как учебная дисциплина, обеспечивает необходимыми знаниями студентов-юристов для дальнейшего изучения юридических наук. В дальнейшем следует остановиться на роли теории государства и права в подготовке современного юриста и в формировании его правового мышления.

Во втором вопросе при характеристике теории государства и права требуется привести классификацию юридических наук, основываясь на выделение в них следующих групп – теоретико-исторических наук, отраслевых наук, прикладных наук, организационных наук, международных наук, хотя юридические науки могут быть сгруппированы и по иным подходам, так как отсутствует единообразный подход. В дальнейшем показать место и значение теории государства и права в системе юридических наук, её роль как «царицы» юридического знания.

В третьем вопросе необходимо остановиться на рассмотрении общественных наук, таких как философия, экономика, социология, политология, психология и других, с которыми у теории государства и права существует наиболее тесные взаимосвязи при изучения государственно-правовых и общественных явлений и процессов, показать разнообразные аспекты их соотношения, касающиеся и объекта и методологии.

Тема №3. Методология теории государства и права.

Примерный план

Введение

1. Понятие методологии и метода теории государства и права, их соотношение.

2. Классификация методов теории государства и права.

3. Подходы и принципы в изучении государства и права.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе необходимо остановиться на характеристике понятия «метод» в общенаучном значении, показать его вторичный характер по отношению к предмету, рассмотреть понятие «методология» в узком и широком значении, показать соотношение метода и методологии, выделить проблемные аспекты и тенденции развития методологии теории государства и права.   

Во втором вопросе при описании методов изучения теории государства и права следует привести не менее трёх вариантов научной классификации методов теории государства и права (материалистической диалектики, метафизический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, правового эксперимента, сравнительный и другие методы) во всеобщие, общефилософские, общенаучные, специальные, частнонаучные, при этом раскрыть особенности каждого метода с приведением соответствующих примеров, выделить и описать методы, выработанные непосредственно теорией государства и права.

В третьем вопросе требуется дать описание понятию «принцип», привести и раскрыть принципы историзма, плюрализма, объективности, конкретности на которых базируется изучение теории государства и права, а также охарактеризовать имеющиеся подходы к её изучению, которые достаточно часто совпадают с методами и принципами изучения теории государства и права (исторический, системный).

Тема №4. Особенности происхождения государства.

Примерный план

Введение

1. Социальная организация догосударственного общества.

2. Экономическая основа первобытного общества.

3. Общие закономерности и специфические особенности происхождения государств. Возникновение российской государственности.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос должен быть посвящён социальной организации доклассового общества, его социальным образованиям (роду, племени, общине), особенностям институтов власти (вождь, старейшина, жрец, общее собрание) и власти первобытного общества, выделить признаки потестарной власти в эгалитарном обществе. Затем необходимо остановиться на характеристике социальных норм доклассового общества (обычай, ритуал, миф, обряд и другие, а на более поздних этапах развития общества появляются религиозные и моральные нормы), их особенностям и средствам обеспечения, дать понятие мононормам.

Во втором вопросе следует описать экономические условия, характерные для догосударственного общества, показать эволюцию присваивающей экономики от примитивной хозяйственной деятельности, основанной на половозрастном разделении труда к более сложным её формам, появлению разделения труда на земледелие, скотоводство, ремесло и торговлю, переход общества от полигамного брака к парному браку, появление семьи.

В третьем вопросе, основываясь на  достижениях в различных областях научного знания и исторических данных, необходимо выделить закономерности (появление прибавочного продукта, становление новых форм собственности, расслоение общества, выделение группы управленцев и другие)  и особенности возникновения государства в различных регионах планеты (ведение масштабных ирригационных работ, частная или общественная собственность), при этом коснуться восточного и европейского путей возникновения государства, попытаться увязать некоторые теории с имеющейся практикой возникновения государств. В завершении вопроса рассмотреть возникновение российской государственности.

Тема №5. Многообразие теорий происхождения государства и права.

Примерный план

Введение

1. Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права.

2. Основные теории происхождения государства

3. Основные теории происхождения права.

Заключение

Литература

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса не следует смешивать причины многообразия теорий происхождения государства и права с закономерностями возникновения этих социальных феноменов. Для более полного познания причин многообразие теорий происхождения государства и права требуется разграничить их на объективные и субъективные.

Освещая во втором вопросе теории происхождения государства необходимо остановиться на патриархальной, ирригационной, теологической, инцестной, органической, классовой, насильственной, психологической, договорной, расовой, спортивной теориях и других теорий, при этом выделяя их основоположников и представителей, время и причины возникновения, содержание, положительные и отрицательные стороны.

В третьем вопросе особенности происхождения права раскрыть в рамках естественно-правовой, исторической, марксистской, теологической, примирительной теорий и других теорий, при этом выделяя существенные стороны теорий, их достоинства и недостатки, время возникновения и представителей.

Тема №6. Типология государств.

Примерный план

Введение

1. Понятие и значение типологии государств. Формационный подход к типологии государств.

2. Цивилизационные подходы к типологии государств.

3. Типология российского государства.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с общетеоретических взглядов на типологию, в том числе и типологию государств, рассматриваемую как высшую форму классификации, привести попытки типологии  государств от античности до сегодняшнего времени, в трудах Аристотеля, Полибия, Г. Еллинека,  Г. Кельзена, Л. Гумпловича, Р. Макайвера, Р. Дарендорфа за исключением цивилизационнных подходов. Формационный  подход проанализировать с точки зрения его особенностей: экономической основы, общественно-экономической формации, типов государства, привести положительные и отрицательные черты.

Во втором вопросе необходимо выделить и описать, обоснованные наукой цивилизационнные подходы к типологии государств в теориях А. Тойнби, ставившего в основу классификации государств понятие цивилизации, У. Ростоу, делившего государства в зависимости от уровня экономического развития общества в своей концепции «стадий экономического роста», по итогам рассмотрения выделить положительные и отрицательные черты теорий.

В третьем вопросе, основываясь на положениях ранее рассмотренных подходов к типологии государств дать характеристику современного российского государства с позиций, представленных в работе научных взглядов, выделить соответствующий тип, обосновывая свою позицию соответствующими положениями или примерами государственно-правового строительства. Кроме того показать эволюцию типов российского государства в предыдущие периоды его развития.

Тема №7. К вопросу о сущности государства

Примерный план

Введение

1. Понятие сущности государства.

2. Многообразие подходов к сущности государства.

3. О сущности современного Российского государства.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с общефилософских воззрений на понятие «сущность», в дальнейшем показать значение категории «сущность государства» для познания такого феномена, как государство. Затронуть вопросы взаимосвязи сущности государства и функций государства.  

Во втором вопросе необходимо выделить и описать, выделенные современной наукой подходы к сущности государства: социальный, классовый, религиозный, национальный и расовый, раскрыть двуединую сущность государства. Здесь же уделить внимания особенностям концепций государств «ночного сторожа», «полицейскому государству», «правовому государству», затем рассмотреть теории элит, плюралистической демократии, «государства всеобщего благоденствия», конвергенции и технократическую теорию.

В третьем вопросе, анализируя деятельность современного российского государства во внутренней и внешней сферах, следует обосновать подходы к сущности, присущие России, при этом необходимо обосновать свою позицию соответствующими положениями и примерами из деятельности государственных организаций и их должностных лиц, а также результатами государственно-правового строительства. 

Тема №8. Государственная власть в современной России.

Примерный план

Введение

1. Понятие, виды и особенности власти.

2. Характеристика государственной власти.

3. О легальности и легитимности власти в современной России.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе должны найти отражение многоаспектность подходов на понятия «власть», «социальная власть», их значение для функционирования общества, раскрыты признаки власти, её основа, а также описаны виды власти (социальная, экономическая, политическая, государственная, муниципальная и др.) и их особенности.   

Во втором вопросе дать характеристику различных подходов на понимание и соотношение политической и государственной власти, с дискуссионной стороны осветить признаки последней, показать её роль в упорядочении общественных отношений, осветить систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в России, как по вертикальному, так и по горизонтальному построению, приводя соответствующие примеры.

В третьем вопросе требуется детально остановиться на таких специфичных характеристиках государственной власти как легальность и легитимность, показать их значение для становления гражданского общества и демократического государства. На основе проведённых различных научных исследований, других индикаторов оценить степень легальности и легитимности различных ветвей государственной власти в России.   

Тема №9. О форме государственного правления России

Примерный план

Введение

1. Понятие и виды республиканской формы государственного правления.

2. Особенности современных нетипичных республиканских форм государственного правления.

3. Эволюция формы правления России. 

Заключение

Литература

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса начинается с подробной характеристики республиканской формы государственного правления и её отличий от монархической формы государственного правления, в дальнейшем рассматриваются типичные виды республиканской формы государственного правления – президентская, парламентская и смешанная республики, приводятся соответствующие примеры государств, имеющих такие формы правления.

Во втором вопросе приводятся современные государства, в которых сложились нетипичные республиканские формы государственного правления и описываются их особенности, позволяющие выделить эти государства в отдельную группу.

В третьем вопросе, начиная от истоков российской государственности проанализировать изменение формы государственного правления до сегодняшнего времени, затем остановиться на тенденциях развития формы государственного правления современной России.

Тема №10. О форме государственного устройства России

Примерный план

Введение

1. Понятие и виды формы государственного устройства.

2. Особенности федеративной формы государственного устройства.

3. Форма государственного устройства России: от зарождения до современности. 

Заключение

Литература

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса начинается с подробной характеристики формы государственного устройства, выделения её разновидностей - унитарной формы государственного устройства,   федеративной формы государственного устройства, а также специфичного вида – конфедерации, носящего дискуссионный характер. В дальнейшем следует остановиться на исторических формах государственного устройства, таких как: уния, империя и др.  Рассмотрение каждой из форм государственного устройства должно сопровождаться необходимыми примерами государств, обладающих такими особенностями.

Во втором вопросе пристальное внимание уделяется федеративной форме государственного устройства, приводятся её признаки, выделяются и описываются симметричные и асимметричные федерации, территориальные, национальные и национально-территориальные федерации, приводятся примеры.  

В третьем вопросе, начиная от зарождения российской государственности до настоящего времени провести анализ существовавших форм государственного устройства, после чего выявить и обосновать закономерности и тенденции развития формы государственного устройства современной России.

Тема №11. О политико-правовом (государственном) режиме современной России

Примерный план

Введение

1. Понятие и виды политико-правового (государственного) режима. Особенности демократического режима.

2. Виды антидемократических режимов.

3. Политико-правовой (государственный) режим России: прошлое и настоящее. 

Заключение

Литература

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса начинается характеристикой политико-правового (государственного) режима, выделения неоднозначности подходов на данное понятие и описания его разновидностей. В дальнейшем следует подробно рассмотреть в дискуссионном ракурсе демократический, либерально-демократические режимы, выделить их признаки и отличия. Рассмотрение каждой разновидности политико-правового (государственного) режима должно сопровождаться аргументированными примерами государств, обладающих такими режимами.

Во втором вопросе привести общие признаки, характерные группе антидемократических режимов, раскрыть их содержание, затем пристальное внимание необходимо уделить особенностям разновидностей антидемократических режимов – авторитарному, тоталитарному и другим, привести примеры из практики деятельности государств присущие им антидемократические режимы, выделяя при этом их сущностные стороны. 

В третьем вопросе, провести анализ осуществления государственной власти России 20 века и сегодняшней её деятельности, с точки зрения применяемых методов и способов, в результате с помощью полученных доказательств, аргументировать наличие, в определённый период времени, того или иного вида режима, после чего выявить и обосновать закономерности и тенденции формирования политико-правового (государственного) режима современной России.

Тема №12. Об особенностях государственных функций  современной России

Примерный план

Введение

1. Понятие и признаки функций государства.

2. Проблемы классификации функций государства.

3. Характеристика  государственных функций современной России.  

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе следует привести различные точки зрения на понятие «функции государства» и «признаки государственных функций», показать соотношение (различия и взаимосвязь) функций государства и функций государственных органов. Уделить внимание эволюции функций государства от возникновения первых государств до современных государств, выделяя их изменчивую сущность и связь последней с функциями государства.

Во втором вопросе сосредоточиться на классификации видов функций государства по различным критериям, остановиться на внешних и внутренних, основных и неосновных, постоянных и временных и других  функциях государства, выделить существующие проблемы в классификации государственных функций.

В третьем вопросе, основываясь на наиболее предпочтительной для автора классификации провести подробный анализ, присущих современной России государственных функций, остановиться на применяемых формах и методах их осуществления. У приводимых экономической, политической, социальной, экологической, правоохранительных функций, а также функциях обороны, поддержания мирового правопорядка, интеграции в мировую экономику, сотрудничества с другими государствами при решении глобальных проблем человечества, выделить правовую основу и содержательную сторону. 

Тема №13. Многозначность в понимании механизма государства.

Примерный план

Введение

1. Многообразие взглядов на понятие и структуру государственного механизма.

2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе следует остановиться на приведение различных научных взглядов, на понятие «механизм государства» и его структуру. Рассмотреть механизм государства в широком и узком значениях, выделить признаки и структуру государственного механизма, описать его элементы.

Во втором вопросе привести несколько определений государственного органа, дать их анализ. Раскрыть содержание признаков государственного органа с элементами дискуссионности, привести развёрнутую классификацию государственных органов по порядку образования, по сфере действия, по характеру компетенции, по принципу разделения властей и другим критериям, сопровождая приводимые виды соответствующими примерами государственных органов Российской Федерации. 

Третий вопрос должен быть посвящён описанию принципов организации и деятельности государственного аппарата, основываясь на приводимые классификации в учебной и научной литературе, а также положениях законодательства. При подведении итогов данного вопроса остановиться на сравнительной характеристике  теоретических и практических принципов организации и деятельности государственного аппарата, сделать соответствующие выводы.    

Тема №14. Принцип разделения властей в теории и практике государственности.

Примерный план

Введение

1. Возникновение и развитие теории разделения властей.

2. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.

3. Особенности принципа разделения властей в государственном строительстве современной России.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос необходимо начать  с античных идей о разделении властей, показать эволюцию научных представлений на разделение властей, описать теоретические взгляды основоположников данного принципа Д. Локка и Ш. Монтескье и других учёных на содержание принципа разделения властей. В дальнейшем остановиться на трудах российских учёных, исследовавших в 19-20 веках принцип разделения властей и описать современные представления учёных о нём. 

Во втором вопросе выделить основу принципа разделения властей и его конечную цель, показать особенности воплощения в механизм современных государств принципа разделения властей, использовав для этого Конституции Франции, Германии, США и других государств, по итогам привести соответствующие выводы. 

В третьем вопросе дать детальную характеристику положений принципа разделения властей по горизонтали и вертикали, закреплённых в законодательстве России, показать сложившуюся систему сдержек и противовесов, обосновывая приводимые суждения ссылками на соответствующие нормативные установления, не забывая при этом выделять проблемы реализации принципа разделения властей.

Тема №15. Правовое государство: теория и практика.

Примерный план

Введение

1. Эволюция идеи правового государства в политико-правовой мысли.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Проблемы становления правового государства в современной России.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос необходимо начать  с античных взглядов Платона, Аристотеля об ограничении власти законом, выделить последующие этапы развития идеи правового государства до окончательного её оформления. При этом привести взгляды выдающихся учёных и просветителей Д. Дидро, Г. Гроций, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля, К. Велькера и др., сделавших неоценимый вклад в формировании теории правового государства. В дальнейшем остановиться на взглядах российских учёных Г.Ф. Шершеневича, С.А. Котляревского, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и других  по обоснованию концепции «правовое государство», а также проанализировать труды современных российских учёных, занимающихся  исследованиями в данной сфере.  

Во втором вопросе привести понятие «правовое государство», выделить его принципы (признаки) с различных подходов, раскрыть их содержание и особенности воплощения в механизм современных государств, воспользовавшись для этого Конституциями Франции, Германии, США и других государств, по итогам привести соответствующие выводы. Показать соотношение правового государства и гражданского общества.

В третьем вопросе следует обозначить и описать принципы правового государства, закреплённые в положениях Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, обозначая проблемы и трудности, возникающие при формировании правового государства в России, предложить пути их нейтрализации и преодоления.  

Тема №16. Теория прав и свобод человека и гражданина.

Примерный план

Введение

1. Эволюция прав и свобод человека и гражданина.

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

3. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в современной России.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе  в начале следует рассмотреть аспекты, связанные с понятиями «человек», «личность», «гражданин», «права», «свободы», «права человека», «права гражданина», «обязанности» остановиться на поколениях прав и свобод человека и гражданина, показать соотношение прав человека и правового статуса личности, выделить виды последнего.

Во втором вопросе необходимо путем выделения разнообразных критериев – от содержания, от соподчинённости, от принадлежности к конкретному государству, от степени распространения, от характера субъектов, от роли государства в их осуществлении и других провести классификацию прав и свобод человека и гражданина, выделяя при этом дискуссионные моменты. На каждую из приводимых разновидностей прав и свобод человека и гражданина следует привести пример.

В третьем вопросе следует остановиться на разнообразных механизмах защиты прав и свобод человека и гражданина – право граждан на защиту своих прав и свобод, а также на государственной защите  прав и свобод человека и гражданина. Используя решения Европейского суда по правам человека, российских судебных органов, доклады Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, другие источники рассмотреть проблемы, связанные с имеющимися нарушениями прав и свобод человека и гражданина в современной России, выявить причины и предложить способы их преодоления.  

Тема №17. Право как многоаспектное понятие.

Примерный план

Введение

1. Многоаспектность права и его признаки.

2. Понятие и классификация принципов права.

3. Функции  и сущность права.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с рассмотрения права как многогранного явления, имеющего разностороннее понятийное выражение: право в социальном смысле, право в специально-юридическом смысле, субъективное и объективное право, естественное и позитивное право. Описывая право в юридическом значении необходимо выделить его признаки, научные взгляды на которые неоднозначны, и раскрыть их содержание. В дальнейшем раскрыть право в нормативном, философском (нравственном), социологическом, психологическом и интегративном понимании, выделить широкое и узкое понимание права. 

Во втором вопросе после выделения понятия «принцип права», обозначаются виды – общие, межотраслевые и отраслевые принципы,  приводятся соответствующие примеры, показывается роль принципов права в правовом регулировании общественных отношений, их особенности как источника права, а также в законодательстве и правоприменительной деятельности. В дальнейшем приведите способы закрепления принципов права в Российском законодательстве. 

В третьем вопросе необходимо показать значение функций права как основных направлений правового воздействия на регулирование общественных отношений, а также роль и предназначение права, классифицировать функции в широком (общесоциальном) и узком (специально-юридическом) подходах. Раскрывая сущность права в разных подходах, надо исходить из формальной стороны (право – государственный регулятор общественных отношений) и содержательной стороны (в чьих интересах создается и действует право).

Тема №18. Правоприменительная деятельность как особая форма реализации права.

Примерный план

Введение

1. Правоприменительная деятельность: понятие, признаки и необходимость.

2. Стадии применения права. 

3. Правоприменительный акт: понятие, признаки, виды, структура.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с рассмотрения понятия «реализация права», с помощью этой деятельности нормы права начинают претворяться в поведение субъектов права, описать формы непосредственной реализации права, выделить их особенности, увязав с видами норм права и поведения. Характеризуя правоприменительную деятельность необходимо выделить обстоятельства и условия, при которых возникает необходимость в правоприменении, а также её признаки и разновидности. 

Раскрывая второй вопрос и описывая стадии правоприменительного процесса, надо исходить из неоднозначности научных представлений на их число, поэтому привести различные точки зрения. При освещении стадий правоприменительного процесса необходимо дать понятие доказательствам, раскрыть требования, предъявляемые к ним, коснуться проверки нормы права на истинность, её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, толкования права, раскрыть приёмы разрешения коллизий и способы преодоления пробелов в праве.

В третьем вопросе сосредоточить внимание на приведении определения правоприменительному акту, его особенностях и структуре, приводимую классификацию правоприменительных актов необходимо сопровождать соответствующими примерами на каждую разновидность, в заключение соотнести правоприменительный акт с нормативно-правовым актом.

Тема №19. Механизм правового регулирования.

Примерный план

Введение

1. Понятие, стадии и предмет правового регулирования.

2. Правовые средства: понятие, признаки и виды.

3. Правовые режимы.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с рассмотрения понятий «предмет правового регулирования», «правовое воздействие» и «правовое регулирование», показать их соотношение. Описывая стадии правового регулирования, надо исходить из неоднозначности научных представлений на их число, поэтому привести различные точки зрения, показать значение каждой из стадий для правового регулирования общественных отношений, выделить информационно-психологическую, воспитательную и социальную форму воздействия права.  

Второй вопрос должен быть посвящён характеристике разнообразного спектра правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, выделить цель последнего. Раскрывая правовые средств необходимо     описать их признаки, классифицировать по различным основаниям – от степени сложности, по выполняемой роли, по предмету, характеру и виду правового регулирования, по значимости последствий, по информационно-психологической направленности и другим, сопровождая свои суждения соответствующими примерами. 

Третий вопрос начать с освещения способов, методов и типов правового регулирования, увязать их с разновидностями общественных отношений, подвергнутых правовому регулированию, дать понятие правовому режиму и привести его признаки, выделить особенности некоторых режимов, сложившихся в законодательстве  при регулировании общественных отношений. Правовые режимы классифицировать в зависимости от предмета правового регулирования, от юридической природы, от содержания, от субъектов, в отношении которых устанавливается, от функций права и другим критериям, не забывая приводить примеры на каждый вид.  

Тема №20. Система российского права.

Примерный план

Введение

1. Понятие и элементы системы права.

2. Отрасли российского права.

3. Соотношение системы права и системы законодательства.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос должен быть посвящён понятию системы права, её особенностям и значению в правовом регулировании общественных отношений.  Характеристика элементного состава системы права направлена на рассмотрение нормы права, субинститута и института права, отрасли и подотрасли права, а также крупных структурных образований - материальное и процессуальное право, частное и публичное право, международное и национальное право, выделение видов институтов права и критериев деления системы права на отрасли. В заключение показать соотношение системы права и правовой системы. 

Во втором вопросе следует остановиться на системе отраслей российского права,  на которую нет единой точки зрения, согласно одному из подходов выделяют профилирующие (базовые), специальные и комплексные отрасли, исходя из другого подхода – первичные и производные (вторичные), но наибольшее распространение получила классификация в результате которой в российском праве выделяют конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, экологическое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и другие отрасли и необходимо рассмотреть указанные отрасли права по особенностям их предмета и метода правового регулирования.  

Третий вопрос начать с характеристики системы законодательства, как внешней формы выражения права, выделить особенности понимания законодательства в широком и узком значениях, показать взаимосвязь системы права и системы законодательства, а также их различия, в том числе используя для этого примеры. 

Тема №21. Особенности правовой системы современной России.

Примерный план

Введение

1. Понятие правовой системы и правовой семьи.

2. Характеристика основных правовых семей.

3. Правовая система современной России.

Заключение

Литература

Методические указания

Начать первый вопрос следует с характеристики понятия «национальная правовая система», описанию её содержания и выделению различных подходов по объединению правовых систем в правовые семьи. Наиболее часто используемыми критериями выступают источники права, структура права, генезис правового развития, идеологические факторы, особенности юридической техники и юридического мышления, в зависимости от их использования при построении классификации выделяют различные правовые семьи.

Во втором вопросе необходимо остановиться на рассмотрении романо-германской правовой семьи, англо-саксонской правовой семьи, семье мусульманского права, славянской правовой семье, семье обычного права, социалистической правовой семье и других, выделяя их по особенностям становления и формирования правовой семьи, источникам права, структуре права, при этом описать присущие некоторым семьям права, содержательно и структурно обособленные группы самостоятельных правовых систем (например, в англо-саксонской правовой семье наличие американского права). Свои суждения сопровождайте конкретным анализом правовых систем отдельных государств, входящих в правовую семью.  

Третий вопрос должен быть посвящён анализу правовой системы современной России, её особенностям с точки зрения становления и формирования, источникам права, структуре права, по итогам анализа должен быть сформулирован вывод об отнесению российской правовой системе к определённой правовой семье.  

Тема №22. Норма права как государственный регулятор общественных отношений.

Примерный план

Введение

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура нормы права.

3. Классификация норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует посвятить рассмотрению с разных точек зрения понятия «норма права» и признаков нормы права, показать ведущую роль норм права в регулировании общественных отношений, остановиться на логическом, волевом и социально-юридическом содержании нормы права.

Второй вопрос должен отразить взгляды учёных, теоретиков права, на структуру нормы права, выделить трёхзвенную структуру нормы права - гипотезу, диспозицию, санкцию, присущую нормам-правилам поведения, логическую структуру нормы права. Затем подробно описать гипотезу, диспозицию, санкцию нормы права и разновидности указанных структурных элементов, выделяемых по различным критериям.   

Третий вопрос необходимо начать со значения классификации для познания природы, места норм права в правовом регулировании общественных отношений. Многообразие регулируемых правом общественных отношений, определяет видовое разнообразие норм права и путем выделения критериев классификации, таких как отрасль права, метод правового регулирования, способ правового регулирования, функциям права, времени действия, субъектам правотворчества и других привести примеры из законодательства Российской Федерации на каждую разновидность правовых норм. В завершении вопроса выделить и раскрыть бланкетный, отсылочный и прямой способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта, а также абстрактный и казуистический способы изложения норм права.

Тема №23. Теория и практика толкования права.

Примерный план

Введение

1. Понятие, необходимость и стадии толкования права.

2. Способы толкования права.

3. Виды толкования по субъектам и объему.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с уяснения необходимости и значения  толкования для правоприменительной деятельности, при этом не существует среди юристов единого мнения на объект толкования либо это воля законодателя, либо воля закона, хотя именно текст нормативно-правового акта является объектом толкования. В дальнейшем выделить стадии толкования права в форме уяснения и разъяснения.

Второй вопрос должен охватить понятие способов толкования права, рассмотрение грамматического, логического, систематического, историко-политического, телеологического, специально-юридического и функционального способов толкования права с приведением их особенностей и примеров из правоприменительной практики на каждый способ толкования. 

В третьем вопросе  необходимо уделить внимание толкованию права по субъектам и таким его разновидностям как нормативное и казуальное толкование, аутентичное и делегированное толкование, судебное и административное толкование являющихся видами  официального толкования, а также видам неофициального толкования – доктринальному, профессиональному и обыденному. Толкование права по объему представлено буквальным (адекватным), ограничительным и расширительным (распространительным) толкованием. Каждый из выделенных видов толкования должен сопровождаться приведением примеров.    

Тема №24. Правотворчество и систематизация нормативно-правовых актов.

Примерный план

Введение

1. Понятие, принципы и виды правотворчества.

2. Законодательный процесс в Российской Федерации.

3. Понятие, значение  и виды систематизация нормативно-правовых актов.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе должна быть дана характеристика правотворческому процессу и его связи с правообразованием, выделены и раскрыты принципы правотворчества, на которые нет единого представления в науке и практике, приведена наиболее подробная классификация видов правотворчества, включающая законотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа, делегированное правотворчество, локальное правотворчество, договорное правотворчество, особенности которых подлежат рассмотрению.

Второй вопрос следует посвятить стадиям законодательного процесса в Российской Федерации, начиная от стадии законодательной инициативы и заканчивая стадией промульгации, где подробно излагаются процедура принятия федеральных законов, особенности принятия федеральных конституционных законов, институт «вето Президента Российской Федерации», порядок вступления в силу принятых законов. По такому же алгоритму исследуется процесс принятия законов субъектом Российской Федерации, где проживает студент. 

В третьем вопросе  необходимо остановиться на рассмотрении понятия и значения систематизации нормативно-правовых актов для юридической деятельности, дать характеристику способам систематизации нормативно-правовых актов: кодификации, инкорпорации, консолидации, учёту, провести их сравнительный анализ по субъектам осуществления, обязательности результатов, форме выражения и процедуре. Выделить виды инкорпорации – официальная и неофициальная, хронологическая и предметная, виды кодификации – всеобщая, отраслевая и специальная, виды учета – журнальный, карточный, электронный, осуществляемые в ручном или автоматизированном поиске, уделить внимание справочно-правовым системам. Каждый из выделенных способов систематизации нормативно-правовых актов должен сопровождаться приведением примеров.

Тема №25. Юридическая ответственность по российскому праву.

Примерный план

Введение

1. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности.

2. Виды юридической ответственности.

3. Цели и функции юридической ответственности.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с рассмотрения понятия юридической ответственности и её признаков с различных точек зрения учёных, переходя к описанию принципов юридической ответственности не надо забывать о неоднозначности взглядов на их видовое разнообразие и содержание. С помощью признаков юридической ответственности – мера государственного принуждения, неблагоприятные последствия для правонарушителя, основанием юридической ответственности выступает правонарушение, осуществляется по чётко закреплённой процедуре и других показать отличие юридической ответственности от других видов социальной ответственности. В дальнейшем аргументировать свою позицию на наличие «двухаспектной» юридической ответственности – позитивной (перспективной) и ретроспективной юридической ответственности.

Во втором вопросе детально остановиться на выделение видов юридической ответственности по различным основаниям – по содержанию санкций, по форме осуществления и по отраслевому признаку. Выделение видов юридической ответственности по последнему критерию является наиболее распространенным в юридической науке, но в тоже время и остро дискуссионным. Не все учёные соглашаются на наличие налоговой, процессуальной, конституционной, экологической юридической ответственности, наряду с её традиционными разновидностями – уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой. Описание перечисленных видов юридической ответственности должно включать: основания наступления, особенности субъекта юридической ответственности, виды наказания, субъекты, налагающие юридическую ответственность и другие особенности.

В третьем вопросе  выделяя цели юридической ответственности и её функции следует обратить внимание на имеющееся совпадение у учёных содержания данных категорий, например в качестве целей и функций называют предупреждение совершения правонарушений, воспитание у граждан необходимости правомерного поведения, поддержание правопорядка и другие, поэтому студенту необходимо обосновать признаваемую им точку зрения. Соотнести цели юридической ответственности с целями конкретных видов юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой.   

Тема №26. Правонарушение.

Примерный план

Введение

1. Понятие и признаки правонарушения, его виды.

2. Юридический состав правонарушения.

3. Поводы, причины и условия совершения правонарушений, меры их профилактики.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос следует начать с рассмотрения понятия правонарушения и его признаков с различных точек зрения учёных. Переходя к описанию видов правонарушения не надо забывать о неоднозначности теоретических и практических подходов на их классификацию. С выделением таких видов правонарушения как преступления, административные правонарушения, гражданские деликты, международные правонарушения, дисциплинарные проступки соглашаются почти все учёные, но процессуальные правонарушения, налоговые правонарушения, экологические правонарушения, конституционные правонарушения вызывают дискуссии.

Во втором вопросе дать понятие юридическому составу правонарушения и детально осветить каждый из его элементов – субъект и субъективную сторону правонарушения, объект и объективную сторону правонарушения, описать категорию «казус», при элементной характеристике следует привести примеры из юридической практики. 

В третьем вопросе необходимо охарактеризовать понятия «повод правонарушения», в качестве которого могут выступать обида, ревность, месть и другие отрицательные обстоятельства ситуативного характера (привести примеры),  причины правонарушений, имеющие социальные, биологические и психофизиологические начала и которые надо отграничивать от условий совершения правонарушений, обстоятельств, способствующих либо препятствующих совершению правонарушений. В дальнейшем привести группы условий вызывающих причины совершения правонарушений и предложить действия по нейтрализации этих негативных факторов.  

Тема №27. Правопорядок как результат правомерного поведения

Примерный план

Введение

1. Понятие, признаки, состав и классификация правомерного поведения по различным основаниям.

2. Правовой порядок: понятие, структура и общая характеристика.

3. Пути укрепления правопорядка. Роль правоохранительных органов в этом процессе.

Заключение

Литература

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса следует начать с раскрытия понятия «правомерное поведение», показать его значение для жизнедеятельности общества, остановиться подробно на признаках, привести классификацию по различным основаниям: внешнему выражению, мотивам, социальной значимости. При выделении состава правомерного поведения дать развернутую характеристику входящих элементов, сравнивая с соответствующими элементами юридического состава правонарушения. Для получения наиболее полного представления о понятии правомерного поведения следует обратиться к рекомендованной работе Жеругова Р.Т.

При обращении во втором вопросе к такой юридической категории как правопорядок необходимо учитывать, что имеются трудности с определением его содержания. В связи, с чем возникает необходимость в приведении различных точек зрения по обозначенной проблеме и аргументации наиболее приемлемой формулировки правопорядка. С целью всестороннего изучения данной категории ознакомьтесь с философским подходом Артёмова В.М., изложенным в его монографии. Познание правопорядка будет неполным без его классификации.

Признавая важность правопорядка для нормального функционирования общества и государства, реального обеспечения прав и свобод личности в третьем вопросе необходимо наметить пути упрочения и совершенствования правопорядка. В завершение данного раздела покажите значение органов внутренних дел и других правоохранительных структур в установлении правового порядка как важнейшего условия формирования основ правового государства в России.

Тема №28. Отклонения в правосознании.

Примерный план

Введение

1. Понятие и структура правосознания.

2. Виды и функции правосознания.

3. Отклонения в правосознании.

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе следует показать особенности правосознания как формы общественного сознания, которое обладает теми же признаками, что и другие виды правосознания политическое, нравственное, религиозное, научное и другие, но наряду с общими чертами имеет отличительные черты. В структуре правосознания традиционно выделяют правовую психологию и  правовую идеологию, хотя некоторые учёные обосновывают наличие в правосознания и других элементов – информационного, оценочного и волевого,  раскрытию перечисленных элементов должно быть уделено достаточное внимание.

Второй вопрос раскрывает видовую характеристику правосознания, позволяющую исследовать глубинное содержание правосознания и его значение для государственно-правовой деятельности. С этой целью требуется выделить виды правосознания по субъектам, носителям правосознания, и классифицировать их на индивидуальное, групповое и общественное правосознание,  по уровням правосознания на обыденное, профессиональное и научное правосознание, а содержание последних видов правосознания рассмотреть, в том числе и по выраженности в них правовой психологии и  правовой идеологии. В этом же вопросе должна получить отражение связь правосознания и права.

Третий вопрос показывает деформации, присущие правосознанию. Наибольшее распространение в научных публикациях отводится правовому нигилизму, он выражен в теоретических концепциях и практической реализации. Наряду с правовым нигилизмом учёные оперируют другими отклонениями в правосознании – правовой идеализм, правовой романтизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовая демагогия, «перерождение» правосознания, которые необходимо раскрыть, сопровождая соответствующими примерами.

Тема №29. Теория правоотношений.

Примерный план

Введение

1. Понятие, признаки и виды правоотношений. 

2. Состав (структура) правоотношений. 

3. Юридические факты: понятие и классификация.

Заключение

Литература

Методические указания

Первый вопрос начать с рассмотрения понятия «правоотношения» как разновидности общественных отношений, но обладающее рядом отличительных признаков, которые  следует раскрыть.  В юридической литературе выделяют фактическое и юридическое правоотношение, последнее выступает моделью правоотношения.  В научных и учебных публикациях приводится достаточное количество критериев классификации правоотношений – по функциям права, по отраслям права, по характеру правоотношений, по способу индивидуализации субъектов правоотношений, по природе юридической обязанности, по составу участников, по степени определённости сторон и другие основания, при приведении разновидностей правоотношений, их надо сопровождать примерами реальных правоотношений.

Второй вопрос раскрывает состав (структуру) правоотношений, на элементный состав которого существует две точки зрения, однако, в конечном счёте, охватывающие все элементы правоотношения – субъект и объект правоотношения, субъективное право и юридическую обязанность (содержание правоотношения). Субъект правоотношения как участник правоотношения наделяется правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью, но процедура их получения неодинакова для индивидуальных и коллективных субъектов правоотношения: физических лиц, юридических лиц, государства, государственных и общественных организаций. В характеристике объекта правоотношения сложились две теории объекта правоотношения монистическая и плюралистическая. Субъективное право принадлежит субъекту правоотношения и, являясь мерой возможного поведения, включает право пользования, право распоряжения, право требования и право защиты. Юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения выступает в трёх формах: активное поведение, пассивное поведение и юридическая ответственность. 

Третий вопрос показывает социальные (материальные) и юридические предпосылки возникновения правовых отношений. В качестве юридических предпосылок выступают нормы прав, правосубъектность, юридический факт. Необходимо привести понятие и классификацию юридического факта по различным основаниям, а в завершении осветить фактический состав и его виды.

Тема №30. Источники (формы) права.

Примерный план

Введение

1. Понятие источников (форм) права. Характеристика видов источников права.

2. Закон как нормативно-правовой акт. 

3. Подзаконные нормативно-правовые акты. 

Заключение

Литература

Методические указания

В первом вопросе рассмотреть источники права в материальном, идеальном и специально-юридическом смысле, в аспекте истоков, причин,  влияющих на возникновение и формирование права. В дальнейшем дать подробное описание выделяемых в юриспруденции источников (форм) права: правового обычая, правового прецедента и его разновидностей, нормативно-правового акта, нормативного договора, религиозных текстов, правовой доктрины (юридической науки), правового сознания, принципы права, судебной практики, выделяя при этом их положительные и отрицательные черты. 

Во втором вопросе дать развернутую характеристику закону, выделив его признаки, значение для регулирования общественных отношений, виды законов (делегированные законы, модельные законы, основы законодательства, кодексы и другие), в том числе и присущих российскому праву, показать особенности Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. 

Третий вопрос раскрывает особенности подзаконных нормативно-правовых актов в регулировании общественных отношений как нормативно-правового акта, имеющего второстепенный характер по отношению к закону, раскрывающего, детализирующего положения закона и определяющего порядок реализации законодательных норм. Выделить и показать особенности нормативных указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, министерств, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, локальных актов и актов органов законодательной власти, регламентирующих их организационную деятельность.    



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика